BlackFlag
18-07-2012 18:51:31
По поводу проекта "Организационной платформы", опубликованной "Группой русских анархистов в изгнании"
Опубликовав в октябре 1926 г. свой проект "Организационной платформы", "Группа русских анархистов в изгнании" выдвинула его на широкое обсуждение в либертарной среде.
Будучи совершенно не согласны с Группой относительно многих фундаментальных или важных положений проекта, нижеподписавшиеся российские анархисты попытались высказать свою точку зрения на затронутые в нем проблемы.
+ + +
По своему существу "Платформа" может быть разделена на три части: 1) общие принципы; 2) практические положения: экономические, политические, стратегические, тактические, относящиеся к социальной революции, 3) организационные предложения.
В том, что касается общих принципов, "Платформа" почти исключительно сводится к краткому изложению известных общих идей революционного коммунистического анархизма. Однако уже здесь мы обнаруживаем некоторые специфические заявления, с которыми не можем согласиться. Что же касается практических и организационных положений, то здесь наше несогласие чрезвычайно велико.
+ + +
Начнем с нескольких тезисов, имеющих характер исходного пункта (см. введение в "Платформу")
1. Говоря о причинах слабости анархистского движения, авторы "Платформы" заявляют, что "самой большой и главной является отсутствие в анархическом мире организационных начал и организационных отношений".
Мы не разделяем этого мнения. И мы считаем свое несогласие важным именно потому, что это исходный пункт, который призван внушить товарищам мысль о необходимости централизованной и "руководящей" организации - партии, которая "выработала бы в анархизме генеральную линию для всего движения". Это именно тот исходный пункт, который ведет их к преувеличенной оценке роли и значения организации.
Подчеркнем, что мы отнюдь не против того, чтобы анархисты организовались. Мы прекрасно сознаем все зло, причиненное хаотическим состоянием либертарного движения и считаем создание сплоченной, согласованно работающей анархистской организации одной из наиболее насущных задач. (Мы разделяем здесь точку зрения активистов украинского либертарного движения 1918-1919 гг., которое не только проповедовало, но и создало такую организацию и в организованной работе объединило почти всех активистов на Украине). Но оценивая сам характер нашей дезорганизации и соответственно смысл и предназначение нашей организации иначе, чем это делает "Группа русских анархистов в изгнании", мы совершенно иначе понимаем существо и форму такой организации. Несколько предвосхищая, скажем здесь лишь следующее. Не думая, что организация может побороть и победить все наши беды, не думая, что именно она прежде всего и может освободить нас от всех наших ошибок, короче говоря, не преувеличивая ее значение, мы не видим ни необходимости, ни пользы в том, чтобы приносить в жертву организации принципы, то есть вместе с грязной водой дезорганизации выплескивать и ребенка - сам либертарный дух.
Но о проблеме организации как таковой мы поговорим далее (в последней главе). Здесь мы ограничимся следующим сюжетом: нашим состоянием дезорганизации как главной причиной слабости нашего движения.
По нашему мнению, главные причины этой слабости таковы:
а) неясность многих основополагающих идей нашей концепции, например: понимание социальной революции, насилия, коллективного творчества, переходного периода, диктатуры, организации и т.д. "Платформа" говорит, xто "дезорганизованность гнездится" в "противоречивой идеологии", "бесконечных шатаниях в области важнейших вопросов теории и тактики", "уродствах идеологического порядка". Но авторы "Платформы" с самого начала немедленно лишают этот диагноз всякого серьезного значения, поскольку сводят эти теоретические шатания всего лишь к "извращенному представлению личного начала в анархизме", к "разгильдяйству", "распущенности и безответственности". (Мы же считаем, что эти шатания имеют куда более глубокий и серьезный характер и именно в этом видим одну из главных причин нашей слабости).
Далее, авторы "Платформы" поступают, по нашему мнению, слегка в стиле врача, который лечит одну болезнь лекарствами от другой болезни, точнее, лекарствами не от самой этой болезни, а от ее последствий. Действительно, товарищи полагают, будто наилучшее средство борьбы от "теоретических и идеологических шатаний" состоит в разработке строго определенной и однородной программы и в создании на этой основе твердой организации. Мы же считаем, с одной стороны, что никакая серьезная программа, никакая имеющая ценность организация не могут быть созданы без предварительного устранения теоретических шатаний, и что, с другой стороны, никакая "программа" или "организация", возникающая невзирая на эти шатания, не сможет их устранить. Ведь фундаментальную беду теоретических и идеологических колебаний можно лечить лишь адекватным лекарством - углубленной теоретической работой, направленной на менее проясненные проблемы, их полный и решительный анализ. Борьба с фундаментальной болезнью теоретических шатаний поборет и ее последствия - дезорганизацию, но не наоборот. Вот почему мы считаем, что обратный метод, предложенный в "Платформе", не приведет к победе ни над фундаментальной ошибкой шатаний, ни над ее последствием - дезорганизованностью.
б) Трудности с восприятием либертарных идей в современном мире, который вращается исключительно в круге диаметрально противоположных идей этатизма, авторитета, политики и заражен бесчисленным множеством предрассудков, теснейшим образом связанных с этими последними, представляют собой трудно преодолимое препятствие на пути пропаганды анархистской идеологии.
в) Умственное состояние современных масс, не имеющих ни средств, ни желания доискиваться причин, анализироваться, сравнивать и в результате все еще по-прежнему ищущих наиболее легкий путь наименьшего сопротивления., следуя рецептам, которые предлагаются демагогами всех видов.
г) Общие и безжалостные репрессии против анархистского движения, как только оно начинает делать серьезные успехи.
д) Сознательный отказ анархистов использовать обычное и мощное оружие всех политических партий (и прежде всего большевистской) - демагогии и позы никогда не ошибающихся лидеров, вождей, спасителей.
е) Отказ анархистов от любой искусственно навязанной организации и от любой искусственной дисциплины, которые составляют временную (хотя и приносящую свои плоды) силу политических партий.
Дезорганизованное состояние анархистского движения (равно как и его общая слабость), по нашему мнению, таким образом, само является фатальным и естественным следствием вышеперечисленных (и иных) причин, а не "главной" причиной этой слабости. Для того, чтобы победить следствия, надо бороться не только с ними, но и, насколько это в наших силах, с их причинами.
