Кащей_Бессмертный
02-11-2008 22:03:16
Автоном № 16. http://www.avtonom.org/papers/16_pedagogics.html
ЛИБЕРТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Образование. Общество без школ.
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОГРАНИЧИВАЕТ НАШ ВЫБОР
Любой человек, вовлечённый в политику освобождения, постоянно бросает вызов роли в нашей жизни государственных учреждений и их агентов. Функции боссов, полиции, социальных работников, госбезопасности, менеджеров и попов является частью иерархии, которая существует для того, чтобы держать нас, рабочий класс и весь трудящийся люд, в подчинении. Однако, относительно редко представители левых сил ставят под сомнение роль учителей и всей современной системы образования. Большинство левых активистов и большое число либертариев верят в то, что образование в любом виде и всегда является благом. По словам Генри Барнарда, первого уполномоченного США по образованию, назначенного в 1867 г., "образование всегда ведёт к свободе". Конечно, это далеко от истины.
Мы же считаем, что системы государственного образования существуют только для производства граждан, слепо подчиняющихся диктату государства, граждан, которые поддерживают власть правительства и своей жизнью всегда воспроизводящих систему господства и подчинения. Это происходит даже тогда, когда система явно действует против наших личных и общественных интересов.
Миф о священности любого образования привёл к принятию образовательной и профессиональной квалификации в качестве показателя социальной значимости и основания для получения социальных привилегий. Это произошло несмотря на то, что квалификация распределяется согласно существующим классовым различиям.
Либертарное или радикальное образование стремятся к такому воспитанию и образованию детей, которое потребует намного большего персонального контроля и возможностей для выбора.
ГОДВИН: ОБРАЗОВАНИЕ - ХУДШИЙ УГНЕТАТЕЛЬ!
Всё то время, что существуют национальные образовательные системы, существует и оппозиция им. Ранним либертарным критиком таких систем был Уильям Годвин, который написал в 1793 г. "Исследование о политической справедливости" (первая современная анархистская атака на государство).
Как для человека, пережившего две революции, Французскую (1789-99) и Американскую (конец 1776), для Годвина не имела большого значения форма правительственной власти, он выступил против всех ее форм. Он полагал, что над обществом довлеют два вида угнетения - образование и правительство. И образование он считал худшим угнетателем, так как "правительство все-таки хоть как-то должно зависеть от мнения народа". Впрочем, последнее утверждение сегодня уже имеет немного общего с реальностью, но от этого оно не менее ценно. Годвин утверждал, что именно в школьных стенах отрицается полное развитие человеческого разума.
Первый анархистский писатель, будучи сыном своей эпохи, а именно эпохи Просвещения, был убежден, что справедливое общество может быть результатом только практики людей, каждый из которых обладает разумом, получившим свободное развитие (это одна их основных идей классического анархизма). Он считал, что издание постоянных законов (через конституции и другие политические институты) только блокирует свободную мысль и осуществление разумных идей по устройству общественной и собственной жизни. Он полагал, что большинство людей естественным образом различает добро и зло и поэтому предписанные сверху законы (правила или нормы поведения), дающие преимущества какой-либо отдельной группе в обществе, мешают естественному общественному развитию.
Его критика была уникальной во времена, когда государственная система образования считалась одним из самых прогрессивных социальных институтов и самой передовой идеей. Даже жена Годвина, протофеминистка Мэри Уоллстоункрафт, поддерживала официальную образовательную систему, как одно из средств достижения женщинами равноправия. Опасения Годвина подтвердились самой историей - к концу 19 века школы начали функционировать в качестве придатка к новым индустриальным экономикам, штампуя людей-винтиков, покорных слуг государства и корпораций.
ФЕРРЕР: ВЛАСТЬ ПАРАЗИТОВ ДЕРЖИТСЯ НА ШКОЛЕ!
В это же время мы сталкиваемся с первыми настоящими альтернативами государственному образованию. Так в 1901 г. В Барселоне анархистом Франциско Феррером была основана "Современная школа". В 1909 г. педагог-эксперементатор был ложно обвинён испанским правительством в подготовке восстания и казнён. Его казнь принесла ему международную известность и тысячи сторонников в Европе и в США. Хотя его собственная Современная Школа просуществовала всего пять лет, он вдохновил целое прогрессивное образовательное движение СовременныхШкол в США, которое просуществовало до 60-х годов.
Вслед за Годвином, Феррер писал о политической подоплеке правительственной поддержки государственной системы образования: "они знают лучше, чем кто-либо ещё о том, что их власть почти полностью основывается на школе". С ростом индустриализма в 19 веке национальные школы распространились повсеместно, но произошло это не из реформистских побуждений "прогрессивных" правительств, а вследствие экономико-политической необходимости. Крупной промышленности вовсе не нужны были свободомыслящие личности, ей нужны были работники, инструменты для выкачивания прибыли и они должны были быть пунктуальными, послушными, пассивными и готовыми принять своё неблагополучное положение как должное.
Феррер считал невероятным, что правительство само по себе сможет создать систему образования, которая привела бы к радикальным изменениям в обществе. Поэтому было бы абсурдно верить, что санкционированные государством школы могут содействовать улучшению положения неимущих классов. Скорее, образование научит бедных принимать без какой-либо критики существующую социальную структуру и заставит верить тому, что поправить свое материальное и человеческое положение можно только индивидуальными усилиями в рамках существующих социально-экономических порядков.
