Является ли анархизм социалзмом?

Mednoi

21-11-2010 19:15:19

Отписываемся тут. ибо для меня это очень важно.

Load

21-11-2010 19:25:57

Смотря что понимать под социализмом.
Если подобное определение, то по-моему подходит:
Социализм: система народного хозяйства, при которой орудия производства, то есть земля и капитал (заводы, фабрика, железн. дор. и проч.), являются общей собственностью всех трудящихся; труд и производство, а равно распределение продуктов труда организованы таким образом, что эксплуатация одних членов общества другими становится невозможной: все трудящиеся при равных обязанностях и равных правах участия в общественном труде облечены равными правами в пользовании плодами своего труда

Чекист

21-11-2010 19:38:48

Тогда имеется вопрос- имеет ли такой социализм отношение к марксизму?

АNARCHY®WORLD

21-11-2010 21:40:03

Анархист = социалист, - для людей у которых слово социализм вызывает не здоровую реакцию уточняю социализм не равно гос. социализм.

p.s. вопросы в опросе не корректны по этому не голосую

Чекист

21-11-2010 21:44:25

ANARCHY&WORLD Зогин доказал, что и Энгельс и Ленин были против гос.социализма, что неоднократно подчеркивали в своих трудах. Следовательно тот же большевизм- близок анархизму?

АNARCHY®WORLD

21-11-2010 22:11:30

Chekist писал(а):Энгельс и Ленин были против гос.социализма

Практика говорит о другом, говорить можно что угодно , в принципе я ни когда от не государственников коммунистов не открещивался и воспринимаю их как временных союзников. В большевистской идеологи гос. социализм более вероятен по определению, чем социализм без приставок. Короче говоря если за спиной коммунист то надо постоянно оглядываться чтоб не получить нож в спину (коммунисты разные бывают).

Чекист

21-11-2010 22:16:51

Ну по крайней мере я вам стрелять в спину не собираюсь. Присутствующие на этом форуме марксисты- тоже. За других я право не ручаюсь.

АNARCHY®WORLD

21-11-2010 22:27:37

Chekist писал(а):Ну по крайней мере я вам стрелять в спину не собираюсь. Присутствующие на этом форуме марксисты- тоже. За других я право не ручаюсь.

Махно Нестор Иванович в свое время доверился большевикам за что заплатил с полна, не будем уверять друг друга в преданности социализму, мы делаем общее дело в борьбе с эксплуататорами , но давайте это дело делать каждый по своему без особых лобызаний :mi_ga_et:

Кащей_Бессмертный

21-11-2010 22:30:41

http://aitrus.info/sites/default/files/ ... D0%B02.pdf

Глава "Все социалисты" - среди последних она :men:

Mednoi

21-11-2010 22:31:25

Махно Нестор Иванович в свое время доверился большевикам за что заплатил с полна

как бы опять не обжечься.....

Чекист

21-11-2010 22:35:16

Не боись, не лапай голыми руками горячие красные предметы и все будет ок.

Mednoi

21-11-2010 22:36:54

http://anarchy-world.clan.su/news/2009-03-05-16
статья по теме.
Чекист. тебе в л.с.

Zogin

21-11-2010 22:39:14

АNARCHY®WORLD писал(а):Анархист = социалист, - для людей у которых слово социализм вызывает не здоровую реакцию уточняю социализм не равно гос. социализм.

p.s. вопросы в опросе не корректны по этому не голосую


Поставил бы кучу плюсов. Опрос некорректен.

Дело вот в чем. "Манифест" начинается с перечислениия реакционных социализмов. Видимо еще предстоит пережить много разных других форм социализма. Под анархизмом, как я понял, тоже каждый волен понимать, что ему захочется. Значения смотреть в последнем утвержденном правительством словаре - бессмысленно, слишком уж приходится ожидать ангажированности и некомпетентности, тем более, что анархизм (как и социализм) уже само по себе в словоупотребительной практике многозначные понятия.

Mednoi

21-11-2010 22:51:48

Zogin куча плюсов

АNARCHY®WORLD

21-11-2010 23:04:44

Zogin писал(а):Под анархизмом, как я понял, тоже каждый волен понимать, что ему захочется.

уточню, - в рамках 7 принципов.

Mednoi

21-11-2010 23:05:58

1. отсутствие власти
2. свобода от принуждения
3. свобода ассоциаций
4. взаимопомощь
5. разнообразие
6. равенство
7. братство

Чекист

21-11-2010 23:12:45

С марксистами как я понял разногласия по первым двум.

Zogin

21-11-2010 23:21:55

АNARCHY®WORLD писал(а):
Zogin писал(а):Под анархизмом, как я понял, тоже каждый волен понимать, что ему захочется.

уточню, - в рамках 7 принципов.


Из википедии "Теория анархизма вращается вокруг семи базовых принципов[источник не указан 552 дня]: См. также страницу обсуждения.

Возникает закономерный вопрос - а почему это источник не указан 552 дня. Неужто полтора года не один анархист не заглянул на страницу. Вроде нет - только недавно были дебаты пять их или семь.

Не сомневайтесь - скоро туда придет модератор и удалит весь ОРИСС про эти принципы. В моих статьях спорные утвержения тоже по полтора года висели, но через определенное время бот или специальная программа напоминает модераторам о таких вещах (как я понял).

Mednoi

21-11-2010 23:24:32

а так же по 3,4,5,6, ну наверно и по 7

Чекист

21-11-2010 23:27:59

А вот это уже клевета! "Равенство и братство"- это не марксистские лозунги? Они были и во французскую и в русскую революцию. А взаимопомощь? И где марксисты отказывались от свободы ассоциаций?

Mednoi

21-11-2010 23:33:19

И где марксисты отказывались от свободы ассоциаций?
ха ставлю 1.5 "Жигулевского" что марксисты анархистов в случаи успешной революции запретили. вспомним 1921. разгон учредительного собрания. и расстрелы анархистов.
"Равенство и братство"- это не марксистские лозунги?

разве да, но практика доказывает обратное.
Они были и во французскую и в русскую революцию.

