Об эксплуатации творческого работника

afa-punk-23

28-12-2016 22:08:04

Об эксплуатации творческого работника

Изображение

Статья публикуется в дискуссионном порядке

Сегодня в либеральных СМИ порой можно встретить точку зрения, что в так называемом постиндустриальном обществе отсутствует необходимость в пролетариате, который заменяется творческими людьми – неким «креативным классом», так называемым «когнитариатом», который, в отличие от рабочего класса, не подвергается уже эксплуатации. Это не просто игнорирование того факта, что большинство людей в мире зарабатывают гроши тяжелым физическим трудом, но еще и идеализация жизни творческого работника.

В данной статье мы постараемся развеять эти антинаучные стереотипы. При этом о клерках, менеджерах, бухгалтерах, продавцах-консультантах и тому подобных работниках (подразделяемых на крупных управленцев – владельцев дворцов и «шубохранилищ» и забитых офисных «планктонов», занимающихся серой скучной рутиной за копейки, предел мечтаний которых – заработать в жизни на машину «как у шефа») мы напишем отдельную большую работу. Здесь же (как и наши буржуазные оппоненты) намеренно обойдем этот вопрос и рассмотрим особенности жизни и эксплуатации не всяких работников умственного труда, а именно творческих работников, как наиболее противопоставляемых некоторыми идеологами людям физического труда.

Отличительные особенности и проблематика творческого труда

Итак, что же такое творческий труд? Какие профессии обычно называют творческими? Во-первых, профессии связанные с искусством: художники, музыканты, писатели. Т.е. люди, которые, используя свои навыки, создают что-то новое, уникальное. Но помимо них, к работникам творческого труда мы можем отнести также инженеров, конструкторов, программистов, дизайнеров, учителей, ученых, врачей, мелких декоративно-прикладных ремесленников и т.д. Особенностью всех этих профессий является создание чего-то уникального (впрочем, не без известной доли рутины). И можно заметить, что во всех творческих специальностях, основой является именно умственный труд. Поэтому, с незначительными допущениями, мы можем сказать, что творческая работа – это труд, в основе которого лежит умственная деятельность работника.

Прежде чем рассматривать характер творческого труда и сопутствующие производственные отношения, изучим вопрос о средствах производства. Какие они бывают? Прежде всего, это инструменты производства и предметы труда. Для художника – краски, холст, принадлежности для рисования, для музыканта – его музыкальный инструмент, для программиста, дизайнера или инженера – компьютер с набором программ. Но не только орудия и предметы труда являются средствами производства. Для многих промышленных (и не только) профессий необходимо наличие производственного цикла, определенной степени централизации производства. Так, сам по себе инженер, в отрыве от производства, не сможет создать товар. Равно как и музыкант без организованного в оркестр коллектива сможет играть, скорее всего, разве что в переходе. А художник или писатель сегодня без агента-спекулянта (издателя, перекупщика) не сможет продать свое произведение. Таким образом, все, что необходимо, чтоб при помощи труда работника был создан товар, является средством производства.

Классовая составляющая

Какие производственные отношения формируются у работников творческого труда? Вначале отметим, что в большинстве случаев конечным продуктом творческого труда является товар, таким образом, данный труд является производительным. Примеры творческого непроизводительного труда (т.е. труда, обмениваемого напрямую на доход) крайне редки. Это может быть артист, который выступает на «корпоративах», получая доход напрямую от заказчика, тамада на свадьбе или же личный репетитор, работающий без агентов.

Теперь вернемся к вопросу, какие же производственные отношения могут сопутствовать творческому труду. Многие творческие работники являются мелкой буржуазией. Они владеют своими инструментами, создают тот или иной товар и продают его, условно говоря, «на рынке». К творческой мелкой буржуазии можно отнести большинство писателей, самостоятельных художников, разного рода «фрилансеров» (от архитектора до программиста), репетиторов. Но мелкая буржуазия – это переходный класс. И даже при условии владения орудиями труда, творческий работник часто подвергается эксплуатации теми, кто может реализовать его товар – издателями, перекупщиками, агентствами репетиторов и т. п.

Но даже к мелкобуржуазному творческому работнику тут же “прилипает” множество паразитов: импресарио, продюсеры, агенты, интернет-издания, репетиторские агенства, рэкетиры и прочие “творческие сутенеры”. И таким образом труд творческого работника уже становится производительным для таких “сутенеров” – их труд приносит агентам доход, работники все более пролетаризуются.

