Тихая война Генри Торо

NestorLetov

13-06-2012 06:59:56

К началу 2012 года наше общество медленно, но верно, стало искать новые пути развития. Курс "суверенной демократии" вызывает всё большее отторжение, однако этот процесс пока сдерживается и непонятно, что ждёт нас дальше.
Однако уже сейчас следует немного покопаться в бесценном наследии мыслителей и активистов прошлого - человечество очень часто попадает в похожие ситуации на протяжении своей истории, а значит нам есть с кого брать пример.
XIX век - вот куда предстоит нам обратить свои взоры. Конфликты, жестокая эпоха рабства и изобретение фотографии; казалось бы, что же ещё может знать человек об истории позапрошлого столетия?
Оказывается, именно в это время возникло целое направление в общественной мысли, имя которому - анархизм. Многие знают об анархических восстаниях рабочих в Европе, кто-то слышал о недалёком антисемите Бакунине или выдающемся георгафе и "отце" вольного коммунизма, Кропоткине. Однако, в тени остаюся десятки, если не сотни имён тех, кто так же поднимал знамя всеобщего освобождения; среди них - американский анархист-индивидуалист, христианин и философ Генри Торо.
Его жизнь - яркий пример того, как стихийный юношеский радикализм переходит в стройную систему взглядов, противоставляющую современной государственной системе суверенную личность, при этом не теряя духа внутренней свободы.
Первый этап споротивления для Торо ознаменовался принятием идеи "ухода от цивилизации" - сейчас такие взгляды именуются примитивизмом. Торо считал, что современная цивилизация слишком громоздка и вредна для человека, а ключ к спасению будет заключаться в единении с природой. В отличии от современных трусливых и самодовольных анархистов-противников технократического мира, он решил проверить убеждения своей юности практикой - в 1845 году философ на 2 года переселяется в хижину и пытается обеспечить себя всем необходимым без помощи извне (однако, не уединяясь при этом от людей). По мотивам эксперимента Генри пишет книгу "Уолден, или жизнь в лесу", демонстрируя при этом возможность достойной жизни вне "общества потребления".
В 1846 году Торо включается в общественную жизнь - в знак протеста против войны США с Мексикой, он отказывается платить налоги, найдя тем самым основную болевую точку государства. Конечно, такого индивидуального бунта правящий режим простить не мог и засадил "преступника" в тюрьму. Рискну предположить, что именно тогда Торо начал продумывать систему взглядов, которую позже отразил в эссе "О гражданском неповиновении".
В середине 19 века слово "анархия" ещё не имело массового распространения, и поэтому мыслитель нигде не употребляет данный термин, однако формулирует очень приятную и понятную каждому, мысль:
"хорошо подумав, можно сказать: "То правительство лучше всего, которое вовсе не правит", - лично я в этом уверен. И когда люди осознают это, именно такое правительство у них и будет."
Вообще, после возвращения в общество, Торо вступил на путь борьбы с рабством, поразившем в те времена целые континенты. Было ли это следствием христианской убеждённости в необходимости равенства или долгого пребывания среди лесов наедине с собой, остаётся только гадать. Однако,он активно включается в дело освобождения негров, вступая в бостонскую группу единомышленников.
Его эссе, которое я уже цитировал выше, оказало огромное влияние не только на современников, но и борцов 20-го века (Ганди, Мартин Лютер Кинг) - на нескольких страницах Торо мастерски показывает сущность правительства как бесполезного, якобы "общественного", органа:
"К тому же, правительство, как правило, никогда само ничего не делает, а лишь с готовностью уклоняется от работы. Не оно хранит свободу страны."
Почему же оно имеет такую власть? И тут Торо находит ответ:
"Правительству выгодно, когда люди разобщены, а еще лучше оно себя чувствует, когда об управляемых можно вовсе не думать."
И выход из этого положения, по мнению мыслителя, вовсе не в принятии новых законов или борьбе за реформы. Революция должна свершиться в сознании отдельно взятого человека, а не в кабинетах или на площадях:
"Нежелательно воспитывать такое же уважение к закону, как к справедливости. Единственная обязанность, которую я могу принять на себя - это в любое время делать то, что я считаю справедливым."
Как христианин, Торо пишет:
"законодатели, политики, юристы, священники и чиновники - служат государству, главным образом, головой, и, поскольку они редко делают какие-либо моральные разграничения, кажется, что они служат скорее дьяволу, чем Богу."
И в 19 веке, и сейчас, многие видят в государстве ту основу, стену или механизм, который спасёт нас от насилия и хаоса. Но анархист Торо утверждает:
"Что же касается методов, которыми государство обеспечивает устранение зла, то я таковых не знаю."
Так как же сопротивляться? Схватить винтовки, закинуть дымовую шашку в гущу наступающих войск? Торо не считает эту тактику премлимой и результативной. Силы правительства - неисчерпаемы даже по сравнению с тысячей вооружённых бунтовщиков. А значит, победить нужно другим путём:
"Правительство четко заявляет: "Признавай меня". Так вот простейший и наиболее эффективный, в данных обстоятельствах, необходимейший способ обращения с ним - это, выказав минимум радости и признательности, отказать ему в этом... Если бы тысяча человек не заплатили налоги в этом году, это не было бы такой жестокой и кровавой мерой, нежели, заплатив их, дать возможность правительству совершать насилие и проливать невинную кровь. По сути дела, это решающий фактор в мировой революции, если такая возможна. Если сборщик налогов или любой другой государственный служащий спросит меня, как было однажды: "Но, что же мне делать?" - я отвечу: "Если вы действительно хотите что-нибудь сделать, откажитесь от своей службы". Когда подданный отказался от лояльности, а офицер отверг службу - революция свершилась."
Торо много говорит об освобождении личности, и именно экономическое освобождение является для него наилучшей тактикой. Не обеспечивая правительство средствами, революционер снимает с себя моральную ответственность за весь тот ужас, которое оно совершает; освобождение совести и морали - вот цель всего сопротивления:
"государство не в состоянии что-либо предпринять против человеческого сознания, интеллектуального или морального, а только против его тела и его чувств. Оно не обладает верховной мудростью и честностью, а имеет только превосходящую физическую силу."
Торо не считал себя пламенным революционером или каким-то выдающимся деятелем, он не привлекал к себе излишнего внимания, как делают это современные оппозиционеры, а просто вёл свою войну, тихую, но упорную:
"Я просто хочу отказать в лояльности государству, отойти и, действительно, стоять в стороне от его дел. При всем желании, я не могу проследить путь моего доллара до того момента, когда его выплатят наемнику или купят на него мушкет, чтобы застрелить из него кого-нибудь, - доллар анонимен, - но я в состоянии отследить действие своего неповиновения. По сути дела, я по-своему, тихо объявляю войну государству и надеюсь, что это принесет если не преимущество, то хотя бы некоторую пользу."

