Умали
04-10-2012 08:21:59
Технология привела человечество в затруднительное положение, из которого вряд ли есть какой-либо легкий выход.
Теодор Качинский
Теодор Качинский
http://cyber.eserver.org/unabom.txt - оригінал, на английском;
http://nork.ru/creation/unabomber_manifesto.html - русский (есть и другие переводы, но не все они качественные и точные);
http://exlibris.org.ua/text/kaczynski.html - українська;
"Индустриальное общество и его будущее" так называется манифест Теодора Качинского, более известного как Унабомбер. Человека который 18 лет рассылал бомбы. Как сам он пишет в манифесте, вынужден был это делать дабы привлечь внимание к проблемам индустриального общества которое оказалось ошибочным путем и реальноугражает окончательно закабалить поработить человека, сделать из него генномодифицированый послушный винтик системы.
В настоящее время система поглощена отчаянной борьбой с определёнными проблемами, угрожающими её выживанию, среди которых проблема человеческого поведения является наиболее существенной. Если система быстро преуспеет в достижении достаточного контроля над ним, она, вероятно, уцелеет. В противном случае она рухнет. Мы полагаем, что наиболее вероятно исход борьбы будет определён в течение нескольких последующих десятилетий, в срок, скажем, от 40 до 100 лет.
Исходя из того что социально-политическое устройство общества зависит от экономического, что именно индустриально-технологическая система ставит требования к каждому человеку и социально-политическому устройству в целом, автор утверждает что именно она и ответственна положение дел и проблемы в современном обществе.
Именно индустрально-технологическая система диктует свои правила, а общество, поклоняясь этому идолу нового времени, принимает и подчиняется им. И мы уже веруем сами и приучаем новых членов общества свято верить что именно он подарил нам все что мы имеем, саму нашу жизнь. Верим напрочь забыв что идолу от силы несколько веков, в то время как человеческая история насчитывает тысячелетия, что многие вещи он просто присвоил, позднее провозгласив их исключительно своими достижениями.
Индустриальная революция и её последствия стали бедствием для человеческой расы. Они значительно увеличили среднюю продолжительность жизни тех из нас, кто живёт в "развитых" странах, но они дестабилизировали общество, сделали жизнь бесполезной, подвергли людей унижению, привели к широкому распространению психического страдания (в третьем мире также и физического) и нанесли непоправимый вред окружающей среде.
Среди ненормальных условий, наблюдаемых в современном индустриальном обществе, следует назвать чрезмерную плотность населения, изоляцию человека от природы, немыслимую скорость социальных сдвигов и развал естественных небольших общностей, таких, как расширенная семья, деревня или племя.
Качинский доказывает что современная индустриально-технологическая система для своего существования и развития НУЖДАЕТСЯ в ограничении свободы человека, заставляя его приспосабливаться, с каждым разом устанавливая все более узкие рамки. Однако ввиду того что данный процесс происходит постепенно, и подается под соусом всеобщего блага, то он не встречает сильного организованного сопротивления, человек смиряется с каждым новым ограничением, из за чего чувствует себя все более несчастным.
Система не существует и не может существовать для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Наоборот, человеческое поведение принудительно корректируется, чтобы соответствовать требованиям системы. Этот процесс не имеет ничего общего с политической и социальной идеологией, которую якобы проводит технологическая система. Это вина технологии, потому что система управляется не идеологией, но техническими требованиями57. Конечно, система удовлетворяет множество человеческих потребностей, но, вообще говоря, она делает это только в пределах того, что идёт на пользу ей самой. Главенствуют потребности системы, а не человека.
Авто рутверждает что для нормального психологического состояния, каждый человек нуждается в том чтобы самостоятельно ставить себе цель, прилагать усилия для её достижения, и достигать её, а так же в некоторой степени ощущать собственную самодостаточность, самостоятельность. Эти четыре компонента автор называет "процессом власти" ("power process"). Нарушение какого то из этих компонентов приводит к психологическим проблемам, ощущению отсутствия "полноты жизни", бессмысленности и т.п. Человек уходит от этого занимаясь "суррогатной деятельностью".
Мы используем термин "суррогатная деятельность" для обозначения деятельности, направленной на достижение искусственной цели, которую люди ставят перед собой единственно для того, чтобы иметь перед собой какую-то цель для её осуществления, или, скажем, единственно ради чувства удовлетворения, которое они получают от её преследования.
Большинство социальных проблем вызвана именно разрушением "процесса власти" и избавится от них можно только вернув человеку свободу.
Под "свободой" мы подразумеваем возможность пройти через процесс власти с настоящими целями, а не искусственными целями суррогатной деятельности, и без вмешательства, манипуляций и надзора со стороны кого бы то ни было, особенно со стороны крупных организаций. Свобода означает контроль (отдельного индивидуума или члена МАЛОЙ группы) над жизненно важными проблемами его существования: пищей, одеждой, кровом и защитой от всего, что только может ему угрожать. Свобода означает обладание властью, но не властью управлять другими людьми, а властью управлять обстоятельствами своей собственной жизни. Человек не обладает свободой, если кто-то (в особенности крупная организация) имеет власть над ним, и не имеет значение, насколько благожелательно, терпимо и снисходительно проявляется эта власть.
Но на пути к свободе стоит индустриально- технологическая модель которую мы себе выбрали и большинство людей согласны быстрее подчиняться ей нежели жаждать свободы.
Степень личной свободы, которая существует в обществе, больше определяется его экономической и технологической структурой, нежели его законами и формой правления.
Большинство из этих преподавателей, государственных чиновников и служащих судебного ведомства верят в свободу, тайну личной жизни и конституционные права, но когда всё это вступает в конфликт с их работой, обычно последнюю они считают важнее.
Хотя в манифесте Качинский довольно часто использует слово "технология", однако он критикует именно индустриально-технологическую систему в целом, её организацию в том виде в каком она сейчас есть.
Мы различаем два типа технологии, которые будем называть маломасштабной и организационно-зависимой. Маломасшабная технология - это технология, которая может быть использована малыми сообществами без содействия извне. Организационно-зависимая технология - это технология, которая зависит от крупной социальной организации.
Такая глобальное изменение не может произойти легко и безболезненно, наиболее быстрый способ разрешения проблемы, как правило и наиболее болезненный.
Если же система потерпит крах, последствия также будут крайне болезненными. И чем больше она вырастет, тем ужаснее будут последствия её крушения, так что, если она должна рухнуть, ей лучше рухнуть раньше, чем позже.
4. Поэтому мы поддерживаем революцию, направленную против индустриальной системы. Эта революция может воспользоваться насилием, а может и не воспользоваться, она может быть внезапной, а может быть и относительно последовательным процессом, растянувшимся на несколько десятилетий.
Вполне даже возможно (в отдалённой перспективе), что революция может заключаться лишь в крупномасштабном изменении отношения к технологии, которое приведёт к относительно постепенному и безболезненному разрушению индустриальной системы. Но если произойдёт именно так, мы будем неслыханно счастливы. Гораздо же вероятнее, что переход к нетехнологическому обществу окажется очень сложным и будет полон конфликтов и бедствий.
Также в манифесте Качинский дает стратегию действий
Следовательно, тем, кто ненавидит рабство, к которому человеческую расу принуждает индустриальная система, предстоит решить две задачи. Во-первых, мы должны работать над повышением социальных напряжений внутри системы для увеличения вероятности, что она рухнет или достаточно ослабеет для того, чтобы революция против неё стала возможной. Во-вторых, необходимо развивать и распространять идеологию, которая восстанет против технологии и индустриального общества, если и когда система достаточно ослабеет.