afa-punk-23
26-08-2016 07:47:17
Личная революционная теория. Пособие для начинающих
Автор: коллектив Spectacular Times
Великий секрет нашего несчастного, но одновременно и чудесного времени состоит в том, что мышление – это удовольствие. Личная революционная теория – это удовольствие подрывной мысли, разрушительное и созидательное наслаждение от создания полной приключений теории/практики переустройства мира. Бывает, ты чувствуешь отчуждение, когда оказываешься пойманным на соучастии в основанной на «консенсусе» системе воззрений своего времени. И это отчуждение можно отринуть только при помощи самостоятельного взгляда на мир. Личная революционная теория – это основа критического мышления, которое ты сможешь использовать для анализа того, почему твоя жизнь такова, какова она есть, и почему мир таков, каков он есть. Это практическая теория, объясняющая, что именно надо сделать, чтобы получить то, чего ты желаешь а своей жизни. Те, кто борются за правое дело или идеал, принимают тем самым и отчуждение. Если ты жертвуешь чем-то ради правого дела, ты находишься на службе господствующего общественного порядка, даже если думаешь, что борешься против него. Думай сам и о себе.
* * *
В любой ситуации спрашивай себя: «Что я чувствую? Доволен ли я собой? Своей жизнью? Получаю ли я то, чего хочу? Почему нет? Что мешает мне получить то, чего я хочу?» Эти вопросы заставят тебя осознать среду, в которой ты находишься, её повседневную рутину. Существование повседневной жизни – это общественный секрет, который с каждым днём всё более очевиден по мере того, как всё более очевидной становится её нищета.
Личная революционная теория опирается на острое осознание твоих желаний и их ценности. Подлинный «рост сознательности» влечёт за собой развитие самосознания радикальной субъективности, свободной от чувства вины. Путь от самоотрицания до радикальной субъективности проходит через нулевую отметку нигилизма. Здесь ты осознаёшь, что сегодняшний день лишён жизни, что жизнь заморожена, как труп в морге. Когда ты по-новому смотришь на мир и осознаёшь разницу между выживанием и жизнью, вдруг оказывается, что всё ложно, кроме твоих желаний и воли к жизни.
Нигилисты отрицают всё общественно-признанное – дешевые товары и их ещё более дешёвые образы, Бога, страну, работу, искусство, городское планирование, смешные значки, телешоу, признающиеся в своей любви к тебе, и мыло, испытывающее страсть к твоим рукам. Нигилисты постоянно испытывают страсть к разрушению системы, каждодневно разрушающей их. Когда тебе говорят: «Нельзя, чтобы всегда было по-твоему» или: «В жизни есть чёрные и светлые полосы», или что-нибудь ещё из репертуара светской религии выживания, твой мозг воспламеняется и ты понимаешь, что не можешь продолжать жить как раньше.
Очень скоро ты сталкиваешься лицом к лицу с тем, что тебе нужна последовательная тактика, которая бы оказала практическое влияние на твою жизнь и мир вокруг. Субъективная ярость зачастую принимает форму роли – самоубийцы, одинокого маньяка, уличного хулигана, вандала, неодадаиста, профессионального пациента психбольницы, – роли, которая является компенсацией за жизнь, наполненную мёртвым временем. Нигилисты не осознают возможностей исторического переустройства мира, потому что они не знают о миллионах других нигилистов, вместе с которыми они могли бы участвовать в проекте самореализации.
* * *
Смотреть на свою жизнь политически означает всего лишь осознавать, что изменить её можно лишь изменив мир, а изменить мир можно только сообща. Коллективная самореализация, то есть революционная политика; заключается в присвоении общественных отношений в их целостности и в переустройстве их в соответствии со своими желаниями. Людям не дают возможности анализировать свою повседневную жизнь в её целостности, задавая частные вопросы, – о зрелищных пустяках, ложных противоречиях и надуманных скандалах. Ты за или против профсоюзов? А войны? Мягких наркотиков?? НЛО??? Это – ложные вопросы, которые воспринимаются в контексте ложных конфликтов, ложных представлений и противопоставлений. Единственный вопрос для тех, кто сосредоточен на себе, состоит в том, как мы живем. Есть старая еврейская поговорка: «Если у вас есть две альтернативы, выбирайте третью». Всегда ищите новый взгляд на проблему. Осознавать наличие третьей альтернативы – значит отказываться от выбора между двумя якобы противоположными, но зачастую равнозначными полюсами, которые пытаются навязать вам в качестве целостного восприятия ситуации. Взгляд радикальной субъективности выражен словами человека, который в ответ на вопрос судьи: «Признаёте ли вы себя виновным в ограблении?» – отвечает: «Я голодаю».
