Немного про критику Фонтени

xADIKALONx

15-02-2013 10:24:35

В этой теме: viewtopic.php?f=21&t=27278 я выкладывал замечательную работу Жоржа Фонтени - "Манифест Либертарного Коммунизма". Кто не читал, рекомендую.

Шаркан, же в свою очередь выложил "критику" Фонтени. К сожалению, данные им ссылки у меня не работают, поэтому я не смог прочитать, что там написано, но шаркан также дал часть текста под спойлер, после читать, то, что написано следуя по ссылкам, уже не интерессно - жаль время тратить.

Но вот, свое мнение насчет того, что выложил шаркан под спойлер, я всетаки напишу. Итак, шаркан привел "критику" Фонтени, написанную К.С. Бессмертным, с ней можно ознакомитсья под спойлером:
Скрытый текст: :
После Второй мировой войны в развитие классической платформистской мысли внес французский анархист Жорж Фонтени, опубликовавший в 1953 г. свою работу под названием «Манифест либератрного коммунизма»[8].
При том, что данный Манифест был отчасти шагом вперед, по сравнению с Платформой, уже хотя бы в силу того, что анализировал новую социальную ситуацию, сложившуюся в Западном мире к началу пятидесятых, в целом он шел больше не по следу самой Платформы, но скорее по пути ее уточнений Аршиновым, которые он сделал в 1929 г. В этом смысле любопытно утверждение (учитывая, когда текст был написан) о том, что анархизм обращается не к абстрактной личности, но принимает «в расчёт её социальный статус». Интересно здесь уже хотя бы то, что такие личности как Бакунин, Кропоткин, Черкезов, Боровой и ряд других теоретиков анархизма были далеко не «пролетарского» происхождения, то есть речь идёт о том, что анархизм как раз таки обращается к каждой личности, но базирует при этом своё обращение не на абстрактном человеколюбии, а на социологическом познании общественных отношений (дело в том, что не все теоретики анархизма разделяли правомочность классового подхода, а потому лучше будет говорить о социологическом изучении общества).
Анархизм выделяет личность, к какому бы социальному классу она не относилась[9], стараясь донести до каждого необходимость замены классового, капиталистического общества и государственных институтов власти безвластным обществом.
Как и Аршинов, Фонтени настаивал, что его авангардизм – это не более чем идейное лидерство, что он вовсе не подразумевает никакой элитарности. Тем не менее, это только вызывало лишнее нагромождение противоречий в манифесте. То есть вроде бы в тексте присутствовало утверждение о том, что «анархистская идея активного меньшинства ни в коем случае не подразумевает элитарность, олигархию или иерархию». Но проблема в том, что когда читаешь другие строки: «программа революционного авангарда, активного меньшинства, может быть только отражением – чётким и сильным, ясным и выраженным сознательно и просто – чаяний эксплуатируемых масс, призванных совершить революцию. Другими словами: класс, а не партия», невольно вспоминаются рассуждения Ленина о том, что массы революцию свершают, а партия будет руководить, и партия же будет нести в себе пролетарскую идеологию. То есть на выходе оказывается этакий недоленинизм, когда вроде бы все, вся логика повествования располагает сказать, что партия концентрирует в себе революционное и пролетарское сознание, неся его массам (потому что в отличие от масс, может в себе аккумулировать народные чаяния в букву идеологии), но вывеска «анархизма» не позволяет, и вворачиваются слова о том, что «авангард у нас не авангард вовсе».
Дальнейшие же рассуждения Фонтени не оставляют сомнений – он был именно за ленинский (а не старый анархистский и синдикалистский) тип авангарда, только приправлял его либертарной фразеологией, только путая тем самым своего читателя:

«Авангард должен поставить перед собой задачу развития прямой политической ответственности масс, он должен стремиться к повышению способности масс к самоорганизации. Поэтому концепция лидерства является естественной и развивает сознательность. (…)
В конечном итоге революционное меньшинство может быть только подручным угнетённых. Оно обладает огромной ответственностью, но не привилегиями.
Другой чертой характера революционной организации является её постоянство: временами она является воплощением и выражением большинства, которое, в свою очередь, узнаёт себя в активном меньшинстве, но бывают также периоды отступления, когда революционное меньшинство – лишь одинокий парусник в штормовом море. Тогда оно должно держаться, чтобы вскоре завоевать обратно свою аудиторию – массы – как только обстоятельства станут снова благоприятными. Даже в изоляции, будучи отрезанными от своих корней, оно действует всегда в соответствии с народными чаяниями, придерживаясь своей программы, несмотря на все трудности».