Егор, 7.06.12

Дмитрий Донецкий

13-06-2012 08:37:13

Слабоватый текст. Особенно в начале, пока не пошли сплошняком цитаты из Торо.

NestorLetov писал(а):XIX век - вот куда предстоит нам обратить свои взоры. Конфликты, жестокая эпоха рабства и изобретение фотографии; казалось бы, что же ещё может знать человек об истории позапрошлого столетия?


Это что, багаж знаний современного анархиста о 19-м веке или типа стёб?

NestorLetov писал(а):Оказывается, именно в это время возникло целое направление в общественной мысли, имя которому - анархизм. Многие знают об анархических восстаниях рабочих в Европе, кто-то слышал о недалёком антисемите Бакунине или выдающемся георгафе и "отце" вольного коммунизма, Кропоткине.


1. В 19-м веке возникли ВСЕ направления общественной жизни (точнее всё же в 18-м) в понятиях современной политологии. Но если говорить по существу - анархическому мировоззрению столько же лет-веков-тысячелетий сколько и человечеству.

2. Если "многие знают", то почему тогда "оказывается"? И кто эти многие? Анархисты? Так эти "знают" намного больше куцего списка авторских откровений. Обыватели? Практически ничего не знают. Ну о Махно слышали - и всё.

3. О "недалёком антисемитизме" (а это лучше или хуже, чем "далёкий"?) Бакунина в курсе только анархисты, некоторые историки и политически озабоченные блогеры. Если кто-то ещё и слышал о нём, то исключительно как о знаменитом анархисте.

