А вот [color="Red"]всякая ли власть обязательно портит всякого человека?[/color] В свое время этим вопросом задавался Петр Ткачев, основоположник "русского бланкизма", то есть заговорщической тактики. Вот что он пишет в статье "Революция и государство", ведя полемику с анархистами:
"Антинародный характер революции "сверху вниз" обуславливается вовсе не тем, что меньшинство захватывает политическую власть в свои руки и при помощи этой власти переустраивает общественные отношения, а единственно тем, что это меньшинство преследует буржуазные идеалы, и что его экономические интересы противоречат экономическим интересам народа.
Но разве то меньшинство, о котором мы говорим и которое должно, по нашему мнению, для осуществления своих идеалов захватить власть в свои руки, разве это меньшинство есть меньшинство буржуазное? Разве оно преследует буржуазные идеалы? Разве его интересы враждебны интересам народа?
Вы сами знаете, что нет, тысячу раз нет. Не говоря уже о том, что значительный процент этого меньшинства состоит из так называемых разночинцев, т.е. людей, вышедших из эксплуатируемых, разоренных и задавленных классов общества; даже и те революционеры, которые по рождению своему принадлежат к привилегированной дворянской среде - разве их можно назвать буржуазными революционерами? Правда, между ними есть буржуа, но они считаются революционерами лишь по недоразумению, лишь потому только, что у нас всякая деятельность, не одобряемая правительством, считается революционной... Стоит плюнуть не в ту сторону, в которую принято плевать, и сейчас же прослывешь революционером, бунтовщиком, агитатором. [color="Red"]/как сейчас!/[/color]
При таком представлении о революции и революционерах, нет ничего мудреного, что под категорию революционных действий подводятся действия совершенно невинные, а в число революционеров попадают люди, преследующие чисто буржуазные идеалы...
Разумеется, мы здесь не говорим об этих "революционерах по недоразумению". Мы имеем в виду лишь действительных революционеров, тех, которые всецело посвящают себя великому делу освобождения народных масс, которые борются во имя чисто народных (т.е. соответствующих истинным потребностям народа) идеалов, для которых революция - единственная цель жизни, которые не входят ни в какие компромиссы с существующим порядком и отрицают его в коренных основах.
Эти революционеры, жертвующие ради идеи всем: своим положением, своей семьей, своей свободой, своей жизнью, - революционеры, отождествляющие свое счастье со счастьем народа - неужели вы скажете, что они обманщики народа, лицемерные буржуа?...
Чего же вы боитесь? Какое право имеете вы думать, что это меньшинство - меньшинство, отчасти по своему общественному положению, отчасти по своим идеям беззаветно преданное народным интересам, - что оно, захватив власть в свои руки, превратится в народного тирана?
Вы говорите: всякая власть портит человека. Но на чем же вы основываете это странное умозаключение? На примерах истории? Но откуда вы знаете, что люди, захватывающие власть во время революции, до захвата власти были лучше, чем они стали после захвата? Читайте их биографии, и вы убедитесь в противном. Робеспьер, член Конвента, полновластный решитель судеб Франции, и Робеспьер, неизвестный провинциальный адвокат - [color="Red"]это одно и то же лицо[/color]. Власть ни на волос не изменила ни его нравственный характер, ни его идеалы и стремления, ни даже его домашние привычки. То же самое можно сказать и о Дантоне, и о всех сколько-нибудь выдающихся деятелях Великой французской революции. Вспомните Кромвеля, вспомните Вашингтона и скажите, разве власть их испортила, разве Кромвель, диктатор Англии, был чем-нибудь хуже Кромвеля-работника? Разве Вашингтон, президент американской республики, был порочнее и властолюбивее Вашингтона, скромного землевладельца?
Наконец, разве Наполеонов и Цезарей развратила императорская порфира? Разве прежде, когда они еще были частными людьми, они проявляли какие-нибудь нравственные доблести, отличались какими-нибудь возвышенными идеями, какими-нибудь благородными стремлениями?
