afa-punk-23
17-08-2013 18:15:46
17.08.1868 родился Эдуард Йозеф Абрамовский, философ, психолог, социолог, участник революционного движения с 1885, «отец польского анархизма» (скончался 21.06.1918).
Деятельность Абрамовского начиналась в рядах партии «Пролетариат» и «Заграничного союза польских социалистов», также он участвовал в составлении программы «Польской социалистической партии». В середине 1890-х Абрамовский отказался от государственно-социалистической идеологии, определив свои взгляды как «этический» и «христианский анархизм». Стремясь к практической реализации безгосударственного идеала, отдавал много сил созданию коммун и кооперативов, став основателем кооперативного движения в Польше, также сотрудничал в различных анархических изданиях. Наряду с анархической деятельностью занимался научной работой, получив широкую известность в качестве философа и социолога. В конце жизни интересовался психологией, стал основателем Варшавского института психологии. Эдуард Абрамовский был одним из тех, кто повлиял на духовное и идейное созревание молодого Януша Корчака, который известен теперь как выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
См. информацию о нём: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8,_%D0%AD%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84
Более подробная информация (польская Википедия):
http://pl.wikipedia.org/wiki/Edward_Abramowski
Эдуард Абрамовский на сайте «Глубинная психология»: http://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-5409.htm
См. статью «Забытый гений» о личности Эдуарда Абрамовского и его научном и философском наследии:
Скрытый текст: :
Забытый гений
Польский философ Эдвард Абрамовский (Jozef Edward Abramowski, 1868—1918) относится к числу тех великих мыслителей, чьи идеи намного опередили время и потому оказались не востребованы последующими поколениями. Тем не менее дата его 140-летия, которую мы отмечаем в этом году, дает нам повод, пусть хотя и кратко, обратиться к его богатейшему и оригинальному творческому наследию, все еще ожидающему своих исследователей. При этом следует упомянуть и то, что Абрамовский родился на территории Украины, а его отец был выпускником Киевского университета.
Будучи человеком высокой культуры и широкой эрудиции, Абрамовский в дореволюционный период сочетал активную революционную деятельность, направленную на свержение царизма, освобождение Польши и установление социализма, с интенсивной научной работой, позволившей ему внести свой уникальный вклад в социологию, антропологию, психологию и этику.
Психология, социология и этика Абрамовского
Так, например, в области психологии польский мыслитель иначе, чем Юнг, интерпретировал коллективное бессознательное и его содержание. По его мнению, в индивидуальном подсознании содержится глубокий слой “коллективной криптомнезии”, т.е. “родовой памяти”, благодаря которой человек соприкасается с извечной субстанцией вселенной. В этом родовом подсознании содержатся этические интуитивные аксиомы — те врожденные догматы, в которые человек верит без необходимости каких-либо логических доказательств. В такой родовой памяти, полагал ученый, хранятся минувшие переживания предков в самом широком значении. Эти переживания представляют собой основу формирования определенных моделей развития, предвещающих эволюцию человечества в направлении этических идеалов братства, реализация которых будет означать возникновение нового типа человека — “сверхчеловека”.
Сфера подсознания, по убеждению Абрамовского, представляет собой основу нравственности, поскольку каждый акт добра имеет спонтанный характер, является голосом интуиции и не требует каких-либо рационально-логических обоснований.
Творчески развивая философию марксизма, он пришел к выводу, что такая важная категория экономики, как экономические потребности, определяющие производственные способности человека и дающие начало политико-правовым институтам и структурам общества, являются не чем иным, как разновидностью психических переживаний (эмоций). Экономические явления, утверждал Абрамовский, находят свое соответствие в “идейно-моральной сфере”, и наоборот, а посему так называемые экономические законы имеют психическую природу и зависят от психической жизни индивидов. В этом он опередил представителей Франкфуртской школы, искавших истоки капитализма не только в социально-экономических условиях, но также в психологии. По его мнению, деление социальных явлений на экономические, политические, моральные, религиозные и другие категории имеет сугубо понятийный характер, поскольку в реальности все эти явления тесно взаимосвязаны и формируют единую интегральную систему. Просто единое социальное явление можно рассматривать и изучать с различных точек зрения. Интересен также подход философа к классическому марксистскому соотношению между “базисом” и “надстройкой”. В противовес сторонникам так называемого вульгарного марксизма, видящих в политико-идеологической надстройке общества всего лишь механическое отражение его экономического базиса (чем как раз и грешил догматический советский марксизм) и склонных в силу этого к экономическому детерминизму социально-исторических явлений, Абрамовский трактует “базис” и “надстройку” как чисто формальные категории. В его подлинно диалектической теории “бытие” и “сознание” представляют собой целостность, возникающую из дуалистической структуры социальных фактов.