ага и на флагах наполеона когда он пошел компанией на россию.
А вот это уже клевета!

мальчик успокойся, клеветы нет

Zogin

21-11-2010 23:33:33

Mednoi писал(а):а так же по 3,4,5,6, ну наверно и по 7


Точно!!!!!!! так это вообще шоу было. Анархизм у меня на википедии в странице наблюдения.

Пару лет назад принципов было три, потом их стало 4 - кто-то за "братство" стал сражаться. пару раз его удаляли и снова вставляли (хотя как мне тут помнится кто-то объяснял Ниди что-ли, что по классикам анархизма, необходимым условием является взаимопомощь, а вовсе не братство), ну да бог с этим. Ну так вот месяца еще через 3 принципов стало уже 5, а сейчас их уже неожиданно 7. И притом на все просьбы указать источник информации - никакой реакции - не сомневайтесь доберется модератор до этих принципов.

ЗЫ: Может самому настучать?? :smu:sche_nie::smu:sche_nie: Не буду пока. :mi_ga_et:

АNARCHY®WORLD

21-11-2010 23:51:05

Zogin писал(а):Возникает закономерный вопрос - а почему

а что кто то из анархистов кроме конечно анкапов и НАнайцев не согласен с определением анархизма семью принципами ? :mi_ga_et:
Zogin писал(а):кто-то за "братство" стал сражаться

ни кто не сражался , определение братства теоретиками давно описано с анархо точки зрения и обосновано, это всего лишь уточнение давно существующих анархистских принципов с целью оградить движение от внедрения и синтеза анархизма с враждебными идеологиями.

Zogin

22-11-2010 00:15:22

АNARCHY®WORLD писал(а):
Zogin писал(а):Возникает закономерный вопрос - а почему

а что кто то из анархистов кроме конечно анкапов и НАнайцев не согласен с определением анархизма семью принципами ? :mi_ga_et:


А это совершенно неважно, согласны присутствующие здесь или нет, важно высказывались ли на этот счет классики анархизма или какой-то серьезный политологический или научный источник.

Ну посудите сами - зайду я к примеру на националистический форум и создам тему - "национализм - это хорошо" кто-то из националистов не согласен? Так и запишем в википедии. Новый базовый принцип национализма. Несерьезно все это.

АNARCHY®WORLD писал(а):
Zogin писал(а):кто-то за "братство" стал сражаться

ни кто не сражался , определение братства теоретиками давно описано с анархо точки зрения и обосновано, это всего лишь уточнение давно существующих анархистских принципов с целью оградить движение от внедрения и синтеза анархизма с враждебными идеологиями.


Так значит определение анархизма диктуется вопросами тактики. Ну-ну. Прав был товарищ Сталин, когда говорил: "Без теории нам смерть! смерть! смерть!"

АNARCHY®WORLD

22-11-2010 00:34:13

Zogin писал(а):А это совершенно неважно, согласны присутствующие здесь или нет, важно высказывались ли на этот счет классики анархизма или какой-то серьезный политологический или научный источник.

конечно почитай Кропоткина и Бакунина что ли :mi_ga_et:
Zogin писал(а):Так значит определение анархизма диктуется вопросами тактики.

нет, тактика исходит из определений, а диктуется она временем, анархизм не равно консерватизм

Кащей_Бессмертный

22-11-2010 00:39:29

Zogin писал(а):А это совершенно неважно, согласны присутствующие здесь или нет, важно высказывались ли на этот счет классики анархизма или какой-то серьезный политологический или научный источник.

Ну посудите сами - зайду я к примеру на националистический форум и создам тему - "национализм - это хорошо" кто-то из националистов не согласен? Так и запишем в википедии. Новый базовый принцип национализма. Несерьезно все это.


вмешаюсь.

что общего между сталинизмом, маоизмом, марксизмом-ленинизмом, ретэкоммунизмом и фрейдо-марксизмом?

ну, кроме того что все это марксизмы?

Zogin

22-11-2010 00:53:47

АNARCHY®WORLD писал(а):
Zogin писал(а):А это совершенно неважно, согласны присутствующие здесь или нет, важно высказывались ли на этот счет классики анархизма или какой-то серьезный политологический или научный источник.

конечно почитай Кропоткина и Бакунина что ли :mi_ga_et:


То что они рассуждали о важности того или другого я не сомневаюсь. Но так подозреваю, если бы они прямым текстом указали, есть ли вообще эти базовые принципы, а если есть то сколько, то вопросов и дискуссий бы не было.

АNARCHY®WORLD писал(а):
Zogin писал(а):Так значит определение анархизма диктуется вопросами тактики.

нет, тактика исходит из определений, а диктуется она временем, анархизм не равно консерватизм


все ясно короче с этим вопросом :-):

Zogin

22-11-2010 01:02:44

Кащей_Бессмертный писал(а):
вмешаюсь.

что общего между сталинизмом, маоизмом, марксизмом-ленинизмом, ретэкоммунизмом и фрейдо-марксизмом?

ну, кроме того что все это марксизмы?


Как что общего - это учения выросшие из марксистской традиции, или по крайней мере на которые марксизм сильно повлиял.

В принципе и Ленин и Сталин никогда не претендовали на создание какого-то нового учения. Сталинизм и ленинизм изобрели люди любящие Ленина и Сталина. Если в их работах и можно найти какую-то ревизию марксизма, то касается она неключевых вопросов.

С маоизмом сложнее - это уже другое учение, имеющее в генезисе марксистскую традицию, но произведшее значительную ревизию взглядов.

По рэтекоммунизму и фрейдомарксизму пожалуй пока помолчу.

АNARCHY®WORLD

22-11-2010 01:04:21

Zogin писал(а):То что они рассуждали о важности того или другого я не сомневаюсь. Но так подозреваю, если бы они прямым текстом указали, есть ли вообще эти базовые принципы, а если есть то сколько, то вопросов и дискуссий бы не было.

