густав ландауэр - день труда (к 1 мая 1912г)

ясенъ

24-04-2016 20:18:46

Первого мая рабочий класс демонстрирует, прежде всего, за сокращение рабочего времени. Везде совершенно схематично требуют восьмичасового дня. Единая формула всегда сохраняется как зов требований, а выражение "восьмичасовой день" используется столь механически, что надо заставить человека сначала произнести его медленно, слог за слогом, чтобы он понял его странность. Восьмичасовой день - вовсе не означает: ежедневное время работы в размере восьми часов, хотя мир так хочет это сегодня понимать. Слово возникло, возможно, от "трижды восемь-день", т.к. в действительности есть только 24, и никакая униформизация и схематизация ничего в этом не изменят. Двадцать четыре часа можно раскладывать на разные части, и очень популярным является деление: восемь часов сон, восемь часов досуга и восемь часов работы. Требование повсеместно ведённого ежедневного времени происходит, таким образом, из арифметического педантства, так как разумных причин тому, почему-то многое, что называют досугом, сном и трудом, должно быть разделено именно на равные части, нет. Восемь часов рабаты - это минимальное требование к предпринимателям внутри капиталистической системы производства. Эта система имеет в себе нечто очень ужасное, что не достаточно замечается радом с другим вредом: то, что рабочий класс не имеет интереса в самом производстве, её требованиях и результатах. Если бы он принялся за это, ему пришлось бы делать различия, и он мог бы более устанавливать схем. Он учитывал бы товарную статистику, технические условия, состояние рынка, конкуренцию во всякой области промышленности и особое положение каждого отдельного предприятия. Тогда он был бы солидарен в интересах с классом предпринимателей и более того: любовь к труду, к своей профессии, чувство мастерской и фабрики, что было сродни чувству родины. Всего этого нет в капиталистической системе, рабочие являются поденщиками и оплачиваются по часам; работа - цель, производить полезные продукты, как в них нуждаются люди, а средство, чтобы получать зарплату, чтобы немного: немного наслаждаться и немного спать. Как и вообще социал-демократия, марксизм, политическая партия и профсоюзное движение, взятые вместе, являются отражением положения капиталистического рабочего класса, так и требование восьмичасового рабочего дня, среди прочего, является выражением незаинтересованности рабочего в условиях и результатах своей работы; рабочий не знает других целей в своей жизни, кроме восьми часов сна и восьми часов "досуга" (к чему относятся кино и пивная); восемь часов работы являются необходимым для этого средством. Кто присоединяется к этой агитации, тот этим заявляет: я раб, я хочу рабом остаться и хочу, чтоб со мной как с рабом обращались.

Животное ищет корм, чтобы жить; человек, который посредством цивилизации доработался до варварства наших дней, работает, чтобы спать и наслаждаться. Но человек, свободно творящий свою жизнь и ставящий себе цели, переворачивает эти условия в роскошной гордости: он заново создаёт мир, его собственный бог, и создаёт существо, которое, кажется, не было предусмотрено планом сотворения - он не трудится, чтобы жить, но он живёт, чтобы трудиться.

Разделение дня на три части, как оно сегодня привычно, означает: мука, наслаждение и отдых от муки и наслаждения. В этой рубрике наслаждения объединено совершенно несовместимое, высокое, тривиальное, низкое, вплоть до низменного. Наслаждение называется: прогулка на лоне природы и сидение в пивной до опьянения, посещение церкви и беседа, серьёзное поучение и игра с детьми, любовь и игра в скат, радость искусства и посещение бегов.

На самом деле работа и наслаждение, и даже работа и сон, не такие уж противоположные друг другу вещи, которые должны бы друг друга исключать. Они переходят друг в друга и разделяются лишь уровнем. Работа, сон и наслаждение объединены в понятии игры. Труд есть игра сил в целях производства и распределения продукта; но горе утонувшему в нищете времени, в которое одни думают только о произведённых продуктах и услугах, другие - только о напряжении и производительности; горе времени, которое не воспринимает в труде радость игры, ритмично пульсирующую жизнь!

