Droni
04-09-2011 21:58:33
Скрытый текст: :

По нашей просьбе антифашист родом из Дагестана, рассказал о взгляде на такое явление, как кавказский национализм, изнутри. Мы считаем, что такая аналитика будет полезна всему спектру антифашистского движения для выработки адекватной позиции в будущем. Знакомьтесь Статья написана не с анархистских позиций, мы дадим на нее небольшую рецензию в скором времени.
Кавказский Национализм
В этой статье вы вряд ли найдете что-то новое. Скорее всего, все вышесказанное, вам уже давно известно.
Скрытый текст: :
Кавказский национализм – это словосочетание уже давно перестало быть абсурдным. И если раньше националистами считали, в основном, бритоголовых русских подростков, то теперь для многих становится очевидным, что приезжие из Азии и с Кавказа нередко ведут себя высокомерно по отношению к коренному населению. Причина приезда, как правило, не играет роли – выходки на националистической почве может себе позволить как молодой отпрыск на дорогой иномарке, так и взрослый мужчина, приехавший на заработки.
Главное, что выделяет приезжих националистов – относительное недавнее прибытие в коренные русские города. Если брать кавказцев, которые родились в Центральной России или живут в этой части страны давно, то их можно назвать «ассимилировавшимися» – они, во многом, приняли местную культуру и нормы поведения. Диаметрально противоположное поведение встречается, как правило у тех, кто приехал учиться или зарабатывать только что или несколько лет назад.
Этот факт позволяет нам обнаружить два основных источника национализма со стороны приезжих кавказцев.
Проблемы с адаптацией. В отличие от тех, кто родился среди русских, приезжим кавказцам приходится перестраиваться. И эта перестройка редко проходит безболезненно.
Общины. Из первой проблемы вырастает вторая. Не имея возможности ассимилироваться с местным населением, приезжие начинают организовываться в землячества.
Рассмотрим типичный пример. Молодой человек приезжает, например, из Ингушетии в Санкт-Петербург. Образование он получил высшее, но в то же время, весьма посредственное, потому что коррупция развалила систему среднего и высшего образования, особенно в южных регионах России. По-русски он говорит сносно или даже хорошо, но местных порядков большого города не знает. Все это мешает ему устроиться на работу. В итоге, он начинает работать разнорабочим – курьером, мерчендайзером, охранником. То есть, его труд не требует высокой квалификации, но также и низко оплачивается. В итоге, молодой человек пополняет одну из самых низких прослоек в обществе, и, в некотором роде, становится маргиналом. На всякий случай, давайте определимся со словом маргинал. Если переводить с английского, margin означает буквально, «дополнительный», «добавленный к». То есть, человек, дополнивший собой общество, но не факт, что ему хватило места в обеспеченной части общества.
Человек нуждается в общении, но низкий заработок, культурные барьеры и отсутствие социального лифта не позволяют полноценно общаться и перенимать культуру местного населения. В итоге, молодой человек, начинает проводить больше времени со своими земляками, создавая что-то вроде социального анклава. А так как круг общения – это, в основном, такие же необеспеченные люди, то с молодыми людьми происходит все то же самое, что обычно происходит в малообеспеченных обществах современного мира – уход в религию и национализм.
Не имея возможности доказать свою состоятельность в плане образования или карьеры, молодые кавказские националисты (теперь уже) пытаются доказать свою состоятельность любым другим способом – как правило, физическим и преступным путем. Моральный выбор отчасти упрощается психологией «гастролера» – в случае чего, можно покинуть город и сбежать от ответственности домой.
Немного другая ситуация складывается непосредственно на Кавказе. Как это ни странно, и вряд ли известно русским националистам, на Кавказе проживает довольно большое количество русских. Больше ста тысяч человек, например, в Дагестане (и по показателю численности русские обгоняют многие коренные национальности) и даже в Чечне русских сейчас насчитывается более двадцати тысяч. За доказательной базой можно обратиться на портал Росстата. В крупных городах доля русскоязычного населения (в основном, русские, украинцы и небольшое количество потомков немцев, оставшихся еще с начала XX века) довольно высока. В многонациональных регионах, таких как Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область и Дагестан основной язык общения – русский.
