Кащей_Бессмертный
24-08-2008 16:47:30
Вопрос: Привет, товарищи! Начнем интервью с исторического пояснения для наших читателей. Можете ли вы вкратце объяснит нам историю анархистского движения на Кубе?
Ответ: Привет! Ну что ж, тому, кто хочет познакомиться с историей нашего движения, можем лишь посоветовать обратиться к работе нашего товарища Франка Фернандеса «Анархизм на Кубе», опубликованной Фондом Ансельмо Лоренсо. В целом, рассказанная там история приблизительно та же, что и у анархистского движения в остальной Латинской Америке, с той особенностью, что запоздалая независимость Кубы побудила наших людей включиться в соответствующую борьбу. Первый кубинские рабочие союзы также нашли в анархистах многих из своих главных вдохновителей, и это влияние в отдельных сферах производства сохранялось до 50-х гг., ведя упорную борьбу с диктатурой Батисты. Наше участие в конфликтах той эпохи разворачивалось как раз через эти союзы, через Кубинскую либертарную ассоциацию, а в некоторых немногих случаях – и через товарищей, вступивших в Движение 26 июля. Следует отметить, что в те, 50-е гг., кубинское анархистское движение было одним из самых активных среди себе подобных в латиноамериканских странах и принимало активное участие в различных встречах и координационных органах, таких как Анархистская конференция, которая прошла в Монтевидео в апреле 1957 г. и энергично поддержала борьбу кубинского народа против диктатуры Батисты.
Вопрос: Сегодня люди в Европе и в мире не знают: какова была роль анархистов в кубинской революции?
Ответ: Как уже было сказано, мы, анархисты, участвовали в борьбе с диктатурой по мере наших возможностей и с прицелом на нашу собственную революционную перспективу. Конечно же, мы разделяли общее ликование в связи с разгромом сил Батисты и распадом его армии. Тем не менее, мы достаточно рано начали проявлять недоверие в отношении персоналистских, вождистских, националистических и милитаристских позиций, которые воплощали в себе Фидель Кастро и его ближайшее окружение. Это недоверие быстро получило подтверждение, что оправдало и усилило его: примером может служить прямое вмешательство Фиделя Кастро, когда он стал манипулировать 10-м конгрессом Конфедерации кубинских трудящихся в пользу своих людей, попирая принципы автономии рабочего движения. С этого момента наше недоверие приобрело более радикальный характер, и мы, кубинские анархисты, заняли четкую позицию против начавшейся централизации политической власти. Все это было отражено в манифесте, в котором мы открыто высказывали наши опасения в связи с попытками контроля со стороны как католической церкви, так и коммунистической партии. Как курьез стоит отметить, что многие из кадровых деятелей этой последней занимали политические посты и пользовались привилегиями при диктатуре Батисты. Мы знаем, что не все международное анархистское движение вполне разделяло вначале наше критическое отношение, и было немало таких, кто годами выжидал, наблюдая процесс, который продолжал монополизировать слово «революция», но без всякого революционного духа. Сегодня и уже давно, как нам представляется, уже нет ни малейшего сомнения в том, что те позиции кубинских анархистов почти 50-летней давности оказались полностью обоснованными. В конце концов, речь шла всего лишь о классической со времен Первого Интернационала позиции, согласно которой революции не вызываются, не разжигаются и не радикализируются «революционными» правительствами. Напротив, в этих правительствах скрыто бюрократическое и авторитарное семя, и оно прорастает, удушая и уничтожая революции, насаждая себя в качестве нового правящего класса нового государства.
Вопрос: Можно поговорить о том, каково было в изгнании? Понимание, помощь – или же, наоборот, изоляция?