Горе людям, лежащим как чурбаны ночью и мягко обнятым тяжёлым онемением, т.к. они слишком много работали и выпили слишком много наслаждения! Настоящий сон - это дальнейшая бесцельная игра сил, многочасовое грациозное и лёгкое брожение во сне; конечно, в нём не светит солнце дневного сознания как при работе, и луна производительных чувств искусства как при игре вечера; но небо сна в настоящем отдыхе, который блаженство, а не обморок, усеянный трепещущими огоньками звёзд, вздрагивающими и похожими на метеоры моментами сознания. Кто не располагает чем-то вроде знания о своём сне, и кто, просыпаясь каждое утро, не чувствует, что он всю ночь жил дальше и заново пробовал свои силы, тот и днём не ведёт настоящей жизни.

Мы, социалисты, не можем хотеть сражаться за то, чтобы сократить работу, для того, чтобы продлить наслаждение. Мы должны, более того, добиваться создания таких условий, изменения нас самих, чтобы работа снова стала игрой сил, чтобы работа снова стала радостью. Только тогда настанут времена, когда великие художники будут иметь публику, больше, народ; когда снова будет народное искусство, т.к. в нас всех ритм уже живо упражняется в работе.

Высчитали, как мало надо будет делать людям, когда машины, наконец, будут правильно применяться. Эти подсчёты совершенно беспочвенны. Мы ничего не знаем о потребностях будущих людей; мы ничего не знаем о таинственных связях между техникой и увеличением населения; в этих вещах люди слишком склонны к дилетантскому преувеличению. Для того, чтобы прялки и ткацкие станки сами работали, эти сложные машины и, в свою очередь, машины для их производства и так далее, должны быть построены и приводиться в порядок. Абсолютно ясно, что использованием сил природы вместо человеческой силы для приведения в движения, экономит труд, но не следует упускать из виду, что хотя и говорят "силы природы", для их приобретения и использования по назначению для наших целей всё же требуются значительные людские силы. И то же самое касается экономии человеческих сил механикой: и она тоже должна быть построена и поддерживаться в исправности человеческими силами. Законы сохранения и превращения технической энергии ещё не выведены, но ясно одно, что машинное производства страны лентяев, в которой есть железные рабочие вместо человеческих рабочих, стоит очень многих человеческих сил и пота человеческого труда. Наши машины не являются "перепетуум мобиле", иначе они не были бы нашими машинами, а были бы нам равны. Мы же, человек, человечество, животное, животный мир, вся природа - перепетуум мобиле; мы машина, которая сама себе находит уголь и добывает его из шахт, которая сама удаляет свои шлаки и золу и сама смазывается и чинится. Нисколько не отвечает нашей природе - заставлять других, будь это даже машины, работать на себя и бездейственно сидеть. Наше сердце действует днём и ночью, как и все наши органы, и не устаёт; и мы, как целое, не имеем ничего лучшего и ничего другого, кроме работы; там, где наслаждение не работа, где чувство прекрасного не является творческим сотрудничеством, там нет наслаждения, а только отупение, и даже во сне, в его кажущейся путанице, есть упорядоченная, подготовительная деятельность и бесцельно-целенаправленная деятельность.

Так же как на основе неверных подсчётов и неудовлетворённых желаний заявляют, что в будущем всё будет делать техника вместо человека, и что человек будет должен работать только несколько часов, то, с другой стороны, нас хотели восхитить выводом, что рациональная и здоровая жизнь, сверх того, оставит для работы очень мало времени. Соблазнительно симпатичным образом, например, француз Макс Клер сделал это в своей работе, которую я перевёл (Sozialist, III, 12). Он посчитал для нас, что человек ради правильной физиологии должен приводить восемь часов в постели, восемь с половиной часов у умывальника и в ванне, два с половиной часа за едой, два часа переваривая, два часа за физическими и умственными упражнениями и один час на прогулке, что полчаса при этом теряются, что для работы, хотим мы того или нет, оставалось бы шесть с половиной часов, из которых, однако, два часа уходило бы на работу по дому, так что для работы по професии оставалось бы четыре с половиной часа.

