afa-punk-23
19-07-2017 17:16:27
Перестать воспринимать коммунизм, как продолжение капитализма! Об идеях Жака Каматта
Современное общество - это толпа людей, на которую надет гигантский хомут. С рождения и до самой смерти сдавленные этим хомутом, они тащат тяжеленную и вонючую повозку капитализма, на которой гордо восседает несколько мерзавцев. Поэтому общее желание толпы состоит в том, чтобы хоть немного ослабить давление и уменьшить поток нечистот, извергаемых капиталом. Отсюда борьба за улучшение условий труда или против загрязнения окружающей среды.
Но классовый интерес пролетариата, то есть класса наемных работников, лишенных власти и собственности, состоит не в устранении капитализма. Он состоит в том, чтобы работать на хозяина поменьше и получать больше денег. Мы не можем высокомерно осуждать это желание. Ведь мы сами – трудящиеся, и точно так же, как и прочих, нас грабят и унижают, не платят вовремя деньги, принуждают работать сверхурочно, увольняют с работы за малейшие провинности.
Однако, для того, чтобы ликвидировать капитализм, классовой борьбы недостаточно. Аргентинский анархо-коммунист Лопес Аранго отмечал, что чисто материальная борьба за хлеб может остановиться, если требования ее участников будут хотя бы частично удовлетворены. «Человек – утверждал он - ведет борьбу за хлеб, за удовлетворение своих потребностей, но в этой борьбе… заложен альтруистический импульс: желание обеспечить хлеб для всех людей. Именно таков побудительный мотив бунтарства, более высокий, нежели настоятельные потребности и разделения на классы». Если эти внеклассовые побуждения будут расти, если стремление к братскому содружеству людей, в котором нет ни богачей, ни бедняков, ни командиров, ни прислуги будет расти, тогда и возникнет возможность для радикального социального преобразования.
Французский исследователь Жиль Дове, говоря об истоках социальной революции, рассуждает о «коммунитарном внеклассовом измерении пролетариата», восходящем к древним докапиталистическим и даже к доклассовым эпохам. Например, коллективное выживание людей в русской, европейской или индийской крестьянской общине было возможно лишь благодаря взаимопомощи, солидарности. Даже в современном капиталистическом мире существует любовь и содружество. Сегодня эти явления маргинальны. Они проявляются в системах неформальной экономики (взаимопомощь в рамках дружеских или родственных отношений, беспроцентный кредит и др). Однако, отнюдь не ими определяется ход жизни человека в классовом обществе. Основные движущие силы современного мира - эгоизм и жажда наживы. Но так было не всегда, и, мы надеемся, что так не всегда будет!
Если классовая борьба ведется общими собраниями, на которых трудящиеся самостоятельно определяют свои цели и формы сопротивления, то появляется возможность для перехода к новому. Появляется возможность для превращения классовой борьбы в попытку устранить саму власть капитала, заменив ее контролем собраний над территорией и производством. Люди приобретают реальный опыт солидарности и совместного принятия решений, а такой опыт поистине бесценен.
...Современный человек не есть еще законченный продукт капитализма. Если бы это было так, людей не интересовало бы ничего, кроме обогащения, а единственной формой отношений между людьми были бы расчет и конкуренция. Но до сих пор это не так, точнее не совсем так.
Человек вообще не есть существо, которому можно дать четкое определение. Он не есть нечто застывшее, раз навсегда установленное, законченное. Если бы человек был завершенным в своем развитии существом, то человечество вымерло бы тысячи лет назад, когда людям пришлось полностью изменить образ жизни, культуру и менталитет, перейдя от охоты и собирательства в небольших общинах к крупным аграрным сообществам. Точно так же образ жизни и менталитет менялись и в последствии.
Мы, сторонники преодаления капитализма, не говорим, что человек плох или хорош. И то и другое является мистификацией. Мы говорим, что человек способен меняться.
Французский философ Жак Камат отмечает: "Нужно перестать воспринимать коммунизм, как продолжение капиталистического способа производства... Революция появляется не из той или иной части нашего бытия - из тела, пространства или времени. Наша революция, как проект восстановления коммуны была необходима ещё с того момента, когда были уничтожены древние общины. Сведение коммунистической революции к восстанию, которое должно разрешить противоречия капиталистического способа производства нанесло человечеству немалый вред... Сен-Жюст сказал, что революция не может остановиться до тех пор, пока счастье не будет реализовано, показывая этим ложность стремления судить людей чисто в терминах историко-материальных фактов данной эпохи. Человек никогда не является чистым здесь-бытием. Он может быть, только преодолевая, и он не может быть только тем, что должно быть преодолено (Ницше). Человек является преодолением, потому что структурно и биологически он является существом преодолевающим. Иными словами, человек является исследователем возможного и не удовлетворяется немедленно реализуемым, особенно если оно ему навязано".