Ответ: Ну, пока еще мы не можем говорить об этом в прошедшем времени. Нас много – кубинских анархистов, которые продолжают находиться в изгнании в самых разных уголках планеты. Для изгнания кубинских анархистов характерно такие же тяжесть, отделение и отчуждение, как и для любого изгнания, и отягощающим обстоятельством был тот факт, что первые товарищи, покинувшие Кубу, не имели иного выбора, кроме как укорениться в такой враждебной среде, как США. Обычно этого не понимают, но такова была, по крайней мере, в самом начале, неумолимая судьба всех кубинских беженцев во все времена. Но еще большую боль причиняло непонимание и отсутствие поддержки со стороны некоторых анархистских объединений в Латинской Америке и Европе, которые хотели бы, чтобы мы включились в процесс преобразований, встретивший вначале полную поддержку и лишь немногие критические возражения в свой адрес. Конечно, не все анархистские объединения реагировали одинаково, и мы ощущали бесчисленные проявления солидарности. Она расширялась по мере того, как политический режим на Кубе начал демонстрировать свое подлинное лицо. Сегодня эти споры 60-х гг. полностью отошли в прошлое, и нет ни одного анархиста, который мог бы сегодня рассчитывать на либертарную эволюцию на основе режима, опирающегося на абсолютный контроль над подданными и на сверхэксплуатацию трудящихся, при том, что нет никаких автономных и независимых от государства организаций, способных стать опорой трудящихся в борьбе с такой сверхэксплуатацией со стороны государства и капитала. Напомним, что на острове действует огромное количество капиталистических предприятий, дочерних отделений фирм из Испании, Канады, Мексики, Японии, Франции, Италии и т.д.
Вопрос: Перейдем к настоящему времени. Фидель ушел, поставив на свое место брата. Что изменилось на Кубе?
Ответ: В нашем последнем по времени публичном заявлении «На Кубе запахло чем-то иным», которое было опубликовано на странице «Аласбаррикадас», мы попытались объяснить, что «перемены», происходящие на Кубе, скоре косметические. Они нацелены лишь на придание видимости «либерализации», не меняющей основополагающие правила функционирования режима и институциональную структуру власти: государственный капитализм, привилегии верхушки государственной бюрократии и особенно вооруженных сил, монополизация в руках единой партии всех механизмов выражения мнения и принятия решений, абсолютный контроль над населением и т.д. Однако меняется общее отношение людей: сегодня можно заметить, что люди перестают испытывать страх перед репрессиями и начинают отвоевывать пространства. Повседневные тяготы уже невозможно скрывать, и об этом говорят в полный голос. Есть начатки более или мене организованных протестов и т.д. Все это обрисовывает возможные направления действий: мы возлагаем надежды на себя самих, и у нас нет ни малейшей иллюзии в отношении властной верхушки, которая просто старается выиграть время.
Вопрос: В Европе распространяют сообщения, что кубинцы становятся в очереди, чтобы купить мобильные телефоны или получить доступ к Интернету (помимо других вещей). Началась спираль потребительства?
Ответ: Нет, потребительство неосуществимо на Кубе, тем более что заботы сосредоточены вокруг самых непосредственных и элементарных вещей: пропитания, жилья, транспорта и т.д. Более того, зарплаты кубинских трудящихся не позволяют адекватно удовлетворить эти жизненные потребности, и для этого им приходится прибегать к крохам, зафиксированным в карточках. Зато на Кубе есть избыток иностранной валюты; она находится в руках людей, получающих переводы от своих родственников за границей. Именно этот избыток позволяет приобретать «предметы роскоши» вроде компьютеров и мобильных телефонов, чья продажа была недавно разрешена. Экономическое разложение режима достигло таких масштабов, что на сегодняшний день валютные переводы, возможно, превышают общую массу зарплаты в стране. Это объясняет и тот факт, что примерно 20% населения Гаваны не хочет работать. Зачем работать тому, кто получает какую-нибудь экономическую помощь из-за границы, куда большую, нежели средняя ежемесячная зарплата в 20 долларов? У режима нет ответа на эту проблему. Продолжающиеся призывы к жертвам и безвозмездной трудовой дисциплине ничего не дают. А в это время правящий класс имеет доступ к лучшим из наличных благ и услуг. Но, парадоксальным образом, в исторически обездоленных социальных слоях существует огромная безработица. Они выживают кое как, прибегая, кто к чему может, к бродяжничеству, проституции, отчуждению собственности… Это, наряду с сильным расизмом – институциональным и культурным – объясняет, почему тюрьмы на Кубе забиты молодыми афрокубинцами.
Вопрос: Есть ли какая-то надежда на значительные перемены среди людей? Поднимается ли какая-то политическая оппозиционная группа?
