Trinity
20-09-2010 12:39:07
В группу «Война» входит не меньше шестидесяти человек[1].
Среди членов группы поэты, художники, студенты[2], филологи[3], журналисты. В состав группы также входят бывшие и действительные студенты философского факультета МГУ имени Ломоносова[4], философского факультета Тартуского университета, Школы фотографии имени Родченко[5] и других учебных заведений.
из Вики
Скрытый текст: :
Среди членов группы поэты, художники, студенты[2], филологи[3], журналисты. В состав группы также входят бывшие и действительные студенты философского факультета МГУ имени Ломоносова[4], философского факультета Тартуского университета, Школы фотографии имени Родченко[5] и других учебных заведений.
Скрытый текст: :
«Война» сотрудничает с целым рядом художественных и политических структур, а своими учителями в современном искусстве считает Александра Бренера, Андрея Монастырского и Вадима Захарова. Классик московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов был близок раннему составу группы; его внезапная смерть в июле 2007 года оборвала подготовку совместной с группой «Война» акции[6].
Акции
Творческий метод группы — демонстративный эпатаж и провокационные акции[7].
Акции группы включают в себя: провокации[7], нарушение общепринятых норм морали в общественных местах, публичное хулиганство, нецензурная брань[8]; порча имущества (заваривание дверей)[9].
Ранние акции
Впервые группа громко заявила о себе в 2007 году, совершив первомайский перформанс под названием «Мордовский час» в ресторане «Макдоналдс» в Москве, когда участники акции подарили работницам ресторана быстрого питания летающих котов[10].
Известность также получили такие акции группы, как поминки по Дмитрию Александровичу Пригову «ПИР»[11] в ночь на 25 августа в салоне вагона московского метро и «План Путина» в Центральном доме художника 28 ноября 2007 года (акция известна также под названием «Путькин план»[12]). 10 февраля 2008 в Киеве после разгона городской администрацией выставки, на которой демонстрировался "ПИР", акция были воспроизведена в большем масштабе, сразу на трёх ветках метро[13].
Акция в Биологическом музее
Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику.
Основная статья: Групповой секс в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева
Наибольший общественный резонанс получила акция «Ебись за наследника Медвежонка!», представлявшая собой групповую оргию в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. Акция состоялась в канун выборов президента Российской федерации 2008 года, в которых основным кандидатом являлся Дмитрий Медведев. По словам организаторов акции, она «была приурочена к предстоящим президентским выборам. Массовая ебля в публичном пространстве — напутствие молодому руководителю, посильная художественная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы»[14]. В акции участвовали пять совокупляющихся пар, в том числе лидер группы Олег Воротников с женой. Плакат с лозунгом держали Алексей Плуцер-Сарно и Алексей Зуб, студент философcкого факультета МГУ.
Действо было заявлено филологом А. Плуцером-Сарно как «портрет предвыборной России — все друг друга е..т, а Медвежонок взирает на это с отвращением».[15]
Один из комментаторов акции, художник Марина Перчихина[16], соотносит её с архаичными ритуалами, призванными обеспечить плодородие земли, которые, в свою очередь, понимаются как составная часть идеологии тоталитарной системы. Политолог Илья Прокудин[17] отметил пародийность акции, издевательски высмеивающей курируемый президентом национальный проект по повышению рождаемости. Хотя художественное исполнение перформанса, по мнению большинства критиков, не полностью удалось, а уровень радикальности, провокативности и «переизбыточности»[16] оказался недостаточно высоким[18], размещённый Алексеем Плуцером-Сарно репортаж об акции в интернете вызвал острую общественную реакцию, которая была сконцентрирована на вопросе «порнографичности». Ряд общественно-политических деятелей и средств массовой информации обвинили участников перформанса в пропаганде порнографии, хулиганстве и надругательстве над нормами морали. В результате предметом культурологического анализа в большей степени стала реакция на акцию «Ебись за наследника Медвежонка!», чем её собственно художественное осмысление.
Позднее участник акции Алексей Плуцер-Сарно, державший главный транспарант «Ебись за наследника Медвежонка!» был объявлен «главным порнографом России»[15] и против него Народный собор и Генпрокуратура инициировали возбуждение уголовного дело по ст. 242 УК РФ. Ему вменяется в вину распространение порнографии.
