национализм, фашизм и анархизм

xADIKALONx

12-10-2009 20:53:01

вообщем случайно наткнулся на такую статью и решил выложить:
Трудно представить для анархиста более ругательные слова, чем «национализм» и «фашизм». А у большинства националистов при слове «анархизм» начинает выступать пена от бешенства. Тем не менее, последнее время все чаще можно слышать термин «национал-анархизм». Более того, разворачиваются обширные дискуссии и споры по данному вопросу. Одни атакуют национал-анархизм, а другие его защищают, зачастую так и не разобравшись в сути вопроса.

И все же, что же скрывается за понятием национал-анархизм? Так ли чужда идея свободной федерации, самоорганизации и самоуправления национальной идее? Попробуем разобраться.


Начнем как всегда ad ovo, с истоков. Отцы-основатели анархизма отнеслись бы к высказыванию, что «все расовые и этнические группы равны», мягко говоря, с непониманием. Прудон и Бакунин были антисемитами и никогда не отказывались от своей национальной идентичности. До того как объявить себя анархистом Михаил Бакунин был связан со славянофилами. Да и в анархистские годы он гордился своими славяно-русскими корнями. В отличие от Маркса Бакунин всегда осознавал важность национальной и культурной идентичности. «Господин Маркс так же совершенно недооценивает очень важный элемент в историческом развитии человечества: темперамент и исключительность каждой расы и каждого народа, темперамент и характер, которые сами по себе являются ,естественно, продуктами множества этнографических, климатологических, экономических, равно как и исторических причин, но которые будучи однажды данными, оказывают даже помимо и независимо от экономических условий каждой страны значительное влияние на ее судьбы, и даже на развитие ее экономических сил» (Письмо брюссельской газете La Liberte 1872 г.). В отличии от современных анархистов страдающих этномазохизмом, Бакунин очень жестко ответил на русофобские и славянофобские выпады недоброжелателей из Первого Интернационала. «Прежде всего, я подвергся нападкам моих немецких и еврейских оскорбителей и клеветников за мой характер русского и славянина». Если «немецким клеветникам» досталось в работе «Кнуто-германская империя и социальная революция», то «еврейским клеветникам» доставалось от Бакунина постоянно. «Итак, весь этот еврейский мир, образующий эксплуатирующую секту, народ-пиявку, единого прожорливого паразита, тесно и глубоко организованного не только сквозь границы государств, но и все разнообразие политических мнений, этот еврейский мир сегодня в большей степени находится в распоряжении Маркса с одной стороны и Ротшильда с другой» (Личные отношения с Марксом.1871г.). Он считал, что существует связь между коммунизмом марксистского типа и крупным финансовым капиталом. «Но дело в том, что коммунизм Маркса желает мощной централизации государства, а там, где есть централизация государства, сегодня обязательно должен иметься Центральный банк государства, а там, где подобный банк существует, паразитирующая нация евреев, спекулирующая на работе народа, всегда найдет средства к существованию» (там же).

Еще интереснее дела обстояли с Пьером-Жозефом Прудоном, собственно автором лозунга «Анархия – мать порядка». Американский историк еврейского происхождения Д.Шапиро в 1945 году писал: «Прудон всегда склонялся к антисемитизму, он считал евреев основной причиной бед своей нации и связывал с ними все группы и всех людей, которых он ненавидел… Антисемитизм всегда и везде был лакмусовой бумажкой для расизма, разделение человечества на стерильные и творящие нации, привело Прудона к тому, что он объявил негров низшей ступенью в расовой иерархии. Во время Гражданской Войны в США он симпатизировал Югу и считал, что в сохранении рабства нет ничего плохого. Негры по Прудону являются низшей расой, и доказывают существование неравенства между человеческими расами…Его книга La Guerre et la paix (Война и Мир), изданная в 1861была гимном войне, написанная примерно в духе современных фашистов. Почти на каждой странице La Guerre et la paix война прославляется как явление и как идеал… Его истерическое поклонение войне, его симпатии к диктатуре Луи Наполеона, так же как его поддержка среднего класса являются неотъемлемой частью его социальной философии… В могучем полемисте середины XIX века можно увидеть предвозвестника великого зла – фашизма».