не было необходимости в систематизации, время другое было, люди, нравы, ... , а в том что все принципы у теоретиков описаны можешь даже не сомневаться :mi_ga_et:

Zogin писал(а):все ясно короче с этим вопросом

надеюсь на это :-):

Чекист

22-11-2010 01:11:20

Mednoi писал(а): ха ставлю 1.5 "Жигулевского" что марксисты анархистов в случаи успешной революции запретили. вспомним 1921. разгон учредительного собрания. и расстрелы анархистов.
Учредительное собрание разгонял анархист Железняков так что не надо ля ля. В 1921 году согласен погорячились. А расстрелы анархистов это когда было?

Mednoi

22-11-2010 01:14:14

Учредительное собрание разгонял анархист Железняков

хехе. чувак. он что один разгонял?
А расстрелы анархистов это когда было?

школьник, учи матан.

Чекист

22-11-2010 01:16:21

Один представляешь. Совсем один. И злобные большевики не помогли ему в этом деле.

Mednoi

22-11-2010 01:17:59

Скрытый текст: :
олололо

Federal

22-11-2010 06:45:18

Zogin - вот один из диалогов на тему принципов анархизма viewtopic.php?f=6&t=22208&p=293867&hilit=%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#p293867 :
Скрытый текст: :
Принципы анархизма это предмет обычного ,естественного права,не нуждающегося в юридической опеке,они просты и понятны всем и каждый защищает их в трудную для себя минуту не заглядывая в уголовный кодекс .Кто то говорит ,что их семь:
1.отсутствие власти
2.свобода от принуждения
3.свобода ассоциаций
4.взаимопомощь
5.разнообразие
6.равенство
7.братство
Я бы ограничился пятью.Так как отсутствие власти подразумеваетсвободу от принуждения.А равенство лучше чем братство.Но это моё мнение.
И каждый день мы: сопротивляемся принуждению,хотим сами выбирать себе товарищей,хотим оказывать помощь,желаем выглядеть так как нам нравится и конечно желаем для себя и всех равенства и справедливости.Это естественные природные желания современного человека в современном мире.

Дубовик

22-11-2010 07:06:18

Chekist писал(а): Учредительное собрание разгонял анархист Железняков .

Учредительное собрание разгоняли Совнарком и ВЦИК на основании декрета от 6 января 1918, а не комендант Таврического дворца Железняков.

Chekist писал(а): А расстрелы анархистов это когда было?

Начались в апреле 1918. Пошли на спад с начала 1922. Продолжались в 1924-1933. Резко активизировались в 1937 и закончились совсем в 1940.

Дубовик

22-11-2010 07:09:42

Chekist писал(а):ANARCHY&WORLD Зогин доказал, что и Энгельс и Ленин были против гос.социализма, что неоднократно подчеркивали в своих трудах.

Если бы Ленин был прогтив госсоциализма не в некоторых из своих писаных трудов, а в своем практическом труде, то он бы и не возглавлял режим государственного "социализма".
А у Энгельса все ограничилось словами. В одном месте мог писать так, в другом - эдак. При желании я бы мог подобрать достаточное количество цитат из Энгельса, где речь идет о самом что ни на есть государстве.

Чекист

22-11-2010 07:17:52

У анархистов есть тоже множество пунктов где речь идет о государстве. В частности пункт об отмене государственной власти.

Дубовик

22-11-2010 07:36:10

Chekist писал(а):У анархистов есть тоже множество пунктов где речь идет о государстве. В частности пункт об отмене государственной власти.

Вы дурак или это у вас шутки дурацкие?
Кстати, говорить об отмене государства тоже есть дурь и чушь несусветная, - не повторяйте клевету советского агитпропа. Анархисты говорят об уничтожении, а не отмене государства. Это принципиально разные вещи.

Zogin

22-11-2010 11:42:57

Дубовик писал(а):
Chekist писал(а):ANARCHY&WORLD Зогин доказал, что и Энгельс и Ленин были против гос.социализма, что неоднократно подчеркивали в своих трудах.

Если бы Ленин был прогтив госсоциализма не в некоторых из своих писаных трудов, а в своем практическом труде, то он бы и не возглавлял режим государственного "социализма".
А у Энгельса все ограничилось словами. В одном месте мог писать так, в другом - эдак. При желании я бы мог подобрать достаточное количество цитат из Энгельса, где речь идет о самом что ни на есть государстве.



Вот я уже указывал товарищу Дубовику в теме про Лимонова по моему. Анархисты почему-то склонны придавать громаднейшее значение форме, считая что она чудом определит содержание. Не бывает такое. Никогда. Государственная машина может быть необходимо или не очень в зависимости от задач, стоящих перед обществом, а единственной действительной гарантией успешного течения революции является сила и организованность пролетариата. Никакие манипуляции с политической системой тут не помогут.

Рекомендую почитать два хороших текстика.

