Анархизм и «национальный вопрос»

Droni

08-01-2009 21:19:03

Изображение
bakunista.nadir.org
Анархизм и «национальный вопрос»
Wednesday, 10 December 2008
Автор: Вадим Дамье
Большинство современных анархистов занимает позиции крайнего и последовательного интернационализма. Либертарии резко критикуют институт национального государства и отрицают наличие национальных интересов. Чаще всего, они негативно относятся и к национально-освободительным движениям, видя в них прежде всего тенденцию к образованию нового государства, то есть еще одного орудия угнетения населения. Характерным для анархистской мысли можно считать следующее положение из Декларации принципов Международной Ассоциации Трудящихся – анархо-синдикалистского Интернационала: «Революционный синдикализм отвергает все искусственно созданные политические и национальные границы и заявляет, что так называемый национализм есть лишь религия современного государства, за которой скрываются материальные интересы имущих классов. Революционный синдикализм признает только существование региональных и национальных различий, носящих экономический характер, продуктами которых становятся иерархии, привилегии и угнетение любого вида (по мотивам расы, пола, сексуальной ориентации или любых иных мнимых или реальных различий), и требует для каждой группы права на самоопределение в солидарном согласии со всеми другими ассоциациями того же рода». (1)
Однако, если рассматривать анархистский интернационализм исторически, то следует иметь в виду, что он сложился далеко не сразу, и национальные вопросы долго составляли предмет споров среди либертариев.

Можно считать установленным, что понятия интернационализма в современном смысле в XIX веке еще не существовало ни в анархистской среде, ни в общественном сознании вообще. Известно, что основоположник анархизма Михаил Бакунин, несмотря на отрицательное отношение к национальному и любому другому государству и к государственному патриотизму, интересовался проблемой национального освобождения славян, хотя и выступал против того, чтобы это освобождение принимало государственнический характер. Более того, в своей полемике с Марксом он нередко прибегал к рассуждениям в духе национальной психологии, что отвергалось последующими поколениями анархистов.

Анархисты конца XIX и начала ХХ веков нередко принимали активное участие в различных национально-освободительных движениях. Так, немалое число итальянских и русских анархистов отправились в 1875 – 1877 гг. на помощь антиосманскому восстанию в Боснии, несмотря на то, что Бакунин отговаривал их от «тяги на Балканы», подчеркивая, что «применять свои силы революционерам следует у себя на родине». (2) В 1882 г. Эррико Малатеста и другие итальянские анархисты в Египте участвовали в антиимпериалистическом восстании Араби-паши. (3) Болгарские анархисты играли видную роль в движении за освобождение Македонии из-под власти Османской империи (4), кубинские – в борьбе за независимость своей страны от Испании (5) и т.д.

Мотивы таких действий объяснил ведущий теоретик анархизма того времени Петр Кропоткин. «...Нам предстоит, я думаю, – писал он анархистке Марии Корн, – в каждом национальном движении выдвигать народные вопросы рядом с национальными. Но для этого чураться национальных движений нам не приходится. В двух словах наше отношение такое: «Вы хотите свергнуть иго русских, турок, англичан? Превосходно! Взгляните на дело шире! Ставьте народный вопрос – тогда вы разрешите национальный! Мы тоже ненавидим ваших угнетателей, но мы смотрим глубже и видим угнетенный народ!». «Не мешать, не сторониться от вас мы будем, а выдвинем народный вопрос. Честные из вас, националистов, будут с нами!»». (6)

Очевидно, что речь здесь не идет о какой-либо «национальной идее», скорее, о тактике участия в массовых общественных движениях в попытке добиться их радикализации и перевода на социально-революционные рельсы. Противоречивость этой позиции сказалась чуть позже, когда в период Первой мировой войны Кропоткин и 15 других известных анархистов различных стран подписали манифест в поддержку Антанты. Большинство либертариев мира (Малатеста, Эмма Гольдман и другие) отреагировали на такое отступничество с негодованием.

Наряду с этим, многие анархисты уже в конце XIX века стали высказывать взгляды абсолютного интернационализма и отрицать возможность особого национального освобождения, признавая лишь освобождение социальное. Так, видный кубинский анархист Энрике Роиг-де-Сан-Мартин писал в 1890 г.: «Да, мы – антипатриоты... Именно потому, что анархист не любит свое отечество, он может ощущать себя и черным, и китайцем, и французом, и любым жителем Земли. Именно жители Земли составляют его семью, и никакие религиозные или иные различия не могут оправдать бойню среди его членов». (7) Стойкое отвращение к любому национализму, включая национализм угнетенных наций, иногда побуждал анархистов даже не участвовать в выступлениях против шовинистической политики правящих кругов. Так, далеко не все французские либертарии принимали участие в движении протеста против «дела Дрейфуса», заявляя, что их интересуют лишь социальные проблемы.

Нередко либертарии противопоставляли национальному принципу, связанному с государством, региональный, основанный на географических или культурных критериях. Так, анархистские и анархо-синдикалистские организации Испании и Латинской Америки часто называли себя не страновыми, а «региональными секциями», а созданная в 1927 г. Иберийская федерация анархистов объединила сторонников безвластия из Испании и Португалии. По языковому принципу построена франкоязычная Анархистская федерация и т.д.

Droni

08-01-2009 21:21:03

Изображение
Первая мировая война усилила антинационалистические настроения среди большинства анархистов. К межвоенному периоду относятся попытки сторонников безвластия обосновать и развить свою альтернативу «национальной идее». Наиболее фундаментальной из них следует считать работы виднейшего немецкого теоретика анархо-синдикализма Рудольфа Роккера . Написанные им в это время статьи составили основу выпущенной им позднее книги «Национализм и культура». Переведенная на большинство европейских языков, а также японский, она получила одобрительные отзывы таких выдающихся умов, как Альберт Эйнштейн, Бертран Расселл, Льюис Мэмфорд и Томас Манн.

Согласно анализу Роккера, основанному на приводимом им богатом фактическом материале, национальное сознание – продукт сравнительно недавнего времени. В Средние века, утверждал автор, его не было, поскольку человек был тесно связан со своим непосредственным социальным окружением, с одной стороны, и с универсальной христианской цивилизацией, с другой. Лишь экономические и политические изменения на исходе Средневековья привели к жесткому разграничению себя и других, к росту эгоистического индивидуализма и ослаблению чувства солидарности. На место прежних коллективных, общинных структур пришли национальные. Созданные абсолютизмом с помощью оружия национальные государства произвольно собрали под свою эгиду разнородные в культурном, этническом и языковом отношении территории и объявили их население своими подданными. Он категорически отрицал, что нация – это естественное образование, сложившееся в ходе развития общества «снизу». Не нация создает государство, а государство создает нации и по своему произволу кроит границы между ними, утверждал Роккер. «Нация – это всегда искусственный результат властно-политических устремлений...», а национальное чувство – чисто психологический феномен.

В то же время, идея нации несла в себе первоначально определенное антиабсолютистское зерно. Так, во Франции XVIII века существование нации связывалось с ее суверенностью, якобы узурпированной монархией. В этом контексте понятие нации противопоставлялось понятию «подданные». Нация означала как бы подданных, вернувших себе суверенитет. Но после свержения абсолютизма и обретения национального суверенитета ситуация изменилась. Начиная с Французской революции нация стала носителем и воплощением общей воли, ее волеизъявление уподоблялось божественному откровению. Почитание собственной нации как «великой» логическим образом превратилось в отторжение других и презрение к ним. Роккер говорил о нации как о тиранической абсолютной идее: «Нация – все, человек – ничто». То, что на практике впервые сделали во Франции, философски и теоретически осмыслили и сформулировали в Германии. Немецкая классическая философия провозгласила историческую необходимость и всемирную миссию так называемого «народного» или «национального духа» . Нация стала религией современного государства. За провозглашением единого национального государства всегда следовала унификация разнородных составляющих групп, зачастую насильственная.

За речами о единстве национальных интересов, доказывал немецкий анархист, лишь скрываются лишь властно-политические и экономические интересы привилегированных меньшинств. Они призваны скрыть реальные социальные противоречия внутри каждой такой нации, которые гораздо больше, чем все предполагаемые национальные различия. Роккер показывал также, что нет никакой единой национальной культуры, что в реальности существовали многочисленные территориальные культурные и языковые группы, стертые могучей рукой внедряющего единообразие национального государства. Так называемый «культурный» национализм анархо-синдикалистский теоретик называет «фиговым листком», надеваемым в эпоху чужеземного господства, когда не удается реализовать собственные властно-политические планы. Воспоминание о некоем «культурном величии» прошлого используется для обоснования претензий на национальную власть в собственном государстве.

Фашизм Роккер рассматривал как доведение национальной идеи до ее логического и неприкрытого завершения. «Современный национализм, – писал он, – есть голая жажда государства любой ценой, полное растворение человека в высших интересах власти». И продолжал: «...Под подолом нации можно скрыть все; национальное знамя покрывает любую несправедливость, любую бесчеловечность, любую ложь, любое позорное деяние, любое преступление. Коллективная ответственность нации удушает чувство справедливости отдельного индивида...».

Соответственно, Роккер предостерегал о пагубности национально-освободительных движений, которые способны лишь на то, чтобы повторить весь цикл унификации сначала, но на ином уровне. «...Народы, которые во имя национального освобождения сбросили с себя ненавистное чужеземное иго... ничего от этого не выиграли», – писал он, – ведь «за любым национальным стоит воля к власти небольших меньшинств и особый интерес привилегированных каст и классов в государстве». Социально-экономические и политические иерархии воспроизводятся в новом государстве, и то, в свою очередь, приступает к репрессиям, подавлению личности и инакомыслия.

Альтернативу национальной идее Роккер видел в интернационализме, местной общности и культуре. Прежде всего, он противопоставлял нации и национальному государству естественно сложившееся на протяжении столетий ощущение местной социальной общности и взаимосвязи. Такие «малые родины», по его представлению, развились из «общности материальных и духовных обстоятельств, нравов, обычаев и традиций». Они основаны исключительно на местных масштабах, которые можно, что называется, окинуть взором. Роккер утверждал, что такие местные чувства никак не связаны с национализмом или патриотизмом, поскольку не имеют отношения к воле к власти и не требуют господства или преобладания над другими, соседними регионами. Интернационализм для него не предполагал стирание местных особенностей, напротив – их освобождение из-под длани национального государства.

Вопреки тезису, который высказывался националистическими теоретиками о том, что национальная идея и национальное единство благотворно сказываются на культурном развитии, Роккер доказывал, что в истории чаще всего имело место обратное: наиболее благоприятные условия для культурного развития существовали не в крупных национальных государствах или в империях, но в условиях политической раздробленности. В качестве классического примера он приводил культуру Древней Греции, основанной на небольших полисах. Напротив, национальная идея и национальная унификация всегда сказывались отрицательно на культурных поисках и творчестве. Детально исследуя различные аспекты культуры, такие как язык, искусство, наука, духовные и социальные связи, Роккер демонстрирует, что они во все исторические эпохи развивались независимо от национальных границ и рамок, но предполагали взаимное влияние и взаимообогащение. Принципиальным моментом его взглядов является отрицание как иллюзии самого понятия «национальная культура» в смысле некоего замкнутого целого, независимого от других культур. Культура в основе своей интернациональна и универсальна, поскольку всегда нуждается в обмене идеями и во взаимовлиянии с чем-то новым, доселе неизвестным. Роккер утверждал даже, что культурный, этнический и т.п. синтез играет в высшей степени положительную и животворящую роль. Главное, чтобы он был добровольным и естественным, а не осуществлялся принудительно сверху, на основе унификации. (8)

Именно положения и идеи, сформулированные Роккером, лежат в основе представлений большинства современных анархистов по национальному вопросу. Их отзвуки можно обнаружить не только в уже цитировавшейся Декларации принципов МАТ, которая была в значительной мере написана тем же самым Роккером, но и в более поздних по времени документах либертарного движения, вплоть до соответствующих резолюций о национализме и национально-освободительных движениях, которые принимались уже после Второй мировой войны МАТ и Интернационалом анархистских федераций. С одной стороны, в них говорилось о праве каждой группы людей автономно устраивать свою жизнь в духе принципа автономии и федерализма, с другой – категорически отвергалась идея национальных государств и борьба за их образование или сохранение.

Картина не будет полной, если хотя бы несколькими словами не упомянуть меньшинство анархистов, которое занимало иную позицию в национальном вопросе. Прежде всего, это относится к либертариям многих азиатских стран (прежде всего, Кореи, частично, Индии, Китая, Вьетнама и т.д.), евреям-приверженцам «анархо-сионизма» и т.д. Здесь, в азиатской колониальной и полуколониальной зоне вплоть до Второй мировой войны были распространены представления о необходимости соединения анархистского социального идеала с национально-освободительными движениями. Чаще всего речь шла об участии местных либертариев в общем национально-освободительном движении конкретной страны. В ряде случаев была предпринята даже попытка разработать некий вариант анархистской национальной идеи. Прежде всего, это относится к Корее, где анархисты были одной из сильнейших фракций в национальном антияпонском движении в 1920-х гг. Ведущий теоретик корейского анархизма и видный историк Син Чжехо сформулировал тезис о том, что анархизм, то есть социалистическое общественное устройство, основанное на самоуправляющихся общинах, – это единственно возможный путь достижения политической независимости Кореи. (9) Впрочем, подобные идеи не встретили понимания среди большинства анархистов других стран. Наконец, в Европе после Второй мировой войны одно из либертарных направлений – так называемые «платформисты», сторонники определенного сближения с рядом марксистских тезисов и представлений, прежде всего, по организационному вопросу – выступали с позиций «критической поддержки» национально-освободительных движений в Алжире, во Вьетнаме, в Ирландии и т.д.

Статьи Рудольфа Роккера

Примечания
1. Que es la A.I.T.? Editado por el Secretariado de la Asociacion Internacional de los Trabajadores. P.31.
2. В.Я.Гросул. Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века. М., 2001. С.201.
3. Against War and Terrorism. Chapter Towards a History of Anarchist Anti-Imperialism - http://www.struggle.ws/issues/war/afghan/pamwt/antiimp.html; Anarquismo en Egipto - http:// recollectionbooks.com/siml/library/egypt.htm.
4. Г.Хаджиев. Националното освобождение и безвластният федерализъм. София, 1992.
5. Frank Fernandez. El anarquismo en Cuba. Madrid, 2000. P.30-46.
6. Anarchistes en exil. Correspondance inedite de Pierre Kropotkine a Marie Goldsmith. 1897-1917. Paris, 1995. P.77.
7. Цит. по: «Communisme». No.37. Decembre 1992.
8. Rudolf Rocker. Nationalismus und Kultur. Bd.1,2. Bremen, o.J.
9. J.Michael Allen. Ambivalent Social Darwinism in Korea // «International Journal of Korean History». 2001. Dec. Vol.2.


Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.


Комментариев (1)

Автор: Ihgd, дата: 11-12-2008 20:09
В Австралии конца 19 - начала 20 века почти всё анархистское движение было заражено антикитайским расизмом. Но ксенофобия вообще была характерна для австралийского рабочего движения, известный политик-лейборист Джек Лэнг был типа левым и одновременно антисемитом. А Кропоткин (если верить мемуарам Милюкова) ещё русско-японскую войну воспринимал с патриотических позиций.

Кащей_Бессмертный

08-01-2009 21:23:54

Камментарий - бред. Русско-японскую с патриотических позиций Кропоткин не воспринимал - лучшеб комментатор самого Кропоткина почитал на сей счет, а не Милюкова.
А в Австралии - хер знает - тогда вообще все было не так, как сейчас, хотя по-любому скорее всего лишнего пиздит аффтар коммента.

Чизес

08-01-2009 22:07:50

Хорошо, со всем в этой статье согласен, но вот что мне делать если я урод - русский. Я прекрасно понимаю что нация миф, и национальное государство империя, покоряющая и унифицирующая множество близких и не очень народов. Так мне совершенно очевидно что мы - русские на Украине, это как минимум русский субэтнос, а вообщето ещё один восточнословяский народ, мы не много не такие как руссие собственно, например мы впитали врождённый анархизм украинцев, мы говорим с украинским акцентом. Вот об этом Роккер и говорит, но всё таки эта национальная или этническая идентичность есть!? Это так же непреложно как мой пол, раса.

Кстати забавно что восприятие этнического Роккером совпадает с постмодерным, и вот смотрите, глобализация, евросоюз, делают это возможным, вот вот прекратит своё существование Бельгия,то же угрожает и Англии, и Испании, и Франции. Всё таки постмодернизм это какая то разновидность анархизма. Что такое плюрализм истин постмодернистов как не анархия?

Кащей_Бессмертный

08-01-2009 22:11:53

Миф - это нация как таковая, ее сущность. А считать можешь себя кем угодно - хоть русским, хоть марсианином.

Тан

08-01-2009 22:15:17

'Чизес писал(а):но всё таки эта национальная или этническая идентичность есть!?

нет, она предполагает некую кровность как определяющий факт. Есть культурная идентичность.
'Чизес писал(а):Что такое плюрализм истин постмодернистов как не анархия?

упорный вы. Постмодернизм не предлагает выхода из системы и ее переустройства, он предлагает заигрывание с системой в надежде "авось чего-нить выйдет". Анархия систему ломает и уничтожает. Постмодернизм не порождает ничего нового относительно существующей системы. Анархия призвана выстроить новые отношения.

Herz

08-01-2009 23:13:49

фашисты уже наши лозунги натягивают
Изображение

anarh

09-01-2009 05:47:12

Droni

09-01-2009 06:18:06

Herz, а нацики тока и умеют, что тырить чужие лозунги, своих мозгов то нет. Обидно, что из-за подобных стыриваний обыватель совсем потеряет кто от кого и чем отличается... "лозунги то у всех одинаковые"

Spirit

09-01-2009 06:43:58

Да всё можно сделать государственной идеологией - хоть национализм, хоть интернационализм.

Вот в СССР было даже такое гнусное изобретение коммунистических бюрократов как "интернациональный долг" - то есть требование к согражданам стать пушечным мясом и идти безропотно воевать за границы СССР ради идейно-империалистических интересов власти.

Всему надо прививать анархистский дух, и всё будет анархистским...

Spirit

09-01-2009 06:47:51

Кащей_Бессмертный

Поехжайте в Среднюю Азию или на Кавкз и узнаете - миф нация или реальность...

Когда живёшь в своей среде, то не замечаешь социальных и национальных условностей, потому как привык...

А когда попадаешь в иную национальную и расовую среду, то не перестаёшь удивляться - насколько можно жить "по другому"...

Н, или женитесь на даме азиатского или африканского происхождения... Так сказать совмещая приятное с познавательным...

:)

Инициатива

09-01-2009 08:55:33

'Spirit писал(а):А когда попадаешь в иную национальную и расовую среду, то не перестаёшь удивляться - насколько можно жить "по другому"...

Скорее не национальную и расовую, а культурную среду, но культурная среда не зависит от национальной принадлежности, например русский родившийся на Кавказе или проживший там длительный период времени, безусловно станет частью той культурной среды.

Goren

09-01-2009 09:41:18

Верно. Здесь, например, совсем не та культурная среда, как в рашке, притом что в национальном плане тут чистый вавилон и кого только нет.

Шаркан

09-01-2009 17:57:59

лично я интернационализм воспринимаю как доброжелательное знакомство с другими культурными моделями, информируя взамен о своей идентичности;
национализм как мотивация кого-то ненавидеть, или кого-то убивать (или "освобождать"), не имея ЛИЧНОГО отношения к человеку, а так, потому что "чужой" - вот это уже дикость и животность.
А животное в себе надо воспитывать. Не дресировать - это неуважение; не давить - озлобится и чуть расслабишься - разорвет тебя на куски.

Статья интересная, хотя не без спорных моментов. Прочту опять, внимательнее. Может что и заставит меня откоментировать.

(с налета: болгарские анархисты не просто македонцам помогали освобождаться. Тогда еще большинство живущих на територии, названной Македонией, себя считали болгарами. Это уже не так. Ну и бог с ними. Их дело. Лишь бы историю не перевирали)

Шаркан

09-01-2009 21:06:10

[color="Red"]Альтернативу национальной идее Роккер видел в интернационализме, местной общности и культуре. Прежде всего, он противопоставлял нации и национальному государству естественно сложившееся на протяжении столетий ощущение местной социальной общности и взаимосвязи. Такие «малые родины», по его представлению, развились из «общности материальных и духовных обстоятельств, нравов, обычаев и традиций». Они основаны исключительно на местных масштабах, которые можно, что называется, окинуть взором. Роккер утверждал, что такие местные чувства никак не связаны с национализмом или патриотизмом, поскольку не имеют отношения к воле к власти и не требуют господства или преобладания над другими, соседними регионами. Интернационализм для него не предполагал стирание местных особенностей, напротив – их освобождение из-под длани национального государства.[/color]

так и есть;
нация в целом - абстракция для отдельного человека;

характерно то, что немец это сформулировал - пытался ростки нацизма прополоть...

(моменты, показавшиеся мне спорными сначала - несущественны; коммент в конце статьи - без мнения, недостаточно данных у меня об Австралийских порядках)

Spirit

10-01-2009 14:30:06

Шаркан

Немного удивлён такой позицией болгарина. Уж кто-кто, а болгары сохранили свою национальную идентичность в соседстве с греками византийцами и под гнётом турок. То есть натурально - быть болгарином было просто невыгодно со всех прагматических сторон - никаких шансов в карьере или ьольшом бизнесе. Плюс репрессии по национальному признаку.

Это совсем не абстракция, согдаситесь!...

Тем не менее - болгары существуют. Скромно так, но себе на уме.

Причём со всвоей спецификой. Например - масштабные проекты - сельское хозяйство - вино, фрукты, табак - и что весьма оригинально - ьолгарские спецслужбы. Зубная паста была при СССР - все чистили зубы болгарской пастой.

Болгарские вина были единственным натуральным вином в СССР, остальное это было такое пойло, типа портвейна Агдам, что людей из районов производства вина от него просто тошнило.

Помню , давно, при СССР, студентом университета устраивали иногда вечера с сухим болгарским вином Медвежья кровь (инггда этикетка была по болгарски, что-то вроде Меча Крвь) - подогревали в бутылках в грячей воде и и вхорошей кампании пили, разговаривая о "больших проблемах" и " культурных ценностях". Стоило недорого.

Это была не абстракция!

А болгарские спецслужбы, кстати, задолбали весь мир. Не румынские, не югославские - а именно болгарские. Когда римского папу подстрелили - все на Западе заорали - болгары. Но ничего доказать не удалось. Да, наверное это и действительно не они - на хрена им папа римский.
Но работали с выдумкой , один проект "бабушка Ванга" чего стоит - ведь сканировали бессознательное даже весьма высокопоставленных людей. Говорят, в городишке, где она жила - на систему работали все - таксисты, портье и горничные в гостиницах, официанты, а на особо выскопоставленных информацию собирали сами спецы. Так до сих пор же эту старушку цитируют.


Я это к чему - вот такие примеры и говорят о специфике нации. То есть - вопрос в кадрах для специфических проектов - ведь нет румынских спецслужб на международной арене, да и винишко румынское как-то не очень в цене, хоть исторически - национальный продукт.

То есть, даже если кто-то начнёт реализовывать большие проекты, то он рискует не найти для них кадров в своём народе. Всё очень сильно зависит от нации. Поэтому надо смотреть - какие проекты реализованы - плохие и хорошие - это отличный тест по выявлению национальной специфики.

Шаркан

10-01-2009 15:31:07

нас правда мало - 4 с хвостиком миллиона здеь и чуть больше вне пределов собственно Болгарии - оттого и кажется, что мы "единны".
(это я про этнических болгар, исключая турок и цыган, хотя они довольно на нас самих похожи; турецкие турки наших даже не всегда за "своих" признают, а цыгане тут вообще пестрота)
Это далеко не так. Внутри болгарского есть диаликты, которые и не понять, не привышки. Национальные костюмы в различных краях настолько разные, что диву даешься. Да еще и неприязнь существует между жителями крупных городов, прозвища презрительные...

судя однако по рассказам деда и дожившего до моих сознательных лет прадеда, не всегда было так. Народ был сплоченнее после Освобождения.
Хребет единству сломали три вещи:
- Балканская война
- Комминтерном спровоцированное восстание в 1923 году (не случайно в то же время было такое и в Германии, после чего Хитлер стал из правоверного марксиста национал-социалистом, и попытка в Венгрии, кажется)
- период 1944-1989 (ну и последние почти двадцать лет имитационной демократии)

национальная идея тут подорвната в ее благородном смысле; нынешние националисты - ксенофобы и отморозки.

а моя позиция лишь такова, что статья грамотная и все действительно так: например в войну люди редко дерутся за идеалы, а за свое родное и знакомое. Такой была сербская война 1885-го - дрались за право воссоединения с Восточной Румелией (причем неожиданно не турки выступили, а сербы - в спину; несмотря на справедливость, войну все заклеймили как "братоубийственную")
Балканская война была такой и ее продолжение - І мировая. Прадед Васил Пашов в ней участвовал сначала на румынском фронте, потом в Македонии. 451-ый пехотный полк. Букурещ взяли на штыках, не имея патронов - обозы увязли по дороге. В Македонии произошел прорыв Антанты, после того как немцы сняли с фронта при Добро поле артилерию. Прадед попал в плен к итальянцам. Еще одно поражение вроде бы за "идею" - собрать всех болгар "под единой крышей". Огорчение стариков передалось молодым, дошло наверное и до меня.
При социализме чувство национального достоинства совсем поругали. Знаешь какая была у тутошних пионеров "клятва"? В верности к СССР и БКП. Воинская присяга - немногим лучше. Упомянута партия, правительство, СССР и потом "родина". Тут комуняги очень уж стелились перед "старшим братом". Отсюда и спецслужба - фактически подразделение советского КГБ. Те же македонцы - они себя считали болгарами. Часть в Югославии понесла репрессии, им выдумали язык и азбуку (недавно в Скопие праздновали 60 лет македонской грамматики...). Часть, которая осталась на нашей територии, тоже была репресирована. Заставляли писать в документах национальность "македонец". Я видел такие документы.
Вот и перешли от всех этип событий на "бытовой патриотизм"...
у нас ироничное к себе отношение. И тихий расизм, ленивый такой. Со стороны напоминает "толерантность". Поклонничество перед чужим. И - презрение к чужому. Очень шизоидная у нас народопсихология...

но я особый случай. Мне пришлось отстаивать свою идентичность - совсем по-детски конечно. Я хотел отличаться - и отличался происхождением. Меня за это избивали скопом, а я их подкарауливал по одному, сладкая месть... Повезло - не одним этим ограничился, читал самостоятельно родную историю (посещая советскую, русскую школу), учил то, что в болгарских школах учили изпод палки.
Рационально глядя, мне нечем гордиться, но я все же горжусь (не своими заслугами) ирационально:
тем, что кирилица - болгарская азбука, ставшая славянской;
тем, что первое боевое применение самолета - болгарское; огневой вал - тактика Первой мировой, изобретена моими предками при наступлении на Одрин; первое радиозаглушение - там же.
цифровой компьютер придуман болгарином, ребенком попавшим в Америку;
тем, что наши летчики сначала на Девоатен, а потом на Мессершмидтах нападали на бомбардировщики англо-американцев никогда не имея численного преимущества;
тем, что у болгарской армии нет проигранного большого сражения (и ни одной победы в войне кроме той в 1885); тем что ни один военный музей мира не имеет наше трофейное боевое знамя, а у нас - полный комплект, включая русские; тем, что мы были образованнее свои поработителей (система народных школ ОТДЕЛЕННыХ от церкви; тем, что в восстании 1876 изобрели деревянные пушки и одна из них, особенно удачная, долгое время находилась в музее в Истанбуле, рядом с ятаганом султана Мехмеда Завоевателя; ее турки вернули с военными почестями в начале 40-ых, она сгорела при амеиканской бомбежке в 1943; тем, что мы не расстреляли своего малолетнего царя (а он нас сейчас в лужу посадил, козел), не дали своих евреев нацистам, разоружили армию Врангеля, до 1923 года пытались создать "крестьянскую республику", имели самый точный календарь, что при воссоединении от 1885 года не перерезали османских жандармов, а одели их в болгарскую форму и они честно служили по доброй воле (прадед моего друга, состудента из химико-технологического).

Я просто так, не задумываясь выдал все основания гордиться своим происхождением. И я заслужил свою гордость и делами, оставил следок в своей культуре, надеюсь, что еще оставлю.
Но мне есть и чем стыдиться. Очень много есть поводов для стыда.

Вот потому и мой проект сетей такой из сферы "малых дел", почти мещанский, невозвышенный. Ориентирован на преобладающий местный характер.

а папа римский нам наверное очень нахрена. Надо же было "хозяина" ублажить...

Spirit

10-01-2009 18:01:06

Шаркан

Абстракция это форма, которая должна быть наполнена собержанием, чтобы стать реальностью. Многое зависит от содержания, оно должно соответствовать форме, а не быть суррогатом...

Вот и идеи анархии должны быть наполнены анархическим потенциалом, выработанным человеческими сообществами за время своего существования. Необходимо так сказать - произвести зкстракцию.

Этот потенциал есть у наций, классов, сословий и других массовых объединений. Совершенно точно он есть и у болгар, к примеру, причём в очень больших количествах - народ совершенствоался на протяжении столетий в условиях отсутствия малейшего покровительства власти , то есть анархические тенденции должны присутствовать в очень чистом виде.

Методом экстракции, кроме организаторской работы, может быть и теория, и , особенно, искусство...

Я тут посмотрел Ваш сайт (если он действительно Ваш) и выяснилось, что Вы профессиональный литератор с высшим естественнонаучным образованием. Я вот почитываю Вашу повесть переведённую на русский язык - произведение профессиональное.

Хочу спросить - не намечаете ли Вы напмсание анархического романа? Один из сотавляющих которого будет болгарская специфика, но понятная и за пределами Болгарии.

В России есть интересный пример инсталляции темы при помощи литературы. Я подразумеваю Виктора Пелевина. У него конечно сверхзадача это дзен, вернее - одна из сверхзадач. И он её очень хорошо развивал. А затем написал очень своеобразный роман "Чапаев и Пустота", подняв в нём национальные, исторические и культурные пласты - от философии до анекдотов - и это произведение необычайно продвинуло тему буддизма в России и актуализировала всё творчество автора.

Несомненно, не надо подражать Пелевину. Это пример актуализации и , кстати, экстракции потенциала.

Вот было бы интересно, сделать структурно близкое, только на болгарском материале. Задействовать историю, культуру, может даже химическое образование. То есть окунуться в историю болгарского оккультизма, по некоторым сведениям движение богомилов (богумилов) явилось идейной основой для многих европейских ересей и движений - от альбигойцев до тамплиеров. Можно подключить частично суфизм, алхимию.

Произведение можно сделать ироническим - то есть интрига такая, события мировой истории несколько напоминают алхимическую реакцию. То есть , к примеру мировые события организуются кем-то как алхимическая реакция для получения философского камня, а получаются гомункулысы типа Муссолини, Гитлера, Ленина, Сталина , Мао, Троцкого...

Ну, и так далее...

А главный герой - это анархист, докапывающийся до причин исторических процессов.

Это будет похлестче кода да Винчи и может на уровне Матрицы...

:)

Прошу понять правильно. Я не стремлюсь прклеется к чужой писательской славе. Просто предлагаю идеи. Надо использовать свой личный потенциал, свой профессионализм - в чём силён. А то люди начинают строем ходить, форму надевают, хоть никогда в реальной армии не служили, более того - кто не служил больше всех в быту любит носить форму.

В общем надо поставить собственное мастерство на благо анархизму.

А идею высказываю тоже... Для экстракции. Часто бывает задумавшись над одной идеей, выдаёшь другую...

Короче - как насчёт анрхо-болгаро-авантюрного романа бестселлера)

:)

Spirit

11-01-2009 14:16:14

Goren
'Goren писал(а):Верно. Здесь, например, совсем не та культурная среда, как в рашке, притом что в национальном плане тут чистый вавилон и кого только нет.


Но обычно дальновидные люди и народы принимают местные правила игры...

Я как-то пытался заинтересовать одного родственника моей жены корейца, занимающеося бизнесом, на предмет корейсого буддизма.
О подумал-подумал и сказал - Мы люди русской культуры!

Понятно.

:)

Короче - русские двигают буддизм , а корейцы ещё посмотрят - как это включится в русскую культуру.

:):)

Шаркан

11-01-2009 14:47:46

Спирит, сайт мой.
Повесть не переведенная, я по-русски и написана, я сам не заметил, как на первой еще странице перешел на язык своих персонажей. (Потом и начало переписал).
Болгарского пеевода у повести нет и я себе его никак не представляю.

Да, я согласен, что форма и содержание должны соотвествовать друг другу, хотя сие соответствие - вопрос интерпретации, не всегда однозначно... я же не могу "исповедовать" другого анархизма, кроме того, что сам чувствую "нутром". Теория и знакомство с другими разновидностями лишь делает четче мои представления, вносит корективы... но мне и не убежать от самого себя, на мне отпечаток родной культуры и культуры, под влиянием которой находился в детстве ( в основном - русской и советской, если не считать последнюю сурогатом культуры... что тоже неоднозначно, ясной межы нет, иногда в одном и том же произведении смешана культура и антикультура).

Мой роман "Нано", пытался я его протолкнуть немцам, но они своих авторов берегут, да и русским роман был бы понятнее... кстати, три года назад моими книгами интересовалось ЭКСМО... да наверное им послания против русского империализма не понравились (роман "Пълноземие" - вроде как полнолуние, но с Луны оно полноземелье - альтернативная история) и умолкли. А "Нано" вообще антиколлективисткого толка.

Да, я обдумывал роман, даже наброски есть, но... я не столь дисциплинирован, я жду музу, а она - как у Высоцкого... блин, дожил и я до его последних лет, аж чудно...).
А задуманный сюжет несколько иной - частный детектив нанят супругой следить за ее благоверным. И через "объект" сыщик выходит на сети паралельного общества, вернее - на более законспирированые уровни, которые наблюдают за потенциальным агрессором внутри государства и разрабатывают стратегии ухода из-под удара, так чтобы власть и мафии ударили "по пустому месту".
Это очень интересная идея вплести окультизм, спасибо :)
но у меня романы не пишутся, они рождаются, приходят и их если не выплеснуть на экран - отравление крови получить можно...
Да и алхимия пригодится...
Беда вот в чем - я напишу, но по-болгарски. И все. Начну переводить (мука смертная себя читать, не хватает того, что писал, да еще и читать!) - совершенно другое получится. Я еле рассказы успеваю в соотвествии с "оригиналом" держать при переводе... Строптивые. Дважды думать над одним и тем же - не усижу.

А предложения ваши хороши. Я так и отмечу в начале - идеи подкинул Спирит из ЕФА.
Не возражайте. Я своим персонажам и так много задолжал, а консультантов не считаю справедливым обойти молчанием. Некрасиво. Каждый имеет право при жизни получить свою дозу добрых слов.

Пелевина читал, почти все - из интернета. Очень неплохо, хотя... вот книга Омон-Ра. Заглавие тут же рисует целую картину - Милицейские боссы сделались фараонами нового государства... а оказалось - не про то. Опять здорово и хлестко, но заглавие - не вяжется. Как галстук на скафандр. Неаккуратно это.

Spirit

12-01-2009 19:09:51

Шаркан

А перспектива активизировать анархический процесс разве не воодушевляет?
Писатель одни своим прозведением может придать смысл целвм направлениям. Пример - Лимонов. Он создал стиль, и больше ничего кроме стиля вначале не было И единомышленники потянулись в НБП,

Я думаю, он зря ушёл от больших литературных форм - роман , повесть - в публицистику и журналистику. Эти формы обладают можно сказать постоянным потенциалом воздействия. Например Дон Кихот по прежнему находится в культурном обороте.

Необходимо вообще строить культуру - это система аккамуляции энергии. От стиля к культуре. А публицистика и журналистика быстро становятся скучными.

Вот газета Лимонка несколько лет читалась полностью - все статьи. Потом стала читаться с пропусками материалов. А сейчас вообще стала рядовой оппозиционной газетой.

Романы же Лимонова читаются и сейчас. Но нет романа-бомбы, который бы перевёл всё на уровень выше, создал бы новую политическую кодировку.

Стили же могут быть разные. Вот я в некотором смысле очень восхищён чехами. Чехи побеждают не выходя из пивной. Ну, побузили в 1968, но быстро поняли - не их стиль, и спова в пивную. Так досидели до "бархатной" революции. Так вот, у них была и есть своя система кодировок изложенная в книге Гашека про солдата Швейка. Весьма анархиствующий писатель. Кстати, там много национального колорита. Что придаёт "объёмность" поветвованию. Главное - не переборщить и с национальным, чтобы не стало занудной пропагандой национальных комплексов неполноценности.

Чехам, конечно, не надо подражать - это специфика народа. У нас в пивной не отсидишься.

Кстати, все радикальные политические движения победили сначала на идейном и культурном фронте.

Шаркан

12-01-2009 19:41:48

воодушевляет, конечно...

но и за гроши попахать надо, увы. Я не с гонораров за свои книги живу, а с денег от переводов. Такая уж тут ситуация... в другой раз объясню, извините, Спирит, чертовски устал сегодня.

Spirit

13-01-2009 04:39:25

Шаркан

Я думаю - стоит рмскнуть. Да и риск не такой уж большой - рискуешь только временем. В принципе - время деньги. Но не жизнью и здоровьем же.
А инач не прорваться, без риска то...

Анархистам как организации надо научиться проводит рекламные кампании, хотя бы и своими скромными средствами.

Но рекламировать надо отличный профессионально сделанный продкт. Например - нигу написнную профессиональным литератором.

А то часто организации , особенно в интернете - это маленькие жалкие мирки, в которых участники смакуют свои нехитрые интересы.

Необходимо выходить на новый информационный уровень.

Шаркан

13-01-2009 07:58:21

в этом и направлении мы начали работать, ты прямо угадал ;)

уточнение: мое время - не деньги, но без денег я рискую ухудшением здоровья

маленькие интернет-мирки - как раз и большинство из них анархисткой практики, даже когда там идеи совершенно анархизму противоположные - такова логика виртуального общения. ИМХО задача анархистов - подтолкнуть эти мирки к прямому взаимодействию, спровоцировать их "на реальность" взаимопомощи. Они в принципе и так в той или иной степени игнорируют государство и властовые структуры, важным шагом к безвластию "в натуре" было бы расширение практики игнорирования: ломтиками, проблемно ориентированными проектами, которые в совокупности отнимают у государства его функции. ШЕпочка по щепочке.
Но тут процесс автокаталитичный, даже в аримфетическо прогрессии, а в оптимизме - геометрической. Хотя мне кажется, что кривая скорее между между этими двумя границами

я вчера почти до утра наброски в связи с подсказанными идеями делал, несмотря на усталость. Муза (она правда вчера в Испанию к своей школьной подруге улетела на неделю ;) ) - лучше всякого наркотика, скрашивает временное холостяцство (нет такого слова, но понятно ведь?)

Spirit

13-01-2009 14:01:07

Да, надо выбираться из мирков. Эти мирки - нечто вроде наркотика. Когда-то я курил табачок сдуру (БТ, кстати - непохие сигаретки были), то меня именно возмутила это власть табака - он формирует мирок курильщика - устроиться удобно, пускать дым, плюс физиология - табак наркотик. В общем я давно бросил - никто не может иметь власть над анархистом - даже табак!


:)

Также не надо формировать зависимость от сайта, такая анархия в раковине.

Энтузиазм здесь может вот в чём. Писатель, художник актуализирует формы, создаёт предпосылки массовых мотиваций, раскрывает источники энергетики.

Вот почему надо системно использовать и нацональный колорит... Вот почему обычно используют образы своих знакомых личностей в качестве прообразов литературных героев - такая личность это источник энергетики и будчи уловлена художником в качестве составляющей произведения включается как силовая компонента жействия.

В общем настоящее произведение -это духовная алхимия, процесс интеллектуального синтеза...

Шаркан

13-01-2009 15:08:45

согласен
и про табак тоже :)

Spirit

14-01-2009 04:32:55

На Западе разработали целую технологию, чтобы заенить вдохновение.

Пмсатель тупо собирает материал насколько лет, вплоть до технологических подробностей, потом объединяет всё сюжетом, вводит героев с разработанными чуть ли не алгоритмически характерами и - успех.

Есть свои таланты.

Например Хейли - он дже работал на предприятиях соответствующего профиля, затем писал со знанием дела фактически производственные романы.

Друго выдающийся мастер технологичекого романа - Зюскинд с "Парфюмером". Но "Парфюмер" принципиальная безделшка, шеевр технологии.У него нашлись множество подражателей - описание какой-либо технологии на популярном уровне, окирующие события, выстроенные цепочкой, и главый герой - ангел снаружи , аццкий сотона (как сейчас модно писать) внутри...

Ну и Дэн Браун, правда это раздолбай, хоть и борхо пишет, но неаккуратно - его ловят на несоответствиях постоянно, но Дэну наплевать - свои бабки он получает!

Шаркан

14-01-2009 05:58:43

Зюскинд интересно пишет, даже когда ни о чем

я вообще так и поступаю, коплю материалы, сортирую их по папкам в соответствии с начальным замыслом, черчу планы улиц и местностей, планировку квартир и помещений даже...
Но ничего не доходит до критической массы, пока не появился главный герой.
в 98-ом я ехал в автобусе и вдург увидел очень красивую девушку. Поразительное лицо. Буквально за секунды в голове построился весь роман, я неделю лихорадочно делал наброски, костяк, чтобы чего не забыл.
Распределил действие по датам. "Мясом" стал заполнять сюжет "в реальном времени" - старался побывать в местах действия, записывал "фон".
За месяц роман был готов (я обдумывал его два года до того как случился прорыв.
Описал случайно увиденную девушку, придумал ей характер, манеры - все. Около нее все завертелось...
в то время я продавал книги на улице, с лотка. В самом центре Софии, на Орловом мосту.
РОман был готов в черновике, и та девушка подошла книги рассматривать. Я, недолго думая, подарил ей распечатку черновика, которую таскал с собой - редактировать.
Удивительно - она живая ОЧЕНЬ походила на выдуманный образ.
Дружили, оказалась школьница, жаловалась мне как старшему брату. У меня с моей сестрой отношения не очень, наверное как раз такого общения не хватало. Сейчас она замужем уже, познакомилась со своим мужем возле моего лотка, звали меня кумом, но я как раз тогда "за границей" был, в Македонии, перестарелую родственницу хоронил, так получилось, что некому это сделать оказалось...

Хейли - завидую. Я потому и не описываю основные персонажи, к чьей профессии никогда лично не касался. Или по крайней мере не расспросил подробно.
С отцом (летчик) шибко мозговали над коротким эпизодом стычки боевых КК на окололунной орбите.
Вот жаль, что он не дожил до завершения романа...

noname

14-01-2009 09:31:52

Шаркан писал(а):За месяц роман был готов (я обдумывал его два года до того как случился прорыв.
Описал случайно увиденную девушку, придумал ей характер, манеры - все. Около нее все завертелось...


Я вам скажу, это тестостерон 8=) помогает принимать быстрые решения в ситуации "уплотненного времени". Девушка лишь создала стрессовую обстановку, а организм мужика правильно прореагировал на неё.

Шаркан

14-01-2009 09:44:28

:D:D:D
действительно, похоже на это, Нонейм.
ура тестостерону! :D:D:D

Droni

16-01-2009 16:48:50

Spirit,
Всему надо прививать анархистский дух, и всё будет анархистским...
конечно, есть такие умники они и монархизм за уши притягивают к анархизму, обратились бы к этим товарищам чует мое сердце по словоблудию вы в равных будете условиях и полюбите другу друга.

национализм - это то, что к анархизму не имее никакого отношения!

это почти как "паспорт" - его придумало государство и влепило всем жителя.
национализм - опять же придумало государство, и опять же понавешало ярлыков, которые мы и носим только для того, что бы к в случае и с паспортом людьми было проще управлять (разделяй и властвуй)
И нет же найдуться "грамотеи" которые заявят - паспорт это так здорово, коль анархисты пользуются паспортами, то это значит, что паспорт это самое лучшее достижение человечества и именно на паспортизацию надо опираться для разрушения государства!
Как можно опираться на национализм для разрушения государства?
Бред короче... Воронеж явно очень веселый город если там ходят люди которые полу нацики полу анархисты... "я русский анархист! бей жидов спасай россию!"
бред пепец... в Питере данную кучку давно бы "образумили" или антифа или нацики

Шаркан

16-01-2009 17:04:57

подожди-ка, разве при анархизме не будут избирать "королеву бала"?! ;)

извиняюсь, вот не упомню никнейм товарища, который вывел "теорему" про интернациональность национализма - очень толково.

но в конце концов национальность - это прежде всего язык, самоидентификация естественна, лишь бы это не приводило к самодурскому заблуждению, что ты - "один из тех, кто лучше остальных".

Goren

17-01-2009 04:45:54

'Шаркан писал(а):извиняюсь, вот не упомню никнейм товарища, который вывел "теорему" про интернациональность национализма - очень толково.

Это потому, что имени у него кагбе и нет. Так и подписываться - noname %)

Xaoc

17-01-2009 06:40:20

'Шаркан писал(а):я вообще так и поступаю, коплю материалы, сортирую их по папкам в соответствии с начальным замыслом, черчу планы улиц и местностей, планировку квартир и помещений даже...
Но ничего не доходит до критической массы, пока не появился главный герой.
в 98-ом я ехал в автобусе и вдург увидел очень красивую девушку. Поразительное лицо. Буквально за секунды в голове построился весь роман, я неделю лихорадочно делал наброски, костяк, чтобы чего не забыл.


Не в тему конечно, но спасибо Шаркан за секреты авторской кухни! Вы помогли мне кое-что осознать из того, что я интуитивно делал...
У человека мозги устроены не целостно, а послойно. Я усматриваю пять ментальных уровней, которые могут даже противоречить друг другу. Так вот, на одном уровне мы копим факты, на другом подводим философское мирровозрение, но нужен и личностный эмоциональный "спусковой крючок". Вы точно указали это, когда встретили готового героя в толпе. Мне тоже не пишется, пока не увижу героя. Но я не понимал почему, хотя теорию ментальных уровней уже давно разрабатываю.

Шаркан

17-01-2009 15:12:22

у каждого инивидуально, насколько я спрашивал действительно МАСТЕРОВ СЛОВА.
Я никогда не пишу последовательно, а "по эпизодам" - под настроение.
(интересный случай - описывал батальную сцену - 8 часов не встал с компа, при том играли отобранные песни Сектора Газа, Металлика и одна наша группа "Елит", у которых пара-другая средневековых народных песен на "героическую" тему в варианте тяжелого рока; наконец встал, взудамоль померяться. Заподозрил убыток в весе. Неделю спустя, опять военная сцена и потвердилось - около кило меньше, мозг жрет как змей)

Spirit

17-01-2009 16:05:44

Droni

Я уже писал на форуме, что анархизм это не утопия , а реальность.
По анархистским принципам живут никто иные , как так называемые "верхи власти"..

Например самодержавие - это анархизм для одного человека - самодержца, тирана...

Правящая элита просто вынуждена жить по анархистским принципам - только так можно решать стратегические вопросы - то есть относиться к реальным проблемам реалистично и обсуждать без оглядки на авторитеты и служебные положения...

Разумеется, это квазианархизм - технология используется для порабощения эксплуатируемых слоёв населения.

А вот при настоящем анархизме, ну , пусть называется это - строем, анархистом может стать любой, кто будет соответствовать смыслу анархии.

То есть непредвзятая система подготовки, обучения всё-таки нужна...

Или может кто думает, что анархистами рождаются?

:)

Шаркан

17-01-2009 16:32:40

рождаются!
потом их портит система... ;)

Spirit

17-01-2009 17:20:47

Может и рождаются.

С предпосылками и предрасположенностями к определённому мировоззрению.

То есть, если создать анархическую среду, организацию, то создание анархистских семей будет значительно чаще, чем это было бы при случайной встрече в обществе.

Если свойства анархистской личности хоть немного зависят от наследственности, то может таким образом выведена порода людей - хомо анархистус...

Интересно, как он будет выглядеть?
Я думаю - в самом лучшкм виде! У кого то есть сомнения - типа злобный карлик?


:)

Шаркан

17-01-2009 18:37:51

если принять трансгуманизм на вооружение, внешний облик ОЧЕНЬ трудно станет подвести под стандарт типа "две ноги, две руки и т.д"

Spirit

19-01-2009 19:44:49

'Шаркан писал(а):Я никогда не пишу последовательно, а "по эпизодам" - под настроение.


Прочитал вашу небольшую повесть на русском.
Мне понравилось. Есть слог, темп, драйв, диалоги.
Даже стихийный буддизм в эпизодах со Смертью - прямо-таки дзенские коаны. Это "так получилось" или специально?
Ну, несколько слов написано на "болгарский манер" - можно легко выловить в русскоязычном Word'е.
Язык - то ли наведённое впечатление, то ли так и есть - несколько чувствуется какоё-то колорит. Где-то во втором порядке малости. В композиции фраз.
Может Набоков писал так на английском.

Я не случайно вспомнил Набокова. В литературе уже есть такая традиция, мужской роман, в котором главное действующее лицо девочка, девушка или молодая женщина.

От "Алисы в Стране Чудес" , "Лолиты", до "Мадам Бовари" и "Анны Карениной", но две последние это уже верхний возрастной предел.
Кстати, в болгарской литературе уже есть такой мистико-интеллектуальный роман Вежинова "Барьер" . Почти культовый роман, но что-то нехватило до "полной культовости". Но во всяком случае - о них говорили в своё время, и сейчас вполне читабельная книжка.

Я этот жанр воспринимаю как своеобразное "танго" автора с главной героиней, если ей достаточно лет для таких танцев.

В общем, Ваша повесть 13 летней давности внушает большие надежды на появление хорошего анархо-метафизического романа. Тем более, Вы написали, что Ваша жена философ - можно получать консультации по средневековой схоластике и поздней античности - неоплатонизме - которые вполне могли переплестись на территории Болгарии и с другими влияниями, преходящими в Византию...

:)

Шаркан

20-01-2009 10:26:40

спасибо
всегда приятно услышать (ну, в случае прочитать), что работа не пропала даром.

(да, в слоге есть что-то "не совсем" русское. Подобный нюанс, даже в произношении (я слишком предлог "в" озвучиваю, что не характерно для болгарского) и на родном языке присуствует, но вписывается в спектр наших диалектов.
(никнейм мой - тоже из диалектов, не самых распространенных, скорее архаичных, из сказок; любопытно, что у венгров есть такое же слово с тем же значением, а связь венгров с древними болгарами даже докаывать не надо - не столько родство, сколько общий путь из Азии в Европу, а при Борисе Крестителе отношения испортились... до опыта крестоносного похода против турок по призыву наших католиков, специально принявших католицизм, чтобы спровоцировать Рим на освободительный поход.)

насчет @-романа - фаза сбора материала, конструирование "декораций", поиск героев.
Посмотрим.

всего хоршего!

Goren

20-01-2009 11:47:40

Хе, а сделайте меня героем. Вам всё равно, а мне приятно будет %)

Леон Чёрный

20-01-2009 11:49:44

Героями не делают, героями сами становятся. Где-то тут мы уж тёрли сей понт. Тока тогда договорились - что герой- это фуфкл тряпочный, а нам Личность важна, а не понторезство...

Goren

20-01-2009 12:34:50

http://lurkmore.ru/An_Hero - в этом смысле героем я и сам могу. А мне б хотелось героем книжки таки %)

Леон Чёрный

20-01-2009 13:01:43

так и я о том же.... Личность ( у некоторых понятие "герой") - это победитель.

Spirit

20-01-2009 13:23:34

'Goren писал(а):Хе, а сделайте меня героем. Вам всё равно, а мне приятно будет %)


Положительым или отрицательным?


;)

Роман ещё не написан, а уже есть очередь желающих попасть в бессмертие в виде литературного персонажв!!!

:):)

Spirit

20-01-2009 13:32:53

Тут вот какое дело - надо организовать промоушн ромна.

То есть процесс написания должен сопровождаться разными событиями - осуждениями, слухами, намёками...

Публиковать раньше времени, разумеется, ниего не надо в виде отрывков...

Нагнетать атмосферу, что называется...

Пусть слухи просочатся в общество.
Мол - анархисты затевают идейные мегапроекты...

Это производит впечатления и привлекает внимание...

Надо учиться использовать неформальные общественные каналы, это приглдится...

Goren

20-01-2009 15:26:57

Конечно, лучше отрицательным. Который в конце приходит и всех мочит %)

Дмитрий Донецкий

20-01-2009 17:42:18

'Goren писал(а):Конечно, лучше отрицательным. Который в конце приходит и всех мочит %)


Горен, Вы чего, кина не смотрите? В конце приходит и всех мочит ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ герой, а ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ долго и нудно втирает, как он будет всех резать на куски, пока не надоест так, что его кончают.

noname

21-01-2009 09:16:00

Леон Чёрный писал(а): Личность ( у некоторых понятие "герой") - это победитель.

Личность это не победитель или проигравший. Личность истинная не живёт в этих категориях. Победа-проигрыш, успешник-неудачник(лосер), есть категории собственников, землевладельцев, феодалов, поработителей, всяких националистических гнид или ультраборцов за государственные "права негров". Настоящая личность - это солнце вокруг которого собираются люди, чтобы греться в лучах его любьви и заботы. Личность - это патриарх или матриарх. Личность - это скорее вожак в стаде горилл, жертвующий всей своей мощью для безопасности детей и самок, но никак не валютный жулик и спекулянт 8-) готовый зарабатывать на землетрясении в Японии. Правда я и сам не прочь на этом заработать 8-) я не Личность. Но есть люди - природные вожаки - идти за которыми не страшно и приятно, потому что они не нуждаются ни в тебе, ни в твоем теле, ни в твоей силе и ничего от тебя не хотят, но принимают тебя просто как равного человека и только включают тебя в общественно полезный процесс к вспомогательную единицу. И без тебя они будут делать тепло и добро, но ты тоже можешь быть полезен. Они дают веру людям, через организацию превращая невозможное в возможное. Вот такие люди объединяющие и есть личности. Да, многие из них одерживают победы и добиваются успеха. Некоторые даже становятся королями такими как Ричард Львиное сердце, и с отрядом друзей отбивают город у целой армии. Я лично знаю одного из таки "ричардов", который пару лет назад догнал похитителей своего авто и в одиночку разобрался с грабителями без единого пореза для себя, запретил им появляться в нашем районе и кражи прекратились. Который просто подходил к железному пантону в несколько тонн и говорил "ну-ка взялись все вместе", и и несколько тонн прыгали на метр в сторону, хотя только что казалось это невозможно. Но основа этих людей не в самой победе, не в том что кого-то можно замочить, их основа в любви, во взаимопомощи, в объединяющей энергии внутреннего солнца. У них налажена личная жизнь, у них пристроенны друзья, они готовы к любым кризисам и катастрофам, они ничего не страшатся и уверены что добьются всего через объединяющий труд. То есть через то эволюционное преимущество вида HomoSapiens, которое и сделало людей разумными, а не какое-то там мочиво по сортирам.
Так что личность - это тот самый вождь, которого никто не выбирает и которого нет пока он не нужен, но который проявляет свои организаторские и лидерские качества сразу как только в них возникает общественная необходимость.

Anonymous

20-02-2009 10:38:32

Я не приемлю интернационализм, общество должно строится на национальной основе.

Шансон

20-02-2009 10:44:36

'Sword писал(а):
Я не приемлю интернационализм, общество должно строится на национальной основе
Тогда ты не анархист,а националист с левыми взглядами.

noname

20-02-2009 13:27:55

Sword писал(а):Я не приемлю интернационализм, общество должно строится на национальной основе.

Шансон писал(а):Тогда ты не анархист,а националист с левыми взглядами.

Не смешите, детки. Пора уже было перерости интернационализм и национализм в понимание национал-анархизма.

Ganmrak

20-02-2009 13:28:36

noname писал(а):Не смешите, детки. Пора уже было перерости интернационализм и национализм в понимание национал-анархизма.


Пора бы уже перерасти национал-анархизм.

noname

20-02-2009 13:59:45

Ganmrak писал(а):Пора бы уже перерасти национал-анархизм.

Нельзя перерасти то, что само идёт в рост. А потом от собственной жопы не убежишь 8-)

Ganmrak

20-02-2009 14:02:35

noname писал(а):Нельзя перерасти то, что само идёт в рост. А потом от собственной жопы не убежишь 8-)


Только если в Нирвану!..

Шаркан

20-02-2009 14:20:30

антиурбанизм национал-анархизма - вот это да...

noname

20-02-2009 14:54:51

Шаркан писал(а):антиурбанизм национал-анархизма - вот это да...


А как иначе? Города - источник всякого зла. Лес с кикиморами лучше.
Да вот, можно было бы придумать фантастический мир в стиле Стругацких или Булычева, где за чертой города сразу начинается дикий лес, горожане не ходят в лес, дикари в город, и закрутить \"роман с камнем\", то героиню в дикие джунгли, то \"тарзана\" в каменные стены.

Шансон

20-02-2009 15:12:17

'noname писал(а):Не смешите, детки. Пора уже было перерости интернационализм и национализм в понимание национал-анархизма.
Извините,мама,но национл-анархизм - это бред.Фашизмом пахнет,мама.:)

Anonymous

20-02-2009 15:19:22

Ganmrak писал(а):Пора бы уже перерасти национал-анархизм.


Истинный анархизм, проповедуемый Бакуниным и Кропоткиным сейчас можно назвать именно так, думаю, что славянофил и антисемит Бакунин перевернулся бы в могиле , когда увидел бы демонстрацию сегодняшних автономов или лучше сказать сионисто-анархистов, выступающих за доминирование гомосеков и цветных над белыми, а так же конкретно против белого (именно белого, а не какого-либо иного, что прекрасно выдаёт их спонсоров) расизма. левое движение в европе давным давно сгнило и живёт на подачки еврейских организаций, а его активисты напоминают ручных собачек, гавкающих по комманде.

Шаркан

20-02-2009 15:22:02

ну, я уже не раз говорил, что сам вроде как националист, но национал-анархистом себя не считаю, а даже если бы и считал - так резко против следствия (городов) не стал бы протестовать, повернулся бы к причине (скудость, уже поправляемая, автономных технологий), из-за которой люди набиваются в города как селедки в бочку...
Сам я в Софии жить не перенес, переехал снова на деревню, в горы.
Но воевать за развал городов - не лучше ли создавать нормальные условия и перспективы в малых поселках? Города при нынешнем уровне техники ведь не исчезнут.

Дубовик

20-02-2009 15:35:20

'Sword писал(а):думаю, что славянофил и антисемит Бакунин перевернулся бы в могиле , когда увидел бы

Ножик, кто входил в руководимую Бакуниным "Женевскую революционную общину русских анархистов", - знаешь? - Русский Михаил Сажин, молдаванин Зиновий Ралли, немец Александр Эльсниц, еврей Владимир Гольштейн, грузин Варлаам Черкезишвили. Это - ближайшие товарищи Бакунина по практической анархо-работе в эмиграции. И не п...ди здесь про "антисемитизм".

ДВС

20-02-2009 15:40:45

'Шаркан писал(а):Города при нынешнем уровне техники ведь не исчезнут.

Легко, если исчезнет государство. Город - это гетто, в котором человек жизненно зависит от множества факторов, которые его пугают и держат во власти необходимости подчиняться тем, кто за него решает проблемы существования. Города давно утратили свое первоначальное предназначение. Если исчезнет государство, то городам будет отведена функция промышленных зон и музеев. Автономия личного быта - залог свободы.

Инициатива

20-02-2009 15:42:40

Sword, один из столпов на которых стоит анархизм, это равенство. Вы считаете возможным равенство между разными национальностями?

Шаркан

20-02-2009 15:57:44

[color="Red"]городам будет отведена функция промышленных зон[/color]

такие зоны опять породят города в их худшем виде.
Здесь города вроде общинного центра Своге - поселки. В них многоэтажек-то не более полусотни. За полчаса можно проийти пешком из края в край. Чисто. Люди спокойные. Но - едут каждый день поездом до Софии на работу. Это час-час с четвертью в одну сторону. Хорошо тем, кто работает вблизи вокзала. А если в другом районе - еще час.
Вот и отсыпаются в электричках.
Или пьют еще по дороге домой.
А помню прежнее положение, когда работала пара заводиков, да люди виноградниками и мелкой скотиной занимались.
Только новейшие автономные технологии сократят города, переведут их за черту состояния сумашедших муравейников, гетто.
Но не примитивисткие идеалы лошадей и сохи.

Шаркан

20-02-2009 15:59:14

а при автономных технологиях - все условия для удушения государства растущими анархофедерациями (сетями, кооперациями, синдикатами).

Шансон

20-02-2009 16:00:59

'Sword писал(а): а так же конкретно против белого (именно белого, а не какого-либо иного, что прекрасно выдаёт их спонсоров) расизма.
Не припомню,чтоб Бакунин был нациком.Да и Кропоткин тоже.Ты с работягами шо пил? И все анархисты,а не нащадки фюрера,выступают против рвссизма вообще.Просто живем мы там,где белый процветает.И если человек не антисимит,значит он сионист? Ты или на стройке шото паленое кунькнул,или "Майн Кампф" на закуску сожрал.

Шансон

20-02-2009 16:05:18

'Sword писал(а):левое движение в европе давным давно сгнило и живёт на подачки еврейских организаций, а его активисты напоминают ручных собачек, гавкающих по комманде.
А особенно это заметно по Греции.:);)