Стюарт Эдвардс , редактор «Избранных сочинений Пьера-Жозефа Прудона» отмечал: » Дневники Прудона показывают, что у него было чувство параноидальной ненависти по отношению к евреям, распространенное в то время в Европе. В 1847 он собирался написать статью…против евреев, которых он ненавидел. В этой статье он собирался: «Призвать к изгнанию евреев из Франции…Еврей – враг человеческой расы. Эту расу нужно выслать обратно в Азию или истребить. Г.Гейне, А.Вейл и другие – всего лишь секретные шпионы. Ротшильд Кремье, Маркс, Фоул – злые холерики, ревнивые, противные люди….которые ненавидят нас. (Garnets, vol. 2, p. 337: No VI, 178)».

Прудон пользовался большим уважением в ультраправой организации Аксьон Франсе (Французское Действие), которую многие историки считают предтечей фашизма. Израильский историк Зеев Штернхелл ,специализирующийся на исследовании корней фашизма, писал :« L’Action Francaise со времен основания считали автора La philosophie de la misere одним из идейных вдохновителей. Ему воздавали почести в еженедельной рубрике журнала выпускаемого движением, под названием «Наши Идеологи». Прудон заслужил свое место в L’Action Francaise, потому что последователи Шарля Морраса видели его антиреспубликанство, его антисемитизм, его отвращение к Руссо, его пренебрежение к Французской революции, демократии и парламентаризму, и его прославление нации, семьи, традиций и монархии» (The Birth of Fascist Ideology. Zeev Sternhell and Others. Princeton: Princeton University Press, 1994)

Самое интересно, что первой организацией, использовавшей имя Прудона, была прото-фашистская ассоциация Cercle Proudhon (Кружок Прудона). Ее создателями были Жорж Валуа и Эдуард Берт, которых познакомил Жорж Сорель. Они занимались синтезом национальной и социальной идеологию, опираясь на труды Прудона и Шарля Морраса. В 1925 году Кружок Прудона вольется в первую французскую фашистскую организацию Фаши.

В первом выпуске журнала Cahiers du cercle Proudhon (январь-февраль1912) была опубликована следующая декларация: «Основатели – республиканцы, федералисты, интегральные националисты и синдикалисты….. с большим энтузиазмом относятся к идее организации французского общества согласно принципам французской традиции, которые они нашли в трудах Прудона и в современном синдикалистском движении, они сошлись во мнении на следующих позициях:

Демократия является величайшей ошибкой прошлого века. Если человек желает жить, если человек желает работать, если человек хочет в социальной жизни получить величайшие человеческие гарантии культуры и производства, если человек хочет сохранить и приумножить мораль, интеллектуальный и моральный капитал цивилизации, абсолютно необходимо отказаться от всех демократических институтов».

Национал-синдикалистской движение в Италии начала 20го века состояло преимущественно из бывших членов анархо-синдикалистских групп, которые порвали с интернациональным анархизмом ввиду своих националистических предпочтений. Некоторые художники футуристы, например Карло Карра начинали как анархисты, но потом влились в фашистское движение. Надо отметить, что национал-синдикалисты оказали наибольшее влияние на Муссолини. Так что черные рубашки анархистов и фашистов состоят в определенном родстве. Правительство фашистской Италии даже обращалось к правительству Франции с просьбой об установке памятника Жоржу Сорелю выдающемуся теоретику анархо-синдикализма.

В Испании 30х молодой публицист Рамиро Ледесма Рамос, так же находившийся под влиянием Сореля, на страницах журнала Conquista del Estado попытался скрестить национализм с анархо-синдикализмом. В ведущей испанской анархо-синдикалистской организации Confederacion Nacional del Trabajo (Всеобщей Конфедерации Труда) работы Рамиро Ледесма обсуждали, но не обратили на них внимание. Тем временем он объединил свои усилия с группой Онесимо Редонодо и основал Juntas de Ofensiva Nacional-Sindicalista (Хунту Национал-Синдикалистского Наступления), позже слившуюся с Испанской Фалангой. Черно-красный флаг фалангистов – это наследие JONS, которые в свою очередь избрали его своим символом под воздействием анархо-синдикалистов из CNT. Кстати для Falange Espanola de las J.O.N.S. была типична одна черта чрезвычайно редкая среди организаций фашистского толка, фалангисты выступали не за диктатуру одной партии, а против существования партий вообще, так как считали их инструментом нарушения единства нации.

