Умали
16-02-2009 13:43:59
Взято отсюда http://www.makhno.ru/forum/showthread.php?t=250
Терминология:
(для социальной сферы)
Власть:
Возможность эксплуатации людей.
------
Эксплуатация
- Использование личных способностей человека, для достижения цели, независимо от личных целей этого человека. (как рабочий инструмент)
По способам возникновения различаеться эксплуатация:
Силовая
Психологическая
Комплексная (силовая и психологическая одновременно)
---
Силовая:
- силовое ОГРАНИЧЕНИЕ физических возможностей человека.
(прямое воздействие на способности человека направлять свои действия)
Заборы, цепи, тюрьмы - это силовой способ добиться от человека определенного способа поведения.
(Хочу особо отметить: применение силы напрямую к человеческому телу (пытки и др.) не являються силовой экс-ей - это уже психологические факторы, влияющие не на способности человека, а на его мышление)
Чисто силовоя эксплуатация невозможна, но я ввел это понятие чтобы обозначать те виды эксплуатации где психологический фактор имеет гораздо меньшее значение для эксплуататора чем силовой (власть над рабами, военнопленными, заключенными)
---
Психологическая
- информационное ОГРАНИЧЕНИЕ умственных способностей человека.
(косвенное воздействие на способность человека принимать решения (мышление))
Человек действует в соответствии с теми знаниями и понятиями которые он воспринял в процессе жизни. Манипуляции с информацией, на основании которой человек формирует свой багаж знаний и способ мышления, изменяют и само мышление человека. При достаточно контролируемой системе обучения, эксплуататор получает возможность управлять решениями человека, с минимальным применения силы.
Причем успех таких манипуляций зависит не от возраста человека, а от его способностей к самообучению, и качества уже имеющихся знаний.
Такой вид эксплуатации активно применяеться политиками и религиозными деятелями, а также другими эксплуататорами которым необходимо большое количество людей для воплощения своих целей, но силовые возможности которых ограничены.
И в отличии от силовой Э, психологическая может быть абсолютной - то есть вообще не применять физическую силу. (Я встречал такое в некоторых религиозных сектах, яркий пример: Свидетели Иеговы)
---
Комплексная
Это применение силовой и психологической Э, в сравнительно равной мере. Государственный апарат создает комплексную Э людей, в отличии от директора частной фабрики, достигающего в основном психолологической Э.
-----
Сотрудничество:
(Свободный договор, взаимодействие)
- обьединение личных способностей различных людей, для достижения ОБЩЕЙ, для каждого из них, цели.
=====
Достижения цели, требующей больше чем одного человека.
Например когда Х человек строят корабль:
"Сотрудничество"
Если все Х человек хотят построить корабль - эти люди применяют "сотрудничество" для достижения цели. Не имеет значения почему у них возникла эта "цель", может один собираеться на нем жить, второй просто любит корабли, третий хочет приобрести опыт судостроителя, а четвертому надо добраться за океан. Основное что каждый из них имеет конкретную общую цель: построить корабль.
(Самый верный способ определить "сотрудничество": понять что независимо от того, кого из этих Х чел "пристрелить" - оставшиеся все равно продолжат строить корабль (как только вы уйдете), даже если останеться один человек)
Корабль будет построен наиболее быстро (Х).
"Силовая Э"
Если Х-n (причем X>>n) из этих человек хочет построить корабль, а `n` плевать что они строят, просто им надели кандалы - чтобы не смогли убежать, и бьют когда они отказываються работать. То есть Х-n человек поставили условие перед n "если не будете строить: будет больно или вообще умрете", и `n` согласились строить. Это использование "силовой Э".
(причем если пристрелить всех эксплуататоров (Х-n), стройка остановиться, хотя еще останеться `n` человек)
Корабль будет тем медленнее строиться чем больше "рабов" и чем больше сил прийдеться тратить на их "усмирение" (<<X).
"Комплексная Э"
Если Х/2 (группа `A`) человека хотят построить корабль, а другая половина `B` не хочет. То `A` ищет способ привлечь их к своей работе, и так как силы равны невозможно просто применить силу), предлагает договор: "вы помогаете строить корабль, мы помогаем вам достичь ваших личных целей. И да будет наказан тот кто нарушит этот договор!". И `A` и `B` группы выделяют группу людей, которые следят и наказывают "нарушающих святой договор" (пусть `q`), выгодный обеим группам. Возможно появляються нарушители (пусть n - чел.), причина их появления в том что обычно группа `B`, сама состоит из людей с разными личными целями (кому поесть, кому попить, кому одеться). И когда возникает возможность достичь личной этой цели, человек в первую очередь удовлетворяет свою -> а тогда пропадает стимул исполнять договор. Такие "нарушители", невыгодны тем кто еще не достиг "собственной цели", и если "хранители договора" `q` не справляються с `n` нарушителями (n>=q) против нарушителей выступают все остальные ((Х-n)>n)
- это "комплексная эксплуатация". Сила здесь `b`, а психологический фактор, в том что ВСЯ группа `B` быстрее достигнет личных целей (что обычно неверно).
