Что такое "коренной народ"?

АNARCHY®WORLD

27-09-2009 06:21:27

Изображение

Мне хотелось бы обсудить в целом интересное коммюнике Анархистской федерации (июнь 2009 г.), которая дает высокую оценку «… практике, основанной на нравах и обычаях американских индейцев, практике прямой демократии, которая не только развивается, но и вызывает интерес, выходящий за пределы коренных народов». Ведь «они сближаются с некоторыми анархистскими предложениями: автономия по отношению к государству и политическим партиям, коллективное принятие решений, федерализм».
То, что анархисты констатируют, что население амазонских лесов осуществляет на практике столь дорогие им принципы, – это хорошо. Добавим еще, что вопреки тому, что побуждает их написать закоренелый западноцетризм, не американские индейцы «сближаются» с нами, а мы обнаруживаем эту практику у них: прежде всего, их практика существовала за многие века до создания Анархистской федерации (и CNT-AIT)!

Остается еще обсудить понятие «нравов и обычаев». Поданное таким образом, оно создает впечатление, будто все в них заслуживает уважения! Но древность – не обязательно значит хорошо. Как в Америке, так и в Европе, совершенно очевидно, надлежит перебрать эти нравы [приняв одни и отвергнуть другие, – перевод.] Наконец, понятие «коренных народов» кажется мне расовым (если не расистским).



Прежде всего, какой смысл вкладывается в слово «народ»?

Смысл «население» (в каком мы его иногда используем) или смысл в духе Барреса (1), националистический: замкнутое сообщество, сформированное исторически на принадлежащей ему территории, со своим прошлым и будущим, сообщество, которое до такой степени предопределяет индивида, что тот может действовать и реагировать исключительно в манере, характерной для этого сообщества? Путаница между двумя этими смыслами опасна. Ведь для анархиста уход от детерминированности, навязанной средой, в которой он родился и живет, – самая основа его личностной революции, и эта революция возможна лишь потому, что, в отличие от того, что заявляют обскурантистские идеологии, «французский», «валлийский», «каталонский», «парижский» или «индейский» народы есть социологические конструкты (которые появляются и исчезают со временем) и никакой иной реальности не имеют.



НИКТО НЕ ЯВЛЯЕТЯ БОЛЕЕ КОРЕННЫМ, ЧЕМ ДРУГОЙ!

Наконец, понятие «коренной» [то есть, изначальный, – пер.] совершенно смехотворно. Надо ли напоминать, что есть лишь один-единственный человеческий вид (а никакие не расы, то есть, породы!) и что человеческий вид имеет лишь одно - общее происхождение? Никто не является более «коренным», чем другой! Никакая псевдо-«раса» не имеет прав по сравнению с другой – ни на основании места своего предполагаемого «рождения» (в качестве «расы», «народа»), ни на основании своих культурных верований (или своей «цивилизационной» миссии и т.д.), ни на основании своего технологического развития.


Если нужно поддерживать борьбу населения Амазонии, то не по причине их «нравов и обычаев» и уж тем более не по той причине, что оно «коренное». Как раз наоборот, потому что его автономная борьба против экономической эксплуатации (частью которой является разрушение планеты) и против государственного угнетения носит универсальный характер и является примером для всего человечества.

Папи Ну

Примечание: (1) Баррес – ультраправый писатель, изобретатель понятия «корней» и один из воспевателей «корней» «народов».

(“Anarchosyndicalisme!”, #113, 2009)

kras-ait.over-blog.com/article-36265887.html

К.Троянский

29-09-2009 17:41:04

Если Вы позволите,я буду Вашим опонентом.

WhiteTrash

29-09-2009 18:32:20

'АNARCHY®WORLD писал(а):Если нужно поддерживать борьбу населения Амазонии, то не по причине их «нравов и обычаев» и уж тем более не по той причине, что оно «коренное». Как раз наоборот, потому что его автономная борьба против экономической эксплуатации (частью которой является разрушение планеты) и против государственного угнетения носит универсальный характер и является примером для всего человечества.