Михаил Магид
http://shraibman.livejournal.com/213419.html
Современное общество - это толпа людей, на которую надет гигантский хомут. С рождения и до самой смерти сдавленные этим хомутом, они тащат тяжеленную и вонючую повозку капитализма, на которой гордо восседает несколько мерзавцев. Поэтому общее желание толпы состоит в том, чтобы хоть немного ослабить давление и уменьшить поток нечистот, извергаемых капиталом. Отсюда борьба за улучшение условий труда или против загрязнения окружающей среды.
Но классовый интерес пролетариата, то есть класса наемных работников, лишенных власти и собственности, состоит не в устранении капитализма. Он состоит в том, чтобы работать на хозяина поменьше и получать больше денег. Мы не можем высокомерно осуждать это желание. Ведь мы сами – трудящиеся, и точно так же, как и прочих, нас грабят и унижают, не платят вовремя деньги, принуждают работать сверхурочно, увольняют с работы за малейшие провинности.
Однако, для того, чтобы ликвидировать капитализм, классовой борьбы недостаточно. Аргентинский анархо-коммунист Лопес Аранго отмечал, что чисто материальная борьба за хлеб может остановиться, если требования ее участников будут хотя бы частично удовлетворены. «Человек – утверждал он - ведет борьбу за хлеб, за удовлетворение своих потребностей, но в этой борьбе… заложен альтруистический импульс: желание обеспечить хлеб для всех людей. Именно таков побудительный мотив бунтарства, более высокий, нежели настоятельные потребности и разделения на классы». Если эти внеклассовые побуждения будут расти, если стремление к братскому содружеству людей, в котором нет ни богачей, ни бедняков, ни командиров, ни прислуги будет расти, тогда и возникнет возможность для радикального социального преобразования.
Французский исследователь Жиль Дове, говоря об истоках социальной революции, рассуждает о «коммунитарном внеклассовом измерении пролетариата», восходящем к древним докапиталистическим и даже к доклассовым эпохам. Например, коллективное выживание людей в русской, европейской или индийской крестьянской общине было возможно лишь благодаря взаимопомощи, солидарности. Даже в современном капиталистическом мире существует любовь и содружество. Сегодня эти явления маргинальны. Они проявляются в системах неформальной экономики (взаимопомощь в рамках дружеских или родственных отношений, беспроцентный кредит и др). Однако, отнюдь не ими определяется ход жизни человека в классовом обществе. Основные движущие силы современного мира - эгоизм и жажда наживы. Но так было не всегда, и, мы надеемся, что так не всегда будет!
Если классовая борьба ведется общими собраниями, на которых трудящиеся самостоятельно определяют свои цели и формы сопротивления, то появляется возможность для перехода к новому. Появляется возможность для превращения классовой борьбы в попытку устранить саму власть капитала, заменив ее контролем собраний над территорией и производством. Люди приобретают реальный опыт солидарности и совместного принятия решений, а такой опыт поистине бесценен.
...Современный человек не есть еще законченный продукт капитализма. Если бы это было так, людей не интересовало бы ничего, кроме обогащения, а единственной формой отношений между людьми были бы расчет и конкуренция. Но до сих пор это не так, точнее не совсем так.
Человек вообще не есть существо, которому можно дать четкое определение. Он не есть нечто застывшее, раз навсегда установленное, законченное. Если бы человек был завершенным в своем развитии существом, то человечество вымерло бы тысячи лет назад, когда людям пришлось полностью изменить образ жизни, культуру и менталитет, перейдя от охоты и собирательства в небольших общинах к крупным аграрным сообществам. Точно так же образ жизни и менталитет менялись и в последствии.
Мы, сторонники преодаления капитализма, не говорим, что человек плох или хорош. И то и другое является мистификацией. Мы говорим, что человек способен меняться.
Французский философ Жак Камат отмечает: "Нужно перестать воспринимать коммунизм, как продолжение капиталистического способа производства... Революция появляется не из той или иной части нашего бытия - из тела, пространства или времени. Наша революция, как проект восстановления коммуны была необходима ещё с того момента, когда были уничтожены древние общины. Сведение коммунистической революции к восстанию, которое должно разрешить противоречия капиталистического способа производства нанесло человечеству немалый вред... Сен-Жюст сказал, что революция не может остановиться до тех пор, пока счастье не будет реализовано, показывая этим ложность стремления судить людей чисто в терминах историко-материальных фактов данной эпохи. Человек никогда не является чистым здесь-бытием. Он может быть, только преодолевая, и он не может быть только тем, что должно быть преодолено (Ницше). Человек является преодолением, потому что структурно и биологически он является существом преодолевающим. Иными словами, человек является исследователем возможного и не удовлетворяется немедленно реализуемым, особенно если оно ему навязано".
Михаил Магид
http://shraibman.livejournal.com/213419.html