afa-punk-23
05-02-2016 20:00:32
Из-за чего мы боремся?
Нередко нас упрекают в том, что мы грубые материалисты, что мы боремся только из-за того, чтобы вырвать из рук капиталистов несколько лишних долларов. Наши противники утверждают, что даже наше желание заменить капиталистические порядки строем более разумным и справедливым в сущности вытекает не из каких-нибудь идеальных побуждений, а просто из зависти к людям, сумевшим приобрести богатство и завоевать себе место на жизненном пиру. Нам говорят, что мы просто озлобленные неудачники, не сумевшие приспособиться к тем требованиям, которые в наше время предъявляет жизнь ко всякому человеку, желающему добиться «успеха». Под успехом же современный буржуа обыкновенно разумеет богатство, славу и власть и, прежде всего, разумеется, богатство, так как всякому известно, что в наш век только тот, кого Фортуна наделила богатством или кому удалось самому приобрести его, может добиться славы и власти. Исключения из этого правила так редки, что их можно признать «величиной, которой можно пренебречь», как выражаются математики.
Справедливы ли эти упреки? Действительно ли мы — озлобленные, завистливые неудачники и лентяи, желающие отнять у трудолюбивых и почтенных людей приобретенные ими упорным трудом, бережливостью и сообразительностью богатства и низвести все человечество до того низменного уровня, на котором мы сами яко бы находимся, если верить нашим критикам?
Наверно среди нас есть люди, руководствующиеся теми низменными побуждениями, которые приписывают всем нам наши противники. Известное число подобных людей, к сожалению, всегда имеется среди всех радикальных общественных движений. Отделаться совершенно от подобных нежелательных элементов невозможно. Но справедливо ли бросать всему движению упрек, который должен бы относиться лишь к небольшому числу приставших к этому движению нежелательных личностей? Очевидно, что это по меньшей мере столь же несправедливо, как несправедливо осуждать всех христиан за зверства, совершенные инквизиторами, или всех немцев или англичан за империалистическую политику их правителей.
Но, скажут нам, вы же всегда обращаетесь, ведя вашу пропаганду, к низменным, эгоистическим побуждениям людей; вы проповедуете классовый эгоизм и классовую ненависть. Разве ваша пропаганда не начинается со слов: «Между классом рабочих и классом капиталистов нет ничего общего»?
Подобные упреки основаны на крупном недоразумении. Одно дело — признавать факт существования в современном капиталистическом строе общества классовой борьбы и классовой вражды. Совсем другое - дело -— стараться обострять классовую ненависть. Классовая вражда и классовая борьба — явления крайне нежелательные, свидетельствующие о ненормальном состоянии каждого общества. И мы прекрасно понимаем, что раздуванье классовой вражды отнюдь не может способствовать развитию в рабочих тех психологических черт, которые необходимы для того, чтобы они могли успешно трудиться над созданием идеального общественного строя. Но в то же время мы знаем, что побороть сопротивление, оказываемое капиталистами всяким попыткам осуществить лучший общественный строй, сможет только организованный рабочий класс — и притом организованный на правильных, т. е. индустриальных началах. Политическая коммунистическая или социалистическая партия, если бы даже ей удалось захватить власть, не могла бы осуществить своей экономической программы, не опираясь на могущественные индустриальные союзы и кооперативы. Это доказала русская революция. Там же, где рабочие оказались бы надлежащим образом сорганизованными на экономическом поприще, там они сумели бы справиться с задачей перестройки общественного строя на новых, более справедливых началах, не отдавая власти в руки какой-нибудь политической партии. Избегнуть этого крайне необходимо, так как партийная диктатура — как и всякая вообще диктатура — является одной из худших форм деспотизма и никогда не может повести к установлению того свободного строя, о котором мечтают передовые, наиболее сознательные рабочие.
Мы сознаем, что одной организованности еще мало для того, чтобы могла осуществиться та подлинная индустриальная демократия, которая является целью нашего движения. Нужны еще достаточные нравственная подготовительность и умственная развитость рабочего класса.
Опыт предшествовавших попыток произвести социальную революцию достаточно убедительно доказал эту истину. Лишь при высоком уровне нравственного и умственного развития рабочие могут проявить достаточную степень международной солидарности и не впасть в эксцессы терроризма, который всегда лишь вредил делу революции, вызывая нравственное возмущение в широких массах людей колеблющихся, малосознательных, и толкая их в ряды контрреволюционеров.
