Идеи Кропоткина в восприятии анархистов современной России

NestorLetov

12-06-2011 10:42:48

В московских книжных магазинах имеется в наличии книжка "Пётр Алексеевич Кропоткин и проблемы моделирования историко-культурного развития цивилизации. Материалы международной научной конференции".
в 500-страничной книге была с радостью обнаружена работа уважаемого Петра Рауша "Идеи Кропоткина в восприятии анархистов современной России". Товарищ Рауш - участник Ассоциации Движений Анархистов. Несмотря на моё несогласие с его мировоззрением (впрочем,не такое глобальное, чтобы с криком "анархо-капиталисты проклятые!!!" свалить из АДА), нашёл ссылку в интернете на его работу и приглашаю интересующихся ознакомиться - не пожалеете!

Вопрос о существовании анархического движения в современной России и его периодизации

На самом деле и у некоторых исследователей – и даже у некоторых современных анархистов – сложилось убеждение, что в действительности “современного анархического движения” в России вообще не существует, а попытки понимать в этом качестве явно недостаточно скоординированную активность отдельных анархо-групп могут восприниматься лишь как слабоообоснованные претензии. В этом смысле показательно название большой статьи активиста анархо-экологической организации “Хранители Радуги” Сергея Фомичёва, вышедшей несколько лет назад: “Прелюдия к анархизму”. Хотя сам Сергей постоянно употребляет именно термин “движение” для обобщающей характеристики деятельности современных анархистов, основная его мысль (нашедшая выражение в названии статьи) сводилась к тому, что появление “настоящего” анархического движения в России – дело будущего, а всплеск активности анархистов в 1989-92 годах следует понимать как некий не вполне удавшийся и уже завершенный эксперимент. Однако согласится с такой оценкой всё же не представляется возможным.

Период формирования движения относится к 1986-87 годам, хотя отдельные активисты пытались действовать и ранее. Однако лишь в конце восьмидесятых активность анархистов вышла за рамки локальных проектов, и вновь создаваемые группы начали реальное установление контактов между собой. Первоначально этот процесс происходил в рамках Конфедерации Анархо-Синдикалистов: организации, программные установки которой были ориентированы на модель “рыночного социализма” и опыт шведского синдикалистского объединения SAC, а от анархо-коммунистической концепции Кропоткина подчёркнуто отличались. Объединяющий потенциал КАС был обусловлен тем, что от присоединяющихся к ней анархистов требовалось согласие с документами Конфедерации не полностью, а “в основном” – вопрос же о том, что считать “основным”, каждый присоединяющейся решал для себя сам. В результате на этапе формирования движения для многих указание на анархический характер организации, содержавшееся в её названии, оказалось важнее, чем всё остальное. Но практически с первого съезда КАС было ясно, что объединение всех анархистов в КАС создает проблемы, которые рано или поздно придётся решать.

В дальнейшем прослеживается чёткая зависимость состояния анархического движения от революционного процесса, происходившего в стране в целом. Это касается ряда показателей.

Во-первых, количество участников отдельных анархических групп. В 1990 году в Питере в эти группы в целом входило около 80 человек, в Москве – более 200, в ряде других городов (Саратове, Казани, Иркутске) – по 20-30 участников.

Во-вторых, количество городов, в которых было представлено движение, на период максимума – а именно в 1991 году – составляло несколько десятков.

В-третьих, начало национал-либеральной революции 1990-93 годов в общем совпадает с началом традиции проведения межтерриториальных анархических съездов и конференций, а также акций, в которых одновременно принимают участие анархисты многих городов России – и которые в ряде случаев имели массовый характер, включая в себя тысячи участников.

Наконец, в это время появляется – и выходит достаточно большими тиражами – множество анархических изданий. В 1990 году “нормой” считался трехтысячный газетный тираж, а некоторые издания тиражировались десятками тысяч экземпляров. Пик издательской активности анархистов также приходится на 1991 год – год распада СССР, ликвидации государственного строя в его прежней форме и образования новой, сохраняющейся до сих пор, политической системы.

Подъем сопровождается “кризисом роста”: анархическое движение раскалывается. От более организованной и умеренной КАС отделяется радикальное меньшинство, объединяющееся в Ассоциацию Движений Анархистов, строящейся по принципу самоприёма и отказавшийся от принятия решений большинством голосов. В этот же период создаётся большое количество локальных и межтерриториальных анархических объединений, как левых (Инициатива Революционных Анархистов), так и правоанархических (Анархо-Демократический Союз). Показательно, что в период подъёма движения основное разделение между КАС и АДА проходит именно по параметрам внешней “умеренности” (программа) и внутренней “организованности” (устав), а не по показателю “правые – левые”. Часть умеренных "правых" анархистов, выступающих против социализма, остаётся в составе КАС, в то время как АДА, с момента образования взявшая установку на объединение всех анархистов, на первом этапе практически включила в себя в основном наиболее “крайних” и экстремистски настроенных участников движения (как "левых", так и "правых").

