Труд и безделье

afa-punk-23

06-05-2017 06:48:23

Изображение

Латуфф. Капиталистическая эксплуатация женщины. http://latuff2.deviantart.com/gallery/#/d1wzsf0

Изображение

Представления об отмирании труда, об исчезновении труда как необходимости, появилась у левых в развитых капиталистических странах в 19 столетии, в эпоху массированного наступления капиталистической индустриализации, когда масса бывших ремесленников и общинных крестьян перемалывалась чудовищными жерновами фабрики. Ад промышленного производства по 15 часов в день, с тюремными фабричными уставами, с нищенской оплатой, с издевательством над работниками-детьми и над работницами, с принуждением в работных домах, вызвал к жизни марксову концепцию уничтожения труда.

Но вот в европейских странах, в России, в США наступила эпох деиндустрилизации. Промышленность не исчезла, она перемещается в страны Азии, в Китай, Индию, Индонезию... После ада индустриализции и фордизма, мы оказались в аду деиндустриализции - массовой структурной безработицы, угрюмой нищеты алкоголизирующейся провинции и наглой роскоши капиталистического мегаполиса, превращенного в центр финансовых спекуляций, паразитического потребления и социо-культурной деградации.


Американский социолог Георгий Дерлугьян пишет:

"Производства вывозились из традиционных промышленных центров на мировую периферию. Там нужно было наладить эффективное и дешевое капиталистическое производство, а для этого — сделать легким доступ в эти страны, установить подходящие политические режимы, создать условия для свободного ввоза и вывоза капиталов, расширить и модернизировать транспортную систему, подготовить квалифицированную рабочую силу. Вот и находили то Бразилию, где в 80−е годы наблюдался серьезный рост, то Египет с его политикой открытых дверей. В конечном счете этот поезд доехал до Китая, ставшего всемирной фабрикой. Экономический рост там был настолько сильным и стремительным, что отразился и на других государствах региона: последнее время ускоренными темпами развиваются Малайзия, Бангладеш, Индия. Значительная часть западного пролетариата превратилась либо в сидящих на пособиях люмпенов, как это случилось, например, в английских постиндустриальных городах, либо в живущий за счет кредитов средний класс. Вместо государственнического кейнсианства развивалось частнособственническое, когда люди потребляли гораздо больше, чем могли себе позволить. Казалось уже, что возник некий посткапиталистический, постиндустриальный строй — при этом как-то забывалось, что обеспечивается он вполне индустриальным производством на китайских швейных фабриках. Все уже позабыли, что есть такой город Манчестер и когда-то там такие события происходили — горьковская «Мать» отдыхает! Появились глобальные города — центральная часть Лондона, Нью-Йорк, Силиконовая долина, та же Москва — финансовые центры с обслуживающим их персоналом: юристами, менеджерами, компьютерщиками, поварами дорогих ресторанов, владельцами бутиков".
http://rusrep.ru/2009/15/interview_derlugyan/

Но так не будет продолжаться бесконечно. Деградация под маской благополучия - тупик. Паразитизм - тупик. Деградация всегда ведет к распаду, поражению. И это касается и России, и Америки, и Германии. США, ФРГ, Великобритания пока в состоянии поддерживать господствующее положение за счет развития хай-тека и экспортных производств, в которых занято меньшинство населения, а так же за счет своих огромных финнсовых возможностей, Россия в состоянии покупать китйский ширпотреб благодаря экспорту нефти. Но что будет, когда нефть истощится, финансовые капиталы обратятся в прах после очередного кризиса, а Китай и Индия сумеют создать центры наукоемких производств? Не окажется ли тогда большинство обитателей развитых стран в сплошной зоне разрушения, похожей на современную российскую провинцию? Во что превратится гигантский паразитический слой офис-работников и офис-менеджеров Лондона и Москвы, после того, как исчезнут те самые пирамиды по распилу финансового или нефтяного капитала, которые он обслуживет? И что тогда делать всем тем, кто обслуживает этот слой? Немецкий исследователь Карл-Хайнц Рот, замечает:

"Будет уже невозможно продолжать старую стратегию рейнского капитализма и продвигать инновации в высоких технологиях с концентрацией на экспортном секторе. Эта модель закончилась, поскольку развитие высоких технологий произошло во всем мире".
http://community.livejournal.com/anarch ... 64114.html

Нынешний кризис уже нанес сокрушительный удар по всей этой пост-индустриальной клоаке. Выяснилось, что благосостояние офисных омячков поддерживалось дешевыми кредитами, что привело к залезанию населения и ряда финансовых учреждений в долги, к возникновению мыльных пузырей, необеспеченных реальными доходами, и, в конце концов, к краху экономики.

