Ященко В. Г.: «От анархизма к космизму...»

afa-punk-23

13-04-2013 19:00:54

Ященко В. Г. «От анархизма к космизму. Взаимосвязь учений М. Бакунина и Н. Фёдорова»

Михаил Бахтин, известный российский филолог и философ, утверждал, что диалог идей возможен в рамках Большого времени даже между людьми никогда не пересекавшимися друг с другом ни в пространственном отношении, ни во временном. Вряд ли Михаил Бакунин и Николай Фёдоров когда-нибудь виделись. Также маловероятно то, что они пытались понять и принять идеи друг друга: закоренелый безбожник и мистик-аскет не обременили бы друг друга даже приветствием. Казалось бы, взгляды этих людей различаются кардинальным образом. Возможность существования Бога и необходимость применения революционного насилия стали бы, пожалуй, основными темами в их возможном антагонистическом споре. И, тем не менее, диалог идей Бакунина и Фёдорова возможен, так как в их концепциях было много общего.
И Бакунин, и Фёдоров одинаково считали западную цивилизацию предтечей конца света, последней страницей в истории развития несовершенного человеческого бытия. Это несовершенство цивилизация постоянно воспроизводит в разных формах, с каждым веком усугубляя положение. Самым страшным порождением цивилизации стала эксплуатация человека человеком и природы человеком. Эксплуатация есть следствие возникновения разделения труда, которое стало причиной появления различных форм отчуждения. Возникают различные замкнутые сословия, которые лоббируют свои интересы в ущерб общечеловеческим гуманистическим и нравственным ценностям. Так, учёные превратились в замкнутую касту. Наука увлеклась софистикой и «голым» теоретизированием. Она оторвалась от практики, от действия, от благой и всеобъемлющей цели и стала порождать звёзды, которые «холодно светят»(1) . Знание перестало быть народным явлением(2). Оно начинает приобретать неприкладной, отвлечённый, а порой и бесполезный характер. Наука, придя в услужение промышленному капиталу, в услужение городской цивилизации, ещё сильнее «закрепляет за учёными сословный характер, обращая знание на производство вещей, возбуждающих разделение и вражду, которые ведут к смерти»(3). Отчуждение в науке привело к тому, что знание стало самоцелью, что, по мнению мыслителей, не приемлемо. «Пока знание само по себе считается конечной целью, – утверждал Фёдоров, – а учёные – лучшим и высшим сословием, до тех пор вопрос о неродственности и о восстановлении родства (высшая благая цель по Фёдорову. – В. Я.) не может раскрыться во всём своём значении и силе»(4).
Цивилизация постоянно порождает «небратское состояние», «неродственность», под которой разумеется «государственность»(5). Таким образом, в понимании мыслителей, государство и (городская, западная) цивилизация – синонимы. Государство находится в состоянии постоянного заговора против своего народа и против других государств. Главная цель цивилизации – покорение народа. Для реализации этой цели правительство должно держать народные массы в состоянии невежества и глупости, ибо в таком состоянии народ бессилен поднять бунт ради собственного освобождения(6). Крайним проявлением цивилизации является империализм – последний этап развития человеческой истории. Он характеризуется максимальной степенью экспансии, безнравственности, утилитаризма и самопожирания. Если оставить всё как есть – рано или поздно наступит вселенская катастрофа. Если восстать и создать общество свободы, равенства, солидарности и справедливости – неминуемо возникнет царство Божие на земле (социализм).
И Бакунин, и Фёдоров постоянно предупреждают о недопустимости насилия над Природой и над человеческим достоинством. Так, Бакунин утверждает, что естественным законом природы является рождение в мире фатальности мира свободы и солидарности. Цивилизация пытается попрать этот закон, а это – путь к неминуемой гибели(7). Первым же шагом и «последним условием… свободы всегда остаются… самое полное подчинение всемогуществу природы, нашей матери, а также наблюдение и самое строгое применение её законов»(8). Фёдоров высказывает те же мысли, но идёт дальше Бакунина в своём футуристическом посыле. Наша планета «мала и ничтожна», энергетические и сырьевые запасы её скоро будут исчерпаны. Прогресс же ускоряет этот процесс: «прогресс есть именно та форма жизни, при которой человеческий род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясь достигнуть наибольшей суммы наслаждений»(9). Идеалом «слепого прогресса» (цивилизации), по Фёдорову, является превращение человека в машину(10). Он порождает фетишизм, превозносит «искусственное потребительство»(11) и «бесцельную наживу», усиливает атомизацию общества и усугубляет состояние одиночества личности(12).
