Структура власти и власть структуры

afa-punk-23

30-10-2012 21:52:53

Феномен власти (не только политической) редко подвергается философскому анализу, в отличие, например, от свободы. Кажется, что власть - простое понятие, интуитивно ясное и не представляющее проблемы для осмысления. Кроме того (и как следствие), власть путают с лидерством и доминированием. Выводить власть из природы - так же нелепо, как и основывать её на божественном авторитете и библейской трактовке истории. Другая ошибка - изображать власть в качестве необходимой, вынужденной меры. В этом варианте отрицательные стороны власти не отрицаются, а выставляются неизбежными издержками. Включая смерть многих людей в процессе становления и укрепления власти, в ходе подавления бунтов. Что же такое власть и какие формы она принимает? Власть - подчинение одним человеком (либо группой, организацией) других людей. Власть даёт возможность приказывать. Один сказал - другой сделал. Вот самая простая формула власти. Однако эта формула по-разному реализуется. Я попробую выделить несколько типов власти. Но прежде замечу, что не бывает скрытой власти. Ни "масонской", ни какой другой. Власть всегда наглядна, я бы сказал, ощутима. Манипулирование может быть скрытым, но это не основной, а дополнительный рычаг власти. Чтобы подчиняться, человек должен знать, кому (чему) он подчиняется.

Самая распространённая форма власти - "феодальная". На чём строилась феодальная социальная система? На соподчинении власти. Сюзерен приказывает вассалу, но не вассалам своего вассала. На землях вассала вышестоящий феодал не властен. С одной стороны, это ограничивает верховную власть, с другой позволяет создать пирамиду, на которой покоится трон. Вассальность вызвана сложностью управления большими массами людей и обширными территориями. Мы не замечаем, но феодальная система подчинения продолжает существовать вокруг нас. К примеру, возьмем Академию Наук. Директор какого-либо института не вмешивается напрямую в работу секторов. Конкретной школой управляет директор, а не министр образования. В феодальной системе главные требования к человеку - лояльность и исполнительность. Семья - тоже маленький "феод", в её внутренние дела посторонние не вмешиваются, вне зависимости от социального положения (конечно, если нет явных нарушений закона). Вторая форма власти - назову её условно "армейская" значительно отличается от феодальной. В ней вышестоящему подчинены ВСЕ нижестоящие. То есть солдат обязан выполнить приказ не только своего непосредственного командира, но и генерала, которому этот командир подчинен. Такая форма власти более жёсткая и иерархическая. Несмотря на её преимущества, на практике "армейская" власть мало где применима. Например, она практикуется в христианской церкви. Слово иерарха - закон. Чтобы "армейская" власть не разваливалась, её подпирают строгими правилами. То есть власти как таковой, как ни странно, становится меньше. Начальник может управлять людьми, но в рамках правил (законов). Постепенно власть человека сменяется властью структуры.
Особая, третья, форма власти интересна тем, что она носит ограниченный характер. Человек подчиняется такой власти здесь-и-сейчас. Назову такой тип власти "делегированным". Пример - школа. Власть учителей основана на власти родителей. Родители (или опекуны) как бы передают часть своей власти школе. Чем слабее родительская власть - тем меньше степень подчинения школе. "Делегированная" власть дополняет и кое-где заменяет власть прямую. Известны утопии (от античных до утопий 16-18 веков), в которых воспитанием детей занималось только государство, а родители их даже не видели. Реализовать такую фантазию не получилось, вот государство и пошло на "компромисс" - заботу о питании, сне и отдыхе, а также воспитании, возложило на родителей, но большую часть времени бодрствования изымает детей из семьи, чтобы муштровать и пичкать тщательно отсеянными "знаниями". "Делегированную" власть мы часто не осознаем, как власть. Замечу, что степень подчинения не зависит от добровольности.
Мы привыкли с отвращением относиться к рабству, но ведь это всего лишь одна из форм власти. Власть начальника тюрьмы над преступниками ничем не лучше. Следовало бы определять своё отношение не к отдельной форме власти, а к власти в целом. К сожалению, кроме нескольких теоретиков анархизма критикой принципа власти никто не занимался. Из исторических источников известно, что крепостные крестьяне порой жили хуже рабов. Интересно, что рядовые монахи также вели жизнь слуг, находясь в постоянном труде. Разве название важно? Важно, что человек действует не по своему желанию, не исходя из своей пользы и пользы группы, а из внешних заповедей и приказов.
Разбор феномена власти будет неполным, если ограничиться формами ЛИЧНОЙ власти (сюда отношу и групповую власть). Для поддержания власти над большими массами людей правители были вынуждены опираться на закон и "порядок". Именно вынуждены - не думайте, что им этого так хотелось. Примечательно, что одни и те же правители показывали огромный произвол в отношении подчиненных им людей, и в то же время становились законодателями. Назову Ивана Грозного и В.И. Ленина - думаю, этого уже достаточно. Закон действительно ограничивает произвол, но не столько властителя, сколько подчинённых. Социальный строй и его подпорки - законы - является фундаментом власти. С помощью правил, обычаев, идеологии намного проще подчинить человека, чем с помощью грубой силы и страха. Не только подчинить, но и удерживать власть. Однако структура, порожденная властью и обстоятельствами (рост населения, укрупнение территории), обладает собственной властью. На это я хочу обратить ваше внимание. Государство - это не власть президента, как у нас наивно изображается в СМИ и блогах. Государство - это сложная разветвленная структура. Социальная структура обладает собственной властью, более того, в наше время власть правителей зачастую всего лишь проявление власти структуры.
Как доказать, что есть иная власть кроме персональной власти? Легко. Например, какой-либо правитель издал указ или закон, который продолжает действовать и после его смерти. Человек подчиняется... кому? Непонятно. Слова приказа могут быть выполнены и тогда, когда дававшего приказ нет в живых или он потерял право приказывать. Факт подчинения налицо, но нельзя же подчиняться словам или идеям! То, о чём я говорю, не просто социальная инерция. Структура разрастается и получает всё большую власть над людьми. Для неглубокого ума это создает иллюзию освобождения. Кажется, что вся история есть путь к свободе. Тот же феминизм или борьба за права "сексуальных меньшинств" выглядят, как финальные стадии освобождения, как снятие последних оков. Да, сегодня один человек меньше подчинен другому человеку. Точнее - кому-то одному. Мы все подчинены Системе, а через неё - множеству уполномоченных людей. О каком равенстве идет речь, если полицейский МОЖЕТ легко убить человека, легально владея огнестрельным оружием, тогда как остальные граждане не вооружены. Правила и законы тоже писаны не для всех. Те же разведывательные госструктуры грубо нарушают законы своего или чужого государства, и никто этому почему-то не удивляется.
Власть структуры опасна тем, что человек против неё не бунтует, он не чувствует обиды, ненависти, подавленности. Структура воспринимается наподобие природной среды и индивид к ней просто... адаптируется. Повторюсь, я говорю не о манипулировании сознанием и поведением, не о скрытом влиянии. Каждый из нас в повседневной жизни следует тысячам правил. От такого количества правил и запретов наши предки пришли бы в ужас. Правила дорожного движения - далеко не единственные. Все правила, нормы, запреты, которые порождает структура, нередко имеют видимость разумного обоснования и необходимости. Это так лишь отчасти. И как бы не относиться к подобным "необходимостям", нельзяотрицать, что индивид в своём поведении подчиняется также, как если бы был слугой или рабом, то есть налицо явные проявления власти. Смена правителя или начальника слабо влияет на жизнь в подчинении структуре. Политика превращается в бутафорию, ведь обещания правителей улучшить жизнь - всего лишь пустые заявления. Люди, стоящие у кормила власти, не управляют структурой. Структура позволяет им проявлять личную власть постольку поскольку они эту структуру укрепляют. Власть структуры не отменяет "традиционную" власть, а превращает последнюю в свой иснтрумент. Именно поэтому законы нуждается в огромном поддерживающем аппарате - юристы, судьи, полицейские и так далее. Правила не работают сами по себе. Человек не механически встраивается в Систему, а подчиняется как будто людям и разумным правилам, а через них - структуре. Структуре, равнодушной к человеку.


