"ПРЕДЕЛЫ РОСТА" (30 ЛЕТ СПУСТЯ): попытка анархистского прочтения

skalalaz

23-03-2008 21:22:27

"ПРЕДЕЛЫ РОСТА" (30 ЛЕТ СПУСТЯ): попытка анархистского прочтения
http://pics.livejournal.com/v_zajets/pic/0001bsza

Деннис Медоуз и его коллеги написали одну из важнейших книг в истории человечества. Молодые ученые в далеком 1970-м году получили заманчивое предложение. Они должны были с помощью сухого языка цифр определить будущее человечества. 21 месяц работали они над математическими моделями и разработали несколько наиболее вероятных вариантов будущего. Основной вывод таков - безудержный промышленный рост, который переживает человечество с начала промышленной революции, в XXI веке исчерпает свой потенциал. Это одно из основных положений политических воззрений «зеленых». Можна даже сравнивать эту книгу с апокалипсическими предсказаниями «Капитала» Маркса. Обе эти работы вдохновили политические движения. Одна – экологическое, другая – партийно-социалистическое.


Профессор Медоуз с коллегами дважды проводили "апгрейд" своего исследования. В 1992 году и в 2002. Следующее издание этого прогноза запланировано на 2012 год. К этому времени Медоуз, очевидно, окончательно подтвердит свои неутешительные выводы о судьбе мира.


Сегодня мы можем сказать, что это не пессимистический и не оптимистический прогноз. Это факт. Мы вышли за пределы. Это уже касается рыбной ловли, глобальных изменений климата и озоновой дыры. Мы разрушаем быстрее, чем природа способна восстанавливать. И уже платим за это.


Они предсказали, что в начале 21-го века мы начнем выходить "за пределы". Разрушать источники возобновимых ресурсов. В 2020-х, 30-х, 40-х мы почувствуем это на своей шкуре еще отчетливее, если человечество не одумается.


Все будет зависеть от того, что изберет человечество. В лучшем случае мы будем довольствоваться относительно приемлемым уровнем жизни и каждый будет иметь необходимое в мире где численность людей стабилизируется на отметке в 8-9 миллиардов. Мы прекратим уничтожать окружающий мир и гибнуть в загрязняющих природу и подрывающих экономику войнах. В мире не будет голодных, но человечество должно будет отказаться от потребительских ценностей и тяги к обогащению. Собственно средний уровень жизни может быть даже выше, чем сейчас.


Есть более печальная альтернатива – развал экономики, если невозобновимые ресурсы будут очень дороги и коллапс сельского хозяйства (в 40-х), если газа и нефти будет достаточно, чтоб окончательно загадить Землю. В любом случае цивилизация в нынешнем виде дальше существовать не сможет. Вид не вымрет, но будущее выглядит, как длительная агония и застой экономики, войны за ресурсы, голод и болезни. Собственно, то самое «варварство» о котором предупреждали и предупреждают многие социалисты. Впрочем, как начнется этот чудовищный период в истории человечества, они так и не смогли объяснить. Пророчества Маркса не коснулись того, что есть условием грядущих бед человечества. Машинную и технологическую цивилизацию они почитали, как панацею от всех бед. В то же время сталинисты долго отрицали и те науки, которые открыли для создателей «отчета Медоуза» возможность увидеть лицо катастрофы. До 1991 года в СССР эта книга была под запретом.


Изначально, заказчиками исследований были разумные и предусмотрительные промышленники и буржуа из "Римского клуба". Для них нужно было понять глобальные тенденции в экономике. Результат их испугал. Сам Медоуз, хотя и отрицательно относится к американскому империализму и войне в Ираке, но желал бы безболезненной "экологической революции". В его последней книге 2002 года мы можем найти десятки примеров разрушительного влияния капитала на окружающую среду, но он все же предпочитает считать это "неэффективно работающим рынком", который можно исправить разумной регуляторной политикой. Впрочем цена, которую Медоуз убеждает заплатить Капиталу, слишком уж высока.


Отбросим персональный либерализм этих господ. Они все равно мыслят в верном направлении. Даже предполагают, что если нынешняя система не будет способна провести реконструкцию и «мирную» революцию, то проблемы будут решать «другие люди» и «другие структуры».


Многое в том, что исповедуют сторонники «политической экологии», такие как Медоуз, не ново, но воспринималось в XIX и начале XX века, как утопизм или опасный анархизм. Родильная забастовка и стабильное (не растущее и не падающее в численности) население являлось одним из пунктом анархистских программ. Половое просвещение и планирование семьи, по мнению болгарского анархо-коммуниста первой половины прошлого века Георгия Хаджиева, должно было привести к ситуации воспроизводства населения на стабильном уровне без особого роста, который только вредит. Родители смогут уделить детям больше добра и заботы, если детей будет 2-3, а не 5 или 7. Некоторые анархисты призывали пролетариат к «родильной забастовке» еще в XIX веке.


