Что делать?
В свете вышесказанного, поскольку если есть общество, то обязательно будет элита. Если общество раздроблено, то элита постарается объединить его, причем зачастую насильно.
Т. е. объективно никак невозможно избавиться от государства. Мечта анархистов, создать коммуны, которые будут на договорной основе взаимодействовать друг с другом, возможны лишь в условиях первобытно-общинного строя, где население занимается охотой или собирательством или скотоводством, а также в условиях мелких криминальных объединений: бандитских формирований. Вернуться в прошлое невозможно, поскольку это будет децивилизация, т.е. отказ от знаний и технологий, а заниматься криминалом возможно лишь, когда есть кого и что грабить. Объективная реальность такова, что мы сейчас живем в индустриальную эпоху.
Но на самом то деле проблему можно решить гораздо проще и эффективнее. А именно:
1. Лишить элиту управлением силовыми структурами: армией и правоохранительными органами и судебной системой. Тем самым снять с правоохранительных органов функции защиты элиты от остального общества и возложить на неё функции защиты населения от криминала, в том числе и криминала со стороны элиты.
2. Лишить элиту возможности влиять и управлять пропагандой через средства массовой информации. Также запретить элитарную пропаганду в системах образования.
3. Лишить элиту неприкосновенности перед законом, поставив её в равное положение со всем остальным обществом.
4. Сделать все действия элиты абсолютно прозрачными и открытыми. Элита должна полностью отчитываться перед теми, над кем она стоит в своих действиях.
5. Продвижение по иерархической линии должно быть инициировано снизу. Т. е. нижние иерархии решают, кто может стать для них элитой поднявшись на одну ступень иерархии вверх. Также нижние иерархии имеют право импичмента и понижения в должности выдвинутого ими лидера в любой момент по первому требованию.
6. Лишить элиту возможности какой либо инициативы. Все инициативы, т. е. проблемы, требующие решения, должны исходить только снизу вверх по принципам местного самоуправления. Верхняя иерархия, получая проблемы инициируемые обществом, должна составлять планы для решения этих самых проблем, либо передавать проблему выше, если на своём уровне иерархии та или иная не выполнима полностью, согласовывать эти самые планы с нижними иерархиями и только после этого приступать к решению. Если решение проблемы в той или иной степени вступает в противоречие с законодательством, то об этом необходимо уведомить низшие слои. И если низший слой выступит с инициативой модификации законодательства, по причине его заведомого несоответствия, то это самое законодательство должно быть изменено на местном уровне. Если законодательство нижнего уровня вступает в противоречие с законодательством уровня верхнего, то на высшем уровне законодательство должно быть скорректировано так, чтобы имел место компромисс вместо противоречий. Принцип взаимодействия низов и элиты должен быть соответствовать структуре заказчик-исполнитель: заказчик снизу, исполнитель сверху. Элита обязана отчитываться перед низами как в предпринимаемых действиях по решению инициированных низами проблем, так по всем этапам реализации этих самых действий.
7. Все конфликтные ситуации между элитой и подчиненной ей низшей частью общества, следует решать через обращение в правоохранительные органы или суд.
Таким образом, в идеальном государстве элита лишается всех ветвей власти, кроме исполнительной.
В качестве исторического примера, наиболее соответствующего ситуации, когда элита была лишена какой либо власти, кроме исполнительной, можно привести пример Ливийской Джамахирии.
Что касается экономики, то в идеальном государстве видится возможность сосуществования, как плановой экономики, так и свободного рынка. Плановая экономика должна удовлетворять спрос на основные продукты питания и товары первой необходимости. Причем инициатива должна исходить не от элиты, а от низовых слоёв общества. Свободный рынок также должен иметь возможность производства и реализации и продуктов питания и товаров первой необходимости.
Здесь следует заметить, что плановая экономика весьма неповоротлива и вряд ли ей удастся полностью удовлетворить рыночный спрос на все товары. Более того, чтобы реализуемые через государственную торговую сеть товары были доступны для значительной части населения, они должны быть дешёвыми, а следовательно лишёнными многих атрибутов свободного рынка, как то — красивая упаковка, высокое качество обслуживания потребителей, большой ассортимент и т. д., т. е. всего того, что может повысить себестоимость товаров.
Аналогичные товары, реализуемые через свободный рынок, уже могут иметь и красивую упаковку и более высокое качество обслуживания, более широкий ассортимент и соответственно более высокую себестоимость.
Сосуществование двух взаимодополняющих друг друга экономик в государстве обеспечит:
1. Свободу выбора для потребителей, т. е. потребитель сам сможет выбрать, приобретать ли ему товары в более престижном виде и по более высокой цене и с более разнообразным ассортиментом на свободном рынке или приобрести аналогичные товары, по более низкой цене, менее разнообразных по ассортименту и при более худшем обслуживании.
2. Социальную защиту слоёв населения с низкими доходами.
Предлагаемые иными анархическими движениями инициативы, направленные на то, чтобы оставить в экономике только свободный рынок, абсурдны:
1. Наличие единого рынка, это отсутствие альтернативы, а следовательно и свободы выбора для потребителя, т. е. рыночная монополия, что никоим образом неприемлемо.
