Право на безответственность

роджер

13-08-2013 11:43:41

http://revbel.org/2013/08/pravo-na-bezotvetstvennost/
В предыдущей статье, носившей, по сути, вводный характер, я задался вопросом, что же заставляет людей испытывать крайнюю неприязнь к анархистской идее, никоим образом не запятнавшей себя в историческом плане. И сейчас я попытаюсь дать развернутый ответ на этот вопрос, учитывая, в частности, сегодняшние израильские реалии, предоставляющие в этом плане богатый иллюстративный материал. Имеется в виду намечающийся референдум по поводу любого соглашения, которое будет достигнуто с палестинцами, а также бурная общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг этого. Сам референдум, разумеется, не может служить примером прямого народовластия. Не только потому, что контекст предстоящего соглашения (если оно и в самом деле будет достигнуто) сокрыт от взглядов широкой общественности плотной пропагандистской завесой. Сама идея проведения подобного референдума уже навязывает как нечто само собой разумеющееся определенную политическую линию, подразумевающую существование двух националистических государств — еврейского и палестинского. Об объединении людей на интернационалистической основе речи не идет в принципе. Тем не менее, общественная реакция на эту инициативу, безусловно, проливает свет на характер взаимоотношений между человеком и властными структурами, которые мыслятся им как неотъемлемая часть его собственной жизни и жизни общества в целом.

Но прежде я еще раз вернусь к вопросу о незапятнанной исторической репутации анархизма. Примеры первобытных общин, в которых царила атмосфера взаимопомощи и согласия, вряд ли могут быть актуальны, поскольку сплоченность подобных общин диктовалась необходимостью выживания в экстремальной природной среде. Они лишь могут показать, что стремление к конкуренции не заложено в человеческой природе как таковой. Однако успех, пусть и кратковременный, испанских анархистов 30-х годов или современных датских анархистов слишком уж бросается в глаза, полностью противореча общепринятым представлениям. А непримиримая позиция анархистов в условиях тоталитарных режимов слишком уж отклоняется от конформистской линии поведения, присущей всему остальному населению, включая и представителей других оппозиционных групп. Один из комментаторов к предыдущей статье написал: «классические анархисты идеалом считали общество, построенное на взаимопомощи, без вмешательства надобщественных структур… однако, крикливая, зачастую поддатая и накурившаяся, разномастная тусовка ни при какой погоде таких оценок не заслуживает». Неужели речь идет о людях иной породы? Или, быть может, у них есть нечто, чего нет у нас? На мой взгляд, то, что предопределило успех этих общин, является именно тем, что в обыденном сознании окрашивает анархизм в угрожающие негативистские тона, и заставляет обычного человека в ужасе шарахаться от этой идеи. Этот фактор заключен в простом словосочетании – личная ответственность.

В этой связи уместно будет обратиться к статье известного журналиста Льва Авенайса «Voxpopuli?». Примечательна эта статья тем, что представляет собой четкий срез обывательской мысли, нацеленной на то, чтобы максимально сузить зону индивидуальной ответственности, которую несет на своих плечах рядовой член общества. Суть ее сводится к следующему пассажу: «Нет уж! Пусть власть отвечает за судьбу страны! А народ скажет свое слово. На следующих парламентских выборах… Либо — «оболваненный прессой и промывкой мозгов», либо «еще раз докажет, что его обмануть нельзя». Это уж кому как угодно…». Несколькими абзацами выше Авенайс пишет, что вопрос о смертной казни для преступников нигде не ставился на голосование, хотя, вопреки общественному мнению, она отменена в большинстве цивилизованных стран. Мол, «одно дело — эмоции народа, а другое – юридический анализ, моральные и гуманитарные аспекты».

Так вот, о смертной казни мне как-то довелось беседовать с человеком, который самым категорическим образом отстаивал идею ее недопустимости в существующих условиях, причем вовсе не из гуманистических или юридических соображений. Его аргументация была вкратце такова: коль скоро приговор выносится обществом, то и осуществляться он должен им же. Это означает, что если смертный приговор выносится, скажем, Эйхману, то среди израильтян (то есть, членов общества, вынесшего приговор), должен быть брошен жребий. И тот, на кого падет жребий, должен будет выбить стул из-под ног приговоренного, глядя ему в глаза. А если не сможет этого сделать, то значит, приговор отменяется. Такова идея личной ответственности, которая отсутствует в современном обществе, а значит, смертная казнь не может являться легитимной.