В некоторых неевропейских странах в начале 20го века анархисты и националисты сражались плечом к плечу. Во время национальной революции в Китае в 1911 анархисты оказывали финансовую помощь Сунн Ятсену. «На рубеже 20 – 30-х гг. в правящей партии Гоминьдан существовала сильная фракция анархистов, которую возглавляли У Чжихуэй и Ли Шицзэн. С лета 1927 они выпускали журнал «Гэмин» (»Революция»); их издательство «Цзыю» (»Свобода») публиковало произведения П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, П.-Ж. Прудона, Э. Реклю и Ж. Грава, Осуги Сакаэ, А. Беркмана, Н.И. Махно. Основу идейных позиций этой фракции составляло совмещение национализма и анархизма. Фактическая ревизия прежней идеологии обосновывалась формулой У Чжихуэя: «Анархистская революция совершится… самое малое через 500 лет, самое большее – через три тысячи лет». С ней перекликалось утверждение Ли Шицзэна: «Так как 100% свободы в настоящее время невозможны, то следует добиваться по крайней мере 50% свободы»)(Анархизм в Китае. Е.Ю. Стабурова ) Эти анархисты продолжали сотрудничать с националистами вплоть до победы маоистов.

Периодически в ряды национал-анархистов пытаются поместить деятелей вроде мексиканского анархистского лидера Рикардо Флорес Магон или Нестора Махно. Что ж оставьте их в покое и Флорес Магон и Махно были законченными интернационалистами.

После второй мировой войны казалось, что возможность синтеза национализма и анархизма более невозможна. Ситуация изменилась только в 80х годах. В Англии в 1982 году появилась так называемая Black Ram Group, которая издала один единственный выпуск своего журнала и просуществовала около года. Как и все современные анархисты они выступали против дискриминации по половому и расовому признаку. Но при этом мировоззрение данной группировки было коктейлем из анархизма, нео-язычества и фелькиш национализма. «Псевдо-национализму» основанному на гражданстве, они противопоставляли народнический национализм. Символом Black Ram Group была «анархия», вписанная в свастику. По мнению английских национал-анархистов 80х НС украли многие символы и принципы у фелькиш движения и прав на них никаких не имеют. Так же они обрушились с критикой на марксистов, обратив свои взоры к раннему социализму, связанному с такими понятиями как национальность, почва и культура.

http://nationaloffensive.wordpress.com/2009/09/24/na/

Шаркан

12-10-2009 21:31:47

фашизм - порождение ХХ, индустриального века. Смешно задним числом приписывать Прудону "протофашизм".
(национализм именно в ХХ веке дошел до своей крайности, используя индустриальные технологии контроля масс, ведения войн, производства и распределения, уничтожения оппонентов; до того момента насчет национализма все еще можно было строить иллюзии. После того однако, как ХХ век наступил - (вовсе не в 1901, исторический век - это не формальное календарное понятие, а громом пушек в 1914-ом) - заблуждаться в исключительном конструктивизме национализма уже непростимо. Доктрина национализма лабильна, легко радикализуется, легко переходит из любви к "себе" (при отождествлении со своей нацией) к ненависти к "чужим", даже без предварительной раскрутки пропагандистами власти. Недоверие к "чужакам" - древнее чувство. Его только канализируют и направляют. Обывателю трудно видеть человека наподобие себя в иностранце, язык которого он не понимает.
А отрицая государство, анархисты неизбежно приходят к отрицанию предпоставок и ПРИЧИН существования государства. Национализм - это одна из предпоставок и причин, орудие манипуляции.
В конце концов, не все анархисты космополиты, но анархист НЕинтернационалист - прошу прощения, но это будто женщина с пенисом до колен. Или вроде мужика с пиздой на лбу (чтобы ему фюреры мозг легче ебали).

Недоразумение эти все хибриды. Просто все этатисткие учения подошли плотно к потолку, к пределу своих возможностей. Им срочно требуется "свежая кровь".
И присосались к наиболее перспективной идее - доктрине безвластия (или всевластия, как Тан тут придуркам терпеливо объяснял).
Анархизм страдает размытостью по "периферии" (не всем платформизм нравится) - вот в эту щель и лезут всякие тараканы. Что, впрочем, автор статьи и показал примерами.
Основная причина хибридизации - хаос в головах многих тех, кто посчитал себя сгоряча анархистом.
А вот люди просто прозорливые (национализмо-стойкие по характеру либо воспитанию), или же переболевшие гриппом национализма, на это не поведутся.
Потому что смешивать можно молоко с медом - хоть что-то выходит наконец съедобное, однако мед и говно в любых пропорциях дают дрянь в итоге.

Чаще всего получается неразборчивость чисто языковая: конечно, проще вести и агитацию, и дело анархии, общаясь с людьми на взаимопонятном языке. И тогда взаимодействие между разными языковыми группами затруднено для тех, кому языки учить лень.


