Berbix
10-05-2014 15:24:03
Некоторые думают, что анархия – это что-то близкое к «идеальной» «правильной» демократии. Это заблуждение. На самом деле анархия с ней не имеет ничего общего, так же, как и с любой другой «кратией». Объясню почему.
Демократия означает власть народа. Т.е. решающее значение его воли в принятии политических решений. Здесь всё просто: если такие решения зависят от воли народа, это демократия; если от воли тех, кто им управляет, это уже не демократия. Если отсутствие демократии выдаётся за демократию, это псевдодемократия, и один из вариантов демагогократии.
Основных видов демократии два: прямая и представительная. Начнём с первого.
Что есть прямая демократия? Представьте ситуацию, когда сколько-то находятся человек в одной лодке. Одни хотят плыть в одну сторону, другие в другую. Вопрос решают голосованием. Так вот основной смысл демократии - это система, при которой они заранее уславливаются, что все будут грести туда, куда проголосует большинство. А вот если были бы две лодки, то все просто рассаживались по ним, чтобы те, кому надо в одну сторону, плыли на одной лодке в одну, а те, кому надо в другую, плыли на другой в другую. Так же как и в случае, если у каждого будет своя лодка. Тогда и голосование по такой схеме не нужно. А теперь представьте ситуацию, что при одной лодке большинство смекает, что лишние бесплатные гребцы не помешают, поэтому надо их по возможности не отпускать всеми правдами и неправдами. И начинают голосовать за вещи, которые позволят использовать их так, как нужно большинству. Например, не плыть туда, где можно обзавестись ещё одной лодкой. И большинству даже не обязательно сговариваться друг с другом; одного лишь одинакового понимания может оказаться достаточно для того, чтобы голосовать за соответствующие решения. Получается схема власти большинства, которое использует свою же власть, для продолжения/увеличения своей же власти. Эта схема противоправна и именно она заложена в слове демократия. И она называется прямая демократия. И если от этой схемы не избавиться, то к анархии с ней никак не приплыть, ибо анархия означает отсутствие власти. И если вы имеете ввиду, что в анархии будет другая схема, ничего общего с вышеописанной не имеющая, то и называйте её другим словом, ибо слово "прямая демократия" уже занято для обозначения вышеописанного явления.
В мире именно такой лодкой является демократическое государство, т.е. конкретная система, где все должны получать то, чего хочет большинство. А соседние демократические государства являются другими лодками, которые плывут в том же направлении. Властям лодок выгодно, чтобы другие власти работали с ними по принципу «рука руку моет». И потому они всячески лоббируют ситуацию, что бы у каждого коллектива на всех была только одна лодка. И чтобы в округе желательно не было других лодок, которые плыли бы в ином направлении. И поэтому, пока существуют государства, прямая демократия имеет рычаги для воплощения своей схемы власти большинства над меньшинством.
Далее, как государстве должна выглядеть прямая демократия? В классическом варианте примерно так: собрались на площади, проголосовали, посчитали голоса, приняли решение. Правильное или нет, дальновидное или не очень, но решение, принятое большинством, т.е. народом. А что есть народ? Это масса, одна часть которой не хочет/может напрягать свой ум выше определённой планки, и проглатывает любые уловки, рассчитанные на эту «особенность». Вторая часть которой мыслит по-разному, и приходит к противоположно однобоким выводам (каждый к своим), которые порождают противонаправленные, и взаимопогашающие усилия. А третья – это те, кто понимает ситуацию более-менее адекватно, но остаётся в меньшинстве, в котором их голос не может иметь решающего значения. Поэтому народ по определению не способен принимать правильные решения выше определённого уровня сложности. Толпа не может принимать такие решения, даже если в ней немало в отдельности взятых неглупых людей. Потому, что она толпа. Простые в своих интересах – да, сложные – нет. Это данность. И чтобы навязать ей свою волю, достаточно применять более сложные уловки, чем те, распознать которые хватит ума у несознательной её части. Сермяжно-демократический строй не очень жизнеспособен, и такое государство не проходит естественного отбора в борьбе за выживание с другими государствами.