Впоследствии один из участников акции, Алексей Зуб, публично покаялся «в содеянном».
Акция «Унижение мента в его доме» — захват отделения милиции в посёлке Болшево
6 мая 2008 года была проведена акция «Унижение мента в его доме» (УМВЕД)[19]. Зайдя внутрь отделения, арт-группа повесила на тюремной решётке портрет вновь избранного Дмитрия Медведева и выстроилась перед ним в акробатическую фигуру «пирамиду». Также в отделении были повешены плакаты: «Убей иммигранта» и «Оставь надежду, всяк сюда входящий / Не стоит, под невинного косить / Здесь не помогут всхлипы, взор молящий / Здесь и немые, будут говорить!!!» [20]
Акция «Мент в поповской рясе»
3 июля 2008 года в 00:30 Олег Воротников в рясе православного священника, под которой была надета форма сотрудника МВД, в сопровождении остальных членов группы «Война», осуществлявших видео- и фотодокументирование, а также различные функции по прикрытию, пошёл в магазин «Седьмой континент» по адресу ул. Неверовского, 15, где демонстративно загрузил пять полных пакетов продуктов и не оплатив, пронес их прямо через кассы.[21][22].
Акция «Памяти декабристов (ПэДэ)» — подарок мэру Лужкову на День города
7 сентября 2008 в день города арт-группа провела акцию «Памяти декабристов», подарив Юрию Лужкову пять «повешенных» людей (троих гастарбайтеров и двоих гомосексуалов) в отделе электроосветительных приборов магазина «Ашан» возле ТЦ «Мега Белая дача» [23][24][25].
Акция «Штурм Белого Дома»
В ночь с 6 на 7 ноября в ознаменование годовщины Великой Октябрьской революции штурмовая бригада арт-группы «Война» в составе 15 человек взяла штурмом территорию Белого дома, после чего нарисовала на его фасаде лазером череп с костями высотой в 12 этажей (около 40 метров). После завершения операции бригада перелезла через решетку с противоположной стороны Белого дома. Группа в полном составе скрылась в неизвестном направлении. Отправившиеся в погоню за арт-группой «Война» сотрудники ФСО не смогли задержать хулиганов
Акция «Запрещение Клубов (ЗеКа)» — заварка ресторана «Опричник»
Вход в ресторан «Опричник» был заварен металлическими листами в ночь с 28 на 29 декабря 2008 года. Рабочее название акции — «Безопасность граждан: Благотворительное укрепление дверей элитного клуба „Опричник“»[27].
«Х*й в очко!» — концерт в здании Таганского суда
29 мая 2009 года «Война» устроила акцию на заседании по делу Ерофеева и Самодурова в Таганском суде. В зал суда незаметно были пронесены гитары, барабан, два портативных гитарных усилителя. Во время судебного заседания, музыканты расчехлили инструменты и исполнили двухминутную песню «Все менты ублюдки, помните об этом». В ходе акции никто задержан не был[28].
Акция «Леня Ебнутый — наш президент»
22 мая 2010 г. на Кремлёвской набережной у поворота на Боровицкую площадь, рядом с Большим Каменным мостом, член арт-группы «Война» Леонид Николаев (по прозвищу Лёня Ёбнутый) с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину ФСО со спецсигналом и пробежался по её крыше, а потом убежал от выскочившего из автомобиля водителя. Видео произошедшего вскоре попало в интернет.[26] Активисты «Общества синих ведёрок» заявили о своей непричастности к этой акции[29].
Несколькими днями ранее тот же Лёня уже прогуливался с синим ведром на голове по полосе встречного движения центральных московских улиц[30].
Утром 28 мая он был схвачен неизвестными у своего дома и увезен в неизвестном направлениии. Позднее Николаеву удалось сообщить, что его привезли в ОВД «Китай-город». Он обвиняется по административной статье, ему грозит 15 суток ареста.[31]. В тот же день Николаев был отпущен из милиции до нового разбирательства.[32]
Известный правозащитник Лев Пономарёв так оценил акцию Николаева и действия государства:
Он выразил настроение сотен тысяч людей, возможно, даже миллионов, которые возмущены безнаказанным поведением людей с мигалками на машинах на улицах Москвы и неадекватным поведением власти в ответ на это.
