антиавторитарная доктрина левых эсеров и взгляды И.Штейнберг

Load

20-09-2014 14:08:34

Партия Левых Социалистов-Революционеров (интернационалистов), ПЛСР (и) одно из крупнейших антиавторитарных социалистических движений в истории человечества. Численность левых эсеров составляло около 200 тысяч человек (такой авторитетный исследователь ПЛСР, как Ярослав Леонтьев, считает, что она могла доходить на пике их влияния и до 300 тысяч). Правда, к антиавторитарным взглядам, к представлениям об обществе будущего, за которое ведется борьба, как об ассоциации самоуправляющихся трудовых коллективов, левые эсеры пришли не сразу. Любопытно, что, разделяя самую сердцевину идей революционного социалиста и анархиста Бакунина, сторонники ПЛСР не называли себя анархистами. История ПЛСР доказывает, что к подобным взглядам можно прийти и не будучи участником собственного анархистского движения. Рассмотрит ниже эти взгляды.

***

Близкий к анархизму социальный мыслитель, участник русской революции, левый эсер Исаак Штейнберг, считал, что даже в безгосударственном обществе сохранятся "кристаллы власти", психологическими и организационными причинами. Это отношения врача и пациента, учителя и ученика, специалиста и новичка. Указанные иерархии не обязательно будут формальными.

Вполне возможно, что они, или многие из них, будут иметь харакер неформального господства, личного доминирования. Даже если эти иерархии строятся на полностью добровольных началах, они чреваты превращением в новые пирамиды власти. Штейнберг сравнивает свободное общество с раствором, в которой плавают маленькие кристаллы твердого вещества. Чтобы жидкость не кристаллизовалась целиком, ее необходимо постоянно перемешивать и удалять очаги кристаллизации. Каждый такой случай следует рассматривать отдельно, и следить за тем, что он не сделался причиной появления новых, устойчивых иерархий. Если не следить за этим процессом, то общество, объявившее окончательную победу "анархии", может, само того не заметив, превратиться в диктатуру (именно это случилось с израильскими киббуцами и многими другими самоуправляемыми кооперативами в 20м столетии). Поэтому Штейнберг говорил о создании безгосударственной федерации, постоянно борющейся с подобной "кристаллизацией".

Пример возможной борьбы - рассредоточение функций управления. Штейнберг писал о возможных негативных последствиях сосредоточения власти в руках избранных органов народного самоуправления - советов, сторонником которых он являлся. Разумеется, советы находятся в постоянной связи с собраниями избирателей, компактные коллективы которых определяют ключевые направления работы советов и следят за исполнением своих наказов. А в случае неисполнения наказов собраний, последние немедленно отзывают или заменяют делегатов. Но Штейнберг понимал, что низовые собрания, хотя и осуществляют верховную "власть" - все же не могут контролировать все до одного действия выборных органов, решающих конкретные вопросы повседневной жизни.

Поэтому, полагал Штейнберг, важно разбить единый кулак власти советов, разделив управление обществом между политическими и экономическими советами. Первые, избранные от трудящихся определенных территорий и\или предприятий, сосредоточат в своих руках функции обороны и обеспечения порядка. Вторые, созданные выборными представителями производственных и потребительских ассоциций трудящихся (синдикатов - союзов самоуправляемых предприятий и кооперативных союзов), станут управлять хозяйственной жизнью, решая, что, как и для кого производить. Различные ветви власти советов уравновесят друг друга, препятствуя злоупотреблениям. Эта концепция "разделения советских властей" стала ядром левоэсеровской доктрины.

В свою очередь, концепция совместного планирования хозяйственной деятельности ассоциациями самоуправляемых производителей (синдикатов) и потребителей (кооперативных союзов) через экономические советы, получила называние "синдикально-кооперативной федерации".

***

Особый интерес представляют взгляды левых эсеров на национальный вопрос. Благодаря российскому историку Ярославу Леонтьеву, открывшему заново этот пласт идей, мы получили возможность ознакомиться с их точкой зрения. По мнению Леонтьева, позиция левых эсеров может быть охарактеризована как "сплав интернационализма и почвенничества".

Так, украинские левые эсеры и некоторые другие представители левонароднической мысли (Яков Браун, Михаил Шелонин, Надежда Брюллова-Шасколькая) полагали, что наряду с хозяйственными и политическими советами (выборы туда осуществляются по производственному или территориальному признаку без различия этничности, т.е. совместно и смешанно трудящимися всех национальностей) необходимы советы по делам народностей, избранные представителями различных этнических общин трудящихся - евреями, украинцами, русскими, греками и т.д., что, по их мнению, особенно актуально для многонациональной Украины.

Причем, каждый человек получал право свободно записаться в любую общину по своему выбору - этничность считалась левыми эсерами делом свободного самоопределения человека, результатом его личного выбора, а не вопросом происхождения.

Этнические советы трудящихся, образуя как бы третью палату власти советов, должны были заниматься вопросами развития культуры, школ, учреждений и систем образования на местных языках. Такую структуру управления обществом можно считать еще одной формой противодействия кристаллизации авторитарной власти, об опасности которой предупреждал Штейнберг.

http://shraibman.livejournal.com/564672.html

NT2

20-09-2014 18:42:14

Любопытно.