Несмотря на все добрые гигиенические намерения, этот метод является ничем более чем своевольной шуткой. Совершенно не нужно заниматься критикой отдельных пунктов; этим может заняться каждый по своим особенным потребностям и наклонностям. Гигиена не может ни в коем случае разыгрывать из себя такую научную папессу, что она говорит: сначала мои срочные нужды, без уделения внимания которым, здоровье человека страдает; потом работа. На сколько гигиена на что-то годна, она не наука, а опыт, а опыт показывает, что различные группы людей и индивиды при различных режимах жизни достигли старости. Мы, самые молодые, открывающие ежедневно невозможное и необходимейшие нужды, находящие повсюду яды и вред, не хотим забывать хорошую мудрость, что о наших дедах можно сказать всё, что угодно, но только не то, что они не жили. Наши деды жили, и старые германцы, и древние китайцы, и Платон, и Гёте, и Гомер, и большинству только что открытых ядов и отрав он позволяли на себя действовать, только что обнаруженные функций они не знали, и не замечали, а самые новейшие невозможности для них были вполне возможны. Именно в физиологии почти всегда годятся только те научные открытия, которые подтверждают давно известное.

Одним из новейших открытий физиологов, которое они мило экспериментально подтверждают, является, например, то, что вкусно, то хорошо усваивается, т.к. оно хорошо переваривается. Они наблюдали желудки живых собак и установили, что при аппетите на желаемые и вкусно приготовленные блюда не только собирается слюна во рту, но и выделяется очень много желудочного сока; врачи долго этого не знали и причинили своим научным незнанием большой вред; здоровые люди всегда на это ориентировались.

Не дадим же себя отговорить от работы и от выполнения наших гимнастических упражнений за работой; работа - это здорово, пока она вкусна, и если врачи этого не знают, то это могли бы рассказать нам наши деды. Работать - это здорово, и работать надо срочно! Но наши застрявшие в капитализме рабочие ничего так не хотят, как расслабления и отдыха. Забастовка имеет большей частью сформулированную в требованиях цель, и прекращение работы должно быть только средством для достижения этой цели. Психологически, однако, требование бы часто не выдвигалось, если бы отдых от работы, рабочая пауза не были сами по себе самоцелью, тоской и счастьем.

Так же и это рассмотрение показывает снова, что мы всегда должны говорить, что является краеугольным камнем нашего социалистического учения: потребности, создаваемые капитализмом, не ведут к социализму; нет такого чуда, чтобы из навоза вырастал цветок, так же мало, как и то, что из опилок рождаются блохи; социализм не развивается из капитализма. Блохи рождаются от блох, цветок растёт из семени; а социализм как крайняя реальность условий настанет только, когда он как зародыш живёт в людях. Эти люди - в начале их будет очень мало - должны находиться посреди капитализма, как семя в навозе; они должны стремиться наружу и заставить лопнуть свои собственные мещанские и трусливые оболочки тем, что их внутренний свет захочет к солнцу свободы и красоты. Только те создадут социализм, кто всей душой нуждаются в покое и избавлении, но не находят в ничегонеделании, а те, кто бежит от злобной рабочей чумы капитализма в здоровую, приносящую радость социалистическую работу! Люди с переизбытком сил требуются начинающемуся социализму, которые не спрашивают скорбно о числе рабочих часов, и которые при социализме не хотят внешне и по вычислениям лучшего, но жаждут труда свободных, радостных, живущих, чтобы делать своё дело, будь их дело хотя бы скромно-деятельная помощь в лоне общины.

Дилетант

26-04-2016 05:33:00

... то, что рабочий класс не имеет интереса в самом производстве, её требованиях и результатах. Если бы он принялся за это, ему пришлось бы делать различия, и он мог бы более устанавливать схем. Он учитывал бы товарную статистику, технические условия, состояние рынка, конкуренцию во всякой области промышленности и особое положение каждого отдельного предприятия. Тогда он был бы солидарен в интересах с классом предпринимателей...

Бизнес-пролетариат,короче.Кардинальными изменениями социального и экономического устройства это не назвать.Лишь увеличение свободы торговли собой и товаром.имхо.

ясенъ

26-04-2016 06:02:40

Дилетант, поясни: ты исходишь из того, что рабочий не должен быть заинтересован требованиями и результатами производства?
прикольно, что ж, предлагай альтернативу: как сделать рабочих хозяевами труда, не заинтересовав результатом и не обучив требованиям?