...блин, не хочу больше по этой теме (о НА) писать, остопиздело.
Смешно и не видеть связи идеологии Мусолини прежде всего с марксизмом, а не анархо-синдикализмом.
(не иначе марксист статью писал, епт; или либерал с марксистким неизжитым прошлым)
А еще забавнее считать, что анархизм со времен Прудона и Бакунина нисколечко не эволюировал, не развился.
А между тем и бакунинские, и прудоновские тезисы, при доведении их до логичного конца, приводят к интернационализму. Но не марксисткому интернационализму в смысле императивного обезличения наций, создание "сверхнации".
(Сверхнация - это такая же борьба к национализмом, как монашеское воздержание посредством оскопления)

noname

13-10-2009 07:33:28

С этим текстом я знаком уже давно. Здесь приводится его несолько модернизированный вариант.
Судя по названию nationaloffensive, этот идеолог близок к взглядам ДПНИ.
Изложенный текст направлен на пропаганду правого национал-анархизма, свойственного западным "коллегам".
Отсутствие теоретической базы не позволяет сделать автору разумные выводы из приведенных фактов, которые вцелом являются иллюстрацией к тому как легко либой анархизм (в частности нац.-ан.) скатывается к нацизму без оглядки на теорию.

АNARCHY®WORLD

13-10-2009 07:44:59

'noname писал(а):С этим текстом я знаком уже давно


Тож читал на каком то НА саите подобную хрень , только это давно все пережевано и как говорится увидело свет в конце длинного темного туннеля ))) Шаркану отдельное спасибо за комментарии , чесно говоря прочитав удивился , что xADIKALONx автор поста )

xADIKALONx

13-10-2009 09:41:30

чесно говоря прочитав удивился , что xADIKALONx автор поста )

вот так бывает)

на самом деле статья меня сволочнула и я захотел услышать коментарии от товарищей)

WhiteTrash

13-10-2009 09:45:44

'xADIKALONx писал(а):фелькиш национализма


это как? и что это?

xADIKALONx

13-10-2009 09:51:05

К вопросу про анархизм и евреев:
[SPOILER]
Еврейский анархизм. Международное еврейское анархистское движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки в среде эмигрантов – выходцев из Российской империи. Массовая волна эмиграции последовала за убийством народовольцами императора Александра II (1881 г.) и породила массовое евр. рабочее движение в странах Запада (в первую очередь, в Англии и США), в котором анархисты играли видную роль вплоть до Первой Мировой войны. Анарх. движение среди евреев использовало идиш – язык широких народных масс – сперва, в основном, в целях пропаганды идей А. Постепенно, начиная с 1940-х гг., еврейское анарх. движение стало фактически представлять собой специфическое ответвление идишизма, хотя культуртрегерские тенденции в отношении развития культуры на идиш в среде евр. анархистов начали проявляляться еще в 1890-х гг.

Среди участников евр. А. были сторонники всех основных течений международного А. – анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-индивидуалисты. Наибольшее влияние на евр. А. имели идеи П.А.Кропоткина и Рудольфа Рокера (1873-1958), значительно меньшее – М.А.Бакунина и П.-Ж.Прудона. После Второй мировой войны идеологические отличия между разными группами евр. А. постепенно стирались. Абсолютное большинство евр. анархистов были противниками тактики индивидуального террора и сторонниками культурного просвещения масс (исключение составлял ряд евр. анарх. групп на территории Российской империи).
Первые организационно оформленные группы евр. А. – “Пионире дер фрайhайт” (“Пионеры свободы”, Нью-Йорк - Филадельфия, осн. в 1886 г.) и “Ритер дер фрайhайт” (“Рыцари свободы”, Филадельфия, осн. в 1889 г.).

История евр. А. неразрывно связана с историей идишской журналистики.В период с 1889 до 1991 гг. в мире издавалось более 30 анарх. газет и журналов на идиш. Первая евр. газета, в состав редакции которой вошли анархисты – ежемесячник “Арбетер фрайнд” (Лондон, 1885 г., чисто анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г., тираж 4000 экз., гл.редактор – Р.Рокер), бывший официальным органом основанной в 1902 г. Федерации идишеговорящих анарх. групп Великобритании и Франции. При редакции “Арбетер фрайнд” существовало книгоиздательство, выпустившее в период 1904-1914 гг. книг общим тиражом 80 тыс. экз. ( евр. литература, анарх. классика и произведения амер., европейских и русских писателей в переводе на идиш). В Англии на идиш издавался также теоретический журнал международного евр. А. – “Жерминаль” (1900-1909 гг., редактор - Рокер).

