ясенъ писал(а):мне кажется, единственный путь - постепенно, по одному, научить людей подчинять себе страх и не жадничать.
как научить людей не жадничать , когда жадность стоит в основе нынешнего хозяйствования, политике , способе администрирования ?
в основе жадности стоит желание минимизировать насилие над собой . Называемое работою . Она была и будет такой оставаться для значительной части населения , хоть работа по 20 часов в неделю .
Работа - не всегда насилие .
А тут квантор общности и не нужен . Достаточно того , что некоторые воспринимают это как насилие над собой .
Из книги П.Кропоткина "Хлеб и воля" , из главы "Некоторые возражения" .
.............Мы займемся здесь анархическим коммунистическим обществом , т.е. обществом , которое признаёт полную свободу личности , не создаёт никакой власти и не прибегает ни к какому принуждению для того , чтобы заставить человека работать . Посмотрим же , ограничиваясь экономической стороной вопроса , может ли развиться и продержаться такое общество , состоящее из людей таких , какими мы видим их теперь :не лучших и не худших , не более и не менее трудолюбивых ?
Мы знаем что на это возражают :"Если существование каждого будет обеспечено и необходимость зарабатывать себе хлеб не будет вынуждать человека работать , то работать никто не станет . Всякий постарается взвалить работу на другого , если она не будет для него обязательна ". Заметим , во-первых , как необдуманно это возражение : в нем совершенно упускается из виду , что весь вопрос сводится здесь на сравнение . А именно :действительно ли наемный труд даёт такие плодотворные результаты и не бывает ли уже и теперь добровольный труд более производителен , чем труд из-за задельной платы ? Это вопрос , который требует внимательного изучения ; но в то время , как в точных науках даже гораздо менее важные и сложные вопросы решаются лишь после серьёзного исследования фактов и их взаимных отношений , - здесь , для того чтобы высказать безапелляционное решение , люди довольствуются одним каким-нибудь фактом , например , неудачей какого-нибудь коммунистического общежития в Америке, не изучая даже действительных причин неудачи . Они поступают как адвокат , который видит в защитнике противной стороны - не представителя других интересов или взглядов , а просто соперника в ораторском состязании . Если удастся найти удачный ответ на возражение , то ему решительно все равно , прав ли он по существу дела или нет . Вот почему так медленно продвигается изучение того , что составляет самую основу политической экономии , т.е. условий , наиболее благоприятных тому , чтобы общество получало наибольшее количество полезных продуктов с наименьшей затратой сил . Люди ограничиваются повторением общих мест или же просто отделываются молчанием на этот основной вопрос .
.................Итак , эти господа боятся , что народ не будет работать , если только он не будет к этому вынужден голодом . Но разве мы не слышали тех же опасений уже два раза в продолжении жизни нашего поколения : от американских рабовладельцев перед освобождением негров и от русских помещиков перед освобождением крестьян ? "Если над негром не стоять с кнутом , он не будет работать " - говорили рабовладельцы . "Если за крестьянином не смотреть , он оставит поля необработанными ", - говорили русские крепостники . Эту старую песню французских дворян 1789 года , песню средневековых помещиков , песню старую как мир ( ее пели уже при фараонах ) мы слышим всякий раз , когда дело идёт об уничтожении какой-нибудь несправедливости в человечестве . И всякий раз действительность блистательно опровергает ее . Освобожденный крестьянин 1792 года работал с такой энергией , какой не знали его предки ; освобожденные негры работают больше чем их отцы , едва только они могут заполучить кусок земли ; а русский крестьянин , ознаменовавший медовый месяц своего освобождения празднованием Святой Пятницы наравне с воскресеньем , принялся следующим же летом за работу с тем большим усердием , чем полнее было его освобождение . Там , где у него нет недостатка в земле , он работает буквально с остервенением . Рабовладельческая песня может только показаться разумной самим рабовладельцам ; что же касается бывших рабов , то они отлично знают ей цену и ради чего она поется .
.............Если затем вы поговорите с рабочим , то вы узнаете , что в английских мастерских и фабриках принято рабочими за правило - никогда не производить всей той работы , на которую они способны . Горе тому рабочему который не послушается этого совета своих товарищей , получаемого при поступлении ! В самом деле , рабочие отлично знают , что если они в момент великодушия уступят настояниям хозяина и согласятся работать более энергично , ради исполнения каких-нибудь успешных заказов , то эта напряженная работа будет впоследствии всегда требоваться с них при установлении размеров задельной платы. В силу этого , на девяти фабриках из десяти , они предпочитают никогда не производить столько , сколько они способны произвести . В некоторых отраслях промышленности рабочие ограничивают производство , чтобы удержать цену на производимый ими товар на известной высоте ; в других же прямо передают друг другу пароль : "go canny" (" полегоньку")!"За плохую плату - плохая работа " .