Но вполне сознавая важность для рабочих нравственной и умственной подготовки, мы в то же время не можем согласиться с толстовцами и подобными им индивидуалистами, которые совершенно отрицают необходимость каких бы то ни было организаций, кроме разве кооперативных, и не признают никаких организованных способов борьбы с капитализмом— в том числе и всеобщей забастовки. С такой индивидуалистической точки зрения одного нравственного самосовершенствования каждой отдельной личности достаточно для разрешения всех общественных вопросов. Мы считаем такой взгляд крайне односторонним. Уповать исключительно на личное нравственное самосовершенствование так же неразумно, как было бы неразумно, желая вскипятить воду, согревать ее по каплям вместо того, чтобы налить ее в чайник и поставить на плиту. Усилия отдельной личности совершенствовать себя в нравственном отношении крайне почтенны и необходимы и не могут быть заменены ничем другим. Но для достижения максимума общественного прогресса в наиболее короткое время этих усилий совершенно недостаточно. Для этой цели необходима кроме того также и организованная общественная деятельность. Поэтому мы и создаем индустриальные союзы.
Нам, конечно, было бы весьма желательно, чтобы эти союзы состояли исключительно из высоко развитых в нравственном и умственном отношении личностей, руководствующихся лишь самыми идеальными побуждениями. Но дело организации шло бы очень тихим темпом, если бы мы привлекали в наши союзы только подобных высокоразвитых личностей, способных оценить призыв к бескорыстному служению наивысшему общественному идеалу. Поэтому, ведя нашу агитацию, мы обращаемся к широким рабочим массам с понятным им призывом бороться за свои материальные интересы. Но в то же время мы стараемся разъяснять вступающим в нашу организацию новым членам необходимость работы над своим нравственным и умственным развитием и стремимся постепенно вырабатывать из наших членов личностей, способных руководствоваться в своей деятельности самыми высокими, бескорыстными мотивами. Без личных усилий человек не может нравственно и духовно совершенствоваться; но в то же время нельзя отрицать и того, что подходящая среда сильно облегчает человеку работу над своим самосовершенствованием, создавая для нее наиболее благоприятные условия. Строя наши организации, мы тем самым не только закладываем фундамент для экономического могущества рабочего класса, но в то же время желаем создать ту благоприятную общественную среду, которая позволяла бы отдельным личностям наиболее успешно развиваться в нравственном и умственном отношении.
Не зависть к богатым и не леность заставляют нас бороться против капитализма, а сознание, что капитализм губит человечество и в физическом и в нравственном отношении. Нравственно чуткий человек не может примириться со строем, основанным исключительно на погоне за наживой и на беспощадной конкуренции, приводящей к тому, что небольшая кучка праздных миллионеров владеет почти всеми богатствами страны, в то время как миллионы тружеников бывают лишены временами даже самого необходимого. Не может здоровая, неповрежденная человеческая совесть мириться со строем, неизбежно приводящим к кровопролитным войнам из-за рынков и побуждающим капиталистов безжалостно эксплоатировать труд детей и женщин. Нельзя мириться со строем, превращающим рабочего в придаток машины и лишающим его возможности нормально развивать свои высшие духовные и умственные способности.
Наиболее сознательных из нас толкают на борьбу не своекорыстные побуждения, а возмущение против ежечасно совершающихся вокруг нас вопиющих общественных несправедливостей и вера в то, что человечеству суждено в конце концов осуществить такой идеальный общественный строй, при котором не будет эксплоатации бедных богатыми, не будет массовых убийств, не будет безумной роскоши на одном общественном полюсе и ужасающей нищеты на другом, а будет разумная человеческая жизнь, основанная на добровольном братском сотрудничестве, на справедливом распределении материальных и духовных благ и на уважении к свободе каждой отдельной личности.
И если бы даже этому идеальному строю никогда не суждено было вполне осуществиться, мы все равно будем продолжать бороться за наш общественный идеал, потому что лучше умереть, борясь за свободу и справедливость, чем превратиться в раба, способного примиряться с современным несправедливым, неразумным и безобразным строем жизни и согласным отказаться от своего человеческого достоинства и быть орудием наживы для алчных капиталистов, для которых нет ничего святого, кроме туго набитого кошелька.
Д. Д.