Первая чисто анархистская газета в мире – еженедельник “Варhайт” (1889 г., Нью-Йорк, орган “Пионеров свободы”). В 1889-1977 гг. в США выходило до 20 евр. анарх. газет и журналов, некоторые из которых внесли заметный вклад в развитие языка и культуры идиш. Среди них – издававшиеся в Нью-Йорке “Абенд-цайтунг” (1906 г., ежедневник ), “Ди фрайе гезелшафт” (1895-1900, 1910-1911 гг., ежемесячник), “Ди фрайhайт” (1913-1914 гг., ежемесячник), “Дер штурм” (1917-1918 гг.). Главный орган международного евр. А. – еженедельник (впоследствии ежемесячник) “Фрайе арбетер штиме” (1890-1977 гг., Нью-Йорк, в начале 20 в. тираж достигал 12-14 тыс. экз., газета еврейской анархистской федерации США, существовавшей в 1910-1966 гг.). “Фрайе арбетер штиме” была очень популярна в кругах идишеязычной интеллигенции и на протяжении десятилетий фактически выполняла функцию открытого евр. народного университета. В 1920 г. в США насчитывалось ок.200 евр. анарх. организаций, групп и кружков, некоторые из которых располагали своими книгоиздательствами, выпускавшими книги, брошюры, сборники статей на темы А. и еврейской литературы. Самое известное книгоиздательство евр. А. в США – “Кропоткин литератур-гезелшафт” (“Литературное издательство им. Кропоткина” (1913-1975 гг., Лос-Анжелес). Евр. анархисты активно участвовали в деятельности международной идишистской культуртрегерской рабочей организации “Арбетер ринг” (США, Канада, Англия) с момента ее создания в 1900 г. Анарх. секции при этой организации распались во второй половине 1960-х гг., в связи с общим угасанием евр. А. и идишской культуры. Абба Гордин (1887-1964), эмигрант из России, бывший лидер российского движения пананархизма, участник революций 1917 г., в1925-1958 гг. живший в Нью-Йорке, был автором ок. 40 книг на идиш, иврите, англ. и русском языках. Он обращался в своих трудах к писаниям пророков ТАНАХа и синтезировал классический анархизм и библейский иудаизм. Он основал “Идиш-этишер гезелшафт” (“Еврейское этическое общество”, 1936-1957), издававшее журнал “Идише шрифтн”, а также был редактором журнала на англ. языке “Проблемс” (1948-1951).
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908-1929 гг. выходили 7 анарх. газет на идиш, активно действовала “Библиотека им. Давида Эдельштадта”, популярная среди евр. рабочих. В 1936-1975 гг. выходил ежемесячник “Дос фрайе ворт” (посл. редактор – Йона Городисский, 1895-1977), при котором в 1930-х – 1960-х гг. существовало “Идише рационалистише гезелшафт” (“Еврейское рационалистическое общество”), издававшее большое число анарх. литературы и мемуары на идиш. Это общество являлось активным членом аргентинского отделения Всемирного конгресса еврейской культуры (центр – в Нью-Йорке) и “Идиш-лиги” (Нью-Йорк).

Во Франции самым известной группой евр. А. было общество “Дер фрайер геданк”, связанное с одноименным ежемесячным журналом на идиш (1949-1965, Париж), редактор которого, Давид Штетнер (Стеттнер, р.1920), активно сотрудничал с французским отделением Бунда в деле популяризации идишской секулярной культуры.

Многие активисты евр. А. были интеллектуалы, известные в литературных и журналистских кругах, авторы работ на исторические, социологические и философские темы, писатели и поэты: Александр Беркман (1870-1936), Эмма Голдман (1869-1940), Давид Эдельштадт (1866-1892), Йосеф Бовшовер (1873-1915), Моррис Розенфельд (Моше-Яаков Алтер, 1862-1923), Шауль-Йосеф Яновский (1864-1939), Хиллел Золотарев (1865-1921), Яаков-Авраhам Мэрисон (1866-19…), Роман Луис (186…-1918), М.Леонтьев (Леон С.Моисеев, 1872 –19…), Йосеф Каhан (1878-1953), Моше Кац (1864-19…), Йосеф Яффа (1853- ок.1915), Авраhам Фрумкин (1873-19…), Герман Франк (1892-195…), Лейб Млотек (Финкельштейн, ок. 1874-19…), Йехиэль Кон (1867-19…), Исраэль-Йехиэль Копелев (Копелоф, 1858-1933), Моше (Моррис) Майер (1879-19…), Б.Ривкин (Барух-Авраам Вайнриб, 1883-19…), Шалом-Шмуэль Шварцбард (1886-1938), Марк Мрачный (Кливанский, 1892-1975), Ф.Альми (Элияhу-Хаим Шепс, 1892-1963), Аhарон (Арн) Торн (1904-1985). Большинство идеологов евр. А. жило в Нью-Йорке. Почти все интеллектуалы евр. А. были выходцами из России.

