МедиаУдар: горизонтализация и децентрализация

afa-punk-23

24-08-2015 22:05:24

Один мой приятель-анархист рассказывал о том, как ездил с товарищами на какую-то акцию в Питер. Их поймали менты и долго били в отделении, допытываясь, кто у них – Главный. Тот, кто всех сорганизовал и выдал деньги на поездку. Но Главного не существовало. Сколько мой приятель не пытался объяснить это ментам, они все не верили и продолжали его бить. В конце концов, он испугался, что его забьют до смерти, и просто выдумал этого Главного. Он сказал, что был какой-то Главный, которого он лично не знает – этот Главный нашел их по Интернету и отправил на акцию. Только после этого менты успокоились и перестали его избивать.

Ментам было невдомек, что параллельно с привычной им вертикальной системой управления существует иная, децентрализованная и горизонтальная система принятия решений. Эта система существует давно и во всем мире. Прямая демократия сохранялась в России в Новгороде и Пскове до начала 16-го века. В функции народного собрания — «веча» — входили вопросы законодательной, судебной и исполнительной власти. Решения принимались единогласием, то есть, говоря по-современному, консенсусом. Князь приглашался лишь для обороны территории. В другой исторический период, после освобождения крестьян в 1861-м году, сельской общиной управлял сельский сход. В ведение его входили земельные, выборные, налоговые и административные вопросы. Решения принимались большинством голосов. Эгалитарная неиерархичная система до сих пор служит основой управления во многих традиционных безгосударственных обществах, например, среди коренных народов Африки, Азии и Америки. Зачастую она существует подпольно, и мы догадываемся о ней лишь по ярким вспышкам, когда люди, придерживающиеся подобных взглядов, пытаются воплотить их в изменившихся условиях. Во время революции в Испании в 1936 году в сельской местности действовали народные ассамблеи. Решения в разных из них принимались голосованием или консенсусом. В 2006 году во время восстания в мексиканском штате Оахака рухнули государственные органы управления, и была создана Народная ассамблея. Все решения принимались консенсусом на общем собрании. На протяжении многих лет консенсус является и основным принципом деятельности анархистских инфошопов на территории Северной Америки. Если кто-либо из участников голосует против, остальные пытаются его убедить. Если он все равно продолжает придерживаться противоположного мнения, то коллектив ищет новое решение. В итоге побеждает решение, которое учитывает мнения всех участников коллектива. Эти принципы помогают избавиться от лидерства и предупреждают появление авторитарных тенденций. В 2011-2012 годах народные ассамблеи, основанные на принципах голосования или консенсуса, создавались участниками движения «Оккупай» в разных странах.

Отказ от личных интересов, умаление собственного эго в пользу интересов коллектива – вот характерное следствие горизонтализации и децентрализации отношений внутри сообщества. Участники многих коллективов, балансирующих на грани искусства и активизма, в этом отказе идут дальше в сторону полной анонимности. Среди них выпустивший книгу «Грядущее восстание» «Невидимый комитет» во Франции или Crimethinc в США. Crimethinc – это децентрализованная сеть анонимных коллективов на разных побережьях Америки. Любой активист, разделяющий принципы Crimethinc, может поставить их логотип на собственный постер и тем самым считаться членом Crimethinc. Аналогично любой коллектив, выпустивший книгу в духе Crimethinc, может подписаться их именем и в результате автоматически оказаться участником их сети. Анонимность способствует расширению деятельности коллектива, распространению его идей и препятствует скатыванию в сектантство.

