«Несмотря на все наши усилия оживить искусст*во, разве мы можем сравняться в живописи по красоте с Рафаэлем? по силе и смелости — с Микель Анжело? в науке и искусстве — с Леонардо да Винчи? в поэзии и красоте языка — с Данте? или в архитектуре — с творцами соборов в Лионе, Реймсе, Кельне, Пизе, Флоренции, которых “строителями”, по прекрасному выражению Виктора Гюго, “был caм народ”? И где же найти такие сокровища красоты, как во Флоренции и Венеции, как ратуши в Бремене и Праге, как башни Нюрнберга и Пизы и т. д. до бесконечности? Все эти памятники искусства — творения того периода вольных городов». (
Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: «Правда», 1990. С. 420)
[SIZE="1"]Собор в Реймсе, 1211-1330 гг.[/SIZE]
[SIZE="1"]Париж начала 21го столетия.[/SIZE]
[SIZE="1"]Севильский кафедральный собор, построен в 1401-1519 гг.[/SIZE]
[SIZE="1"]Современная Севилья[/SIZE]
Все-таки как-то не чувствуется душевности, истинной красоты в современной городской архитектуре. Капитализм не способствует развитию искусства - он его попросту убивает, убивает само понятие красоты, вводя культ стекла и бетона, когда строят на века, а стоит годы, в то время как раньше строили для себя, а стоят строения столетиями.
Конечно, средневековое городское зодчество было не идеальным, и вообще тот мир был далек от совершенства, но наш, современный мир начала 21-го столетия от совершенства кажется стал еще дальше. Чем более развивается цивилизация по пути индустриально-урбанистического прогресса, тем менее человеческой, менее жизнеспособной становится.
«Если бы после средневековых городов не осталось никаких письменных памятников, по которым можно было бы судить о блеске их жизни, если бы после них остались одни только памятники их архитектурного искусства, которые мы находим рассеянными по всей Европе, от Шотландии до италии и от Героны в Испании до Бреславля на славянской территории, то и тогда мы могли бы сказать, что эпоха независимых городов была временем величайшего рассвета человеческого ума в течение всей христианской эры, вплоть до восемнадцатого века. Глядя, например, на средневековую картину, изображающую Нюрнберг, с его десятками башен и высоких колоколен, носящих на себе, каждая из них, печать свободного творческого искусства, мы едва можем себе представить, чтобы за триста лет до этого, Нюрнберг был только кучею жалких хижин. И наше удивление растёт, по мере того, как мы вглядываемся в детали архитектуры и украшений каждой из бесчисленных церквей, колоколен, городских ворот и ратушей, рассеянных по всей Европе, доходя на Восток до Богемии и до мёртвых теперь городов Польской Галиции. Не только Италя, - эта мать искусства, - но вся Европа переполнена подобными памятниками. Чрезвычайно знаменателен, впрочем, уже тот факт, что из всех искусств архитектурам - искусство по преимуществу общественное, - достигла в эту эпоху наивысшего развития. И, действительно, такое развитие архитектуры было возможно только, как результат высокоразвитой общественности в тогдашней жизни». (
Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. С. 165)
Вобщем - тем более человек способен к творчеству, и тем его творчество монументальнее и прекрасней, чем он свободнее. и тем более свободен человек, чем свободнее общество, вне которого человек невозможен, будучи общественным созданием. Так что, чем более развито общественное самоуправление, чем больше уделяется в нем внимания человеческой личности, тем более полно могут развиться в человеке его творческие и иные способности.
Капитализм убивает искусство, не совместим с ним. Государство - душитель общественной свободы, паразит на теле общества.
Только там, где не будет ни капитализма, ни государства - в обществе равных личностей люди смогут максимально развить свой потенциал, смогут вновь стать Людьми, вырвавшимися из тисков суетливой обыденности, в условиях которой все мы постоянно спешим куда-то вечно опаздывая, будучи одинокими в толпе, общаясь с соседями по дому через Интернет и мобильные телефоны.
Капитализм - это смерть искусства и человека. Государства - это отстуствие свободы априори. Свобода - это торжество самореализации и визуально-тактильного общения человека с человеком в реальном мире плюс полная свобода доступа в любой уголок освоенного человечеством пространства.
http://sindicallisto.livejournal.com/207471.html