как то натянуто

Камикадзе

29-09-2009 18:38:39

А я на такую вот наткнулся:
Материал, послуживший причиной написания данного текста, можно прочесть здесь: http://community.livejournal.com/anarchia_ru/636581.html

Речь идёт о придирке одних французских анархов к другим французским анархам, написавшим о своей симпатии к социальной структуре и борьбе коренных племён Амазонки за свои права (вероятно, речь идёт о событиях в Перу этим летом).

Под острие критики попало в первую очередь понятие «коренной народ», причём критикующим не нравится ни понятие «народ», ни понятие «коренной». Они указывают, что понятие народ можно понимать двояко: либо, как население, либо как «замкнутое сообщество, предопределяющее индивида». Однако ПОДОБНЫЙ ВЗГЛЯД НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, поскольку народ можно определить как общность самосознания, которое обусловлено общей историей, и характеризуется общим языком, а в своём исконном виде ещё и верой, бытовой культурой и т. п. Такое сообщество вовсе не является само по себе чем-то замкнутым и подавляющим. Такая общность является «искусственной» лишь постольку, поскольку существует не объективно, а в сознании людей. Но такая «искусственность» не делает её менее значимой - ведь все те мировоззренческие ценности, на которых основана наша борьба – тоже существуют лишь в нашем сознании (если, конечно, не брать религиозный аспект, о котором разговор отдельный).

Наконец, автор статьи отрицает понятие «коренной народ» на основании того, что «все люди – единый вид, единый род людской». Это утверждение похоже на выбор между «шахматным королём и бубновым тузом». Понятия вид и народ лежат попросту в разных плоскостях – вид – явление биологическое, народ – культурное. Биологическая общность не отрицает культурных различий, как между личностями, так и между группами личностей (то есть народами или другими группами). Что же касается собственно термина «коренной», то он действительно представляется более чем субъективным. Есть вполне ясное понятие – автохотонный народ, то есть народ, впервые заселивший ту или иную территорию. Например, саамы, если я не ошибаюсь, являются автохтонным народом Лапландии и т. д. Понятие «коренной» я бы очертил следующим образом: коренным на определённой территории можно считать тот народ, представители которого в массе своей считают данную территорию своей родиной. РАЗУМЕЕТСЯ, НИ АВТОХТОННОСТЬ, НИ «СТАТУС» КОРЕННОГО НЕ ДАЮТ НИКОМУ НИКАКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕВИЛЕГИЙ. Собственно, товарищи из Анархистской федерации Франции, которых критикуют в этой статье явно и не хотели сказать ничего подобного…

Также в тексте подчёркивается: «Если нужно поддерживать борьбу населения Амазонии, то не по причине их «нравов и обычаев» и уж тем более не по той причине, что оно «коренное». Как раз наоборот, потому что его автономная борьба против экономической эксплуатации (частью которой является разрушение планеты) и против государственного угнетения носит универсальный характер».
Ну это уж и вовсе непонятное противопоставление. Почему борьба людей за свои нравы и обычаи и за сохранение своей земли от разрушения не может носить универсальный характер и являться примером для всех трудящихся на планете? Конечно, может!

Таким образом, приходится констатировать, что данная заметка есть не что иное, как придирка к словам, лишённая под собой всяких оснований. К сожалению, во Франции среди анархистов межорганизационная перепалка такое же обычное явление, как и в России…

Напоследок, хотелось бы сказать пару слов о том, в чём состоит на практике особенность борьбы коренных народов на мой взгляд. Как правило, в данное время, эта борьба имеет экологический подтекст. И дело в том, что для коренных народов, в большей степени сохранивших свои традиции, характерно духовное отношение к природе, что несомненно наполняет борьбу индейцев Перу, и, например, российских эвенков принципиально новым, духовным и культурным смыслом. Стоит также упомянуть, что и для индейцев и для эвенков и для многих коренных народов по всему земному шару – природа тесно связана с их экономическим укладом…

Помимо экологического аспекта есть ещё и социальный - так в маоистском партизанском движении наксалитов в Индии (которое, конечно, далеко от анархистских идеалов) активное участие приняли представители местных дискриминируемых племён, живущих ещё на стадии, близкой к первобытности. Выступая против индустриализации и сгона крестьян с земли, эти люди на базе своих общинных традиций создали советы народного самоуправления.

Несомненно, что эта борьба – только одно из направлений деятельности, несомненно и то, что борьба за права индейцев амазонской сельвы не исключает борьбы за права, скажем, китайских рабочих-мигрантов в той же Амазонии… этого не стали бы, думаю, отрицать и сами протестующие индейцы. И тем более непонятны наезды некоторых анархистов на понятие «коренной народ» и тем более хочется поддержать те крупные анархистские сетевые организации, которые активно поддерживают борьбу коренных народов, например – Earth First!


http://paganantifa.ucoz.ru/publ/borba_korennykh_narodov_za_svoi_prava/1-1-0-49

К.Троянский

02-10-2009 18:48:14

Минздрав соцразвития предупреждает -пренебрегать понятием "коренной народ" опасно для здоровья!Не верите? Тогда срочно выезжайте в Амазонию доказывать местному населению пролетарскую сущность вопроса.
Без обид ,дорогой ANARCHY@WORLD!Я и сам люблю старика Дарвина,но всёж ...
Ни что не стоит на месте .Наверное Вы с негодованием вспоминаете времена пресловутого СССР ,но если бы вы вынесли свои предположения о происхождении человечества в тот период,думаю были бы одобрены.Фундаментальная наука прекратила своё существование,как ни жаль .Сейчас время новых исследователей .Многие из них инструментально доказывают возможность существования в древности человекообразных существ в один период с самим человеком .
Памятно заключение Ватиканского патриахата ,кажется при Иоанне Павле Втором,примерно:да ,возможно человек и произошёл от обезьяны ,но всё это вышло по воле божьей!Это к слову.

АNARCHY®WORLD

02-10-2009 19:11:50

'К.Троянский писал(а):Минздрав соцразвития предупреждает -пренебрегать понятием "коренной народ" опасно для здоровья!Не верите? Тогда срочно выезжайте в Амазонию доказывать местному населению пролетарскую сущность вопроса.


И до них очередь надеюсь дойдет ) методов у нас много , а люди они в не нации есть хорошие , есть плохие , только и всего , другое дело когда не с чем сравнивать и не кому объяснить , вспомним историю миссионеров католической веры , да были жертвы но религия расползлась по всему миру , это я к тому что нет ни чего не возможного и вчерашний неандерталец сегодня может сидеть за однои партой в европейской школе и ничем не отличаться от своих сверстников разве что цветом кожи .

К.Троянский

02-10-2009 19:21:55

АNARCHY®WORLD писал(а):И до них очередь надеюсь дойдет ) методов у нас много , а люди они в не нации есть хорошие , есть плохие , только и всего , другое дело когда не с чем сравнивать и не кому объяснить , вспомним историю миссионеров католической веры , да были жертвы но религия расползлась по всему миру , это я к тому что нет ни чего не возможного и вчерашний неандерталец сегодня может сидеть за однои партой в европейской школе и ничем не отличаться от своих сверстников разве что цветом кожи .
Да уберите Вы к чёрту свой скрытый текст.Я верю Вам .
Вот Шойгу мне нравится ,приятный дядька,правда?

АNARCHY®WORLD

02-10-2009 19:27:04

[SPOILER]
'К.Троянский писал(а):Да уберите Вы к чёрту свой скрытый текст.Я верю Вам .


Что тебя так маленькая кнопочка и два слова напрягают ?)