И Леня в ответ совершил, на мой взгляд, не совсем адекватный поступок. Должен сказать, что это вообще административное правонарушение, и если оно и должно иметь последствия, то исключительно в рамках закона.
Как ведет себя государство? Леня был похищен неизвестными людьми рано утром и увезен в неизвестном направлении на глазах у родственников — они видели это в окно. Бесспорно, государство ведет себя как террорист. Похищение человека — это уже не административное правонарушение, это уголовное преступление.[33]
31 мая Леонид Николаев отказался явиться в суд по делу об административном правонарушении. Он заявил, что таким образом начинает кампанию протеста против коррупции в судебной системе.[34]
Акция «Х*й в плену у ФСБ!»
Акция «Х*й в плену у ФСБ!» прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары[35][36][37]. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. При разведении мостов рисунок был поднят напротив здания ФСБ.
Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды[35]. Краску выливали на проезжую часть из канистр. По данным комитета по благоустройству и дорожному хозяйству петербургской мэрии, мост разрисовывало около 40 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.
Один из участников акции, Леонид Николаев, был задержан. Он провел в милиции двое суток, его будут судить за мелкое хулиганство. Изначально ему хотели предъявить обвинение по статье Уголовного кодекса «вандализм»[38].
Тараканий суд
12 июля 2010 года во время оглашения приговора по делу организаторов выставки «Запретное искусство — 2006» в Таганском суде г. Москвы арт-группа «Война» пыталась устроить «тараканью провокацию» в здании суда, разбросав в коридоре около 3 00 мадагаскарских тараканов[39][40]. В разбрасывании тараканов принимали участие Артём Лоскутов и активистка движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко. Один из активистов был задержан и доставлен в ОВД, где был составлен протокол об административном правонарушении[41]. Документы были переданы в суд, однако их вернули милиции, так как суд счел, что протоколы были составлены с нарушениями[42]. Юрий Самодуров оценил эту акцию критически, считая, «…что так нельзя делать. Ведь в суд пришли не только люди, которых интересовал наш процесс, но и те, у кого были собственные дела в суде, зачем им вот эти тараканы»[42].
Некоторые члены группы оспаривали принадлежность этой акции группе[43]. 14 июля 2010 года в ЖЖ было опубликовано другое заявление, настаивающее на принадлежности группе Война этой акции.
Дворцовый переворот
Участие в политических провокациях
Во время Марша несогласных, проходившего 14 апреля 2007 год и провокатор Пётр Верзилов начал прыгать на крыше автомобиля, ломая его и провоцируя нападение ОМОНа на участников марша, в результате чего участники марша были вынуждены сдать его в милицию.[44][45].
23 февраля 2008 группа «Война» выступили на митинге объединения «Молодая гвардия Единой России», развернув транспарант «Я ебу Медвежонка!»[46].
Погром инсталляции группы на выставке «Русский леттризм» в ЦДХ 11 июля 2009 года московской милицией и охраной Дома художника частью арт-сообщества был воспринят как осознанная провокация группы, направленная на подрыв общественной кампании против сноса ЦДХ[47].
О группе «Война»
Положительные оценки
«Желаю группе „Война“ ещё таких же чистых событийных вещей как ваши работы 2008 года. Или только событийно-текстовых вещей. Скорее в литературно-бредовом ключе, как у вас в ЖЖ. Больше всего неожиданных и событийных вещей. ...Именно только на группе «Война» держится вообще московская ситуация современного искусства. Если бы не группа «Война», это была бы ужасно провинциальная, жалкая такая, как бы коммерческая, э-э, как бы еботня. И больше ничего, понимаете? Раньше, в 1990-е годах такую функцию выполнял Саша Бренер. Сегодня же группа «Война» – это та основа, на которой все держится. Так что с этим могу вас только поздравить!»[48] — Андрей Монастырский, 2009.