Это отнюдь не анархистский подход о том, что нужно хранить огонь, который при случае подхватят и другие, но именно что хранение некого «знания», которое будет со временем впарено массам, со словами «это ваше, как класса». Вот только «это ваше, потому что это ваша идеология, она выросла из вас» ничего общего не имеет с анархизмом, потому что народ только в борьбе может обрести классовое сознание, а анархистская (какая бы то ни было) организация может привнести сюда идеологическое зерно, дабы слиться с этим движением став его частью. Это будет не передача знания, это будет симбиоз знаний, и как раз этого не происходит уже много лет на фоне кризиса капиталистической мировой системы, начавшегося в восьмидесятых. Не происходит, так как в массе своей анархисты замкнуты на самих себя.
И вполне в духе первоначальной Платформы Фонтени утверждал, что персональная инициатива, конечно, допустима, но, только если она не будет противоречить курсу большинства, коллектива. И, опять же, это отнюдь не либертарная позиция, так как полностью подчиняет отдельного человека системе (в данном случае – анархистской партии), делая его не более чем мелким винтиком с небольшой свободой хода.
Делал Фонтени и другие уступки большевистской марксистской традиции. Речь идёт о его рассуждениях о понятиях «переходный период» и «диктатура пролетариата».
С одной стороны, он отрицал оба этих терминологических понятия, с другой же его витиеватое словоизлияние сводилось к тому, что в целом в данных понятиях есть много верного, но их лучше заменить другими, чтобы лучше передавать вкладываемый в них смысл, так как возможны разные толкования.
При том, что Фонтени утверждал, что использование таких терминов некорректно и неприемлемо, он протаскивал за ними идеи, практически идентичные тем, каковые высказывал Ленин в своей книге «Государство и революция». Только «читать» лучше изложенное у французского автора в обратном порядке, то есть сначала – размышления о «диктатуре». И вот здесь как раз видно регресс платформизма по сравнению с изначальным проектом программы.
Если изначально авторы Платформы считали понятие «диктатуры пролетариата» безусловно ложным и неприемлемым, то Фонтени утверждал, что всё зависит от того, что вкладывать в понятие «диктатуры пролетариата», и писал, что:

«Если диктатура означает доминирование меньшинства над большинством, тогда это вопрос передачи власти не пролетариату, а партии, отдельной политической группе. Если под диктатурой подразумевается доминирование большинства над меньшинством (доминирование победного пролетариата над остатками буржуазии, потерпевшей поражение, как класс) тогда установление диктатуры может означать только потребность большинства в эффективной защите посредством создания своей собственной социальной Организации.
Но в этом случае выражение не точно и вызывает непонимание».

Интересный ход мысли, а теперь смотрим у Ленина[10]:

«Мы вовсе не расходимся с анархистами по вопросу об отмене государства, как цели. Мы утверждаем, что для достижения этой цели необходимо временное использование орудий, средств, приемов государственной власти против эксплуататоров, как для уничтожения классов необходима временная диктатура угнетенного класса».

И еще:

«Диктатура пролетариата, период перехода к коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров. Коммунизм один только в состоянии дать демократию действительно полную, и чем она полнее, тем скорее она станет ненужной, отомрет сама собою».

То есть Ленин имел в виду вещи, вполне подходящие для Фонтени, просто «формулировки не те использовал», а так, если выбросить из книги Ленина такие слова как «государство», «переходный период», «диктатура пролетариата» и заменить их «более конкретными» и приемлемыми для анархо-коммуниста, то всё встанет на свои места, и Ленин таки окажется сторонником анархизма… ну или все-таки Фонтени – сторонником большевизма. И последнее представляется более точным, учитывая биографию Фонтени, а также то, что в ходе Великой Российской революции немало анархистов повелись на уловки лидера партии большевиков и приняли его логику.
В Платформе говорилось, что идея «переходного периода», согласно которой результатом становится «не анархическое общество», а нечто еще - «противоанархична». Фонтени же писал уже иначе:

«При всём этом, какое значение мы можем придать распространённому выражению “переходный период”, которое так часто увязывают с идеей революции? Если это переход от классового общества к бесклассовому, тогда его путают с актом Революции. Если это переход от низшей стадии коммунизма к высшей, то выражение не точное, потому что вся пост-революционная эра будет медленным продолжительным процессом, преобразованием без общественных волнений, и коммунистическое общество будет продолжать развиваться.
Всё, что может быть здесь сказано, мы уже выяснили в связи с либертарным коммунизмом: акт Революции приводит к немедленному радикальному преобразованию основ общества, к прогрессивному преобразованию в том смысле, что коммунизм – это постоянное развитие.
На самом деле для социалистических партий и про-государственных коммунистов “переходный период” представляет собой общество, порвавшее со старыми порядками, но сохраняющее некоторые элементы и пережитки государственной системы. Поэтому он является отрицанием истинной революции, поскольку сохраняет элементы эксплуататорской системы, с её тенденцией к усилению и расширению».

Всё вроде бы логично, и Фонтени тут выступает противником большевистских идей о переходном периоде, ведь большевики говорили о том, что в этот период еще сохраняется государство.
Ленин:

«переход от капиталистического общества, развивающегося к коммунизму, в коммунистическое общество невозможен без “политического переходного периода”, и государством этого периода может быть лишь революционная диктатура пролетариата.
(…)
Далее, при переходе от капитализма к коммунизма подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, “государство” еще необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько, сравнительно, легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо дешевле».

Тем не менее, если мы еще раз внимательнее вчитаемся в то, что писал Фонтени, то получаем следующее.
Он признавал вполне приемлемым говорить о доминировании победившего большинства над проигравшим меньшинством, то есть о доминировании пролетариата. Вместе с тем, понятие «диктатуры» он считал некорректным и неточным, но, если проследить логику Ленина, а также историю СССР, то получаем, что для большевиков «победа пролетариата» означала установление «революционной власти» большевистской партии, как носителя пролетарского сознания и коммунистического потенциала: в партии состояли наиболее передовые, идеологически наиболее грамотные представители народа, ну а, так как целый класс не может осуществлять диктатуру – слишком громоздкая и неповоротливая получится конструкция, то эту задачу берет на себя партия.
Замечательно, но и Фонтени говорил о партии – анархистской партии, которая сосредотачивает в себе передовые элементы рабочего класса, носителей анархо-коммунистической идеологии, которые «возглавляют» пролетариат (и большевики «возглавляли» пролетариат).
Далее у Ленина речь шла о том, что, так как нельзя сразу, сходу построить коммунизм, то будет создано социалистическое «государство» (государство не в полном смысле, основанное на новых принципах, но и с использованием части старых институтов). Что ж, по сути, Фонтени писал абсолютно то же самое, только другими словами. У Ленина, вслед за Марксом, речь шла о двухступенчатой системе: социализм и коммунизм, первая и вторая стадия коммунизма. У Фонтени – «постоянно развивающийся коммунизм»[11].
Здесь интересно то, что для французского анархо-коммуниста вообще могла идти речь о том, что «победил пролетариат», и, став господствующим классом, он доминирует над проигравшими, хотя и в условиях начавшего развиваться коммунизма. А это уже марксизм «либертарными словами». И в классической марксистской, и в классической анархо-коммунистической традиции речь шла о том, что при коммунизме не будет классов, классового деления общества. То есть, если после революции один класс доминирует над другим, то в любом случае мы не можем говорить о коммунизме. Для марксистов тогда речь идет о «пережитках» старого строя и «социалистическом государстве диктатуры пролетариата». То есть, получается, что Фонтени говорит всё то же самое, только «стесняется» неприемлемых для «правоверного анархиста» терминов.
Впрочем, нагляднее всего характеризует Фонтени не его витиеватость квазибольшевистской фразеологии, но собственная политическая биография, ставящая точки над «i» в вопросе о том, какие идеи он нес «в народ». Им была создана Коммунистическая либертарная федерация, принявшая участие в выборах, которые полностью провалила. При этом на выборы фонтенисты шли совместно с исключенным из компартии Франции печально известным сталинистом Андрэ Марти, «прославившемся» своими расправами нам инакомыслящими, в том числе анархо-синдикалистами в ходе Гражданской войны в Испании[12].
Собственно на этом можно и закончить разбор «классического платформизма».

