Махновец
08-06-2009 14:12:49
Анархо-коммунизм (так же называемый либертарный коммунизм) (от греч. αναρχία — безвластие; лат. commūnis — общий) — это одно из направлений анархизма, целью которого является установление анархии (то есть безвластного общества, в котором отсутствуют иерархия и принуждение), основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Главным теоретиком, придавшим идее анархо-коммунизма стройную, законченную форму считается Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), который при этом вовсе не был первым анархистом-коммунистом[1].
Сущность анархо-коммунизма
Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества[2]. При этом товарное производство должно быть заменено «довольством для всех», то есть, выражаясь словами П. А. Кропоткина:
«Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!»[3]
Основы анархо-коммунизма
1. Децентрализация
2. Свобода
3. Равенство
4. Взаимопомощь
* Децентрализация — то есть замена централизованного государства и управления свободной федерацией самоуправляющихся территориальных коммун (общин) и производственных союзов[4].
* Свобода — имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а так же финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства. Все люди должны иметь равную возможность свободно, и во взаимном согласии с другими людьми определять условия собственной жизни[5].
* Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения индивидуальных потребностей и нужд, а так же равный доступ ко всем общественным благам[6].
* Взаимопомощь — речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа «поможешь ты, помогут тебе»[7].
Развитие анархо-коммунистических идей
Генезис анархо-коммунистических идей
История анархо-коммунистических идей уходит корнями в глубь веков. Так, например, Макс Неттлау видел их еще во втором веке нашей эры в Египте, указывая, в частности, на гностика Карпократа, исповедовавшего «свободнейшую форму коммунизма и отрицание всякого писаного закона»[8]. Но это было еще только частью протоанархистских идей, не являвшихся стройной философско-политической мыслью. Однако с развитием капитализма либертарные коммунистические идеи становятся все более четкими. В частности их прослеживают в событиях Английской буржуазной революции середины 17 века, и в Великой Французской Революции 1789—1793 годов. Джеррард Уинстенли, бывший участником радикального движения диггеров в Англии, писал в своем памфлете 1649 года, «Новом Законе Справедливости» (The New Law of Righteousness), что:
«(...) не должно быть [системы] купли-продажи, никаких базаров и рынков, но вся земля должна быть общественным достоянием для каждого человека,»
и
«не должно быть Бога ни над кем, но все сами должны быть Богами для себя»[9].
А в ходе Великой Французской Революции Сильвен Марешаль (Sylvain Marйchal), в своем «Манифесте равных»(Manifesto of the Equals)(1796), требовал «общественного пользования продуктами земли» и с нетерпением ждал исчезновения «отвратительного разделения на богатых и бедных, великих и малых, повелителей и слуг, управляющих и управляемых»[10].
Ранним анархо-коммунистом был Жозеф Дежак (Joseph Dйjacque), первый человек, который называл себя «либертарием» [11]. В отличие от Прудона, он утверждал, что:
«(...) рабочий имеет право не на продукт его или её труда, но на удовлетворение его или её потребностей, независимо от того, какова их природа»[12].
Анархо-коллективисты защищали принцип вознаграждения за работу, но поддерживали возможность перехода после революции к коммунистической системе распределения по потребностям. Товарищ Бакунина Джеймс Гильом, писал в одном из своих эссе, "Идеях относительно организации общества" (1876):
«Когда (...) производится больше чем нужно для потребления (...) каждый может брать все в чем он нуждается из богатых общественных запасов предметов потребления, без страха перед истощением; и моральное чувство, которое будет более чрезвычайно развито среди свободных и равных труженников, предотвратит, или чрезвычайно уменьшит, злоупотребления и растрату»[13].
Сущность анархо-коммунизма
Анархо-коммунизм является социально-экономическим течением в анархистской мысли, призывающей к созданию общества, существующего на основе всеобщего самоуправления, выстраиваемого снизу вверх, в котором будет отсутствовать частная собственность, вместо которой предлагается свободное пользование всеми продуктами труда всеми членами общества[2]. При этом товарное производство должно быть заменено «довольством для всех», то есть, выражаясь словами П. А. Кропоткина:
«Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!»[3]
Основы анархо-коммунизма
1. Децентрализация
2. Свобода
3. Равенство
4. Взаимопомощь
* Децентрализация — то есть замена централизованного государства и управления свободной федерацией самоуправляющихся территориальных коммун (общин) и производственных союзов[4].
* Свобода — имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а так же финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства. Все люди должны иметь равную возможность свободно, и во взаимном согласии с другими людьми определять условия собственной жизни[5].
* Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения индивидуальных потребностей и нужд, а так же равный доступ ко всем общественным благам[6].
* Взаимопомощь — речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа «поможешь ты, помогут тебе»[7].
Развитие анархо-коммунистических идей
Генезис анархо-коммунистических идей
История анархо-коммунистических идей уходит корнями в глубь веков. Так, например, Макс Неттлау видел их еще во втором веке нашей эры в Египте, указывая, в частности, на гностика Карпократа, исповедовавшего «свободнейшую форму коммунизма и отрицание всякого писаного закона»[8]. Но это было еще только частью протоанархистских идей, не являвшихся стройной философско-политической мыслью. Однако с развитием капитализма либертарные коммунистические идеи становятся все более четкими. В частности их прослеживают в событиях Английской буржуазной революции середины 17 века, и в Великой Французской Революции 1789—1793 годов. Джеррард Уинстенли, бывший участником радикального движения диггеров в Англии, писал в своем памфлете 1649 года, «Новом Законе Справедливости» (The New Law of Righteousness), что:
«(...) не должно быть [системы] купли-продажи, никаких базаров и рынков, но вся земля должна быть общественным достоянием для каждого человека,»
и
«не должно быть Бога ни над кем, но все сами должны быть Богами для себя»[9].
А в ходе Великой Французской Революции Сильвен Марешаль (Sylvain Marйchal), в своем «Манифесте равных»(Manifesto of the Equals)(1796), требовал «общественного пользования продуктами земли» и с нетерпением ждал исчезновения «отвратительного разделения на богатых и бедных, великих и малых, повелителей и слуг, управляющих и управляемых»[10].
Ранним анархо-коммунистом был Жозеф Дежак (Joseph Dйjacque), первый человек, который называл себя «либертарием» [11]. В отличие от Прудона, он утверждал, что:
«(...) рабочий имеет право не на продукт его или её труда, но на удовлетворение его или её потребностей, независимо от того, какова их природа»[12].
Анархо-коллективисты защищали принцип вознаграждения за работу, но поддерживали возможность перехода после революции к коммунистической системе распределения по потребностям. Товарищ Бакунина Джеймс Гильом, писал в одном из своих эссе, "Идеях относительно организации общества" (1876):
«Когда (...) производится больше чем нужно для потребления (...) каждый может брать все в чем он нуждается из богатых общественных запасов предметов потребления, без страха перед истощением; и моральное чувство, которое будет более чрезвычайно развито среди свободных и равных труженников, предотвратит, или чрезвычайно уменьшит, злоупотребления и растрату»[13].