П. А. Кропоткин и его учение о нравственности

afa-punk-23

09-07-2017 19:55:06

П. А. Кропоткин и его учение о нравственности

Изображение

Как все великие мыслители, П.А. Кропоткин не мог обойти молчанием вопрос об этике, — о нравственности, — вопрос о том, как должен жить человек и чем он должен руководиться в своей жизни.
Когда в конце девятнадцатого века в литературе стали раздаваться голоса, что нравственность не нужна, когда стало распространяться учение аморализма Ницше, проповедовавшего, что все нравственные понятия не больше как старые предрассудки, которые следует сдать в архив, — а с другой стороны — представители естественных наук стали утверждать, что в мире царит лишь один великий закон „борьбы за существование“, П.А. решил доказать с научной точки зрения необходимость нравственности для человека. И все последние тридцать лет своей жизни, наряду с другими занятиями, он не переставал работать над вопросами этики.
В 1890 г. П.А. прочитал в Анкотском братстве в Манчестре лекцию на тему „Справедливость и Нравственность“.
Несколько позднее с лекцией на эту же тему он выступает в Лондонском Этическом Обществе, а в период 1891–94 гг. он помещает в английском журнале „Девятнадцатый Век“ целый ряд статей о взаимопомощи среди животных и людей; эти очерки, составившие впоследствии его книгу „Взаимная Помощь“, являются как бы вступительной главой к его учению о нравственности.
Уже тогда у него зародилась мысль написать книгу о происхождении и развитии нравственности, и в 1904–905 гг. он поместил в названном выше английском журнале две статьи под заглавием: „Необходимость нравственности в наше время“ и „Нравственность в природе“. Эти очерки должны были составить две первые главы большого труда: „Нравственность, ее происхождение и развитие“.
С глубокой эрудицией ученого, подкрепляя свою теорию нравственности целым рядом биологических, психологических и исторических примеров, П.А. доказывает, что нравственные понятия глубоко связаны с самим существованием живых существ, без них они не выжили бы в борьбе за существование, что развитие таких понятий было также неизбежно, как и все прогрессивное развитие или эволюция от простейших организмов вплоть до человека, и что это развитие не могло бы совершиться, если бы у большинства животных не было бы уже зачатков стадности, общежительности и даже, в случае надобности, самоотверженности. Жизнь в обществе естественно и неизбежно порождает и у людей, и у животных инстинкт общительности, взаимопомощи, которые дальше у людей развиваются в чувство доброжелательности, симпатии и любви.
С течением времени, когда человечество достигает уже высокой степени развития, это чувство претворяется в учения о нравственных обязанностях человека.
Таким образом, жизнь в обществе породила и укрепила инстинкт общительности, который развился затем в чувство взаимопомощи, симпатии и солидарности, и выработался в привычку — не делать другим того, чего не желаешь, чтобы другие делали тебе — основное правило всех великих нравственных учений.
Но не делать другим того, чего не желаешь, чтобы другие делали тебе, — еще не есть полное выражение нравственности — говорит П.А., это правило является лишь выражением понятия справедливости, равноправия. Но высшая нравственность не может удовлетвориться этим. Ее выражением служит то, что люди называют не совсем правильно самопожертвованием. Самопожертвование имеет своей основой, с одной стороны, чувство сострадания, или способность переживать страдания других, отожествлять себя с окружающими, а с другой стороны, — то, что французский философ Марк Гюйо называет полнотой жизни.
„Человек, обладающий способностью отожествлять себя с окружающим, — говорит П.А., — человек, чувствующий силы своего сердца, ума и воли, свободно отдает их на помощь другим, не требуя за это никакой оплаты, ни в этой жизни, ни в неведомой другой“. Такой человек сознает свою силу и широко расходует свою способность любить других, вдохновлять их, вселять в них веру в лучшее будущее, а иногда даже жертвовать своей жизнью ради блага других. Иначе такой человек поступить не может, он изливает избыток своих сил и способность любить; он отдает себя, не рассчитывая на последствие, так же, как цветок не может не цвести, хотя за цветением следует смерть.
Доказывая, что нравственность разлита во всей природе и глубоко заложена в каждом из нас, П.А. призывает человека развивать эти заложенные в нас инстинкты и чувства, так как только в этом и состоит истинная жизнь и только нравственность может дать нам полноту жизни и радости существования.
Мы все должны жить для великого дела торжества справедливости, но для этого необходимы мужественные и нравственные личности. Вот почему П.А. и говорит каждому человеку:
„Будь силен! развивай мощь своей души! И твой разум, твое милосердие и твоя воля к действию распространятся на других…
„Будь силен, будь велик в своих действиях… Будь решителен и непреклонен, если хочешь вести жизнь полную и плодотворную“…
Но, призывая человека воспитывать свою волю, свою мощь, П.А. говорит, что человек не должен замыкаться в себе, он должен помнить, что его сила не в одиночестве, а в союзе с другими личностями, с народом, с трудящимися массами.
„Насаждай вокруг себя жизнь… борись против несправедливости и насилия,чтобы дать возможность и другим жить той полной бьющей ключом жизнью…“

„И только в этом случае, — говорит П.А., „человек может сказать о себе, что он жил“, так как только в такой жизни человек может обрести такие великие радости, что, испытавши их, он не отдаст и несколько часов такой жизни в обмен за целые годы прозябания.

Автор: Н. Лебедев
Источник: http://oldcancer.narod.ru/Atabekian/P/22-2.htm#3

NT2

10-07-2017 19:34:32

afa-punk-23 писал(а):в конце девятнадцатого века в литературе стали раздаваться голоса, что нравственность не нужна, когда стало распространяться учение аморализма Ницше, проповедовавшего, что все нравственные понятия не больше как старые предрассудки, которые следует сдать в архив


тут кажись путаница что считать МОРАЛЬЮ, что НРАВСТВЕННОСТЬЮ и что ЭТИКОЙ
Точная формулировка сих понятий снимает проблему.
МОРАЛЬ = свод (обычно запрещенный для редактирования "кем попало") предписаний и запретов; его всамделе надо сдать в архив;
НРАВСТВЕННОСТЬ = метафорически: голос совести каждого индивида, вкл в "хоре" общества; совесть отменять не надо;
ЭТИКА = наука о происхождении и пользе нравственности, в том числе и изучение морали как консервативной формы регулятора общественных отношений.