Как было сказано выше, не все средства производства доступны работникам творческих профессий. Артист идет работать в труппу театра или на киностудию, музыкант нанимается в оркестр, инженер идет работать на завод, ученый работает в институте. И в большинстве случаев решающим фактором найма является как раз централизация и концентрация производства, которая в принципе сделала доступными эти профессии. Таким образом, помимо мелкобуржуазных творческих работников, существует большая масса наемных. И можно с уверенностью сказать, что таких работников большинство, а мелкая буржуазия, в связи с все большей концентрацией капитала, постепенно пролетаризируется. Так, каких-нибудь 10 – 15 лет назад не было такого большого спроса на наемных графических дизайнеров и “промышленных” художников. А ныне те, кто раньше мог работать художником, рисуют для буржуйских конторок рекламу и иконки.

Порой пролетаризация творческого труда доходит до полнейшего абсурда. Таким ярким пример может служить китайская деревня Дафен, где развернуто конвейерное производство копий картин: каждый хужодник (а правильнее сказать рабочий) выполняет лишь одну маленькую деталь картины: фон, левый глаз, правое ухо…

Эксплуатация, разделение и отчуждение

Известно, что при капитализме почти все наемные работники подвергаются эксплуатации. Почему “почти”? Потому что разные профессии подвергаются разной степени эксплуатации, а некоторые наемные работники даже разделяют прибыль капиталиста (разного рода “надсмотрщики”: директора, топ-менеджеры или же именитые деятели науки или искусства). Известно, что при капитализме работник тем менее подвергается эксплуатации, чем выше квалификация его труда. В классической политэкономии это объясняется необходимостью компенсации затрат на образование. В этом можно убедиться, сравнив заработные платы рабочего и инженера на одном и том же предприятии. Но этот закон работает не всегда. Во многих странах, и в России в частности, некоторые творческие работники госсектора (учителя, ученые, врачи) получают даже меньше простого слесаря на хорошем заводе.

На творческий труд при капитализме крайне велико влияние товарного фетишизма – стремления капитализма превратить все в товар для извлечения прибыли. По мере развития науки и техники, результаты творческого труда все больше отделяются от материального носителя, и стоимость копирования результатов становится несравнимо меньшей, чем стоимость рабочей силы творческого работника. Таким образом, это становится препятствием для получения прибыли от труда творческого работника.

В ответ на это капитализм стал развивать понятие собственности и распространять его на результаты творческого труда. Так появилось авторское право. Формально авторское право создано для защиты автора произведения. На самом же деле, авторское право защищает работодателя, присваивающего плоды творческого труда, и создает отчуждение между творцом и его произведением.

Так, инженер, создавший чертеж, получает свою зарплату и навсегда «прощается» со своим творением. А уже капиталист-правообладатель получает огромные прибыли с этого чертежа. Наемный исследователь в частном предприятии, открыв некий новый закон или явление, точно так же лишается мирового признания, возможности публикации и своего заработка (впрочем, если начальство пожелает, оно выпишет ему небольшую премию). А вот все сливки, в виде прибыли, снимает как раз сам капиталист.

В виду того, что в результате творческого труда часто создается продукт, который можно продавать потенциально бесконечное множество раз, норма прибыли с такого труда теоретически ничем не ограничена и может быть много выше нормы прибыли с работника физического труда. Правообладатель порой имеет возможность извлекать прибыль, даже спустя множество лет после смерти работника. Примеры таких правообладателей – звукозаписывающие компании и книжные издательства. Помимо непосредственного урона самому рабочему, авторское право резко тормозит развитие науки и производства. На многих предприятиях ведутся параллельные разработки, а в коммерческих публикациях тщательно скрывается используемая методика. При этом для использования в улучшении техники чужих наработок необходимо оплатить использование патентов, что значительно удорожает всякое техническое совершенствование.

Разделение труда на творческий и монотонный, равно как и любое разделение труда, существовало не всегда. Оно проявилось по мере развития производительных сил и производственных отношений. Самые первые произведения искусства имели узкий прикладной характер, а создатель материального предмета был также и автором идеи.

Так ремесленник, занимающийся, например, керамикой или резьбой и росписью по дереву, одновременно создавал и сам предмет, и разрабатывал уникальный узор. Так самые первые книги создавались людьми, труд которых был затрачен в равной мере на сбор и формулирование информации и на нанесение её на книгу. Но по мере развития новых производственных отношений процесс создания предмета и процесс создания идеи, концепта этого предмета непрерывно разделяются. Теперь идет разделение на инженера и токаря, на писателя и книгопечатника, на модельера и ткача.

