xaliavschik
22-07-2008 08:50:52
Просто потрясающая статья. Не могу не поделиться.
Рассказ о средневековой финансовой системе, которая впервые появилась в Индостане, и существует по сей день. Я думал, как возможно вывести финансовые расчеты из под контроля вражеского государства (а Россия безусловно нам враг), и оказывается всё уже придумано до нас, нет нужды изобретать велосипед. Между прочим, я считаю, что банковская система Европы выросла именно из хавалы - тамплиеры не сами придумали свои векселя, а позаимствовали на Востоке. В то время интернета и мобильных телефонов конечно не было, но зато была голубиная почта.
ТЕНЬ И СВЕТ ХАВАЛЫ
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Новые, так называемые нетрадиционные угрозы глобальной безопасности - международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств и человеческих органов, торговля оружием, людьми - требуют выработки принципиально новых подходов к их решению. Как показали события последнего десятилетия, эффективная борьба с источниками такого рода угроз невозможна без обеспечения действенного контроля над финансовой составляющей незаконной деятельности в данных сферах. И если контроль над легальными финансовыми институтами обеспечен в подавляющем большинстве стран, то неформальные системы расчетов, оперирующие сопоставимыми суммами, до недавнего времени находились вне поля зрения органов финансового мониторинга и спецслужб.
Одной из главных особенностей международных кредитно-расчетных систем, обслуживающих террористические сети и опийную наркоторговлю, является их архаичность и значительная степень изолированности от мировой банковской системы. Движение средств в таких системах осуществляется вне каких бы то ни было систем контроля финансовых потоков. Основой международного оборота нелегальных ценностей в современном мире является система, известная в арабском мире под названием хавала, также именуемая фэй чьен (фей-чиен) (Китай), падала (Филиппины), худж (Пакистан), хуи куан (Гонконг), кса-вилаад (Сомали) и фей кван (Таиланд).
Возрождение финансовой системы эпохи раннего средневековья в условиях современного глобализированного мира представляет собой интересный феномен, без изучения которого сложно понять закономерности движения материальных средств в рамках террористических и опийных сетей. Как же работает система хавала?
Она сформировалась в Индостане задолго до появления банковской системы западного типа и тем более распространения западного банковского дела на мусульманском Востоке. Слово "хавала" в переводе с арабского - вексель, расписка. Современное значение на арабском банковском жаргоне - "переводить" или "телеграфировать". В египетском диалекте арабского языка "хавала" (или "макасса") означает бартер, прямой обмен ценностями между людьми. В современном смысле этого слова оно может переводиться как "доверие", так как отражает личную связь между участниками и доверительный характер финансовых переводов (то, что в экономике называется фидуциарный характер транзакций), которые не регистрируются обычными для кредитно-финансовых и банковских учреждений способами.
Система хавала основана на переводе денежных средств путем однократных уведомлений по электронной почте, факсу или телефонными звонками, называемыми "хунди". Хотя система распространена во многих, в том числе и неисламских, странах, она традиционно ассоциируется с исламским банковским правом. Значительные материальные ценности в виде денег, золота и драгоценных камней перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов. Учитывая, что все финансовые транзакции осуществляются в ходе своповых операций (методом взаимозачета) или при личных встречах (второе случается значительно реже), то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии.
Особое развитие хавала получила в Индии и Пакистане. В Пакистане, к примеру, находится свыше полутора тысяч лавок хаваладас, обеспечивающих перевод денег от работающих за рубежом пакистанцев. В одной только Испании работает около 200 отделений хавалы, обслуживаемых в основном выходцами из Пакистана.
Подобное развитие хавалы в современном мире связано с целым рядом факторов. Основной причиной, вынуждающей иммигрантов из Южной Азии и Ближнего Востока отправлять денежные переводы, является низкая эффективность банковской системы стран региона , в частности Пакистана и Индии. Неразвитость кредитно-финансовой системы и отсутствие конкуренции между банковскими учреждениями приводит к формированию высоких комиссионных ставок.
