Григорий Петрович Максимов

Дубовик

14-12-2007 22:11:29

Григорий Петрович Максимов (1893 - 1950)


16 марта 2005г. исполняется 55 лет со дня смерти Григория Петровича Максимова. Анархиста, почти сорок лет из прожитых пятидесяти семи участвовавшего в революционном движении. Идеолога и лидера анархо-синдикалистов в России, а позже и в США. Человека, при жизни признанного классиком либертарной мысли всего международного анархического движения. Философа и политического борца, талантливого ученого и не менее талантливого организатора-практика.

Максимову не повезло с историками. В трудах советских "анарховедов" 1970-1980-х гг. его имя изредка встречается, но лишь в более чем общих перечнях анархистов (напр., С. Канев: "Активными деятелями анархо-синдикализма были Волин, Ярчук, Максимов, Сандомирский..."). Во время перестройки, когда на волне интереса к отечественной истории, прежде всего Октябрьской революции и двух десятилетий после нее, появлялись статьи и даже отдельные книги, посвященные Махно, Никифоровой, Боровому и другим лидерам анархизма, - Максимов так и остался не замеченным и не отмеченным историками (лишь А. Шубин, тогда еще и сам анархист, поместил пару публикаций в самиздатской "Общине" и проанализировал его взгляды 1920-х годов в статье-докладе на одной из научных конференций). Биография Максимова не была включена ни в биографический словарь "Политические деятели России. 1917" (1993), ни в более подробную энциклопедию "Политические партии России. Конец Х1Х - первая треть ХХ в." (1996).

Но место в первом ряду анархических лидеров - за ним бесспорно. Отсутствие сколько-нибудь подробной общедоступной информации о нем вынуждает нас в этом юбилейном материале сосредоточиться на ознакомлением читателя с жизнью и деятельностью Григория Максимова, - более детальный анализ его социально-политических взглядов станет темой последующих публикаций.

Григорий Петрович Максимов родился 10 ноября 1893 года в деревне Митушино Смоленской губернии, в крестьянской семье. Среди крестьян началась и его революционная деятельность - в 1912, когда российские анархисты возрождали свою работу после жесточайшего разгрома предыдущих лет реакции. Через три года Максимов уехал в Петербург, но с миром деревни порывать, очевидно, не хотел: учился на агронома (диплом получил уже после 1917). Свое крестьянское происхождение он подчеркивал и позже, взяв литературный псевдоним "Гр. Лапоть".

В Февральскую революцию Максимов вместе с другими петроградскими анархо-коммунистами участвовал в демонстрациях и в организации стачки на Выборгской стороне. Затем - в создании "Петроградской студенческой группы анархистов-синдикалистов" и группы "Голос Труда". Летом 1917, когда из США в Россию вернулись анархисты-эмигранты, возник Союз Анархо-Синдикалистской Пропаганды (САСП). Как представитель Союза Максимов участвовал в конференциях рабочих организаций, был избран в Центральный Совет фабрично-заводских комитетов Петрограда.

Статьи Максимова лета-осени 1917 г., публиковавшиеся в анархо-синдикалистской газете "Голос Труда", а также в контролировавшихся анархистами "Известиях петроградских почтовых и телеграфных служащих", выдвинули его в число ведущих идеологов анархо-синдикализма. Главное внимание Максимов уделял вопросам практической организации хозяйственной и социальной жизни на принципах самоуправления и безгосударственности, к вопросу же о власти, - основному вопросу всякой революции, по известному выражению Ленина, - относился с полнейшим равнодушием. Даже во время Октябрьского переворота и в первые месяцы после нее он считал, что анархисты не должны обращать большого внимания на политическую возню государственнических партий, их дело - организация пролетарских низов для захвата производства и подготовка к антигосударственной социальной революции, а с большевиками предлагал - как и большинство анархистов того времени - вместе бороться против контрреволюции, "пока они сами не станут новой реакционной силой", - читай: пока они не укрепят свой режим.

Уже через полгода оказалось, что продолжать дружбу с большевизмом и оставаться при этом последовательными анархистами - невозможно. В апреле 1918 отряды чекистов, полки латышских стрелков, формирующиеся части Красной армии обрушились на анархистов разных городов России и Украины. Клубы и типографии закрывались, газеты запрещались, активисты арестовывались. В Москве, куда к тому времени перебрался САСП, репрессиям подверглись более радикальные анархо-коммунисты; синдикалисты отделались лишь временным закрытием "Голоса Труда", - но меньшинство Союза взбунтовалось против сохранения блока с большевизмом. САСП раскололся, меньшинство организовалось в группу "Вольный Голос Труда" (несколько позже, летом 1918 г. она издавала одноименную газету).

Среди лидеров раскольников оказался и Максимов. Уже в конце апреля вместе с Ефимом Ярчук - одним из первых российских анархистов, входившим еще в легендарную Белостокскую группу 1903-1904 гг. - Максимов отправился в агитационную поездку по промышленным городам Центральной России, выступая на рабочих митингах и собраниях с критикой большевистской партии и правительства. С этого времени, с весны 1918 Максимов неизменно находится в оппозиции существующей "революционной" власти.

Осенью 1918 анархо-синдикалисты попытались объединиться во всероссийском масштабе, проведя две конференции. Был создан Временный Секретариат, в который вошел и Максимов, но завершить объединение помешали не только разногласия среди синдикалистов, но и чекистские преследования: так, выпуск "Вольного Голоса Труда" был запрещен уже после четвертого номера, а вторая из упомянутых конференций завершилась арестом всех делегатов, - хотя, как и другие арестованные, Максимов был вскоре освобожден. (Впереди его ждало еще пять арестов. Например, весной 1919 он был арестован в Харькове, за отказ - по идейным соображениям - от мобилизации в Красную армию. Тогда Максимову грозил расстрел как злостному уклонисту и дезертиру, и лишь решительный протест Всероссийского Союза рабочих-металлистов спас его).