Рабочие-либертарии критиковали машинную цивилизацию в начале XX в Аргентине и Японии. Одними из первых к тематике технологий, экологии и социального освобождения обратились европейские и американские анархисты в 60-х. Примеры можна приводить долго. Стоит ли?


В отдельных разделах книги Медоуза подвергается критике империализм и эксплуатация стран третьего мира, как самоубийственная политика. Нищета рассматривается, как одна из важнейших мировых проблем. В отличии от многих борцов с «избыточным населением», группа Медоуза полагает что высокая рождаемость порождается нищетой, а не наоборот. Туманно обрисованное группой Медоуза «хорошее» будущее в общих чертах напоминает «Реконструкцию общества» М. Букчина, хотя сей «неблагонамеренный» автор напрямую в книге не упоминается. Собственно, в "Пределах роста" можна заметить реверансы в адрес коммуналистских и коммунитаристских проектов переустройства мира. Это понятно "своим". В отдельной главе Медоуз излагает политическую тактику и некие аспекты идеологии для сторонников борьбы за «устойчивое развитие». Это достаточно расплывчатая в общих вопросах и резко очерченная в некоторых деталях платформа, которая в целом приемлема для групп находящихся от центра до левого края политической системы. Это и международные организации, и производственные коллективы, и группы друзей, и неформальные объединения ученых, журналистов, и локальные инициативы. Все что, по сути, является основой современного антикапиталистического социального движения.


Медоуз разоблачает мифы. Дает возможность полемизировать с «экономистами» (которых он «немного» недолюбливает), политиканами, пропагандистами технократии и экспансии капитала. Его исследование дает возможность понять, как малая борьба на месте за устойчивое развитие, мир без нищеты и эксплуатации, может стать частью глобальной борьбы.


Понятно, что возвращение во времена каменного века и полный отказ от достижений промышленной и сельскохозяйственной революций - это не тот метод, который сможет решить эту проблему, как не способна ее решить и нынешняя политическая и экономическая система. Следствием экологической революции безусловно станет отказ от действующей сейчас экономической и политической систем. Люди должны кроме того прийти к новым ценностям и другому пониманию и качеству жизни. Грядущее растет сегодня. Один великий мудрец сказал, что революция идет шагом голубя, а другой мудрец сказал, что настоящий революционер должен слышать как растет трава. Не пропустите момент. Кризис не за горами. Либо мы сможем заставить изменится этот мир сегодня и относительно безболезненно или завтра быть готовыми стать теми «другими людьми» и «другими структурами», которые решат проблемы Земли.


Нужно помнить, что мир не заслуживает участи глобального Сомали. Такого порядка, когда милитаризованные банды в отравленном мире ведут бесконечные войны за ресурсы. Природа и Человечество достойны лучшего.

http://livasprava.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=812&Itemid=83

Дубовик

24-03-2008 08:08:13

Не хочу выступать "опровергателем", но замечу, что футурология (а работа Медоуза относится именно к ней) до сих пор так и не стала наукой. Все попытки делать обоснованные прогнозы оказывались неудачными и больше похожи на простую экстраполяцию того, что происходило в момент предсказания. Достаточно сказать, что никто из авторитетных футурологов всего за 10 лет до распада СССР даже не рассматривал такой возможности.

И, кстати, книга Медоуза вовсе не была "под запретом" в СССР. Ее просто не переводили :)

Goren

24-03-2008 09:22:56

Так там с самого начала и писалось про экстраполяцию - типа, если существующие на данный момент тенденции будут сохраняться... А так - конечно, кто может предсказать, какие флуктуации свержатся в ближайшие годы? Может быть, мировая революция произойдёт, или ядерная война, или человечество просто тихо вымрет, или прилетят инопланетяне и научат нас способу путешествовать в другие звёздные систему за две секунды... Этого предсказать никто не может.

Дубовик

24-03-2008 13:23:32

Горен, те флуктуации, о которых ты пишешь, маловероятны. Во всяком случае, до сих пор ничего подобного не происходило. А вот те прогнозы, которые футурологи делали, - на то время, которое для нас сегодняшних уже стало прошлым, - не сбывались.
Есть замечательный пример того, как работают эти самые экстраполяции. В 1900 году в Лондоне был опубликован прогноз тогдашних ученых на тему "как будет выглядеть мир в 2000 году". Так вот, они там писали именно об экологической проблеме, которая будет занимать умы как научных деятелей, так и простых обывателей через сто лет: возросшее транспортное движение приведет к катастрофическому загрязнению крупных городов конским навозом.
Зато ни один футуролог и даже писатель-фантаст не сумел дать прогноз о появлении интернета, - никому эта штука в голову не приходила...

Goren

24-03-2008 14:12:50

Ну так вот - то, что экология станет проблемой, они предвидели. Ну, то, что в качестве отходов представляли себе только конский навоз - это детали, однако загрязнение и в самом деле катастрофическое. А всякие маловероятные (как тогда казалось) флуктуации типа развала совка или изобретения интернета - конечно, кто ж их предскажет?