Желая прояснить свою позицию в разбираемом вопросе, ПЛА декларирует: «Право собственности каждого должно распространяться на все результаты его труда». Эта фраза порождает больше вопросов, чем предыдущее утверждение о «добровольном наемном труде». Очевидно, имелось в виду, что человек, владеющий собственностью и работающий на ней, получит в полное распоряжение все, им произведенное. А человек, владеющий собственностью, но использующий труд других лиц? А эти другие лица, не владеющие собственностью, но работающие на чужой? Кому будут принадлежать результаты их труда? Сама Лига предлагает решать подобные проблемы путем «прямых переговоров» между работниками и работодателями и заключением «добровольных соглашений». Что она при этом думает о содержании таких соглашений, - нам неизвестно, да, признаться, и не интересно. В реальной жизни наемным работникам придется довольствоваться лишь небольшой частью произведенного ими, - зарплатой; на иных условиях собственники средств производства просто не станут заключать с ними никакого «договора», не допустят в принадлежащие им цеха, мастерские, на поля. Все будет происходить так же, как и сейчас, когда администрация и трудовой коллектив в результате «прямых переговоров« совершенно «добровольно» заключают между собой «коллективные договора». И здесь ничего нового Лига не вносит в уже действующие отношения.
Частная собственность, конечно, требует для своего существования рыночных товарно-денежных отношений. Это Лига вполне понимает, а потому соответствующее положение в ее Программу включено. Но сразу же делается еще один ляп в духе вышеуказанных: она настаивает, чтобы в условиях рынка происходил «добровольный обмен товарами и услугами». Снова ПЛА ломится в открытые ворота: на рынке не бывает «недобровольного» обмена. Более того, в рыночных условиях этот обмен еще и эквивалентный, т.е. товары и услуги меняются по равной стоимости, измеряемой универсальным инструментом, - деньгами. Во всем мире именно так, без оглядки на мнение питерских анархистов, столетиями ведется хозяйство и совершаются акты купли-продажи, т.е. «добровольного обмена товаров и услуг». Все, чего хочется Лиге, это – не меняя принципиальных основ капиталистической экономики, изгнать из этих основ дьявола государственности.
Кстати, об универсальном измерителе стоимости. О деньгах. Если нет государства, но сохраняются товарно-денежные отношения, - кто будет выпускать дензнаки и поддерживать их обменный курс? – «А пускай кто хочет, тот и выпускает, - простодушно ответствует Лига. – Это же ж Анархия, кто же ж тута запретит «альтернативную эмиссию»?» И рисует нам картинку того, как «различные (лишь бы) не государственные банки» издают собственные деньги; разумеется, валютных систем может быть ровно столько, сколько найдется желающих заняться самостоятельной эмиссией. А по справедливому утверждению товарища О. Бендера, «если в стране ходят денежные знаки, то должны быть люди, у которых их имеется очень много», - и, добавим, люди, у которых их будет ну очень мало. Имущественное расслоение Лига, таким образом, тоже «признает».
… Возможно, с кое-какими из уже сделанных предварительных выводов автора о том, каково будет в Лиговской анархии, сама ПЛА и не согласится. Если это так, значит, пора переходить от простого пересказа программных пунктов к анализу: как, в каком направлении пойдет (не может не пойти!) развитие общества в предлагаемых ПЛА условиях.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Когда-то крестьянская Россия верхом социальной справедливости считала Черный Передел: такое перераспределение всех орудий труда, в том числе и прежде всего земли, когда каждому достается равный с другими кусочек собственности; после же такого Передела хозяйство продолжается на прежних принципах, - сохраняются рынок, деньги и т.п. Эту примитивную карикатуру до сих пор выдают за суть социалистических преобразований (пресловутое «взять да поделить»).
Если быть точным, то подобное равномерное распределение собственности вовсе не обязательно для Лиги, - она об этом ничего не говорит. Но ее практические лозунги (переход крупных предприятий в коллективную собственность занятых на них трудящихся при одновременном сохранении рынка) очень близки такому идеалу мелкого собственника.