«Я обычно защищаю группу „Война“ от художников или активистов, ругающих её. „Война“ возникла на фоне скучных акций непарламентской оппозиции и на фоне келейного галеризма современных художников. „Войне“ хочется, чтоб было весело — для художника это вообще главное и самое нормальное желание: чтоб было радикально весело. И „Война“ показывает пример, как можно неплохо веселиться, используя при этом политическую, порнографическую и какую угодно фактуру. Как активистов их воспринимать невозможно, для меня это такие эстеты, делающие очень страстное и одновременно крайне дисциплинированное искусство. Это завораживает. Я вообще считаю, что искусство имеет право быть красивым и завораживающим, мистифицирующим и в этом смысле реакционным. Прогрессивным же должен быть политический анализ, позиция и действие» [49] — Кирилл Медведев, 2009.
«Группа „Война“ кажется мне здоровой реакцией на существующую ситуацию в искусстве, российском и московском, ситуацию, когда художники плотно засели в галереях, когда им непременно требуются деньги на проект, требуются профессиональные рабочие и смотрительницы, — словом, требуется система, которая признавала бы за ними привилегию производителей эстетического продукта. <…> Гораздо веселее жить в искусстве, чем продуцировать его»[7] — Кирилл Медведев, 2009.
«Мне нравится то, что делает группа „Война“. Да, я согласен, что они разрушают художественный контекст, но как-то надо этот контекст отодрать от гламура. Без разрушений не получается. Мне кажется, „раны“ нанесенные „Войной“ — не смертельные. Быстро заживут» [50] — Марат Гельман, 2009.
«Совершенно очевидно, что эта акция <Акция «Х*й в плену у ФСБ!»> войдет в историю современного российского искусства. Стрит-арт и граффити — занятия для художников небезопасные не только в нашем мире, но и в самых прогрессивных странах, так что вся работа сделана вполне в рамках жанра. При этом явление сортирного языческого фаллоса в барочно-театральном окружении Санкт-Петербурга — необыкновенно, как-то по-лихачевски смешно»[51] — Юрий Аввакумов, 2010.
«Значение группы «Война» два года назад еще не было понятно, многие воспринимали их как случайных хулиганов. А сейчас ясно всем, что это большое явление в современном искусстве»[52] — Дмитрий Волчек, 2010.
Критические оценки
«…эти ребята забывают, что они участвуют в коллективной выставке; кроме себя, они никого вокруг не видят. И вот тут их эгоизм выходит за пределы коммунальности. Факт отвратительный! У этих людей нет даже понимания того, что у выставки есть некое общее метавысказывание. Они занимаются только пиар-обслуживанием собственной деятельности. Речь не о противостоянии власти и группы „Война“, как они пытаются представить. Речь о неуважительном поведении по отношению к другим участникам выставки, организаторам, институции, которая дала пространство. Должна быть этика — ребятам этот код неизвестен.» (Николай Олейников, художник, участник выставки)[7]
«Акцию благовидно прикрыли лозунгами в защиту животных. Только вот эта позиция „зверушку жалко“ уж очень лицемерна. В мае 2007-го эти же „зоозащитники“ в рамках своей очередной акции швырялись… живыми кошками в сотрудников одного фастфуда. А полгода назад та же группа устроила в метро поминки по художнику Пригову — накрыли в вагоне стол, крепко выпили, вкусно закусили, сфотографировали, оставили после себя объедки и смотались. И никакие они не непризнанные гении. Неудачники-позеры, устраивающие акции по принципу „пришли-нагадили-ушли“. Ради пиара готовы хоть станцевать на могиле, хоть публично снять трусы. И плевать им, что после их акций страдают безвинные люди — сотрудники подземки, музейные смотрительницы. От акций этих городских сумасшедших дурно пахнет» [53] — Комсомольская правда, 2008.