Период космополитизма, характерного для раннего евр. А., окончательно закончился во второй половине 1940-х гг. Среди деятелей движения уже после Кишиневского погрома 1903 г.выделились сторонники д-ра Хиллела Золотарева, настаивавшие на возвращении евреев в Палестину (т.н. анархо-сионизм). Некоторые активисты евр. А. в разное время участвовали в деятельности движений Ховевей Цион и Поалей Цион или идеологически были близки к ним (М.Розенфельд, Я.-А.Мэрисон, М.Леонтьев, М.Кац , Б.Ривкин). Первым, вынесшим тему сионизма на обсуждение анарх. нееврейских кругов, был Марк (Мордехай) Ярблюм (1887-1972), вступивший в открытую дискуссию с Кропоткиным на страницах русского анархистского эмигрантского журнала “Хлеб и воля” (1907 г.). Впоследствии Ярблюм совершил алию в Эрец Исраэль и стал известной фигурой в израильском политическом истэблишменте. Выражали желание приехать в Палестину Ш.Шварцбард и А.Беркман. Колоритной фигурой евр. А. был сионист Яаков-Меир Залкинд (1875-1938), ортодоксальный еврей, раввин, доктор философии, филологии и лингвистики, знавший ок. 30 языков, переводивший трактаты Талмуда на идиш.

В целом, евр. А. отнесся благожелательно к созданию Гос-ва Израиль. Борьба ряда космополитически настроенных активистов движения с еврейским национализмом постепенно сменился в годы, последовавшие за окончанием Второй мировой войны, симпатией к идее создания евр. национального очага. Глубокой симпатией к Израилю отличалась позиция еврейской федерации США начиная с 1948 г. Орган федерации, газета “Фрайе арбетер штиме”, сравнил нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. с “гитлеровской попыткой окончательного решения еврейского вопроса”. Многие деятели евр. А. посетили Израиль.

Некоторые активисты евр. А. также участвовали в деятельности нееврейских анархистских организаций и движений - А.Беркман (бывший многолетним секретарем международного анарх. Красного креста), Э.Голдман, Александр Шапиро (18…-1946) и другие.
Первая анарх. группа в России (т.н. интернациональная группа “Борьба”) была основана в Белостоке весной 1903 г. и целиком состояла из евреев. Руководил ею Григорий Брумер (“Борис”). Среди белостокских евреев-анархистов были Нисель Фарбер (Нисан Черный, 1886-1904), Моше Шпиндлер (Гроднер), Аарон Елин (Гелинкер), Судобигер (“Цалька-портной”). Анарх. группы, почти целиком состоявшие из евреев, возникли в 1904 г. в Житомире, Екатеринославе (руководитель – Фишл Штейнберг – “Самуил”), Одессе (руководители - Моисей Мец – “Борис”, Йосеф Бронштейн – “Беленький”, Б.Л.Шершевская-Вейсбром – “Шерка”). Среди евр. рабочих Польши (например, варшавская группа “Интернационал”), Литвы и Украины анархизм распространился очень быстро. Однако, с евр. А. на Западе эти группы не успели установить почти никаких контактов. Вооруженная борьба с царской жандармерией и евр. погромы в годы Первой русской революции привела к разгрому этих групп. Большинство российских евреев-анархистов присоединились впоследствии к русским и украинским группам.

Участие евреев в нееврейских анархистских движениях. Удельный вес евреев в движениях нееврейского анархизма в конце 19 – первой четверти 20 веков был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики российского анархизма: И.С.Блейхман (Солнцев, 1874-1921) – лидер Петрогр.федерации анархо-коммунистов, Д.И.Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский) – руководитель Южно-русской группы анархо-синдикалистов, Иуда Гроссман (Рощин), А.Ю.Ге (Голберг, 1879-1919), П.Гейцман (“Хаим Лондонский”) – идеологи анархо-коммунизма, Ольга Таратута (Элька-Голда Рувинская, 1876-1938?), Аарон Канторович (“Барон”), Давид Коган, Симон Флешин (1894-1981), Йосеф Гутман (“Эмигрант”) – руководители Конфедерации анархистских организаций Украины “Набат”, поддерживавшей тесные связи с украинской Повстанческой армией Н.Махно. Культурно-просветительский отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем Реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации “Набат” был В.М.Эйхенбаум (Волин, 1882-1945, отец еврей). Среди полевых командиров и в разведке махновской армии также были евреи – Абрам Шнайдер, Макс Чередняк (1883-…), Л.Н. Задов (Лейб бен-Иеhуда Зиньковский, 1893-1937), его брат Даниэль Задов, Я.Глагзон, Х.Цинцинер. Режиссером походного театра махновской армии был Лейб Лихстенлейб (“Лев Грозный”). Жена П.А.Кропоткина была еврейка (С.Г.Рабинович). В русских эмигрантских анарх. организациях (1920-е –1950-е гг.) было много евреев, среди них – Н.Лазаревич (1895-1975), Ида Метт (Гильман, 1901-1973), Молли Штайнер (1897-1980), М.Корн (Мария Исидоровна Гольдшмит, 1858-1936).