Думаю, что избегнуть "незаметной реставрации" проще: советы не есть постоянные органы самоуправления, а временные структуры, избираемые низовыми общими собраниями для решении конкрентых задач, решл такой совет некую проблему - и роспуск, для другой задачи избирается новый совет.
Век назад наверное было неудобно так действовать, но сейчас инфотехнологии и коммуникации сильно упрощают приложение такого метода.

Недоанархист

23-09-2014 14:39:14

Слишком "мелкое опасение" как по моей шкале.

Желание вводить запреты из-за "разложения морали" будет посильнее.

Любой авторитарный спец рано или поздно впадает в маразм самодурства, после чего осаждается "равным по уровню" либо даже более "признанным".

Это даже у нас на работе было. Был один товарищ - начальник крупного отдела, который потом стал руководить небольшой группой. Отдел расформировали после развала Совка вроде.

В отсутствии начальника этот "кадр" прошелся пообщаться со многими по не касающимся его вопросам к тому же осеняя их перегаром.

NT2

23-09-2014 16:32:57

Разложение морали?

Авторитарный спец?

Откуда? Как? Почему?

Недоанархист

23-09-2014 17:03:29

Разложение морали?
Cорри за офтоп.

Наряду с нежеланием модернизироваться и хозяйствованием приводящем к разрухе основные ВОЗМОЖНЫЕ косяки связанные с моими тараканами, а может и нет.

Авторитарный спец?


Как? Желание признания и гемор с новичками или "рационализаторами", не знающими матчасти. Если человек часто тыкает (заслуженно) других носом в их дерьмо, то ощущение того что он может это делать во всех сферах да и любовь к такому занятию может прийти быстро.

Не говоря уже о природной "жажде лидерства" ( оставим этот тезис под вопросом).

Думаю, такого товарища после пары прецедентов в анархообществе быстро попустят/отправят заниматься исключительно профессиональной деятельностью.

NT2

23-09-2014 18:32:10

Ничего не понял; ты о чем?

Недоанархист

23-09-2014 20:29:30

Ничего не понял; ты о чем?
О превращении организатора в вождя. Какой то яркий пример придумать трудно.

Проще всего наверное взять какого-то военспеца, который начал заниматься подготовкой ребят для местной самообороны и применяет какие-то безусловно полезные для координации действий, но авторитарные практики.

То же дрочиво на знамя, клятвы-присяги там какие то и прочий бред. Ну и дальше, кто то от из его учеников "от великого ума", решит применить подобную чушь уже на производстве, в следствии чего, люди помнящие совок уже взбунтуются.

Как-то так наверное.

NT2

24-09-2014 20:11:39

Ты когда матчастью займешься?
Или хотя бы фантазировать станешь увлекательнее?
А то щас уныло, скучно и ВСЕ ДАЛЕКО МИМО.

Недоанархист

24-09-2014 22:53:18

Или хотя бы фантазировать станешь увлекательнее?


Ну я не претендую на богатый внутренний мир. Приводить пример, да еще яркий и связанный с чужой теорией это все таки требует неких усилий да еще и в гуманитарной сфере. Свои то подозрения родятся из негативного опыта, тут может быть хотя бы яркий пример из жизни.

NT2

25-09-2014 12:07:51

Ну тогда не приводи примеры из жизни СЕЙЧАС, они нелепы в условиях ИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. Матчасть затем и нужна, чтобы ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ то, чего сейчас нет, кроме как отдельные крошки, слабо связанные между собой.

Никакой организатор при анархии не сможет стать вождем, у него очень конкретные задачи и узкие правомочия, его слушают до тех пор, пока он не отклоняется от рамок решения, принятого ВСЕМИ.

Тот же военспец, если понесет отсебятину, которая не утверждена штабом местной самообороны (а я все время подчеркиваю, что самооборона - всего лишь один из РЕЖИМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ сети противодействия БЕДСТВИЯМ И АВАРИЯМ), не согласована с остальными штабами Сети, и не признана приемливой Советами коммун, которые подотчетны Общим собраниям, у этого чувака ничего не получится. Ну, соберет кучку последователей. Что фактически равнозначно созданию военного отряда ВНЕ системы всех федераций. Кто ее станет снабжать? Вооружать? Кто ее вообще признает имеющей право на существование? Для коммун и штабов СП при коммунах затея подозрительно напоминает формировяние БАНДЫ, а если банда попытается снабжаться насильственно, ее просто сметут, если до того ни атаман, ни его ватага не вняли убеждениям не заниматься ерундой.

Сама "авторитарная практика" при тренировках исключена. Скорее всего ополченцы снимут спеца с должности. КРОМЕ ТОГО, век назад было такое мнение, что спецы НЕОБЯЗАТЕЛЬНО становятся уполномоченными своими подчиненными командирами, даже лучше спецов вообще не делать командирами (мотивация тут такая, что царский офицер несет чуждые анархической армии оргпринципы, у него будет рефлекс командовать как он привык). Спец всего лишь инструктор в тренировочном лагере или советник при боевом отряде на военной миссии.

Понимаешь почему важно фантазировать в рамках того, что исследуется, а не переносить реалии одной системы на другую,особенно когда одна система построена на отрицании прежней?
Блин, математику такое должно быть более чем ясно!

NT2

26-09-2014 17:10:21

А вот и про эсеров максималистов http://m.livejournal.com/read/user/shra ... 81926#full

Load

12-10-2014 13:42:34

хэ, оказывается постил это почти ровно 4 года назад viewtopic.php?f=8&t=22546

всё по кругу