Голос труженика
Ноябрь, 1924
Источник: http://avtonom.org/pages/iz-za-chego-my-boremsya
С. 21-23
Нередко нас упрекают в том, что мы грубые материалисты, что мы боремся только из-за того, чтобы вырвать из рук капиталистов несколько лишних долларов. Наши противники утверждают, что даже наше желание заменить капиталистические порядки строем более разумным и справедливым в сущности вытекает не из каких-нибудь идеальных побуждений, а просто из зависти к людям, сумевшим приобрести богатство и завоевать себе место на жизненном пиру. Нам говорят, что мы просто озлобленные неудачники, не сумевшие приспособиться к тем требованиям, которые в наше время предъявляет жизнь ко всякому человеку, желающему добиться «успеха». Под успехом же современный буржуа обыкновенно разумеет богатство, славу и власть и, прежде всего, разумеется, богатство, так как всякому известно, что в наш век только тот, кого Фортуна наделила богатством или кому удалось самому приобрести его, может добиться славы и власти. Исключения из этого правила так редки, что их можно признать «величиной, которой можно пренебречь», как выражаются математики.
Справедливы ли эти упреки? Действительно ли мы — озлобленные, завистливые неудачники и лентяи, желающие отнять у трудолюбивых и почтенных людей приобретенные ими упорным трудом, бережливостью и сообразительностью богатства и низвести все человечество до того низменного уровня, на котором мы сами яко бы находимся, если верить нашим критикам?
Наверно среди нас есть люди, руководствующиеся теми низменными побуждениями, которые приписывают всем нам наши противники. Известное число подобных людей, к сожалению, всегда имеется среди всех радикальных общественных движений. Отделаться совершенно от подобных нежелательных элементов невозможно. Но справедливо ли бросать всему движению упрек, который должен бы относиться лишь к небольшому числу приставших к этому движению нежелательных личностей? Очевидно, что это по меньшей мере столь же несправедливо, как несправедливо осуждать всех христиан за зверства, совершенные инквизиторами, или всех немцев или англичан за империалистическую политику их правителей.
Но, скажут нам, вы же всегда обращаетесь, ведя вашу пропаганду, к низменным, эгоистическим побуждениям людей; вы проповедуете классовый эгоизм и классовую ненависть. Разве ваша пропаганда не начинается со слов: «Между классом рабочих и классом капиталистов нет ничего общего»?
Подобные упреки основаны на крупном недоразумении. Одно дело — признавать факт существования в современном капиталистическом строе общества классовой борьбы и классовой вражды. Совсем другое - дело -— стараться обострять классовую ненависть. Классовая вражда и классовая борьба — явления крайне нежелательные, свидетельствующие о ненормальном состоянии каждого общества. И мы прекрасно понимаем, что раздуванье классовой вражды отнюдь не может способствовать развитию в рабочих тех психологических черт, которые необходимы для того, чтобы они могли успешно трудиться над созданием идеального общественного строя. Но в то же время мы знаем, что побороть сопротивление, оказываемое капиталистами всяким попыткам осуществить лучший общественный строй, сможет только организованный рабочий класс — и притом организованный на правильных, т. е. индустриальных началах. Политическая коммунистическая или социалистическая партия, если бы даже ей удалось захватить власть, не могла бы осуществить своей экономической программы, не опираясь на могущественные индустриальные союзы и кооперативы. Это доказала русская революция. Там же, где рабочие оказались бы надлежащим образом сорганизованными на экономическом поприще, там они сумели бы справиться с задачей перестройки общественного строя на новых, более справедливых началах, не отдавая власти в руки какой-нибудь политической партии. Избегнуть этого крайне необходимо, так как партийная диктатура — как и всякая вообще диктатура — является одной из худших форм деспотизма и никогда не может повести к установлению того свободного строя, о котором мечтают передовые, наиболее сознательные рабочие.
Мы сознаем, что одной организованности еще мало для того, чтобы могла осуществиться та подлинная индустриальная демократия, которая является целью нашего движения. Нужны еще достаточные нравственная подготовительность и умственная развитость рабочего класса.
Опыт предшествовавших попыток произвести социальную революцию достаточно убедительно доказал эту истину. Лишь при высоком уровне нравственного и умственного развития рабочие могут проявить достаточную степень международной солидарности и не впасть в эксцессы терроризма, который всегда лишь вредил делу революции, вызывая нравственное возмущение в широких массах людей колеблющихся, малосознательных, и толкая их в ряды контрреволюционеров.