Анархист-историк А. Горелик в своей книге "Анархисты в российской революции" (1922) называет Максимова в числе "советских анархистов", выступавших с позиций защиты "революционного советского государства" (и тем самым, строго говоря, поставивших себя вне анархизма, отрицающего всякое государство) и за тесное сотрудничество с РКП(б). Видимо, для Горелика, всю гражданскую войну бывшего активным участником бескомпромиссной КАУ "Набат", все анархисты России, кроме террористов Ковалевича, Соболева и их товарищей, представлялись чересчур мирными, а потому склонными к компромиссу с Советами. Но по отношению к Максимову (и многим другим) это неверно. Дело даже не в том, что "стремление к компромиссам" плохо сочетается с постоянными арестами (шесть арестов за четыре года жизни в Советской России - это даже чаще, чем ежегодно!): Максимов после выхода весной 1918 г. из САСП постоянно подчеркивал свою оппозицию большевизму. Так, на Всероссийском съезде профсоюзов рабочих пищевой промышленности (март 1920), где он оказался во главе фракции анархо-синдикалистов, Максимов выступил оппонентом большевикам по всем основным вопросам, представив - вместе с другими делегатами-анархистами - доклады и проекты резолюций "Текущий момент", "Орг. вопрос", "Наши задачи в организации производства", "Тарифный вопрос", "Охрана труда", - а программный доклад "Задачи производственных союзов", как видно уже из названия, далеко выходил за рамки "цеховых" интересов пищевиков, дав, по сути, развернутый и конкретный план вывода страны из экономического и социального тупика. На этом же съезде, как выяснилось позже, Максимов выступил с еще одной, на этот раз тайной инициативой, приняв участие в создании оппозиционной большевикам и их власти "Федерации рабочих-пищевиков", - нелегального боевого профсоюза, участие в котором принимали анархисты, максималисты и левые с.-ры.

Впрочем, подпольная борьба анархистов и других социалистов против большевистской власти до сих пор остается малоизвестной; об участии Максимова в этой борьбе также нельзя пока сказать почти ничего определенного. В легальном же движении он продолжал оставаться одной из влиятельнейших фигур анархо-синдикализма: выступал с лекциями, сотрудничал в разных изданиях (возобновленный - на один лишь номер - "Голос Труда", "Московский Набат"). Эта работа продолжалась весь период 1918-1921 гг., прерываясь лишь арестами. И все яснее становилась со временем Максимову и другим думающим анархистам необходимость создания своей организации, необходимость единства действия и единства программы, отсутствие чего катастрофически сказывалось на влиянии идей безвластия и самоорганизации в революции.

Осенью 1920 г. Максимов, Ярчук и Маркус, ранее (в 1918) входившие в синдикалистский Секретариат, объявили о создании Временного Исполнительного Бюро новой организации - Российской Конфедерации Анархистов-Синдикалистов (РКАС). Бюро, назвав себя временным, обратилось к анархистам страны с призывом готовиться к съезду, где будет окончательно сформирована РКАС; до проведения съезда его участники начали подготовительную работу: разрабатывали программные документы будущей Конфедерации, устанавливали связи с провинцией, рассылали литературу. Уже упомянутый Горелик так рассказывал об основателях РКАС: "Идеологически "Бюро" характеризуется резкой позицией против коммунистической власти, но, вместе с тем, сильным уклоном в сторону политической государственной организации "признание "переходной стадии" и пр.)". Последнее обстоятельство, весьма важное для понимания дальнейшей эволюции взглядов Максимова, поставило РКАС несколько в стороне от основного потока анархического движения, которое к началу 1921 г. переживало несомненный подъем в России, - но не оно сыграло роковую роль в судьбе так и не успевшей окончательно сформироваться организации.

Учредительный съезд РКАС был назначен на апрель 1921 г. А в марте вспыхнуло Кронштадтское восстание, - и на анархические организации обрушился новый удар бесперебойно вращавшегося колеса "красного террора". В числе многих других московских анархистов было арестовано и Временное Бюро РКАС, в т.ч. Максимов.

Дубовик

14-12-2007 22:12:01

Аресты и тюрьмы вновь вызвали к жизни давно испытанное оружие русских революционеров - голодовки. Самая известная из них проходила в Таганской тюрьме в июле 1921 г., когда несколько десятков анархистов объявили голодовку, требуя своего освобождения. В этот раз власти пришлось уступить: о голодовке узнали делегаты международного конгресса профсоюзов, созванного большевиками в Москве. Объяснение, что в "красных тюрьмах сидят лишь бандиты и контрреволюционеры" не помогло, и ради сохранения революционного имиджа и влияния на европейское рабочее движение "смутьянов"-анархистов пришлось освободить. Потом, уже с января 1922 г. голодовки заключенных, конечно же, возобновились - вслед за новыми репрессиями, - но Максимову уже не пришлось в них участвовать: в числе десяти лидеров анархо-синдикалистов он был выслан из РСФСР 10 января 1922.

Оказавшись в эмиграции, в Берлине, Максимов немедленно включился в заграничное анархическое движение. Вместе с другими высланными он участвовал в работе "Заграничного Бюро РКАС", принятого в анархо-синдикалистский Интернационал в качестве русской секции (что, кстати, вызвало буквально бешенство советских официальных "профлидеров"). Участвовал в выпуске газет и журналов - берлинского "Рабочий Путь" (как член редакции) и американских "Голос Труженика" и "Волна" (как постоянный сотрудник). Входил в "Комитет защиты анархистов-синдикалистов при Международном Товариществе Рабочих" - организацию знаменитого "Черного Креста".

Не менее важной задачей, поставленной Максимовым перед собой, стало написание истории русской революции и участия анархистов в ней. Уже в 1922 вместе с Ярчуком, Волиным и другими он составляет коллективные работы "Гонения на анархизм в Советской России" и "Как и почему большевики изгнали анархистов из России". Примерно тогда же (год выхода неизвестен) вышла книга самого Максимова "Синдикалисты в русской революции". Если не считать агитпроповскую трескотню советских идеологов (Яковлев, Преображенский и проч.), то именно с этих книг, в работе над которыми Максимов принимал непосредственное участие, и началась историография анархического движения послеоктябрьского периода.

К началу 1925 г. Заграничное Бюро РКАС самораспустилось; "Рабочий Путь" закрылся еще годом раньше. Анархическая эмиграция в Европе группировалась вокруг иного центра, представленного тогда еще единой группой во главе с Аршиновым и Волиным (журналы "Анархический Вестник" и сменившее его "Дело Труда"). Но в том же году Максимов получил приглашение возглавить редакцию газеты "Голос Труженика" в Чикаго, куда он и переехал. Здесь, в Америке и прошли последующие 25 лет его жизни.

Первый номер "Голоса Труженика" под редакцией Максимова вышел в июле 1925 г. В ближайшие месяцы внутри организаций и групп российских анархистов, как оказавшихся в эмиграции, так и остававшихся в СССР, развернулась острейшая дискуссия по основным вопросам стратегии, тактики и организации движения. Поводом к ее началу послужила знаменитая "Платформа" группы "Дело Труда", руководимой Аршиновым и Махно. Основным оппонентом "Платформы" выступил давний товарищ Максимова по САСП, ведущий идеолог традиционного анархо-синдикализма Волин.