К. С. Бессмертный
19-24.10.2011


И, собственно, мое мнение:

«Фонтени настаивал, что его авангардизм – это не более чем идейное лидерство, что он вовсе не подразумевает никакой элитарности. Тем не менее, это только вызывало лишнее нагромождение противоречий в манифесте. То есть вроде бы в тексте присутствовало утверждение о том, что «анархистская идея активного меньшинства ни в коем случае не подразумевает элитарность, олигархию или иерархию». Но проблема в том, что когда читаешь другие строки: «программа революционного авангарда, активного меньшинства, может быть только отражением – чётким и сильным, ясным и выраженным сознательно и просто – чаяний эксплуатируемых масс, призванных совершить революцию. Другими словами: класс, а не партия», невольно вспоминаются рассуждения Ленина…»

Ни проблемы ли это автора? То, что ему вспоминается. Но раз уж автор приводит схожие утверждения Фонтени с Лениным и преподносит подобное сходство, как нечто негативное, какбудто сходство утверждений анархиста с отдельными утверждениями Ленина, превращают анархиста в Ленинниста. И подобное превращение действительно имело бы место быть, если бы «критик» вместо простого сравнения попытался критиковать само утверждение с позиций анархизма, но он этого не делает.

Далее «Критик» «критикует» саму идею авангарда:

«Это отнюдь не анархистский подход о том, что нужно хранить огонь, который при случае подхватят и другие, но именно что хранение некого «знания», которое будет со временем впарено массам, со словами «это ваше, как класса». Вот только «это ваше, потому что это ваша идеология, она выросла из вас» ничего общего не имеет с анархизмом, потому что народ только в борьбе может обрести классовое сознание, а анархистская (какая бы то ни было) организация может привнести сюда идеологическое зерно, дабы слиться с этим движением став его частью. Это будет не передача знания, это будет симбиоз знаний, и как раз этого не происходит уже много лет на фоне кризиса капиталистической мировой системы, начавшегося в восьмидесятых. Не происходит, так как в массе своей анархисты замкнуты на самих себя.»

То есть, сначала К.С. утверждает будто бы, анархисты не должны ничего «впаривать» массам и должны «хранить огонь, который при случае подхватят и другие», а затем говорит, что проблема анархистов, в том, что они замкнуты на себе. Разве можно так очевидно противоречить самому себе?!

Да и что значит это слово «впарить»? Запутать? Обмануть?

«Критик» ругает идею авангардизма:

«...хранение некого «знания», которое будет со временем впарено массам, со словами «это ваше, как класса».

Как же любят софисты избегать всякой конкретики в своих утверждениях. Что, к примеру, за «знание» имеется ввиду? Знание о том, что анархический коммунизм защищает интересы масс? Да, мы (платформисты) настолько убеждены, что анархизм – это идея по настоящему освобождающая угнетенные массы, что стремимся это «знание» донести до сознания этих самых масс. Только где здесь впаривание? Т.е. где здесь обман? Следуя подобной логике можно обвинить любую агитацию во впаривании, скажем например, по логике К.С., Кропоткин распространяя свои идеи в массах - излагая их в своих трудах – впаривает их. Ох и бред.

На деле же, за этим стоит простая попытка заменить необходимость распространения анархистской мысли, на негативное слово «впарить», и ничего такого, что опровергало бы идею авангардизма здесь нет.

Поссмотрим еще раз, на тот абсурд, который пишет автор:

«хранение некого «знания», которое будет со временем впарено массам, со словами «это ваше, как класса».»
«анархистская (какая бы то ни было) организация может привнести сюда идеологическое зерно, дабы слиться с этим движением став его частью.»
«Это будет не передача знания, это будет...»


Браво! Это будет не «впаривание» и не «передача знаний», это будет «привнесение идеологического зерна»! Ей богу смешно!