Кроме того, хавала - традиционная система денежных расчетов для выходцев из многих стран третьего мира, переносящих привычный им порядок хозяйственной деятельности на новую родину. Да и официальные банковские учреждения не в состоянии обеспечить требуемую скорость денежных переводов; так, например, денежный перевод, отправленный из Лондона, дойдет до Исламабада через семь-десять дней, а до конечного получателя в провинции Пакистана - через две недели. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов фактор стоимости транзакций. Если международные системы перевода денег взимают комиссионные в размере 10-15%, то комиссия пакистанских банков доходит до 20-25, а иногда и до 30%, тогда как хаваладас (хаваладас или хаваладар - финансовый оператор хавалы) берут со своих клиентов всего 1-2%. Важным фактором является и то, что хавала обладает разветвленной сетью филиалов и обеспечивает перевод денег в мелкие населенные пункты, не имеющие банковских учреждений; помимо этого хаваладас (хаваладар) предоставляют более выгодные обменные курсы при выдаче получателю денежного перевода в местной валюте.
Как работает хавала? Как и в случае с легальными системами денежных переводов, здесь не происходит непосредственного перемещения денег и других материальных ценностей - транзакции осуществляются на основе своповых сделок (своповая сделка, swap deal - обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет), основанных на взаимном доверии.
Давайте рассмотрим работу хавалы на конкретном примере. Иммигрант, проживающий в западной стране, назовем его Абдулла, хочет перевести деньги своим родственникам на родине. Для этого он обращается к хаваладас (хаваладар) - нелегальному брокеру, имеющему, как правило, официальное прикрытие в виде ювелирной лавки, уличного продавца цветов, овощей, фруктов, держателя закусочной и т.д., хотя существуют и брокеры, не имеющие официального прикрытия своей деятельности. Найти хаваладас (хаваладар) - незаконного оператора - несложно. В Интернете и газетах можно найти объявления: "The Best Money Transfer Service to Pakistan in Greater London. Cheap and Fast. Call 123-456-789. Ask Halid". Позвонив по указанному телефону, Абдулла договаривается о встрече с Халидом. Хаваладас (хаваладар) принимает от Абдуллы наличные, не спрашивая документов и не задавая лишних вопросов по поводу происхождения денег.
После получения от Абдуллы наличных Халид отправляет пакистанскому хаваладас (хаваладару - своему партнеру в Пакистане) по телефону, электронной почте или факсом сообщение ("хунди"), содержащее имя получателя платежа в Пакистане и условное слово, код (чаще всего порядок цифр на купюре) или определенную последовательность рукопожатий (очень распространенный способ в регионах с большой долей неграмотного населения). Получив сообщение об отправке денег, пакистанский партнер Халида выплачивает в местной валюте (в нашем примере это пакистанская рупия) оговоренную сумму жене Абдуллы. Для получения денег ей достаточно пойти на рынок или в лавку местного хаваладас (хаваладара) и назвать указанное выше слово и код или воспроизвести определенное действие (например, последовательность рукопожатий).
Такая схема перевода денег оказывается выгодна всем сторонам: Абдулла (отправитель) сэкономил на сборах за перевод денег, никто не узнал о его источниках дохода; лондонский хаваладас (хаваладар), избавленный от каких бы то ни было расходов, получил свой процент от сделки; пакистанский хаваладас (хаваладар - партнер Халида из Пакистана) заработал на обменном курсе (деньги он отдал в местной валюте, хотя перевод пришел в долларах); получатель (жена Абдуллы) получила деньги в своей деревне практически мгновенно без необходимости ехать в банк в городе (при этом ни британские, ни пакистанские власти ничего не узнали о доходах ее мужа).
Важным фактором, определяющим популярность хавалы, является то, что эта финансовая система функционирует независимо от рабочего времени банков и ее сеть покрывает все страны и регионы, во многих из которых сеть финансово-кредитных учреждений не развита или вообще отсутствует. В нашем примере Абдулла отправлял деньги из Лондона. Однако в каком бы европейском или американском городе он ни находился, все равно его хаваладас (хаваладар) связался бы с посредником в Лондоне или Дубае. Эти города являются неофициальными центрами хавалы - все финансовые расчеты так или иначе проходят через эти два центра. В Лондоне или Дубае также происходят и взаимозачеты (клиринговые операции) между хаваладас (хаваладарами) - погашение разницы между переведенными и полученными суммами. Наличие таких единых расчетных центров удобно тем, что хаваладас (хаваладары) могут урегулировать свои отношения наиболее традиционным для Востока способом - золотом и драгоценностями.