Автор: drevniy_daos

Источник: http://drevniy-daos.livejournal.com/375219.html

Дмитрий Донецкий

31-10-2012 07:15:42

очень хороший текст. И коммент к нему умный:

Хорошо и подробно написано. Спасибо.

Вы точно подметили, что люди воспринимают государство и его институты как естественную природную среду и даже не думают о том, что эти институты могли бы быть другими или что их могло бы не быть вообще. И это даже несмотря на то, что ещё лет 25 назад государство было совсем другим и механизмы в нём действовали другие. Оно было не хуже и не лучше современного, просто было другим.

Но всё равно все требования у людей сводятся к тому, чтобы заменить "плохого" президента "хорошим". Об изменении или уничтожении государства не думает почти никто, но при этом все думают об переустройстве и "улучшении" природы. Получается, что в сознании большинства государство более незыблемо, чем вообще весь окружающий природный мир...

И это несмотря на то, что все начиная от 30-тилетних и старше видели своими глазами, как государство и все его структуры может рассыпаться как карточный домик. Внушение оказывается сильнее, чем личный опыт.


Тем не менее объективно структурализация (отчуждение) власти несмотря на то, что да очередной обман маленьких, есть её постепенное ослабление. По сравнению с "феодальной", "армейской", диктаторской и прочими вариантами власти.

У анархистов кстати в условиях обезличенной власти больше возможностей реализации своих идей. При диктаторе "всё прогрессивное человечество" устремлено на борьбу за замену диктатуры демократией. И человек, выступающий под лозунгом: "Все они одинаковые!" в то время, когда обывателя достали уже так, что он готов взяться за оружие и рискнуть жизнью, естественно воспринимается либо как идиот, либо как провокатор на службе у диктатора.

Рабочий

31-10-2012 17:23:46

Власть вещей и власть отношений....вместо власти человека. Собственно капитализма и есть.... :-) Вряд ли после 200лет новой истории, это будет великое открытие. Просто еще один человек узнал наконец, что прозой разговаривает.