Возможно, на смену мира Хищных Вещей Века, где паразитической массе лобстеров обеспечено привилегированное потребление и возможность сходить с ум от безделья, придет мир всеобщей нищеты и наркомании? Может быть это и есть два лика мира-без-труда?

А что взмен? Предлагать людям неизвестно что, сторонники иного некпиталистического мира не могут, а жизнь на капиталистической помойке, к которой призывают всевозможные фрики (питаться отбросами капсистемы), неприемлема для подавляющего большинства людей, унизительна, поскольку превращает людей в подобие тараканов, не создает альтернативы капсистеме, сжигающей землю, и, наконец, просто нереализуема в больших масштабах (попробуйте покушать отбросы с индийских помоек, вы и дня не проживете - кушать с помоек можно только тогда, когда туда выбрасывают свежие продукты супермаркеты в богатых столицах, то есть когда и если буржуи бесятся с жиру).

Между тем, если мы рассмотрим один из немногих успешных социалистических антиавторитарных проектов, модель которого, теоретически, могла бы быть использована для создания иной общественно-экономической жизни - немецкую самоуправляющуюся коммуну Нидеркауфунген, то не увидим там даже намека на безделие и отсутствие работы. Большинство взрослых членов коммуны - высококвалифицированные рабочие и специалисты: столяры, слесари, агрономы, архитекторы, строители, воспитатели, психологи, учителя... Да, их труд носит самоорганизованный характер - они сами себе хозяева и массивная часть их деятельности направлен на самообеспечение коммуны (хотя часть продукции они производят на рынок, что не может не искажать сущность коммунистических отношений). Но ни о каком отказе от работы не может быть и речи. И никаких принципиально иных хозяйственных моделей, способных обеспечить благосостояние миллиардов людей у сторонников бесклассового и безгосударственного общества нет (если мы обратим внимание на коммуны испанского Арагона в 1936-1937 гг, то увидим там приблизительно похожую картину).
http://shraibman.livejournal.com/308667.html

Можно сколько угодно теоретизировать о мире без работы. Но вот что мы имеем: реальный мир без работы - чудовищный и деградирующий пост-индустриальный мир, и реальную модель коммунистической самоорганизованной негосударственной экономики, основанную на творческом, но весьма интенсивном труде.

И не надо рассказывать истории в духе песенки из советского кинофильма про Робота-Электроника и его двойника - двоечника Сыроежкина:

Позабыты хлопоты,
В наш научный век
Вкалывают роботы -
Счастлив человек

Если даже такое когда-нибудь и случится, то сегодня этот вопрос совершенно не актуален. Возможно, когда-нибудь появится мир, в котором роботы будут делать почти все и людям останутся только наука, искусство и развлечения. Но если это и возможно, то все равно кто-то должен разработать и внедрить подобные технологии, перестроить современную промышленность, создать службы переквалификации для миллиардов людей, развить системы образования и здравоохранения до невообразимых сегодня масштабов, реформировать транспорт и энергетику, отчистить планету от грязи, накопившейся в результате варварских индустриализаций - а все эти действия потребуют колоссальных вложений труда.

Я не утверждаю, что у меня есть универсальные ответы на поднятые вопросы. Но думаю, что необходима новая дискуссия о труде, выходящая далеко за пределы пресловутой борьбы против труда и пропаганды пустого лентяйства и безделия.

Источник: http://shraibman.livejournal.com/504178.html

NT2

23-06-2017 18:24:41

Недооценка роботизации как чего-то за горами, да еще и ужасно сложного.

Недоанархист

23-06-2017 18:29:37

У тебя в соседнем топике недооценка самореализации. :)

Понты фигня, важно чтобы была интересная жизнь. А жизнь "религиозных тараканов" может мало кого инетеросвать.