II. Другой исходный момент. Авторы "Платформы" отвергают "как теоретически и практически несостоятельную мысль, создать организацию по рецепту "синтеза", то есть организацию из сторонников различных течений в анархизме". "Включив в себя разнородный теоретически и практически элемент, - объясняют они, - организация эта явится ничем иным, как механическим соединением лиц, смотрящих по-разному на все вопросы анархического движения, и при ближайшем жизненном испытании неминуемо распадется".
Мы вынуждены констатировать, что авторы "Платформы" по меньшей мере неточно передают идею анархистского "синтеза", за который мы выступаем. Вот почему они и "отвергают" ее одним мановением руки. Но эта идея не имеет ничего общего с "механическим набором индивидов, по разному понимающих все вопросы анархистского движения". Основа здесь совершенно иная.
Идея "синтеза" служила основой вышеупомянутой украинской либертарной организации "Набат". Ее основа состояла в следующем. (Поскольку заграничные товарищи все еще недостаточно знакомы с движением "Набат", позволим себе остановиться на этом более подробно).
Уже в 1918 г. многие анархисты, боровшиеся на Украине, поняли, как сегодня авторы "Платформы", что "пора анархизму выбраться из трясины дезорганизованности, уйти от бесконечных шатаний в области важнейших вопросов теории и тактики и стать на путь ясно осознанной цели и организованной коллективной практики". Но сделали они это совершенно иным образом.
Авторы "Платформы" прибегли к методу, который, в сущности, не содержит в себе ничего нового, - просто объявить тезисы течения анархистов-коммунистов единственно верными и занять негативную позицию по отношению к индивидуалистическому анархизму и анархо-синдикализму.
Товарищи из "Набата" рассуждали иначе. За исходный пункт они взяли убеждение, что во всех тенденциях анархизма имеются некоторые верные, точные, иногда очень важные положения, которые могут быть признаны и разделяться сторонниками различных тенденций. Отсюда предложение всем честным и деятельным активистам различных течений, стремящимся избежать распыления анархистского движения, сосредоточиться не на том, что разделяет течения, а на том, что может их сблизить. Они предложили всем активистам найти и установить те положения, которые могут их объединить, сделать их своими и эффективно соединиться, образовав общую основу для всех течений, попытавшись отодвинуть на второй план все, что их разделяет, когда речь заходит о практической и активной работе.
С тем, чтобы помочь товарищам найти и конкретно установить то, что является справедливым и приемлемым для всех в различных течениях анархистской мысли, что могло бы сблизить и соединить эти течения, было необходимо провести определенную теоретическую работу, а именно: исследовать в различных тенденциях определенные справедливые положения, могущие быть признаны всеми; оценить и сформулировать эти положения так, чтобы они могли служить наброском платформы согласия; привлечь к нему внимание активистов различных тенденций. Эта теоретическая работа была запланирована незамедлительно. В ожидании этого, в спешке дней и с учетом живой, экстренной потребности, которая ощущалась повсюду, были быстро намечены и сформулированы в "Декларации" конференции "Набата" в Курске (ноябрь 1918 г.) лишь некоторые существенные штрихи платформы согласия. Позднее они были подтверждены на конгрессе в Елизаветграде ( апрель 1919 г.). Эти несколько штрихов в немногих словах таковы:
1. Фундаментальным принципом экономической организации и материальной основой нового общества может быть только либертарный коммунизм, наступление которого составляет немедленную позитивную, созидательную сторону процесса социальной революции.
Как следствие, любая идея "переходного периода" между капиталистическим обществом и наступлением нового общества, основанного на либертарном коммунизме, должна быть отвергнута как несовместимая с самой идеей социальной революции.
2. Основным методом действий и организации нового общества является синдикализм (этот термин у российских товарищей означает рабочие организации, в какой бы то ни было форме). Это означает, что без позитивного (созидательного) и скоординированного действия классовых организаций, созданных, консолидированных и связанных между собой трудящимися массами, великая созидательная проблема социальной революции - наступление экономических основ нового общества - не может быть выполнена.
3. Основная цель, ведущий дух всего процесса, смысл самого существования социальной организации - гармоничный и полный расцвет свободной и творческой индивидуальности. Интересы свободной и творческой личности должны направлять любое социально-революционное действие.
Таким образом, были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм (в широком понимании) как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса.
Было констатировано, что все три подхода - коммунизм (либертарный), синдикализм, индивидуализм - по сути есть лишь три существенных элемента одного и того же целостного процесса: достижение методами классовой организации и классового действия трудящихся масс ("синдикалистский" метод) анархического коммунистического общества, которое призвано служить необходимой социальной базой для полного расцвета свободной индивидуальности.
Все честные и активные либертарии были приглашены принять на практике этот синтез, осознать, что для анархистского активиста не имеет никакого смысла отрывать по глубине или по времени индивидуализм от коммунизма и коммунизм от синдикализма.
Последовавшие за этим бурные события помешали осуществлению запланированной задачи разработки хорошо обоснованной теоретически и глубоко проработанной синтетической платформы объединения. Это дело остается незавершенным до сих пор. Но важно, и это ясно вытекает из нашего рассказа, что речь не шла и не могла идти о механическом наборе индивидов - но о органическом (и, разумеется, организационном) объединении активистов на основе общих здраво обдуманных и сознательно одобренных положений. (Авторы и издатели нынешнего ответа на "Платформу" сделают все возможное для незамедлительной публикации исторического исследования о либертарном движении на Украине - "Набате" и, прежде всего, французского перевода "Декларации" и резолюций из Курска и Елизаветграда. Заграничные товарищи найдут там интересные и поучительные документы. А пока процитируем только отрывок из резолюций конгресса в Елизаветграде 2-7 апреля 1919 г.: "Наша организация отнюдь не является механическим набором анархистов различных тенденций, каждый из которых отстаивает свою точку зрения и потому не в состоянии оказать широким трудящимся массам идеологическую помощь в их поисках, но является союзом товарищей на основе: 1) принципиального согласия по определенным фундаментальным положениям и 2) понятой необходимости регулярного и организованного совместного действия"). Каждый товарищ, вступавший в конфедерацию "Набат" тем самым объявлял о своей солидарности со сформулированными общими положениями и признавал их. Все члены конфедерации сочли, что при этих условиях особые мнения, разделявшие активистов, перестают быть преградой для объединения движения и живой работы анархистской организации. Последовавшая жизненность и сила конфедерации "Набат" полностью оправдала эту точку зрения. И несмотря на все "испытания жизнью" (а их было немало в практике "Набата"!), эта организация не рассыпалась. Как известно, она была разрушена большевистской властью, причем после долгого и упорного сопротивления.