В августе 1991 года революция достигла своей высшей точки, в этот же момент происходит и перелом в характере политических изменений. В анархическом движении начинается новый кризис – который, в отличие от предыдущих лет, уже не был кризисом роста. Оформление основных составляющих перестроившейся государственной системы в целом завершилось девять лет назад принятием действующей конституции РФ. Это тут же отражается на движении – численность групп сокращается, часть их распадается, многие издания перестают выходить. Начинается период депрессии. В это время идёт поиск методов, способных обеспечить защиту от распространяющегося распада. Движение освобождается от людей, примкнувших к нему “случайно”, на волне подъёма. В Ассоциации Движений Анархистов систему самоприёма заменяет кооптация. Другие группы пытаются идти по пути ужесточения программных установок – в России происходит организационное оформление анархо-коммунистов на платформе CNT/МАТ. В то же время как политизированные анархические организации, пытаясь сохраниться, переходят от конфронтации между собой к попыткам взаимной поддержки, анархо-экологическая часть движения окончательно осваивает практику использования новых ресурсов – и усиливается её относительное обособление.

За последние годы в движении также многое изменилось: так, например, по мере эволюции власти “вправо” в анархо-движении четко отслеживается идеологическое “левое” смещение. Появляется и разворачивается новый проект – “Автономное действие”, вызывающий ряд дискуссий. При этом часть оппонентов АД, отказывающихся в данный момент от какой-либо формализации, относится к числу "ветеранов КАС", стоявших у истоков движения. Организованные группы КАС сохраняются лишь в Сибири, где ситуация в движении существенно отличается от Европейской России.

Сегодняшний период “пяти объединений” – “Хранители”, АДА, сторонники МАТ (Межпрофессиональное объединение трудящихся – МПСТ), АД и “федерация неформализованных”– берет своё начало в 1999 году. Его начало в общем совпадает с окончанием правления первого президента РФ, спадом массовых протестных выступлений, возобновлением Кавказской войны и началом затронувших анархистов политических репрессий.

Таким образом, условно можно выделить в современном анархическом движении России пять периодов. Каждый из них сопровождался попытками адаптации движения к происходящим в стране процессам и имел своим результатом выработку наиболее адекватных реальности организационных форм, в дальнейшем сохраняющихся в качестве “боковых ответвлений”:

1. Конец 80-х – весна 1990 – формирование. В стране складывается революционная ситуация. В роли организации, объединяющей всех анархистов СССР, с начала 1989 года выступает Конфедерация Анархо-Синдикалистов (КАС).

2. Весна 1990 – август 1991 – “кризис роста”. Начало революции и её развитие по “восходящей”. Раскол движения: формируется параллельная КАС организация, действующая на принципах самоприёма и принятия общих решений консенсусом, а не большинством голосов – Ассоциация Движений Анархистов (АДА).

3. Август 1991 – конец 1993 – смена тенденций. Продолжение революции 1990-93 годов по нисходящей. Выход лидеров КАС из движения, распад большинства групп КАС на территории Восточной Европы. Выделение анархо-экологического движения в качестве самостоятельного (“Хранители Радуги”).

4. Конец 1993 – 1999 – депрессия. Революция закончена. Нераспавшиеся анархо-группы решают вопросы самосохранения путем “мирного сосуществования” и взаимопомощи внутри движения, ужесточают свою организационную структуру (реорганизация АДА) либо программные установки (оформление секции МАТ – МПСТ).

5. С 1999 по настоящее время – “встречное движение” в условиях наступления государственной реакции. Сдвиг движения “влево”, появление новой организации – “Автономного Действия” (АД).

Понятно, что предлагаемая периодизация очерчена здесь лишь в самом общем виде и не претендуют на подробное отражение локальной специфики. Однако нужно ещё раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, речь идет лишь о разных периодах одного и того же движения – которое не только “существовало”, но и продолжает существовать (ряд участников движения остаются в нем на протяжении более чем десяти лет; формируются устойчивые традиции групп; аккумулируется опыт проведения акций, организационной работы, издательской деятельности и пр.; сохраняется ряд основных ценностных установок и общая антигосударственная ориентация). Теперь посмотрим, каким же образом это движение воспринимает идеи Кропоткина и как относится к нему самому.

И ещё столько же: http://yar.anarhist.org/library/history/h_mod_09.htm