(Если перестрелять `A` человек, стройка станет. Остальные займуться своими делами)
В лучшем случае Корабль будет строиться с эффективностью (X-b).
"Психологическая Э"
Если Х/10 (`A`) хотят строить, но всем остальным `B` это неинтересно. То у `A` нет возможности заставить силой `B` (A<<B), и нет возможности предложить "договор", так как их помощь слишком мала чтобы заинтересовать и оторвать других от их личных дел. Тогда `A` могут использовать два варианта псих.воздействия - запугать или подкупить.
Например `A` внушат всем остальным что "здесь оставаться опасно, спастись можно только за океаном!", тогда все `B` бросят свои дела и начнут "спасаться" -> строить корабль.
Или `A` расскажут: "Там за морями есть все! Вы все сможете удовлетворить свои цели!", тогда группа `B` тоже захочет построить корабль.
Эффективность данного способа Э, зависит от доверия к группе `A`, но если они убедили строить, то их ликвидация бесполезна. Группа `B` продолжит "спасаться" и корабль продолжит строиться. Только если вы докажете что `A` лгут - все разбегуться и стройка станет.
То есть в идеале эффективность такая же как и у "сотрудничества" (Х), но в реальности надо тратить время на "подогрев страсти", а значит (<=X).
=======
Возникновение эксплуатации. (Власти)
Природа:
Среди дикой природы эксплуатация известна как "паразитизм" и "симбиоз", но это межвидовая эксплуатация, а поэтому ее нельзя исследовать для применения к одному виду.
Среди высокорганизованных животных, примеров внутривидового "паразитизма" (собственные цели, за счет собратьев) нет. И дело тут в том что в стае (совместном достижении цели) у каждой особи изначально одни и те же цели, заданные инстинктами данного вида. Есть лидерство, но вожак теряющий позиции лидера (лучший охотник и т.д), а значит и ценность для остальных, теряет и преимущества ради которых инстинктивно лидировал. Он никогда не превращаеться в "Пророка" или "Монарха" - особь с единоличной Властью достигать цели, отличающихся от общих для вида.
Поэтому я считаю что единоличная "Власть" среди своего вида, в естественной природе отсутствует. Причина в том, что возможна ТОЛЬКО "силовая Э", при которой невозможно достижение абсолютной Власти малой группы над большой.
----
Человечество:
В ранних человеческих обществах:
Власти не было вообще.
Лидеры были, но единственный доступный им вид эксплуатации был "силовой". Который они не могли применить к племени, просто из-за того что племя бы их быстро поставило на место. Так что первобытным лидерам, как и вожакам стай, приходилось "сотрудничать" с племенем.
С развитием знаний и традиций, а также обязательным численным увеличением племени. Появилась возможность использовать "психологическую Э". Шаманство возникло как чисто "психологическая Эксплуатация" собратьев. Шаман обладал тем большей единоличной властью, чем вернее мог убедить остальное племя в своих "знаниях".
Вместе с тем рост численного состава общества + дальнейший рост опыта и знаний, привел к разделению людей по целям. Кто-то предпочитал более безопасное земледелие, кто-то охоту. Кто-то научился изготавливать оружие и одежду лучше других - появилось первобытное ремеслинечество.
Но единоличная Власть еще оставалась на уровне "шаманства" - которое не играло решающей роли в общественной жизни племени.
Появление "Обмена" - "комплексной эксплуатации" человека человеком.
Падение Коммунизма.
С ростом общей эффективности добывания пищи (благодаря накоплению опыта, и развитию СХ), появились "излишки", и естественно что в отсутствии "рынка" и при том что "урожай" был и в соседних племенах - излишкам суждено было сгнить - продать некуда. Пользовались ими все кто хотел (а таких вначале почти не было).
Поэтому первобытный "ремесленник" не задумывался об обмене, он делал вещи не на продажу, а для конкретных людей в своем племени. Лучшее оружие лучшему охотнику, потому что ремесленники жили скорей всего за счет излишков. И занимались ремеслом не профессионально, а из "любви к исскуству". Тогда понятие "обмена" еще отсутствовало.