Нижеподписавшиеся российские анархисты, некоторые из которых принимали непосредственное участие в революции, до сих пор остаются сторонниками этого метода либертарной организации. Они считают бесплодным обратный метод, предлагаемый "Группой русских анархистов в изгнании": метод "отбора", раскола.
Авторы "Платформы" говорят нам о необходимости "положить конец непрерывным шатаниям в важнейших теоретических и тактических вопросах". Но неужели они всерьез надеются "положить конец" этим шатаниям, еще раз просто повторяя общие принципы анархического коммунизма, примешивая к ним некоторые моменты, проистекающие из их собственной изобретательности, и объявляя всю эту смесь неколебимой истиной, а всех не разделяющих их мнение - еретиками и врагами? Мы полагаем, что этот старинный "метод" может послужить только продолжению самих "шатаний".
Чтобы покончить с "Введением", кратко остановимся еще на двух пунктах.
III. Анархистская партия. Достойно сожаления, что авторы "Платформы" не осмелились ясно и открыто сказать, что они стремятся к созданию анархистской партии. (Позднее тов. Аршинов наконец-то ясно заявил в статье в №109 "Либертер", что он хочет создания анархистской партии). Они ограничиваются робким цитированием фразы Кропоткина из предисловия к изданию "Парижской Коммуны" Бакунина (издание 1892 г.). Однако контекст этого предисловия в целом ясно говорит л том, что речь там идет не об организации партии в нынешнем смысле слова, а о создании в России организованного либертарного движения - две совершенно различные вещи. Более того, в 1880-е - 1890-е гг. слово "партия" еще не имело того значения, которое оно приобрело сегодня. В настоящее время партия, с организационной точки зрения, означает строго централизованный аппарат, механизм, превращающий в автомат и навязывающий дисциплину, носящий политический характер, причем каждая часть, каждый, даже самый малый винтик должны быть абсолютно подчинены центральному регулировщику. Если авторы "Платформы" рассчитывают устранить шатания и состояние дезорганизованности, тем более в рядах анархистов, с помощью создания такой "организации", они очень быстро обнаружат полное бесплодие своей попытки. Понимая сущность и цель либертарной организации совершенно иначе, мы со всей уверенностью и решительностью выступаем против любой попытки создать анархистскую партию. По нашему мнению, это не более чем крайне узкая, односторонняя и, как следствие, порочная концепция анархизма, его слабостей и, наконец, цели анархистской организации, которая внушает товарищам идею партийного механизма.
Поскольку авторы "Платформы" не высказывают свою мысль до конца, мы сейчас больше не будем на этом останавливаться.
IV. "Анархизм является не красивым воображением, не кабинетной мыслью философа, а социальным движением трудовых масс", - говорят авторы "Платформы". Мы считаем, что синтетический принцип и здесь был бы более обоснован и применим: анархизм объединяет в себе все три элемента - прекрасную идею, научное и философское мышление и, конечно же, великое социальное движение трудовых масс. И мы полагаем, что эта синтетическая концепция анархизма нимало не препятствует организации анархистского движения.
+ + +
В той части "Платформы", которая касается общих принципов анархизма, есть несколько положений, которые мы считаем отклонением от либертарной концепции и, соответственно, отвергаем полностью или частично.
I. Анархизм как классовая концепция.
Нет ничего проще чем заявить: анархизм - это классовая концепция, или же сказать: анархизм является общечеловеческим, или же: анархизм - это доктрина индивидуальной свободы Любое из этих заявлений можно провозгласить и "обосновать". Но, по нашему мнения, все они, по сути, претендуют на исключительность и недоказуемы. Мы полагаем, что и в этом случае необходим синтетический взгляд.
Одни говорят, что анархизм - классовая концепция. Они восстают против "любой попытки придать ему общечеловеческий характер". Другие заявляют, что анархизм носит именно такой характер и объявляют "марксистским извращением" любую идею придать ему классовый характер. Третьи провозглашают, что анархизм - доктрина индивидуалистическая , не имеющая ничего общего ни с "классом", ни с "человечеством"... Мы считаем, что вместо всего этого следует понять, что анархизм - это синтез элементов - классовых, общечеловеческих и индивидуальных. Необходимо попытаться теоретически и практически определить место, роль и значение каждого из этих элементов в общей либертарной концепции.
Мы особенно настаиваем на необходимости подобного определения. Действительно, многие анархисты-коммунисты заявляют, что их концепция - анархический коммунизм - уже представляет собой в достаточной мере синтез этих трех элементов. Мы же считаем такое заявление претенциозным и плохо обоснованным. Если бы оно было верным, противоречий бы не существовало. И в первую очередь, задача состоит не в том, чтобы провозгласить, что анархический коммунизм достаточно учитывает все три элемента, а в том, чтобы ясно определить, уточнить место, которое каждый из них должен занимать в анархизме, и координацию, которая должна существовать между ними. Если бы эта задача была выполнена, споры на сей счет прекратились бы. Но нет! Конечно же, она еще далека от выполнения, но мы считаем ее осуществление возможным и совершенно необходимым. Разумеется, этот путь весьма труден. Но другого мы не видим.
Заявляя, что анархизм - это классовая доктрина, что он "не продукт индивидуальных творений" и "не есть в какой бы то ни было степени продукт общечеловеческих стремлений", авторы "Платформы" лишь повторяют мнение о партии анархистов; мнение, на которое другие либертарии - и более всего как раз анархисты-коммунисты - отвечают им, что анархизм и есть прежде всего продукт общечеловеческих устремлений и т. д... Каждый остается при своем мнении, и вопрос не продвигается ни на пядь.
Не имея, разумеется, намерения исчерпать проблему в рамках краткого ответа, сформулируем, тем не менее, более точно наши положения, противоположные "Платформе".
Анархизм служит носителем как классового элемента, так и человеческого и индивидуалистического элементов. Он синтетичен и плюралистичен, как сама жизнь. Именно в этом состоит фундаментальный момент, отличающий его от монистической концепции марксизма. Задача анархистов, как мы говорили, - определить место, роль и значение каждого из этих элементов в анархизме и уметь руководствоваться в соответствие с результатами этого анализа в выводах и конкретных построениях.