Дилетант

26-04-2016 08:01:24

ясенъ
Исхожу из того,что нелепо и абсурдно ожидать подлинной личной заинтересованности человека в экономической деятельности,радостного,игрового отношения к ней ,в то время как оценка результатов последней базируется исключительно или близко к тому(такая тенденция характерна для тдо и основанной на них конкуренции) на обезличенном,обесчеловеченном,отчуждённом от человеческих потребностей средстве.
Скрытый текст: :
Для этого действительно нужно пребывать в сновидениях...может тех,что ты предлагал как эквивалент труда?Естественная стоимость это бредовый сон.

ясенъ

28-04-2016 05:13:59

Дилетант

это ты про капитализм что ли? маладец, обличай, идейный!
ах, недалёкий ландауэр, не прописал лишний раз для ревбойцов обязательную мантру о собственности на сп

самоуправление рабочих это ведь как-то само собой подразумевает, а?
fasinpat, mondragon - это тоже угнетение?

Дилетант

28-04-2016 12:26:40

ясенъ
Обличать особо нечего.Все издержки производства и товарного обращения станут распределяться по другому.Для капитализма это не великая проблема,возможно и наоборот новый импульс получит.От государства(как регулятора конфликта интересов) это тоже не избавит,возможно несколько децентрализует правительство,но добавит легетимности.
И это только при лучшем раскладе,когда крупных игроков на капиталистическом рынке не станет,что маловероятно:во-первых из-за самой сущности тдо,капитализма и логично вытекающей из неё мотивации,во-вторых из-за занимаемой идеалистической позиции с акцентом на индивидуальное перерождение личности.
Он бы лучше с таким рвением людей названных им как класс предпринимателей агитировал бы,мол,работа это здорово,идите за станки,спускайтесь в шахты за углём,пытайтесь прожить от зарплаты до зарплаты,бросайте свои дворцы-идите к своим братьям в трущобы,и вы станете солидарны с рабочим классом!

ясенъ

28-04-2016 14:13:40

почему ландауэр использовал сослагательный наклонение, понятно - к 1912 г ещё не было фабрик, принадлежащих рабочим.
но почему ты употребляешь будущее время и строишь предположения о работе того, что начало появляться в середине двадцатого века, и с тех пор всё растёт? на ветер я привёл примеры? не ленись, загугли, это попроще, чем пустые теоретизирования о вероятном будущем.
а то получается пофиг на десятки тысяч участвующих, они, став хозяевами фабрик и заводов, теперь сами стали буржуи, но трагедия в том, что вся система не рухнула в тот же миг, значит это реакционное явление, мешающее победе мировой революции...

NT2

28-04-2016 18:58:10

Фабрики, принадлежащие рабочим? Хихик.

ясенъ

28-04-2016 22:27:57

NT2
горазд ты хмыкать-хихикать, как пионер чесслово.
как "хаха" попустит, не обломись, просвети нас, что это за явления, "fasinpat", "mondragon"?
может, это галюциногенные квазирелигиозные мантры, отвлекающие бойцов от дела революции?

Дилетант

29-04-2016 12:37:45

но почему ты употребляешь будущее время и строишь предположения о работе того, что начало появляться в середине двадцатого века, и с тех пор всё растёт? на ветер я привёл примеры? не ленись, загугли, это попроще, чем пустые теоретизирования о вероятном будущем.

Тут в топике про это:
viewtopic.php?f=8&t=28564&hilit=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B9&start=60

ясенъ

29-04-2016 13:41:05

Дилетант
ничего не попутал?
я, поскольку раскрытый наркоша и контра, здесь всё намекаю вам, "анкомам" типо, про существующие примеры самоорганизованных рабочих коллективов, владеющих заводами и фабриками.
но NT2, видно, недосуг между хмыками-хихиками вникать во "всякий контрреволюционный бред", тем более это не про 1930-е,
ты, может, из религиозных убеждений не гуглишь, чтоб не кормить глобальные корпорации, поэтому вот от меня ссылки.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0 ... 0%B8%D0%B5
https://ru.wikipedia.org/wiki/Fasinpat
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%B8%D1%8F

