NestorLetov
13-06-2012 06:59:56
К началу 2012 года наше общество медленно, но верно, стало искать новые пути развития. Курс "суверенной демократии" вызывает всё большее отторжение, однако этот процесс пока сдерживается и непонятно, что ждёт нас дальше.
Однако уже сейчас следует немного покопаться в бесценном наследии мыслителей и активистов прошлого - человечество очень часто попадает в похожие ситуации на протяжении своей истории, а значит нам есть с кого брать пример.
XIX век - вот куда предстоит нам обратить свои взоры. Конфликты, жестокая эпоха рабства и изобретение фотографии; казалось бы, что же ещё может знать человек об истории позапрошлого столетия?
Оказывается, именно в это время возникло целое направление в общественной мысли, имя которому - анархизм. Многие знают об анархических восстаниях рабочих в Европе, кто-то слышал о недалёком антисемите Бакунине или выдающемся георгафе и "отце" вольного коммунизма, Кропоткине. Однако, в тени остаюся десятки, если не сотни имён тех, кто так же поднимал знамя всеобщего освобождения; среди них - американский анархист-индивидуалист, христианин и философ Генри Торо.
Его жизнь - яркий пример того, как стихийный юношеский радикализм переходит в стройную систему взглядов, противоставляющую современной государственной системе суверенную личность, при этом не теряя духа внутренней свободы.
Первый этап споротивления для Торо ознаменовался принятием идеи "ухода от цивилизации" - сейчас такие взгляды именуются примитивизмом. Торо считал, что современная цивилизация слишком громоздка и вредна для человека, а ключ к спасению будет заключаться в единении с природой. В отличии от современных трусливых и самодовольных анархистов-противников технократического мира, он решил проверить убеждения своей юности практикой - в 1845 году философ на 2 года переселяется в хижину и пытается обеспечить себя всем необходимым без помощи извне (однако, не уединяясь при этом от людей). По мотивам эксперимента Генри пишет книгу "Уолден, или жизнь в лесу", демонстрируя при этом возможность достойной жизни вне "общества потребления".
В 1846 году Торо включается в общественную жизнь - в знак протеста против войны США с Мексикой, он отказывается платить налоги, найдя тем самым основную болевую точку государства. Конечно, такого индивидуального бунта правящий режим простить не мог и засадил "преступника" в тюрьму. Рискну предположить, что именно тогда Торо начал продумывать систему взглядов, которую позже отразил в эссе "О гражданском неповиновении".
В середине 19 века слово "анархия" ещё не имело массового распространения, и поэтому мыслитель нигде не употребляет данный термин, однако формулирует очень приятную и понятную каждому, мысль:
"хорошо подумав, можно сказать: "То правительство лучше всего, которое вовсе не правит", - лично я в этом уверен. И когда люди осознают это, именно такое правительство у них и будет."
Вообще, после возвращения в общество, Торо вступил на путь борьбы с рабством, поразившем в те времена целые континенты. Было ли это следствием христианской убеждённости в необходимости равенства или долгого пребывания среди лесов наедине с собой, остаётся только гадать. Однако,он активно включается в дело освобождения негров, вступая в бостонскую группу единомышленников.
Его эссе, которое я уже цитировал выше, оказало огромное влияние не только на современников, но и борцов 20-го века (Ганди, Мартин Лютер Кинг) - на нескольких страницах Торо мастерски показывает сущность правительства как бесполезного, якобы "общественного", органа:
"К тому же, правительство, как правило, никогда само ничего не делает, а лишь с готовностью уклоняется от работы. Не оно хранит свободу страны."
Почему же оно имеет такую власть? И тут Торо находит ответ:
"Правительству выгодно, когда люди разобщены, а еще лучше оно себя чувствует, когда об управляемых можно вовсе не думать."
И выход из этого положения, по мнению мыслителя, вовсе не в принятии новых законов или борьбе за реформы. Революция должна свершиться в сознании отдельно взятого человека, а не в кабинетах или на площадях:
"Нежелательно воспитывать такое же уважение к закону, как к справедливости. Единственная обязанность, которую я могу принять на себя - это в любое время делать то, что я считаю справедливым."
Как христианин, Торо пишет:
"законодатели, политики, юристы, священники и чиновники - служат государству, главным образом, головой, и, поскольку они редко делают какие-либо моральные разграничения, кажется, что они служат скорее дьяволу, чем Богу."
И в 19 веке, и сейчас, многие видят в государстве ту основу, стену или механизм, который спасёт нас от насилия и хаоса. Но анархист Торо утверждает:
"Что же касается методов, которыми государство обеспечивает устранение зла, то я таковых не знаю."