Главный источник социальных изменений ученый видел не в таких внешних факторах, как окружающая природная среда, экономика, априорные идеи и т.п., а в сознании общества. Он считал людей создателями социальной действительности и был убежден, что именно человек является высшей ценностью, источником и целью любой социальной деятельности. В этом Эдвард Абрамовский был достойным продолжателем гуманистического направления в марксизме, утвердившего тезис, что историю творят люди. Сила, прочность и ценность любых социальных изменений, считал он, укоренены в индивидуальной совести. Социальный мир, связанный с коммуникацией, организацией труда и разными формами взаимодействия, находится в сфере потребностей, выражающих голос совести, а те идеи, которым не удастся проникнуть в сферу совести, так и останутся утопией и не воплотятся в жизнь. Коротко говоря, в социологической теории Абрамовского главным источником социальной действительности выступает совесть человека, а сама социальная действительность представляет собой комплекс индивидуальных психических переживаний и стремлений, причем человек способен изменять ее в соответствии со своими идеалами.
Социальная действительность в учении Абрамовского неразрывно связана с этикой. При этом он рассуждает следующим образом: участие человека в социальной жизни и само существование общества возможны лишь потому, что человек способен увидеть себя, своя “я” в сознании других людей. А значит везде, где имеют место категории этики и долженствования, там неизменно начинается объективизация мыслящего существа и, как следствие, возникает социальный мир.
Антропология Абрамовского
Для всего миросозерцания польского мыслителя был характерен антропоцентрический гуманизм, столь свойственный, кстати говоря, идеологии молодого Маркса. В марксистской по своей сути антропологии Абрамовского человек выступает одновременно субъектом и объектом социально-исторических процессов, творцом ценностей и моральных оценок, способным собственными усилиями достигнуть высшего этического уровня — идеальной личности. Т.е человек является “целью в себе”, существом, достойным уважения и способным, благодаря своей творческой природе, изменять себя и окружающий мир. Человека Абрамовский определял в двух взаимосвязанных категориях: описательных (дескриптивных) и аксиологических (ценностных). Если первая категория описывала, каким человек является в действительности, то вторая определяла, кем он может и должен стать. Акцентируя внимание на автономии личности, ее независимости от “вещественных явлений”, Абрамовский всячески подчеркивал первостепенную значимость психических факторов, которые, стремясь к реализации этических идеалов, преодолевают природный, исторический и экономический детерминизм. Одним словом, человек призван к творческой свободе и победе над детерминизмом.
Природу человека философ трактует одновременно как изменчивую и неизменную. Изменчивыми являются черты, сформировавшиеся под влиянием внешних факторов. Именно они создают внешнюю, неподлинную сторону индивидуальности, затрудняющую развитие аутентичных межчеловеческих отношений. Неизменность же человеческой природы прочно укоренена в таких качествах, как доброта, свобода, творчество и способность к мышлению. Эгоизм, по его убеждению, противоречит самой природе человека, поскольку является результатом необходимости борьбы за существование и своего апогея достигает в капиталистическом обществе, основанном на частной собственности.
Этика Абрамовского
В качестве исходной и высшей нормы своей этической системы Абрамовский постулирует этический императив, обращенный к человеку: “Будь самим собой!”. Именно поэтому нам надлежит сосредоточиться на факторах, способствующих нашему всестороннему и гармоничному развитию, чтобы воплотить в жизнь идеал, который мы носим в себе. Существенную роль в процессе самореализации человека играют межчеловеческие отношения, основывающиеся на морали братства. В жизненной этике дружбы, полагает ученый, единственным грехом является причинение вреда другому человеку, так как это ослабляет его, а единственной добродетелью выступают дружба, взаимопомощь, солидарность, поскольку это увеличивает силы человека. “Жизнь, — пишет Абрамовский, — это действие, создание мира вокруг себя, расширение одной человеческой души на целое множество других, постоянный дар, добровольная жертва, взаимное участие в радости и печали, зле и добре, свободе и рабстве”.