ну а ты о чём, чел?
Скрытый текст: :
там по твоей ссылке на трёх страницах какие-то ролевики, фэнтези - не читал обсуждаемых работ, по4ти уверен - не прочитаю до конца времён. чужд проблем волкодавов и перумовых, признаюсь, тёмен,
из литературы, в смысле точности угадывания мета-смыслов будущего, ближе прозаик, в 1986 году, когда интернета ещё, напомню, не было, написавший о киберпространстве, в котором два свободолюбивых мастера устраивают показательное сожжение зомби-порнопортала при помощи перекупленнного у криминалов русского военного вируса. (сожжение хром, дебют вилли гиббсона, если кто не знает )
и таких же мастеров реальности да, гиббсона, пелевина, кастанеды, пепперщтейна-ануфриева, грибов, цветов, камедей, чего желаю и всем другим разумным людям

Дилетант

04-05-2016 04:37:48

ясенъ
ничего не попутал?

Нет.В ТО-ПИ-КЕ.

ясенъ

09-05-2016 01:01:13

прочёл, спасибо.

значит, надо не коммуны и не профсоюзы создавать, потому как многие проверяли - натыкались на разные грабли, а сразу восстать как один боевым рабочим фронтом против системы, и штыками и артиллерией капитализм уничтожить в процессе революции, потому как это единственная реальная, точная и прямая дорога к свободе без граблей, ага...
:du_ma_et:

Недоанархист

10-05-2016 22:00:14

Та даже если рабочий и будет хозяином труда, то основновной проблемой ТДО является избыточная конкуренция (кризис перепроизводства), а сокращение рабочего дня один из регуляторов.

Тут вообще какой то дикий софизм. Ну что меняют "экплуатоционные поправки" ( речь о т.н. отчуждении результатов) ??? Да нихрена. У каждого свое соотношение гимора и отдыха (мне вон спать нужно поболе) и возможность его варьировать - благо.

ясенъ

10-05-2016 23:27:00

Недоанархист
избыточная конкуренция и кризисы перепроизводства при собственности на сп, то есть при достигнутом общественном характере потребления - не закон жизни, а всего лишь локальный устранимый брак, возникший в результате непрофессионализма рабочих, специализирующихся на управлении и сбыте.

далее всё. зашкал. недостаточно моих мощностей для догона и всекания пси-резонансных намёков.

не мог бы ты сформулировать для не столь ускоренных смертных чуть тщательнее, без жёсткой экономии времени, с цитированием возмутивших фрагментов и аргументами вместо эмоциональных всплесков.

а хочешь спать - дрыхни сколько надо, все за, и ландауэр тоже.

Недоанархист

11-05-2016 05:44:26

избыточная конкуренция и кризисы перепроизводства при собственности на сп, то есть при достигнутом общественном характере потребления - не закон жизни, а всего лишь локальный устранимый брак, возникший в результате непрофессионализма рабочих, специализирующихся на управлении и сбыте.


Только общественный характер потребления и ТРУЪ конкурентные отношения мало совместимы, даже при "фабриках рабочим".

Ну будет не буржуй, буржуя выдавливать, а рабочие коллективы друг дружку.

Эта система имеет в себе нечто очень ужасное, что не достаточно замечается радом с другим вредом: то, что рабочий класс не имеет интереса в самом производстве, её требованиях и результатах. Если бы он принялся за это, ему пришлось бы делать различия, и он мог бы более устанавливать схем. Он учитывал бы товарную статистику, технические условия, состояние рынка, конкуренцию во всякой области промышленности и особое положение каждого отдельного предприятия. Тогда он был бы солидарен в интересах с классом предпринимателей и более того: любовь к труду, к своей профессии, чувство мастерской и фабрики, что было сродни чувству родины.


Вот это фот фигня полная. Можно "работать на себя" примитивными средствами, а можно "трубу обслуживать" грубо говоря.

И мотивация в последнем случае будет повыше.

ясенъ

11-05-2016 08:30:54

Недоанархист писал(а):
избыточная конкуренция и кризисы перепроизводства при собственности на сп, то есть при достигнутом общественном характере потребления - не закон жизни, а всего лишь локальный устранимый брак, возникший в результате непрофессионализма рабочих, специализирующихся на управлении и сбыте.


Только общественный характер потребления и ТРУЪ конкурентные отношения мало совместимы, даже при "фабриках рабочим".