Так как же сопротивляться? Схватить винтовки, закинуть дымовую шашку в гущу наступающих войск? Торо не считает эту тактику премлимой и результативной. Силы правительства - неисчерпаемы даже по сравнению с тысячей вооружённых бунтовщиков. А значит, победить нужно другим путём:
"Правительство четко заявляет: "Признавай меня". Так вот простейший и наиболее эффективный, в данных обстоятельствах, необходимейший способ обращения с ним - это, выказав минимум радости и признательности, отказать ему в этом... Если бы тысяча человек не заплатили налоги в этом году, это не было бы такой жестокой и кровавой мерой, нежели, заплатив их, дать возможность правительству совершать насилие и проливать невинную кровь. По сути дела, это решающий фактор в мировой революции, если такая возможна. Если сборщик налогов или любой другой государственный служащий спросит меня, как было однажды: "Но, что же мне делать?" - я отвечу: "Если вы действительно хотите что-нибудь сделать, откажитесь от своей службы". Когда подданный отказался от лояльности, а офицер отверг службу - революция свершилась."
Торо много говорит об освобождении личности, и именно экономическое освобождение является для него наилучшей тактикой. Не обеспечивая правительство средствами, революционер снимает с себя моральную ответственность за весь тот ужас, которое оно совершает; освобождение совести и морали - вот цель всего сопротивления:
"государство не в состоянии что-либо предпринять против человеческого сознания, интеллектуального или морального, а только против его тела и его чувств. Оно не обладает верховной мудростью и честностью, а имеет только превосходящую физическую силу."
Торо не считал себя пламенным революционером или каким-то выдающимся деятелем, он не привлекал к себе излишнего внимания, как делают это современные оппозиционеры, а просто вёл свою войну, тихую, но упорную:
"Я просто хочу отказать в лояльности государству, отойти и, действительно, стоять в стороне от его дел. При всем желании, я не могу проследить путь моего доллара до того момента, когда его выплатят наемнику или купят на него мушкет, чтобы застрелить из него кого-нибудь, - доллар анонимен, - но я в состоянии отследить действие своего неповиновения. По сути дела, я по-своему, тихо объявляю войну государству и надеюсь, что это принесет если не преимущество, то хотя бы некоторую пользу."
Егор, 7.06.12
Однако уже сейчас следует немного покопаться в бесценном наследии мыслителей и активистов прошлого - человечество очень часто попадает в похожие ситуации на протяжении своей истории, а значит нам есть с кого брать пример.
XIX век - вот куда предстоит нам обратить свои взоры. Конфликты, жестокая эпоха рабства и изобретение фотографии; казалось бы, что же ещё может знать человек об истории позапрошлого столетия?
Оказывается, именно в это время возникло целое направление в общественной мысли, имя которому - анархизм. Многие знают об анархических восстаниях рабочих в Европе, кто-то слышал о недалёком антисемите Бакунине или выдающемся георгафе и "отце" вольного коммунизма, Кропоткине. Однако, в тени остаюся десятки, если не сотни имён тех, кто так же поднимал знамя всеобщего освобождения; среди них - американский анархист-индивидуалист, христианин и философ Генри Торо.
Его жизнь - яркий пример того, как стихийный юношеский радикализм переходит в стройную систему взглядов, противоставляющую современной государственной системе суверенную личность, при этом не теряя духа внутренней свободы.
Первый этап споротивления для Торо ознаменовался принятием идеи "ухода от цивилизации" - сейчас такие взгляды именуются примитивизмом. Торо считал, что современная цивилизация слишком громоздка и вредна для человека, а ключ к спасению будет заключаться в единении с природой. В отличии от современных трусливых и самодовольных анархистов-противников технократического мира, он решил проверить убеждения своей юности практикой - в 1845 году философ на 2 года переселяется в хижину и пытается обеспечить себя всем необходимым без помощи извне (однако, не уединяясь при этом от людей). По мотивам эксперимента Генри пишет книгу "Уолден, или жизнь в лесу", демонстрируя при этом возможность достойной жизни вне "общества потребления".
В 1846 году Торо включается в общественную жизнь - в знак протеста против войны США с Мексикой, он отказывается платить налоги, найдя тем самым основную болевую точку государства. Конечно, такого индивидуального бунта правящий режим простить не мог и засадил "преступника" в тюрьму. Рискну предположить, что именно тогда Торо начал продумывать систему взглядов, которую позже отразил в эссе "О гражданском неповиновении".