Но вполне сознавая важность для рабочих нравственной и умственной подготовки, мы в то же время не можем согласиться с толстовцами и подобными им индивидуалистами, которые совершенно отрицают необходимость каких бы то ни было организаций, кроме разве кооперативных, и не признают никаких организованных способов борьбы с капитализмом— в том числе и всеобщей забастовки. С такой индивидуалистической точки зрения одного нравственного самосовершенствования каждой отдельной личности достаточно для разрешения всех общественных вопросов. Мы считаем такой взгляд крайне односторонним. Уповать исключительно на личное нравственное самосовершенствование так же неразумно, как было бы неразумно, желая вскипятить воду, согревать ее по каплям вместо того, чтобы налить ее в чайник и поставить на плиту. Усилия отдельной личности совершенствовать себя в нравственном отношении крайне почтенны и необходимы и не могут быть заменены ничем другим. Но для достижения максимума общественного прогресса в наиболее короткое время этих усилий совершенно недостаточно. Для этой цели необходима кроме того также и организованная общественная деятельность. Поэтому мы и создаем индустриальные союзы.
Нам, конечно, было бы весьма желательно, чтобы эти союзы состояли исключительно из высоко развитых в нравственном и умственном отношении личностей, руководствующихся лишь самыми идеальными побуждениями. Но дело организации шло бы очень тихим темпом, если бы мы привлекали в наши союзы только подобных высокоразвитых личностей, способных оценить призыв к бескорыстному служению наивысшему общественному идеалу. Поэтому, ведя нашу агитацию, мы обращаемся к широким рабочим массам с понятным им призывом бороться за свои материальные интересы. Но в то же время мы стараемся разъяснять вступающим в нашу организацию новым членам необходимость работы над своим нравственным и умственным развитием и стремимся постепенно вырабатывать из наших членов личностей, способных руководствоваться в своей деятельности самыми высокими, бескорыстными мотивами. Без личных усилий человек не может нравственно и духовно совершенствоваться; но в то же время нельзя отрицать и того, что подходящая среда сильно облегчает человеку работу над своим самосовершенствованием, создавая для нее наиболее благоприятные условия. Строя наши организации, мы тем самым не только закладываем фундамент для экономического могущества рабочего класса, но в то же время желаем создать ту благоприятную общественную среду, которая позволяла бы отдельным личностям наиболее успешно развиваться в нравственном и умственном отношении.
Не зависть к богатым и не леность заставляют нас бороться против капитализма, а сознание, что капитализм губит человечество и в физическом и в нравственном отношении. Нравственно чуткий человек не может примириться со строем, основанным исключительно на погоне за наживой и на беспощадной конкуренции, приводящей к тому, что небольшая кучка праздных миллионеров владеет почти всеми богатствами страны, в то время как миллионы тружеников бывают лишены временами даже самого необходимого. Не может здоровая, неповрежденная человеческая совесть мириться со строем, неизбежно приводящим к кровопролитным войнам из-за рынков и побуждающим капиталистов безжалостно эксплоатировать труд детей и женщин. Нельзя мириться со строем, превращающим рабочего в придаток машины и лишающим его возможности нормально развивать свои высшие духовные и умственные способности.
Наиболее сознательных из нас толкают на борьбу не своекорыстные побуждения, а возмущение против ежечасно совершающихся вокруг нас вопиющих общественных несправедливостей и вера в то, что человечеству суждено в конце концов осуществить такой идеальный общественный строй, при котором не будет эксплоатации бедных богатыми, не будет массовых убийств, не будет безумной роскоши на одном общественном полюсе и ужасающей нищеты на другом, а будет разумная человеческая жизнь, основанная на добровольном братском сотрудничестве, на справедливом распределении материальных и духовных благ и на уважении к свободе каждой отдельной личности.
И если бы даже этому идеальному строю никогда не суждено было вполне осуществиться, мы все равно будем продолжать бороться за наш общественный идеал, потому что лучше умереть, борясь за свободу и справедливость, чем превратиться в раба, способного примиряться с современным несправедливым, неразумным и безобразным строем жизни и согласным отказаться от своего человеческого достоинства и быть орудием наживы для алчных капиталистов, для которых нет ничего святого, кроме туго набитого кошелька.
Д. Д.
Голос труженика
Ноябрь, 1924
Источник: http://avtonom.org/pages/iz-za-chego-my-boremsya
С. 21-23