В нееврейских анарх. организациях в Западной Европе и США, ассимилированные евреи часто играли роль идеологов: в Германии - Густав Ландауэр (1870-1919), Эрих Мюзам (1878-1934), отчасти Франц Оппенhеймер (1864-1943), Георг Штайн, Эрнст Толлер; во Франции – Бернар Лазар (Мариус, 1865-1903), к концу жизни пришедший к сионизму, участник второго Сионистского конгресса (1898); в США – Пол Гудман (1911-1972), философ, последователь Кропоткина. Американский анархист, известный ученый-лингвист Ноам Хомский (р.1928) с 1967 г. выступает с резкой критикой политики Гос-ва Израиль, при этом считая себя сторонником “негосударственного сионизма”. Сидни Соломон - один из ветеранов американского анархистского движения.

Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль. Юдофобские взгляды Прудона и Бакунина не нашли развития у поколений анарх. идеологов более позднего времени. Начиная с 1880-х гг., с развитием евр. рабочего движения, отмечается усиление симпатий к нему со стороны неевр. анарх-в. Идеологи анарх-ма – неевреи – Кропоткин, Элизе Реклю, Себастьян Фор, Луиза Мишель – были интернационалистами и боролись с антисемитизмом. В деле Дрейфуса франц. анархисты находились в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста анарх-в вызвал Кишиневский погром (1903 г.). Кропоткин называл антисемитов “сволочью”. Часть русских (Л.Черный), франц. и амер-х анарх-в-космополитов были противниками поддержки нац.-осв. движений и даже национальных культур, т.к. это означало бы поддержку “национализма”. Макс Неттлау писал, что “политический национализм является могилой национальной культуры”. Кропоткин был сторонником развития национальных культур, в частности еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке нац.-осв. движений (например, писал, что “чураться национальных движений нам не приходится… Где бы люди ни восставали против гнета… тем более, национального – мы должны быть с ними”). Кропоткин позитивно оценивал культурную программу Бунда. При этом он был противником сионизма, т.к. не верил в возможность постр-я евр. нац. очага при неблагопр-х географич-х условиях Палестины. Неприятие политич. сионизма не мешало ему поддерживать личную дружбу со сторонниками сионизма среди евр. анархистов (например, с Золотаревым). Некоторые анархисты-неевреи активно поддерживали идишистов, сами изучали идиш и даже писали на нем (Р.Рокер, Вольтарина де Клер). После Катастрофы восточноевроп. еврейства антисионизм неевр. анархистов, в целом, сходит на нет, и растут симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально отличается от антисионистской и – иногда - антисемитской позиции “новых левых”. Другом Израиля был нем. анархист Августин Зухи, неоднократно посещавший страну и выступивший с серией просионистских статей в евр. анарх. прессе и с произраильскими речами на международных анарх. конгрессах. Полны симпатий к Израилю были статьи герм. анарх. журнала “Фрайе гезелшафт” в 1980-х гг. Опыт киббуцов интересовал европейских анархистов, публиковавших статьи на эту тему в журналах “СНТ” (Испания) и “Фридом” (Англия) в 1950-х – 1980-х гг. Большой популярностью в современном анархизме пользуются философские взгляды М.Бубера (1878-1965). Значительное место идеологии сионизма и филос. концепций иудаизма отводится в “Энциклопедии анархизма”, выходящей с 1994 г. в Германии. Во второй пол.1990-х гг. отмечается рост интереса к языку идиш в среде неевр. анархистов. “Анархистский Архивный Проект” в США (Кембридж, Массачусетс) и “Библиотека Кэт Шарплей” (Лондон) совместно издали “Идиш-анархистскую библиографию” с оригинальными текстами на идиш (1998). Эти организации находятся в постоянном контакте с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейскими анарх. издательствами в 1998 г. выпущены книги об участии идишистов в междунар. анарх. движении. Реклама вышеперечисленных изданий публиковалась в зап.-европейской анарх. прессе в 1998-1999 гг. Итальянские анархисты из орг-ции “Центро студи либертари” (Милан) организовали международную конференцию на тему “Анархизм и иудаизм” (Венеция, май 2000 г.).