Мы полагаем, что классовый элемент в анархизме теснейшим образом связан с вопросом о методе освободительной борьбы, общечеловеческий элемент связан с основами общих принципов и моральным фундаментом либертарной концепции, идейной возвышенностью либертарной борьбы и с проблемой материальной и организационной базы нового рождающегося общества, а индивидуалистический элемент связан с философской основой и наиболее развитыми конечными устремлениями либертарной мысли.
Совершенно естественно, что проблема метода борьбы (и, тем самым, классовый элемент анархизма) встает как наиболее важная и конкретная проблема именно в настоящую эпоху, в существующем обществе. Поэтому нас не удивляет, что некоторые товарищи интересуются, в первую очередь, этой стороной вопроса, погружаются исключительно в этот классовый элемент анархизма, раздувают его сверх меры и не желают ничего знать о других элементах. Мы можем понять это, но не оправдать. Было бы правильно отныне и навсегда учитывать все три элемента в анархизме, что отнюдь не мешает товарищам проявлять предпочтительный интерес к той или другой стороне дела (к методу, к основе или к философии), концентрировать свое внимание и свою активность на этой, предпочтительной им стороне. Но эти товарищи должны обладать достаточной широтой ума, чтобы при всем их личном интересе к тому или иному данному элементу быть в состоянии признать наличие других элементов и равное право товарищей с иным складом ума интересоваться ими. К несчастью, обычно такой широкий, терпимый и справедливый взгляд у нас совершенно отсутствует. Вот что происходит в наших рядах. Сторонники общечеловеческого истолкования считают свою точку зрения исчерпывающей и единственно верной и называют сторонников классовой версии "марксистами", а те, в свою очередь, по причине собственной умственной ограниченности, объявляют собственное видение единственно анархическим, активно сближаются с монизмом марксистов и называют других "либералами". Что же касается сторонников индивидуалистического истолкования, то эти последние в своей исключительности объявляют "неанархистами" и тех и других, а взамен получают в свой адрес кличку "разгильдяев", "сторонников дезорганизованности" и "представителей буржуазного анархизма" и т.д. И надо признать, что и они дают основания для такого рода определений по причине своей нетерпимости и нежелания принимать во внимание другие сущностные элементы проблемы помимо интересов индивидуальности.
Мы полагаем, что товарищи, которые подобно "Группе русских анархистов в изгнании" принимают во внимание сегодня лишь один из элементов анархизма (будь то классовый, человеческий или индивидуальный), искажают всю либертарную концепцию, сводят ее к одному единственному измерению и могут, следовательно, впасть в глубокие ошибки, что, по нашему мнению, сейчас и происходит с русской группой.
Мы полагаем, что многие отклонения в "Платформе" коренятся как раз в этой чрезмерно узкой и односторонней интерпретации анархизма как исключительно классовой концепции. И поскольку эта интерпретация, по нашему мнению, не соответствует реальности, мы убеждены в том, что она не может объединить и эффективно организовать более или менее значительные кадры анархистов.
II. Наш общий взгляд на социальную революцию в основном не отличается от взгляда русской группы. В целом, такие разделы "Платформы", как "Анархизм и анархический коммунизм" (кроме тезисов, о которых говорилось выше), "Отрицание демократии", "Отрицание государства и власти", лишь чрезвычайно сжатое повторение принципов, давно утвердившихся в анархизме, ясное и солидное. Они не вызывают у нас существенных возражений.
Отметим, однако, что в разделе "Анархизм и анархический коммунизм" есть один пункт, которому не хватает ясности: а именно, тот, где речь идет об отношении победивших трудящихся масс к нетрудящимся классам, которые "сохранятся наряду с Анархическим Коммунизмом". Но поскольку эта проблема дополнительно обсуждается в "конструктивной части" (см. раздел о производстве) и в дополнении к "Платформе", мы займемся им при анализе практических положений "Платформы".
III. Первые важные расхождения между авторами "Платформы" и нами появляются в связи с положениями 6-го раздела "Общей части" - "Роль масс и роль анархистов в социальной борьбе и социальной революции".
Основная идея этих положений такова: необходимость руководить массами и событиями.
В наших рядах с давних пор "ходячей монетой" была диаметрально противоположная идея. Заявлялось, что просвещенные личности или идеологические организации не только не должны руководить массами, но, напротив, в подлинно революционных движениях они должны всего лишь следовать за движением. "Не наше дело учить массы, скорее, мы должны уметь учиться у масс, чтобы не плестись в хвосте движения" - такова была формула, весьма распространенная среди нас. Для обоснования справедливости этой формулы приводились многочисленные примеры из прошлых революций и из русской революции.
Мы вынуждены констатировать, что она всегда оставалась весьма поверхностной. По существу, это заявление не говорило ничего; оставался открытым принципиальный вопрос - о взаимоотношении между революционной массой и просвещенными группами или идейными организациями.
(Одно из преимуществ политических партий составляет именно то обстоятельство, что для них проблема этих взаимоотношений давно уже решена раз и навсегда. Это решение известно:
1. Необходимо руководить массами и событиями.
2. С этой целью необходимо сознательное инициативное меньшинство, идейный и элитарный коллектив, специально созданный массами.
3. Этот коллектив должен быть хорошо организован (партия).
4. Этот хорошо организованный коллектив должен иметь инициативу во всех областях социальной революции, и т.д.)
Увы! Вместо того, чтобы независимо и глубоко изучить проблему, углубить ее и решить, найдя решение, авторы "Платформы" сегодня с той же легковесностью провозглашают тезис, диаметрально противоположный предыдущему - о необходимости руководить массами. И их тезис в малейших деталях совпадает с тезисом политических партий, что читатель может без труда обнаружить сам, внимательно прочитав заключительные строки 6-го раздела, начиная со слов "Роль анархистов в революционный период...".
Разумеется, авторы "Платформы" всячески стараются, чтобы предлагаемое ими "руководство" не спутали с соответствующей политикой "государственнических партий". Они говорят об "идейном руководстве". В "Дополнении к "Платформе"" они старательно подчеркивают, что "не следует, ни в коем случае нельзя понимать действие по руководству революционными событиями и революционным движением масс с точки зрения идеи как стремление анархистов взять в свои руки строительство нового общества". Но что же делать, если это понимается именно так? И надо признать, что в "Платформе" есть не одно место, которое заставляет придти именно к такому заключению. Сама необходимость настоятельной просьбы "не спутать" свидетельствует о том, что путаница имеет свои резоны...