4. Кропоткин не только географ. Правильнее было бы написать "учёный". Или даже - "энциклопедист". Зачем же сужать? В развитии знаний по геологии, биологии и истории Пётр Алексеевич далеко не последний человек в мире.

5. Если Кропоткин "отец вольного коммунизма", то кто папа невольного? Какие-то невнятные определения.

NestorLetov писал(а):В середине 19 века слово "анархия" ещё не имело массового распространения, и поэтому мыслитель нигде не употребляет данный термин


А вот считать реального анархиста именно анархистом, какие бы термины для самоопределения он не использовал - это правильно. Даже в наше время. Многие интеллектуалы стараются избегать "заезженные" наименования. Это не есть хорошо, но является фактом, бороться с которым бесполезно и ни к чему.

Тем более когда речь идёт о неполитиках. Большинство писателей, учёных, деятелей культуры и тэдэ не нуждаются в политической классификации. Тем не менее не сложно поделить например большинство выдающихся учёных на более-менее анархистов (в науке и мировоззрении) и более-менее государственников.

Kredo

15-06-2012 02:48:56

Скрытый текст: :
в 1845 году философ на 2 года переселяется в хижину и пытается обеспечить себя всем необходимым без помощи извне (однако, не уединяясь при этом от людей)

В 1846 году Торо включается в общественную жизнь - в знак протеста против войны США с Мексикой, он отказывается платить налоги, найдя тем самым основную болевую точку государства. Конечно, такого индивидуального бунта правящий режим простить не мог и засадил "преступника" в тюрьму.

Непонятно - он, что, до того момента налоги платил? Сидя в лесу? Откуда тогда брал деньги, если уже всем обеспечивал себя сам (и, значит, не работал)? Или он не платил налоги, но не офромлял это как бунт против государства, и на него не обращали внимания?

NestorLetov

15-06-2012 06:30:28

Это драматическое событие произошло в июле 1846 г. Покинув на несколько часов свой домик на Уолденском озере, Торо отправился в Конкорд, чтобы отдать в починку свои прохудившиеся башмаки. (Сапожное ремесло было одним из весьма немногих, которым Торо не владел сам.) На одной из улиц Конкорда его остановил Сэм Стэплз, местный шериф. Дело в том, что начиная с 1842 или 1843 г. Торо перестал платить налоги, выражая таким образом протест против рабства и захватнической войны, которую США вели с соседней Мексикой. В течение четырех лет власти игнорировали эту акцию Торо, рассматривая ее как очередное чудачество известного оригинала. Считать так в каком-то смысле было удобнее для всех.

Однако к лету 1846 г. ситуация изменилась, и налоговый надзор ужесточился. В случае дальнейшего отказа Торо от уплаты налога необходимая сумма была бы взыскана с самого Сэма Стэплза. Исчерпав все разумные доводы и устав от увещеваний, Сэм вынужден был отправить Торо в городскую тюрьму.
http://neotolstovcy.narod.ru/lit/toro-v ... .html#7453

Jumper

19-06-2012 04:01:00

Дмитрий Донецкий писал(а):Слабоватый текст. Особенно в начале, пока не пошли сплошняком цитаты из Торо.
Может быть, но важна суть всего сказанного. В Штатах, действительно, неуплата налогов, считается тяжким преступлением. Почему? По тому, что налоги, это - кровь государства. Если каждый, кто позиционирует себя анархистом, хотя бы будет вести такую "тихую войну" с государством, то это будет куда результативнее, чем заниматься словоблудием. Можно перефразировать высказывание Джефферсона: "Банковские учреждения опаснее, чем готовые к сражению войска." - "Граждане, не платящие налоги, опаснее, чем неприятельская армия.".

Шаркан

19-06-2012 07:37:34

Jumper писал(а):Если каждый, кто позиционирует себя анархистом, хотя бы будет вести такую "тихую войну" с государством, то это будет куда результативнее, чем заниматься словоблудием.

но это невозможно. Куча косвенных налогов содержится в ценах на потребительские товары и услуги. Страховки, в том числе и социальные, тоже идут в бюджет. Если законом придусмотрено их платить работодателю, он это выколачивает из подчиненных.
Неуплата налогов - скорее демонстрация с пропагандным эффектом.
словоблудием
уточнение понятий + фомирование оргструктур - не словоблудие.
кстати, организации уже могут эффективно не только помогать своим членам не платить налоги, но и противодействовать попыткам из изъятия.
Индивидуализм Торо - пример/вывод того, что индивдуалистам следует объединяться для коллективного сопротивления системе.
Jumper писал(а):высказывание Джефферсона

да нах этого рабовладельца, блин... Ему независимые от правительства банки не нравились.