Общество на Кавказе можно разделить на две группы в плане отношения к русским:
Более старшее поколение – люди, выросшие вместе с русскими, трудившиеся вместе с ними еще на базе советской системы управления, и понимающие выгоды от нахождения в составе России.
Молодое поколение, которое, порой, не может заметить выгод от русского присутствия в регионе, так как чудовищная коррупция на местах уничтожает все инициативы и финансирование, которое Москва направляет в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Отношение к русским варьируется от сдержанно доброжелательного через нейтральное к неприятию. Последнее особенно развивается на фоне пропаганды радикального ислама, находящего почву, как уже было сказано, в бедности и отсутствии перспектив среди молодежи.
И вот как раз эти самые молодые кавказцы, покидающие родные места и направляющиеся в исторически русские регионы страны, сталкиваются с необходимостью изменить (или хотя бы просто определить) свое отношение к русским. Тут спектр вариантов отношения начинает варьироваться гораздо сильнее, чем в домашнем регионе.
У части приезжих появляется уважительное отношение к образу жизни в русских городах (люди видят способность общества, не построенного на принципах национальной или клановой поруки выстроить более организованную и гармоничную систему) и понимание роли России в развитии и поддержке кавказских республик. Как правило, это более образованные молодые люди, приехавшие учиться или серьезно отнесшиеся к образованию, полученному дома, так что они смогли найти достойную работу.
У другой части, так и не сумевшей обустроиться и адаптироваться, отношение начинает резко меняться в худшую сторону. Как это ни странно, но не все гастарбайтеры одинаково трудолюбивы и когда отсев происходит по более-менее профессиональному признаку, тут же начинаются обвинения в предвзятом отношении к национальности. Так, например, автору довелось побеседовать в метро с немолодым уже приезжим из Азии, который сетовал на увольнение. Причиной увольнения он видел не экономические мотивы (кризис, приведший к сокращениям даже в среде самых интеллектуальных областей занятости), а то, что якобы русские его недолюбливают. Странным образом он позабыл о том, что те же русские несколько лет платили ему зарплату, дав, фактически долговременный резерв для того, чтобы стать кем-то большим, чем просто асфальтоукладчиком.
Вышеупомянутый пример является очевидным подтверждением двух известных правил человеческой психологии.
Первое правило – потребность дать объяснение происходящему. Не обязательно, чтобы это было основанное на фактах объяснение. Человеческий разум не может жить в неизвестности, а потому объяснение просто должно быть.
Второе правило, находящее свое подтверждение в проявлениях национализма со стороны приезжих, – потребность пощадить себя. Странная, но сильная человеческая потребность обвинить все вокруг, но не искать причины в себе. Эта потребность не имеет непосредственного отношения к национализму (вспомните, как часто опаздывая на работу, вы ругали толпу на улице, водителя маршрутки, светофор, но не себя, за то, что поздно встали). Но у националистов всех мастей эта потребность сильно выражена. Может быть, еврейский капитал и имел какое-то отношение к развязыванию Первой мировой войны, но у Гитлера евреи оказались виноваты вообще решительно во всем. При этом Гитлер не удосужился напомнить себе прилюдно, кто оказался виноват в развязывании гораздо более сокрушительной для Германии Второй мировой.
Вернемся к вопросу с кавказским национализмом. Приведенные два правила приводят к тому, что человек начинает объяснять свои беды злобными происками окружающих. В данном случае – коренное местное большинство, с которым трудно конкурировать. Трудно, потому что приезжий молодой человек находится в незнакомом окружении без традиционной поддержки рода, с одной стороны и он часто не приспособлен к самостоятельной жизни, с другой стороны. Поэтому, сталкиваясь с двумя вопросами: «признать ли, что у него недостаточно опыта, образования и социальных навыков, позволяющих добиться успеха в больших городах?» или «выдумать себе, что во всем виноваты «порочные русские»?», он совершенно бессознательно отвечает отрицательно на первый вопрос и положительно – на второй.
