Пост про патриотизм, нравственность и неизбывную тоску.

afa-punk-23

08-02-2015 14:42:31

Пост про патриотизм, нравственность и неизбывную тоску.

С тех пор, как пошатнулась и рухнула Советская система, с личностной идентичностью на её осиротевшем пространстве как-то сразу не заладилось.
За десятилетия дрессировки послушного советского гражданина в его душевной конституции многое затвердело, а потому поначалу было категорически непонятно, кто теперь Отец и кому вообще подчиняться.
Кто-то кинулся слушать модного и патетичного патриота И.Талькова с его "Оправдайте веру в вас, настал момент, оправдайте веру, господин президент" и пускать слезу по царю-батюшке. Был у меня в то время даже знакомый фотограф, которому я заказывала самодельные объективы, так он и вовсе преднамеренно оплодотворил свою жену столько раз, сколько у царя было дочерей, а потом развесил на кухне их фотографии рядом с фотографиями сестёр Романовых и убеждал всякого входящего к нему на кухню, что сходство поразительно, кровь русская - не знает забвения и ищет воплотиться при всяком удобном случае, а он - как истинно русский - возьми да и поспособствуй, а потому - молодец.
Кто-то засуетился на предмет бизнеса в беззастенчивых условиях насаждаемого кровожадного неолиберализма, и весьма преуспел. В основном, впрочем, в качестве платы за это утратив человеческий облик. Кто-то угорел по Кашпировскому. Кто-то погрузился в Бердяева. Кто-то проникся Блаватской с Рерихом. Многие ушли в эзотерику. Многих убили наркотики. Большинство - утонули в американской мечте - бессмысленной и беспощадной.

Однако с ней всё оказалось не так просто, как хотелось бы. Её коренным отличием от советской идеологии стало полное отсутствие ценностного аппарата, ориентированного на что-либо, кроме непосредственного потребления вещей и других людей. Стало непонятно, как, исходя из неё любить, дружить, творить, сотрудничать, и многое другое, да и вообще - надо ли. И если в советской поэтике - пусть искусственно, эти модели всё же были сконструированы - в лице всевозможных честных и пламенных комсомольцев, жертвующих жизнью ради товарищей или мира во всём мире - ну, например, как в фильме "20 лет спустя" , то в парадигме американской мечты на месте всех этих систем координат зияли закономерные для капитализма пустоты. А потому советский человек спустя 15 лет предсказуемо затосковал.

Немного насытившись Колой, Орбитом, Адидасом, Эстреллой и Космополитаном, он сонно оглянулся по сторонам в поисках самого себя. И не нашёл ничего, кроме рекламы всех этих некогда трансцендентных единиц, на персонажей которой он, впрочем, всё равно так и не стал похожим, и в его доме по-прежнему течёт крыша, в больнице по-прежнему нет то лекарств, то врачей, дороги по-прежнему разбиты, а тыква так и не превратилась в карету.
Трудно всё это перенести без Отца - пусть сурового, пусть беспощадного. И пусть он далеко, пусть за тридевять земель, но если он есть, значит всё это - не зря, и есть в реальности сакральная изнанка, где записаны все тайные смыслы того бескрайнего чистилища, на которое стали походить родные края. И значит есть то, ради чего это всё стоит претерпеть, вынести, пережить. В противном случае остаётся только сойти с ума.
А тут как раз возьми да и случись перемена курса в сторону скреп. Повеяло новыми наставлениями, новыми наказаниями: послышались шаги Отца.
Лучше жить никому, разумеется, не стало, но вот вера в рациональный смысл всех этих "плохо" - начала неуклонно расти. Обыватель приготовился вот-вот этот смысл обрести - видимо, пустота сиротливой богооставленности и предоставленности самому себе - оказалась не слишком окрыляющей. А на фоне монотонного труда, систематической невыплаты зарплат, MTV, компьютерных игр и Старых песен о главном - как оказалось, не слишком-то взрастишь в себе автономного субъекта истории.