Дмитрий Донецкий

19-06-2012 10:14:38

Шаркан писал(а):Ему независимые от правительства банки не нравились.


Он предвидел мировое господство банкиров. Как и многие другие "настоящие буржуи". И что капитализм попадёт в рабство к банкам-паразитам.

Jumper

19-06-2012 11:00:16

Шаркан писал(а):Jumper писал(а):
Если каждый, кто позиционирует себя анархистом, хотя бы будет вести такую "тихую войну" с государством, то это будет куда результативнее, чем заниматься словоблудием.

но это невозможно. Куча косвенных налогов содержится в ценах на потребительские товары и услуги. Страховки, в том числе и социальные, тоже идут в бюджет. Если законом придусмотрено их платить работодателю, он это выколачивает из подчиненных.
Неуплата налогов - скорее демонстрация с пропагандным эффектом.
Создавать структуры, задача которых - сводить к минимуму потребление товаров и услуг из нынешнего общества и переходить на производство товаров и услуг для внутреннего потребления(для членов структуры), а что бы уклонятся от уплаты налогов, нужно упразнить плату за эти товары и услуги. Взять к примеру монастырь, монахи выращивают пшеницу, содержат пасеку, выращивают картофель и т.д., все это идет на их собственное потребление и налогами не облагается. Я считаю, что если хорошенько подумать над этой темой, то можно выработать подходящую схему, причем вполне законную(в законах всегда можно найти лазейки).
Шаркан писал(а):Цитата:
словоблудием
уточнение понятий + фомирование оргструктур - не словоблудие.
кстати, организации уже могут эффективно не только помогать своим членам не платить налоги, но и противодействовать попыткам из изъятия.
Индивидуализм Торо - пример/вывод того, что индивдуалистам следует объединяться для коллективного сопротивления системе.
Под понятием словоблудие, я подразумевал именно - словоблудие. А с необходимостью формирования оргструктур, я вполне согласен.

Шаркан

19-06-2012 12:22:12

Jumper писал(а):Взять к примеру монастырь

не разделяю твоего восторга насчет именно такого примера. Монастырь - подразделение соответствующей Ц. И рэкет-дань платят они своим начальникам.
Jumper писал(а):можно выработать подходящую схему

да захват и революция, все прочее - неустойчиво и рискует скатиться в УГ как те же кошерные кибуцы.
Jumper писал(а):в законах всегда можно найти лазейки

можно. Только это - окапывание, оборона, выживание. Допустимо для начала. Далее - обязательно наступление. Иначе - самоизоляция и деградация.
Не столь давно - полтора-два года назад мне самому идея нравилась. Увы, это была иллюзия, и мы с этой идеей развелись ввиду несхожести взглядов на жизнь, вселенную и все прочее.

Jumper

19-06-2012 12:35:15

Шаркан писал(а):не разделяю твоего восторга насчет именно такого примера.
Может и не совсем удачный пример, но тем не менее.
Шаркан писал(а):Jumper писал(а):
можно выработать подходящую схему

да захват и революция, все прочее - неустойчиво и рискует скатиться в УГ как те же кошерные кибуцы.
Я думаю, что и такие формы анархического сообщества имеют право на существование. Ведь: кто не работает - тот не ошибается.
Шаркан писал(а):Jumper писал(а):
в законах всегда можно найти лазейки

можно. Только это - окапывание, оборона, выживание. Допустимо для начала. Далее - обязательно наступление. Иначе - самоизоляция и деградация.
Не столь давно - полтора-два года назад мне самому идея нравилась. Увы, это была иллюзия, и мы с этой идеей развелись ввиду несхожести взглядов на жизнь, вселенную и все прочее.
Нужно с чего то начать.

Шаркан

19-06-2012 16:00:51

с организации надо начать. Чтобы она этим сообществам опорой была.
Jumper писал(а):кто не работает - тот не ошибается

и кто не учитывает чужой опыт (прошлого) - чаще ошибается.