Пойдем дальше…

«И вполне в духе первоначальной Платформы Фонтени утверждал, что персональная инициатива, конечно, допустима, но, только если она не будет противоречить курсу большинства, коллектива. И, опять же, это отнюдь не либертарная позиция, так как полностью подчиняет отдельного человека системе (в данном случае – анархистской партии)»

Любое объединение служит для осуществление какой-либо цели. Если кто либо состоящий в этом объединение противоречит этим целям, тогда его цели расходятся с целями объединенных, и если этот кто-то мешает объединившимся достигать своей общей цели, что в таком случае должны делать объединившиеся? Это же классика анархизма: «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» что еще может быть более естественным и понятным? Но, нашему «критику», такое положение вещей не нравится и он, истошно морщась, ставит клеймо: «не либертарно»!

В наказание, за такую поршивую «критику», мы ответим словами Ленина:

«Мы соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот некоторые из нас принимаются кричать: пойдемте в это болото! - а когда их начинают стыдить, они возражают: какие вы отсталые люди! и как вам не совестно отрицать за нами свободу звать вас на лучшую дорогу! - О да, господа, вы свободны не только звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в болото; мы находим даже, что ваше настоящее место именно в болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему переселению туда. Но только оставьте тогда наши руки, не хватайтесь за нас и не пачкайте великого слова свобода, потому что мы ведь тоже "свободны" идти, куда мы хотим, свободны бороться не только с болотом, но и с теми, кто поворачивает к болоту!»

«Критика» продолжается: «Делал Фонтени и другие уступки большевистской марксистской традиции…», как будто автор, только что в выше изложенном своем трепе, действительно обосновал свое утверждение. Да и что, за «большевистско-марксистские» традиции такие? Нам, искренним анархистам, важна критика, которая бы вскрывала «этатизм Фонтени», но таковой предоставлено не было.

К.С. цитирует Фонтени:

«Если диктатура означает доминирование меньшинства над большинством, тогда это вопрос передачи власти не пролетариату, а партии, отдельной политической группе. Если под диктатурой подразумевается доминирование большинства над меньшинством (доминирование победного пролетариата над остатками буржуазии, потерпевшей поражение, как класс) тогда установление диктатуры может означать только потребность большинства в эффективной защите посредством создания своей собственной социальной Организации.
Но в этом случае выражение не точно и вызывает непонимание».


Если ты, читатель, посмел предположить, что К.С. сейчас будет опровергать это утверждение, то ты ошибся, он просто говорит: «Интересный ход мысли, а теперь смотрим у Ленина», и далее цитирует схожие по смыслу цитаты из работ Ленина, а в последствии делает вывод:

«То есть Ленин имел в виду вещи, вполне подходящие для Фонтени, просто «формулировки не те использовал», а так, если выбросить из книги Ленина такие слова как «государство», «переходный период», «диктатура пролетариата» и заменить их «более конкретными» и приемлемыми для анархо-коммуниста, то всё встанет на свои места, и Ленин таки окажется сторонником анархизма… ну или все-таки Фонтени – сторонником большевизма.»

Так в чем же наш с вами «критик» всетаки обвиняет Фонтени? В том, что Ленин использовал анархистскую риторику в выбранных «критиком» цитатах? Тогда где здесь вина Фонтени? Или не анархистскую? Тогда стоило указывать не на схожесть слов Ленина и Фонтени, а на их противоречия анархизму, т.е. критиковать их с позиций анархизма, а этого сделано не было. Но, по всей видимости, Фонтени виноват, по мнению «критика», в том, что он не пытался противопоставляться Ленину, т.е. рассуждал объективно и последовательно, отбросив все догмы, именно эта сторона и не нравится автору.

Далее «критик» приводит мнение Фонтени, по отношению к «переходному периоду», которое на наш взгляд является вполне логичным. Но, вместо ожидаемой критики этого самого мнения, происходит та, же песня, «критик», просто приводит схожую (на его взгляд) цитату Ленина, а далее выводы Ленина о необходимости государства! Выводы Ленина, но не Фонтени! Где же критика самого Фонтени, которому посвящена эта работа?! Мы так хотели ее увидеть, но увы.

Свою «критику», «критик» закончил фразой: «Собственно на этом можно и закончить разбор «классического платформизма», мы закончим ей же.