Короче говоря, в обществе затеплилось ожидание. Прежде всего - ожидание смысла. Как же сладки для многих, должно быть, оказались минуты, когда пересохший за годы сиротства фонтан идеологических предписаний и угроз вновь забил во всём великолепии, предоставляя гражданам полное освобождение от собственной свободы видеть, чувствовать, думать. То есть по большому счёту - от самих себя. Но зато какое счастье! - сразу всем стало ясно: вот там хорошие. Вот тут - плохие, вот это твой бро, а вот это - нет (https://vk.com/putin_govorit?z=photo-62965682_3527820..), кругом враги, а мы в засаде, и значит, надо делать то-то и то-то, и жить на глазах становится лучше, жить становится веселее. Даже если ради этого приходится учиться ненавидеть целые нации, целые группы людей, целые страны, или вовсе братские народы. Даже если ради этого приходится учиться верить в рептилоидов и подводить под это теоретическую базу или просто репостить картинки с рептилоидами. Все эти чарующие процессы затронули слишком большое количество граждан, чтоб остаться не замеченными. В том числе тех, кто, казалось бы уж точно защищён от подобных чар.
Георгиевская ленточка, изобретённая в 2005м году в качестве символа Russland ueber alles как страны, победившей фашизм - не долго мялась на пороге, нелепо и неуместно напоминая о себе только 9 мая. Очень скоро она заполнила собой всё, что только можно и нельзя - и осталась на весь год. На все оставшиеся годы. Зато каждый повязавший её теперь твёрдо знает: он не то что какой-нибудь там американец, у которого кроме американской мечты ничего и нет, он - русский, а значит вдобавок к американской мечте у него ещё есть духовность, какая американцам и не снилась. И неважно, что георгиевская ленточка никакого отношения к ВОВ не имела, и что её биография весьма сомнительно коррелирует с Советской историей, именем которой сегодня с такой парадоксальной искренностью подписывают победу над фашизмом. Зато человеку хорошо - он чувствует себя не пустым, а одухотворённым тем, что - как ему сказали- ленточка обозначает, а значит - причастным ко всему великому и прекрасному. А значит, по этому поводу он уже может поставить галочку и быть спокойным: потребитель бездуховен. Он же - уже не просто потребитель, он - духовен самой новой духовностью. А значит он - человек. И это звучит гордо.
Такая мысль особенно пленительна для тех, кто не планирует никаких дополнительных проявлений себя как не-только-потребителя и человека. И чем меньше эти проявления в планах, тем яростнее гражданин в своей апологетике даже самых страшных вещей, вплоть до военных преступлений - ведь все они - это цена, которой он обретает экзистенциальную укоренённость и свободу от неопределённости.

Точно так же всё обстоит с целым множеством явлений. Например, с правом на аборт.
Все знают, что в Европе живут бездуховные и страшные люди. Например, феминистки. Или геи. Ну и прочие другие люди. Пусть живут они и не то чтобы плохо, но мы - не они, живи мы хоть в сто раз хуже. Мы в отличие от них - духовны. И это надо понимать и помнить. И именно поэтому у нас даже левые радикалы под "нравственностью" понимают не солидарность и эмаптичную борьбу за свободу - на равных с каждым человеком, освобождённым от инструментального взгляда на своё тело, а сексуальное воздержание женщины, которую следует контролировать и препятствовать ей получать контроль над собственным телом, ведь она в конечном итоге никакой не субъект - а ёмкость для ресурсов Родины. И уж точно всегда виновата во всём,что с ней может произойти от рук мужчины. В ситуации тотальной безысходности так приятно обратиться к подобным средневековым и викторианским системам категорий. Впрочем, не отказываясь, конечно, и от благ современной науки и современного знания о человеке - но только там, где это удобно. Зато разговор о нравственности сразу приобретает какой-то особый и дополнительный вес, сразу окрашивается поэзией Домостроя и традиций, в которых - если разобраться - может, и нет ничего плохого, ну по крайней мере, по вопросам быта и семейного уклада.
Если ситуация такова среди осознанных представителей левых учений, то что и говорить о рядовых гражданах, редко дающих себе труд вникать во что-то, кроме картинок с подписями 20м шрифтом не более 10 слов. Мудрено ли, что, не прочитав по теме ни строчки, не изучив и 1% матчасти, не трудясь в неё вникать, всякий сочтёт нужным поставить проблему абортов именно в таких терминах , в которых он в наибольшей степени предстанет как поборник нравственности - чтобы никто не подумал, что он просто какой-нибудь безнравственный потребитель или аморальный обыватель.
Нет, разговоры о нравственности возвышают. Они сообщают ореол благородства и предполагают уважение к твоей личности, без того чтобы ей пришлось его заслуживать чем-то ещё. Выступая за нравственность, ты уже совсем не обязан понимать, что это такое, пусть под этим словом подразумевают хоть соблюдение расовой чистоты (что присуще целому ряду нравственных систем). Ты- нравственный, а значит ты - человек. Не то что безнравственные недолюди в США и Европе. Или распутные женщины, которых чем больше погибнет от криминальных абортов, тем чище будет общество от "мусора". Тебе также необязательно знать о других нравственных системах, кроме той единственной, о которой ты что-то краем уха слышал. Ведь этого знания - достаточно для того, чтобы, изображая взвешенное в ходе долгого изучения материалов высказывание, обречь половину общества на опасность погибнуть от кровотечения или заражения крови в подвалах, на частных квартирах, в собственной ванной - не имея возможности получить медицинскую помощь. Всё это неважно, если есть возможность блеснуть глубиной своей личности - будь то патриотизм или борьба за нравственность общества. И неважно, что там на самом деле могут означать эти слова. Главное - чтобы они красиво звучали.
Потому что, как показывает практика - на деле всем абсолютно наплевать, с какой там ленточкой умирали люди в Великой Отечественной, чем советская идеология отличается от неолиберальной или классической консервативной, что такое фашизм, в какой контейнер выбросят из нравственных соображений не абортированных младенцев, и как выживших из них заморит голодом очередной директор интерната, как им будет на зоне и на панели, и выплатят ли задержанную зарплату работницам фабрики, чтобы они могли накормить своих детей. Ни до чего из этого никому нет дела - даже самым пламенным ораторам, даже самым истым проповедникам. Сегодня уже абсолютно очевидно, что у всех этих нравоучительных излияний нет иного мотива, кроме поиска экзистенциальной укоренённости хоть в чём-нибудь, лишь бы прочной, и избавляющей от необходимости искать, изучать и думать, и нет никакой иной причины - кроме страха.