Обмен
К появлению обмена привел рост человечества (и племени), люди стали меньше общаться, хуже знать друг-друга. Возникли ситуации когда (допустим) охотник соседнего племени хотел оружие ремесленника, но ремесленник не успевал изготовлять потребное кол-во, даже для своего. Возник СПРОС -> как охотнику заинтересовать ремесленника? Узнать что тому надо и предложить "договор-обмен" - "ты мне я тебе".
Теперь охотник стал эксплуататором - использовал ремесленника чтобы получить оружие. Ремесленник тоже стал эксплуататором - использовал желания и цели охотника, для достижения своих собственных.
Возникновение Власти, как механизма реализации "справедливого обмена":
Различие в желаниях и целях - недопускающее "сотрудничество", а также рост "меновых операций" привел к появлению "несправедливости".
"Несправедливость":
- это когда когда один эксплуататор считает что его эксплуатируют больше чем эксплуатирует он. А договор в идеале означает равенство "эксплуатации" обеих сторон.
Появились "кидалы" и "шкуродеры", существующие до сего дня именно с тех времен.
Появились "спорные ситуации" - когда одна группа считала обмен справедливым, а другая нет. И разобраться без драки они не могли, а рисковать жизнью не хотели.
Судьи:
И чтобы все это как то упорядочить, племя начало искать справедливости среди наиболее опытных и заслуживших доверие - лидеров, стариков и шаманов. Так появились советы старейшин и верховный суд. Которые впервые в истории человечества приняли на себя право Власти меньшинства над большинством. Их решения признавались единственно справедливым, и при нарушении жестоко наказывались подавляющим большинством племени.
---------------
На этом анализ "истории" можно прекратить, все дальнейшее развитие человечества это путь "усиления справедливого обмена" и совершенствование методов эксплуатации. Если первые "судьи" не имели особых амбициозных планов, то с ростом размера общества и его разделения на проф. группы., развития знаний, усиления экономического и правового неравенства. Возникли и новые "высшие цели" для отдельных людей. А значит и желания тех кого поставили судьями. Потом они стали монархами.
Накопления ремесленных товаров, наиболее приспособленных для хранения и обмена, позволило тем кто их имел, осуществлять самые фантастические планы. Ведь для их реализации не надо было "сотрудничать", искать единомышленников, достаточно было предложить достойный обмен за работу. И заручившись поддержкой монарха, наказать тех кто попытаеться "кинуть".
---------
Терминология:
(для социальной сферы)
Власть:
Возможность эксплуатации людей.
------
Эксплуатация
- Использование личных способностей человека, для достижения цели, независимо от личных целей этого человека. (как рабочий инструмент)
По способам возникновения различаеться эксплуатация:
Силовая
Психологическая
Комплексная (силовая и психологическая одновременно)
---
Силовая:
- силовое ОГРАНИЧЕНИЕ физических возможностей человека.
(прямое воздействие на способности человека направлять свои действия)
Заборы, цепи, тюрьмы - это силовой способ добиться от человека определенного способа поведения.
(Хочу особо отметить: применение силы напрямую к человеческому телу (пытки и др.) не являються силовой экс-ей - это уже психологические факторы, влияющие не на способности человека, а на его мышление)
Чисто силовоя эксплуатация невозможна, но я ввел это понятие чтобы обозначать те виды эксплуатации где психологический фактор имеет гораздо меньшее значение для эксплуататора чем силовой (власть над рабами, военнопленными, заключенными)
---
Психологическая
- информационное ОГРАНИЧЕНИЕ умственных способностей человека.
(косвенное воздействие на способность человека принимать решения (мышление))
Человек действует в соответствии с теми знаниями и понятиями которые он воспринял в процессе жизни. Манипуляции с информацией, на основании которой человек формирует свой багаж знаний и способ мышления, изменяют и само мышление человека. При достаточно контролируемой системе обучения, эксплуататор получает возможность управлять решениями человека, с минимальным применения силы.
Причем успех таких манипуляций зависит не от возраста человека, а от его способностей к самообучению, и качества уже имеющихся знаний.
Такой вид эксплуатации активно применяеться политиками и религиозными деятелями, а также другими эксплуататорами которым необходимо большое количество людей для воплощения своих целей, но силовые возможности которых ограничены.
И в отличии от силовой Э, психологическая может быть абсолютной - то есть вообще не применять физическую силу. (Я встречал такое в некоторых религиозных сектах, яркий пример: Свидетели Иеговы)
---
Комплексная
Это применение силовой и психологической Э, в сравнительно равной мере. Государственный апарат создает комплексную Э людей, в отличии от директора частной фабрики, достигающего в основном психолологической Э.