В идейных спорах 1920-х - начала 1930-х Максимов окончательно формулирует свою версию анархического мировоззрения, стержнем которого стала идея т.н. "переходного периода": исходя из невозможности мгновенного скачка к анархическому обществу, Максимов обосновывал неизбежность и необходимость исторически длительного периода "коммунально-синдикального строя", т.е. общества, складывающегося из федераций свободных поселений (общин) и предприятий, отношения между которыми будут основываться на принципах рынка, постепенно вытесняемых коммунистическими. При этом Максимов считал себя последовательным сторонником классического учения Бакунина и Кропоткина (которое он называл "конструктивный анархизм"), отстаивал классовый подход в социологии (одновременно подчеркивая, что все-таки "интересы человеческой личности - альфа и омега либертаризма", т.е. анархизма), и яростно критиковал попытки либерально-аморфной ревизии анархо-коммунистической теории, которые называл не иначе как "умственный дальтонизм". Забегая вперед, отметим, что именно взгляды Максимова на перспективы анархического строительства, к концу 1930-х - началу 1940-х гг. получили поддержку большинства российских анархо-эмигрантов.

В конце 1931 г. Максимов стал редактором "Дела Труда" (издание было перенесено в США в связи с распадом одноименной группы в Европе и полицейскими преследованиями ее участников). Журнал стал идейным и организационным центром "Федерации русских анархо-коммунистических групп США и Канады", одним из лидеров которой и являлся Максимов. Помимо редакторской работы он много выступал с лекциями, несколько раз объехав США, участвовал в конференциях Федерации. Считая неправильным для социалиста замыкаться исключительно в своем национальном движении, Максимов стремился также принимать самое активное участие и в собственно американском анархическом движении: он сотрудничал с анархо-синдикалистской организацией "Индустриальные Рабочие Мира" и с Анархо-Коммунистической Федерацией, регулярно писал статьи для журнала АКФ "Vanguard" ("Авангард"). Характерно, что, приехав в США, Максимов совершенно не знал английского языка, но упорно занимаясь его изучением, уже через год мог свободно выступать с лекциями перед американской публикой.

В эти же года он вел огромную работу по систематическому изложению философских и теоретических основ анархической теории, взяв за основу наследие любимого им Бакунина, к сожалению, так и не сумевшего последовательно изложить на бумаге свое учение. Эти работы Максимова оказались изданы при его жизни лишь отчасти ("Беседы с Бакуниным. 1934), две книги вышли уже после его смерти ("Конструктивный анархизм". 1952, "Политическая философия Бакунина". 1953), - а некоторые рукописи так и остались неопубликованными до сих пор.

В сфере интересов Максимова было не только участие в анархическом движении, вопросы философии и социологии. Одним из важнейших его трудов стала объемная (более 600 страниц!) книга "Гильотина за работой. Двадцать лет террора в России (Материалы и документы)", в которой он изложил историю большевистского террора начиная с Октябрьской революции. "Гильотина" вышла на английском языке в 1937 г., задолго до того, как А. Солженицын и Р. Конквест, считающиеся авторами первых значительных исследований по этой теме, вошли в мир истории. К величайшему сожалению, "Гильотина" остается абсолютно неизвестной современному читателю, поскольку так и не была переведена на русский язык.

Борьбу с ненавистным Максимову большевизмом и сталинским режимом он вел не только на страницах исторических работ. Во время гражданской войны 1930-х гг. в Испании Максимов обращался к анархистской НКТ-ФАИ, убеждая отказаться от союза с компартией, сыгравшего роковую роль в судьбе анархизма в России. Сложившийся в СССР строй он называл "комфашизмом", и считал главным врагом международного социалистического движения. Отчаяние от того, что лидеры испанских анархистов остались глухи к его призывом, заставило Максимова даже обвинить их в "добровольной сдаче своих завоеваний", в измене делу революции...

В 1939 г. два объединения русских анархистов в США слились в единую "Федерацию русских рабочих организаций в США и Канаде", печатным органом которой стал журнал "Дело Труда - Пробуждение", - последнее издание русских анархистов, выходившее еще в 1960 г. Максимов был избран главным редактором "Дело Труда - Пробуждение", что в очередной раз подтвердило его репутацию крупнейшего анархического идеолога.

К этому времени по понятным причинам прекратился выход эмигрантских газет и журналов в Европе и Латинской Америке, и идейная эволюция российского анархизма на заключительном его этапе оказалась связана только и исключительно с редактируемым Максимовым "Дело Труда - Пробуждение". Именно он писал почти все передовицы журнала, именно ему поручали составление проектов резолюций разных совещаний и конференций, - и ничего удивительного нет в том, что после 1946 г., когда умер В. Волин, Максимов оказался общепризнанным лидером сохранявшегося мира анархической эмиграции.

Никогда не отличаясь крепким здоровьем, проживая в бедности (работа обойщиком обеспечивала лишь минимальный уровень жизни), свои последние десять лет Максимов тяжело болел. Он все чаще оказывался вынужден прерывать лекционные туры по городам Америки, не смог принять участие в нескольких ежегодных форумах анархистов. Эмигранты как могли помогали ему, собирали деньги на лекарства. Лечение не помогло - 16 марта 1950 г. Григорий Петрович скончался, прожив неполные 57 лет.

После смерти остались личные архивы. Из публикации в "Дело Труда - Пробуждение" известно, что в них хранилось множество неопубликованных рукописей, в т.ч. такие интереснейшие (судя по названиям), как "Дневник, 1917-й год" (142 стр.), "Научный анархизм. Систематическое изложение учения М. А. Бакунина" (595 стр.), русский текст "Гильотины за работой" (353 стр.). Где они сейчас? Попадут ли к исследователям? Хотелось бы надеяться, что - да.

А.В.Дубовик. 2005.

ДВС

14-12-2007 23:27:56

Cудя по названию работ, Максимов глубоко вникал в экономическую составляющую анархического общества, а это очень важно, для меня по крайней мере. Да и не только для меня, думаю. Интересно было бы почитать.

Дубовик

15-12-2007 06:51:36

Тогда вот, держите список эмигрантских работ Максимова. Часть этих работ (большинство публикаций в ДТП) у меня есть. Несколько из них, но по специфическому вопросу отношения ко Второй мировой войне, опубликованы здесь: http://socialist.memo.ru/firstpub/y05/maksimov.htm

********************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статьи Г.П.Максимова, изданные в эмиграции (1922-1949).

Сокращения:
В - "Волна" (Нью-Йорк, 1920-1924),
ГТ - "Голос Труженика" (Чикаго, 1918-1927),
ДТ - "Дело Труда" (Берлин, Чикаго, 1925-1939),
ДТП - Дело Труда - Пробуждение" (Чикаго, 1940-1960),
РП - "Рабочий Путь" (Берлин, 1923).

1922 год.
К пролетариям всех стран. - ГТ. № 186.
Организация общества без диктатуры. - ГТ. № 189.
Революционное синдикалистское движение в России. - ГТ. № ...
Международное профессиональное движение и задачи анархо-синдикалистов и революционных синдикалистов. - ГТ. №№ 183, 190, 191.
Революция умерла - да здравствует революция. - В. № 28.
Большевизм, революционный синдикализм и анархизм. - В. №№ 32, 33, 34, 35.
Анархо-синдикализм и анархизм в России. - ГТ. № ...
Маленькое недоразумение. - Гильфруфе. № ...