Готово! Малообеспеченный молодой человек, не укрепленный на новой земле ни толковой работой, ни друзьями, ни чувством местного, и не имеющий даже семьи. Идеальная почва для любого радикального поведения – националистического, религиозного или просто криминального.
Решение у этой проблемы простое и сложное одновременно.
Вся простота его вот в чем: даже молодой человек не станет ни бандитом, ни националистом, ни фанатиком при условии, что у него есть:
Работа, приносящая достаток в тот
Дом, где вместе с ним живут его
Жена и
Дети, знающие, что у их отца и мужа есть
Перспективы занять более высокое общественное положение в будущем.
Если имея все это, наш юный друг и станет экстремистом, то либо от того, что получил это «на блюдечке» от папы с мамой (не пришлось добиваться самому, значит и терять не жалко), либо это уже психиатрия. И то и другое случается, к сожалению. Но, согласитесь, гораздо реже, чем безработица, отсутствие жилья и бытовая неустроенность.
И в то же время, воплотить в жизнь все эти условия «простого» решения национального вопроса очень сложно. Потому что для этого нужно искоренить (или хотя бы минимизировать) коррупцию и кумовство. Нужно выстроить систему образования заново. Нужно прививать детям, независимо от места рождения, общие культурные ценности. Нужно, чтобы понятие Родины ценилось, начиная со школьных учебников истории, и чтобы потом эту Родину защищать не стыдно было. Нужно сделать так, чтобы молодые люди вообще видели, куда им расти. Нужно действительно обеспечивать молодые семьи жильем, а не наивно требовать от строителей, чтобы цена в новостройках составляла «тридцать тысяч рублей за квадратный метр». И за всем этим не забыть о таких понятиях как «экономический рост», «индекс промышленного производства», «преобладание экспорта над импортом», «сокращение инфляции» и «рост уровня занятости». Вот это уже сложно.
Мне очень не хочется завершать статью на минорной ноте, поэтому я выскажу ту идею, в которой абсолютно уверен. Что-то вроде резюме.
Я далек от того, чтобы оправдывать выходки молодых ублюдков независимо от их национальности. В особенности это относится к приезжим (кто бы куда ни приехал).
Я искренне уверен, что пять вышеперечисленных пунктов помогут многим молодым русским и кавказцам не становиться на шаткий путь национализма, но стать личностями, у которых будет много общего.
Главное, что выделяет приезжих националистов – относительное недавнее прибытие в коренные русские города. Если брать кавказцев, которые родились в Центральной России или живут в этой части страны давно, то их можно назвать «ассимилировавшимися» – они, во многом, приняли местную культуру и нормы поведения. Диаметрально противоположное поведение встречается, как правило у тех, кто приехал учиться или зарабатывать только что или несколько лет назад.
Этот факт позволяет нам обнаружить два основных источника национализма со стороны приезжих кавказцев.
Проблемы с адаптацией. В отличие от тех, кто родился среди русских, приезжим кавказцам приходится перестраиваться. И эта перестройка редко проходит безболезненно.
Общины. Из первой проблемы вырастает вторая. Не имея возможности ассимилироваться с местным населением, приезжие начинают организовываться в землячества.
Рассмотрим типичный пример. Молодой человек приезжает, например, из Ингушетии в Санкт-Петербург. Образование он получил высшее, но в то же время, весьма посредственное, потому что коррупция развалила систему среднего и высшего образования, особенно в южных регионах России. По-русски он говорит сносно или даже хорошо, но местных порядков большого города не знает. Все это мешает ему устроиться на работу. В итоге, он начинает работать разнорабочим – курьером, мерчендайзером, охранником. То есть, его труд не требует высокой квалификации, но также и низко оплачивается. В итоге, молодой человек пополняет одну из самых низких прослоек в обществе, и, в некотором роде, становится маргиналом. На всякий случай, давайте определимся со словом маргинал. Если переводить с английского, margin означает буквально, «дополнительный», «добавленный к». То есть, человек, дополнивший собой общество, но не факт, что ему хватило места в обеспеченной части общества.