И Бакунин, и Фёдоров указывают на то, что западная цивилизация и порождаемая ею государственность отрицают «нравственность»(13), которая «основана… на презрении власти и уважении к свободе и человечеству», которая являет собой «высшее условие счастья и достоинства людей»(14). Единственными условиями нравственности, по мнению Бакунина, являются равенство и безвластие(15). Идеальное общество, по Фёдорову, также носит в себе однозначно безвластные черты, зиждущиеся на началах нравственности: «истинное единство по образу Троицы» в виде «теснейшего союза личностей». Такое общество «не нуждается во внешнем принуждении, в насилии». Держится подобный союз «психическою, душевною силою, взаимознанием», которое «есть основа общества, без него и не будет такого общества»(16).
Чтобы прервать порочный круг, необходим новый интерес эпохи. И Фёдоров смело предлагает новую парадигму, новую философию общего дела. Он указывает на иные принципы прогресса, на иные формы непромышленного, «немануфактурного» существования, на иные миры, которые мы должны сделать «управляемыми сознанием и волею»(17). Он ставит перед человечеством иные задачи, масштаб которых поражает своей фантастичностью и глобальностью. Также новую программу человечества предлагает и Михаил Бакунин. Он настаивает на «примирении науки с жизнью». «Как только это осуществится, – заявляет Михаил Бакунин, – прогресс человечества, как в науке, так и в жизни быстро превзойдет всё, что… мы теперь можем вообразить»(18).
Можно легко заметить общие посылы в проектах мыслителей. Так, большие надежды они возлагают на земледельческие общины. Так как они сохранились в слабо испорченном виде лишь в славянском мире, то взоры Бакунина и Фёдорова направлены именно на эти народы. Казалось бы, далеко ушедшие в своём развитии страны западного «германского» мира далеки от истинного прогресса, но у них, по мнению мыслителей, есть шансы вернуться на истинный путь(19).
Взгляды М. Бакунина и Н. Фёдорова совпадают также и в необходимости деурбанизации. Этот процесс перелопатит западную цивилизацию и направит её на правильный путь развития. Общий доступ ко всем сферам труда, по мнению Бакунина и Фёдорова, очистит производство от ржавчины отчуждения. Знание будет прикладным и всенародным. Сословия учёных и промышленников исчезнут. Общее благоденствие предоставит народным массам много свободного времени, которое они будут использовать для занятия наукой(20). В зимнее время, свободное от сельхозработ, люди будут заняты в промышленном производстве предметов первой необходимости.
Вообще, сельское хозяйство, по мнению Фёдорова, будет концентрировать все возможные научные, технологические и нравственные достижения: «земледелие, управляя метеорологическими процессами земли, будет всё глубже входить в жизнь растительную,... пользоваться созидающей силой растительного организма, чтобы самому себе фабриковать всю свою телесную оболочку, со всеми органами, кои делали бы ненужными искусственные покровы и орудия, т. е. всю мануфактурно-промышленную деятельность»(21). Регуляция «слепых сил природы» достигнет небывалых высот: природные стихии будут работать на человечество по заведённому порядку и плану: атмосфера, океаны, тело планеты и само солнце будут настроены на животворную созидающую и воскрешающую волну(22). Сферы человеческого хозяйствования охватят всю Солнечную систему, а затем и обозримые пределы Вселенной(23). Человечество будет купаться в неисчерпаемых энергетических флюидах. Человек радикально перестроит своё тело (идея автотрофности) при помощи Солнечного луча. Это позволит перейти к иному – совершенному – энергоинформационному способу обмена человека с окружающей средой. «Лучистому» человечеству, – как называл такую разновидность гуманоидов будущего К. Э. Циолковский, ученик Фёдорова, – уже не нужны будут земные условия существования. Они смогут спокойно проживать на всех планетах, в любых уголках Вселенной. Такому высоконравственному ресурсо-нестяжательному человечеству уже будут не нужны институты принуждения и подавления. Проблема власти отпадёт за ненадобностью. Государство, западная цивилизация, войны, отчуждение, «неродственность», болезни, да и сама смерть останутся мизерной и малоинтересной страницей истории вселенского разума. «И как бы ни казались предположения, подобные вышеизложенному, невероятными, невозможными с точки зрения современной науки, но отказаться от них было бы величайшим преступлением»(24), – восклицает Николай Фёдорович.
В этом месте область пересечения утопий Михаила Бакунина и Николая Фёдорова заканчивается. Михаил Бакунин останавливается в своих футуристических прогнозах на пороге появления нового мира, добытого бунтом человечества против западной цивилизации и государственности. Он лишь вглядывается в переливы светлого будущего. Михаила Александровича больше интересуют проблемы настоящего и конкретные пути их решения. Николай Фёдоров же, напротив, крупными мазками рисует насыщенное красками полотно своей всеохватывающей хилиастической утопии. Он предлагает к обсуждению перспективы, отстоящие от настоящего времени не на сотни, а на миллионы лет. Он продвигает программу развития человечества в масштабах геологического времени!