Более жизнеспособным оказывается компромисс, когда народ выбирает тех, кто мыслит глубже, а они уже принимают решения. Только один вопрос возникает: чем гарантировано то, что избранники будут принимать решения в интересах народа, а не своих собственных, или тех, кто эти решения им проплачивает? Где гарантии, что они не будут использовать получаемое таким образом влияние для создания условий, благоприятных для поддержания у власти себя и угодных себе людей? Что они не зациклят схемы контроля за ситуацией в рамках зарабатывания денег и власти и использования их для поддержания своей же власти? Если вразумительных гарантий не существует, этот вопрос должен стоять на повестке дня первым, и бессмысленно переходить к решению других вопросов, пока не решён этот. Поэтому, если гарантий не найдено, а вопрос обходится стороной, это первое указание на то, что именно это явлении и имеет место.
Если решения не зависят (или недостаточно зависят) от воли народа, но он ведёт себя, как будто всё нормально, значит, он понимает ситуацию неадекватно. Значит, реальной демократии нет, а народ представляет, что есть. Она так и называется – представительная демократия. И если вам будут говорить, что она так называется потому, что ваш избранник представляет ваши интересы, не верьте – если бы он представлял их, то первым же делом указал бы на несоответствие вашим же интересам вверяемых ему полномочий в такой системе. Так что, если ваши избранники по этому поводу молчат, значит, либо они или несоответствующее должностям глупы, либо, наоборот, держат за идиотов вас.
Если толпа не может принимать сложные решения, значит, она не сможет и выбрать правильных избранников. Ибо, чтобы обмануть народ, им достаточно использовать хитрость выше определённой планки. И когда такие придут к власти, они зациклят схемы сохранения власти у себя и передачи её угодным себе приемникам. Их приход к власти и перевод законодательства на рельсы служения их интересам закономерен и практически неизбежен. Чем же гарантирована защита от такого положения в современном, сознательном, образованном, демократическом обществе? А основной гарантией в Пп государстве выступает демагогократическая конституция. В которой должны быть реализованы все средства иммунитета государственного строя от подобных посягательств. И если эти средства там не реализованы, или реализованы с ошибками, то все вопросы наталкиваются на первую уловку демагогократии: конституция якобы принята самим народом, соответственно, всё её несовершенство и является его проблемами, и все претензии, соответственно, только к себе. Т.е. у народа была власть, он ей воспользовался так, как счёл нужным, а то, что привело не к тем результатам, которых он хотел, так это же не отменяет того факта, что условия формулировки «демократии» были соблюдены. Так что переизбирайте теперь тех, кто изменит конституцию в соответствии с вашими коррективами. И переизбирайте в соответствии с теми законами и порядками, которые устанавливает имеющаяся власть. Установленные ими правила не дают этого сделать? Извините, в конституции на эту тему ничего не сказано, значит, и предпринимать ничего не имеете права, кроме того, что прописывает власть. И чтобы разоблачить эту ложь, нужно приложить ума больше, чем есть желания это делать у известной части народной массы. А все вытекающие из этого уже известны. Поэтому народ умолкает, и остаётся лояльным к установленным порядкам. Ну, т.е.,бесправным.
Итак, результат достигнут: бублика нет, но дырка осталась, а за неё держится название - демократия. Но зачем тогда нужна форма, если нет содержания? А здесь имеет место одна особенность народа. Когда он, например, потребляет синтетические продукты, основная масса покупателей предпочитает, чтобы они выглядели естественного цвета. Зачем нужны красители, если все понимают, что продукт всё равно не настоящий, и что от красителя ему полезных свойств не прибавится? И всё же, основная масса покупателей, как потребители, голосуют за пусть ещё даже более вредные, но зато похожие на натуральные по цвету варианты. Так и здесь. Народная масса не хочет напрягаться умом, но хочет, чтобы к ней относились с уважением, достойным тех, кто это способен делать. И пусть основная суть демократии утекает сквозь пальцы, но иллюзия должна остаться. Это своеобразная прихоть, за выполнение которой она готова платить лояльностью к порядку, который ей такое положение обеспечит. И на эту подачку власть вполне охотно готова пойти.