Но как жаль, что вы так плохо знаете историю, на которую так любите ссылаться. Знай вы ее лучше, вы знали бы также и то, что [color="Red"][B]честных и хороших людей власть еще никогда не портила[/color], но что, к несчастью, она почти всегда находилась в руках бесчестных эгоистов, развратных буржуа; потому-то вам и кажется, будто она обладает таинственным свойством делать людей бесчестными и развратными эгоистами.[/B]
Впрочем, [color="Red"]все ваши возражения построенные на фантастическом предположении, будто всякая власть непременно должна портить всякого человека[/color], все эти возражения не только не существенны, но просто даже нелепы. [color="Red"]Портит ли власть или не портит людей, вопрос не в этом, вопрос в том, как возможно осуществить социальную революцию без власти.[/color]
Раз вы признаете, что революцию должно сделать меньшинство, вы этим самым признали, что оно быть сделано властью. Только обладая властью, меньшинство может заставить большинство - то косное, рутинное большинство, которое не доросло еще до понимания необходимости революции и не уяснило себе ее цели и задачи, - заставить это большинство переустраивать свою жизнь сообразно с его истинными потребностями, сообразно с идеалом наилучшего и наисправедливейшего общежития.
Лишенное власти, оно будет и лишено всякого влияния. Неумелое и неразвитое большинство, предоставленное само себе, восстановит старый порядок под новой формой. ... Коренной причины зла оно не в состоянии будет уничтожить. Чтобы ее уничтожить, нужно иметь перед глазами выработанный идеал будущего общественного строя.
Неужели вы хотите для того только разбить двери народной темницы, чтобы потом бросить народ у ее порога: "Теперь ты свободен, живи как знаешь, иди куда хочешь"? Но он знает только одну жизнь - жизнь в тюрьме, ноги его давно уже отвыкли ходить, у него нет сил сдвинуться с темничного порога. Что он станет делать, куда он пойдет? Он вернется в свой могильный склеп. Этого ли хотите?
А если меньшинство для осуществления идеалов социальной революции, должно обладать силой, то это значит, что оно должно иметь в своих руках власть. Очевидно также, что, чем могущественнее будет эта сила, т.е. власть, тем скорее и легче ему удастся провести в жизнь те идеалы, во имя которых он борется.
Но власть <...> принято называть государством, иными словами, государственная власть есть высший тип организованной власти, т.е. власти наиболее прочной и могущественной.
[color="Red"]Чего вы так боитесь слова государство? Бояться слов - это признак детства. Ведь сущность-то его вы признаете, ведь вы признаете, что меньшинство должно обладать силой, т.е. властью. [/color]
Где же ваша последовательность, ваша логика? Чтобы хоть сколько-нибудь спасти ее, вам нужно, отказавшись от власти государственной, отказаться от власти духовной, т.е. вы должны написать на вашем знамени пресловутый буржуазный принцип политической экономии и лавочнической морали: "пусть все идет само собой" - и затем с олимпийским величием взирать на послереволюционный хаос.
Другого выхода для вас не может быть; на другой день после революции вы должны выбрать одно из двух: или сидеть, сложа руки, в меланхолическом уединении, или добиваться влияния, силы, т.е. власти, т.е. того, от чего вы теперь открещиваетесь. Только обладая последней, вы будете способны что-нибудь сделать; без нее осудите себя на печальное и постыдное бездействие."
И он же - о "эволюционизме":
" ... Анархисты упрекают нас, зачем мы ввели в нашу программу слово постепенно. Вот упрек для нас поистине неожиданный.
Если бы еще нас упрекали люди, слепо верующие в чудодейственную силу правительственных приказов, люди, наивно воображающие, что для проведения какого-нибудь теоретического начала в практическую жизнь достаточно только его декретировать - о, тогда бы этот упрек был для нас понятен. Но нам его делают люди, не придающие никакого значения никаким декретам, исходящим от какой бы то ни было власти, люди, отрицающие всякое насильственное вмешательство развитого меньшинства в дело переустройки общественных и семейных отношений неразвитого большинства.
Возможно ли представить себе людей, более непоследовательных? Попробуйте, но я сомневаюсь, чтобы это было возможно."