Этические теории, считал он, не должны иметь монистического и догматического характера, а должны быть настолько эластичны, чтобы предоставлять человеку возможность выбирать любой способ жизни. При этом Абрамовский всячески осуждает конформизм, поскольку тот подавляет в человеке все творческое и индивидуальное. Он также верит, что ни один добрый поступок не исчезает бесследно, а в конечном счете способствует улучшению жизни.
Социализм Абрамовского
Как всякий истинный марксист, он был противником государства, видя в нем организацию насилия, направленную на подавление человеческой личности и свободы. Однако, в отличие от большинства марксистов своего времени, связывавших конец государства с ликвидацией классового разделения в обществе, он полагал, что смерть государства наступит вследствие осознания людьми всей тщетности центральной правительственной опеки. Причем существенную роль в постепенном вытеснении из различных сфер социальной жизни принудительных институтов государственной власти должно было сыграть спонтанное развитие альтернативных в отношении государств общественных объединений. Другими словами, общество, вступившее в пору духовной зрелости и культурного совершеннолетия, должно было отказаться от опеки со стороны государства и перейти к самоуправлению. В своей работе “Этика и революция” польский мыслитель рассматривает революционную борьбу прежде всего как борьбу морально свободных людей, уважающих собственное достоинство и достоинство других, с дегуманизирующим влиянием власти капитала и государства. Подлинная революция, считал он, это та революция, которая осуществляется самим народом, а не его вождями, представителями парламента или чиновниками новых государственных институтов. Именно поэтому такая революция должна происходить за пределами сферы государственной власти.
Важно отметить, что Абрамовский был в равной мере противником реформизма и тоталитаризма в социалистическом движении, относя их к проявлениям “государственного социализма”, поскольку оба эти направления ошибочно предполагали, что за пределами государства нет сил, способных радикально изменить социальную жизнь. По его мнению, даже если власть в государстве перейдет в руки социалистического большинства в парламенте, то это все равно не изменит природы капиталистического общества. Более того, социалисты, выступающее в поддержку идеи государственной опеки над обществом и огосударствление частной собственности, в конечном итоге будут вынуждены раздуть власть государства и его бюрократии до невероятных размеров. Такая политика не была бы политикой свободы, а политикой усиления всевластия государства, что привело бы не к освобождению личности, а к огосударствлению всех сфер частной жизни. Автор “Этики и революции” отдавал явное предпочтение свободе человека, позволяющей ему самостоятельно принимать решения, а не принудительному равенству.
Любые серьезные изменения социального устройства он связывал с соответствующими изменениями в сознании людей. Новый социальный мир, говорил он, требует новых людей. Из рабских натур не могут возникнуть свободные общественные институты. Из грабителей и социальных паразитов не может возникнуть демократия. Из людей, стремящихся исключительно к прибыли, не может возродиться социальная справедливость.
В качестве альтернативы государству Абрамовский разработал интереснейшую теорию “кооперативного общества”, в котором можно было бы преодолеть дегуманизирующее влияние частной собственности, государственное принуждение и изнуряющий духовно и физически труд.
Эволюция человечества
Нравственное развитие человеческого общества, его прогресс ученый связывал с функционированием совести и моральным совершенствованием человека и общества. Он утверждал, что пренебрежение значением совести в жизни ведет к регрессу в эволюции человечества, что неизбежно проявляется в деформации психики в направлении “патологического морального идиотизма”. Трудно не заметить, как точно такое выразительное определение подходит нынешнему состоянию украинского общества. Деструктивное влияние на эволюцию общества, отмечал Абрамовский, оказывают такие явления, как экономическое и государственное принуждение, унизительные материальные условия существования, а также попрание человеческого достоинства. “В таких условиях, — писал он, — человек обречен на постоянное унижение, на использование милостыни, на вранье и принижение себя перед другими. Его биологические силы слабеют, ум тупеет, чувства и совесть чахнут, а он становится неспособным к восприятию какого-либо идеала, становится рабом манипуляции, идущей от сильных, становится зависим от них морально и физически. За деньги готов всегда продать свою душу, свои убеждения, волю, действия. Вполне очевидно, что для эволюции рода это тот тип человека, который не только тормозит дальнейшее развитие, но даже ведет к регрессу человеческого рода в патологическом направлении”.
Не трудно убедиться, что это высказывание представляет собой довольно точный диагноз и нашего общества.
С другой стороны, философ считал целью эволюции стремление к реализации внутреннего этического идеала, находящегося в совести человека, а самого человека считал не случайным элементом эволюции, а ее центральным, ключевым пунктом. В этом плане на первое место в его теории эволюции выходит идеал братства, приобретающий универсальное, поистине вселенское значение.
