afa-punk-23
29-12-2016 17:02:53
Привожу отрывок из беседы (беседа целиком: http://www.svoboda.org/a/24351352.html):
Слушатель: Здравствуйте, уважаемые господа. Выражение помните "анархия - мать порядка". А когда мать была во главе, видимо, в период матриархата, была высшая, наверное, стадия анархизма. Я хотел бы задать вопрос, если возможно, может, чуть-чуть не по теме съеду. Были такие течения, как положительное христианство и рациональное христианство, старообрядцы, штундисты, они к кому относятся и есть какие-то элементы у них анархизма? Спасибо.
Яков Кротов: Даю справку. Анархические элементы, конечно, присутствуют и в баптистском движении. Штунда - это первоначальное название того, что мы сейчас называем баптист, от немецкого слова "час": собирались на часок почитать Священное Писание. И в этом смысле и старообрядчество это тоже анархическое движение внутри христианства, анархическое не по своей воле, а потому, что настоящая иерархия распалась, предала. И вот эта концепция предательства иерархии, она ведь имманентна русскому православию в огромной степени. Не случайно это расхожая православная шутка про то, что архиереи Христа распяли. Она не случайна. На иконах действительно часто изображали членов синедриона в архиерейских облачениях, тем самым опрокидывая в прошлое современные, скажем, 17 веку реальности, так и подписывали "архиерей", ну действительно старший. То есть, с одной стороны, православие, которое кажется опорой самодержавия, опорой анархизма, оно оказывается все время источником такого анархического, я не скажу, бунта, но импульса.
Дмитрий Рублев: Я еще добавил бы немного к справке отца Якова. Дело в том, если мы говорим о рациональном христианстве, о некоей попытке переосмыслить Библию с рациональных моментов... Дело в том, что в русском сектантстве это было представлено. Мы посмотрим учение духоборов с Вами, например, учение Льва Николаевича Толстого.
Яков Кротов: А чего же тут рационального у духоборов?
Дмитрий Рублев: У духоборов довольно много рациональных моментов.
Яков Кротов: Но главный момент - стяжение духа, он не то, что иррационален, он мистичен глубоко.
Дмитрий Рублев: Это верно.
Яков Кротов: Рационализм, это там, где сидит синод, рассылает бумажки, вот там рационализм. А там, где человек говорит, вот сейчас на меня сошел голубь и я вам скажу, это триумф не иррационального, а как раз мистического.
Дмитрий Рублев: Я подозреваю, что сошествие голубя - это всего-навсего то, что мы с Вами называли сегодня манипуляцией. А вот все остальные моменты...
Яков Кротов: Это, в каком смысле? Когда Господь крестился...
Дмитрий Рублев: Нет, я имею в виду духоборов, я о духоборах говорю.
Яков Кротов: А в чем же тут манипуляция? Люди ищут Духа Божия.
Дмитрий Рублев: Ссылка на мистические моменты для того, чтобы обосновать сугубо рациональное переосмысление Библии с рациональных позиций, опять же. Это прямая трактовка заповедей, которые в Библии существуют, в том числе у духоборов это в какой-то мере присутствовало. Опять же, давайте вспомним, кто для духоборов составлял катехизис. Григорий Саввич Сковорода.
Яков Кротов: Я не думаю, что он составлял непосредственно для духоборов.
Дмитрий Рублев: Помог обобщить.
Яков Кротов: Да.
Дмитрий Рублев: Помог обобщить, живя среди них некоторое время. А Лев Николаевич Толстой, тут уже рационализм, так сказать, выше мистики, скажем так.
Яков Кротов: Мне кажется, что рационализм Толстого сильно преувеличен. Потому что все-таки в основе Толстого, как и в основе многих анархических мыслителей, по видимости рационализма... В критике Нового Завета да, рационализм на текстуальном уровне, но вера в свободу, творческую возможность человека, она не рациональна, мне кажется.
Вадим Дамье: Я бы как раз здесь не стал проводить такую жесткую грань между, скажем так, определенным образом понятой рациональностью и вот этими моментами идеального представления, идеального должного, того, что Вы называете верой. Дело в том, что рациональность, как я уже сказал, бывает разная. Бывает формальная рациональность, та самая, о которой Вы сейчас сказали, то есть сидят где-то некие начальники, которые что-то кому-то рассылают и велят, как нужно действовать, по бумажке диктуют и бумажкой это выполняется.
Яков Кротов: И только на бумаге это выполняется.
Вадим Дамье: Да, и только на бумаге действительно часто и исполняется. Но если мы говорим именно о такой формальной рациональности, то, конечно, ничего более в принципе даже антианархистского придумать невозможно, это верно. Но, с другой стороны, если мы говорим о рациональности, как, скажем так, самодетерменировании человеческого разума, то вот здесь, пожалуй... То есть, иными словами, представление о том, что люди могут разумно договориться между собой о том, как им на разумных основах организовать свое взаимодействие и свою совместную жизнь, то вот это как раз для анархизма вполне характерно.
P.S. Собственно вопрос участникам форума. Как, согласно вашей позиции, соотносятся (согласуются) с анархизмом такие понятия как рационализм и иррационализм?