Человек нуждается в общении, но низкий заработок, культурные барьеры и отсутствие социального лифта не позволяют полноценно общаться и перенимать культуру местного населения. В итоге, молодой человек, начинает проводить больше времени со своими земляками, создавая что-то вроде социального анклава. А так как круг общения – это, в основном, такие же необеспеченные люди, то с молодыми людьми происходит все то же самое, что обычно происходит в малообеспеченных обществах современного мира – уход в религию и национализм.
Не имея возможности доказать свою состоятельность в плане образования или карьеры, молодые кавказские националисты (теперь уже) пытаются доказать свою состоятельность любым другим способом – как правило, физическим и преступным путем. Моральный выбор отчасти упрощается психологией «гастролера» – в случае чего, можно покинуть город и сбежать от ответственности домой.
Немного другая ситуация складывается непосредственно на Кавказе. Как это ни странно, и вряд ли известно русским националистам, на Кавказе проживает довольно большое количество русских. Больше ста тысяч человек, например, в Дагестане (и по показателю численности русские обгоняют многие коренные национальности) и даже в Чечне русских сейчас насчитывается более двадцати тысяч. За доказательной базой можно обратиться на портал Росстата. В крупных городах доля русскоязычного населения (в основном, русские, украинцы и небольшое количество потомков немцев, оставшихся еще с начала XX века) довольно высока. В многонациональных регионах, таких как Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область и Дагестан основной язык общения – русский.
Общество на Кавказе можно разделить на две группы в плане отношения к русским:
Более старшее поколение – люди, выросшие вместе с русскими, трудившиеся вместе с ними еще на базе советской системы управления, и понимающие выгоды от нахождения в составе России.
Молодое поколение, которое, порой, не может заметить выгод от русского присутствия в регионе, так как чудовищная коррупция на местах уничтожает все инициативы и финансирование, которое Москва направляет в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Отношение к русским варьируется от сдержанно доброжелательного через нейтральное к неприятию. Последнее особенно развивается на фоне пропаганды радикального ислама, находящего почву, как уже было сказано, в бедности и отсутствии перспектив среди молодежи.
И вот как раз эти самые молодые кавказцы, покидающие родные места и направляющиеся в исторически русские регионы страны, сталкиваются с необходимостью изменить (или хотя бы просто определить) свое отношение к русским. Тут спектр вариантов отношения начинает варьироваться гораздо сильнее, чем в домашнем регионе.
У части приезжих появляется уважительное отношение к образу жизни в русских городах (люди видят способность общества, не построенного на принципах национальной или клановой поруки выстроить более организованную и гармоничную систему) и понимание роли России в развитии и поддержке кавказских республик. Как правило, это более образованные молодые люди, приехавшие учиться или серьезно отнесшиеся к образованию, полученному дома, так что они смогли найти достойную работу.
У другой части, так и не сумевшей обустроиться и адаптироваться, отношение начинает резко меняться в худшую сторону. Как это ни странно, но не все гастарбайтеры одинаково трудолюбивы и когда отсев происходит по более-менее профессиональному признаку, тут же начинаются обвинения в предвзятом отношении к национальности. Так, например, автору довелось побеседовать в метро с немолодым уже приезжим из Азии, который сетовал на увольнение. Причиной увольнения он видел не экономические мотивы (кризис, приведший к сокращениям даже в среде самых интеллектуальных областей занятости), а то, что якобы русские его недолюбливают. Странным образом он позабыл о том, что те же русские несколько лет платили ему зарплату, дав, фактически долговременный резерв для того, чтобы стать кем-то большим, чем просто асфальтоукладчиком.
Вышеупомянутый пример является очевидным подтверждением двух известных правил человеческой психологии.
Первое правило – потребность дать объяснение происходящему. Не обязательно, чтобы это было основанное на фактах объяснение. Человеческий разум не может жить в неизвестности, а потому объяснение просто должно быть.
Второе правило, находящее свое подтверждение в проявлениях национализма со стороны приезжих, – потребность пощадить себя. Странная, но сильная человеческая потребность обвинить все вокруг, но не искать причины в себе. Эта потребность не имеет непосредственного отношения к национализму (вспомните, как часто опаздывая на работу, вы ругали толпу на улице, водителя маршрутки, светофор, но не себя, за то, что поздно встали). Но у националистов всех мастей эта потребность сильно выражена. Может быть, еврейский капитал и имел какое-то отношение к развязыванию Первой мировой войны, но у Гитлера евреи оказались виноваты вообще решительно во всем. При этом Гитлер не удосужился напомнить себе прилюдно, кто оказался виноват в развязывании гораздо более сокрушительной для Германии Второй мировой.
Вернемся к вопросу с кавказским национализмом. Приведенные два правила приводят к тому, что человек начинает объяснять свои беды злобными происками окружающих. В данном случае – коренное местное большинство, с которым трудно конкурировать. Трудно, потому что приезжий молодой человек находится в незнакомом окружении без традиционной поддержки рода, с одной стороны и он часто не приспособлен к самостоятельной жизни, с другой стороны. Поэтому, сталкиваясь с двумя вопросами: «признать ли, что у него недостаточно опыта, образования и социальных навыков, позволяющих добиться успеха в больших городах?» или «выдумать себе, что во всем виноваты «порочные русские»?», он совершенно бессознательно отвечает отрицательно на первый вопрос и положительно – на второй.
Готово! Малообеспеченный молодой человек, не укрепленный на новой земле ни толковой работой, ни друзьями, ни чувством местного, и не имеющий даже семьи. Идеальная почва для любого радикального поведения – националистического, религиозного или просто криминального.
Решение у этой проблемы простое и сложное одновременно.
Вся простота его вот в чем: даже молодой человек не станет ни бандитом, ни националистом, ни фанатиком при условии, что у него есть:
Работа, приносящая достаток в тот
Дом, где вместе с ним живут его
Жена и
Дети, знающие, что у их отца и мужа есть
Перспективы занять более высокое общественное положение в будущем.
Если имея все это, наш юный друг и станет экстремистом, то либо от того, что получил это «на блюдечке» от папы с мамой (не пришлось добиваться самому, значит и терять не жалко), либо это уже психиатрия. И то и другое случается, к сожалению. Но, согласитесь, гораздо реже, чем безработица, отсутствие жилья и бытовая неустроенность.
И в то же время, воплотить в жизнь все эти условия «простого» решения национального вопроса очень сложно. Потому что для этого нужно искоренить (или хотя бы минимизировать) коррупцию и кумовство. Нужно выстроить систему образования заново. Нужно прививать детям, независимо от места рождения, общие культурные ценности. Нужно, чтобы понятие Родины ценилось, начиная со школьных учебников истории, и чтобы потом эту Родину защищать не стыдно было. Нужно сделать так, чтобы молодые люди вообще видели, куда им расти. Нужно действительно обеспечивать молодые семьи жильем, а не наивно требовать от строителей, чтобы цена в новостройках составляла «тридцать тысяч рублей за квадратный метр». И за всем этим не забыть о таких понятиях как «экономический рост», «индекс промышленного производства», «преобладание экспорта над импортом», «сокращение инфляции» и «рост уровня занятости». Вот это уже сложно.
Мне очень не хочется завершать статью на минорной ноте, поэтому я выскажу ту идею, в которой абсолютно уверен. Что-то вроде резюме.
Я далек от того, чтобы оправдывать выходки молодых ублюдков независимо от их национальности. В особенности это относится к приезжим (кто бы куда ни приехал).
Я искренне уверен, что пять вышеперечисленных пунктов помогут многим молодым русским и кавказцам не становиться на шаткий путь национализма, но стать личностями, у которых будет много общего.
http://www.kurskvetka.org/798