* * *
Там, где отсутствует действительная человеческая общность, люди цепляются за разнообразные ложные социальные идентичности, соответствующие их ролям в зрелище. В зрелище люди созерцают и потребляют образы того, что представляет из себя жизнь и забывают при этом жить сами. Эти ложные идентичности могут быть этническими (итальянец), расовыми (чернокожий), организационными (член профсоюза), местными (житель Нью-Йорка), сексуальными (гомосексуалист), культурными (футбольный фанат) и так далее. Это общее желание принадлежать к чему-либо зачастую приводит к ложному представлению о том, что быть итальянцем – это всё, чем может быть человек. Другими словами, эти идентичности скрывают подлинную сущность того или иного человека в обществе.
Чтобы понять почему жизнь такова, какова она есть, и почему мир таков, как он есть, нужно сбросить все ложные идентичности и начать с себя как центра мироздания, а затем перейти к исследованию других людей и материальных основ жизни. Например, одна чашка кофе из кофейной машины связывает тебя с тысячами работников по всему миру – на кофейных и сахарных плантациях, сахарных заводах, целлюлозно-бумажных комбинатах, в типографиях и цехах упаковки. Одни рабочие добывали железную руду и плавили её, другие добывали нефть и перегоняли её, чтобы она впоследствии превратилась в пластмассу, третьи координировали доставку всех деталей с трёх континентов через два океана или организовывали транспортировку кофе. Когда ты подумаешь обо всех рабочих, создавших вещи, которыми ты пользуешься, ты поймёшь, что тебя связывают непосредственные материальные отношения с несколькими миллионами человек. В свете этого все частные идентичности и особые интересы становятся малозначительными. Ты можешь легко представить себе потенциальное обогащение своей жизни: сейчас его не происходит потому, что творчество миллионов работников ограничено, они, в свою очередь, ограничены устаревшими и отупляющими средствами производства, отчуждением, изуродованы безумными объяснениями, оправдывающими накопление капитала. Вот где находится твоя подлинная общественная идентичность. Среди миллионов людей по всему миру, сражающихся за то, чтобы вновь стать хозяевами своих жизней, ты находишь себя.
* * *
Всякое движение к самодемистификации должно избегать абсолютизации и цинизма -двух трясин, которые на первый взгляд кажутся зелёными лугами субъективности. Абсолютизация – это тотальное отрицание всех компонентов частных идеологий и зрелищ. Абсолютизирующий субъект не может разглядеть другого выбора, кроме полного принятия или полного отрицания. Он бродит среди полок идеологического супермаркета в поисках идеального товара и потом приобретает его – целиком.
Идеологический супермаркет, – как и всякий другой супермаркет, – годится лишь для разграбления. Более продуктивно будет, проходя мимо полок, вскрывать коробки, вынимать то, что кажется подлинным и полезным, а остальное – выбрасывать. Цинизм – это реакция на мир, где господствуют противоборствующие идеологии, которые зачастую давно и целиком обанкротились. Циник в той же мере потребитель, что и абсолютизатор, но потребитель, отказавшийся от надежды когда-либо найти идеальный товар.
* * *
С каждым новым жизненным опытом или знанием, почерпнутым в книге, ты постоянно обогащаешь свою личную революционную теорию новыми наблюдениями и приобретениями. Мышление – не количественное суммирование предыдущего опыта и вновь полученных знаний, но качественное создание новой целостности. Если мы постоянно задумываемся над тем, как мы хотим жить, мы можем критически заимствовать из любых источников в процессе создания нашей личной революционной теории – из идеологий и социологических исследований, у культурологов, технократических экспертов и даже у мистиков. Весь мусор и руины старого мира могут быть перевёрнуты в поисках полезного материала тем, кто хочет заново создать мир.