2. Свободный рынок на самом деле лишь декларативно называется таковым, а в реальности на нём ценообразование зависимо не только за счет реальных спроса и предложения, но и зачастую за счет искусственного манипулирования спросом, либо предложением путём сокрытия информации (например, скрытые лимитные заявки в биржевом стакане цен), что дезинформирует значительную участников рынка и позволяет за счет сговора отдельных участников рынка искусственно повысить или понизить цены на некоторый ассортимент в сторону выгодную для манипуляторов. Исторически подобные методы ценовых манипуляций приводили к голодным бунтам, когда продукты питания у продавцов имелись в наличии, но значительная часть этих самых товаров удерживалась на складах, чтобы иметь возможность реализации продуктов через рынок по более высокой цене. Также нередки случаи, когда ради выгоды, часть уже выпущенной продукции уничтожается производителями, опять же ради повышения цены. По этой причине, о якобы свободности рынка лучше даже не заикаться, т. к. в реальности он не настолько свободен, как некоторым это представляется. К тому же не следует забывать, что цены на свободном рынке непредсказуемы и нестационарны, а следовательно они являются фатумом – случайностью, в отличие от заведомо предсказуемых цен в плановой экономике. Поскольку свобода возможна лишь через знания, в том числе и будущих цен, а свободный рынок такой информации предоставить не может, а следовательно, делает потребителя зависимым от ценовых колебаний, то рыночная безальтернативность недопустима.
Ну и наконец, образование и наука. Образование безусловно должно быть не только бесплатным, но и наоборот, учащиеся должны получать стипендию. Поскольку образование отнимает у людей время, не позволяя им иметь иные источники доходов.
Из образования необходимо исключить обязательность преподавания сути каких либо политических, философских, религиозных и прочих идеологий и учений. Как правильно рассуждал по этому поводу Авиценна, образование должно ограничиться тем, что сообщит ученикам о существовании некой Высшей Силы, но без всякого уточнения сути существования этой с самой Силы. Т.е. система образования не должна становиться на сторону какого либо учения или толкования и унижать какие либо учения и идеологии перед другими учениями и идеологиями, а придерживаться принципа свободы совести, с тем расчётом, что если ученику понадобятся какие либо большие знания в этой области, то всякую дополнительную информацию о религиях, учениях, политических движениях и идеологиях он должен брать из доступных или иных источников знаний, т.е. заниматься в этой области самообразованием. Недопустимы зачёты или экзамены по каким либо предметам, относящимся к религиям, философским учениям, политическим движениям и прочим идеологиям. Более того, если учащиеся, по каким либо причинам, откажутся посещать уроки и лекции, на которых рассказывается о той или иной идеологии, то нельзя им препятствовать в этом.
Поскольку наука служит обществу, независимо от её прикладной или фундаментальной сути, то общество обязано её содержать за свой счёт. Коммерциализация науки недопустима.
Что касается научной академии, то она также должна быть полностью деполитизирована и детеизирована. Можно увеличить количество учёных степеней, дабы повысить стремление учёной братии к лидерству в этой креативной области. Если кто, по мнению учёного сообщества дойдет до высшей учёной степени, то количество степеней придется увеличить на одно дополнительное и т.д.
Ко всему прочему не надо забывать и о дилетантах-самоучках, которые не смогли или не пожелали получать образование выше начального либо придерживаться научного авторитаризма, бюрократизма, а также общераспространённых научных консервативных концепций, которыми засорена академическая наука. Ведь дилетанты и самоучки внесли не меньший, а может быть даже и больший вклад в науку по сравнению с деятелями академической науки. И зачастую из-за того, что были лишены догматических шор и имели большую свободу действий и нередко и большие знания. Поэтому к науке нужно приобщать всех желающих с раннего возраста и до преклонного. По этой причине академия наук помимо подготовки высшей школы, также должна организовывать и заниматься педагогической деятельностью в добровольных научных кружках и сообществах, куда могут после работы или учебы приходить люди и заниматься любительскими научными исследованиями в соответствии с научной методой. Чтобы сделать научную деятельность наиболее доступной, то часть любительской научной деятельности необходимо организовывать через Интернет. Соответственно и не надо забывать о поощрении, т.е. чтобы любители науки в случае, если они совершили научное открытие, то получали за эти достижения научные степени и премии наравне с учёными из академии наук.
Также понадобятся добровольные кружки изобретателей, в которых будут заниматься педагогической деятельностью опытные конструкторы, в соответствии с например, ТРИЗ – теорией решения изобретательских задач.
Ну и самое главное, без чего все остальные меры будут попросту бесполезны: необходимо запретить средствам массовой информации передавать новостные события с комментариями, отражающими точку зрения той или иной идеологии. Общество должно узнавать новости таким образом, чтобы иметь возможность самостоятельно делать выводы о произошедшем, а не воспринимать их через субъективное мнение комментаторов. В новостных сообщениях должна лишь передаваться информация о том когда и что конкретно произошло, без всякой эмоциональной либо идеологической подоплёки. Любая идеологическая пропаганда, должна наравне с рекламой передаваться отдельно от остального нерекламного и неидеологического контекста с обязательным предупреждением о том, что имеет место идеологическая составляющая.