Эту же идею можно распространить на все прочие сферы общественной жизни, и именно она, как мне кажется, представляет собой суть анархизма. Приверженцы анархистской концепции как бы говорят каждому из нас, перефразируя известную фразу Людовика XIV: «Общество – это ты!». Именно ты, а не сонм экспертов, политиков или военных, ответственен за то, что творится в твоем обществе, и за то, что это общество творит. Именно ты ответственен за выселения людей из домов, за режим апартеида и убийства палестинцев на территориях, за нищенское существование миллионов людей, живущих рядом с тобой, за то, что мать-одиночка, работающая по 13 часов в сутки, не может прокормить своих детей. Эксперты могут сколько угодно вещать о процветании израильской экономики, но именно тебе придется смотреть в глаза семье Менаше, выкидываемой на улицу в Беер-Шеве или Моше Сильману, корчащемуся в предсмертных судорогах. И немой упрек, читающийся в их взгляде, будет обращен не к олигархам, не к израильской военщине, а к тебе. Но для того, чтобы представить себе подобное, необходимо хотя бы мысленно выйти за рамки обыденно-обывательского индивидуального мирка, и развить в себе то, что Чарльз Райт Миллс назвал «социологическим воображением». Существующее же социально-политическое устройство всячески препятствует этому, поощряя людей делегировать ответственность различным государственным инстанциям и твердо придерживаться позиции, озвученной в статье Льва Авенайса. Это и есть их линованная бумага, от которой они не откажутся ни при каких обстоятельствах, будь они левые, правые или центристы.

Сами анархисты зачастую забывают о том, что репрессивный характер властных структур – это лишь одна сторона медали. Но есть и другая, гораздо более важная. Власть может сколько угодно попирать основополагающие человеческие права – право на крышу над головой, право на труд, право на неприкосновенность личностного пространства, право на свободу передвижения, право на образование. Однако взамен она наделяет человека другим священным правом, ради которого он готов принести в жертву все остальное – право на безответственность и бездействие. Политические структуры не просто монополизируют право на принятие решений, они также избавляют нас от необходимости принимать решения самостоятельно. Силовые структуры, такие как армия или полиция, не просто монополизируют право на насилие, они также избавляют нас он необходимости действовать самостоятельно. Юридические структуры не просто монополизируют судебную власть, они избавляют нас от необходимости самостоятельно судить о том, что есть добро, а что зло, что допустимо, а что нет, не с уголовно-процессуальной, а с чисто человеческой точки зрения. Это великий дар, дар безответственности, который власть преподносит обывателю. И любой, кто попытается отобрать у него этот дар, будет встречен в штыки. Поэтому в современном мире анархистов, увы, ждет печальная участь.

Шаркан

13-08-2013 16:35:40

роджер писал(а):любой, кто попытается отобрать у него этот дар, будет встречен в штыки

штыками бездействия?

КондратБулавин

13-08-2013 17:37:51

штыками бездействия?

:co_ol::co_ol::co_ol:

hil-hil

13-08-2013 18:21:43

роджер писал(а): Политические структуры не просто монополизируют право на принятие решений, они также избавляют нас от необходимости принимать решения самостоятельно.


и это только часть болота по имени политика, может и не самая зловонная, но достаточно топкая и закамуфлированая где под мораль, где под стериотип или право.

...

Умали

13-08-2013 22:17:29

роджер
Все так. Однако картина неполная, в ней недостает некоторых существенных деталей, без которых изображенный в ней тупик выглядит вроде бы правдиво, но с которыми чары рассеиваются и становится видна обманка.
Не буду утверждать, что я сейчас полно и точно опишу недостающие детали, но постараюсь обозначить...

Вы подойдите и задайте любому человеку вопрос по какой-нибудь существующей политической проблеме, и в большинстве случаев вы попадете на умника который имеет свое собственное мнение и расскажет вам что и кому нужно делать, как надо поступить и как правильно разрулить ту или иную ситуацию. И в данном случае не важна степень компетентности, важно отметить что человек интересуется, думает, приходит к каким-то выводам, решениям, пусть даже и не правильным. Это означает, внутренне, эмоционально он принимает участие, то есть нет абсолютного нежелания принимать участия в данном вопросе, или как вы написали желания безответственности и бездеятельности, их нет. Вопрос - Ну почему же тогда не выливается в действие оставим на чуть попозже а сперва...

