роджер
13-02-2014 18:32:13
Критика статьи В.Азарова "К вопросу о принуждении в коммунизме"
http://azarov.net/comprehension/teory/1 ... unism.html
Кропоткин писал в "Хлебе и Воле", что, первым желанием освободившигося от принудительного труда человека, будет не работать. Но не работать долго он не сможет сам, только потому что творчество необходимо для личности.
Что касается неприятного, нетворческого или опасного труда, то вполне справедливо распределять его между всеми в меру их способностей. Вряд ли можно будет когда-то полностью устранить такой труд. Однако гораздо справедливее, когда все люди занимаются таким трудом понемногу и непрофессионально, чем какое-то количество людей будет обязано угробить свое здоровье или жизнь на такой работе.
Автоматизация, конечно, во многом облегчит труд, но все равно, опасная и неприятная работа будет оставаться. А опасной работы может даже прибавляться с развитием технического прогресса
http://azarov.net/comprehension/teory/1 ... unism.html
Скрытый текст: :
Как раз против временного отказа от труда анархо-куммунисты ничего не имеют. Это просто отдых. И отдых должен быть доступен каждому по потребностям. А вот полный и постоянный отказ от производительного труда запрещает не коммунизм, а биологические потребности человека. Если эксплуатация запрещена, то не трудясь, человек погибнет от голода - ну разве что его будут кормить лесные звери из жалости, что очень вряд ли.При таком экономическом укладе общество не может допустить отказа от работы без уважительной причины. И вот тут, с точки зрения анархиста выходит неувязка. Критикуя экономическое принуждение капитализма, коммунисты забывают упомянуть, что в их идеале принуждение не исчезает, но лишь меняет имя на «сознательность» или «обязательность».
Между тем, временный отказ от труда без всяких болезней или драм, а просто по настроению является неотъемлемым правом свободной личности.
Кропоткин писал в "Хлебе и Воле", что, первым желанием освободившигося от принудительного труда человека, будет не работать. Но не работать долго он не сможет сам, только потому что творчество необходимо для личности.
Что касается неприятного, нетворческого или опасного труда, то вполне справедливо распределять его между всеми в меру их способностей. Вряд ли можно будет когда-то полностью устранить такой труд. Однако гораздо справедливее, когда все люди занимаются таким трудом понемногу и непрофессионально, чем какое-то количество людей будет обязано угробить свое здоровье или жизнь на такой работе.
Автоматизация, конечно, во многом облегчит труд, но все равно, опасная и неприятная работа будет оставаться. А опасной работы может даже прибавляться с развитием технического прогресса
Очевидно, знания и умения человека являются во многом продуктом труда его учителей. Если знания - часть личности, то личность не полностью принадлежит человеку, а является продуктом общества. Многие психологи, наверное, с этим согласятся. Обмен идеями гораздо продуктивнее для личности и ее развития, а также развития идей, чем хранение этих идей в секрете. Сказка про Иисуса, хлеб и пекарей как нельзя лучше иллюстрирует бредовость позиции автора. Что плохого в том, что хлеб будет копироваться и будет доступен каждому? Пекарь от этого останется голодным?информационное производство может справиться с задачей снятия отчуждения и без обобществления. Напротив, такому производству обобществление навредит, ибо его средством выступает голова творца. Но, согласитесь, отрицать частную собственность на свою голову – это отрицать себя, как личность.