1923 год.
Заграничное Бюро по созданию Российской Конфедерации Анархо-Синдикалистов. - ГТ. № ...
Месяц великих революционных бурь. - РП. № 1.
В годы войны. - Летопись революции.
Юлий Осипович Мартов. - РП. № 2/3.
Социализм, анархизм и русская революция. - В. №№ 40, 41, 49.
В защиту русского пролетариата. - РП. № 4.
Синдикализм. - РП. № 6.
Антимилитаризм в России. - В. № 46.
Резолюция по делу И. Гроссмана-Рощина и "Группы русских анархистов". - ГТ. № 209.
Постановление о роспуске Заграничного Бюро по созданию Российской Конфедерации Анархо-Синдикалистов. - ГТ. № 212.
Вехи. - ГТ. № 215.
Слинявший коммунизм. - ГТ. № 225.

1924 год.
Синдикализм. - ГТ. № 229.
Петр Алексеевич Кропоткин и синдикализм. - ГТ. № 232.
Двери захлопнулись - человека не стало. - ГТ. № 234.

1925 год.
Интриги г-на Утина. - ГТ. № 3.
Август Карлович Родэ-Червинский. - ГТ. № ...
Старые цепи милее свободы. - ГТ. №№ 9, 10.
Позиция анархистов в русской революции. - ГТ. №№ 9, 10, 11, 12, 13.
По газетам и журналам. - ГТ. № 10.
Классовая борьба и И.Р.М. - ГТ. № 11.
Форма и принципы организаций пролетариата. - ГТ. № 12.
Положение пролетариата в Советской России. - ГТ. № 13.
Скромный юбилей. - ГТ. № 13.
Траурный месяц. - ГТ. - № 13.
Восьмая годовщина октябрьской революции. - ГТ. № 13.
Ответ Якову Санжуру. - ГТ. № 13.
Ответ Е. Ярчуку. - ГТ. № 13.
Вопросы политической экономии. - ГТ. №№ 14, 18.
Историческая миссия рабочего класса. - ГТ. № 14.
Вопросы общественного строительства. - ГТ. № 14.

1926 год.
Цели рабочего объединения. - ГТ. № 15.
Прибавочная ценность. - ГТ. № 16.
Обзор книг Отверженного и Борового. - ГТ. № 16.
Достижения науки в 1925-м году. - ГТ. № 16.
Индустриальные союзы - ячейки нового общества. - ГТ. № 16.
Хроника международного рабочего движения. - ГТ. № 16.
Профессиональные союзы, партия и положение пролетариата. - ГТ. № 16.
Почему проиграна угольная забастовка. - ГТ. № 17.
Месяц великих революционных бурь. - ГТ. № 17.
Переходный период. - ГТ. № 18.
Две тактики. - ГТ. № 18.
Анархисты ли современные анархисты? - ГТ. № 18.
Гениальность Ленина. - ГТ. № 18.
Чему учит забастовка в Пассэйке. - ГТ. № 18.
О Вовах и Вовочках, которые приспособляются. - ГТ. № 18.
Пильсудчина. - ГТ. № 20.
На защиту Сакко и Ванцетти. - ГТ. № 20.
Анархическое движение в России до 1917-го года. - ГТ. № 20.
Текущий момент и задачи пролетариата. - ГТ. № 21.
"Голос Труженика" живет. - ГТ. № 21.

1927 год.
С новым годом! - ГТ. № 22.
Проблема насилия в революции. - ГТ. № 22.
Заметки. - ГТ. № 22.
Беседы с Бакуниным. - ГТ. №№ 23, 24, 25, 26.
Свободу пленникам лесных баронов. - ГТ. № 23.
Петр Алексеевич Кропоткин. - ГТ. № 23.
Новая волна террора. - ГТ. № 24.
Десять лет. - ГТ. № 24.
О ненависти к евреям. - ГТ. №№ 25, 26.
Первое Мая. - ГТ. №№ 25, 26.
Пробуждающаяся Азия. - ГТ. №№ 25, 26.

1930 год.
Василий Семенович Хомич. - ДТ. № 58, 59.
Яков Яковлевич Коган. - ДТ. № 60/61.

1931 год.
Кропоткин и Синдикализм. - Интернациональный сборник.
Предисловие. - Интернациональный сборник.
Примечания. - Интернациональный сборник.
Петр Кропоткин. ДТ. № 62/63.
Итоги 14 лет большевистского режима. - ДТ. № 66.
Максим Раевский. - ДТ. № 66.

1932 год.
Мировое страдание. - ДТ. № 67.
Новый Муни (Вильям Джонс). - ДТ. № 67.
Свободу Джонсу и Гангауэру. - ДТ. № 68/69.
Шанхаизация мира. - ДТ. № 68/69.
Первое мая. - ДТ. № 70/71.
Единый фронт против "Дела Труда". - ДТ. № 72.
Неотложная задача. - ДТ. № 72.
Мое социальное кредо. - ДТ. №№ 72, 73, 74.
Анархическая программа. - ДТ. № 73.

1933 год.
Мария Корн. - ДТ. № 74.
В союзе советских социалистических республик. - 20-я конвенция Индустриальных Рабочих Мира.
Александр Наумов. - ДТ. № 74.
Рудольф Рокер. - ДТ. № 75.
Успехи коллективизации. - ДТ. № 75.
Мария Исидоровна Гольдсмит-Корн. - ДТ. № 75.
Нью Дил или либеральный фашизм. - ДТ. № 76.
"Рассвет" - проводник русского фашизма. - ДТ. № 76.
Михалковский. - ДТ. № 76.
"Дело Труда" и "Пробуждение". - ДТ. № 76.
Отчет о моей лекционной поездке. - ДТ. № 76.
Что обещали и что дали. - ДТ. № 77.
Почему я за признание СССР. - ДТ. № 77.
"Пробуждение" и анархическое движение. - ДТ. № 77.

1934 год.
Пролетарии всех стран, перевооружайтесь! - ДТ. № 78.
Почему "Дело Труда" и "Пробуждение" не желают объединиться? - ДТ. № 78.
Беседы с Бакуниным. - ДТ. №№ 79, 80, 81, 82.
Первое Мая - день борьбы с реакцией. - ДТ. № 79.
Знаменательное явление. - ДТ. № 80.
Наглядные уроки всеобщей стачки. - ДТ. № 81.
Эрих Мюзам. - ДТ. № 81.
Отчет о лекционном туре. - ДТ. № 81.
Конференция Федерации. - ДТ. № 82.
О нашем отношении к войне. - ДТ. № 82.
Господин Сталин строит социализм. - ДТ. № 83.
Умер Николай Константинович Лебедев. - ДТ. № 83.
Мы и Россия. - ДТ. № 83.
21-я конвенция Индустриальных Рабочих Мира. - ДТ. № 83.

