NestorLetov
15-12-2013 17:52:00
Как ни странно, и анархистам было бы полезно не мучить себя напрасными попытками планирования некоего абстрактного "будущего общества".
Если внимательно изучать историю махновщины, собирая информацию из разных околонаучных источников, очень легко прийти к выводу: батька и его повстанцы на протяжении нескольких лет побеждали не из-за каких-то выдающихся военных особенностей, привлекательности идеи или личной харизмы вождя. С идеями у Нестора вообще слабо было - по меркам современных теоретиков анархизма, его бы к мелкобуржуазным элементам к панкам отнесли, или к панкам (а что, во время запоев Махно брал гармонь и шатался по Гуляй-Полю, распевая матерные песни, пока не сваливался в канаву).
Сила и непобедимость махновщины заключалась именно в отсутствии ясной картины будущего, ради которого тысячи пожертвовали жизнями. Вольный строй, свобода - нечто абстрактное, но столь желаемое и прекрасное двигало малограмотными крестьянами и их вспыльчивым батькой. И, как ни странно, лозунги Махно, отсутствие единой "партийной линии" влекли в Гуляй-Поле людей. Как в Гражданскую мирное население оценивало очередных борцов за народное счастье? По принципу грабежей и указов - почти не грабят, указов не издают, деньги не отбирают - красота. В местах, занятых гуляй-польскими анархистами, почти не было беспорядков, равно как и законов. Махновцы власть не устанавливали и свои условия населению не диктовали (разве что грабить запрещали, вернее, пытались запретить), чем снискали у большевиков славу бандитов. Ведь в глазах лениниста любой, кто отказывается ходить строем - уже скотина, на чьи права можно не обращать внимания.
Известно ли нынешним сторонникам анархизма, что махновцы не запрещали преподавание Закона Божьего в школах? Что на территории махновщины поощрялось свободное хождение любых дензнаков? Нестор не понимал, почему над о запрещать что-то кому-то, тем более, когда речь идёт о привычных населению вещах. Он даже под угрозой расстрела высылал с занятых земель наиболее рьяных коммунаров, дабы те не компрометировали анархию казарменными взглядами. То есть современый чернознамённый студент со своими телегами про классовую борьбу и всеобщее равенство был бы немного побит восставшим угнетённым крестьянством, окажись он в 1918 где-нибудь в радиусе действия махновских братков.
Сила махновщины - в непоколебимой практичности и желании жить сегодняшним днём. Когда большевики спрашивали Махно, а что будет после победы над белогвардейцами, то батько моментально отвечал - созовём съезд всех труящихся (а понимал он этот термин очень широко), вот пусть он и установит порядки, какие найдёт нужным. Бывало, к Нестору приходили рабочие и просили... дать им приказы о дальнейших действиях. На что батька отвечал: "Мы анархисты, мы с властью боремся, а не устанавливаем её. Живите, как удобно".
И ведь жили... Анархические повстанцы в Гружданскую действительно жили одним днём, искренне не понимая, зачем строить какие-то планы, когда без диктатуры левых или правых всё само как-нибудь устроится.
При взгляде на сегодняшний день становится ясно, что анархическое движение напрочь забыло эту простую истину. В стремлении хоть как-то закрепиться в сознании обывателя (я в этот термин не вкладываю ничего негативного, наоборот!), собрать орду единомышленников анархисты смело взяли на вооружение лозунги социал-демократии в её самом худшем исполнении. Радикальные анархо-студенты и анархо-хрен-пойми-кто выходят на радикальные митинги с требованиями к государству построить детские сады\дать бесплатно покататься на транспорте\вылечить за государственный счёт. И ещё более радикально они осуждают любые действия рабочих профсоюзов, пытаясь изображать из себя истинных друзей пролетариата (с которым они, кстати, даже не выпивают по пятницам). Друзья помогают, а не критикуют, дорогие вы мои борцы за вольный коммунизм.
Я, безусловно, не выступаю за повальную коммерциализацию всего, но и не стану поддерживать государственную систему. А современный анарх всё никак не может понять, что, кроме коммунизма и рынка, есть третий путь, по которому прошла махновщина. И который сейчас нужен нам.
Вообще, интересное замечание - многие отчёты о митингах и умные статьи про положение трудящихся с большинства анархических сайтов, можно с незначительными правками переносить в "Советскую Россию". Особенно сейчас: исходя на говно с критикой в адрес евромайдана, анархи в ненависти к народу превзошли некоторых остроумных сталинистов.
А где, позвольте спросить, какой-то результат всех этих усилий по построению позитивной программы и выработки картины завтрашнего дня? Нет его, потому что анархизм сплошь и рядом подменяется банальным большевизмом, причём таким, от которого даже многие современные большевики отказались ещё лет 10 назад.
Открою вам небольшую тайну - нет и не может быть у анархистов стройной позитивной программы. Понимал это и Кропоткин, когда говорил о том, что каждое свободное сообщество сможет организовать дела исключительно по собственному желанию. Понимал это и Махно.
Мы должны вернуться к идеям, которые зародились ещё до нас, в начале прошлого века. Не стоит разглагольствовать о завтрашнем дне, так как сегодняшний ещё не закончился, и именно он требует от нас идей. А идея у анархизма в сего одна - свобода, свобода до конца, свобода во всём. Не может существовать единых планов или проектов даже для двух людей (тут мне вспоминается Летов: "Анархия - это такое состояние, где одному может быть тесно"), чего уж тут замахиваться на обустройство жизни миллионов. Да и зачем, ведь эти миллионы обустроят сами себя, если захотят. А если нет - вряд ли это должно волновать анархистов.
Да, анархист борется против власти, а значит он должен выступать с вполне приземлёнными и актуальными требованиями: отставка депутатов, президента, освобождение политзаключённых, защита трудовых прав. Но - здесь и сейчас, не авторитарными методами и не мысля себя выше других.
Не стоит забывать, что позитивная программа будет создаваться не нами и явно не сегодня. Всё что мы можем (и должны) сказать: свобода или пошло оно всё.
http://lj.rossia.org/users/egor_bredow/ ... tml#cutid1