Проблема, однако, в том, что там, где процесс и сам результат труда зависят, в конечном счете, от слепых законов рынка, не подчиняющихся воле производителей (частников или объединенных в самостоятельные коллективы), там неизбежны банкротства одних и обогащение других. Там, где колебания рыночной стихии требуют максимально быстрого принятия решений, без долгих обсуждений и голосований, - самоуправление превращается в фикцию, уступая место власти менеджеров. Там, где действует эгоистический (индивидуальный или групповой) способ присвоения результатов труда, где царит конкуренция, - нет места укреплению солидарности и взаимопомощи. Все вместе это означает, что из массы «вольных тружеников» в условиях рынка неизбежно начнут выделяться заново класс пролетариата, лишенного средств производства и контроля за ними, обладающего только своими собственными руками и навыками, - и класс буржуазии, мелкой, а затем и средней, которая позже перерастет в крупную (единоличных «владельцев заводов, газет, пароходов»). Допущение наемного труда с самого начала существования такого общества, как это планирует Лига, лишь ускорит процесс социальной дифференциации.
Конечно, на первых порах пролетаризация большинства будет умно объясняться инертностью и ленью, а обогащение меньшинства – высокой квалификацией, работоспособностью и т.п. Но пройдет несколько лет, – или пара поколений, что для истории небольшой срок, - и личные качества уже не будут иметь никакого серьезного значения для определения места человека в обществе. Так, как это происходит и сегодня. Любой желающий может убедиться в этом на примере эволюции тех предприятий, которые в ходе недавних перестройки и приватизации переходили в «собственность трудовых коллективов».
Но там, где есть собственники и неимущие, - собственник первым делом окажется вынужден позаботится об охране своей собственности от любых покушений на нее. И никто в предлагаемой Лигой «анархии» не помешает владельцу предприятия нанять («заключить добровольный договор») группу крепких ребят с узким лобиком и накачанными мышцами, - да хотя бы бывших сотрудников милиции, в первый момент после «роспуска государства» оставшихся не у дел. Программа Лиги охотно соглашается с таким развитием событий: она выступает за «право каждого лица и группы лиц на защиту своих интересов». Ясно, что отдельные представители класса буржуазии очень быстро поймут, что такая защита их интересов окажется наиболее эффективной, если будет единой, централизованной в масштабах района, города, области… Как называется организация вооруженных людей, профессионально занимающихся охраной выгодного для собственников порядка? – Полиция. По такой же схеме рано или поздно произойдет восстановление и всех других институтов, которые нужны классовому обществу, без которых оно не может существовать, которые оно постоянно воспроизводит, - суд, армия, бюрократия, чиновничество…
По мнению ПЛА, она знает рецепт, предохраняющий от такого возрождения государст-венности: «всеобщее вооружение народа и силовое равновесие между различными добровольными союзами, объединениями и общественными группами». Подумать о том, могут ли низы желаемого ими строя, - наемные работники, продающие свой труд за деньги на навязанных им буржуазией условиях, - конкурировать с верхами, - Лига не хочет. Придется разжевать. Один «добровольный союз» будет иметь в своем распоряжении оружие в виде винтовочек, да к тому же вынужден будет из зарплаты пролетария скидываться на приобретение патронов, организацию стрельбищ и т.п., - наскребать трудовые гроши. В то время как другой «добровольный союз» будет иметь реальную, а не декларируемую возможность содержать за свой счет не только профессиональных боевиков-полицейских, но еще и всевозможные танки, БТРы, вертолеты и слезоточивые газы. О каком же «силовом равновесии» может идти речь? Или, возможно, намечается создание некоего Генерального Штаба, призванного следить за «силовым равновесием», и в случае его нарушения принудительно разоружающего одну из общественных групп? Тогда силы и права такого Генштаба должны соответствовать современному государству, также не терпящему никаких «незаконных военизированных формирований».
Можно проанализировать перспективы развития и других составляющих элементов общества «анархии по-питерски» до того, как государство во всей своей красе, полноте и мощи будет восстановлено буржуазией. Это тем более полезно, что такой анализ покажет на новых примерах неспособность (нежелание?) Лиги продумать выводы из собственной программы.
Денежная система, как помнит читатель, Лигой предлагается «альтернативная»: различные «негосударственные банки» (кстати, речь идет не больше и не меньше, как о крупной финансовой буржуазии в анархическом обществе!) станут издавать собственные валюты во множественном количестве.
Прежде всего, это создаст замечательные условия для деятельности целых толп аферистов и проходимцев. В предполагаемом хаосе денежных систем, альтернативных эмиссий и т.п. таятся такие грандиозные возможности мгновенного обогащения, перед которыми прежние скандалы МММ, ГКО и прочих РДСов и «Властелин» покажутся невинными шалостями, почти детскими шутками.