* * *
Сущность современного общества, его глобальное капиталистическое единство, делает необходимым превращение личной революционной теории в единую критику. Под этим мы подразумеваем критику всех географических регионов, всех существующих форм общественно-экономического господства, всех форм отчуждения (сексуальной нищеты, навязанного выживания, городского планирования и ул.). Другими словами, действительность требует создания критики повседневного существования в целом, повсеместно, с точки зрения тотальности наших желаний. Политики и бюрократы, проповедники и гуру, полицейские и градостроители, менеджеры корпораций и лидеры профсоюзов, сторонники господства мужчин и идеологи феминизма стремятся подчинить желания личности "общему благу", которое якобы делает их своими представителями. Всё это – силы старого порядка, хозяева, попы и уроды, которым есть, что терять, если люди расширят игру по экспроприации своих умов и превратят ее в игру по экспроприации своих жизней.
Самодемистификация и создание собственной революционной теории не уничтожают отчуждения. Мир и зрелище продолжают ежедневно воспроизводить себя. Революционная теория может по-настоящему существовать только вместе с революционной практикой. Чтобы быть последовательной и эффективно перестраивать мир, практика должна искать свою теорию, а теория – реализовываться на практике. Иначе теория переродится в бессильное созерцание мира, интеллектуальную броню, которая служит защитной перегородкой между миром повседневности и человеком. История показывает, что если революционная практика вырастает не из демистификации собственного «я», то альтруистические намерения вырождаются в милитантизм, хаотичный активизм и профессиональное революционерство. Наличие целостной личной революционной теории помогает мыслить. Например, легче предугадать развитие техники социального контроля в будущем, если у вас есть целостное представление о существующих сегодня техниках и идеологиях социального контроля. Мир можно поставить с головы на ноги только с помощью сознательной коллективной деятельности тех, кто создаёт теорию, объясняющую, почему он стоит вверх ногами. Одного спонтанного бунта и боевой субъективности недостаточно. Единственный способ сознательно смести все мистификации – это тотальная революция повседневной жизни.
Выходные данные: Печатается в сокращении. Текст написан британской группой Spectacular Times в 1980-е гг. (в оригинале – Revolutionary Self-Theory), на русском языке опубликован в журнале «Утопия», №1, лето 1998 г. Перевод М.Ц.
Источник: http://bakunista.org/content/view/259/41/index.html
Автор: коллектив Spectacular Times
Великий секрет нашего несчастного, но одновременно и чудесного времени состоит в том, что мышление – это удовольствие. Личная революционная теория – это удовольствие подрывной мысли, разрушительное и созидательное наслаждение от создания полной приключений теории/практики переустройства мира. Бывает, ты чувствуешь отчуждение, когда оказываешься пойманным на соучастии в основанной на «консенсусе» системе воззрений своего времени. И это отчуждение можно отринуть только при помощи самостоятельного взгляда на мир. Личная революционная теория – это основа критического мышления, которое ты сможешь использовать для анализа того, почему твоя жизнь такова, какова она есть, и почему мир таков, каков он есть. Это практическая теория, объясняющая, что именно надо сделать, чтобы получить то, чего ты желаешь а своей жизни. Те, кто борются за правое дело или идеал, принимают тем самым и отчуждение. Если ты жертвуешь чем-то ради правого дела, ты находишься на службе господствующего общественного порядка, даже если думаешь, что борешься против него. Думай сам и о себе.
* * *
В любой ситуации спрашивай себя: «Что я чувствую? Доволен ли я собой? Своей жизнью? Получаю ли я то, чего хочу? Почему нет? Что мешает мне получить то, чего я хочу?» Эти вопросы заставят тебя осознать среду, в которой ты находишься, её повседневную рутину. Существование повседневной жизни – это общественный секрет, который с каждым днём всё более очевиден по мере того, как всё более очевидной становится её нищета.
Личная революционная теория опирается на острое осознание твоих желаний и их ценности. Подлинный «рост сознательности» влечёт за собой развитие самосознания радикальной субъективности, свободной от чувства вины. Путь от самоотрицания до радикальной субъективности проходит через нулевую отметку нигилизма. Здесь ты осознаёшь, что сегодняшний день лишён жизни, что жизнь заморожена, как труп в морге. Когда ты по-новому смотришь на мир и осознаёшь разницу между выживанием и жизнью, вдруг оказывается, что всё ложно, кроме твоих желаний и воли к жизни.