Наемный труд - труд подневольный , который не может и не должен давать всего того , на что он способен . Пора уже покончить с этой сказкой о заработной плате как лучшем средстве для получения производительного труда . Если промышленность в наше время даёт во сто раз больше , чем во времена наших дедов , то мы обязаны этим быстрому расцвету физики и химии в конце прошлого века ; это произошло не благодаря капиталистической системе наемного труда , а не смотря на неё .
...........Во-первых , если бы даже обществу , основанному на принципе свободного труда , действительно угрожала опасность со стороны тунеядцев , оно могло бы , несомненно , защититься от них , не прибегая ни к власти , ни к наемному труду . Представим себе группу нескольких добровольцев , соединившихся для какого-нибудь общего дела и ревностно работающих для него за исключением одного члена , часто пренебрегающего своими обязанностями . Неужели они из-за него распустят всю группу или выберут какого-нибудь председателя , который будет налагать штрафы , или , наконец , заведут , как в Французской академии наук , жетоны для раздачи присутствующим членам , по которым потом получают плату ? Нет сомнения , что они не сделают ни того , ни другого , а просто скажут как-нибудь тому товарищу , поведение которого грозит благополучному ходу дела :"Друг мой , мы очень охотно работали бы с тобою вместе , но так как ты часто не исполняешь своих обязанностей и относишься к делу небрежно , то нам приходиться расстаться . Ищи себе других товарищей, которые примирились бы с твоей небрежностью !"
Это - такое естественное средство , что к нему и теперь прибегают повсюду , и во всех отраслях промышленности оно успешно соперничает с всевозможными штрафами , вычетами и мерами надзора . Рабочий может являться на работу в положенный час , но если он работает плохо , если своею небрежностью или другими недостатками он мешает товарищам, если он с ними ссорится ,- его выживают из мастерской . Обыкновенно люди , мало знакомые с делом , думают , что доброкачественность труда на фабриках поддерживается все ведущим хозяином и его надсмоторщиками ; в действительности же во всяком более или менее сложном учреждении , везде , где товар должен , прежде чем быть законченным , пройти через несколько рук , необходимые условия труда поддерживаются самими рабочими . Вот почему на лучших английских частных заводах так мало надсмоторщиков - несравненно меньше , в общем , чем на заводах французских , и несравненно меньше , чем на тех английских заводах , которые принадлежат государству .
.............Что же касается лености огромного большинства рабочих , то об этом могут говорить только политико-экономы или филантропы . Поговорите об этом с каким-нибудь умным предпринимателем , - и он вам скажет , что если бы рабочие забрали себе в голову лениться , то оставалось бы только закрыть все фабрики . Никакие строгие меры , никакая система шпионства и штрафов не могли бы помочь делу . Нужно было видеть , в какой ужас пришли английские промышленники , когда некоторые агитаторы начали проповедовать теорию "go canny" , т.е. - "за плохую плату - плохой труд " работайте себе полегоньку , не утруждайте себя и портите все , что только возможно . "Это - деморализация рабочего , это - убийство нашей промышленности !" - кричали те самые люди , которые раньше гремели против безнравственности рабочих и дурного качества их труда . Если бы рабочий в самом деле был тем , чем изображают его экономисты , т.е. лентяем , которому нужно постоянно грозить лишением работы , то какой смысл имело бы это самое слово "деморализация"?
Итак , когда говорят о возможности тунеядства , нужно всегда иметь в виду , что речь идёт лишь о меньшинстве , о незначительном меньшинстве всего общества . И, прежде чем заниматься изданием законов для этого меньшинства , не лучше ли выяснить себе самое его происхождение ?
...............Дайте рабочему , которому противно выделывать всю свою жизнь ничтожную часть какой-нибудь булавки , которого тоска берет около своей машины и в конце концов становится ненавистью , - дайте ему возможность обрабатывать землю , рубить деревья в лесу , бороться с бурей на море , нестись в пространстве на локомотиве . Но не делайте сами из него лентяя , заставляя его всю жизнь наблюдать за машиной , оттачивающей какой-нибудь кончик винта или прорезающей ушко в иголке !
Уничтожьте сперва причины , которые создают лентяев , - и поверьте , что людей , действительно ненавидящих труд , особенно труд добровольный , почти не останется и что для решения вопроса о них совершенно не нужно будет ни вашего арсенала законов , ни вашей задельной платы с угрозою голода .