Анархистские черты этнических культур

Эколог

10-02-2008 15:56:54

Как известно, корни всех народов, живущих и когда либо живших на Земле, тянутся из эпохи первобытных свободы и безвластия. Однако в этой теме хотелось бы повести речь не об этом.
Весьма любопытным, как с точки зрения практического опыта, так и с точки зрения современной анархистской пропаганды, может быть рассмотрение тех или иных анархистских черт в культурах народов, которые уже вышли из состояния первобытной анархии.

Недавно в одной любопытной статье, я прочёл про американский народ Таинос, проживавший в карибском бассейне и, по мнению автора, живший в условиях уже не первобытного, а производящего коммунизма:
http://left.ru/2002/22/baumgarten72.html

"Человеческое общество, уничтоженное европейцами на Карибах, было во всех отношениях выше их собственного, если мерой развития брать приближенность к идеалу коммунистического общества. Вернее было бы сказать, что, благодаря редкому сочетанию природных условий, таинос (или араваки) и жили в коммунистическом обществе. Не в таком, как его воображал европеец Маркс, но тем не менее коммунистическом. Жители Больших Антилл достигли высокого уровня в регулирования своих отношений с природным миром. Они научились получать от природы, все, что им было нужно, не истощая, а культивируя и преображая ее. У них были огромные аквафермы, в каждой из которых они выращивали до тысячи больших морских черепах (эквивалент 100 головам крупного рогатого скота). Мелкую рыбу они буквально "собирали" в море, используя растительные вещества, которые парализовывали ее. Их сельское хозяйство превосходило уровень европейского и было основано на трехуровневой системе посадок, которая использует сочетания типов растений для создания благоприятного почвенно-климатического режима. Их жилища, просторные, чистые и светлые, были бы предметом зависти европейских масс.

Американский географ Карл Сауэр приходит к такому заключению:

"Тропическая идиллия, которую мы находим в описаниях Колумба и Петра Мартира, в основном соответствовала действительности." О Таинос (Аравак): "Эти люди ни в чем не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе". (Станард, 51).

Но у Колумба, этого типичного европейца 15-16 веков, было иное представление о "хорошем обществе". 12 октября 1492, в день "Контакта", он записал в своем дневнике:
"Эти люди ходят, в чем их мать родила, но добродушны... их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги".

В тот день представители двух континентов впервые встретились на островке, который таинос называли Гуанахани. Ранним утром, под высокими соснами на песчаном берегу собралась толпа любопытных таинос. Они смотрели, как странная лодка с похожим на рыбий скелет корпусом и бородатыми незнакомцами в ней подплыла к берегу и уткнулась в песок. Из нее вышли бородачи и вытащили ее повыше, подальше от пены прибоя. Теперь они стояли друг против друга. Пришельцы были смуглы и черноволосы, косматые головы, заросшие бороды, у многих лица были изрыты оспой, одного из 60-70 смертельных заболеваний, которые они занесут в Западное полушарие. От них шла невыносимая вонь. В Европе 15 века не мылись. При температуре в 30-35 градусов Цельсия они были одеты с ног до головы, поверх одежды на них висели металлические латы. В руках они держали длинные тонкие ножи, кинжалы и сверкающие на солнце палки.

В бортовом журнале Колумб часто отмечает поразительную красоту островов и их обитателей - дружелюбных, счастливых, мирных. И уже через два дня после первого контакта в журнале появляется зловещая запись: "50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать все, что мы хотим". "Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим и отдают нам, все, что мы у них просим". Больше всего европейцев удивляла непостижимая для них щедрость этого народа. И это неудивительно. Колумб и его товарищи приплыли на эти острова из настоящего ада, которым была в то время Европа. Они и были самыми настоящими исчадиями (и во многом отбросами) европейского ада, над которым вставала кровавая заря первоначального капиталистического накопления."

Однако утверждения автора о безвластном характере общества Таинос можно подвергнуть большому сомнению.
В частности совсем иную информацию мы находим в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Это я привёл так... для примера и для затравки... Кому известны ещё подобные примеры? В частности, очень интересен вопрос с тейповой системой вайнахских народов Северного Кавказа. Некоторые анархисты относятся к ней довольно положительно.

Любопытно как дело обстоит на самом деле. Кто может дать какие-то ссылки по этому вопросу? подсказать, что почитать?

Ну и конечно, рассказывайте здесь, что вам известно об анархистских чертах в культурах тех или иных народов...