Система хавала тесно взаимодействует с исламскими банками по всему миру, а также связана с торговлей основными сырьевыми товарами (прежде всего золотом) в Южной Азии. Только в США таких банков более 200, всего же в мире их несколько тысяч: в Европе, Северной и Южной Африке, Саудовской Аравии и странах Персидского залива (особенно в свободных зонах Дубай и Бахрейн), Пакистане, Малайзии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. По разным данным, только официальные транзакции (т.е. незначительная их часть) составляют от 150 до 250 млрд. долларов ежегодно. Средства, переводимые банками через систему хавала, направляются в первую очередь на лизинг промышленного оборудования, кредиты на строительство промышленных объектов и торговой недвижимости, пополнение оборотных средств предприятий и скупку основных сырьевых товаров, в первую очередь золота. Обычно для проведения таких сделок образуются консорциумы, называемые "мудараба".
Учитывая, что денежные средства (как переводы мигрантов, так и оплата за поставленные наркотики) движутся преимущественно в одном направлении - из развитых стран с высоким уровнем жизни в развивающиеся государства Азии и Африки, возникает необходимость в наличии развитой системы урегулирования позиций (встречных обязательств), так как однонаправленное движение денежных средств делает невозможными прямые взаимозачеты. Клиринговые операции (клиринг - урегулирование встречных обязательств или взаимозачет) между хаваладас (хаваладарами) осуществляются несколькими способами.
Наиболее традиционным способом проведения взаимозачетов является расчет золотом и драгоценными камнями, крупнейшими мировыми центрами таких расчетов являются Дубай и Лондон. Драгоценные камни и золото контрабандно перевозятся курьерами хавалы. Монетарная роль золота, утраченная им в западной системе финансовых расчетов, сохранилась на Арабском Востоке, где оно по-прежнему является основным расчетным инструментом.
(продолжение следует: http://anarhia.org/forum/showpost.php?p=29982&postcount=2)
Рассказ о средневековой финансовой системе, которая впервые появилась в Индостане, и существует по сей день. Я думал, как возможно вывести финансовые расчеты из под контроля вражеского государства (а Россия безусловно нам враг), и оказывается всё уже придумано до нас, нет нужды изобретать велосипед. Между прочим, я считаю, что банковская система Европы выросла именно из хавалы - тамплиеры не сами придумали свои векселя, а позаимствовали на Востоке. В то время интернета и мобильных телефонов конечно не было, но зато была голубиная почта.
ТЕНЬ И СВЕТ ХАВАЛЫ
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Новые, так называемые нетрадиционные угрозы глобальной безопасности - международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств и человеческих органов, торговля оружием, людьми - требуют выработки принципиально новых подходов к их решению. Как показали события последнего десятилетия, эффективная борьба с источниками такого рода угроз невозможна без обеспечения действенного контроля над финансовой составляющей незаконной деятельности в данных сферах. И если контроль над легальными финансовыми институтами обеспечен в подавляющем большинстве стран, то неформальные системы расчетов, оперирующие сопоставимыми суммами, до недавнего времени находились вне поля зрения органов финансового мониторинга и спецслужб.
Одной из главных особенностей международных кредитно-расчетных систем, обслуживающих террористические сети и опийную наркоторговлю, является их архаичность и значительная степень изолированности от мировой банковской системы. Движение средств в таких системах осуществляется вне каких бы то ни было систем контроля финансовых потоков. Основой международного оборота нелегальных ценностей в современном мире является система, известная в арабском мире под названием хавала, также именуемая фэй чьен (фей-чиен) (Китай), падала (Филиппины), худж (Пакистан), хуи куан (Гонконг), кса-вилаад (Сомали) и фей кван (Таиланд).
Возрождение финансовой системы эпохи раннего средневековья в условиях современного глобализированного мира представляет собой интересный феномен, без изучения которого сложно понять закономерности движения материальных средств в рамках террористических и опийных сетей. Как же работает система хавала?