http://wpiog.ucoz.co.uk/publ/politiches ... i/2-1-0-15

О государственной и общественной собственности

Формирование государственного сектора экономики в странах со слабым или «среднеслабым» (В. И. Ленин) экономическим развитием, находящихся в самом начале пути к социализму, диктуется не подлинно экономическими потребностями развития, порожденными высоким уровнем обобществления труда, а стремлением обладать источниками накоплений, необходимыми для развития крупой промышленности.
Государственная собственность становится реальным производственным отношением прежде всего в промышленности. Насколько правомерно отождествлять ее с общественной собственностью? Здесь, как дань традиции, установившейся при описании социалистического строительства в СССР, действует некоторый гипноз формы собственности, уводящий от анализа реального содержания форм собственности в конкретном стране. В истории было немало случаев, когда форма собственности не соответствовала содержанию экономических отношений в конкретной исторической обстановке (см. например: К. Маркс Собр. соч. 2-е изд. Т. 12, с. 606; В. И. Ленин Полн. собр. соч., т. 16, с. 310).
Как известно, В. И. Ленин считал обобществление труда главной материальной основой неизбежного наступления социализма (т. 26, с. 73). Отделяя акт изменения формы собственности (национализацию) от процесса обобществления, он отмечал: «Но в том-то и гвоздь, что недостаточно даже величайшей в мире «решительности» для перехода от национализации и конфискации к обобществлению» (т. 36, с. 293). Ф. Энгельс боролся с непониманием действительной социальной природы государственного вмешательства в экономику, выступая против «государственного социализма», «фальшивого «государственного коммунизма»» в условиях бисмарковской Германии. В письме к В. Бракке он писал, в частности, что «всякая передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может иметь в наши дни {написано в 1878 г.} двоякий смысл и двоякий результат, смотря по обстоятельствам: либо реакционный – шаг назад к средневековью, либо прогрессивный – шаг вперед к коммунизму» (т. 34, с. 255) (см. также: т.19, с. 221-223, т. 20, с. 288-290).
Государственная собственность может стать общественной собственностью при следующих условиях.
Во-первых, если крупное производство сложилось в целостную систему, сформировало единый общенациональный рынок и служит экономической основой развития всех отраслей народного хозяйства.
Именно этого условия нет еще в экономически слаборазвитых странах, и централизация в руках государства прибавочного продукта общества как раз и направлена на создание этого условия.
Во-вторых, если рабочий класс в силу объективных экономических условий не только имеет возможность, но и политически действительно выступает в качестве руководителя и организатора всех остальных трудящихся.
В странах, совершающих национально-демократические и «народно-демократические» революции это условие также, как правило, отсутствует. Даже в тех странах, где такие революции с самого начала осуществлялись под руководством коммунистических партий, эти партии были по преимуществу крестьянскими, а не рабочими (напр., в компартии Китая к 1949 г. доля рабочих составляла 4%);
В-третьих, если в обществе складывается система демократических институтов и норм жизнедеятельности, определяющая цели, методы, пути, пропорции развития народного хозяйства, через которую осуществляется реализация общественной собственности.
Общее же правило для всех стран, начавших переход к социализму с исходно невысокого уровня развития капитализма, или избравших путь «социалистической ориентации» (термин, утвердившийся в 70-х годах) – установление господства бюрократии («рабоче-крестьянской» или «крестьянской», или происходящей из революционно-демократической интеллигенции), берущей в свои руки государственное, политическое, идеологическое, военное и экономическое управление. Бюрократия в этих странах образует «особое, замкнутое общество в государстве» (К. Маркс), приводит в движение политический механизм, осуществляет публичную власть, становится материальным воплощением государства, реальной силой, заинтересованной в укреплении самостоятельности государства по отношению к обществу.
На этой стадии развития государственная собственность на средства производства не может быть признана ни социалистической, ни буржуазной, но и не традиционно существовавшей в таких странах до победы революции. Это – собственность переходного типа, основанная на политическом насилии со стороны государства. В системе производственных отношений имеются в таких условиях элементы, роднящие их как с социалистическими отношениями (прежде всего отсутствие класса собственников средств производства; бюрократия не представляет никакого исторически определенного способа производства и потому не составляет общественного класса), так и с капиталистическими (государственная собственность противостоит трудящимся, как внешняя сила) и докапиталистическими отношениями (различные формы "внеэкономического принуждения").
Государственная собственность может явиться условием, фактором социалистического развития страны. Но важнейшими предпосылками этого должны стать, во-первых, экономический переворот, а во-вторых – политические изменения, способные привести к наполнению этой формы социалистическим содержанием - установление социалистической демократии.
Попытка же отождествить общественное устройство стран, далеких от решения этих, или одной из этих задач, с социализмом, является заведомым извращением научного социализма. И в этом случае по-прежнему актуален призыв Ф. Энгельса: «Следовало бы кому-нибудь взять на себя труд разоблачить распространяющийся, как зараза, государственный социализм» (т. 36, с. 96).



http://wpiog.ucoz.co.uk/publ/politiches ... om/2-1-0-7



О переходном периоде между капитализмом и социализмом.


Задачи переходного периода, которые должны решаться для обеспечения поступательного хода революционного процесса, хорошо известны. Главная из них - уничтожение всякой частной собственности на средства производства, то есть уничтожение не только капиталистического, но и мелкотоварного производства. Но "уничтожение" - это отрицательная формулировка. Положительная же - это обобществление средств производства, то есть превращение их в общую собственность всех трудящихся.

Эта общая собственность первоначально выступает как государственная собственность. Отсюда то требование к государству переходного периода от капитализма к социализму, которое было сформулировано основоположниками марксизма: это должно быть государство диктатуры пролетариата и это государство уже не является государством в полном смысле слова - оно не противостоит "обществу", а совпадает с его большинством - рабочим классом (и всеми слоями трудящихся, признающими гегемонию рабочего класса). Политические функции пролетарского государства - прежде всего подавление сопротивления свергнутых эксплутаторов - не единственные его функции, как известно. С самого начала и во все возрастающей степени это государство осуществляет экономические функции (содержание которых определяется исходным уровнем социально-экономического развития), выступая формой совместного владения средствами производства, то есть формой будущего "негосударства". Так называемая "рабочая оппозиция" очень сильно забегала вперед, требуя, фактически, разделения политической и экономической власти в самом начале переходного периода, в условиях ожесточенной классовой борьбы, за что заслуженно получила характеристику "анархо-синдикалистского уклона". Классовый характер пролетарского государства выражается в том, что средства производства отбираются у буржуазии, а не в создании "Всесоюзного съезда производителей". Но критика по адресу "рабочей оппозиции" включала в себя и признание правильности постановки ею некоторых вопросов (но не ее ответов). Социалистический характер государства (соответственно - и его собственности) определяется не только тем, насколько успешно оно экспроприирует капиталистов, хотя на первых порах - это главное в его деятельности. Этот характер определяется также и тем, насколько успешно оно создает механизмы реализации совместного владения, без которых общественная собственность, а стало быть и социализм - звук пустой.

Преодоление многоукладности экономики, создание индустриальной основы экономики (поскольку это дело рук не капитала, а рабочего государства) - это, безусловно, продвижение к социализму.

