anarh
10-12-2007 21:31:55
[SIZE="5"]Либертарный коммунизм[/SIZE]
Для многих понятие либертарный коммунизм что-то не понятное и странное. Прилагательное к слову коммунизм означает свободный, от слова liberty – свобода. Это слово сочетание появилось и стало использоваться где-то в середине 19 века. Но все по порядку.
В 15-17 веках существовала идея политическо-социального устройства общества, которое называлась утопией. Известными авторами этой идеи были Томас Мор (1478-1535) "Утопия" ("Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия"), Тосмано Компанелла (1568-1639) "Город Солнца" и другие менее известные авторы. Утопией они называли общественный строй, где общество и государство гармонично существует. Государство занимается благоустройством общества, охраняет и ценит свой народ, заботиться о благосостояние людей, для этой цели государство и существует. В действительности утопия – это неосуществимое, невозможное, с греческого утопия переводится (topos - "место") u-topos - "не место", "место, которого нет". На протяжения многих столетий, утопическая роль государства, так и не была приближена к этой цели. А результатом стало в те эпохи установлением в Европе абсолютной монархии. Но большинство ученых и профессоров продолжают верить в эту цель государства и продолжают эту утопию вбивать людям в голову. Но уже в те времена понимали, что такое устройство общество невозможно. И ответом идеи утопического устройства общества стал коммунизм.
Я здесь не пытаюсь дать четкое определение коммунизма. Это достаточно сложно и особой надобности в этом нет. Коммунизм можно описать по объективным признакам, но пытаться дать полную субъективно/объективную картину, это настолько же сложно если попытаться дать такую же оценку человечности. Можно человечности дать определение по объективным признакам, например, что оно состоит из людей, у которых две руки, две ноги и прочее, но пытаться дать каждому человеку субъективно/объективное определение, не возможно по той причине, что все люди различны по своему характеру, поведению и мышления. Такое же дело обстоит и с определением коммунизма. По объективным признакам коммунизм можно обозначить двумя признаками. Первое это общество, которое сформировывается горизонтально самоорганизованно. Что в основном и заключается, коммунизм – это безгосударственное, не иерархическое общество. Второе, люди совместно работают на удовлетворение общественных нужд, а не стремление отдельной личности к выгоде или обогащению. Коммунизм отрицает частную собственность и все вытекающие из этого следствия (отрицание денег). В общем коммунистическое общество существует на таких принципах и ценностях, как самоуправление, справедливость и солидарность. Это общество представляется как коммуны или общины, которые взаимно связываются и образуют федерации. Именно такой коммунизм обещал Ленин с большевиками в будущем, а анархисты стремятся создать его в настоящем. Но эти два течения различает подход к осуществлению коммунистического устройства общества и о роли государства в обществе. В современном мире за последние столетия борьбы между народом и властью (хотя она существует столько же лет, сколько и государство) появилось множество теоретических подходов к построению коммунизма здесь и сейчас. Но практических подходов как было, так и осталось, а их всего два.
Один из подходов реформаторский. Это направление считает, что построение коммунизма должно вестись государством или точней через государство, именно оно должно воспитывать народ к своему “светлому будущему”, в конце которого государство само по себе отомрет. Один из доводов этой стороны является тем, что люди в обществе не способны к самоорганизации и эту роль должно выполнять государство. Этот практический подход в свое время тоже делится на множество под течений, в зависимость от той роли, которую уделяется государству. Некоторые считают, что только “правильные” законы могут воспитать людей к “коммунистическому государству”. Другие, одни из них являются большевики и авторитарные марксисты (проще говоря, все «коммунистические» партии), считают, что трудовой народ должен захватить власть и использовать ее в своих целях – установить диктатуру пролетариата, а именно чтоб самих себя воспитывать через государство. Ошибочно считать, что это направление революционно, оно отвергает существующий строй, но стремится заменить его на свой и заменой старых боссов на своих партийных вождей, а это называется переворотом. Реформаторы в итоге пришли к выводу, что построение коммунистического общества возможно постепенно, ступенчато, эволюционировать от одной ступени к другой. Если в 19 веке не существовало больших различий между понятиями социализм и коммунизм, и чаще всего обозначали одно и тоже. С большевистским экспериментом в России, социализм стал, как средней ступеней между капитализмом и коммунизмом. В данный момент цель этого направление это построение «социалистического» государство, как и в прошлом, реформаторы так и не ставят под сомнение государство и его роль в обществе.