«Когда я начинал в 18 лет, вокруг тоже… ну вы помните, был радикал Свинья — ел говно, пил мочу, специально разрушал себя, бухал из идеологических соображений и сгубил себя водкой — но неважно, все время был эпатаж. Я ушел в армию, прихожу — перестройка, опять повылезали, стали эпатировать. Вторая редакция, „Чемпионы мира“ и т. д. В 89-м появились провинциалы типа Авдея, и тоже — ну ща москвичам покажем. Уезжаю заграницу, приезжаю в середине 90-х — Осмоловский-Бренер-Кулик. Теперь группа „Война“. Все делают примерно одно и то же. Я понимаю, что существуют законы природы, но это же не цветение вишни весной, мне скучно это наблюдать»[54] — Константин Звездочётов, 2009.
Акции
Творческий метод группы — демонстративный эпатаж и провокационные акции[7].
Акции группы включают в себя: провокации[7], нарушение общепринятых норм морали в общественных местах, публичное хулиганство, нецензурная брань[8]; порча имущества (заваривание дверей)[9].
Ранние акции
Впервые группа громко заявила о себе в 2007 году, совершив первомайский перформанс под названием «Мордовский час» в ресторане «Макдоналдс» в Москве, когда участники акции подарили работницам ресторана быстрого питания летающих котов[10].
Известность также получили такие акции группы, как поминки по Дмитрию Александровичу Пригову «ПИР»[11] в ночь на 25 августа в салоне вагона московского метро и «План Путина» в Центральном доме художника 28 ноября 2007 года (акция известна также под названием «Путькин план»[12]). 10 февраля 2008 в Киеве после разгона городской администрацией выставки, на которой демонстрировался "ПИР", акция были воспроизведена в большем масштабе, сразу на трёх ветках метро[13].
Акция в Биологическом музее
Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику.
Основная статья: Групповой секс в Биологическом музее им. К. А. Тимирязева
Наибольший общественный резонанс получила акция «Ебись за наследника Медвежонка!», представлявшая собой групповую оргию в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева. Акция состоялась в канун выборов президента Российской федерации 2008 года, в которых основным кандидатом являлся Дмитрий Медведев. По словам организаторов акции, она «была приурочена к предстоящим президентским выборам. Массовая ебля в публичном пространстве — напутствие молодому руководителю, посильная художественная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы»[14]. В акции участвовали пять совокупляющихся пар, в том числе лидер группы Олег Воротников с женой. Плакат с лозунгом держали Алексей Плуцер-Сарно и Алексей Зуб, студент философcкого факультета МГУ.
Действо было заявлено филологом А. Плуцером-Сарно как «портрет предвыборной России — все друг друга е..т, а Медвежонок взирает на это с отвращением».[15]
Один из комментаторов акции, художник Марина Перчихина[16], соотносит её с архаичными ритуалами, призванными обеспечить плодородие земли, которые, в свою очередь, понимаются как составная часть идеологии тоталитарной системы. Политолог Илья Прокудин[17] отметил пародийность акции, издевательски высмеивающей курируемый президентом национальный проект по повышению рождаемости. Хотя художественное исполнение перформанса, по мнению большинства критиков, не полностью удалось, а уровень радикальности, провокативности и «переизбыточности»[16] оказался недостаточно высоким[18], размещённый Алексеем Плуцером-Сарно репортаж об акции в интернете вызвал острую общественную реакцию, которая была сконцентрирована на вопросе «порнографичности». Ряд общественно-политических деятелей и средств массовой информации обвинили участников перформанса в пропаганде порнографии, хулиганстве и надругательстве над нормами морали. В результате предметом культурологического анализа в большей степени стала реакция на акцию «Ебись за наследника Медвежонка!», чем её собственно художественное осмысление.
Позднее участник акции Алексей Плуцер-Сарно, державший главный транспарант «Ебись за наследника Медвежонка!» был объявлен «главным порнографом России»[15] и против него Народный собор и Генпрокуратура инициировали возбуждение уголовного дело по ст. 242 УК РФ. Ему вменяется в вину распространение порнографии.
Впоследствии один из участников акции, Алексей Зуб, публично покаялся «в содеянном».