-----
Сотрудничество:
(Свободный договор, взаимодействие)
- обьединение личных способностей различных людей, для достижения ОБЩЕЙ, для каждого из них, цели.
=====
Достижения цели, требующей больше чем одного человека.
Например когда Х человек строят корабль:
"Сотрудничество"
Если все Х человек хотят построить корабль - эти люди применяют "сотрудничество" для достижения цели. Не имеет значения почему у них возникла эта "цель", может один собираеться на нем жить, второй просто любит корабли, третий хочет приобрести опыт судостроителя, а четвертому надо добраться за океан. Основное что каждый из них имеет конкретную общую цель: построить корабль.
(Самый верный способ определить "сотрудничество": понять что независимо от того, кого из этих Х чел "пристрелить" - оставшиеся все равно продолжат строить корабль (как только вы уйдете), даже если останеться один человек)
Корабль будет построен наиболее быстро (Х).
"Силовая Э"
Если Х-n (причем X>>n) из этих человек хочет построить корабль, а `n` плевать что они строят, просто им надели кандалы - чтобы не смогли убежать, и бьют когда они отказываються работать. То есть Х-n человек поставили условие перед n "если не будете строить: будет больно или вообще умрете", и `n` согласились строить. Это использование "силовой Э".
(причем если пристрелить всех эксплуататоров (Х-n), стройка остановиться, хотя еще останеться `n` человек)
Корабль будет тем медленнее строиться чем больше "рабов" и чем больше сил прийдеться тратить на их "усмирение" (<<X).
"Комплексная Э"
Если Х/2 (группа `A`) человека хотят построить корабль, а другая половина `B` не хочет. То `A` ищет способ привлечь их к своей работе, и так как силы равны невозможно просто применить силу), предлагает договор: "вы помогаете строить корабль, мы помогаем вам достичь ваших личных целей. И да будет наказан тот кто нарушит этот договор!". И `A` и `B` группы выделяют группу людей, которые следят и наказывают "нарушающих святой договор" (пусть `q`), выгодный обеим группам. Возможно появляються нарушители (пусть n - чел.), причина их появления в том что обычно группа `B`, сама состоит из людей с разными личными целями (кому поесть, кому попить, кому одеться). И когда возникает возможность достичь личной этой цели, человек в первую очередь удовлетворяет свою -> а тогда пропадает стимул исполнять договор. Такие "нарушители", невыгодны тем кто еще не достиг "собственной цели", и если "хранители договора" `q` не справляються с `n` нарушителями (n>=q) против нарушителей выступают все остальные ((Х-n)>n)
- это "комплексная эксплуатация". Сила здесь `b`, а психологический фактор, в том что ВСЯ группа `B` быстрее достигнет личных целей (что обычно неверно).
(Если перестрелять `A` человек, стройка станет. Остальные займуться своими делами)
В лучшем случае Корабль будет строиться с эффективностью (X-b).
"Психологическая Э"
Если Х/10 (`A`) хотят строить, но всем остальным `B` это неинтересно. То у `A` нет возможности заставить силой `B` (A<<B), и нет возможности предложить "договор", так как их помощь слишком мала чтобы заинтересовать и оторвать других от их личных дел. Тогда `A` могут использовать два варианта псих.воздействия - запугать или подкупить.
Например `A` внушат всем остальным что "здесь оставаться опасно, спастись можно только за океаном!", тогда все `B` бросят свои дела и начнут "спасаться" -> строить корабль.
Или `A` расскажут: "Там за морями есть все! Вы все сможете удовлетворить свои цели!", тогда группа `B` тоже захочет построить корабль.
Эффективность данного способа Э, зависит от доверия к группе `A`, но если они убедили строить, то их ликвидация бесполезна. Группа `B` продолжит "спасаться" и корабль продолжит строиться. Только если вы докажете что `A` лгут - все разбегуться и стройка станет.
То есть в идеале эффективность такая же как и у "сотрудничества" (Х), но в реальности надо тратить время на "подогрев страсти", а значит (<=X).
=======
Возникновение эксплуатации. (Власти)
Природа:
Среди дикой природы эксплуатация известна как "паразитизм" и "симбиоз", но это межвидовая эксплуатация, а поэтому ее нельзя исследовать для применения к одному виду.
Среди высокорганизованных животных, примеров внутривидового "паразитизма" (собственные цели, за счет собратьев) нет. И дело тут в том что в стае (совместном достижении цели) у каждой особи изначально одни и те же цели, заданные инстинктами данного вида. Есть лидерство, но вожак теряющий позиции лидера (лучший охотник и т.д), а значит и ценность для остальных, теряет и преимущества ради которых инстинктивно лидировал. Он никогда не превращаеться в "Пророка" или "Монарха" - особь с единоличной Властью достигать цели, отличающихся от общих для вида.