Она сформировалась в Индостане задолго до появления банковской системы западного типа и тем более распространения западного банковского дела на мусульманском Востоке. Слово "хавала" в переводе с арабского - вексель, расписка. Современное значение на арабском банковском жаргоне - "переводить" или "телеграфировать". В египетском диалекте арабского языка "хавала" (или "макасса") означает бартер, прямой обмен ценностями между людьми. В современном смысле этого слова оно может переводиться как "доверие", так как отражает личную связь между участниками и доверительный характер финансовых переводов (то, что в экономике называется фидуциарный характер транзакций), которые не регистрируются обычными для кредитно-финансовых и банковских учреждений способами.
Система хавала основана на переводе денежных средств путем однократных уведомлений по электронной почте, факсу или телефонными звонками, называемыми "хунди". Хотя система распространена во многих, в том числе и неисламских, странах, она традиционно ассоциируется с исламским банковским правом. Значительные материальные ценности в виде денег, золота и драгоценных камней перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов. Учитывая, что все финансовые транзакции осуществляются в ходе своповых операций (методом взаимозачета) или при личных встречах (второе случается значительно реже), то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии.
Особое развитие хавала получила в Индии и Пакистане. В Пакистане, к примеру, находится свыше полутора тысяч лавок хаваладас, обеспечивающих перевод денег от работающих за рубежом пакистанцев. В одной только Испании работает около 200 отделений хавалы, обслуживаемых в основном выходцами из Пакистана.
Подобное развитие хавалы в современном мире связано с целым рядом факторов. Основной причиной, вынуждающей иммигрантов из Южной Азии и Ближнего Востока отправлять денежные переводы, является низкая эффективность банковской системы стран региона , в частности Пакистана и Индии. Неразвитость кредитно-финансовой системы и отсутствие конкуренции между банковскими учреждениями приводит к формированию высоких комиссионных ставок.
Кроме того, хавала - традиционная система денежных расчетов для выходцев из многих стран третьего мира, переносящих привычный им порядок хозяйственной деятельности на новую родину. Да и официальные банковские учреждения не в состоянии обеспечить требуемую скорость денежных переводов; так, например, денежный перевод, отправленный из Лондона, дойдет до Исламабада через семь-десять дней, а до конечного получателя в провинции Пакистана - через две недели. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов фактор стоимости транзакций. Если международные системы перевода денег взимают комиссионные в размере 10-15%, то комиссия пакистанских банков доходит до 20-25, а иногда и до 30%, тогда как хаваладас (хаваладас или хаваладар - финансовый оператор хавалы) берут со своих клиентов всего 1-2%. Важным фактором является и то, что хавала обладает разветвленной сетью филиалов и обеспечивает перевод денег в мелкие населенные пункты, не имеющие банковских учреждений; помимо этого хаваладас (хаваладар) предоставляют более выгодные обменные курсы при выдаче получателю денежного перевода в местной валюте.
Как работает хавала? Как и в случае с легальными системами денежных переводов, здесь не происходит непосредственного перемещения денег и других материальных ценностей - транзакции осуществляются на основе своповых сделок (своповая сделка, swap deal - обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет), основанных на взаимном доверии.
Давайте рассмотрим работу хавалы на конкретном примере. Иммигрант, проживающий в западной стране, назовем его Абдулла, хочет перевести деньги своим родственникам на родине. Для этого он обращается к хаваладас (хаваладар) - нелегальному брокеру, имеющему, как правило, официальное прикрытие в виде ювелирной лавки, уличного продавца цветов, овощей, фруктов, держателя закусочной и т.д., хотя существуют и брокеры, не имеющие официального прикрытия своей деятельности. Найти хаваладас (хаваладар) - незаконного оператора - несложно. В Интернете и газетах можно найти объявления: "The Best Money Transfer Service to Pakistan in Greater London. Cheap and Fast. Call 123-456-789. Ask Halid". Позвонив по указанному телефону, Абдулла договаривается о встрече с Халидом. Хаваладас (хаваладар) принимает от Абдуллы наличные, не спрашивая документов и не задавая лишних вопросов по поводу происхождения денег.