Все таки согласись что кризис даже в странах 2 -го мира будет в формате "Я ничтожество не способное ни на что повлиять" а не " не могу достать хавки и обогреть угол".

NT2

23-06-2017 18:51:43

С какой стати соглашаться с чушью?

Недоанархист

23-06-2017 19:05:46

Ну значит революция достонинства чушь.

Как минимуму для "миддл- класса " в центральной украине.

Получил 2-ю хату в наследство - отдай донецким. "Папина пайка" и "папина пенсия" тебе гарантированы.

afa-punk-23

23-06-2017 19:06:08

Ноам Хомский о работе и творчестве.

- Оппоненты часто возражают нам, что при анархо-коммунизме никто работать не будет. Вы думаете, это корректный контраргумент?

- Интересная концепция. Прежде всего это вопрос, как вы определяете понятие "работа". Существует мнение, распространенное среди капиталистов, что работа - это бремя. Если вас не тащить на работу, вы предпочтете стать овощем. *смех в зале* Я считаю, что это никак не связано с человеческим существованием. И совсем уж удивительно, что так много людей пропагандируют это мнение из университетов или других научных площадок. Загляните в университеты, например я работаю в MIT, научном университете, и люди там работают по 80 часов в неделю, потому что они любят свою работу и управляют ею. Вы знаете, во всех социальных институтах, особенно научных, мы действительно управляем своей работой, с определенным допущением, это самоконтроль участников, при таких условиях люди просто хотят работать. Существует старая традиция, развитая анархизмом, гласящая, что работа - высший идеал жизни, творческая работа под вашим управлением, и мне кажется, большинство людей понимают, что так и есть, мы можем выполнять творческую работу под своим управлением, особенно с некой общественной целью, и это лучшее занятие, намного лучше, чем лежать на диване и смотреть унылое телевидение. То есть я считаю, что эта концепция происходит из капиталистической идеологии, когда людей необходимо тащить на работу.
Кстати, очень интересно смотреть дискуссии на подобные темы, например вокруг налогообложения богатых людей. Основной аргумент против налогов - если обложить ими богатых людей, они ничего не будут делать, а ведь только они толкают прогресс и т.д. и т.п. Люди, которые утверждают такое, в основном, экономисты. И иногда доходит до абсурда - я читал статью в одном из серьезных журналов широко известного гарвардского экономиста Грега Мэнкью и он утверждал, что нельзя налогооблагать богатых, так как они не будут ничего делать - нет никакой экономической или другой теории, обосновывающей это, поэтому он просто привел в пример себя, сказав что, он ничего не делал бы без большой зарплаты. Вы не услышите такое в университете ни от кого, кроме экономистов *смех в зале* они не могут заглянуть в соседний офис и увидеть, что люди проводят весь день в лаборатории, потому что они любят свою работу.

NT2

23-06-2017 19:13:07

Что значит "революция достоинства"? Красное словцо.
Средний класс - недоразумение. Фтопку его.
Наследование - туда же.

Невозможно творить новое, волоча с собой барахолку старого - в голове и на спине таща то, что надо выбросить, бо МЕШАЕТ.

Недоанархист

23-06-2017 19:16:04

Ну эта циататка никак не опровергает 2 факта.

1) Самореализация без "пользы" ( что такое польза отдельная темка) - да и фиг с ней, с пользой. Живите дольше, рожайте больше. А я на биомассу ложил большой болт. Сколько она "пользы сгененирует". Да и вообще от грамотного поторебелния (Важных запросов) наука может быстрее развиваться чем от "генерации пользы".

2) Для нудной работнеки не найдется достаточно желающих, готовых исполнять ее в достаточных объемах.

Недоанархист

23-06-2017 19:18:01

Средний класс - недоразумение. Фтопку его.
Наследование - туда же.


А почему не феодлаьную отрыжку. Кааажыдый человек должен "приносить поользу обществу" ( Илиткам ) и продолжать род.

Уж наметил перемены в сознании - на фоне роботизации, нефиг откатывать на существующую действительность :)

NT2

23-06-2017 19:23:17

:ze_va_et: