Эссе Фридриха Хайека "Путь к рабству"

hil-hil

17-05-2015 10:03:18

начинаем репосты с ЕФА, контент которого был потерян в этом форуме, ну или выпилен спецом.
итак, пользователь ДВС пишет Ноября 14, 2009, 17:25:11 pm

Эссе Ф.А. Хайека «Путь к рабству»
Книга посвящена раскрытию фундаментального противоречия в идее социалистического учета и контроля. Хайек развивает идею своего предшественника фон Мизеса о том, что социализм как экономическая система обречен на распад, поскольку только свободный рынок, движимый только индивидуальными интересами, способен породить достаточную информацию для эффективной и разумной координации социального поведения. Другими словами, свобода является необходимым условием процветающей экономики.
Хайек гибко и прагматично адаптирует этот принцип к различным аспектам современной жизни. Из него он выводит, что направление политики «извне» как правило хуже, чем решения, принимаемые на месте заинтересованными сторонами. Исходя из этого и основываясь на личной свободе в рамках закона, автор строит непротиворечивую политическую и экономическую систему.
Хайек здесь является прямым последователем Адама Смита. Его концепция «спонтанного действия» созвучна с «невидимой рукой», которую предсказывал в свое время Смит.
Центральное место в политических взглядах автора занимает идея о невозможности эффективной координации и управления экономикой из центра. Социализм неизбежно столкнется с невозможностью даже с помощью техники эффективно собирать и анализировать данные о личных и групповых предпочтениях и возможностях, многочисленных сопутствующих обстоятельствах. Только система с децентрализованным принятием решений и рыночными принципами взаимодействия — «невидимая рука» — пригодна для современной сложной экономики.
В целом все аргументы в книге Хайека построены на классических либеральных взглядах, в которых концепция свободы индивидуума ставится во главу угла.
Прогресс, по мнению Хайека, происходит от эволюционного процесса поиска ниши, при котором участники рынка экспериментируют с различными методами извлечения прибыли. Большинство из них терпит неудачу, которая затрагивает только их. Но некоторые преуспевают, и от этого выигрывает общество в целом.
Взгляды Хайека довольно известны со времен Смита. Основное исключение составляет заявление о том, что государство не может быть «в некоторой степени» социалистическим и нет «среднего пути» между социализмом и свободным предпринимательством. Любой элемент социализма имеет тенденцию распространяться на все общество в целом и разрушает его.
Если бы правительство не вмешивалось в денежное обращение, не было бы колебаний производства и, следовательно, экономических кризисов. Хайек считает ошибкой полумонополистический подход правительств к вопросам денежного регулирования. Поскольку никакая монополия не способна адекватно реагировать на любые ситуации (она просто не содержит необходимых механизмов), это в конечном счете является первопричиной экономических кризисов.
Законы социального развития не могут быть описаны простой теорией наподобие физической. Сложность такой теории не дает использовать ее для эффективного предсказания частных явлений, поскольку потребуется точно знать слишком много параметров, для которых имеются лишь эмпирические значения. В этом смысле возможности науки по объяснению и предсказанию социальных явлений гораздо более ограниченны, нежели в физике.
Если же поддаться искушению попробовать построить такую теорию, которая позволяла бы управлять социальным прогрессом наподобие физического эксперимента, придется создать общество, направляемое мнением некоторой группы лиц. Это сразу прекращает движение мысли. Невозможно допускать наличие реальной свободы в некоторых областях и некоторой другой доктрины во всех остальных.
С тех пор, как в 1920 г. Людвиг фон Мизес написал «Социализм», продолжается спор о логической возможности социалистической экономики. Однако, приняв тезис о том, что деньги как инструмент экономического управления несут в себе больше скрытой информации, нежели прямой, невозможно далее держаться командных методов управления производительными силами. Аналогичная ситуация с возможностью управлять распределением доходов на основе некоторой концепции общественных заслуг или потребностей. Если цена, включая цену труда, используется для направления производительных сил, параллельное использование других механизмов регулирования кроме рыночных становится невозможным. В любом случае от концепции социализма ничего не остается.
В результате социализм не может существовать «сам по себе», в отрыве от рыночной экономической системы, которая являлась бы источником технологии, инноваций и информации о ценах. Для стран социалистического лагеря таким источником все время являлись развитые страны Запада.