Ответ: Мы полагаем, что люди утратили всякую надежду, и при том, что любая альтернативная форма социального и политического действия полностью закрыта, они продолжают эмигрировать, считая это единственным способом уйти от забот, которые уже невозможно скрыть. Тем временем, «видимая» оппозиция – это всего лишь суета при отсутствии какого-либо связного проекта. У нее нет ни одной общей точки, кроме примитивного и глубокого антикастризма. С другой стороны, небезынтересно отметить идейно-политические контуры, демонстрируемые этой оппозицией. Всем известно, что за этим обозначением стоит целый спектр, начиная с секторов, тесно связанных с дипломатией янки, и кончая теми, кто поддерживает решение в духе всеобщего самоуправления. Очевидно, что сплав между этими двумя фракциями невозможен. В этой точке у нас, анархистов, нет иного варианта, кроме как возлагать надежды на усиление альтернативы, выраженной этим вторым термином, на распространение ее среди самих людей.
Вопрос: Как вы смотрите на влияние Уго Чавеса на острове? Он уже несколько лет назад прорвал блокаду, вложив на Кубе миллионы. Превратились ли эти финансовые вложения в политическое влияние?
Ответ: Первое, что следует разъяснить в связи с этим вопросом: то, что именуется «блокадой» – это не нечто вроде торгового закрытия Кубы, а совокупность мер, принятых США под именем «эмбарго». При республиканских администрациях они были усилены. Среди них – законы, такие как закон Хельмса – Бартона и закон Торричелли. Эти меры создают глупые затруднения для торгового обмена, но отнюдь не прекращают его: объем торговли самих США с Кубой в последние годы достиг примерно 500 млн. долларов. Главная проблема для Кубы в этой связи состоит в том, что ей почти нечем платить, и это превращает ее во всеобщего должника, в том числе в пользу стран Латинской Америки. Поэтому она вынуждена расплачиваться с различными странами, прежде всего, латиноамериканскими, услугами, посылая врачей, учителей, спортивных тренеров и помощников в сфере безопасности. Именно такого рода отношения Куба поддерживает с чавесовской Венесуэлой. Но именно экспорт врачей и учителей становится одной из причин неоспоримого упадка здравоохранения и образования. А от военных советников исходят, несомненно, предложения о развитии «агентства» разведки и контрразведки, единого и контролирующего все репрессивные органы, с сетью доносчиков, платных и добровольных, по всей стране, чтобы надзирать за всеми действиями граждан и контролировать их. По образу и подобию наводящего ужас кубинского Г-2, то есть службы безопасности кастристского государства. Уродливую копию этого венесуэльский народ назвал «Законом Сапео» («сапа» означает «шпион, доносчик»), и сам Чавес был вынужден недавно его отменить.
Возвращаясь к вопросу: следует отметить, что Куба оказалась в сильной зависимости от Венесуэлы, прежде всего, в том, что касается поставок нефти. Одновременно расширилась крайняя финансовая зависимость от Китая, который сегодня является одним из ее главных защитников на мировой арене. И что касается политического влияния, то, как нам представляется, кубинская правящая верхушка оперирует в основном на основе внутренних расчетов на то, что ей подходит, и в настоящий момент ее возможности для адаптации идут в сторону принятия скорее «китайской модели», нежели «венесуэльской». Тем не менее, очевидно, что Куба должна следовать за инициативами Чавеса в латиноамериканском контексте, даже с ворчанием и брюзжанием.
Вопрос: А влияние популистских идей левых Латинской Америки?
Ответ: Подъем популистских идей конечно же дает кубинскому политическому режиму передышку, но одновременно только отдаляет его от наиболее ясных и радикальных революционных и автономных течений, учитывая, что те не питают чрезмерных иллюзий в отношении таких правительств, как правительства Чавеса, Моралеса, Корреа и Ортеги. Кубинской дипломатии приходилось неоднократно сталкиваться с народными выступлениями в Венесуэле, Боливии, Эквадоре или Никарагуа. С другой стороны, нынешний популистский цикл в Латинской Америке следует рассматривать всего лишь как попытку развития и формирования регионального капитализма. Этот цикл хрупок и зависит от множества колебаний, что не дает кубинскому правительству никаких длительных гарантий. Это одна из причин, по которым, как мы полагаем, кубинское правительство играет в перевод стрелок назад и пытается выиграть время. Пока что популистские правительства обеспечивают ему идейно-политический тыл, но наиболее настоятельная проблема для кубинского режима коренится не здесь, а в том, что оно не в состоянии как следует накормить население, но должно попытаться достичь этого, прежде чем блок латиноамериканского регионального капитализма сформируется более или менее твердо.