Хочется верить, что когда-нибудь взгляды Абрамовского не только будут по достоинству оценены и в Украине, но также помогут в созидании нового общества, того “этического социализма”, о котором мечтал этот великий мыслитель.
Александр МЕРЕЖКО
Источник: http://www.svoboda.com.ua/index.php?Lev=archive&Id=4359
Польский философ Эдвард Абрамовский (Jozef Edward Abramowski, 1868—1918) относится к числу тех великих мыслителей, чьи идеи намного опередили время и потому оказались не востребованы последующими поколениями. Тем не менее дата его 140-летия, которую мы отмечаем в этом году, дает нам повод, пусть хотя и кратко, обратиться к его богатейшему и оригинальному творческому наследию, все еще ожидающему своих исследователей. При этом следует упомянуть и то, что Абрамовский родился на территории Украины, а его отец был выпускником Киевского университета.
Будучи человеком высокой культуры и широкой эрудиции, Абрамовский в дореволюционный период сочетал активную революционную деятельность, направленную на свержение царизма, освобождение Польши и установление социализма, с интенсивной научной работой, позволившей ему внести свой уникальный вклад в социологию, антропологию, психологию и этику.
Психология, социология и этика Абрамовского
Так, например, в области психологии польский мыслитель иначе, чем Юнг, интерпретировал коллективное бессознательное и его содержание. По его мнению, в индивидуальном подсознании содержится глубокий слой “коллективной криптомнезии”, т.е. “родовой памяти”, благодаря которой человек соприкасается с извечной субстанцией вселенной. В этом родовом подсознании содержатся этические интуитивные аксиомы — те врожденные догматы, в которые человек верит без необходимости каких-либо логических доказательств. В такой родовой памяти, полагал ученый, хранятся минувшие переживания предков в самом широком значении. Эти переживания представляют собой основу формирования определенных моделей развития, предвещающих эволюцию человечества в направлении этических идеалов братства, реализация которых будет означать возникновение нового типа человека — “сверхчеловека”.
Сфера подсознания, по убеждению Абрамовского, представляет собой основу нравственности, поскольку каждый акт добра имеет спонтанный характер, является голосом интуиции и не требует каких-либо рационально-логических обоснований.
Творчески развивая философию марксизма, он пришел к выводу, что такая важная категория экономики, как экономические потребности, определяющие производственные способности человека и дающие начало политико-правовым институтам и структурам общества, являются не чем иным, как разновидностью психических переживаний (эмоций). Экономические явления, утверждал Абрамовский, находят свое соответствие в “идейно-моральной сфере”, и наоборот, а посему так называемые экономические законы имеют психическую природу и зависят от психической жизни индивидов. В этом он опередил представителей Франкфуртской школы, искавших истоки капитализма не только в социально-экономических условиях, но также в психологии. По его мнению, деление социальных явлений на экономические, политические, моральные, религиозные и другие категории имеет сугубо понятийный характер, поскольку в реальности все эти явления тесно взаимосвязаны и формируют единую интегральную систему. Просто единое социальное явление можно рассматривать и изучать с различных точек зрения. Интересен также подход философа к классическому марксистскому соотношению между “базисом” и “надстройкой”. В противовес сторонникам так называемого вульгарного марксизма, видящих в политико-идеологической надстройке общества всего лишь механическое отражение его экономического базиса (чем как раз и грешил догматический советский марксизм) и склонных в силу этого к экономическому детерминизму социально-исторических явлений, Абрамовский трактует “базис” и “надстройку” как чисто формальные категории. В его подлинно диалектической теории “бытие” и “сознание” представляют собой целостность, возникающую из дуалистической структуры социальных фактов.
Главный источник социальных изменений ученый видел не в таких внешних факторах, как окружающая природная среда, экономика, априорные идеи и т.п., а в сознании общества. Он считал людей создателями социальной действительности и был убежден, что именно человек является высшей ценностью, источником и целью любой социальной деятельности. В этом Эдвард Абрамовский был достойным продолжателем гуманистического направления в марксизме, утвердившего тезис, что историю творят люди. Сила, прочность и ценность любых социальных изменений, считал он, укоренены в индивидуальной совести. Социальный мир, связанный с коммуникацией, организацией труда и разными формами взаимодействия, находится в сфере потребностей, выражающих голос совести, а те идеи, которым не удастся проникнуть в сферу совести, так и останутся утопией и не воплотятся в жизнь. Коротко говоря, в социологической теории Абрамовского главным источником социальной действительности выступает совесть человека, а сама социальная действительность представляет собой комплекс индивидуальных психических переживаний и стремлений, причем человек способен изменять ее в соответствии со своими идеалами.