Достаточно интересный постулат, упоминаемый Хайеком, заключается в том, что стоимость и заслуги должны быть двумя различными шкалами. Другими словами, невозможно ранжировать людей согласно некоторой концепции справедливости, независимо от того, базируется ли эта концепция на протестантской этике или чем-либо другом. В то же время легко поддаться искушению и считать, что даже в условиях свободного рынка в «действительно моральном обществе» стоимость и общественная польза могут быть некоторым образом приравнены. Дело в том, что любое такое уравнивание использует понятие социальной справедливости. И сводится к трактовке этого понятия и соотношению его с понятием общественной пользы. Но справедливость подчиняется правилам, которые устанавливают люди. Установление правил людьми не гарантирует распределения благ в соответствии с некоторыми принципами, поскольку никакое положение не является само по себе «справедливым» или «несправедливым». Оно становится таковым лишь постольку, поскольку некто (должностное лицо) является ответственным за такую трактовку.
В том же контексте спонтанный рынок, при котором цены действуют как руководство к действию индивидуума, не способен принимать во внимание, что люди заслуживают или в чем нуждаются (в любом смысле этих терминов), поскольку он создает распределение, которое никем не проектировалось. А то, что никем не спроектировано, и лишь представляет текущее положение дел, не может быть справедливым или несправедливым.
Таким образом, идея о «справедливом» распределении фактически заставляет отказаться от рынка в пользу плановой экономики, в которой некто решает, сколько причитается каждому члену общества, а ценой этого является полное исчезновение личной свободы.
Хайек предостерегает западный мир против «неизбежного» развития бюрократии, которое разрушает основной его постулат — неприкосновенность личности и частной собственности как условие развития.
Основные идеи
Общество как совокупность инициатив отдельных его членов. Понимание того, что независимые и несогласованные действия отдельных лиц приводят к результату, непредсказуемому и недостижимому при помощи централизованного планирования. Свободная индивидуальная экономическая деятельность порождает сложные социальные отношения и обусловливает все остальные свободы.
Экономика, основанная на «внутреннем знании». Человеческие отношения непредсказуемы и субъективны, рынок является инструментом их регулирования. Явления рынка — прибыль, убыток, конкуренция — поощряют инновации, отвечающие изменяющимся нуждам общества и порождают социальные отношения, которые нельзя построить иным способом.
Необходимость законов. Правильно построенное законодательство лишь ограничивает некоторые рамки, в которых может действовать частное лицо, но ни в коем случае не предписывает, что именно следует делать в конкретной ситуации. Это состоит в противоречии с командными методами, используемыми правительством, которое пытается предписать некоторое поведение и этим порождает принуждение.
Тирания общественных групп. Политики часто следуют интересам определенных групп. Это приводит к законам, которые продвигают интересы таких групп за счет свободы остальных, развитию бюрократии. Поэтому власть правительства следует ограничивать в конституционном порядке.
Последствия
В послевоенные годы Хайек оказал большое влияние на Фрайбургскую школу экономистов, идеи которой, будучи использованы правительством ФРГ, привели к бурному росту в 50-60 гг, названному впоследствии «немецким чудом».
Многие современные экономисты считают, что примеры Хайека указывают на современные признаки кризиса как результат вмешательства правительства во многие сферы, бывшие некогда частной жизнью. Хайек также считается первым, аргументированно указавшим на противоречие между бюрократией и свободой даже в условиях капиталистического развития.
Интервью, данное Хайеком в мае 1977 г. в Лос-Анджелесе [3], дает некоторую ретроспективу его взглядов и их эволюции в связи с послевоенным развитием экономики в теории и практике.
Одновременно он предсказал некоторые тенденции, которые стали очевидны лишь несколько лет назад, и получили подтверждение к моменту опубликования интервью (1992 г.).
В противовес основной идее Хайека о рыночных ценах как инструменте рациональной экономики, теоретики социалистической экономики пытались доказать, что разумное централизованное планирование возможно с использованием достижений техники для решения описанных Хайеком информационных проблем. Однако крупномасштабный эксперимент по рациональному экономическому планированию при социализме привел либо к падению национального продукта и распаду экономики (в некоторых странах третьего мира), либо к тоталитарно-полицейским формам правления (в СССР и странах Восточной Европы).