Задайте любому человеку другой вопрос - Если бы ему предложили самому определять относительно себя, сколько и за что платить налогов, каким правилам и законам подчиняться, определить как все вокруг него должно быть устроено... Принял бы он предложение или отказался? Уверяю вас что, очень мало кто бы действительно отказался, подавляющее большинство согласилось бы. О чем это говорит? О том что человек согласен брать на себя как вы выразились "ответственность", и по крайней мере точно не во всех ситуациях стремится к "безответственности" и "бездеятельности".

Так все же, почему человек бежит от "деятельности" и "ответственности"? Да по тому что ему хотят навесить ярмо необходимости принимать решение за других многих, да еще и с перспективой потом быть наказанным за это. И вполне естественно, что человек не хочет подставлять шею и пытается ускользнуть из под него, перевесив на кого-то другого. И только те, кто идут во власть, на самом деле видят в ней широкие открывающиеся возможности, и ложить они хотели на ответственность и наказания, потому как знают, что никаких ответственности и наказания нет, и существуют они только для тех кто снизу, а царей не судят.

То есть, человек вполне согласен действовать и принимать последствия своих действий в вопросах касающихся своей собственной жизни, окружающего пространства. Но у него нет никакого желания быть обязанным беспокоится чужими глобальными вопросами, как то притеснение каких-то негров в далекой Африке, или быть "ответственным" за спекуляции на токийской бирже и т.п.

Теперь что касается вольного употребления нами понятия и слова "ответственность"
Ответственность - это способность понимать взаимосвязи окружающего мира(общество частность) и оперировать ими при осуществлении своих действий.. А не подотчетность, контроль и наказуемость, как многие ошибочно полагают. Ответственность это не держать ответ перед кем-то за что-то, это не вина. Это способность давать верные ответы на вопросы, это уверенность и определенность.

И государству выгодно трясти перед своими подданными этими "глобальными вопросами" и "ответственностью", чтобы припугнув как следует торжественно повесть "ярмо" себе на шею и тем внушать им собственную значимость, превосходство и разумность, и профилактически отваживать их от грешных помыслов самостоятельно несанкционировано действовать в решении собственных вопросов. Так же государству выгодно поддерживать иллюзию ответственности как наказуемости. Приглядитесь, никто на самом деле из власть придержащих не отвечает за последствия своих действий и решений, лишь иногда они могут пострадать в результате революций или клановых разборок, или от своих товарищей жаждущих занять их место.

Поэтому не нужно этих неверных категоричных выводов приговоров. Вывод из всего этого в том, что анархистам не следует поддаваться и бегать с тем же "ярмом" "глобальной ответственности" за обывателями, а как альтернативу на самом деле предлагать им свободу и способы самостоятельно решать собственные вопросы.

Извините если не смог ясно выразится.

роджер

14-08-2013 07:36:33

Статья не моя, я ее честно скопировал, чтобы поделиться с вами. Статья некого израильского анархиста, насколько я понял.

Я не считаю, что люди должны нести ответ за действия государства и других угнетателей, но они должны нести ответственность за свое бездействие и покорность, за то, что они не восстают и не противятся угнетению.

Я могу предположить, что люди действительно избегают таких повстанческих действий потому, что ответственность для них кажется непосильной, а риск слишком велик. Анархисты предлагают рискнуть им всем, что у них есть - домом, семьей, относительной свободой, жизнью. Им есть что терять, поэтому они не хотят рисковать.

Кроме того, обыватели - это пассажиры троллейбусов или автобусов, которые их куда-то везут. Возможно, они хотели бы, чтобы троллейбус был комфортнее или ехал в другом направлении, но они не готовы выйти, пересесть на велосипед и крутить педали самостоятельно, пусть даже это длинный велосипед на несколько человек. Обыватели не привыкли нести ответственность даже за свою собственную жизнь. Все что им позволяют - это надеяться на полицию и скорую помощь. Если вы скажете им, что надеяться абсолютно можно будет только на себя, что другие люди могут их защитить, а могут и не знащитить - все зависит от этих других людей, то они скажут, что это ненадежно, ведь другие люди не дают декларативных, убедительных, но пустых обещаний как то делает государство.