Акция «Унижение мента в его доме» — захват отделения милиции в посёлке Болшево
6 мая 2008 года была проведена акция «Унижение мента в его доме» (УМВЕД)[19]. Зайдя внутрь отделения, арт-группа повесила на тюремной решётке портрет вновь избранного Дмитрия Медведева и выстроилась перед ним в акробатическую фигуру «пирамиду». Также в отделении были повешены плакаты: «Убей иммигранта» и «Оставь надежду, всяк сюда входящий / Не стоит, под невинного косить / Здесь не помогут всхлипы, взор молящий / Здесь и немые, будут говорить!!!» [20]
Акция «Мент в поповской рясе»
3 июля 2008 года в 00:30 Олег Воротников в рясе православного священника, под которой была надета форма сотрудника МВД, в сопровождении остальных членов группы «Война», осуществлявших видео- и фотодокументирование, а также различные функции по прикрытию, пошёл в магазин «Седьмой континент» по адресу ул. Неверовского, 15, где демонстративно загрузил пять полных пакетов продуктов и не оплатив, пронес их прямо через кассы.[21][22].
Акция «Памяти декабристов (ПэДэ)» — подарок мэру Лужкову на День города
7 сентября 2008 в день города арт-группа провела акцию «Памяти декабристов», подарив Юрию Лужкову пять «повешенных» людей (троих гастарбайтеров и двоих гомосексуалов) в отделе электроосветительных приборов магазина «Ашан» возле ТЦ «Мега Белая дача» [23][24][25].
Акция «Штурм Белого Дома»
В ночь с 6 на 7 ноября в ознаменование годовщины Великой Октябрьской революции штурмовая бригада арт-группы «Война» в составе 15 человек взяла штурмом территорию Белого дома, после чего нарисовала на его фасаде лазером череп с костями высотой в 12 этажей (около 40 метров). После завершения операции бригада перелезла через решетку с противоположной стороны Белого дома. Группа в полном составе скрылась в неизвестном направлении. Отправившиеся в погоню за арт-группой «Война» сотрудники ФСО не смогли задержать хулиганов
Акция «Запрещение Клубов (ЗеКа)» — заварка ресторана «Опричник»
Вход в ресторан «Опричник» был заварен металлическими листами в ночь с 28 на 29 декабря 2008 года. Рабочее название акции — «Безопасность граждан: Благотворительное укрепление дверей элитного клуба „Опричник“»[27].
«Х*й в очко!» — концерт в здании Таганского суда
29 мая 2009 года «Война» устроила акцию на заседании по делу Ерофеева и Самодурова в Таганском суде. В зал суда незаметно были пронесены гитары, барабан, два портативных гитарных усилителя. Во время судебного заседания, музыканты расчехлили инструменты и исполнили двухминутную песню «Все менты ублюдки, помните об этом». В ходе акции никто задержан не был[28].
Акция «Леня Ебнутый — наш президент»
22 мая 2010 г. на Кремлёвской набережной у поворота на Боровицкую площадь, рядом с Большим Каменным мостом, член арт-группы «Война» Леонид Николаев (по прозвищу Лёня Ёбнутый) с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину ФСО со спецсигналом и пробежался по её крыше, а потом убежал от выскочившего из автомобиля водителя. Видео произошедшего вскоре попало в интернет.[26] Активисты «Общества синих ведёрок» заявили о своей непричастности к этой акции[29].
Несколькими днями ранее тот же Лёня уже прогуливался с синим ведром на голове по полосе встречного движения центральных московских улиц[30].
Утром 28 мая он был схвачен неизвестными у своего дома и увезен в неизвестном направлениии. Позднее Николаеву удалось сообщить, что его привезли в ОВД «Китай-город». Он обвиняется по административной статье, ему грозит 15 суток ареста.[31]. В тот же день Николаев был отпущен из милиции до нового разбирательства.[32]
Известный правозащитник Лев Пономарёв так оценил акцию Николаева и действия государства:
Он выразил настроение сотен тысяч людей, возможно, даже миллионов, которые возмущены безнаказанным поведением людей с мигалками на машинах на улицах Москвы и неадекватным поведением власти в ответ на это.
И Леня в ответ совершил, на мой взгляд, не совсем адекватный поступок. Должен сказать, что это вообще административное правонарушение, и если оно и должно иметь последствия, то исключительно в рамках закона.
