elRojo
27-06-2009 16:54:22
Начать стоит с определения капитализма, поскольку за капитализм наши либертарно-капиталистические «товарищи» пытаются выдать и анархо-индивидуализм, и идеи анархистов рыночников, и вообще любое течение анархической мысли, которое не вписывается в концепцию анархо-коммунизма. Но это является наглейшим передергиванием, поскольку и анархисты-индивидуалисты и анархисты-рыночники, начиная со Штирнера и Прудона, выступали против капитализма. Анархисты всегда поддерживали идею владения средствами производства (и соответственно конечного продукта этого производства) теми, кто непосредственно производством занимается — и именно это противоречит основной идее капитала.
Итак, капитализм — это «общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом». Наши «товарищи» анкапы и не отрицают своей приверженности этим двум базовым тезисам. Они конечно любят порассуждать о том, что «анархический» капитализм основывается на иных ценностях, нежели этатический, но это не имеет никакого значения, поскольку анархизм несовместим не только с этатической «оберткой» капитализма, но с капитализмом вообще, с его базой. Вот на этом подробнее и остановимся. (Поскольку на форуме присутствует персонаж, по совместимости представляющий главный оплот либертарного капитализма, и любящий высокомерные заявления, что мол, оппонент не является анархистским авторитетом, и на этом основании не считающий нужным отвечать или признавать доводы оппонента — придется обильно цитировать признанных авторитетов, пусть попробует возразить им.) Итак...
Анархизм – это политическая теория, которая стремится создавать общество, отношения в котором между людьми строятся на принципах равенства и свободного договора.
Анархистам очень важна свобода, и для себя и для других. Они также считают что индивидуальность, которая делает человека личностью – самый важный аспект гуманности. Свобода необходима для полного расцвета человеческого интеллекта, его творческого потенциала и достоинства. Человек должен думать и действовать для себя, это является единственным способом вырастить и развить свою индивидуальность.
Если свобода необходима для самого полного развития индивидуальности, то равенство необходимо для подлинной свободы человека. Не может быть никакой реальной свободы в классовом, иерархическом обществе, пронизанном неравенством и привилегиями. Следовательно, без равенства свобода становится посмешищем – в лучшем случае это «свобода» выбрать себе хозяина.
Окружающая среда для развития свободы и равенства, таким образом, должна быть децентрализована. Поскольку централизация означает принудительную власть, тогда именно самоуправление – сущность свободы. Самоуправление гарантирует, что индивидуумы развивают все свои способности – особенно умственные. Иерархия, напротив, заменяет широкую мыслительную деятельность выполнением одинаковых операций и мыслями о них. Таким образом, вместо того, чтобы развивать способности, иерархия делает из людей автоматы и гарантирует, что их развитие притупляется. Именно поэтому анархизм выступает против всех форм иерархии и авторитаризма как вредных для людей и ущемляющих их индивидуальность.
«...Анархизм может быть понят как... социальная и политическая идея, которая выражает отрицание любой власти, суверенитета, доминирования, и иерархического разделения, и желание их уничтожить... Анархизм – поэтому больше чем антиэтатизм...» (Д. Вейк, «Переизобретение анархии»)
А теперь задумаемся — возможны ли децентрализация, самоуправление, отсутствие иерархии, и следовательно свобода и равенство, в структуре иерархического капиталистического предприятия? Однозначно нет.
Иерархия – пирамидально-структурированная организация, составленная из ряда уровней иерархии по принципу увеличения власти, престижа, и (обычно) вознаграждения. Ученые, которые исследовали иерархическую форму, нашли, что два первичных принципа, которые в ней воплощены – доминирование и эксплуатация. Управление в иерархической организации производится принуждением, то есть угрозой отрицательных санкций: физических, экономических, психологических, социальных и т.д. Такой контроль требует полной централизации власти.
Доминирование, принуждение, и централизация – существенные особенности авторитаризма, и поскольку эти особенности воплощены в иерархических структурах, все иерархические учреждения авторитарны. Для анархистов любая иерархическая организация подобна государству. И поскольку анархисты выступают против и государственных и авторитарных отношений, любого, кто не стремится уничтожить все формы иерархии, нельзя назвать анархистом. Это относится не только ко всем капиталистическим фирмам, но и к «анархо»-капиталистическим воззрениям, которые также нельзя называть анархизмом. Как указывает Н. Хомский, структура капиталистической фирмы является чрезвычайно иерархической, фашистской по своей природе: «фашистская система... [является] абсолютистской – власть идет от вершины вниз... любое государство – вершина, вниз управляют людьми по заказу властьимущих».