Как вы считаете, почему большинство людей использует Windows, а не свободные операционные системы? В том числе анархисты? Потому что они привыкли руководствоваться комфортом а не свободой. Комфорт гораздо важнее для них, чем их свобода. Поэтому пассажиры продолжают сидеть в автобусах, а не ездить на велосипеде. Если автобусы сломаются, то пассажиры выйдут на дорогу и будут беспомощно сжимать свои билетики. Они не смогут ничего мгновенно сделать, они даже не смогут крутить педали, т.к. их ноги будут слишком слабыми.

Ответственность означает, что человек при принятии решений полагается на себя. Обыватели на себя не полагаются - они полагаются на государство, пусть оно делает все плохо, но все же оно делает это вместо них. Они не хотят это делать самостоятельно, даже если бы им разрешили.

LAZYCAT

14-08-2013 07:58:42

Ответственность означает, что человек при принятии решений полагается на себя. Обыватели на себя не полагаются - они полагаются на государство, пусть оно делает все плохо, но все же оно делает это вместо них. Они не хотят это делать самостоятельно, даже если бы им разрешили.


:co_ol::co_ol::co_ol:

Как говорят опытные таежные охотники ,"Суть собаки- зависимость, суть волка- ответственность".

Вообще, это очень похоже на "забытый", скрытый принцип анархизма... ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. "Ересь", конечно... но зато- не дурость.

Шаркан

14-08-2013 20:56:14

роджер писал(а): Анархисты предлагают рискнуть им всем

наоборот - предлагают не рисковать, продолжая жить под постоянной угрозой беспредела сверху.

роджер

16-08-2013 12:04:13

Шаркан писал(а):
роджер писал(а): Анархисты предлагают рискнуть им всем

наоборот - предлагают не рисковать, продолжая жить под постоянной угрозой беспредела сверху.

Чтобы не жить под постоянной угрозой (имеющей некоторую малую оценочную вероятность и не вполне конкретное представление в головах обывателей), анархисты предлагают все же рискнуть нечто предпринять. А вот угроза государства при таких попытках построить новый мир - обывателям очень даже хорошо представима.

Шаркан

16-08-2013 14:21:42

роджер писал(а):анархисты предлагают все же рискнуть нечто предпринять

а как же иначе?
Надежда на то, что если не шевелиться, то пронесет, погибает вместе со своими носителями - даже вопля не слышно... особенно в гуле голосов (поощряемых ясно кем) про "преклоненную голову сабля не сечет".
хмык. А какую тогда сечет-то?

Умали

19-08-2013 22:47:52

роджер
А почему вы считаете что комфорт это что-то плохое? И зачем этот взаимоисключающий выбор постановка вопроса свобода или комфорт?
Стремление к комфорту это нормальная естественная вещь. Єто то состояние к оторому стремится всякое живое существо, состоянию когда удовлетворены все жизненные потребности (не только физические).
А свобода тут при том, что наибольший дискомфорт возникает в те моменты, когда чего-то хочется а тебе говорят нельзя, ты не свободен это сделать. Комфорт без свободы недостижим.
Разве анархисты не хотят чтобы общество стало лучше, свободнее, комфортнее? Неужели тут сообщество мазохистов?

По поводу Виндовса и Линукса, тоже вполне нормально выбирать себе ту машину которая хорошо ездит. При всем моем добром расположении к Линуксу иногда он просто бесит. Нередко закрадывается подозрение, что кто-то заинтересованный доплачивает чтобы Линукс не был полноценным продуктом хотя бы даже в базовых функциях. Потому как за все прошедшее время можно уже было бы вылизать дистрибутив до достойного. Вместо этого каждый какие-то новые концепции с кучей новых ошибок. По другому я затрудняюсь объяснить почему например в Убунте для того чтобы посмотреть оставшееся место на диске пользователь вынужден либо команды знать, либо специальное приложение запускать. Согласитесь аргумент в пользу Виндовс учитывая что у нас подавляющее большинство использует его на халяву, то есть свобоно.

Да, обыватели отвыкли. Нас отучили думать за себя, быть самостоятельными. Но найдите достойный стимул, предложите альтернативу которая будет выглядеть более привлекательно. А иначе не удивительно что никто не хочет идти затем кто зовет всех рискнуть упасть с обрыва и потерять все с неопределенной целью - во имя чего?

роджер

20-08-2013 07:09:32

Умали писал(а):А почему вы считаете что комфорт это что-то плохое? И зачем этот взаимоисключающий выбор постановка вопроса свобода или комфорт?