А вот обособление правящей верхушки господствующего класса в "социалистическую касту", занимающую господствующие позиции в обществе, являющуюся материальным воплощением партии и государства, приводящим в движение как политический, так и экономический механизм - процесс не только несоциалистический, но и прямо антисоциалистический - что и было продемонстрировано воочию, когда пришло время.

Вот и делите по периодам процессы, имевшие, по сути, разное направление, но осуществлявшиеся одновременно. Ничего не получится.

И в природе и в обществе переходы (гегелевские "скачки") представляют собой самую трудную для описания и объяснения задачу. Закон характеризует "спокойное", устойчивое состояние. Скачок же - это "момент" (в общественном развитии этот "момент " может занять несколько десятков лет, а в древности растягивался и на тысячелетия), когда законы одного "состояния" уже не действуют, а законы нового еще не проявили себя. В рамках такого перехода возможно появление мимолетных, "случайных" характеристик процесса. Явление богаче закона. Капитализм в начале своего развития использовал рабский труд, находящийся в вопиющем противоречии с капитализмом в его целостном виде. В рамках перехода от капитализма к социализму под давлением неблагоприятных условий такого перехода также возможно появление таких форм, которые ничего общего с социализмом как целостностью не имеют, но на какое-то время становятся формой его, социализма, становления, причем такой формой, которая может приобрести самодовлеющее значение и превратиться в форму, тормозящую само движение или даже приводящую к саморазрушению.

Возможность - еще не действительность. Однако, наблюдение конкретного исторического процесса (социалистического переворота в СССР) показывает, что та форма перехода к социализму, которая сложилась в силу прежде всего объективных причин, оказалась не слишком удачной. А причина поражения (не социализма, конечно, но этой попытки социалистического переустройства) очень проста. Собственность, экспроприированная у буржуазии (и созданные впоследствии средства производства) не стали общей собственностью всех трудящихся. Социализм не стал на собственные ноги, а потому и развалился, как только правящая верхушка сочла предпочтительным вариантом поискать для себя иных путей. Впрочем, ее можно понять - система, которую эта верхушка олицетворяла (говоря модным псевдонаучным языком, персонифицировала) изжила себя. А это, разумеется, не вина персоналий.

Средства производства принадлежали государству. Государство же, то, которое существовало в действительности, а не на бумаге, с "обществом" не совпадало и "представителем" его было лишь отчасти. Поэтому государственная собственность была собственностью трудящихся, но не всех, а только тех, которые входили в его, общества, бюрократическую верхушку (формально выборную и сменяемую, а на деле - самовоспроизводящуюся и неподконтрольную "всем", напротив, контролирующую и опекающую всё и вся, в том числе и "всех трудящихся"). Отношения собственности, таким образом, носили политический характер, основывались на насильственном отстранении большинства номинальных "совладельцев" от собственности как на средства производства, так и на продукт их труда. Поэтому и присвоение трудящимися, занятыми действительным трудом, создающим материальные блага, части их собственного продукта носило характер наделения их со стороны государства средствами к жизни по его, государства, разумению и повелению. То, что в таком обществе внешне совпадает с социализмом, обусловлено не реальной собственностью трудящихся на условия и продукт производства, а политическими интересами государства, в основе которых, в частности, лежит и присвоение прибавочного продукта общества, доля в котором каждого отдельно взятого "государственного мужа" определяется бюрократическим рангом.

Никакого "государственного капитализма", как это утверждают некоторые, здесь нет и в помине. Прибавочный продукт не приобретает формы прибавочной стоимости, но в этом, собственно, и нет надобности. Отношения эксплуатации здесь возникают лишь постольку, поскольку часть прибавочного продукта идет не на общие нужды (включая развитие производства), а на нужды потребления "верхушки", позволяя ей вести образ жизни, недоступный "простому советскому человеку". Другими словами, мы здесь имеем дело не с каким-либо вариантом эксплуататорского строя, а с политически обусловленной "мимолетной" формой "подхода" к социализму. С последним эту форму объединяет отсутствие класса частных собственников. Отличает же от него отсутствие общественной собственности на средства производства.

Короче говоря, полдела было сделано, оставалось доделать самую малость: уничтожить "бюрократию" как общественный (социально-политический и социально-экономический) институт, родившийся в условиях начала переворота и ставший преградой на пути его завершения. Но "политической революцией", как это представлялось Троцкому, здесь не обойдешься. Проблема глубже и шире. Дело в самом носителе социалистического переворота, без которого "антибюрократическая революция" превращается в пробуржуазный переворот.

Антисоциалистический характер общественного устройства в СССР доказывается прежде всего тем, что носителя социалистического переворота, способного его завершить, в нем попросту не оказалось. И это - не случайность.

"Отсутствие многопартийности автоматически ведет к потери Советами функций органа диктатуры пролетариата, т.к. эта функция фактически переходит к правящей партии, а Советы, за отсутствием субъектов, которые могли бы вести в них дискуссии, становятся административными единицами, встроенными в "вертикаль власти", с картонными элементами политической декорации".

Вопрос здесь гораздо сложнее и интереснее, чем функции правящей партии. Кстати, правящая партия и в условиях многопартийности подчиняет себе государственный аппарат - иначе, в чем был бы смысл ее существования?

"Поглощение" партией государства имеет и другую сторону - "поглощение" партии государством.

Но рассматривать этот процесс, находясь в плену парламентаристских представлений (правящая партия, оппозиция, оппонентура, субъекты дискуссии и проч.) толком невозможно.

Государство (и правительство) - орган господствующего класса или, что то же самое, орган классового господства. Политический "плюрализм" буржуазной демократии сводится к тому, что господствующий класс периодически перекладывает власть (в смысле осуществления функций государственного управления) из одной руки в другую, например, из "демократической" в "республиканскую", или, при многопартийности, из пятой, скажем, в седьмую. Это - серьезное дело, реальная политика. Контроль над государственным аппаратом, особенно в нынешнее время, сулит огромные выгоды, причем не только и не столько профессиональным политикам.