Этот вывод нашел подтверждение в самом недалеком будущем. Например, в нацистской Германии школы полностью обслуживали официальную идеологию нацизма и "тысячелетнего" Рейха. Все внимание акцентировалось лишь на немецкой литературе и истории. Принудительное обучение расовой биологии, начиналось в возрасте 6 лет. Ежедневные пятичасовые занятия физкультурой имели цель подготовить умелых и послушных солдат для будущих войн, и физически крепких самцов для улучшения породы арийской расы. Конечно, это были крайние формы, но они, как и предвидел Годвин, являются отличным примером тех зол, которые несёт доведенная до логического конца идея санкционированного государством образования. Похожим образом случилось и в США, особенно после 2-й мировой и в течение холодной войн. (А уж о советской системе образования мы вообще помолчим - ред.)
ШКОЛА - ИНСТУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
К середине 20 века стало ясно, что школа стала учреждением для осуществления политического контроля, настоящей фабрикой согласия по политическим и социальным вопросам, "умиротворителем" политического и социального недовольства общества.
Самый известный английский представитель Свободных Школ, А.С. Нил написал в 1939 г. в книге "Проблемы учителя": "Государственные школы должны производить рабский менталитет, потому что только рабский менталитет может предохранить эту систему от развала". Он определял школы, как продукт прямого классового интереса. Задача школы "дисциплинировать работников таким образом, чтобы они оставались социально кастрированными на всю жизнь, а их целью становится продление привилегий богатых, которые чувствуют себя в безопасности с таким кастрированным классом, у которого не хватает духа на бунт". Он также считал, что английские школы по-сути грабят рабочий класс, лишая его эффективных лидеров: "Мастерским ходом в ...образовательной политике стало высшее образование...которое забирает детей рабочих на должности служащих...в офисах. Т.о. оно ворует у рабочих их лучших мужчин и женщин" Анархисты, не во всем разделяя идеи Нила, признают, что даже сегодня образование старается приспособить для своих нужд и интегрировать во вселенную господства тех представителей низших слоев, кто все-таки жаждет получить хорошие знания. Оно их переводит в разряд так называемого "среднего класса" и тем самым пытается сделать их заинтересованными в сохранении статус-кво.
И вот совсем недавно наше изощрённо-потребительское общество поставило перед системой образования новые задачи. В 1970-е годы либертарный педагог Иван Иллич (южноамериканец, несмотря на своё имя) утверждал, что школа готовит экспертов-потребителей, беря на себя полную ответственность за ребёнка. Она учит всему и вся, штампуя массового потребителя и скрытого агента правящего класса. Вмешивается и навязывает определенные сексуальные стереотипы, шаблоны повседневневного поведения, учит решать индивидуальные проблемы определенным и схематическим образом. Детям вдалбливают в головы, например, такие "истины", что свобода даруется властями и её нужно заслуживать, а затем использовать, как полагается или же она будет отобрана. Подобная система образования разрушает способность людей действовать самостоятельно, делает из нас баранов. Иллич пишет в своей книге "Общество без школ": "Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную, как видно из истории, для могущественных церквей. Она является одновременно хранилищем социальных мифов, средством узаконения противоречий, содержащихся в этих мифах, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих расхождения между этими мифами и реальностью".
В 1960-е годы, американский либертарный филлософ Пол Гудмен, назвал цель образования выявление товарной ценности выпускаемых кадров и обретение обучающимися рыночных навыков. "Это фактически означает, что несколько больших корпораций имеет преимущество громадного процесса отбора кадров для себя - всех детей скармливают мельнице, и все за это платят".
(От редакции: интересно, что именно в эпоху "бебби буммерс" образовательная система потребительского общества затрещала по швам. Ведь, по сути, с требований по ее изменению и началась легендарная молодежная революция. Вот, к примеру, как оценивали ее участники из французского "Движения 22 марта" современную систему профессионального образования в одной из своих листовок:
"Мы ведем борьбу потому, что не желаем быть: преподавателями, служащими делу проводимой в процессе обучения селекции, за которую расплачиваются дети из семей рабочих. Социологами, фабрикующими лозунги для организуемых правящей верхушкой выборных компаний; психологами, задача которых состоит в том, чтобы заставлять "армию рабочих" функционировать все более и более эффективно и интенсивно в соответствии с интересами хозяев; учеными, труд которых используется исключительно в интересах экономики, зиждущейся на наживе. Мы отвергаем это будущее - будущее собаки, стерегущей дом хозяина!")
Другой автор, Пауло Фрейре говорил о "банковском методе" образования, при котором студент является скорее объектом, в который вкладывается знание, как деньги в капилку, чтобы потом ее разбить и вытащить все, что нужно, чем субъектом в процессе получении знаний, который сам определяет то, что ему необходимо для жизни. Личность здесь как бы испаряется совсем, как иероглиф на песке после дуновения ветра. Система постоянно навязывает ту точку зрения, что причиной наших неурядиц является каждый отдельный индивид, а не социальная структура в целом. Меняйся сам, подстраивайся под "реальность", но не смей самостоятельно объединяться с другими и решаться изменить данную тебе общественную реальность! Например, государственное образование утверждает, что бедность существует оттого, что бедные не умеют правильно функционировать в обществе и что целью образования является изменение поведения бедных с тем, чтобы они соответствовали нуждам общества. Если они будут адекватны запросам системы, то, мол, она их и достойно вознаградит, решая тем самым их проблемы. На самом же деле, сама система непрерывно производит бедность, и чем более под нее подстраиваются, тем более она ее и производит. Бедных поощряют в следовании модели, основанной на жизни и действиях богатых, и в качестве таковых заставляют действовать в противоречии с собственными нуждами и выбирать направления мыслей и поступков, противоположные реальным путям освобождения и самореализации.