Сравните идею о необходимости руководить массами с идеей, рассыпанной в тексте самой "Платформы": необходимость партии, ясной политической линии в анархизме, определенной программы; необходимость руководить профсоюзным движением (см. раздел "Анархизм и синдикализм"); необходимость политически руководимого органа борьбы с контрреволюцией (см. раздел "Защита революции")... Прочитайте внимательно последние строки "Платформы": "Являясь, главным образом, организацией социальной революции..., Всеобщий союз анархистов равномерно опирается на два основных класса современного общества - на рабочих и крестьян и в равной мере служит делу освобождения обоих. В отношении городских рабочих и революционных профорганизаций, Всеобщий союз анархистов должен проявить все усилия, чтобы стать их пионером и идейным вождем". Прочитайте и проведите параллели между всем этим, и вы поймете, что весь этот ансамбль идей как раз предполагает активное социальное и политическое руководство массами и событиями. Вы ясно обнаружите и конкретные формы этого руководства: наверху - руководящая партия ("Всеобщий союз анархистов"), ниже - высшие рабочие и крестьянские организации, руководимые Союзом, еще ниже - низшие организации, органы борьбы с контрреволюцией, армия и т.д. ... Вы поймете. что авторы "Платформы" предусматривают полное руководство массами и революцией, но не осмеливаются заявить об этом со всей ясностью и определенностью и пытаются с помощью всякого рода оговорок и "настоятельных просьб" скрыть конкретную основу их нового кредо. Что до этих оговорок и просьб, то о них можно сказать только одно: "Слова, слова, слова!..". Что до основы, то она остается неизменной.
Анализируемая нами проблема крайне важна, поскольку ее решение служит основой той или иной тактики и соответствующей формы организации.
Если необходимо руководить массами так, как это говорится в "Платформе", то социалистические партии по существу правы: в этом случае их логика и поведение неуязвимы. Вот почему левые политические течения - левые социалисты-революционеры, максималисты, - почувствовали в "Платформе" нечто близкое им. Действительно, их концепции и тезисы "Платформы" не намного отличаются друг от друга
Ну хорошо! А как же мы, другие представляем себе отношения между массами и идейными организациями?
Мы не приписываем анархистам миссии руководить массами. Мы верим, что они призваны только помочь массам, в той мере, в какой массы в этом нуждаются.
Скажем об этом тезисе немного более конкретно.
В массовых организациях, носящих экономический и социальный характер, анархисты являются составной частью масс, действуют, строят, создают вместе с ними. Среди них для анархистов открывается огромное поле для непосредственной, творческой идейной и социальной работы. Анархисты не должны ни в каком отношении становиться вверху других членов массы в ходе свободного, братского и творческого действия. Они ограничиваются определенным духовным и моральным влиянием на среду, свободным и естественным.
Что же касается их специфических идейных (либертарных) организаций - групп, федераций, конфедераций - то анархисты, как таковые, занимаются там работой по идейной помощи массам, ни в коем случае не принимая положения вождей, стоящих над этими массами, но оставаясь строго идейными активистами, желающими не "вести", а скромно выполнять общественно необходимую работу. Служить моральным и духовным потребностям рождающегося нового общества с помощью устного и письменного слова, широкой культурно-революционной работы, живого и непосредственного примера, - такова должна быть, по нашему мнению, специфическая роль анархистов и анархических организаций, как таковых.
Таким образом, либертарии должны быть, всегда и повсюду, соратниками и помощниками масс и революции. Но ни на шаг больше. Малейшая идея о том, чтобы вести, малейшая претензия на превосходство, на особую миссию руководить массами и событиями, - одним словом, малейший шаг на пути превращения в руководящую элиту, - неизбежным образом ведет к идее необходимости для масс признать эту опеку, подчиниться ей (иначе какой в этом смысл?) и, наконец, к тому, чтобы отделиться от масс, принять облик диктаторов, к тому, чтобы создать привилегии и т.д. и т.п.
Те, кто верят, что должны руководить массами и событиями, неминуемо принимают на себя определенную задачу по решению проблемы, а также своего рода ответственность. Ведь те, кто призван руководить, те, кто определяет себя как носителей великих и трудных общественных функций, те, кто считают себя "обязанными" и "ответственными", - те неминуемо становятся Властью. Пусть авторы "Платформы" пытаются, сколько им угодно, смягчить свое понятие "руководство" прибавлением слова "идейное": это понятие было и остается у них понятием глубоко авторитарным.
В соответствии с самим духом анархизма, революция может стать действительно социальной только при том условии, что сами массы свободно развивают в ходе ее свое творческое действие и что ими не руководит никакая идейная или политическая группа. Иначе нам пришлось бы отрицать за массами способность к творчеству и свободному творческому действию.
В соответствии с духом анархизма, либертарии не должны брать на себя в революции более значительной, более активной, более ответственной роли, нежели любой трудящийся или любая организация трудящихся. Иначе мы должны будем признать элемент Власти.
IV. Весьма характерна позиция авторов "Платформы" в отношении идеи переходного периода.
Платонически, на уровне фразы, они отрицают эту идею (см. главу VII "Платформы" - "Переходный период"). Однако на деле они признают его более, чем кто-либо другой в наших рядах.
В сущности, если в "Платформе" и содержится что-либо новое, то это как раз детальная разработка идеи переходного периода. "Платформа" в йелом нсть ни что иное, как попытка обосновать эту идею и привить ее анархизму.
Эта идея сама по себе не заслуживает порицания. Каждый имеет право выдвигать, исповедовать и защищать ее. Некоторые русские анархо-синдикалисты были среди тех, кто первыми в наших рядах сформулировал ее. Они сделали это открыто и свободно. Идея не привилась. Но действительно новым и типичным в "Платформе" является нежелание авторов признать ее просто, открыто и свободно. Предполагая ее по сути, они пытаются замаскировать ее по форме. Заметим в этой связи, что и в целом эта манера рассуждать несколько путано и неясно, с экивоками и несвободно, равно как и с робкими колебаниями между "с одной стороны, следует заявить, с другой стороны надо признать", - это весьма характерные черты "Платформы", которые вообще не дают понять ее сколько-нибудь ясно и проанализировать ее сколько-нибудь серьезно.