Однопартийная система означает создание устойчивого партийно-государственного конгломерата. Грани между его составляющими - в значительной степени условны. Не случайно в партийных документах 20-х годов встречались фразы вроде: "партия имеет в своем распоряжениии средства производства". В самом деле, партия "имеет" государство, которое, в свою очередь, "имеет" средства производства и другую собственность. Различие между политической властью и властью экономической здесь стирается. Первое - предпосылка второго, но затем второе становится предпосылкой первого.

"Политическое" овладение экономикой - формальный акт ее подчинения. Реальным же это подчинение становится тогда, когда создаваемая система начинает воспроизводить себя, становясь, одновременно, основой политической власти. "Политика - концентрированное выражение экономики" (Ленин).

Но что такое партия и что такое государство? И то, и другое - организация определенного класса. В рассматриваемом случае речь идет об организациях одного и того же господствующего класса - пролетариата. В чем различие между этими организациями? В государство (например, в Советы) организуются поголовно все пролетарии, а также, на определенных условиях, их союзники (правильнее сказать, должны были организоваться, по программе Советов, но этого не произошло). В партию (или в партии) организован авангард, "впитавший в себя революционную энергию класса" (Ленин), политический представитель класса.

В партийно-государственном конгломерате ведущая роль принадлежит партии, и это определяется общим отношением между авангардом класса, классом в целом и всеми трудящимися массами. Ленин не зря говорил о "формально некоммунистическом" государственном аппарате.

Совершенно ясно, что в этих условиях классовый характер государства определяется, в первую очередь, классовым характером партии. Советы - орган диктатуры пролетариата не потому, что их избирают или в них участвуют все поголовно пролетарии и их союзники, а потому, что во главе этих Советов стоит революционная пролетарская партия, как бы она себя не называла.

Руководящая роль пролетарской партии - гарантия сохранения пролетарского классового характера государства. Но какие внешние гарантии сохранения классового характера самой партии? В буржуазном обществе эти гарантии создаются самими условиями классовой борьбы и свободой союза, которая вовсе не нуждается в санкции буржуазной многопартийности (в условиях подполья свобода союза, а стало быть, возможность раскола партии не требовали соизволения властей).

В условиях однопартийной системы внешние гарантии (то есть не внутрипартийные) сохранения классового характера партии, которые дает политический демократизм, ограничены. Стало быть, появляется возможность ее перерождения как буржуазного (в политическом и идеологическом смысле), так и "бюрократического" (в смысле отрыва от масс, как это называлось). Это - отражение реальных противоречий развития и закрывать на них глаза нельзя. Но, как вновь приходится напоминать, возможность не всегда превращается в действительность, и никакого "автоматизма" здесь нет. Кстати, многопартийная система также не гарантирует от перерождения, зато создает возможность быстрой прямой утраты власти пролетариатом. Если бы большевики не урезали политический демократизм, то вскоре после победоносной гражданской войны они почти наверняка "слетели" бы, а вместе с ними "слетела" бы и революция.

Никакие манипуляциии с политической системой ничего серьезного не дадут. Единственная действительная гарантия поступательного хода революциии, пролетарского характера партии, "нормальных" взаимоотношений авангарда и масс в условиях как однопартийной, так и многопартийной системы - высокая степень организованности, сплоченности, единства и зрелости пролетариата - и ничто другое.

Что же до "партийно-государственного конгломерата", то непонимание его необходимости - это непонимание самих задач и особенностей переходного периода. Партия после взятия пролетариатом власти - уже не та партия, какой она была при господстве буржуазии, также, как пролетарское государство - уже не государство в прежнем смысле слова. Взаимоотношения их становятся иными, "правящая партия" - термин буржуазной демократии - может здесь употребляться лишь по старинке. Ведущее звено пролетарской диктатуры - это будет вернее и считать это чем-то недопустимым совершенно неправильно.

Пролетариат, чьим политическим представителем является пролетарская партия, сразу же после прихода к власти вступает в полосу своего "уничтожения" как пролетариата. Между прочим, это относится и к его партии. В будущем бесклассовом обществе не будет политики, государства, а стало быть и политических партий как классовых организаций. Но как именно пойдет процесс, во что превратится в условиях социалистического общественного самоуправления партия - об этом заранее не скажешь.

Шаркан

22-11-2010 12:28:50

Zogin писал(а):Анархисты почему-то склонны придавать громаднейшее значение форме, считая что она чудом определит содержание.
не совсем так.
Структура задает рамки функционирования - вот так краще. И вернее.

Pedro

22-11-2010 13:16:32

Зогин, Чекист- вы поганые большевистские выродки. Подобные вам убивали анархистов на Украине, топили в крови Кронштадтское восстание, уничтожали миллионы безвинных людей. Ваши руки по локоть в крови, и вы еще смеете протягивать нам руку дружбы?! Долой марксистов! Да здравствует анархия!

Шаркан

22-11-2010 13:20:21

Mednoi писал(а):Является ли анархизм социалзмом?
да

Smersh

22-11-2010 13:27:22

Pedro писал(а):Ваши руки по локоть в крови

Меня терзают смутные сомнения, что они в своей жизне таки да никого не убили ещё. :-)

Federal

22-11-2010 13:27:50

Pedro писал(а):Зогин, Чекист- вы поганые большевистские выродки. Подобные вам убивали анархистов на Украине, топили в крови Кронштадтское восстание, уничтожали миллионы безвинных людей. Ваши руки по локоть в крови, и вы еще смеете протягивать нам руку дружбы?! Долой марксистов! Да здравствует анархия!

В жизни многие играют какие то роли.Некоторые не проведя на войне и часа мнят себя ветеранами сражений.Давайте рассматривать этот форум как диалоговое пространство - без театральных постановок. :hi_hi_hi:

Шаркан

22-11-2010 13:36:26

Pedro писал(а):Зогин, Чекист- вы поганые большевистские выродки
и это не секрет. Но ты таки воздержись от нападок на личности.
Тут и так полно хамов, новые не нужны.