Информация о западных практиках быстро проникает в Россию. В 2010-м году на русский язык была переведена книга Crimethinc «Анархия в эпоху динозавров», в 2011-м «Грядущее восстание», в 2012-м «Анархия работает» Питера Гелдерлооса, в которой приведено множество примеров из истории децентрализованных горизонтальных обществ. Соответственно меняется и практика российских арт-активистских групп. В деятельности группы «Война» анархистские акции удивительным образом переплетались с выдержанными во вполне буржуазной парадигме отстаиванием авторских прав и копирайта и пиаром отдельных участников. Однако выросшая из их московской фракции группа Pussy Riot пошла дальше, практикуя уже ношение масок и анонимность, что ведет к появлению тут и там все новых и новых активистов, объявляющих себя участниками группы. Какой-либо определенной реакции на это со стороны задержанных участниц не последовало, но в любом случае в условиях анонимности будет трудно опровергнуть, что кто-то является членом коллектива.

В 2011 году в Россию пришло и движение «Оккупай», вначале в виде акций «Окупай Питер» и «Оккупай Москва», а в 2012-м переродившись в лагерь «Оккупай Абай» на Чистых прудах. Старые лидеры оппозиции столкнулись с незнакомым для них прежде механизмом Ассамблеи. Впервые, чтобы дождаться слова, им приходилось простаивать в очереди за микрофоном, и они никак не могли повлиять на решения, которые принимались общим голосованием. Одним из лозунгов движения «Оккупай Уолл Стрит» был «Нас – 99%!» – его смысл в том, что обычные люди выступили против потерявшего их доверие богатейшего 1-го % населения страны, который контролирует банки и крупные корпорации. От движения «Оккупай» отпочковалось движение «Оккупай музеи», которое заявило о прямой связи между финансовой коррупцией и коррупцией «высокой культуры». В манифесте движения говорилось: «Мы больше не позволим втягивать нас обманом в признание коррумпированной иерархичной системы, основанной на ложной редкости и пропаганде абсурдного величия одного индивидуального гения над другим человеком ради материальной выгоды самой элитарной из элит. За последние десять лет и более, художники и любители искусства стали жертвами интенсивной коммерциализации и кооптации искусства. Мы считаем, что искусство – для всех, всех классов и культур и общин. Мы верим, что движение «Оккупай музеи» будет пробуждать осознание, что искусство может объединять людей, а не делить их на части, как в мире искусства происходит в нынешнее время. В последнее время мы стали свидетелями абсолютного уравнения искусства и капитала. Члены советов музеев сооружают выставки живых или мертвых художников, которых они коллекционируют, как пачки упакованных банкнот. Музейные выставки предназначены для того, чтобы вздувать цены на рынках. Широкое признание культурной власти ведущих музеев превратило эти любимые институции в коррумпированные рейтинговые агентства и инвестиционные банковские дома – закрепляя их власть и санкционирование слабого корпоративного искусства и мошеннических сделок. За последние несколько десятилетий голоса инакомыслия были подавлены страшной атмосферой выживания и тайной политикой больших денег. Если кто-то действительно критиковал институции, поднимал голос об отвратительных чрезмерных вечеринках и невероятно оторванных от жизни аукционах искусства, проходящих в то время, как остальная часть страны страдает и затягивает пояса, то он считался ожесточенным, озлобленным и отстойным. Движение «Оккупай» принесет эпоху нового искусства, истинного эксперимента за рамками узких мерок, установленных рынком».

В книге «Анархия в эпоху динозавров» рассказывалось, как мелкие боеспособные коллективы в разных странах мира могут со всех сторон успешно атаковать неповоротливых «динозавров» – транснациональные корпорации и организации. В ход идет любое оружие – тактические медиа, прямое действие, акционизм, хактивизм, «глушение культуры», подпольная семиотика, рекламные диверсии, дезинформация и медиа-саботаж. На самом деле, такими же «динозаврами» являются арт-институции – эти реликтовые чудовища омертвелого прошлого. И наша задача – один за одним наносить локальные медиа-удары по этим монстрам. Вплоть до полного уничтожения самой системы их существования.

Искусство для всех!

Автор: Илья Фальковский

Источник: http://mediaudar.net/blog/2012/12/12/me ... alizaciya/