Ответ: Привет! Ну что ж, тому, кто хочет познакомиться с историей нашего движения, можем лишь посоветовать обратиться к работе нашего товарища Франка Фернандеса «Анархизм на Кубе», опубликованной Фондом Ансельмо Лоренсо. В целом, рассказанная там история приблизительно та же, что и у анархистского движения в остальной Латинской Америке, с той особенностью, что запоздалая независимость Кубы побудила наших людей включиться в соответствующую борьбу. Первый кубинские рабочие союзы также нашли в анархистах многих из своих главных вдохновителей, и это влияние в отдельных сферах производства сохранялось до 50-х гг., ведя упорную борьбу с диктатурой Батисты. Наше участие в конфликтах той эпохи разворачивалось как раз через эти союзы, через Кубинскую либертарную ассоциацию, а в некоторых немногих случаях – и через товарищей, вступивших в Движение 26 июля. Следует отметить, что в те, 50-е гг., кубинское анархистское движение было одним из самых активных среди себе подобных в латиноамериканских странах и принимало активное участие в различных встречах и координационных органах, таких как Анархистская конференция, которая прошла в Монтевидео в апреле 1957 г. и энергично поддержала борьбу кубинского народа против диктатуры Батисты.
Вопрос: Сегодня люди в Европе и в мире не знают: какова была роль анархистов в кубинской революции?
Ответ: Как уже было сказано, мы, анархисты, участвовали в борьбе с диктатурой по мере наших возможностей и с прицелом на нашу собственную революционную перспективу. Конечно же, мы разделяли общее ликование в связи с разгромом сил Батисты и распадом его армии. Тем не менее, мы достаточно рано начали проявлять недоверие в отношении персоналистских, вождистских, националистических и милитаристских позиций, которые воплощали в себе Фидель Кастро и его ближайшее окружение. Это недоверие быстро получило подтверждение, что оправдало и усилило его: примером может служить прямое вмешательство Фиделя Кастро, когда он стал манипулировать 10-м конгрессом Конфедерации кубинских трудящихся в пользу своих людей, попирая принципы автономии рабочего движения. С этого момента наше недоверие приобрело более радикальный характер, и мы, кубинские анархисты, заняли четкую позицию против начавшейся централизации политической власти. Все это было отражено в манифесте, в котором мы открыто высказывали наши опасения в связи с попытками контроля со стороны как католической церкви, так и коммунистической партии. Как курьез стоит отметить, что многие из кадровых деятелей этой последней занимали политические посты и пользовались привилегиями при диктатуре Батисты. Мы знаем, что не все международное анархистское движение вполне разделяло вначале наше критическое отношение, и было немало таких, кто годами выжидал, наблюдая процесс, который продолжал монополизировать слово «революция», но без всякого революционного духа. Сегодня и уже давно, как нам представляется, уже нет ни малейшего сомнения в том, что те позиции кубинских анархистов почти 50-летней давности оказались полностью обоснованными. В конце концов, речь шла всего лишь о классической со времен Первого Интернационала позиции, согласно которой революции не вызываются, не разжигаются и не радикализируются «революционными» правительствами. Напротив, в этих правительствах скрыто бюрократическое и авторитарное семя, и оно прорастает, удушая и уничтожая революции, насаждая себя в качестве нового правящего класса нового государства.
Вопрос: Можно поговорить о том, каково было в изгнании? Понимание, помощь – или же, наоборот, изоляция?
