anarh
02-01-2008 19:18:59
[SIZE="5"]Ситуационистский Интернационал[/SIZE]
Ситуационистский Интернационал был основан в 1957 году Ги Эрнестом Дебором. Одновременно с оформлением нового политического движения было организовано издание одноименного журнала (вышло 12 номеров). Помимо Дебора, одним из признанных лидеров С.И. был Рауль Ванейгем. Количество участников этого движения не превышало семидесяти человек (имеются в виду действительные члены). Деятельность Интернационала охватывала одиннадцать стран (Западная Европа, Алжир и США). Ситуационисты - одни из тех, кто способствовал возникновению студенческой революции 1968-го года во Франции. Ядро С.И. составляли выходцы из группы поэтов-леттристов, художественной группы КОБРА, а также сюрреализма. Многие критики неоднократно подчеркивали схожесть методов ситуационизма и сюрреализма: провокации, непримиримость к окружению, бескомпромиссность в проведении своей пинии. Главное же отличие Ситуационистского Интернационала - политическая детерминанта деятельности и стремление к социальному проектированию. Если сюрреализм был, по преимуществу, художественным движением, то ситуационисты - это, скорее, группа теоретиков и радикальных политиков. Наибольшую известность в теоретической деятельности С.И. получила книга Г.Э.Дебора "Общество спектакля" (1967 г.), в которой автор предвосхитил идею симупякра (неподлинной действительности) Ж. Бодрийара; известен также коллективный текст "О нищете в студенческой жизни" (1966 г.). Большое влияние ситуационисты оказали и на "философию желания" Ж.Делёза и Ф.Гваттари. С деятельностью СИ. связывают имя Малькольма Мак Парена и его панк-проект середины семидесятых.
Без сомнения, С.И. - один из ярких представителей новой идеологии (идеологии не как ложного сознания, а как связного проекта преобразования действительности со своими задачами и методами воздействия).
В московском маргинальном политическом пространстве пропаганду ситуационистской мысли ведет М. Цовма в издаваемом им малотиражном самиздатовском журнале "Аспирин не поможет". Несмотря на негативистский пафос этого издания и призыв к левому молодежному движению больше заниматься анализом политических процессов, а не агитацией за какую-то мифическую революцию, этот журнал, конечно, нельзя назвать по-настоящему ситуационистским. Хотя бы просто из-за того, что сами ситуационисты подчеркивали неразрывную связь теории и практики, стремились максимально революционизировать свою бытовую жизнь. Из всех опубликованных в этом журнале текстов СИ. так и нельзя составить себе адекватное впечатление, чем же в конце концов занимались ситуационисты. Подбор материалов поражает своей безликостью и необязательностью. В этом же журнале название главной теоретической книги Г. Дебора переведено не как "Общество спектакля", а как "Общество зрелища", что, возможно, более благозвучно, но не соответствует главной мысли этой книги - протесту против отчуждения участников политических процессов от контроля за этими процессами.
Ситуационистский Интернационал был поражен традиционной болезнью всех оппозиционных движений - параноидальным поиском близких по убеждениям сподвижников. Отсюда - частые внутренние расколы, исключения, отмежевания и, как логическое завершение этого процесса, - самоубийство основателя Ситуационистского Интернационала Г.Э.Дебора (30 ноября 1994 г.). Параноидальный поиск подлинных сподвижников не может не привести к самоубийству, потому что самоубийство - экзистенциальный предел этого поиска. Напротив, параноидальному типу объединения позитивно противостоит шизофренический -пролиферация своих составляющих, изобретение новых внутренних различий в политических или артистических макрообъединениях. Впрочем, несмотря на эту критику, тексты ситуационистов представляются крайне интересными. Ситуационисты смогли наметить основания нового освободительного движения.
Ситуационистский Интернационал был основан в 1957 году Ги Эрнестом Дебором. Одновременно с оформлением нового политического движения было организовано издание одноименного журнала (вышло 12 номеров). Помимо Дебора, одним из признанных лидеров С.И. был Рауль Ванейгем. Количество участников этого движения не превышало семидесяти человек (имеются в виду действительные члены). Деятельность Интернационала охватывала одиннадцать стран (Западная Европа, Алжир и США). Ситуационисты - одни из тех, кто способствовал возникновению студенческой революции 1968-го года во Франции. Ядро С.И. составляли выходцы из группы поэтов-леттристов, художественной группы КОБРА, а также сюрреализма. Многие критики неоднократно подчеркивали схожесть методов ситуационизма и сюрреализма: провокации, непримиримость к окружению, бескомпромиссность в проведении своей пинии. Главное же отличие Ситуационистского Интернационала - политическая детерминанта деятельности и стремление к социальному проектированию. Если сюрреализм был, по преимуществу, художественным движением, то ситуационисты - это, скорее, группа теоретиков и радикальных политиков. Наибольшую известность в теоретической деятельности С.И. получила книга Г.Э.Дебора "Общество спектакля" (1967 г.), в которой автор предвосхитил идею симупякра (неподлинной действительности) Ж. Бодрийара; известен также коллективный текст "О нищете в студенческой жизни" (1966 г.). Большое влияние ситуационисты оказали и на "философию желания" Ж.Делёза и Ф.Гваттари. С деятельностью СИ. связывают имя Малькольма Мак Парена и его панк-проект середины семидесятых.
Без сомнения, С.И. - один из ярких представителей новой идеологии (идеологии не как ложного сознания, а как связного проекта преобразования действительности со своими задачами и методами воздействия).
В московском маргинальном политическом пространстве пропаганду ситуационистской мысли ведет М. Цовма в издаваемом им малотиражном самиздатовском журнале "Аспирин не поможет". Несмотря на негативистский пафос этого издания и призыв к левому молодежному движению больше заниматься анализом политических процессов, а не агитацией за какую-то мифическую революцию, этот журнал, конечно, нельзя назвать по-настоящему ситуационистским. Хотя бы просто из-за того, что сами ситуационисты подчеркивали неразрывную связь теории и практики, стремились максимально революционизировать свою бытовую жизнь. Из всех опубликованных в этом журнале текстов СИ. так и нельзя составить себе адекватное впечатление, чем же в конце концов занимались ситуационисты. Подбор материалов поражает своей безликостью и необязательностью. В этом же журнале название главной теоретической книги Г. Дебора переведено не как "Общество спектакля", а как "Общество зрелища", что, возможно, более благозвучно, но не соответствует главной мысли этой книги - протесту против отчуждения участников политических процессов от контроля за этими процессами.
Ситуационистский Интернационал был поражен традиционной болезнью всех оппозиционных движений - параноидальным поиском близких по убеждениям сподвижников. Отсюда - частые внутренние расколы, исключения, отмежевания и, как логическое завершение этого процесса, - самоубийство основателя Ситуационистского Интернационала Г.Э.Дебора (30 ноября 1994 г.). Параноидальный поиск подлинных сподвижников не может не привести к самоубийству, потому что самоубийство - экзистенциальный предел этого поиска. Напротив, параноидальному типу объединения позитивно противостоит шизофренический -пролиферация своих составляющих, изобретение новых внутренних различий в политических или артистических макрообъединениях. Впрочем, несмотря на эту критику, тексты ситуационистов представляются крайне интересными. Ситуационисты смогли наметить основания нового освободительного движения.