1935 год.
Нестор Махно и погромы. - ДТ. № 84.
С новым годом! - ДТ. № 84.
Причины убийства Кирова, его последствия, его значение. - ДТ. № 85.
Предварительный отчет о лекционном туре. - ДТ. № 85.
Страшные люди. - ДТ. № 86.
Резолюция, предложенная Г. Максимовым на диспуте в Чикаго. - ДТ. № 86.
Революция или контр-революция в России. - ДТ. № 87.
Десять лет. - ДТ. № 88.
Смысл Вашингтонского протеста. - ДТ. № 88.
За независимые санкции рабочего класса. - ДТ. № 89.
Декабрист Павел Иванович Пестель. - ДТ. № 89.

1936 год.
Умер Алексей Алексеевич Боровой. - ДТ. № 90.
Стахановщина. - ДТ. № 90.
Не забудем Чикагский мучеников. - ДТ. № 91.
То, что невероятно даже в Америке, вероятно в СССР. - ДТ. № 91.
Александр Беркман. - ДТ. № 92.
Испания, кровью омытая. - ДТ. № 93.
На помощь испанским борцам. (Листовка). - ДТ. № 93.
16. - ДТ. № ...
А фашисты все-таки будут разбиты. - ДТ. № 94.
Вещи без маски. - ДТ. №№ 94, 96, 97.

1937 год.
Сталинская конституция. - ДТ. № 95.
Социальные реформы Рузвельта. - ДТ. № 95.
Испанская революция и гражданская война. - ДТ №№ 95, 96.
17. - ДТ. № 96.
Русский Март. - ДТ. № 96.
Марксистский саботаж единства рабочего класса. - № 96.
Письмо конференции Федерации русских Анархо-Коммунистических групп США и Канады к Н.К.Т. Испании и Ф.А. Иберии. - ДТ. - № 96.
Сидячие забастовки. - ДТ. № 96.
Восстание против анархистов. - ДТ. № 97.
Отчет редакционной коллегии Конференции. - ДТ. № 97.
Русский Наполеон пришел. - ДТ. № 98.
50-я годовщина Чикагских анархистов. - ДТ. № 99.
Заявление Г. Максимова по поводу неэтического поступка газеты "Рассвет". - ДТ. № 99.

1938 год.
После большевизма, что? - ДТ. №№ 98, 99, 100, 101, 104, 105, 106.
Кусочки кровавой хроники. - ДТ. №№ 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105.
25 лет русского анархического движения в Северной Америке. - ДТП. № 100.
Страна государственного рабства. - № 100.
Материалы к изучению русского анархического движения в США и Канаде. - ДТ. № 100.
Будет война? - ДТ. № 101.
Внешнее поражение России. - ДТ. № 101.
Два года борьбы. - ДТ. № 102.
Семидесятилетие русской анархической прессы (1868-1938). - ДТ. № 103.
Боятся победы над фашизмом. - ДТ. № 104.
Выстрел Гершеля Гришпана. - ДТ. № 104.
Карл Каутский. - ДТ. № 104.

1939 год.
Торжество уголовщины. - ДТ. № 105.
Массовый террор против рабочих. - ДТ. № 105.
Эмиль Вандервельде. - ДТ. № 105.
Шарль Мато. - ДТ. № 105.
С. Яновский. - ДТ. № 105.
Андрей Луференко. - ДТ. № 105.
Кто - провокатор? - ДТ. № 106.
Будет ли европейская война? - ДТ. № 106.
Поможем испанским братьям. - ДТ. № 106.
Террор против рабочих. - ДТ. № 106.
Бакунин в Кенигштейне. - ДТ. № 107.
М. А. Бакунин. - ДТ. № 107.
Революционный катехизис. - ДТ. № 107.
Вениамин Р. Тукер. - ДТ. № 107.
Террор продолжается. - ДТ. № 107.
Цены и продукты в России. - ДТ. № 107.

1940 год.
За справедливость всегда! - ДТП. № 1.
Война - почему и во имя чего? - ДТП. № 1.
Яков Санжур. - ДТП. № 1.
Год войны. - ДТП. № 2.
Убийство Льва Троцкого. - ДТП. № 2.
Эмма Гольдман. - ДТП. № 2.
Мы и Россия. - ДТП. № 2.
Жан Грав. - ДТП. № 2.
Политика русской бюрократии. - ДТП. № 2.

1941 год.
Петр Алексеевич Кропоткин. - ДТП. № 3.
По наклонной плоскости. - ДТП. № 3.
Революционное оборончество. - ДТП. № 4.
"Хлеб и Воля". - ДТП. № 4.
Давид Максимович Елак. - ДТП. № 4.
После войны что? - ДТП. №№ 4, 5.

1942 год.
П. А. Кропоткин и война. - ДТП. № 5.
Заметки из блокнота. - ДТП. № 5.
Налоги и война. - ДТП. № 5.
Не мешает знать. - ДТП. № 5.
Вещи без маски. - ДТП. № 5.
Из истории Союза И.Р.М. - ДТП. № 5.
Свобода требует победы. - ДТП. № 5.
Капитализм и война. - ДТП. №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13.
Третья сила. - ДТП. № 6.
М. А. Бакунин и Парижская Коммуна. - ДТП. № 6.
Русский народ голодает. - ДТП. № 6.
Почему Россия, а не Союз Советских Социалистических Республик? - ДТП. № 6.
Великобританский империализм и война в Азии. - ДТП. № 6.
Люси Парсон погибла в пламени. - ДТП. № 6.
Знаменитый узник 20-го столетия. - ДТП. № 6.
Надвигается страшный голод. - ДТП. № 7.
Мировая Федерация. - ДТП. № 7.
Американская пресса о продовольственной проблеме России. - ДТП. № 7.
Английская помощь на Кавказе и Сталин. - ДТП. № 7.
Вера Николаевна Фигнер. - ДТП. № 7.
Том Белл. - ДТП. № 7.
Пьер Рамус Гросман. - ДТП. № 7.
Себастьян Фор. - ДТП. № 7.
Поспешим на помощь. - ДТП. № 8.
Конструктивный характер учения Кропоткина. - ДТП. № 8.

1943 год.
Русские победы и второй фронт. - ДТП. № 9.
Под каким углом нужно рассматривать русские победы и борьбу против нацизма. - ДТП. № 9.
Фиаско Гитлера на Украине. - ДТП. № 9.
Убийство Карла Треска. - ДТП. № 9.

1944 год.
Рабочая конференция и А.Ф.Г. - ДТП. № 12.

1945 год.
Вечный мир. - ДТП. № 14.
Макс Неттлау. - ЛТП. № 15.
Христиан Корнелиссен. - ДТП. № 15.