Автор: Ященко В. Г.

Примечания
Доклад приводится не по стенограмме, а по тексту, предоставленному автором.
1. М. Бакунин. Наука и насущное революционное дело – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
2. М. Бакунин. Наука и народ – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
3. Н. Ф. Фёдоров. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства: Записка от неучёных к учёным, духовным и светским, к верующим и неверующим. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 38.
4. Там же. С. 37.
5. Там же. С. 18.
6. М. Бакунин. Наука и насущное революционное дело – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
7. См., например, М. А. Бакунин. Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке; Федерализм, социализм и антитеологизм; Программа общества международной революции // Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. С. 310, 333, 380.
8. М. А. Бакунин. Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке // Указ. соч. С. 361.
9. Н. Ф. Фёдоров. Указ. соч. С. 35.
10. Там же. С. 49.
11. «Прогресс жертвует душою ради увеличения предметов чувственного удовольствия, ради увеличения не предметов необходимости, а предметов роскоши» (там же. С. 43).
12. Там же. С. 465.
13. Там же. С. 35.
14. М. Бакунин. Всестороннее образование – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
15. М. Бакунин. Наука и насущное революционное дело – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
16. Н. Ф. Фёдоров. Указ. соч. С. 399.
17. Там же. С. 447 – 448.
18. М. Бакунин. Всестороннее образование – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
19. Н. Ф. Фёдоров. Указ. соч. С. 386, 397.
20. М. Бакунин. Наука и народ – http://www.avtonom.org/index.php?nid=817
21. Н. Ф. Фёдоров. Указ. соч. С. 454.
22. См. там же. С. 52, 426, 431, 461, 507, 509.
23. См. там же. С. 424, 429 – 436, 453.
24. Там же. С. 431.

Источник (на этой странице вы сможете скачать документ, в котором есть приведенный доклад): http://bakunin-fund.hut2.ru/r2007.utf.html

Шаркан

13-04-2013 19:15:54

afa-punk-23 писал(а):диалог идей Бакунина и Фёдорова возможен

вот пусть после победившей революции его и ведут наши потомки.
Мы их проблем предвидеть не сможем сейчас, а сбивать с толку - зачем?

эмоциональная мотивировка далекими утопиями - почему бы нет. Одно из приложений той же НФ.
Однако программой реальных действие такое быть не может (именно ввиду бессилия нынешних футурологических методик).
У современного анархического движения задача скромная - взломать замки дверей в будущее. Если сесть спорить чего ждать за их порогом - замки так и останутся, дверь будет запертой.
А кому это выгодно?

aissberg

13-04-2013 21:23:09

не в качестве рекламы, но для баланса...
заметил что в списке литературы ссылки есть только на анархо-ресурсы, так получилось что "по соседству" есть группа ребят "подсевших" на Федорова(+Смирнов, +Данилевский), черпают "вдохновение" от сюда http://bolesmir.ru/...
ИМХО не все там анархично, раз уж мы говорим об анархии...

Дмитрий Донецкий

14-04-2013 06:16:46

afa-punk-23 писал(а):И Бакунин, и Фёдоров постоянно


Взять любых двух знаменитых критиков существующей системы и у них общего будет как минимум на 50%. А будущее настолько неопределённо, что в эту составляющую их мировоззрения можно особо и не вникать. Одна из причин сотрудничества в одной антисистемной организации людей самых всевозможных взглядов.