Нигилисты отрицают всё общественно-признанное – дешевые товары и их ещё более дешёвые образы, Бога, страну, работу, искусство, городское планирование, смешные значки, телешоу, признающиеся в своей любви к тебе, и мыло, испытывающее страсть к твоим рукам. Нигилисты постоянно испытывают страсть к разрушению системы, каждодневно разрушающей их. Когда тебе говорят: «Нельзя, чтобы всегда было по-твоему» или: «В жизни есть чёрные и светлые полосы», или что-нибудь ещё из репертуара светской религии выживания, твой мозг воспламеняется и ты понимаешь, что не можешь продолжать жить как раньше.
Очень скоро ты сталкиваешься лицом к лицу с тем, что тебе нужна последовательная тактика, которая бы оказала практическое влияние на твою жизнь и мир вокруг. Субъективная ярость зачастую принимает форму роли – самоубийцы, одинокого маньяка, уличного хулигана, вандала, неодадаиста, профессионального пациента психбольницы, – роли, которая является компенсацией за жизнь, наполненную мёртвым временем. Нигилисты не осознают возможностей исторического переустройства мира, потому что они не знают о миллионах других нигилистов, вместе с которыми они могли бы участвовать в проекте самореализации.
* * *
Смотреть на свою жизнь политически означает всего лишь осознавать, что изменить её можно лишь изменив мир, а изменить мир можно только сообща. Коллективная самореализация, то есть революционная политика; заключается в присвоении общественных отношений в их целостности и в переустройстве их в соответствии со своими желаниями. Людям не дают возможности анализировать свою повседневную жизнь в её целостности, задавая частные вопросы, – о зрелищных пустяках, ложных противоречиях и надуманных скандалах. Ты за или против профсоюзов? А войны? Мягких наркотиков?? НЛО??? Это – ложные вопросы, которые воспринимаются в контексте ложных конфликтов, ложных представлений и противопоставлений. Единственный вопрос для тех, кто сосредоточен на себе, состоит в том, как мы живем. Есть старая еврейская поговорка: «Если у вас есть две альтернативы, выбирайте третью». Всегда ищите новый взгляд на проблему. Осознавать наличие третьей альтернативы – значит отказываться от выбора между двумя якобы противоположными, но зачастую равнозначными полюсами, которые пытаются навязать вам в качестве целостного восприятия ситуации. Взгляд радикальной субъективности выражен словами человека, который в ответ на вопрос судьи: «Признаёте ли вы себя виновным в ограблении?» – отвечает: «Я голодаю».
* * *
Там, где отсутствует действительная человеческая общность, люди цепляются за разнообразные ложные социальные идентичности, соответствующие их ролям в зрелище. В зрелище люди созерцают и потребляют образы того, что представляет из себя жизнь и забывают при этом жить сами. Эти ложные идентичности могут быть этническими (итальянец), расовыми (чернокожий), организационными (член профсоюза), местными (житель Нью-Йорка), сексуальными (гомосексуалист), культурными (футбольный фанат) и так далее. Это общее желание принадлежать к чему-либо зачастую приводит к ложному представлению о том, что быть итальянцем – это всё, чем может быть человек. Другими словами, эти идентичности скрывают подлинную сущность того или иного человека в обществе.
Чтобы понять почему жизнь такова, какова она есть, и почему мир таков, как он есть, нужно сбросить все ложные идентичности и начать с себя как центра мироздания, а затем перейти к исследованию других людей и материальных основ жизни. Например, одна чашка кофе из кофейной машины связывает тебя с тысячами работников по всему миру – на кофейных и сахарных плантациях, сахарных заводах, целлюлозно-бумажных комбинатах, в типографиях и цехах упаковки. Одни рабочие добывали железную руду и плавили её, другие добывали нефть и перегоняли её, чтобы она впоследствии превратилась в пластмассу, третьи координировали доставку всех деталей с трёх континентов через два океана или организовывали транспортировку кофе. Когда ты подумаешь обо всех рабочих, создавших вещи, которыми ты пользуешься, ты поймёшь, что тебя связывают непосредственные материальные отношения с несколькими миллионами человек. В свете этого все частные идентичности и особые интересы становятся малозначительными. Ты можешь легко представить себе потенциальное обогащение своей жизни: сейчас его не происходит потому, что творчество миллионов работников ограничено, они, в свою очередь, ограничены устаревшими и отупляющими средствами производства, отчуждением, изуродованы безумными объяснениями, оправдывающими накопление капитала. Вот где находится твоя подлинная общественная идентичность. Среди миллионов людей по всему миру, сражающихся за то, чтобы вновь стать хозяевами своих жизней, ты находишь себя.