Социальная действительность в учении Абрамовского неразрывно связана с этикой. При этом он рассуждает следующим образом: участие человека в социальной жизни и само существование общества возможны лишь потому, что человек способен увидеть себя, своя “я” в сознании других людей. А значит везде, где имеют место категории этики и долженствования, там неизменно начинается объективизация мыслящего существа и, как следствие, возникает социальный мир.
Антропология Абрамовского
Для всего миросозерцания польского мыслителя был характерен антропоцентрический гуманизм, столь свойственный, кстати говоря, идеологии молодого Маркса. В марксистской по своей сути антропологии Абрамовского человек выступает одновременно субъектом и объектом социально-исторических процессов, творцом ценностей и моральных оценок, способным собственными усилиями достигнуть высшего этического уровня — идеальной личности. Т.е человек является “целью в себе”, существом, достойным уважения и способным, благодаря своей творческой природе, изменять себя и окружающий мир. Человека Абрамовский определял в двух взаимосвязанных категориях: описательных (дескриптивных) и аксиологических (ценностных). Если первая категория описывала, каким человек является в действительности, то вторая определяла, кем он может и должен стать. Акцентируя внимание на автономии личности, ее независимости от “вещественных явлений”, Абрамовский всячески подчеркивал первостепенную значимость психических факторов, которые, стремясь к реализации этических идеалов, преодолевают природный, исторический и экономический детерминизм. Одним словом, человек призван к творческой свободе и победе над детерминизмом.
Природу человека философ трактует одновременно как изменчивую и неизменную. Изменчивыми являются черты, сформировавшиеся под влиянием внешних факторов. Именно они создают внешнюю, неподлинную сторону индивидуальности, затрудняющую развитие аутентичных межчеловеческих отношений. Неизменность же человеческой природы прочно укоренена в таких качествах, как доброта, свобода, творчество и способность к мышлению. Эгоизм, по его убеждению, противоречит самой природе человека, поскольку является результатом необходимости борьбы за существование и своего апогея достигает в капиталистическом обществе, основанном на частной собственности.
Этика Абрамовского
В качестве исходной и высшей нормы своей этической системы Абрамовский постулирует этический императив, обращенный к человеку: “Будь самим собой!”. Именно поэтому нам надлежит сосредоточиться на факторах, способствующих нашему всестороннему и гармоничному развитию, чтобы воплотить в жизнь идеал, который мы носим в себе. Существенную роль в процессе самореализации человека играют межчеловеческие отношения, основывающиеся на морали братства. В жизненной этике дружбы, полагает ученый, единственным грехом является причинение вреда другому человеку, так как это ослабляет его, а единственной добродетелью выступают дружба, взаимопомощь, солидарность, поскольку это увеличивает силы человека. “Жизнь, — пишет Абрамовский, — это действие, создание мира вокруг себя, расширение одной человеческой души на целое множество других, постоянный дар, добровольная жертва, взаимное участие в радости и печали, зле и добре, свободе и рабстве”.
Этические теории, считал он, не должны иметь монистического и догматического характера, а должны быть настолько эластичны, чтобы предоставлять человеку возможность выбирать любой способ жизни. При этом Абрамовский всячески осуждает конформизм, поскольку тот подавляет в человеке все творческое и индивидуальное. Он также верит, что ни один добрый поступок не исчезает бесследно, а в конечном счете способствует улучшению жизни.
Социализм Абрамовского
Как всякий истинный марксист, он был противником государства, видя в нем организацию насилия, направленную на подавление человеческой личности и свободы. Однако, в отличие от большинства марксистов своего времени, связывавших конец государства с ликвидацией классового разделения в обществе, он полагал, что смерть государства наступит вследствие осознания людьми всей тщетности центральной правительственной опеки. Причем существенную роль в постепенном вытеснении из различных сфер социальной жизни принудительных институтов государственной власти должно было сыграть спонтанное развитие альтернативных в отношении государств общественных объединений. Другими словами, общество, вступившее в пору духовной зрелости и культурного совершеннолетия, должно было отказаться от опеки со стороны государства и перейти к самоуправлению. В своей работе “Этика и революция” польский мыслитель рассматривает революционную борьбу прежде всего как борьбу морально свободных людей, уважающих собственное достоинство и достоинство других, с дегуманизирующим влиянием власти капитала и государства. Подлинная революция, считал он, это та революция, которая осуществляется самим народом, а не его вождями, представителями парламента или чиновниками новых государственных институтов. Именно поэтому такая революция должна происходить за пределами сферы государственной власти.