1946 год.
Всеволод М. Эйхенбаум (Волин) - ДТП. № 16.
Иван Алекс. Юдин. - ДТП. № 16.
Злоба дня. - ДТП. № 17.
Эсфир и Осипе Жаба. - ДТП. № 17.
После Великой Войны? - ДТП. № 18.
Власовщина. - ДТП. № 18.
Никита Ромаш. - ДТП. № 19.
Давид Поляков. - ДТП. № 19.
Государство и порядок. - ДТП. № 19.

1947 год.
Всероссийский голод. - ДТП. № 21.
Фриц Катер. - ДТП. № 21.
Россия после 30-и лет диктатуры. - ДТП. № 23.

1948 год.
Всероссийский голод продолжается. - ДТП. №№ 24, 25.
Трещина в компанславистской империи. - ДТП. № 26.
Почему мы против Сталина? - ДТП. № 26.
Голодовки в России. - ДТП. № 27.

1949 год.
Величайшая революция. - ДТП. № 28.
Протест против протеста. - ДТП. № 29.
Борис Еленский. - ДТП. № 29.
Борьба за пенсию. - ДТП. № 31.

Дубовик

15-12-2007 13:29:40

ДВС писал(а):Cудя по названию работ, Максимов глубоко вникал в экономическую составляющую анархического общества, а это очень важно, для меня по крайней мере. Да и не только для меня, думаю. Интересно было бы почитать.


Кстати, "Тезисы производственных союзов" (1920)опубликованы в сборнике документов "Анархисты" (том 2, стр. 290-299). Поищите в сети, - точно знаю, что где-то сборник выложен.

Goren

10-01-2008 23:57:55

'Дубовик писал(а):В идейных спорах 1920-х - начала 1930-х Максимов окончательно формулирует свою версию анархического мировоззрения, стержнем которого стала идея т.н. "переходного периода": исходя из невозможности мгновенного скачка к анархическому обществу, Максимов обосновывал неизбежность и необходимость исторически длительного периода "коммунально-синдикального строя", т.е. общества, складывающегося из федераций свободных поселений (общин) и предприятий, отношения между которыми будут основываться на принципах рынка, постепенно вытесняемых коммунистическими


Во. Типичный анкап, по взглядам если %)

Spirit

11-01-2008 04:01:03

Дубовик, у Вас есть какая-нибудь учёная степень или звание? Просто интересно...

Чтобы писать такие доходчивые, гладкие и информативные тексты нужна большая практика, чувствуется знание предмета, причём систематизированное... Или Вы профессиональный публицист? Статьи хоть сейчас вставляй в энциклопедию...

Кстати, Вы случайно не работаете над таким проектом - Энциклопедия анархизма. У Вас бы получилось... Можно было бы наверное и грант где-нибудь получить хороший... Вещь была бы максимально полезная ...

Дубовик

11-01-2008 12:31:16

У меня лишь 10 классов образования, - правда, в физико-математической школе. Все остальное - самообразование.
Это сказано не для саморекламы, это попытка (очередная) объяснить, донести простую мысль, что никакое формальное образование не заменит собственного желания и постоянного труда (самосовершенствования). С учетом "системного подхода".
В общем, ученых званий тоже нет. Зато есть публикации...
Что касается Энциклопедии анархизма, - у меня в компе есть такой раздел. Со множеством подразделов. Время нужно, вот и все...

Дубовик

11-01-2008 12:31:47

Чуть не забыл, - спасибо за комплимент... :)

Дубовик

11-01-2008 12:34:00

Goren писал(а):Во. Типичный анкап, по взглядам если %)


"Анкап" не может ставить себе целью, даже перспективной, переход к коммунизму. Для него все, что левое - то дерьмо.
Сейчас на форуме махно.ру вовсю орудует такой господин Черный, вот он типичный анкап. Все "мордехаевцев" вокруг себя ищет. Интересно, кто угадает, что это за звери такие?

Spirit

11-01-2008 14:42:58

2Дубовик

В данном случае будем считать, что это даже к лучшему... так как окончив исторический факультет Вы автоматически стали бы принадлежать к какой-нибудь исторической школе, вероятнее всего политически ангажированной...

Что плохо бы повлияло на отношении к такому политическому явлению, как анархизм, то есть явно бы исказило восприятие , приводило бы к тенденциозным выводам и интерпретациям...

Я согласен, как увсякого человека, и у вас могут быть лично окрашенные оценки, но каких то уклонов в какую-либо область - политическую, эстетичекую, этническую - я не чувствую...

Может иногда "пробегает" некоторая небольшая эмоциональность, но для популярных текстов это нормально...

Я думаю, что в любом случае Вам надо работать над пректом Знциклопедия анархизма. Тональность взята верная, стиль вполне академический...

То есть результат будет драктичный во всех отношениях, и возможно, с большой вероятностью, даже коммерчески успешный...

Можно сделать как вариант хорошо раскупленные популярные энциклопедии, но вполне информативные в строгом смысле...

То есть это будет нормальный продукт в публицистическом, историческом, политическом и коммерческом смысле...

Дубовик

11-01-2008 15:03:20

Вот, смотрите часть наработанного:
http://socialist.memo.ru/lists/bio/index.htm

Goren

12-01-2008 03:58:32

'Дубовик писал(а):"Анкап" не может ставить себе целью, даже перспективной, переход к коммунизму. Для него все, что левое - то дерьмо.
Сейчас на форуме махно.ру вовсю орудует такой господин Черный, вот он типичный анкап. Все "мордехаевцев" вокруг себя ищет. Интересно, кто угадает, что это за звери такие?


Ну, это кто как себя называет. Вот теория эта "коммунально-синдикальная" - типичный анкапизм по сути. А то, что в неопределённо-далёком будущем планируется ненасильственный переход к коммунизму - так это ещё бабушка надвое сказала, что там выйдет... Главное, никого не планируется загонять в коммунизм силой, это любой анкап одобрит. Вообще, мне кажется, у синдикалистов и анкапов разница скорее терминологическая, чем эссенциальная.

А посчёт "мордехаевцев" - это никакой не бином Ньютона %) Ясен пень, что это про марксистов - всем теоретикам ЖМЗ известно, что Маркс был жыдомассон 32ого градуса и его настоящее имя было Мордехай Леви %) Кстати, что за Чёрный? Это Вадим Чёрный что ли, основатель САУ?