Весьма характерны в этом отношении "Вопросы и ответы" ("Добавление к "Платформе""). Прижатые к стене магистрально сформулированными вопросами одного из товарищей, вынужденные поэтому отвечать на поставленные вопросы четко и прямо, авторы "Платформы" всегда, во всех случаях прибегают к одному и тому же способу ответа, который заканчивается прямо таки смехотворно: "Ну, да, конечно, мы, так же как и вы, считаем..." (следует декларация принципов анархизма, в соответствии с формулой: "с одной стороны, следует заявить..."). "Однако..." (следует временный отказ от принципа, в соответствии с формулой: "с другой стороны, надо признать...").
Вот, к примеру, первая страница "Вопросов и ответов": Вопрос о большинстве и меньшинстве в анархическом движении: "Как правило (выделено в оригинале), мы считаем, что..." (следует общее изложение). "Однако, могут быть моменты..." (следует уступка). В целом, конкретное средство, с помощью которого следует достигать согласия между "правилом" и "моментами", остается совершенно неясным, даже несмотря на присутствие "трех пунктов". Ведь жизнь всегда и без всякого сомнения состоит из "моментов". А что до "правила", без которого Союз, согласно "Платформе". "утратил бы одного из основных мотивов своего существования", то его не удается применить почти никогда. (Речь идет о единой тактической и политической линии). Что же делает Союз, чтобы, как таковой, настоять на этом "правиле"? А если он га нем не настаивает, согласно заявлению самих же авторов, для чего нужно существование "Союза"?
На странице второй: Свободный строй Советов. - "Мы считаем, что в том, что касается их решений..., Советы... будут осуществлять их не с помощью насилия или декретов... Однако (подчеркнуто нами), эти решения должны быть обязательны для всех тех, кто голосовал за них и их санкционировал"
Спрашивается, каким конкретным образом можно будет сделать эти решения обязательными для тех, кто их нарушает, не прибегая к насилию? "Ответ" не дает ответа.
На странице третьей: Анархисты осуществляют руководство массами и событиями с идейной точки зрения. - "Поскольку мы неколебимо убеждены в том, что этатистская тенденция ведет революцию к поражению, а массы - к новому порабощению, наша задача вытекает отсюда с неумолимой логикой: приложить все наши усилия к тому, чтобы революцией руководила анархическая тенденция. Прежний метод наших действий, примитивный метод мелких разрозненных групп, не только не выполняет эту задачу, но, напротив, компрометирует ее... Союз анархистов почти не занимается тем, чтобы разрабатывать тактику рабочего движения или же разрабатывать планы стачек или манифестаций". (Сравните это утверждение с другими идеями авторов о необходимости руководить событиями). "Он занимается тем, что распространяет в профсоюзах свои идеи относительно революционной тактики рабочего класса и различных текущих событий, поскольку эта работа является одним из ее неотъемлемых прав. Однако, в деле пропаганды своих идей анархисты должны быть в строжайшем согласии, как между собой, так и с делом общей анархистской организации, к которой они принадлежат и от имени которой они ведут идейную и организационную работу в профсоюзах. Организованный характер либертарной работы и согласование анархистского действия не имеют ничего общего с элементами власти". Слова, слова, слова!... Попробуйте понять из этой анфилады фраз, как Анархистский союз конкретно будет вести себя, настаивать на своем в случае несогласия. Ведь в этом и состоит весь вопрос. Он не будет настаивать на своем? Тогда для чего нужно его существование? Он станет настаивать? Тогда как он сделает это без "элементов власти"?
На странице четвертой: Защита революции. - "Кому может быть непосредственно подчинена армия в политическом отношении? Трудящиеся не представляют из себя один орган и одно целое. Они представлены многочисленными экономическими организациями. Именно этим организациям в лице их высших органов объединения будет подчинена армия... Идея революционной армии трудящихся должна быть или отвергнута, или принята. Но если армия признана, должен быть также признан принцип подчинения этой армии рабочим и крестьянским организациям". Вы осмелитесь утверждать, что это не переходный период?
На странице пятой: О свободе печати, слова, организации и т.д. - "Монополия на печать и слово, их принудительное ограничение догматическими кадрами единой партии убивают любое доверие к монополистам и их печати. Если свободное слово удушено. Это означает желание скрыть истину... Однако, могут возникать определенные особые моменты, когда печать, или, лучше сказать, злоупотребление печатью, может быть ограничено по соображениям пользы для революции" (Подчеркнуто нами). Вот снова конфликт между "правилом" на устах и "моментами" в области действий. С одной стороны, с другой стороны... И хотя авторы "Платформы" пытаются скрыть основу, заявляя, что эти "моменты" - всего лишь "определенные особые моменты", основа остается: свобода печати может быть ограничена. Не есть ли это элемент власти? Не есть ли это переходный период?...
На странице шестой: Правильное истолкование анархистского принципа: "От каждого по его способностям, каждому по его потребностям". - "Вне всякого сомнения, этот принцип является краеугольным камнем анархического коммунизма... Однако (подчеркнуто нами), это общая декларация принципов, касающаяся проблемы анархического строя. Необходимо отличать его от первых дней социальной революции". Снова и всегда эти священные "моменты"!... И вы говорите, что переходного периода не будет?...
Для нас совершенно ясно, что идея необходимости руководить массами и событиями фатальным образом предполагает идею неспособности масс самих быть хозяевами событий, идею необходимости элементов власти и, как следствие, идею переходного периода. Все эти идеи, пусть даже скрытые и замаскированные, составляют самую сущность "Платформы": сущность, которая прорывается среди фраз.
Понимая совершенно иначе роль масс и роль анархистов (о чем мы уже говорили выше), а также весь процесс социальной революции в целом, мы не ограничиваемся тем, что отвергаем переходный период на словах, в форме выражения некоего "правила" с бесконечными "исключениями": нет, мы практически не видим возможности для переходного периода.