Комфорт, о котором я говорю - это комфорт относительный, ограниченный и весьма временный, одним словом - не свободный. Это комфорт уютной теплой и темной норы, в которую можно залезть и сделать вид, что все вокруг тебя не волнует. А то, что из этой норы потом когда-нибудь выкурят - комфортнее об этом не думать. Так алкоголик, сделавший возлияние и оказавшийся под столом, чувствует себя комфортно, так наркоман, забившийся в грязный угол и принявший дозу, получает свой долгожданный комфорт. Все это дает человеку некоторое временное спокойствие и беззаботность, но не дает свободу. Человек становится зависимым - от алкоголя, от наркотика, от этой своей теплой норы-квартиры, он полностью отдает свою свободу решать собственную судьбу, судьбу своих близких и не очень людей - кому-то другому, кто не сидит в своей норе, кто распоряжается всем миром.

Умали писал(а):Разве анархисты не хотят чтобы общество стало лучше, свободнее, комфортнее? Неужели тут сообщество мазохистов?
Конечно же, хотят. Только не комфорта по принципу "моя хата с краю". В свободном обществе ни один сытый человек не посмеет чувствовать себя комфортно, когда рядом с ним находится хотя бы один голодный. В свободном обществе ни один человек не станет беззаботно спать на диване, когда за стенами через дорогу калечат и убивают людей.

Дилетант

20-08-2013 07:30:45

Да, обыватели отвыкли. Нас отучили думать за себя, быть самостоятельными. Но найдите достойный стимул, предложите альтернативу которая будет выглядеть более привлекательно.

Стимул есть уже давно - удовольствие от реального самообеспечения(самостоятельность в широком смысле) + удовольствие от понимания и осознания факта полезности своих действий для других людей(взаимопомощь).
Беда в том,что обыватель приучен это "продавать",т.е. отчуждать от себя...ради этого самого относительного(добавил бы иллюзорного) комфорта.

LAZYCAT

20-08-2013 10:21:31

Умали писал(а):роджер
А почему вы считаете что комфорт это что-то плохое? И зачем этот взаимоисключающий выбор постановка вопроса свобода или комфорт?
Стремление к комфорту это нормальная естественная вещь. Єто то состояние к оторому стремится всякое живое существо, состоянию когда удовлетворены все жизненные потребности (не только физические).


Когда вопрос ставят именно так(свобода ИЛИ комфорт)- просто домогаются ВЛАСТИ над чужим сознанием. Детектор.

Да, обыватели отвыкли. Нас отучили думать за себя, быть самостоятельными. Но найдите достойный стимул, предложите альтернативу которая будет выглядеть более привлекательно. А иначе не удивительно что никто не хочет идти затем кто зовет всех рискнуть упасть с обрыва и потерять все с неопределенной целью - во имя чего?


Квинтэссенция ВСЕХ проблем и задач Анарходвижения- сегодня.

:bra_vo::bra_vo::bra_vo::bra_vo::bra_vo:

роджер

20-08-2013 10:50:03

LAZYCAT, Умали, вы для себя еще не определились - во имя чего? У вас перед глазами все еще нет достойной "привлекательной альтернативы"? Чем вам не нравятся те меры общественного устройства, что описаны в "Хлеб и Воля" Кропоткина или "Обездоленный" Ле Гуин? Или в работах Малатесты? Тем, что что-то придется делать и самому, а не переложить все на кого-то?

LAZYCAT

20-08-2013 11:28:56

роджер писал(а):LAZYCAT, Умали, вы для себя еще не определились - во имя чего? У вас перед глазами все еще нет достойной "привлекательной альтернативы"? Чем вам не нравятся те меры общественного устройства, что описаны в "Хлеб и Воля" Кропоткина или "Обездоленный" Ле Гуин? Или в работах Малатесты? Тем, что что-то придется делать и самому, а не переложить все на кого-то?


С трудов Эррико Малатесты- собственно и началось когда-то мое знакомство с анархизмом("Хлеб и воля" Кропоткина- принципы и суть- но не "готовый рецепт". Урсулу ценил и ценю как фантастку-социолога, но собственно анархизма в ее романах- чуть).

Это- все о том, ЧТО. Но- не о том, КАК. Цели- есть, эффективных путей/методов прихода к ним- нет. Точнее- есть, но... в некотором диссонансе с теорией. Проще говоря- они безнравственны- с точки зрения "тру"-моралиста.