hil-hil

17-05-2015 11:01:05

[quote=википедиа]
Основной идеей произведения является то, что усиление планового регулирования экономики неизбежно обернётся ростом социалистических идей — первым шагом к тоталитаризму. Хайек считал, что расцвет фашизма и нацизма являлся не реакцией на социалистические тенденции, а неизбежным их развитием. Отказ общества от экономической свободы в пользу коллективизма и централизованного планирования Хайек назвал «дорогой к рабству», которая приводит к потере не только экономических, но и основных свобод человека[/quote]

noname

17-05-2015 11:52:37

von Hayek must die
demogogia.wallst.ru/antixaek.htm

Kredo

18-05-2015 12:07:54

Книга посвящена раскрытию фундаментального противоречия в идее социалистического учета и контроля. Хайек развивает идею своего предшественника фон Мизеса о том, что социализм как экономическая система обречен на распад, поскольку только свободный рынок, движимый только индивидуальными интересами, способен породить достаточную информацию для эффективной и разумной координации социального поведения. Другими словами, свобода является необходимым условием процветающей экономики.

Видно по аннотации, что автор под "социализмом" подразумевает командно-административную экономику и только её, с несостоятельностью каковой трудно не соглашаться.

Хайек здесь является прямым последователем Адама Смита. Его концепция «спонтанного действия» созвучна с «невидимой рукой», которую предсказывал в свое время Смит.

Но экономика Смита ныне выродилась в кейнсианство. Причина - отсутствие в рынке Смита какого-либо механизма, который поощрял бы индивида НЕ производить, когда всё нужное для удовлетворения потребностей уже произведено. Отсюда - кризисы перепроизводства, в которых в обществе физически есть вся необходимая его членам матпродукция, но потребить они её всё равно не могут. Отсюда "пирамиды", т. е. заведомо бессмысленные работы, нужные только для того, чтобы создать рабочие места и обеспечить наёмным работникам возможность продать свой труд тогда, когда объективно в таком большом количестве труда необходимости нет.
Это вместо того, чтобы просто уменьшать количество требуемого от человека труда пропорционально развитию технологий, сохраняя потребление на некоем умеренном и достаточном для материального благополучия уровне: рынок в такой манёвр не может. Для него труда всегда должно быть как можно больше.

И как всегда лжедилемма: либо рынок, либо командно-административная система, а ничего другого как бы быть вообще не может, чушь, утопия, и чего про это вообще говорить.

Если бы правительство не вмешивалось в денежное обращение, не было бы колебаний производства и, следовательно, экономических кризисов.

Угу. И Великой Депрессии в США не было, когда правительство долго и последовательно в рынок не вмешивалось. И вышли они оттуда не потому, что правительство таки вмешалось, а потому что, эээ, перестало?

Тему перенесу сейчас в "рыночный анархизм". Посты про гуманитарные науки в разделе "Наука" должны быть свободны от элементов идеологии.

Kredo

18-05-2015 12:12:17

Дальше там ещё игра на понятии "свобода", при том, что по какой-то причине автор считает, что если вынести централизованное решение о том, что один человек должен умереть от голода, а другой - от обжорства, то это ограничение свободы и очень плохо, а если то же самое само решилось "невидимой рукой", то это так и надо, и вообще очень свободно и замечательно.

Недоанархист

18-05-2015 15:00:12

Причина - отсутствие в рынке Смита какого-либо механизма, который поощрял бы индивида НЕ производить, когда всё нужное для удовлетворения потребностей уже произведено. Отсюда - кризисы перепроизводства, в которых в обществе физически есть вся необходимая его членам матпродукция, но потребить они её всё равно не могут.


Единственным естественным механизмом сдерживания кризиса перепроизводства, который мне пришел в голову является ПОГОЛОВНОЕ наличие банковских вкладов у населения.

Обеспечивающих примерно 1/3 средней заработной платы.

При кризисе снижается % ставка, но дефляция дает свои бонусы. И то куча предпринимателей будет выпилена или будет вынуждена договариваться с кредиторами об обесепечении их потребностей своей продукцией. Что есть нерыночное действие.

Короче макропараметры (рабочий день,мин з/п и.т.д.) лучше ограничивать законодательно (с помощью прочих нерыночных методов) чем не ограничивать вообще.

Дилетант

20-05-2015 12:29:11

Перечитывая классиков,пришёл к такому небесспорному наблюдению:во время предыдущего периода роста социалистических идей и связанных с ними радикальных преобразованиях отношений многие современники событий проводили основную "линию раскола" среди социалистов на два лагеря -социалистов государственников и социалистов безгосударственников;"победили" первые - идея обанкротилась,в следующую "бурю" похоже такая основная разделительная линия будет проходить между сторонниками рыночных отношений(в современном понимании этого явления) и их(указанных отношений) противниками.Причём первые критикуют социализм именно государственный,и зачастую эта критика распостраняется,не без помощи критиканов,на анком и родственные ему течения левой мысли.имхо.

Анархонт

07-02-2017 22:57:53

Надо сказать, что хоть Хайек и рыночник, он все же не анархист, а этатист либерал. Впрочем, то же самое можно сказать о Мизесе. Современный экономист-анкап, переведенный на русский - Хесус Уэрта де Сото. Тоже приверженец хайековской идеи сокрытого знания.

Анархонт

15-02-2017 02:37:38

Недоанархист писал(а):При кризисе снижается % ставка, но дефляция дает свои бонусы. И то куча предпринимателей будет выпилена или будет вынуждена договариваться с кредиторами об обесепечении их потребностей своей продукцией.


Снижается спрос на деньги, вслед за ним снижается процентная ставка. Предприятия реструктуризируют долги, а также снижают зарплаты рабочим ради выплаты кредита. При этом в реальном выражении зарплаты все равно будут расти из-за падения цен.