«...Давайте взглянем на корпорацию... Власть в них идет строго от вершины вниз, от совета директоров к менеджерам, которые доводят до рабочих указания. И нет никакого потока власти снизу вверх. Люди могут либо бунтовать и разрушать эту структуру, либо просить милостей, но то же самое верно и для рабовладельческого общества. Структура власти линейна от вершины вниз...» (Н. Хомский, «Вертикаль власти»)
Таким образом, каждый последовательный анархист должен выступать против иерархии во всех ее формах, включая капиталистические фирмы.
Некоторые утверждают, что, если ассоциация добровольна, то не имеет значения, есть ли в ней иерархия. Анархисты с этим утверждением не согласны по двум причинам. Во-первых, при капитализме рабочих экономическими методами заставляют продавать свой труд (следовательно, и свободу) тем, кто имеет капитал.
«...Что бы изобразить стороны трудовых отношений, как свободные и равные друг другу надо проигнорировать серьезное неравенство рыночной власти, которая существует между рабочим и предпринимателем...» (Р. Грэм, «Избранные произведения»)
Во-вторых, если мы берем за основу обстоятельство, является ли соглашение добровольным или нет, мы должны были бы утверждать, что государство можно считать «анархией» – никто не вынуждает индивидуума жить в определенном государстве. Мы вольны переехать или уйти куда-нибудь еще. Игнорируя иерархический характер ассоциации, вы можете не участвовать в организациях, основанных на ущемлении свободы (включая капиталистические компании, вооруженные силы, даже государство), потому что они «добровольны». Анархия шире, чем просто возможность выбирать себе хозяина. Поэтому оппозиция иерархии – ключевое анархическое положение. Анархисты утверждают, что организации не должны строиться по иерархическому принципу, они могут базироваться только на принципах сотрудничества между равными, непосредственно управляющими своими собственными делами индивидуумами. Только, когда ассоциация самоуправляется ее членами, она может считаться действительно анархической. В капиталистическом предприятии власть принадлежит неизбранному меньшинству директоров и менеджеров наверху, а рабочие, как ожидается, будут им повиноваться.
«...Централизованная система хороша для управления, но одна вещь, индивидуум, больше не принадлежит себе в такой системе, он не может чувствовать свою ценность, его жизнь вообще не берется в расчет...» (Ж.-П. Прудон, цит. по: М. Бабере, «Дорога в утопию»).
«...Анархисты – люди, которые отрицают все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархии и доминирования. Они оппозиционно относятся к государству, капиталу и церкви – «мрачной троице» по словам мексиканского анархиста Флорес Магона...» (Б. Моррис, «Антропология и анархизм»)
«...Капитал... в политической области походит на правительство... Экономическая идея капитализма... [и] политика правительства или власти... идентичны... Что капитал делает с трудом... то Государство [делает] со свободой...» (Ж.-П. Прудон; цит. по: М. Неттлау, «Краткая история анархизма»)
«...Рабочий продает свой труд и свою свободу на определенное время...» (М. Бакунин, «Избранные произведения»)
«...Потребности рабочего и его суждения подчинены желанию капиталиста...» (Э. Голдман, «Красная Эмма»)
При капитализме и государственном устройстве нет никакой свободы для большинства, поскольку частная собственность и иерархия гарантируют, что склонности и суждения большинства индивидуумов будут подчинены желанию властителей, строго ограничивая их свободу и делая невозможным «полное развитие всего материала, интеллектуальных и моральных ценностей, скрытых в каждом из нас» (М. Бакунин).
«...Понятие анархического общества происходит из... критики... иерархических организаций и авторитарных концепций общества; и... анализа тенденций, которые замечены в прогрессивных движениях человечества...» (П. Кропоткин, «Революционные брошюры Кропоткина»)
Таким образом, любая попытка утверждать, что анархизм является просто антигосударственнным движением – искажение смысла слова и идеи.
«...Исследуя произведения классических анархистов... а так же и особенности анархических движений... очевидно, что анархизм никогда не имел такого ограниченного видения [быть только против государства]. Анархизм всегда бросал вызов всем формам власти и эксплуатации, и был одинаково враждебен и капитализму и религии...» (Б. Моррис, «Избранные произведения»)
«...Отмена эксплуатации и притеснения человека человеком, является и отменой частной собственности [то есть капитализма] и правительства...» (Э. Малатеста, «К анархизму»)