Дубовик

12-01-2008 10:15:32

Да вот в том-то и дело, что не Вадим Черный, а кто-то еще. Азаров у Вадима сам спрашивал, - тот отнекивается. А, главное, Вадим - не просто еврей, но глубоко верующий иудаист, у Черного же с махно.ру антисемитизм прет отовсюду...
По поводу чисто терминологической разницы синдикалистов и капиталистов, - не согласный я. Как сторонник анархо-коммунизма по целям и синдикализма по методам деятельности :)

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 13:05:57

В-во - и я несогласный - анархо-капитализм и анархо-синдикализм не тчто разные вещи, а вообще из разных плоскостей :)

Goren

12-01-2008 13:30:49

Ну да, вероятно можно так сказать, что из разных плоскостей - в том смысле, что одно другому не мешает %)

Анкапы, по крайней мере российской, если можно так выразиться, школы выступают как раз за то, чтобы существовали разные коммуны, синдикаты, кооперативы итп, взаимодействующие по принципы рынка. При этом внутри каждая такая единица может быть устроена как угодно - хоть по-индивидуалистически, хоть первобытно-общинно, хоть киббуцно-коммунально... Главное чтоб без насилия.

Я так понимаю, эта концепция суть некий общий знаменатель между разными направлениями анархизмаЮ и после ликвидации государства что-то в этом роде по факту и возникнет. А потом - уже будет превалировать та экономическая модель, которая покажет себя как более эффективная. Тов. Максимов считал, что это будет коммунизм - это было вполне ожидаемо по тем временам. У меня, скажем, другое предположение - но интересно проверить, кто прав %)

Дубовик

12-01-2008 15:12:19

Проверим. Как говорится, поживем - увидим. :)
По поводу Максимова. Анархо-капиталисты, действительно, "в принципе" не против, чтобы кто-то жил коммунами. Типа - пшел вон, в лес, на остров, на болота, выживай там, как знаешь, дичай помаленьку (нам-то, собственно, такой вариант как раз не нужен, - нам нужно все общественное богатство, а не то, что топором срубим и мотыгой накопаем. Нам = анархо-коммунистам). Но ни один "анархо-капиталист" никогда не скажет, что его целью, пусть и отдаленной, является коммунистическое, даже социалистическое общество (им-то, собственно, такой вариант тоже не нужен, - им нужно загрести под себя любимых все те же самые общественные богатства, чтобы работали исключительно на них).
Так что Максимов - ни в коем разе не правый, не анкап и т.п.

Spirit

12-01-2008 16:09:23

2Дубовик

Подборку материалов посмотрел, однко , судя по всему, это материал о личностях членов революционных организаций Вашего региона, или Украины...

Оптимальным наверное было бы сосредоточиться на анархистском направлении. Взяв за образец года 3-4 назад популярные энциклопедии на разные темы, но написанные всё-же в энциклопедическим стиле, хорошо иллюстрированные. Может замечали?

То есть это был бы хороший класс для самостоятельно работающего исследователя. И это та форма книги, которая может быть создана дома при ограничении технических средств.

Это был бы первый этап. Создав такой продукт, Вы в дальнейшем могли претендовать на грант по создании уже академического издания с привлечением коллектива...

Энциклопедия о каком то периоде в жизни государства это обычно 2000 - 3000 статей и иллюстрации. Ну понятно - описать динамику такой системыс участием такого ресурса как государство - это минимум...

Наверное энциклопедия о политическом движении это минимум 1000 -1500 статей - биографии, характеристики движений, концепции, органинизации, основные книги, награды, символы и т.д.

Желательно иллюстрированную... Читатель любит иллюстрации, особенно символику...

К тому же создаётся такое впечатление, что специалистов историков по анархизму в чистом виде на территории бывшего СССР нет...

ВЫ сами как оцениваете временнОй интервал, за который может быть создана эта книг?

Так, что - вот - есть возможность для развития темы...

Вот такой писатель Радзинский не стесняется - пишет "труды" обо всём и в неограниченном количестве...

:)

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 16:26:42

К тому же создаётся такое впечатление, что специалистов историков по анархизму в чистом виде на территории бывшего СССР нет...


Не сгущайте краски - не все так плохо. Шубин (при всех его недостатках) пишет, тот же Дубовик - пишет (одно библиографическое приложение к книге Волина, а так же комментарии чего стоят!).
И, к тому же, пишут не только ведь про расейские просторы (хоть это и немного не в тему получается): Дамье пишет о мировом анархо-синдикалистском движении; выходят статьи (вполне толковые, ибо пишут знатоки) об анархизме и анархистах, в частности в энциклопедиях; вообще печатаются монографии, сборники документов:

из того, что под рукой:
Дамье В. «Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Том 1: От революционного синдикализма к анархо-синдикализму: 1918-1930 гг.» М., 2006

Дамье В. В. «Забытый Интернационал Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Том 2: Международный анархо-синдикализм в условиях «Великого кризиса» и наступления фашизма: 1930-1939 гг.» М., 2007

Рябов П. В. «Краткая история анархизма» Краснодар, 2000

Шубин А. В. «Махно и махновское движение» М., 1998

Шубин А. В. «Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939 гг.» М., 1998

Шубин А. В. «Анархия – мать порядка. Между красными и белыми» М., 2005

«Крестьянская Революция в России 1902-1922. Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине 1918-1921. Документы и материалы» М., 2006


Это не все естественно :) Но, конечно, еще много толковых книг не повредит :) Тем более, что есть и много, как говорится, "не раскрытых" тем :)

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 16:30:23

Кстати, пока Дубовика нет :), ссылаюсь на указаную подборку к книге Волин "Неизвестная революция 1917-1921":

http://new-novsvet.narod.ru/volin4-2.htm

естественно, там ни одни только анархисты

а это - примечания к книге:

http://new-novsvet.narod.ru/volin4-1.htm

Spirit

12-01-2008 16:42:57

Толковых и бестолковых книг много...

А то и вовсе фальшаков или написанных больше для самовыражения...

Нужна такая книга - вопрос возник - открыл, посмотрел... Заодно получил заряд бодрости...

Энциклопедия тут в самый раз, да ещё написанная хорошим языком...

Книги же в качестве научных монографий конечно есть, и были ещё на заре советской власти - нужна современная, учитывающие нынешний стиль жизни...

Академические же книги пишутся для узкого круга лиц и представляют собой обычно переработанные диссертации, для чего они и были написаны...

Вещь полезная, но для развития анархизма мало приспособленная...

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 16:52:35

Spirit, ээээ - а вы указанные читали, собственно?

Дамье конечно заумно пишет, хотя мне например читать было жутко интересно и увлекательно - полторы тысячи страниц текста про неравную борьбу анархистского интернационала с миром капиталистов и государственников это вам не хухры-мухры... недостаток один - очень уж научно - не каждый осилит.

Шубин же пишет очень простым и доходчивым языком... недостаток - он реформист, анархистом всегда был рыночного направления, но при этом уже давно анархистом вообще не яляется, предствляя из себя эдакого социал-демократа, что сказывается на содержании его книг отнюдь не лучшим образом.
При этом, его книнги, как и работы Дамье - это именно научные изыскания.

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 16:57:49

А то и вовсе фальшаков или написанных больше для самовыражения...