Важно отметить, что Абрамовский был в равной мере противником реформизма и тоталитаризма в социалистическом движении, относя их к проявлениям “государственного социализма”, поскольку оба эти направления ошибочно предполагали, что за пределами государства нет сил, способных радикально изменить социальную жизнь. По его мнению, даже если власть в государстве перейдет в руки социалистического большинства в парламенте, то это все равно не изменит природы капиталистического общества. Более того, социалисты, выступающее в поддержку идеи государственной опеки над обществом и огосударствление частной собственности, в конечном итоге будут вынуждены раздуть власть государства и его бюрократии до невероятных размеров. Такая политика не была бы политикой свободы, а политикой усиления всевластия государства, что привело бы не к освобождению личности, а к огосударствлению всех сфер частной жизни. Автор “Этики и революции” отдавал явное предпочтение свободе человека, позволяющей ему самостоятельно принимать решения, а не принудительному равенству.
Любые серьезные изменения социального устройства он связывал с соответствующими изменениями в сознании людей. Новый социальный мир, говорил он, требует новых людей. Из рабских натур не могут возникнуть свободные общественные институты. Из грабителей и социальных паразитов не может возникнуть демократия. Из людей, стремящихся исключительно к прибыли, не может возродиться социальная справедливость.
В качестве альтернативы государству Абрамовский разработал интереснейшую теорию “кооперативного общества”, в котором можно было бы преодолеть дегуманизирующее влияние частной собственности, государственное принуждение и изнуряющий духовно и физически труд.
Эволюция человечества
Нравственное развитие человеческого общества, его прогресс ученый связывал с функционированием совести и моральным совершенствованием человека и общества. Он утверждал, что пренебрежение значением совести в жизни ведет к регрессу в эволюции человечества, что неизбежно проявляется в деформации психики в направлении “патологического морального идиотизма”. Трудно не заметить, как точно такое выразительное определение подходит нынешнему состоянию украинского общества. Деструктивное влияние на эволюцию общества, отмечал Абрамовский, оказывают такие явления, как экономическое и государственное принуждение, унизительные материальные условия существования, а также попрание человеческого достоинства. “В таких условиях, — писал он, — человек обречен на постоянное унижение, на использование милостыни, на вранье и принижение себя перед другими. Его биологические силы слабеют, ум тупеет, чувства и совесть чахнут, а он становится неспособным к восприятию какого-либо идеала, становится рабом манипуляции, идущей от сильных, становится зависим от них морально и физически. За деньги готов всегда продать свою душу, свои убеждения, волю, действия. Вполне очевидно, что для эволюции рода это тот тип человека, который не только тормозит дальнейшее развитие, но даже ведет к регрессу человеческого рода в патологическом направлении”.
Не трудно убедиться, что это высказывание представляет собой довольно точный диагноз и нашего общества.
С другой стороны, философ считал целью эволюции стремление к реализации внутреннего этического идеала, находящегося в совести человека, а самого человека считал не случайным элементом эволюции, а ее центральным, ключевым пунктом. В этом плане на первое место в его теории эволюции выходит идеал братства, приобретающий универсальное, поистине вселенское значение.
Хочется верить, что когда-нибудь взгляды Абрамовского не только будут по достоинству оценены и в Украине, но также помогут в созидании нового общества, того “этического социализма”, о котором мечтал этот великий мыслитель.
Александр МЕРЕЖКО
Источник: http://www.svoboda.com.ua/index.php?Lev=archive&Id=4359
Автору статьи «Забытый гений» либо неизвестно, что Абрамовский со временем пересмотрел свои взгляды и перешел с марксистских позиций на позиции анархистские, либо, скорее всего, автор осознанно обходит стороной этот более чем очевидный факт, стараясь приписать Эдуарду «не догматичный», «истинный» марксизм (примечание администрации сообщества «Анархизм как наука»).
Источник: http://vk.com/club53390394?w=wall-53390394_501%2Fall