С другой стороны, представьте себе, что вы пришли в магазин или на рынок, выбрали покупку и хотите расплатиться. И тут для вас и для продавца начинаются настоящие мучения: в кошельке у вас лежит одна валюта, та которой с вами рассчитались при выдаче зарплаты; продавец же не согласен ее принять, - не потому, что она фальшивая, а потому, что не испытывает доверия к ее эмитенту. «Добровольный обмен» не получается, и вы вынуждены идти обменивать ваши денежки на другие, те, которые у вас согласятся принять. Дальше вполне возможна та история, что в свое время приключилась со знаменитым исследователем тропической Африки Ливингстоном: чтобы получить от туземцев лодку, ему пришлось совершить длинную цепочку обменов: ножи на свиней, свиней на связку копий, копий на ткани, - шило на мыло, - пока в итоге у него не оказалось то, чего желал владелец лодки. Вам придется проделать подобный обмен, тасуя между собой не предметы, а всевозможные купюры с разным цветом и рисунком. Вернувшись, наконец, в магазин, вы даете деньги, получаете товар и… продавец отправляется на аналогичные поиски удобной для вас купюры на сдачу.
Наконец, если даже в наше время появляются предприятия, выдающие часть зарплаты чеками, отоварить которые можно только в принадлежащих хозяину того же самого предприятия магазинчиках, - кто помешает многократно расширить эту в высшей степени выгодную и полезную для хозяев практику? Кто помешает каждому отдельному капиталисту выдавать зарплату всю, целиком, разноцветными бумажками, принимаемыми как деньги только в его же торговых заведениях? И как же этот капиталист, наверное, будет благодарен Лиге питерских анархистов!
Разумеется, рынку не нужно безграничное количество денежных систем, и со временем стихия базара отбросит как лишние подавляющее число их, - что, опять-таки, ускорит процессы разорения мелких хозяйчиков и их пролетаризацию, но укрепит позиции наиболее сильных банков-эмитентов. В итоге денежных систем может сохраниться и несколько, - ведь и сегодня в наших странах одновременно ходят и национальные валюты (гривни или рубли), и американские доллары, и немецкие марки, - но говорить о какой-то свободе выбора уже не придется: деньги, как и все иные инструменты частнокапиталистического хозяйства, могут работать лишь на закрепощение населения и укрепление власти государства.
Что, повторим, вовсе не помешает аферам новых Мавроди.
Одной из функций государства, связанной с деньгами, является сбор налогов; сегодня львиная доля их уходит на обслуживание интересов господствующего класса и на содержание бюрократического аппарата, но определенная часть тратится и на нужды общества в целом: на здравоохранение, образование, дорожные работы и т.д. и т.п. Ликвидируя государство, Лига, естественно, устраняет и любые виды налогов: «отчисления из бюджета предприятий могут производиться только с добровольного согласия работающих на нем людей». Что получится в результате этого в заданных нам условиях?
Для начала уточним, что авторы Программы запутали постановку вопроса о «добровольных отчислениях», - не то сознательно, не то по недомыслию. Определять размеры отчислений из бюджета (из прибыли) будут иметь возможность вовсе не все «работающие на предприятии» люди, а лишь те, кто распоряжаются самим бюджетом (прибылью), т.е. собственники предприятия (как уже говорилось, частники или коллективы); там, где используется наемный труд, никакого участия в решении подобных вопросов не предоставят ни одному рабочему или служащему. Итак, финансирование тех служб и программ, которые, как признает и Лига, имеют важнейшее значение для любого, - не только анархического, - общества, отдается на милость буржуазии. Сегодня государство обязывает ее выделять из своих доходов какой-то мизер на полунищенские пенсии и пособия по инвалидности, больничные и стипендии, на медицину, науку, культуру и другие неприбыльные программы. Питерским анархистам это не нравится, - они хотят сделать доходы буржуазии неприкосновенными («право собственности… должно распространяться на все результаты труда»), - но им и в голову не приходит, что альтруизм и стремление «раздать все свое имущество бедным», - это вовсе не то, чего стоит ждать от эгоистических хищников, тем более лишенных какого-либо контроля за их деятельностью.
Впрочем, в нарисованном фантазией авторов Программы обществе будут еще коллективные предприятия и мелкие частники, чье положение немногим отличается от пролетарского в смысле уровня жизни. Конечно, в рыночных условиях все эти артели и т.п. будут разлагаться и распадаться на частнокапиталистических принципах, в них будет развиваться единоличные руководство управляющих-менеджеров, - но коллективный и «индивидуально-трудовой» (без найма рабочей силы) секторы экономики, хоть и сокращаясь, хоть и отползая на обочину экономической жизни, но будут продолжать существование. Может быть, именно эти общественные секторы станут отчислять часть своих доходов на общественные нужды, как альтернативу налоговой системе?