'К.Троянский писал(а):Вот Шойгу мне нравится ,приятный дядька,правда?


Тебе виднее ,) я с ним водку не пил )[/SPOILER]

К.Троянский

02-10-2009 19:35:19

[SPOILER]
АNARCHY®WORLD писал(а):Что тебя так маленькая кнопочка и два слова напрягают ?)



Тебе виднее ,) я с ним водку не пил )
Да я к тому ,что Шойгу вчерашний неандерталец.Я то свою водку уже давненько выпил.[/SPOILER]

Овод

02-10-2009 19:52:02

Имхо, "коренной народ" - исключительно фашистское понятие, за исключением очень малочисленного количества народов (что также еще не доказано) большинство не жило постоянно на одних территориях, их либо сгоняли другие народы. совершавшие экспансию, либо сами завоевывали новые территории. Вообще из понятия "коренной народ" вытекает. что этот народ имеет свою собственность - землю, а собственность, - как сказал классик - "это кража", имхо планета Земля, как в целом, так и каждый её клочок - принадлежит всем и каждому, и её действительно много (как и остальных ресурсов), что хватит каждому, как снова сказал, уже другой классик - "Смешные они. твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...".
Конечно существуют народная культура, обычаи. традиции, которые, как социальные институты, во многом определяют поведение индивида, т. е. преобладают над личностью, а мы, как анархисты, считаем, что личность на первом месте, и ничто не должно преобладать над ней, но это не означает, что народная культура должна уничтожаться - многие творцы, если не все, вдохновляются различными народными культурами, не только "своей", главное, чтобы она не создавала давление над личностью.

noname

22-10-2009 07:55:30

Я уже высказывался, но слова - песок, их уносит время.
Понятие "кренной народ" введено не коренными народами, а империями для определения своего отношения к быту, традициям, способу жизни, национальных общественных структур выпадающих из системы государства. Это совершенно инородная государству культура человеческого общежития, имеющая не бумажные или юридические права на свою землю как собственность, а естественное право жить на земле без собственности, без власти и государства. Поэтому сложилась такая государственная абстракция как "коренной народ".
Однако ничто в государственном праве не возникает безцельно. Эту абстракцию используют собственники для разборок друг с другом. Ну скажем, государство разрешило рубить лес компании А. Но компаниия В тоже хотела бы его срубить, да бы А не получили денег больше чем В. И вот тут всплывает право "коренных народов", в котором они, сами народы, не нуждаются. Они живут и никого не трогают. Собственники и государство вторгается в их мир. Государство инициализирует их право.
Дальше хуже. Приемущественное положение права "коренных народов" над правом всех остальных государственных собственников (а так оно и получается в системе отсчёта государства, хотя сами народы не требуют этого преимущества - им просто нужно чтобы от них отстали) вызывает к жизни новые правовые спекуляции, которыми не против воспользоваться госдарственные и уличные нацисты.
Право "коренных народов" теперь выступает как политический аргумент и буквально звучит так: вот мы собрались вместе, назвались какими-нибудь русскими и теперь претендуем на право "коренных народов". Ещё лучше для государства, если образована какая-нить ассоциация или общественная организация "малых народов серевера" и прочее. Теперь туда можно закинуть бюджетную помощь и разворовать - в дело вступают чиновники. Эти ребята начинают развивать символическую культуру называемую "национальной". Устраивают ансамбли песни и пляски, народые промыслы и, главное, музеи. Музеи! Это фактически кладбища национального быта.
Таким образом, из естественного желания и права народов жить без государства, само государство извлекает право "коренных народов" и использует его в политической борьбе как один из инструментов.
Вы ещё спрашиваете что такое "коренные народы" или все-таки хотите поговорить о действительных народах, которые ещё не стали одним из государственных учреждений?

P.S. Имею надежду, что ( в отличии от Овода, у которого в понятиях смешалось всё - и кони и люди) сумел вычленить и разъяснить для вас саму категорию.