это, конечно, голое теоретизирование, но всё же откуда это следует?
Ну будет не буржуй, буржуя выдавливать, а рабочие коллективы друг дружку.

не понял, по-твоему, совместима конкуренция с рабочим самоуправлением или нет?
(если можно, на реальных примерах, так как трудно сказать, какой будет жизнь уже лет через пять)
Эта система имеет в себе нечто очень ужасное, что не достаточно замечается радом с другим вредом: то, что рабочий класс не имеет интереса в самом производстве, её требованиях и результатах. Если бы он принялся за это, ему пришлось бы делать различия, и он мог бы более устанавливать схем. Он учитывал бы товарную статистику, технические условия, состояние рынка, конкуренцию во всякой области промышленности и особое положение каждого отдельного предприятия. Тогда он был бы солидарен в интересах с классом предпринимателей и более того: любовь к труду, к своей профессии, чувство мастерской и фабрики, что было сродни чувству родины.


Вот это фот фигня полная. Можно "работать на себя" примитивными средствами, а можно "трубу обслуживать" грубо говоря.

И мотивация в последнем случае будет повыше.

какая связь? спать можно вместо любой работы если хронический недосып. На примере существующих самоуправляемых фабрик видим, что з.п. рабочих-управленцев и всяких завскладом уменьшается пропорционально реально необходимой квалификации и трудозатратам, поскольку максимально справедлива. а как оно будет, когда отомрут деньги - там и увидим.

Недоанархист

11-05-2016 08:41:50

не понял, по-твоему, совместима конкуренция с рабочим самоуправлением или нет?
(если можно, на реальных примерах, так как трудно сказать, какой будет жизнь уже лет через пять)


Совместима , но будет 1 хрен, если коллективы не смогут договариваться на высшем уровне.

Если в системе среднестаистический " смитовский булочник" производит больше, чем в среднем готово потреблять "общество среднестаистических булочников" то такая система схлопнется от кризиса перепроизводства.

Ну 2*2=4.

Кстати, может еще не вырос из подросткового возраста, но в 14 лет понимал что квотирование рабочего времени в случае перепроизводства спецов в отдельной отрасли, лучше чем перепрофилирование. Ну и сейчас так считаю, если вносить предложения в духе реформизма.

Знание основ теории Дарвина и замечательный фильмец "Игрушки президента".

Ну это при том "что совок сдох и я этому был рад".

ясенъ

14-05-2016 08:51:17

почему не смогут договариваться? самоуправляемые коллективы весьма способны к экстраполяции последствий, и между собой договариваются не хуже, чем индивидуумы.

NT2

14-05-2016 14:20:43

Договаривание есть солидарная плановая экономика, а не рыночная, конкурентная.

ясенъ

14-05-2016 22:21:41

да хоть монопольно-мафиозная картельно-сговорная)
и чё?
в любом случае, оглянувшись вокруг, видим, что самоуправляемые коллективы жизнеспособны и во время кризисов.

NT2

15-05-2016 05:57:03

Если конкурируют между собой, то тем кризис и провоцируют, а самивырождаются сперва в акционерные общества, а потом в совсем "нормальные" каппредприятия.
Самоуправление внутри малой группы при соперничестве между группами ведет к расслоению и йерархии.

ясенъ

16-05-2016 07:28:05

NT2, ыгы, а отсутствие самоуправления внутри малой группы не ведёт к иерархии, поскольку ей является.

отвлекшись от эмпирического умствования и тенденциозной упёртости и посмотрев на окружающий материальный мир, можем на примере огромной производственной мондрагонской корпорации заметить, что существующие самоуправляемые производственные коллективы, несмотря на окружающий кризис и империализм, предпочитают сотрудничество, как-то до сих пор ухитряясь избегать соперничества.

NT2

16-05-2016 08:27:27

Пустой трындеж.
Мондрагон деградирует - ознакомься подробнее.

ясенъ

16-05-2016 23:05:19

NT2 писал(а):Пустой трындеж.

кто так обзывается, тот сам так называется.

NT2 писал(а):Мондрагон деградирует - ознакомься подробнее.


это деспотизм и централизация деградируют, а мондрагон - одна из первых проб свободы.