После получения от Абдуллы наличных Халид отправляет пакистанскому хаваладас (хаваладару - своему партнеру в Пакистане) по телефону, электронной почте или факсом сообщение ("хунди"), содержащее имя получателя платежа в Пакистане и условное слово, код (чаще всего порядок цифр на купюре) или определенную последовательность рукопожатий (очень распространенный способ в регионах с большой долей неграмотного населения). Получив сообщение об отправке денег, пакистанский партнер Халида выплачивает в местной валюте (в нашем примере это пакистанская рупия) оговоренную сумму жене Абдуллы. Для получения денег ей достаточно пойти на рынок или в лавку местного хаваладас (хаваладара) и назвать указанное выше слово и код или воспроизвести определенное действие (например, последовательность рукопожатий).
Такая схема перевода денег оказывается выгодна всем сторонам: Абдулла (отправитель) сэкономил на сборах за перевод денег, никто не узнал о его источниках дохода; лондонский хаваладас (хаваладар), избавленный от каких бы то ни было расходов, получил свой процент от сделки; пакистанский хаваладас (хаваладар - партнер Халида из Пакистана) заработал на обменном курсе (деньги он отдал в местной валюте, хотя перевод пришел в долларах); получатель (жена Абдуллы) получила деньги в своей деревне практически мгновенно без необходимости ехать в банк в городе (при этом ни британские, ни пакистанские власти ничего не узнали о доходах ее мужа).
Важным фактором, определяющим популярность хавалы, является то, что эта финансовая система функционирует независимо от рабочего времени банков и ее сеть покрывает все страны и регионы, во многих из которых сеть финансово-кредитных учреждений не развита или вообще отсутствует. В нашем примере Абдулла отправлял деньги из Лондона. Однако в каком бы европейском или американском городе он ни находился, все равно его хаваладас (хаваладар) связался бы с посредником в Лондоне или Дубае. Эти города являются неофициальными центрами хавалы - все финансовые расчеты так или иначе проходят через эти два центра. В Лондоне или Дубае также происходят и взаимозачеты (клиринговые операции) между хаваладас (хаваладарами) - погашение разницы между переведенными и полученными суммами. Наличие таких единых расчетных центров удобно тем, что хаваладас (хаваладары) могут урегулировать свои отношения наиболее традиционным для Востока способом - золотом и драгоценностями.
Система хавала тесно взаимодействует с исламскими банками по всему миру, а также связана с торговлей основными сырьевыми товарами (прежде всего золотом) в Южной Азии. Только в США таких банков более 200, всего же в мире их несколько тысяч: в Европе, Северной и Южной Африке, Саудовской Аравии и странах Персидского залива (особенно в свободных зонах Дубай и Бахрейн), Пакистане, Малайзии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. По разным данным, только официальные транзакции (т.е. незначительная их часть) составляют от 150 до 250 млрд. долларов ежегодно. Средства, переводимые банками через систему хавала, направляются в первую очередь на лизинг промышленного оборудования, кредиты на строительство промышленных объектов и торговой недвижимости, пополнение оборотных средств предприятий и скупку основных сырьевых товаров, в первую очередь золота. Обычно для проведения таких сделок образуются консорциумы, называемые "мудараба".
Учитывая, что денежные средства (как переводы мигрантов, так и оплата за поставленные наркотики) движутся преимущественно в одном направлении - из развитых стран с высоким уровнем жизни в развивающиеся государства Азии и Африки, возникает необходимость в наличии развитой системы урегулирования позиций (встречных обязательств), так как однонаправленное движение денежных средств делает невозможными прямые взаимозачеты. Клиринговые операции (клиринг - урегулирование встречных обязательств или взаимозачет) между хаваладас (хаваладарами) осуществляются несколькими способами.
Наиболее традиционным способом проведения взаимозачетов является расчет золотом и драгоценными камнями, крупнейшими мировыми центрами таких расчетов являются Дубай и Лондон. Драгоценные камни и золото контрабандно перевозятся курьерами хавалы. Монетарная роль золота, утраченная им в западной системе финансовых расчетов, сохранилась на Арабском Востоке, где оно по-прежнему является основным расчетным инструментом.
(продолжение следует: http://anarhia.org/forum/showpost.php?p=29982&postcount=2)