Для нас сама сущность социальной революции состоит в том, что широкие трудовые массы, стремящиеся к революции вследствие гигантского процесса социального разрушения и подготовленные рядом событий и историческим опытом (негативный результат большевистского опыта руководства массами, безусловно, сыграет здесь решающую роль) к тому, чтобы самим совершить дело созидания, предпринимают, наконец, эту позитивную работу свободно, активно и со знанием дела. И мы считаем, что как только массы встанут на путь подлинной социальной революции и ее созидательной работы, эта революция станет естественным началом формирования анархического общества, и все совершенно не анархические уступки, на которых так настаивает "Платформа" и которые составляют ее подлинную сущность, будут избегнуты также совершенно естественным образом.
Мы поговорим о некоторых других аспектах этой проблемы в параграфе о защите революции.
V. Позиция, занятая авторами "Платформы" в отношении синдикализма, также весьма типична и, с нашей точки зрения, совершенно неправильна. (см. главу "Анархизм и синдикализм").
Согласно "Платформе", анархисты должны входить в синдикалистское движение в качестве "строго организованного анархического коллектива", призванного осуществлять "идейное руководство им" и руководимого, в свою очередь, в своих действиях "общей анархического организацией".
Итак, встает фундаментальный вопрос: как авторы "Платформы" представляют себе конкретно эту работу "общей анархической организации": руководить профсоюзным движением через посредство организованных анархических групп?
Как признают они сами, синдикалистское движение - это революционное "профессиональное движение трудящихся". Его жизнь, его существо - это конкретная классовая борьба. В "Вопросах и ответах" авторы "Платформы" объясняют, что "Союз анархистов не занимается выработкой тактики рабочего движения или разработкой планов стачек или манифестаций". Однако, вся деятельность синдикатов - это как раз тактика, стачки, манифестации и т.д. Что же будет делать Союз анархистов в синдикатах, если он хочет идейно руководить ими? И, прежде всего, что он станет делать, если тактика или другая деятельность синдикатов будут не совпадать с идеями и директивами Союза анархистов? Будет ли он настаивать на собственной тактике? Или он будет терпеть тактику синдикатов, какова бы она ни была? В первом случае, он, очевидно, станет в действительности вырабатывать собственную тактику рабочего движения. В противном случае, в чем же будет состоять его руководящая миссия?
Мы хотим сказать следующее: Если Союз анархистов предполагает сохранить и уважать точку зрения независимости синдикалистского давижения , в уверенности, что это последнее, в конечном счете, по своей собственной инициативе встанет на путь анархизма, подталкиваясь силой обстоятельств и нашей пропаганды (такова наша точка зрения), - тогда зачем весь этот грандиозный шум вокруг необходимости вести синдикализм? Если же речь идет, напротив, о том, чтобы анархисты предложили и защищали в конкретной жизни, в деятельности и в борьбе синдикатов свою тактику, выработанную "общей анархической организацией", то почему не сказать об этом ясно и открыто, как это говорят, к примеру, большевики?
Анархисты никогда не отказывались от того, чтобы оказывать общее идейное влияние на синдикализм. Что это влияние должно осуществляться более организованным образом, никто не видит лучше, чем мы. Но что касается того, чтобы наложить руку на синдикалистское движение, - да, это мы отвергаем, как и отвергали это всегда.
Авторы "Платформы" полагают, что французское синдикалистское движение свернуло с правильной дороги именно потому что анархисты не сумели систематически вести его. Мы не разделяем этого мнения. Нынешний уклон французского синдикализма имеет своей причиной не тактическую ошибку анархистов, но ряд материальных фактов: войну и ее последствия, оборот, который приняла русская революция, и другие. Разительный пример естественной "анархизации" синдикализма дает Аргентина, где синдикализм является либертарным не потому, что анархисты подчинили его себе, а потому что в Аргентине и в некоторых других странах не возникло причин, которые помешали его нормальному развитию во Франции.
+ + +
Переходим к практической ("конструктивной") части "Платформы". Здесь наши разногласия становятся особенно разительными.
I. Производство. - Прежде всего, мы должны упрекнуть "Платформу" в совершенно недостаточной разработке этого сюжета. Проблема организации нового общественного производства в дни революции настолько важна и сложна, что ее анализ должен был бы занимать в "Платформе" одно из первых мест. Однако, ей посвящены лишь несколько строк, несколько общих фраз.
Фундаментальный вопрос организации нового производства таков: будет ли это производство централизованным и регулируемым по общему плану, составленному и выдвинутому заранее, как это представляют себе, к примеру, большевики, или оно будет, напротив, децентрализованным и основанным на строго федералистских принципах?
Далее, следовало бы изучить, насколько это возможно, сами формы того и другого типа производства.
Ни тот, ни другой вопрос не освещены в "Платформе". Насколько можно судить по нескольким фразам в соответствующей главе, авторы "Платформы" представляют себе централизованное производство, регулируемое в соответствии с точным планом. Действительно, они говорят о "едином" производстве, в котором "организаторские функции... перейдут к специально созданным рабочими массами органам управления - рабочим советам, фабрично-заводским комитетам или рабочим фабрично-заводским управлениям". И далее они говорят, что "органы эти, связанные между собою в пределах города, области и затем всей страны, образуют городские, областные и наконец всеобщие (федеральные) органы руководства и управления производством. Будучи избираемы массой и находясь под ее постоянным контролем и воздействием, они постоянно будут обновляться, осуществляя идею подлинного самоуправления масс".
Как видно, авторы "Платформы" представляют себе процесс производства полностью "механизированным", "схематизированным". Согласно им, единственным коррективом в этой механизации станет выборность в управлении производством.
Мы не верим, что принцип выборности "органов руководства и управления производством" может оживить мертвый процесс, механический по самой своей сути.
Мы представляем себе процесс производства гораздо более живым, более творческим. Мы изображаем себе участие в нем широких слоев населения не только в форме избирательных функций, но и в форме эффективного и немедленного участия этих масс в самом осуществлении производственных задач, в организации самого процесса производства.
Конечно, мы не отрицаем необходимости всякого рода институтов связи, координации, соединения: комитетов, администраций, экономических советов и т.д., поскольку будет ощущаться живая и конкретная потребность в такого рода организациях. Но не следует забывать об одном: как только речь идет о каких-либо постоянных организациях, имеющих строгий характер, анархисты не могут не выражать беспокойства насчет их неизбежных негативных свойств, в особенности, их тенденции к окостенению, их склонности к определенной инерции, к бюрократической рутине, к авторитарным действиям, той легкости, с которой они отрываются от масс и т.д. и т.п. С нашей точки зрения, выборы новых членов не смогут, как это воображают авторы "Платформы", уравновесить эти недостатки. Это совершенно разные вещи. Наравне с комитетами, советами и т.д., во всех уголках страны, повсюду и всегда должны возникать активные и полные жизни организации, "спонтанные", как говорили раньше, "подвижные". Как предпочитаем говорить мы сегодня, созданные ad hoc, с целью осуществления некоторых определенных и немедленных задач.