Анархизм в Израиле. Анарх. идеология проникла на территорию Палестины в пер. Второй алии. Среди мыслителей, так или иначе связанных с анархизмом, оказавших влияние на формирование идеологич. взглядов ишува того периода, можно назвать Моше Гесса (1812-1875), Б.Лазара, Г.Ландауэра, Ф.Оппенhеймера, П.Кропоткина, М.Бубера. Теории анархо-синдикализма наложили определ.

Отпечаток на идеологию Поалей Цион, Цеирей Цион, Ге-Халуц, Ахдут hа-Авода, Гдуд hа-Авода, киббуцного движения, и повлияли на таких деятелей, как И.Табенкин, Б.Каценельсон, Й.Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы в группы и проживали, в основном, в киббуцах. Почти все они были приверженцами гебраизма и не имели контактов с евр. анарх. движением в Западной Европе и Америке. В ходе гражд. войны в Испании многие анарх. из Палестины воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев в Палестине поселился испанский анархист Йосеф Ротем, ставший киббуцником. Анарх. влияние было заметным в киббуцах Тель-Йосеф, Эйн-Харод, Афиким. Среди анархистов-киббуцников 1930-х – 1940-х гг. выделялись Ицхак Тавор, Натан Хофши, Исраэль Рубин, Хохhойзер, а также один из основателей киббуца Квуцат Кинерет Аhарон Шидловский (1892-1979). В 1933 г. в Хайфе поселился Я.-М.Залкинд (1875-1937) – один из религиозных активистов анархо-идишизма.

После окончания Второй мировой войны в страну прибыло некоторое количество анархистов – беженцев из стран Вост. Европы (в осн., из Польши). В нач. 1950-х гг. в Тель-Авиве действовала группа Элиэзера Гиршауге. В 1958 г. в Израиль из США репатриировался Абба Гордин. С его появлением были налажены связи с западноевроп. и американским евр. анарх. движением, и израильский анархизм приобрел ярко выражаенные идишистские черты. В 1959-1960 гг. А.Гордин основал в Тель-Авиве всеизраильский клуб анархистов-идишистов – “Агудат шохрей хофеш”, издававший ежемесячный литературно-философский журнал “Проблемот\Проблемен” на двух языках – идише и иврите. В числе авторов журнала был известный изр. философ Йоханан Тверский (1900-1967). После смерти Гордина (1964) редакцию возглавлял Шмуэль Абарбанель, а с 1971 г. до самого закрытия журнала (декабрь 1989) – Йосеф Люден (р.1908, Варшава – ум.2002, Тель-Авив), писатель, поэт и журналист – идишист, участник междунар. анарх. конгрессов. В 1960-е – 1980-е гг. влияние журнала ощущалось в среде Союза писателей и журналистов Израиля, пишущих на идише. С 1971 г. журнал стал называться “Проблемен” и выходил только на идише. При редакции журнала существовало одноименное книгоиздательство, в 1960-х – 1990-х гг. выпустившее около 15 книг на идиш (поэзия, проза, анарх. публицистика). Неск. книг издат-ва были переведены на иврит, одна – М.Гончарок, “Очерки по истории еврейского анархистского движения” – издана в Иерусалиме на русском яз.; переиздана в исправленном и дополненном виде в 2002 г., под назв. “Пепел наших косторов. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм”). Члены “Агудат шохрей хофеш” до самого закрытия клуба (сер.1980-х гг.) и авторы журнала считали себя сионистами и патриотами Израиля, при этом резко негативно относились к государственной политике в самых разных сферах и бюрократизации общественных институтов. После закрытия “Проблемен” Й.Люденом была предпринята попытка реанимировать анарх. прессу в Израиле – вышел 1 номер журнала “Фрайе штиме” (сентябрь 1991). Это было последнее в мире анархистское издание на идиш.
[/SPOILER]
http://akaada.narod.ru/bm2.htm

АNARCHY®WORLD

13-10-2009 10:13:32

'WhiteTrash писал(а):это как? и что это?


идеология радикального этнического национализма

p.s. идеолог фелькиш нацизма был Отто Штрассер