По мере развития империализма происходит международное разделение труда. И во главе угла этого распределения, как всегда, стоит прибыль. Таким образом, мир все больше разделяется на два полюса: на страны с преобладанием творческого труда, и страны с преобладанием тяжелого физического труда. Для стран «первого мира» необходимы школы, больницы, университеты, культурные сооружения. Для стран “третьего мира” необходимо лишь построить заводы, да и как можно больше населения для создания “резервной армии труда” – безработных.

Такое капиталистическое разделение труда приводит к возможности концентрации промышленного производства в странах с низким уровнем жизни и увеличению эксплуатации. Таким образом, творческие работники, “креативный класс” не только подвергается эксплуатации, как было сказано выше, но и существует благодаря тому, что имеется огромное количество работников тяжелого физического труда, эксплуатация их. Примечательно, что сам творческий труд капитализм постоянно пытается разделить, окончательно вытащить из него всю тяжелую, рутинную составляющую и перенести её в страны третьего мира, чтобы оплачивать в итоге работу гораздо меньше. Так появились целые города конвейерных художников или же индийские IT-центры, в которых программисты с крайне низкой квалификацией разрабатывают зачастую примитивное, но трудоемкое программное обеспечение. К данной категории относятся также литературные рабы у маститых, «раскрученных» писателей, копирайтеры, создающие тонны зачастую низкопробного контента для торговых сайтов, сочинители стихотворных поздравлений и т. п.

Альтернатива

По мере развития капитализма происходит все бóльшая концентрация и централизация капитала, увеличиваются темпы производства, все сильнее проявляется разделение труда, и происходит обобществление труда. Но обостряются и внутренние противоречия: происходит поляризация мира, его крайне негармоничное развитие, усиливается отчуждение между работниками и продуктами их труда, все подчиняется власти “Золотого тельца”, искажая при этом культуру, искусство, общественное сознание. При этом буржуазное авторское право является тормозом для технического развития, а неизбежные кризисы перепроизводства – верхним клапаном роста экономики и, как следствие, общего благосостояния и культурного роста.

Для разрешения этих противоречий общество перейдет к социализму, который будет строиться, в том числе и на достижениях капиталистической экономики, таких как концентрация и централизация производства, обобществление труда, достижения науки и техники. Но при этом разрешит проблемы, порожденные капитализмом. До полного исчезновения тяжелого физического труда (посредством его полной автоматизации) при социализме значительно повысится размер заработной платы у работников физического труда, а общественные работы справедливо разделятся между всеми работоспособными членами общества. Помимо этого, упразднится тормозящее прогресс авторское право, а каждый работник (в том числе и творческий) получит все необходимое для комфортной жизни и труда.

Таким образом, устранится отчуждение, творческий труд станет добровольным, творческие работники всего мира будут работать сообща, с увеличивающейся скоростью двигая науку вперед и производя общий культурный рост. Отсутствие типичной болезни капитализма, так называемых кризисов перепроизводства (иначе – недопотребления) приведет к небывало высокому достатку всего общества, который сможет обеспечить массовый переход к творческому труду вместо рутинной работы. В противовес капиталистическому разделению труда, образуется мировое социалистическое распределение труда, основной задачей которого является гармоничное и равномерное развитие всех стран и народов и интеграция в единую мировую Коммуну – общество без классовых противоречий и ограничений личного совершенствования для всех членов общества.

Михаил Горчилин
Дмитрий Ковалёв
Алексей Подболоцкий


Источник: http://novaiskra.org.ua/%D0%BE%D0%B1-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8/

Недоанархист

29-12-2016 03:06:56

Вся творческая деятельность связанная с копирайтом имеет охренезную добавочную стоимость.

Поэтому, сколько не будут отжирать разного рода посреднички, т.е. кто живет за счет копирайт составляющей будут на стороне копирайта, как составляющей системы.

Но разумеется могут быть заинтересованы в более равномерном распределении доходов скажем.

Именно творческая интелегенция которая получала в совке гораздо меньше, чем втой же буржуинии вложилась в демонтаж сего убожества.

NT2

29-12-2016 08:59:49

НОВАЯ ИСКРА писал(а):при социализме значительно повысится размер заработной платы у работников физического труда

хмык
при социализме ваще-то денег не должно быть, иначе что за социализм-то?