В разгар строительства, в разгар развития нового производства тысячи потребностей и проблем будут ежедневно возникать повсюду, где люди что-то делают и трудятся. Решение всех этих проблем ни в коем случае нельзя автоматически (механически) возлагать на существующие организации, слишком тяжелые и окостеневшие: нет, эта задача ляжет на организации живого и быстрого действия, созданных для этой цели и состоящие из всех тех, кто захочет и сможет взять на себя решение той или иной конкретной производственной задачи. Эти подвижные организации абсорбируют, немедленно, реально займут трудовые массы на фабриках, на полях, повсюду, где будет возникать надобность. Как только потребность будет удовлетворена, эти организации прекратят свое существование. Сеть таких активных, творческих организаций, создающихся и распускающихся во всех населенных уголках действительно обеспечит активное, творческое, плодотворное участие широких трудовых масс в этом общественном производстве. А что касается определенных и "механических" организаций (комитетов, советов и т.д.), они будут служить местом связи, соединения, придания регулярности, необходимых для всей этой творческой активности.
Вот что говорилось на сей счет в резолюции, единогласно принятой конгрессом "Набата" в Елизаветграде в апреле 1919 г. (пункт повестки дня: О положительной работе анархистов):
"Съезд обращает особенное внимание товарищей на следующее существенное положение:
Отнюдь не следует ограничиваться одними только зафиксированными (застывшими) формами рабочих организаций. Можно и необходимо рекомендовать рабочим создавать, кроме того, свои живые, "подвижные" организации для "потребностей дня", - организации, выдвигаемые живой, действенной массой и прекращающие свое существование по миновании надобности в них. При наличности таких организаций масса сумеет на деле стать живым творцом своего дела. На фиксированные, постоянные формы организаций ляжет при этом, в конце концов, работа, требующая деятельности именно таких постоянных организаций, и больной вопрос о неизбежной оторванности застывших организаций от самых масс потеряет свою остроту".
Остается сожалеть, что авторы "Платформы" отказались слегка коснуться этих коренных проблем.
Кроме того, мы считаем, что весь процесс производства теснейшим образом связан с вопросом потребления (продовольствия, распределения и т.д.). и также с аграрной проблемой. Мы считаем неверным говорить об этих вопросах по отдельности. По нашему мнению, это происходит оттого, что отсутствует ясная, конкретная идея насчет всей экономической жизни нового формирующегося общества, в его целом. Если бы мы задались целью объяснить анархическую платформу, мы сочли бы более правильным дать набросок всего экономического и социального процесса в целом, в его новом функционировании, в его новых сочетаниях: потребление, промышленное и сельскохозяйственное производство в целом.
II. Потребление (продовольствие). - Здесь нам придется повторить упрек в недостаточной разработке этого сюжета, сделанный в предыдущей главке. В момент победы подлинной социальной революции новое общество, которое будет находиться в процессе формирования, должно будет незамедлительно решить фундаментальную проблему: распределять ли наличные продукты среди всех, на равных основаниях, или, напротив, установить различия в категориях? На этот вопрос первостепенного значения "Платформа" не дает достаточно ясного ответа. По нашему же мнению, окончательный результат революции будет в значительной мере зависеть от его решения.
Насколько можно судить по нескольким строчкам, которые "Платформа" посвящает этому вопросу, распределение продуктов среди населения не будет основано на принципе равенства, до тех пор пока свободное общество трудящихся не укрепится полностью.
Так. прежде всего, ничего не получат те не-трудящиеся, которые откажутся "принять участие в новом производстве по контрреволюционным соображениям". Далее, роль в решении проблемы будет играть "принцип целесообразности". В-третьих, "в случае, когда продовольствия будет в недостаточном количестве, оно будет распределяться по принципу наибольшего требования, т.е. в первую очередь между днтьми, больными и рабочими семьями".
Мы считаем эту проблему крайне важной и совершенно не согласно с точкой зрения, высказанной в "Платформе".
Именно потому, что победоносная революция заинтересована в том, чтобы как можно скорее укрепиться, а также с целью того, чтобы нейтральные, отсталые и контрреволюционные элементы примирились с ней, она должна суметь с первого же дня, в реальной жизни, на деле, применить свои фундаментальные, наиболее сущностные принципы, первый из которых: полное равенство "на деле" всех членов нового формирующегося общества при любой данной ситуации.
Исключения из этого принципа, какими бы незначительными и обоснованными они ни могли казаться, незамедлительно настроят против революции тот или иной слой населения, а с другой стороны создаст благодатную почву для злоупотреблений и привилегий. Наоборот, его немедленное и полное осуществление возвысит революцию в глазах миллионов колеблющихся или враждебно настроенных, укрепит ее морально, позволит быстро увеличить число ее сторонников и даст тем самым большой стимул к росту ее экономической мощи. Важно, чтобы революция смогла с первого же дня претворить в жизнь принципы, во имя которых она совершалась. В противном случае, ее быстрое усиление, необходимое для ее окончательного успеха, стало бы проблематичным. Вот почему мы считаем необходимым с первого же дня применение принципа равного пользования всеми наличными и вновь изготовленными продуктами, независимо от их количества, среди всех членов общества, без каких-либо исключений, ограничений или привилегий. (Разумеется, речь не идет о детях и больных).
Мы убеждены в том, что только при этом условии количество продуктов начнет быстро расти, производство быстро акцентируется и основы революции станут все более и более прочными.
III. Земля. - Из всех практических проблем революции аграрная и крестьянская проблема - одна из наиболее сложных. Ее сложность еще увеличивается тем фактом, что не может быть никакого единообразного решения для всех стран. Анархическая платформа должна была бы со всем вниманием остановиться на этом, со всей тщательностью и скрупулезностью, которых эта проблема требует. Достойно сожаления, что и в этой главе "Платформа" ограничивается повторением нескольких общих фраз, которые мало что говорят. Поскольку же речь идет об этих общих тезисах, принимаемых всеми анархистами, нам нечего возразить.