* * *
Всякое движение к самодемистификации должно избегать абсолютизации и цинизма -двух трясин, которые на первый взгляд кажутся зелёными лугами субъективности. Абсолютизация – это тотальное отрицание всех компонентов частных идеологий и зрелищ. Абсолютизирующий субъект не может разглядеть другого выбора, кроме полного принятия или полного отрицания. Он бродит среди полок идеологического супермаркета в поисках идеального товара и потом приобретает его – целиком.
Идеологический супермаркет, – как и всякий другой супермаркет, – годится лишь для разграбления. Более продуктивно будет, проходя мимо полок, вскрывать коробки, вынимать то, что кажется подлинным и полезным, а остальное – выбрасывать. Цинизм – это реакция на мир, где господствуют противоборствующие идеологии, которые зачастую давно и целиком обанкротились. Циник в той же мере потребитель, что и абсолютизатор, но потребитель, отказавшийся от надежды когда-либо найти идеальный товар.
* * *
С каждым новым жизненным опытом или знанием, почерпнутым в книге, ты постоянно обогащаешь свою личную революционную теорию новыми наблюдениями и приобретениями. Мышление – не количественное суммирование предыдущего опыта и вновь полученных знаний, но качественное создание новой целостности. Если мы постоянно задумываемся над тем, как мы хотим жить, мы можем критически заимствовать из любых источников в процессе создания нашей личной революционной теории – из идеологий и социологических исследований, у культурологов, технократических экспертов и даже у мистиков. Весь мусор и руины старого мира могут быть перевёрнуты в поисках полезного материала тем, кто хочет заново создать мир.
* * *
Сущность современного общества, его глобальное капиталистическое единство, делает необходимым превращение личной революционной теории в единую критику. Под этим мы подразумеваем критику всех географических регионов, всех существующих форм общественно-экономического господства, всех форм отчуждения (сексуальной нищеты, навязанного выживания, городского планирования и ул.). Другими словами, действительность требует создания критики повседневного существования в целом, повсеместно, с точки зрения тотальности наших желаний. Политики и бюрократы, проповедники и гуру, полицейские и градостроители, менеджеры корпораций и лидеры профсоюзов, сторонники господства мужчин и идеологи феминизма стремятся подчинить желания личности "общему благу", которое якобы делает их своими представителями. Всё это – силы старого порядка, хозяева, попы и уроды, которым есть, что терять, если люди расширят игру по экспроприации своих умов и превратят ее в игру по экспроприации своих жизней.
Самодемистификация и создание собственной революционной теории не уничтожают отчуждения. Мир и зрелище продолжают ежедневно воспроизводить себя. Революционная теория может по-настоящему существовать только вместе с революционной практикой. Чтобы быть последовательной и эффективно перестраивать мир, практика должна искать свою теорию, а теория – реализовываться на практике. Иначе теория переродится в бессильное созерцание мира, интеллектуальную броню, которая служит защитной перегородкой между миром повседневности и человеком. История показывает, что если революционная практика вырастает не из демистификации собственного «я», то альтруистические намерения вырождаются в милитантизм, хаотичный активизм и профессиональное революционерство. Наличие целостной личной революционной теории помогает мыслить. Например, легче предугадать развитие техники социального контроля в будущем, если у вас есть целостное представление о существующих сегодня техниках и идеологиях социального контроля. Мир можно поставить с головы на ноги только с помощью сознательной коллективной деятельности тех, кто создаёт теорию, объясняющую, почему он стоит вверх ногами. Одного спонтанного бунта и боевой субъективности недостаточно. Единственный способ сознательно смести все мистификации – это тотальная революция повседневной жизни.
Выходные данные: Печатается в сокращении. Текст написан британской группой Spectacular Times в 1980-е гг. (в оригинале – Revolutionary Self-Theory), на русском языке опубликован в журнале «Утопия», №1, лето 1998 г. Перевод М.Ц.
Источник: http://bakunista.org/content/view/259/41/index.html