Поэтому я считаю что единоличная "Власть" среди своего вида, в естественной природе отсутствует. Причина в том, что возможна ТОЛЬКО "силовая Э", при которой невозможно достижение абсолютной Власти малой группы над большой.
----
Человечество:
В ранних человеческих обществах:
Власти не было вообще.
Лидеры были, но единственный доступный им вид эксплуатации был "силовой". Который они не могли применить к племени, просто из-за того что племя бы их быстро поставило на место. Так что первобытным лидерам, как и вожакам стай, приходилось "сотрудничать" с племенем.
С развитием знаний и традиций, а также обязательным численным увеличением племени. Появилась возможность использовать "психологическую Э". Шаманство возникло как чисто "психологическая Эксплуатация" собратьев. Шаман обладал тем большей единоличной властью, чем вернее мог убедить остальное племя в своих "знаниях".
Вместе с тем рост численного состава общества + дальнейший рост опыта и знаний, привел к разделению людей по целям. Кто-то предпочитал более безопасное земледелие, кто-то охоту. Кто-то научился изготавливать оружие и одежду лучше других - появилось первобытное ремеслинечество.
Но единоличная Власть еще оставалась на уровне "шаманства" - которое не играло решающей роли в общественной жизни племени.
Появление "Обмена" - "комплексной эксплуатации" человека человеком.
Падение Коммунизма.
С ростом общей эффективности добывания пищи (благодаря накоплению опыта, и развитию СХ), появились "излишки", и естественно что в отсутствии "рынка" и при том что "урожай" был и в соседних племенах - излишкам суждено было сгнить - продать некуда. Пользовались ими все кто хотел (а таких вначале почти не было).
Поэтому первобытный "ремесленник" не задумывался об обмене, он делал вещи не на продажу, а для конкретных людей в своем племени. Лучшее оружие лучшему охотнику, потому что ремесленники жили скорей всего за счет излишков. И занимались ремеслом не профессионально, а из "любви к исскуству". Тогда понятие "обмена" еще отсутствовало.
Обмен
К появлению обмена привел рост человечества (и племени), люди стали меньше общаться, хуже знать друг-друга. Возникли ситуации когда (допустим) охотник соседнего племени хотел оружие ремесленника, но ремесленник не успевал изготовлять потребное кол-во, даже для своего. Возник СПРОС -> как охотнику заинтересовать ремесленника? Узнать что тому надо и предложить "договор-обмен" - "ты мне я тебе".
Теперь охотник стал эксплуататором - использовал ремесленника чтобы получить оружие. Ремесленник тоже стал эксплуататором - использовал желания и цели охотника, для достижения своих собственных.
Возникновение Власти, как механизма реализации "справедливого обмена":
Различие в желаниях и целях - недопускающее "сотрудничество", а также рост "меновых операций" привел к появлению "несправедливости".
"Несправедливость":
- это когда когда один эксплуататор считает что его эксплуатируют больше чем эксплуатирует он. А договор в идеале означает равенство "эксплуатации" обеих сторон.
Появились "кидалы" и "шкуродеры", существующие до сего дня именно с тех времен.
Появились "спорные ситуации" - когда одна группа считала обмен справедливым, а другая нет. И разобраться без драки они не могли, а рисковать жизнью не хотели.
Судьи:
И чтобы все это как то упорядочить, племя начало искать справедливости среди наиболее опытных и заслуживших доверие - лидеров, стариков и шаманов. Так появились советы старейшин и верховный суд. Которые впервые в истории человечества приняли на себя право Власти меньшинства над большинством. Их решения признавались единственно справедливым, и при нарушении жестоко наказывались подавляющим большинством племени.
---------------
На этом анализ "истории" можно прекратить, все дальнейшее развитие человечества это путь "усиления справедливого обмена" и совершенствование методов эксплуатации. Если первые "судьи" не имели особых амбициозных планов, то с ростом размера общества и его разделения на проф. группы., развития знаний, усиления экономического и правового неравенства. Возникли и новые "высшие цели" для отдельных людей. А значит и желания тех кого поставили судьями. Потом они стали монархами.
Накопления ремесленных товаров, наиболее приспособленных для хранения и обмена, позволило тем кто их имел, осуществлять самые фантастические планы. Ведь для их реализации не надо было "сотрудничать", искать единомышленников, достаточно было предложить достойный обмен за работу. И заручившись поддержкой монарха, наказать тех кто попытаеться "кинуть".
---------