Чекист

22-11-2010 13:48:47

Pedro первое китайское- оно же предпоследнее. Будете ругаться- подниму вопрос о бане. Шаркан и что же это не секрет?

Чекист

22-11-2010 13:49:18

Pedro первое китайское- оно же предпоследнее. Будете ругаться- подниму вопрос о бане. Шаркан и что же это не секрет?

Mednoi

22-11-2010 14:32:40

Зогин, Чекист- вы поганые большевистские выродки. Подобные вам убивали анархистов на Украине, топили в крови Кронштадтское восстание, уничтожали миллионы безвинных людей. Ваши руки по локоть в крови, и вы еще смеете протягивать нам руку дружбы?! Долой марксистов! Да здравствует анархия!

Вот это мнение анархиста! а не пиздаболо

elRojo

22-11-2010 14:51:19

АNARCHY®WORLD писал(а):а что кто то из анархистов кроме конечно анкапов и НАнайцев не согласен с определением анархизма семью принципами ?
ну я, например.. считаю, что некоторые из приведенных "принципов" просто излишни..

1. отсутствие власти/свобода от принуждения - если отсутствует власть, то каким хреном можно кого-то принудить? т.о. одно вытекает из другого и не требует отдельного упоминания..

2. свобода от принуждения/свобода ассоциаций - если никто меня не может ни к чему принудить, то вполне логично, что я могу взаимодействовать с кем и как я захочу, т.е. свободно вступать в любую ассоциацию на основе взаимосогласия.. опять лишнее упоминание..

3. свобода ассоциаций/разнообразие - логично, что в мире свободных ассоциаций формы самовыражения также будут свободными.. а это и есть путь к разнообразию..

4. братство/взаимопомощь - если есть братство, то отдельно упоминать взаимопомощь не требуется.. братство в любом случае включает в себя взаимопомощь, а без нее не является братством..

в общем - сплошная тавтология.. лично я поддерживаю классическую формулу: свобода, равенство, взаимопомощь (как эрзац братства: братство это слишком сильное обязательство и требовать его нельзя, но вот без взаимопомощи анархическое общество точно не будет возможно).. на мой взгляд эта формула достаточна, как описание базовых принципов анархизма..

ну а по стартовой теме.. хочу процитировать одну главу (дам с сокращениями, без лишней ваты - ну и кое-что подчеркну для наглядности) из известного анархического ФАКа:
Скрытый текст: :
Чем социалисты отличаются от анархистов?

Все анархистские течения противоположны и противодействуют капитализму. Это потому, что капитализм основан на притеснении и эксплуатации. Анархисты отклоняют «предположение, что люди не могут работать вместе, если они не имеют руководителя, который забирает себе процент от их труда» и думают, что в анархическом обществе «реальные рабочие будут устанавливать свои собственные правила, решать, когда, где и как работать»...

Мы должны подчеркнуть, что анархисты отрицают все экономические формы, основанные на доминировании и эксплуатации, включая феодализм, советский тип «социализма» и т.д. Мы концентрируем свои усилия на капитализме, только потому, что этот тип организации общества сейчас наиболее распространен.

Анархо-индивидуалисты (Бенджамин Таккер) наряду с анархо-социалистами (Прудон и Бакунин) объявили себя «социалистами». Они сделали так, потому что, как выразился Кропоткин в своем классическом эссе «Современная Наука и Анархизм»: «задолго до того, как Социализм был понят в его широком и истинном смысле – как усилие отменить эксплуатацию труда Капиталом – Анархисты шли рука-об-руку с Социалистами того времени». Или, у Таккера, «основа Социализма в том, что результаты труда должны быть собственностью рабочих»... Следовательно, слово «социалист» имело первоначальное значение, включающее в себя «всех тех, кто верил в право индивидуума владеть тем, что он или она произвели». Эту оппозицию эксплуатации разделяют все истинные анархисты.

Для большинства социалистов «единственная гарантия того, что не будут отняты плоды вашего труда, – владение средствами производства». По этой причине Прудон, например, поддерживал кооперативы рабочих, где «каждый индивидуум имеет свою долю в собственности предприятия» и «участвует в прибылях и убытках... всего коллектива», таким образом «труд перестает быть источником прибыли небольшого количества руководителей: он становится собственностью всех рабочих». Социалисты стремятся к созданию общества, в котором рабочие владеют и управляют средствами производства. Средства, которыми предполагается достижение этого результата – спорный пункт у анархизма и других социалистических течений, но стремление общее для всех. Анархисты за прямой контроль и управление рабочими собственностью в форме ассоциаций рабочих или коммун.

Анархисты считают себя социалистами, но определенного вида – либертарными социалистами. Как анархо-индивидуалист, Джозеф А. Лабади выразил свое мнение так (аналогично у Таккера и Бакунина): «[я], сказал, что анархизм – не социализм. Это – ошибка. Анархизм – добровольный социализм. Есть два вида социализма – авторитарный и анархический (либертарный), государственный и свободный. Действительно, мнение каждого человека должно либо увеличить, либо уменьшить полномочия делегированных к управлению людей. Поскольку они увеличиваются, они – иерархичные; поскольку они уменьшаются, они являются анархическими».

Лабади заявил, что обычно «все анархисты – социалисты, но не все социалисты – анархисты». Поэтому, комментарий Дэниела Гуерина, что «Анархизм является действительно синонимом социализма. Анархист – прежде всего социалист, цель которого – отменить эксплуатацию человека человеком», отражен повсюду в истории анархического движения... самоуправление рабочих – основной идеал реального социализма...

Однако значения слов со временем изменяются. Сегодня под социализмом почти всегда подразумевается государственный социализм, система, против которой все анархисты выступали как против опровергающей свободы и подлинные социалистические идеалы. Все анархисты согласились бы с заявлением Н. Хомского по этому вопросу: «Если левые сознательно сотрудничают с Большевиками, тогда я категорически отделил бы себя от левых. Ленин был одним из самых ярых врагов социализма».