Как ведет себя государство? Леня был похищен неизвестными людьми рано утром и увезен в неизвестном направлении на глазах у родственников — они видели это в окно. Бесспорно, государство ведет себя как террорист. Похищение человека — это уже не административное правонарушение, это уголовное преступление.[33]
31 мая Леонид Николаев отказался явиться в суд по делу об административном правонарушении. Он заявил, что таким образом начинает кампанию протеста против коррупции в судебной системе.[34]
Акция «Х*й в плену у ФСБ!»
Акция «Х*й в плену у ФСБ!» прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары[35][36][37]. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. При разведении мостов рисунок был поднят напротив здания ФСБ.
Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды[35]. Краску выливали на проезжую часть из канистр. По данным комитета по благоустройству и дорожному хозяйству петербургской мэрии, мост разрисовывало около 40 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.
Один из участников акции, Леонид Николаев, был задержан. Он провел в милиции двое суток, его будут судить за мелкое хулиганство. Изначально ему хотели предъявить обвинение по статье Уголовного кодекса «вандализм»[38].
Тараканий суд
12 июля 2010 года во время оглашения приговора по делу организаторов выставки «Запретное искусство — 2006» в Таганском суде г. Москвы арт-группа «Война» пыталась устроить «тараканью провокацию» в здании суда, разбросав в коридоре около 3 00 мадагаскарских тараканов[39][40]. В разбрасывании тараканов принимали участие Артём Лоскутов и активистка движения «Солидарность» Анастасия Рыбаченко. Один из активистов был задержан и доставлен в ОВД, где был составлен протокол об административном правонарушении[41]. Документы были переданы в суд, однако их вернули милиции, так как суд счел, что протоколы были составлены с нарушениями[42]. Юрий Самодуров оценил эту акцию критически, считая, «…что так нельзя делать. Ведь в суд пришли не только люди, которых интересовал наш процесс, но и те, у кого были собственные дела в суде, зачем им вот эти тараканы»[42].
Некоторые члены группы оспаривали принадлежность этой акции группе[43]. 14 июля 2010 года в ЖЖ было опубликовано другое заявление, настаивающее на принадлежности группе Война этой акции.
Дворцовый переворот
Участие в политических провокациях
Во время Марша несогласных, проходившего 14 апреля 2007 год и провокатор Пётр Верзилов начал прыгать на крыше автомобиля, ломая его и провоцируя нападение ОМОНа на участников марша, в результате чего участники марша были вынуждены сдать его в милицию.[44][45].
23 февраля 2008 группа «Война» выступили на митинге объединения «Молодая гвардия Единой России», развернув транспарант «Я ебу Медвежонка!»[46].
Погром инсталляции группы на выставке «Русский леттризм» в ЦДХ 11 июля 2009 года московской милицией и охраной Дома художника частью арт-сообщества был воспринят как осознанная провокация группы, направленная на подрыв общественной кампании против сноса ЦДХ[47].
О группе «Война»
Положительные оценки
«Желаю группе „Война“ ещё таких же чистых событийных вещей как ваши работы 2008 года. Или только событийно-текстовых вещей. Скорее в литературно-бредовом ключе, как у вас в ЖЖ. Больше всего неожиданных и событийных вещей. ...Именно только на группе «Война» держится вообще московская ситуация современного искусства. Если бы не группа «Война», это была бы ужасно провинциальная, жалкая такая, как бы коммерческая, э-э, как бы еботня. И больше ничего, понимаете? Раньше, в 1990-е годах такую функцию выполнял Саша Бренер. Сегодня же группа «Война» – это та основа, на которой все держится. Так что с этим могу вас только поздравить!»[48] — Андрей Монастырский, 2009.
«Я обычно защищаю группу „Война“ от художников или активистов, ругающих её. „Война“ возникла на фоне скучных акций непарламентской оппозиции и на фоне келейного галеризма современных художников. „Войне“ хочется, чтоб было весело — для художника это вообще главное и самое нормальное желание: чтоб было радикально весело. И „Война“ показывает пример, как можно неплохо веселиться, используя при этом политическую, порнографическую и какую угодно фактуру. Как активистов их воспринимать невозможно, для меня это такие эстеты, делающие очень страстное и одновременно крайне дисциплинированное искусство. Это завораживает. Я вообще считаю, что искусство имеет право быть красивым и завораживающим, мистифицирующим и в этом смысле реакционным. Прогрессивным же должен быть политический анализ, позиция и действие» [49] — Кирилл Медведев, 2009.