Кстати, что за "меры общественного устройства"?.. Бывают такие в природе(социальной)? Обычно- принципы устройства и меры по достижению...

Шаркан

20-08-2013 13:39:02

роджер писал(а):или "Обездоленный" Ле Гуин?

в этом случае - не нравится. В разделе Литература был спор по книге.

Умали

20-08-2013 13:54:46

роджер писал(а):LAZYCAT, Умали, вы для себя еще не определились - во имя чего? У вас перед глазами все еще нет достойной "привлекательной альтернативы"? Чем вам не нравятся те меры общественного устройства, что описаны в "Хлеб и Воля" Кропоткина или "Обездоленный" Ле Гуин? Или в работах Малатесты? Тем, что что-то придется делать и самому, а не переложить все на кого-то?

Да вот жду когда вы с дилетантом все сделаете, а я подойду попозже на все готовенькое, буду пользоваться результатами.

Умали

20-08-2013 13:56:16

хотя судя из приведенной вами статьи надежды дождаться мало
роджер писал(а):в современном мире анархистов, увы, ждет печальная участь.

hil-hil

20-08-2013 17:28:08

Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
Б. Шоу.

Zogin

20-08-2013 17:40:06

Есть ещё такая вещь, как правила игры. Не рекомендуется садиться играть с шулером, ибо он склонен их нарушать. Такой вот ответственный человек :)

Естественно с ходом истории правила игры меняются эволюционно или революционно. И в каждом случае это болезненно для какой-то группы населения.

Анархист в этом контексте воспринимается обывателем, как идейный шулер. Ибо анархист воспринимает нарушение правил игры, как самоценность.

Вот если бы была на повестке дня положительная анархическая альтернатива, пусть с новыми изменившимися правилами и естественно система защиты этих правил - это был бы повод для обывателя подумать, признать определённую ценность новой системы правил.

Шаркан

20-08-2013 18:23:00

Zogin писал(а):анархист воспринимает нарушение правил игры, как самоценность.

вот 10 постов читать тебя приятно, а потом как ляпнешь...

hil-hil

20-08-2013 18:47:30

Шаркан, Зогин лишь озвучил мнение обывателя, надеюсь.

Zogin писал(а):Анархист в этом контексте воспринимается обывателем, как идейный шулер. Ибо анархист воспринимает нарушение правил игры, как самоценность.

Zogin

20-08-2013 18:59:33

hil-hil писал(а):Шаркан, Зогин лишь озвучил мнение обывателя, надеюсь.



Ну да типа того.

Шаркан

20-08-2013 19:02:51

тада извиняюсь
:smu:sche_nie:

hil-hil

20-08-2013 19:11:04

именно трактовка в толковых словарях прилагательных
анархист - хаотичный, безрассудный, самовольный, непостоянный, не имеющий цели...
короче трепло и лентяй ,, они догадываются :du_ma_et::-)

hil-hil

20-08-2013 19:13:36

но тема о ином.

кстати, вот у меня нет прав на вождение автомобиля, а были-бы - припахали бы еще и возить, что мне совсем не хочется.

Шаркан

20-08-2013 19:19:15

hil-hil писал(а):у меня нет прав на вождение автомобиля

а умения?

hil-hil писал(а):именно трактовка в толковых словарях прилагательных

дык для начала вроде именно эту демагогему и рушить пытамся. Нет?

Умали

20-08-2013 20:17:02

Zogin писал(а):Есть ещё такая вещь, как правила игры. Не рекомендуется садиться играть с шулером, ибо он склонен их нарушать. Такой вот ответственный человек :)

Естественно с ходом истории правила игры меняются эволюционно или революционно. И в каждом случае это болезненно для какой-то группы населения.

Анархист в этом контексте воспринимается обывателем, как идейный шулер. Ибо анархист воспринимает нарушение правил игры, как самоценность.

Вот если бы была на повестке дня положительная анархическая альтернатива, пусть с новыми изменившимися правилами и естественно система защиты этих правил - это был бы повод для обывателя подумать, признать определённую ценность новой системы правил.

Шикарный замечание. Благодарю.

Добавлю только что обыватель воспринимает анархиста "идейным шулером" в силу своей зашоренности и закомплексованности, он, по этой же причине, вообще всякую свободу воспринимает как шулерство. И будет, пока не разукомплексуется.