В середине 19 века слово "анархия" ещё не имело массового распространения, и поэтому мыслитель нигде не употребляет данный термин, однако формулирует очень приятную и понятную каждому, мысль:
"хорошо подумав, можно сказать: "То правительство лучше всего, которое вовсе не правит", - лично я в этом уверен. И когда люди осознают это, именно такое правительство у них и будет."
Вообще, после возвращения в общество, Торо вступил на путь борьбы с рабством, поразившем в те времена целые континенты. Было ли это следствием христианской убеждённости в необходимости равенства или долгого пребывания среди лесов наедине с собой, остаётся только гадать. Однако,он активно включается в дело освобождения негров, вступая в бостонскую группу единомышленников.
Его эссе, которое я уже цитировал выше, оказало огромное влияние не только на современников, но и борцов 20-го века (Ганди, Мартин Лютер Кинг) - на нескольких страницах Торо мастерски показывает сущность правительства как бесполезного, якобы "общественного", органа:
"К тому же, правительство, как правило, никогда само ничего не делает, а лишь с готовностью уклоняется от работы. Не оно хранит свободу страны."
Почему же оно имеет такую власть? И тут Торо находит ответ:
"Правительству выгодно, когда люди разобщены, а еще лучше оно себя чувствует, когда об управляемых можно вовсе не думать."
И выход из этого положения, по мнению мыслителя, вовсе не в принятии новых законов или борьбе за реформы. Революция должна свершиться в сознании отдельно взятого человека, а не в кабинетах или на площадях:
"Нежелательно воспитывать такое же уважение к закону, как к справедливости. Единственная обязанность, которую я могу принять на себя - это в любое время делать то, что я считаю справедливым."
Как христианин, Торо пишет:
"законодатели, политики, юристы, священники и чиновники - служат государству, главным образом, головой, и, поскольку они редко делают какие-либо моральные разграничения, кажется, что они служат скорее дьяволу, чем Богу."
И в 19 веке, и сейчас, многие видят в государстве ту основу, стену или механизм, который спасёт нас от насилия и хаоса. Но анархист Торо утверждает:
"Что же касается методов, которыми государство обеспечивает устранение зла, то я таковых не знаю."
Так как же сопротивляться? Схватить винтовки, закинуть дымовую шашку в гущу наступающих войск? Торо не считает эту тактику премлимой и результативной. Силы правительства - неисчерпаемы даже по сравнению с тысячей вооружённых бунтовщиков. А значит, победить нужно другим путём:
"Правительство четко заявляет: "Признавай меня". Так вот простейший и наиболее эффективный, в данных обстоятельствах, необходимейший способ обращения с ним - это, выказав минимум радости и признательности, отказать ему в этом... Если бы тысяча человек не заплатили налоги в этом году, это не было бы такой жестокой и кровавой мерой, нежели, заплатив их, дать возможность правительству совершать насилие и проливать невинную кровь. По сути дела, это решающий фактор в мировой революции, если такая возможна. Если сборщик налогов или любой другой государственный служащий спросит меня, как было однажды: "Но, что же мне делать?" - я отвечу: "Если вы действительно хотите что-нибудь сделать, откажитесь от своей службы". Когда подданный отказался от лояльности, а офицер отверг службу - революция свершилась."
Торо много говорит об освобождении личности, и именно экономическое освобождение является для него наилучшей тактикой. Не обеспечивая правительство средствами, революционер снимает с себя моральную ответственность за весь тот ужас, которое оно совершает; освобождение совести и морали - вот цель всего сопротивления:
"государство не в состоянии что-либо предпринять против человеческого сознания, интеллектуального или морального, а только против его тела и его чувств. Оно не обладает верховной мудростью и честностью, а имеет только превосходящую физическую силу."
Торо не считал себя пламенным революционером или каким-то выдающимся деятелем, он не привлекал к себе излишнего внимания, как делают это современные оппозиционеры, а просто вёл свою войну, тихую, но упорную:
"Я просто хочу отказать в лояльности государству, отойти и, действительно, стоять в стороне от его дел. При всем желании, я не могу проследить путь моего доллара до того момента, когда его выплатят наемнику или купят на него мушкет, чтобы застрелить из него кого-нибудь, - доллар анонимен, - но я в состоянии отследить действие своего неповиновения. По сути дела, я по-своему, тихо объявляю войну государству и надеюсь, что это принесет если не преимущество, то хотя бы некоторую пользу."
Егор, 7.06.12