«Группа „Война“ кажется мне здоровой реакцией на существующую ситуацию в искусстве, российском и московском, ситуацию, когда художники плотно засели в галереях, когда им непременно требуются деньги на проект, требуются профессиональные рабочие и смотрительницы, — словом, требуется система, которая признавала бы за ними привилегию производителей эстетического продукта. <…> Гораздо веселее жить в искусстве, чем продуцировать его»[7] — Кирилл Медведев, 2009.
«Мне нравится то, что делает группа „Война“. Да, я согласен, что они разрушают художественный контекст, но как-то надо этот контекст отодрать от гламура. Без разрушений не получается. Мне кажется, „раны“ нанесенные „Войной“ — не смертельные. Быстро заживут» [50] — Марат Гельман, 2009.
«Совершенно очевидно, что эта акция <Акция «Х*й в плену у ФСБ!»> войдет в историю современного российского искусства. Стрит-арт и граффити — занятия для художников небезопасные не только в нашем мире, но и в самых прогрессивных странах, так что вся работа сделана вполне в рамках жанра. При этом явление сортирного языческого фаллоса в барочно-театральном окружении Санкт-Петербурга — необыкновенно, как-то по-лихачевски смешно»[51] — Юрий Аввакумов, 2010.
«Значение группы «Война» два года назад еще не было понятно, многие воспринимали их как случайных хулиганов. А сейчас ясно всем, что это большое явление в современном искусстве»[52] — Дмитрий Волчек, 2010.
Критические оценки
«…эти ребята забывают, что они участвуют в коллективной выставке; кроме себя, они никого вокруг не видят. И вот тут их эгоизм выходит за пределы коммунальности. Факт отвратительный! У этих людей нет даже понимания того, что у выставки есть некое общее метавысказывание. Они занимаются только пиар-обслуживанием собственной деятельности. Речь не о противостоянии власти и группы „Война“, как они пытаются представить. Речь о неуважительном поведении по отношению к другим участникам выставки, организаторам, институции, которая дала пространство. Должна быть этика — ребятам этот код неизвестен.» (Николай Олейников, художник, участник выставки)[7]
«Акцию благовидно прикрыли лозунгами в защиту животных. Только вот эта позиция „зверушку жалко“ уж очень лицемерна. В мае 2007-го эти же „зоозащитники“ в рамках своей очередной акции швырялись… живыми кошками в сотрудников одного фастфуда. А полгода назад та же группа устроила в метро поминки по художнику Пригову — накрыли в вагоне стол, крепко выпили, вкусно закусили, сфотографировали, оставили после себя объедки и смотались. И никакие они не непризнанные гении. Неудачники-позеры, устраивающие акции по принципу „пришли-нагадили-ушли“. Ради пиара готовы хоть станцевать на могиле, хоть публично снять трусы. И плевать им, что после их акций страдают безвинные люди — сотрудники подземки, музейные смотрительницы. От акций этих городских сумасшедших дурно пахнет» [53] — Комсомольская правда, 2008.
«Когда я начинал в 18 лет, вокруг тоже… ну вы помните, был радикал Свинья — ел говно, пил мочу, специально разрушал себя, бухал из идеологических соображений и сгубил себя водкой — но неважно, все время был эпатаж. Я ушел в армию, прихожу — перестройка, опять повылезали, стали эпатировать. Вторая редакция, „Чемпионы мира“ и т. д. В 89-м появились провинциалы типа Авдея, и тоже — ну ща москвичам покажем. Уезжаю заграницу, приезжаю в середине 90-х — Осмоловский-Бренер-Кулик. Теперь группа „Война“. Все делают примерно одно и то же. Я понимаю, что существуют законы природы, но это же не цветение вишни весной, мне скучно это наблюдать»[54] — Константин Звездочётов, 2009.
из Вики