Есть один очень простой способ власти, называется монархия. Сам принял решение, сам отдал приказ, перед собой же отчитался за его правомерность. Механизм очень прост, ибо это власть одного человека – сам себя же обманывать не будешь? По мере того, как народ становился образованнее (но не умнее), он научился видеть ущемление своих прав при использовании такого строя, и требовать другого. Нет, не того, в котором аналогичных недостатков не было бы, а того, в котором он их видеть не будет. И так общество вернулось снова к идее о власти всех – самому технически сложному виду власти. И ищет оно его в демократии. Система, которую они требуют, должна взаимно уравновесить права и возможности всех относительно всех. А для реализации такой схемы потребуется ума гораздо больше, чем есть желания его напрягать у большинства. Зато желающих, чтобы им подали эту схему, готовую «под ключ», хоть отбавляй. Ну а раз соображать в этом направлении умеют лишь не многие, а попользоваться продуктом их работы хотят все, то с чего бы им направлять свои усилия ради выгоды всех, а не своих собственных. Поэтому, закономерно получается, что появляется схема, несущая лишь иллюзию всеобщего равноправия. А задумывались ли они, какое количество вопросов надо решить, чтобы построить иную систему? И пока нет правильного решения, не с чем сравнивать и неправильное. Правильное решение может быть в голове только у очень немногих. А желание выслушивать их есть не у всех. Тогда с чего бы им тратить
Первый вопрос. Чем отличается демократия от демагогократии? А чем отличается серьёзный банк от липового? Эффектная заманчивая реклама – есть. Красивая вывеска перед входом. Даже какой-то свой логотип имеется. Цивильно оформленное помещение офиса. Охрана. Презентабельно одетые сотрудники, вежливое отношение к клиентам. Солидно оформленные договора, печати, подписи. Всё это есть. Нет только лицензии. Т.е. той самой составляющей, которая выступает основной гарантией того, что банку можно доверять. Тогда зачем нужны все остальные составляющие механизма, если одной ключевой детали нет? Или как, пусть одной какой-то детали не хватает, зато все остальные достоинства солидного учреждения налицо, так что ли? Вот в случае с демократией народ ведёт себя именно так. Предвыборная компания – есть. День перед выборами на размышления – есть. Избирательные бюллетени, урны, соблюдение условий таинства голосования, всё это есть. Даже торжественность момента соблюдена. Все атрибуты подчёркнуто уважительного к избирателю отношения и серьёзного подхода к делу. Нет только гарантии того, что голоса будут правильно посчитаны. Тогда зачем нужны все остальные элементы, если нет последнего, придающего смысл всей системе? Ну как же, пусть с последним немного недоделано, но ведь все остальные атрибуты демократического общества налицо! Ну так извините, а чему тогда может быть равно достоинство избирателя, который обдумывает своё решение, идёт, голосует, тратит время, и всё ради того, чтобы его усилия, и усилия тысяч/миллионов таких, как он, были сведены на нет росчерком того, кому дано указание изменить цифры нужные кому-то? И вот тут всё упирается в то, что народу не столько важно, чему равно его достоинство в глазах того, кто смотрит со стороны. Ему важнее, чему равно его достоинство в своём собственном представлении. А то, что он не является таким значимым, каким ему хочется себя видеть, так это лишь малой его части. Повозмущаться какая-то часть толпы может; что-либо реальное предпринимать – нет. Что ещё нужно для того, чтобы расписаться в том, что народ ничего иного не заслуживает?
Второй вопрос: почему все должны иметь одинаковый вес голоса, если у всех сознательность разная? Давайте возьмём детей, совсем маленьких и несознательных, и заставим проголосовать по вопросу, что им важнее, жвачки сейчас, или образование потом. А потом, когда наступит осознание дела, скажем, что они уже проголосовали и изменить решение уже нельзя. Не будет ли этот трюк надругательством над принципом цивилизованного выбора? Но именно так обстоит дело с голосованием взрослых. Попросите обычного избирателя нарисовать схему взаимодействия вещей, отражающую его понимание политической обстановки. Один нарисует схему, состоящую из нескольких элементов. И объяснит своё понимание взаимосвязей между ними. А другой добавит ещё несколько факторов, которые первый в учёт не принял, и объяснит, почему их не принимать во внимание нельзя. И на вопрос, почему первый их не учёл, тот ответит, что об этом он не подумал. А третий нарисует схему всего из двух составляющих, где один из них – он. И когда его спросят, почему он в учёт не принимает другие вещи, он скажет, что «я себе уже всё доказал, я для себя всё решил, и никого больше слушать не хочу». Так вот в каком случае общество будет находиться в большей безопасности, и справедливости, когда избирательные права всем будут даны по заслугам, или когда «взять всё и поделить»? Предоставляют другие избиратели вам гарантии того, что они достаточно сознательные, чтобы не быть никчёмным балластом? И готовы ли вы предоставлять такие гарантии другим? А с чего вы решили, что не обязаны этого делать? И тут представители «сознательного» населения наверняка возразят, что именно этот принцип и реализован в представительной демократии. Народ принимает простые решения по избранию правительства, а оно принимает сложные решения по выбору политики государства, а свои позиции упрощает до понятных народу пояснений. Нет. Так строится демагогократия. А демократия – это когда народ принимает решение по вопросу, какие у правительства должны быть полномочия, и когда народ в любой момент может их корректировать.