Анархизм развивался в постоянной оппозиции идеям Марксизма, социальной демократии и Ленинизма. Еще задолго до того, как Ленин пришел к власти, Михаил Бакунин предупреждал последователей Маркса против «Красной бюрократии», которая означает «худшее из всех деспотических правительств», если государственно-социалистические идеи Маркса когда-либо осуществятся. Действительно, работы Штирнера, Прудона и особенно Бакунина предсказывают ужасы государственного социализма с большой точностью. Кроме того, анархисты были первыми среди критиков и оппозиции большевистскому режиму в России.

Однако, будучи социалистами, анархисты действительно разделяют некоторые идеи с некоторыми Марксистами (но не с Ленинистами). И Бакунин и Таккер согласны с диалектическим материализмом Маркса и критическим анализом капитализма, так же как и с его трудовой теорией стоимости. На самого Маркса существенно повлияла книга Макса Штирнера «Единственный и его собственность», которая содержит блестящий критический анализ того, что Маркс называл «вульгарным» коммунизмом, а так же и государственного социализма. Нередко у марксистов были взгляды, очень сходные с социальным анархизмом (особенно с анархо-синдикализмом) – например, взгляды Антона Паннекука, Розы Люксембург, Поля Маттика и других марксистов, которые были достаточно далеки от взглядов Ленина. Карл Корш и другие писатели сочувствовали анархической революции в Испании. Есть много писем Маркса Ленину, но есть также и большое количество писем Маркса либертарным марксистам, которые были резко критически настроены к Ленину и Большевизму и чьи идеи приближаются к идеям анархизма.

Поэтому анархизм – форма социализма, которая находится в прямой оппозиции тому, что обычно определяется как «социализм» (то есть государственная собственность, контроль и управление). Вместо «центрального планирования», которое для многих ассоциируется со словом «социализм», анархисты защищают свободную ассоциацию и сотрудничество между людьми, рабочими и общинами, и таким образом выступают против «государственного» социализма как формы государственного капитализма, где «человек становится пленником Государства, так как оно является монопольным плательщиком заработной платы»...

Из-за этих различий с государственными социалистами и для избежания путаницы, большинство анархистов называют себя только «анархистами», так как считается само собой разумеющимся, что анархисты являются социалистами. Однако, с развитием так называемого «либертарианства» в США, некоторые прокапиталистически настроенные силы обвинили анархистов в плагиате, и именно поэтому мы заострили внимание на этом пункте. Исторически и логически, анархизм подразумевает антикапитализм, то есть социализм, и эта позиция вполне поддерживается всеми анархистами, неоднократно ими обсуждалась, и, в частности, проблема «анархо»-капитализма, который признан практически всеми анархистами – не совсем «анархическим» течением...

Шаркан

22-11-2010 15:07:46

elRojo писал(а):некоторые из приведенных "принципов" просто излишни

blog.php?u=1897&b=522

Zogin

22-11-2010 15:11:50

Pedro писал(а):Зогин, Чекист- вы поганые большевистские выродки. Подобные вам убивали анархистов на Украине, топили в крови Кронштадтское восстание, уничтожали миллионы безвинных людей. Ваши руки по локоть в крови, и вы еще смеете протягивать нам руку дружбы?! Долой марксистов! Да здравствует анархия!


Про безвинных людей сюда viewtopic.php?f=4&t=21221&start=330

Цитата из дискуссии меня с оппонентами

Умали писал(а): Типично совдеповская позиция - давайте будем полуслепыми видеть только хорошее и закрывать глаза на все плохое.
Все взаимосвязано. Почти все хорошее в совке было перепачкано кровью невинных жертв.


Zogin писал(а):Кровь невинных жертв - это очень хорошо! Значит революция продолжается!


черкас писал(а): Провокаторствуем?


Zogin писал(а):
Борюсь с немудрыми людьми.

Вообще вы понимаете, что категория "виновности" сугубо классова и диктуется нормами принятыми в среде и собственными "категорическими императивами"?

Помнится где то читал (у Александра Зиновьева что ли - не уверен) так вот автор сравнивал ощущение вины у зеков в сталинские времена и в хрущевские. В сталинские все себя ощущали виновными "Эх, оплошал. не надо было мне тестю то письмо писать". С хрущевских же времен и до сих пор виноватых вы в тюрьмах не найдете.


Partisanius писал(а):а вы Шаламова попробуйте читать - гляди и мнение переменится


Zogin писал(а): Читал. "Очерки преступного мира", еще несколько рассказов. Хорошо пишет.


Partisanius писал(а): :-) только не говорите об этом Шансону, его это может обидеть :hi_hi_hi:

а у Шаламова, как я помню, была градация на блатарей и всех остальных, т.е. фраеров. так даже, фраера, которые шли по 58 статье были разные- делились на тех, кто был уверен, что они правы, просто в их деле была ошибка, а все остальные - (кстати, троцкисты, анархистов к тому времени истребили) мрази и истинные враги, но большинсво было другого мнения - они считали себя истинной опозицией (не помню термина, который использовал автор).


Zogin писал(а):Хе. Да это политические, идейные - у них немного другой расклад, чем у простого человека. Но по любому моего тезиса о классовой, социальной, и прочей ангажированности понятия "вины" это не отменяет.

АNARCHY®WORLD

22-11-2010 15:25:35

elRojo писал(а):ну я, например.. считаю, что некоторые из приведенных "принципов" просто излишни..


Все таки давай рассматривать термины как они есть братство и взаимопомощь две разные вещи, хотя взаимопомощь не отделяемая часть условия братства, но это же условие не всегда применимо к некоторым случаям вне братства, так что это самостоятельные взаимодополняющие термины.

Братство - содружество, основанное на общности целей, взглядов, принципов

Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество, кооперация) - согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

Если не убедил то sorry, останемся каждый при своем, мне все же понятнее семь принципов, а не три, четыре, или пять, есть внятность нет путаницы, нет и проблем.

Скрытый текст: :
* Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать свое мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.

* Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.

* Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что на место власти должен быть привнесен принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу вверх, а не наоборот, как это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата).

Два последующих принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое. Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится все сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях все равно возможен.

* Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

* Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.