Для многих понятие либертарный коммунизм что-то не понятное и странное. Прилагательное к слову коммунизм означает свободный, от слова liberty – свобода. Это слово сочетание появилось и стало использоваться где-то в середине 19 века. Но все по порядку.
В 15-17 веках существовала идея политическо-социального устройства общества, которое называлась утопией. Известными авторами этой идеи были Томас Мор (1478-1535) "Утопия" ("Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия"), Тосмано Компанелла (1568-1639) "Город Солнца" и другие менее известные авторы. Утопией они называли общественный строй, где общество и государство гармонично существует. Государство занимается благоустройством общества, охраняет и ценит свой народ, заботиться о благосостояние людей, для этой цели государство и существует. В действительности утопия – это неосуществимое, невозможное, с греческого утопия переводится (topos - "место") u-topos - "не место", "место, которого нет". На протяжения многих столетий, утопическая роль государства, так и не была приближена к этой цели. А результатом стало в те эпохи установлением в Европе абсолютной монархии. Но большинство ученых и профессоров продолжают верить в эту цель государства и продолжают эту утопию вбивать людям в голову. Но уже в те времена понимали, что такое устройство общество невозможно. И ответом идеи утопического устройства общества стал коммунизм.
Я здесь не пытаюсь дать четкое определение коммунизма. Это достаточно сложно и особой надобности в этом нет. Коммунизм можно описать по объективным признакам, но пытаться дать полную субъективно/объективную картину, это настолько же сложно если попытаться дать такую же оценку человечности. Можно человечности дать определение по объективным признакам, например, что оно состоит из людей, у которых две руки, две ноги и прочее, но пытаться дать каждому человеку субъективно/объективное определение, не возможно по той причине, что все люди различны по своему характеру, поведению и мышления. Такое же дело обстоит и с определением коммунизма. По объективным признакам коммунизм можно обозначить двумя признаками. Первое это общество, которое сформировывается горизонтально самоорганизованно. Что в основном и заключается, коммунизм – это безгосударственное, не иерархическое общество. Второе, люди совместно работают на удовлетворение общественных нужд, а не стремление отдельной личности к выгоде или обогащению. Коммунизм отрицает частную собственность и все вытекающие из этого следствия (отрицание денег). В общем коммунистическое общество существует на таких принципах и ценностях, как самоуправление, справедливость и солидарность. Это общество представляется как коммуны или общины, которые взаимно связываются и образуют федерации. Именно такой коммунизм обещал Ленин с большевиками в будущем, а анархисты стремятся создать его в настоящем. Но эти два течения различает подход к осуществлению коммунистического устройства общества и о роли государства в обществе. В современном мире за последние столетия борьбы между народом и властью (хотя она существует столько же лет, сколько и государство) появилось множество теоретических подходов к построению коммунизма здесь и сейчас. Но практических подходов как было, так и осталось, а их всего два.
Один из подходов реформаторский. Это направление считает, что построение коммунизма должно вестись государством или точней через государство, именно оно должно воспитывать народ к своему “светлому будущему”, в конце которого государство само по себе отомрет. Один из доводов этой стороны является тем, что люди в обществе не способны к самоорганизации и эту роль должно выполнять государство. Этот практический подход в свое время тоже делится на множество под течений, в зависимость от той роли, которую уделяется государству. Некоторые считают, что только “правильные” законы могут воспитать людей к “коммунистическому государству”. Другие, одни из них являются большевики и авторитарные марксисты (проще говоря, все «коммунистические» партии), считают, что трудовой народ должен захватить власть и использовать ее в своих целях – установить диктатуру пролетариата, а именно чтоб самих себя воспитывать через государство. Ошибочно считать, что это направление революционно, оно отвергает существующий строй, но стремится заменить его на свой и заменой старых боссов на своих партийных вождей, а это называется переворотом. Реформаторы в итоге пришли к выводу, что построение коммунистического общества возможно постепенно, ступенчато, эволюционировать от одной ступени к другой. Если в 19 веке не существовало больших различий между понятиями социализм и коммунизм, и чаще всего обозначали одно и тоже. С большевистским экспериментом в России, социализм стал, как средней ступеней между капитализмом и коммунизмом. В данный момент цель этого направление это построение «социалистического» государство, как и в прошлом, реформаторы так и не ставят под сомнение государство и его роль в обществе.