Автор: Мария Рахманинова
Источник: http://vk.com/id1201830?w=wall1201830_7215%2Fall

Изображение
Изображение

Caul-lbka

08-02-2015 16:09:34

Начало хорошее, а потом все сводится к абортам.
левые радикалы под "нравственностью" понимают не солидарность и эмаптичную борьбу за свободу - на равных с каждым человеком, освобождённым от инструментального взгляда на своё тело, а сексуальное воздержание женщины, которую следует контролировать и препятствовать ей получать контроль над собственным телом, ведь она в конечном итоге никакой не субъект - а ёмкость для ресурсов Родины.

это кто левый радикал? Мозговой?)))))

Дилетант

08-02-2015 17:18:03

Такая мысль особенно пленительна для тех, кто не планирует никаких дополнительных проявлений себя как не-только-потребителя и человека.

Честно не понял.Более того,э-т-о непо-нятно.
И именно поэтому у нас даже левые радикалы под "нравственностью" понимают не солидарность и эмаптичную борьбу за свободу - на равных с каждым человеком, освобождённым от инструментального взгляда на своё тело, а сексуальное воздержание женщины, которую следует контролировать и препятствовать ей получать контроль над собственным телом, ведь она в конечном итоге никакой не субъект - а ёмкость для ресурсов Родины.

Так,чисто к слову, про эмпатию речь наверное?
Caul-lbka
Согласен, темой про аборты опошлила начало,поставив на неё акцент такой.
Стало непонятно, как, исходя из неё любить, дружить, творить, сотрудничать, и многое другое, да и вообще - надо ли. И если в советской поэтике - пусть искусственно, эти модели всё же были сконструированы - в лице всевозможных честных и пламенных комсомольцев, жертвующих жизнью ради товарищей или мира во всём мире - ну, например, как в фильме "20 лет спустя" , то в парадигме американской мечты на месте всех этих систем координат зияли закономерные для капитализма пустоты.

Нет в новой(американской ли?) парадигме такой пустоты - всё просто:"нужно оценивать любые жертвы в меновой стоимости,при этом наращивать конкурентоноспособность".
А потому советский человек спустя 15 лет предсказуемо затосковал.

Далеко не всякий.
Ведь этого знания - достаточно для того, чтобы, изображая взвешенное в ходе долгого изучения материалов высказывание, обречь половину общества на опасность погибнуть от кровотечения или заражения крови в подвалах, на частных квартирах, в собственной ванной - не имея возможности получить медицинскую помощь.

Во-первых половиной не пугать,не убаюкивать необходимости нет.
Во-вторых....прошу прощения,конечно,но - нахуй этот феменизм.Он лишний.
Потому что, как показывает практика - на деле всем абсолютно наплевать, с какой там ленточкой умирали люди в Великой Отечественной, чем советская идеология отличается от неолиберальной или классической консервативной, что такое фашизм, в какой контейнер выбросят из нравственных соображений не абортированных младенцев, и как выживших из них заморит голодом очередной директор интерната, как им будет на зоне и на панели, и выплатят ли задержанную зарплату работницам фабрики, чтобы они могли накормить своих детей. Ни до чего из этого никому нет дела - даже самым пламенным ораторам, даже самым истым проповедникам. Сегодня уже абсолютно очевидно, что у всех этих нравоучительных излияний нет иного мотива, кроме поиска экзистенциальной укоренённости хоть в чём-нибудь, лишь бы прочной, и избавляющей от необходимости искать, изучать и думать, и нет никакой иной причины - кроме страха.

Смело.