Ответ: Ну, пока еще мы не можем говорить об этом в прошедшем времени. Нас много – кубинских анархистов, которые продолжают находиться в изгнании в самых разных уголках планеты. Для изгнания кубинских анархистов характерно такие же тяжесть, отделение и отчуждение, как и для любого изгнания, и отягощающим обстоятельством был тот факт, что первые товарищи, покинувшие Кубу, не имели иного выбора, кроме как укорениться в такой враждебной среде, как США. Обычно этого не понимают, но такова была, по крайней мере, в самом начале, неумолимая судьба всех кубинских беженцев во все времена. Но еще большую боль причиняло непонимание и отсутствие поддержки со стороны некоторых анархистских объединений в Латинской Америке и Европе, которые хотели бы, чтобы мы включились в процесс преобразований, встретивший вначале полную поддержку и лишь немногие критические возражения в свой адрес. Конечно, не все анархистские объединения реагировали одинаково, и мы ощущали бесчисленные проявления солидарности. Она расширялась по мере того, как политический режим на Кубе начал демонстрировать свое подлинное лицо. Сегодня эти споры 60-х гг. полностью отошли в прошлое, и нет ни одного анархиста, который мог бы сегодня рассчитывать на либертарную эволюцию на основе режима, опирающегося на абсолютный контроль над подданными и на сверхэксплуатацию трудящихся, при том, что нет никаких автономных и независимых от государства организаций, способных стать опорой трудящихся в борьбе с такой сверхэксплуатацией со стороны государства и капитала. Напомним, что на острове действует огромное количество капиталистических предприятий, дочерних отделений фирм из Испании, Канады, Мексики, Японии, Франции, Италии и т.д.
Вопрос: Перейдем к настоящему времени. Фидель ушел, поставив на свое место брата. Что изменилось на Кубе?
Ответ: В нашем последнем по времени публичном заявлении «На Кубе запахло чем-то иным», которое было опубликовано на странице «Аласбаррикадас», мы попытались объяснить, что «перемены», происходящие на Кубе, скоре косметические. Они нацелены лишь на придание видимости «либерализации», не меняющей основополагающие правила функционирования режима и институциональную структуру власти: государственный капитализм, привилегии верхушки государственной бюрократии и особенно вооруженных сил, монополизация в руках единой партии всех механизмов выражения мнения и принятия решений, абсолютный контроль над населением и т.д. Однако меняется общее отношение людей: сегодня можно заметить, что люди перестают испытывать страх перед репрессиями и начинают отвоевывать пространства. Повседневные тяготы уже невозможно скрывать, и об этом говорят в полный голос. Есть начатки более или мене организованных протестов и т.д. Все это обрисовывает возможные направления действий: мы возлагаем надежды на себя самих, и у нас нет ни малейшей иллюзии в отношении властной верхушки, которая просто старается выиграть время.
Вопрос: В Европе распространяют сообщения, что кубинцы становятся в очереди, чтобы купить мобильные телефоны или получить доступ к Интернету (помимо других вещей). Началась спираль потребительства?
Ответ: Нет, потребительство неосуществимо на Кубе, тем более что заботы сосредоточены вокруг самых непосредственных и элементарных вещей: пропитания, жилья, транспорта и т.д. Более того, зарплаты кубинских трудящихся не позволяют адекватно удовлетворить эти жизненные потребности, и для этого им приходится прибегать к крохам, зафиксированным в карточках. Зато на Кубе есть избыток иностранной валюты; она находится в руках людей, получающих переводы от своих родственников за границей. Именно этот избыток позволяет приобретать «предметы роскоши» вроде компьютеров и мобильных телефонов, чья продажа была недавно разрешена. Экономическое разложение режима достигло таких масштабов, что на сегодняшний день валютные переводы, возможно, превышают общую массу зарплаты в стране. Это объясняет и тот факт, что примерно 20% населения Гаваны не хочет работать. Зачем работать тому, кто получает какую-нибудь экономическую помощь из-за границы, куда большую, нежели средняя ежемесячная зарплата в 20 долларов? У режима нет ответа на эту проблему. Продолжающиеся призывы к жертвам и безвозмездной трудовой дисциплине ничего не дают. А в это время правящий класс имеет доступ к лучшим из наличных благ и услуг. Но, парадоксальным образом, в исторически обездоленных социальных слоях существует огромная безработица. Они выживают кое как, прибегая, кто к чему может, к бродяжничеству, проституции, отчуждению собственности… Это, наряду с сильным расизмом – институциональным и культурным – объясняет, почему тюрьмы на Кубе забиты молодыми афрокубинцами.
Вопрос: Есть ли какая-то надежда на значительные перемены среди людей? Поднимается ли какая-то политическая оппозиционная группа?