Третий вопрос. С чего они взяли, что все имеют равное право голоса в вопросах, требующих не всех равных жертв? Так два волка и одна овца голосуют, чем им пообедать. Давайте соберёмся все вместе, и проголосуем по вопросу, чтобы пожертвовать благом одного контингента ради достатка всех остальных? Все остальные будут в большинстве, и мы выиграем. Вот вам и основной принцип типичной демократии – диктат большинства. Предоставляют ли голосующие вам гарантии того, что они в своём решении думают не о своём личном благе в ущерб благу других? А без этого разумную систему не построишь. Каждый будет тянуть одеяло на себя. А в такой системе не может быть справедливости. Справедливость может быть только в системе, где каждый голосующий имеет вес голоса, обратно пропорциональный его личной заинтересованности.
И т.д. и т.п. Ещё очень много вопросов, которые нужно выявлять, решать, проверять, корректировать. Чтобы построить общество, в котором не было бы чьего-либо диктата. А кто захочет это делать? Только не демократы – им это не нужно, не ведущим, не ведомым. Демократы – это либо те, кто обманывает, либо те, кого обманывают. Первым это не выгодно. А вторые этого просто не хотят. Потому, что они на самом деле хотят, чтобы их обманывали. Им так проще. Им нужна система, где не надо напрягаться, но чтобы иметь такой результат, который выглядел бы так, как им нравится. А система, где результат бы не казался, а реально был достойным, им не нужна, потому что тут нужно напрягаться. И не важно, что они заявляют словами по этому поводу; делами они говорят правдивее. Толпа голосует против настоящей правовой системы. Государство это знает и использует. И оно имеет для этого десятилетиями и веками отлаженный механизм, посредством которого умная власть контролирует недовольства в пределах допустимых для себя значений. Демократия – способ удержания народа в повиновении. Вот в этом разница между настоящим анархистом и типичным государственнорощенным демократом. Анархист понимает, что для того, чтобы заслуживать настоящие права и свободы, нужно делать столько, сколько потребуется. Демократа научили, что государство даёт ему права и свободы, которые начинаются с того, что он не обязан напрягать свой мозг, если того не хочет, а все остальные обязаны это расхлёбывать. И что всё остальное должна сделать за него система, и его это устраивает. Поэтому демократии с анархией не по пути. Анархистам нужно строить общество, где каждый его член был бы продуктивно мыслящей единицей. Демократам – общество, где никто не обязан думать, если того не хочет, зато каждый обязан терпеть все последствия того, что другие тоже не хотят думать. Вот только как бы объяснить таким, что если нравится сидеть в болоте и называть его демократией, то это их личное дело, но права разводить его на всю землю, не оставляя места для тех, кто не хочет в нём сидеть, у них, в принципе, нет?
Итак, подведём итоги, что мы имеем. Реальная демократия – диктат не умного большинства, которое толком не понимает, чего оно хочет, и делает вещи, которые закономерно ведут не к тому результату, на который оно рассчитывает. Представительная демократия – диктат умного меньшинства, которое понимает, чего хочет, делает для этого именно то, что нужно, но хочет оно принципиально не того, что нужно большинству. Оба эти момента неизбежно являются «кратией» – властью кого-то кому-то что-то навязывать. Ни один из них не имеет ничего общего с анархией.