Ответ: Мы полагаем, что люди утратили всякую надежду, и при том, что любая альтернативная форма социального и политического действия полностью закрыта, они продолжают эмигрировать, считая это единственным способом уйти от забот, которые уже невозможно скрыть. Тем временем, «видимая» оппозиция – это всего лишь суета при отсутствии какого-либо связного проекта. У нее нет ни одной общей точки, кроме примитивного и глубокого антикастризма. С другой стороны, небезынтересно отметить идейно-политические контуры, демонстрируемые этой оппозицией. Всем известно, что за этим обозначением стоит целый спектр, начиная с секторов, тесно связанных с дипломатией янки, и кончая теми, кто поддерживает решение в духе всеобщего самоуправления. Очевидно, что сплав между этими двумя фракциями невозможен. В этой точке у нас, анархистов, нет иного варианта, кроме как возлагать надежды на усиление альтернативы, выраженной этим вторым термином, на распространение ее среди самих людей.
Вопрос: Как вы смотрите на влияние Уго Чавеса на острове? Он уже несколько лет назад прорвал блокаду, вложив на Кубе миллионы. Превратились ли эти финансовые вложения в политическое влияние?
Ответ: Первое, что следует разъяснить в связи с этим вопросом: то, что именуется «блокадой» – это не нечто вроде торгового закрытия Кубы, а совокупность мер, принятых США под именем «эмбарго». При республиканских администрациях они были усилены. Среди них – законы, такие как закон Хельмса – Бартона и закон Торричелли. Эти меры создают глупые затруднения для торгового обмена, но отнюдь не прекращают его: объем торговли самих США с Кубой в последние годы достиг примерно 500 млн. долларов. Главная проблема для Кубы в этой связи состоит в том, что ей почти нечем платить, и это превращает ее во всеобщего должника, в том числе в пользу стран Латинской Америки. Поэтому она вынуждена расплачиваться с различными странами, прежде всего, латиноамериканскими, услугами, посылая врачей, учителей, спортивных тренеров и помощников в сфере безопасности. Именно такого рода отношения Куба поддерживает с чавесовской Венесуэлой. Но именно экспорт врачей и учителей становится одной из причин неоспоримого упадка здравоохранения и образования. А от военных советников исходят, несомненно, предложения о развитии «агентства» разведки и контрразведки, единого и контролирующего все репрессивные органы, с сетью доносчиков, платных и добровольных, по всей стране, чтобы надзирать за всеми действиями граждан и контролировать их. По образу и подобию наводящего ужас кубинского Г-2, то есть службы безопасности кастристского государства. Уродливую копию этого венесуэльский народ назвал «Законом Сапео» («сапа» означает «шпион, доносчик»), и сам Чавес был вынужден недавно его отменить.
Возвращаясь к вопросу: следует отметить, что Куба оказалась в сильной зависимости от Венесуэлы, прежде всего, в том, что касается поставок нефти. Одновременно расширилась крайняя финансовая зависимость от Китая, который сегодня является одним из ее главных защитников на мировой арене. И что касается политического влияния, то, как нам представляется, кубинская правящая верхушка оперирует в основном на основе внутренних расчетов на то, что ей подходит, и в настоящий момент ее возможности для адаптации идут в сторону принятия скорее «китайской модели», нежели «венесуэльской». Тем не менее, очевидно, что Куба должна следовать за инициативами Чавеса в латиноамериканском контексте, даже с ворчанием и брюзжанием.
Вопрос: А влияние популистских идей левых Латинской Америки?
Ответ: Подъем популистских идей конечно же дает кубинскому политическому режиму передышку, но одновременно только отдаляет его от наиболее ясных и радикальных революционных и автономных течений, учитывая, что те не питают чрезмерных иллюзий в отношении таких правительств, как правительства Чавеса, Моралеса, Корреа и Ортеги. Кубинской дипломатии приходилось неоднократно сталкиваться с народными выступлениями в Венесуэле, Боливии, Эквадоре или Никарагуа. С другой стороны, нынешний популистский цикл в Латинской Америке следует рассматривать всего лишь как попытку развития и формирования регионального капитализма. Этот цикл хрупок и зависит от множества колебаний, что не дает кубинскому правительству никаких длительных гарантий. Это одна из причин, по которым, как мы полагаем, кубинское правительство играет в перевод стрелок назад и пытается выиграть время. Пока что популистские правительства обеспечивают ему идейно-политический тыл, но наиболее настоятельная проблема для кубинского режима коренится не здесь, а в том, что оно не в состоянии как следует накормить население, но должно попытаться достичь этого, прежде чем блок латиноамериканского регионального капитализма сформируется более или менее твердо.