Я вас уверяю, как Рябову, Шубину и Дамье это не относится. Могут конечно (по крайней мере Шубин) притянуть кое-какие факты за уши для доказательства истинности именно своей концепции, но наврать - никогда. При этом пишут, мягко говоря, с симпатией к анархизму и анархистам :)

Книги же в качестве научных монографий конечно есть, и были ещё на заре советской власти - нужна современная, учитывающие нынешний стиль жизни...


Это вы о чем? Лично для меня например важны не новомодные тенденции, а - объективность. В приведенных примерах именно оно и есть. Ну а сборники документов по анархистам - ценны сами по себе - хоть ты не в научном плане будешь интересоваться анархизмом - но почитать все-равно ынтересно: например листовки рассейских анархистов 1905 года, ну и так далее...

Академические же книги пишутся для узкого круга лиц и представляют собой обычно переработанные диссертации, для чего они и были написаны...

Вещь полезная, но для развития анархизма мало приспособленная...


Эт вы зря :)

Spirit

12-01-2008 17:28:24

Это большая ошибка, считать, что интересное тебе интересно и другим... Обычно в реальности ждёт одно из самых тонких разочарований, когда рекомендуешь книгу знакомым, потом предвкушая обсуждение спрашиваешь, а на тебя смотрят немного смущённо и говорят - ты знаешь, что-то мне не понравилось и скучно стало...

Я вот тоже по буддизму с интересом читаю, но точно знаю, что подавляющему большинству всё "до лампы"...

А вот Гарри Поттера я открыл и понял - что я это никогда не прочитаю...

Книжки то хорошие, мне тоже интересно, но уверяю, что для работы надо создавать свою библиотеку... Для разного уровня понимания и восприятия...

Я бы рекомендовал и комиксы рисовать, но где взять специалистов?

Агитация не такая простая вещь, неуспех в агитации во многом обусловлен тем, что недифференцированно подходят к проблеме, пишут неживым языком, делают скучные непрофессиональные фильмы...

И ещё, почему Вы не поддерживаете соратника... Полемика, критика это одно... Но зачем убеждать человека - у тебя ничего не получится... Что, кстати, далеко не очевидно...

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 17:32:00

Это большая ошибка, считать, что интересное тебе интересно и другим... Обычно в реальности ждёт одно из самых тонких разочарований, когда рекомендуешь книгу знакомым, потом предвкушая обсуждение спрашиваешь, а на тебя смотрят немного смущённо и говорят - ты знаешь, что-то мне не понравилось и скучно стало...


Да вот в том то и дело, что из читавших, никто плохо не отзывался о работах Шубина о махновщине. В отличие от двыхтомника Дамье - он людей напрягает именно зубодробительной лексикой. Так что, я не по себе сужу - а по мнению себя и многих других читавших :)

И ещё, почему Вы не поддерживаете соратника... Полемика, критика это одно... Но зачем убеждать человека - у тебя ничего не получиться... Что, кстати, далеко не очевидно...


Этьо вы вообще о чем сейчас?

Кащей_Бессмертный

12-01-2008 17:38:10

Я бы рекомендовал и комиксы рисовать, но где взять специалистов?


- V значит Vendetta (БРИТАНСКИЙ АНАРХИСТСКИЙ КОМИКС)
http://vfv.0x01.ru/comics.shtml

Агитация не такая простая вещь, неуспех в агитации во многом обусловлен тем, что недифференцированно подходят к проблеме, пишут неживым языком, делают скучные непрофессиональные фильмы...


Блин, да вы хоть читали что нить из того, что "пишут"???

И вообще, предлагаю тему обсуждения анархо-литературы перенести в другое место, а то это ЗДЕСЬ не в тему :)

Дубовик

12-01-2008 22:02:16

Spirit писал(а):Подборку материалов посмотрел, однко , судя по всему, это материал о личностях членов революционных организаций Вашего региона, или Украины...
Оптимальным наверное было бы сосредоточиться на анархистском направлении. Взяв за образец года 3-4 назад популярные энциклопедии на разные темы, но написанные всё-же в энциклопедическим стиле, хорошо иллюстрированные. Может замечали? :)


Да нет, у меня, как раз в каталоге биографий в основном анархисты из России, из Украины несколько меньше.
Вообще-то, я собираю биографии анархистов России/СССР за период с 1860-х по 1930-е, просто на сайте "Мемориала" (где, как я понимаю, вы и смотрели подборку) несколько более узкая концепция: только период после 1917 и только те анархисты, которые вели борьбу против большевистской власти. А тут уже Украина дает много очков вперед России времен гражданской войны...
Что касается энциклопедии, то сейчас есть такой проект, над которым будет работать группа профессиональных историков (если все у нас получится): сделать хороший энциклопедический словарь по социалистическому движению в России советского времени (т.е. за период 1917-1980-х). Там будут именно что "биографии, характеристики движений, концепции, органинизации, основные книги, награды, символы и т.д."

Spirit писал(а):К тому же создаётся такое впечатление, что специалистов историков по анархизму в чистом виде на территории бывшего СССР нет...


Я-то ведь тоже не специалист, - в смысле, званиями и даже образованием не обремененный :) Но вообще специалисты есть, хоть их и не очень много, - я с Кащеем согласен. Дамье, Шубин, Рябов, Штырбул, Кривенький, - из более-менее известных (правда, Рябов и Кривенький сейчас перестали заниматься этой темой...). Некоторое количество людей на местах (т.е. занимающихся темой ревдвижений в своих регионах, такие себе краеведы).

Spirit

13-01-2008 07:30:06

Разбираться в истории анархизма , как говорится, - от и до - это хороший уровень в любом случае...

Вот врачи они же лечат не всё подряд, а специализируются - терапевты, лор, окулисты, хирурги и др. А хирурги режут не всё подряд, а в сложных случаях тоже концентрируют своё мастерство на определённой части тела - сердце, печень, кмшечник, колени......

Анархисты - сложный материал, наименее бюрократизированное движение, соответственно мало всяких скучных, но полезных для историка бюрократических документов, много импровизаций, личносного фактора, доходящего до артистизма...
Почитателем Бакунина был например композитор Вагнер, даже, говорят, повоевавший на баррикадах...

Я думаю такая энциклопедия читалась бы с не меньшим иньересом , чем удачный авантюрный роман, причём - всё это не вымысел писателя, а реальная жизнь...

Что касается критиков затеи среди анархистов, то лучше бы они наоборот - присоединились к затее. То есть писали бы статьи в энциклопедию по своим направлениям. Критерий один - умение писать в академическом стиле - это не листовка и не прямолинейная агитка, или не обижаться на правку редактора (с консультациями) - ну кто ещё лучше опишет или наведёт на источники, чем сами адепты - об организации, символике, основателях и героях... Если десять человек напишут по 10 статей - то уже будет 100 статей. Внизу будет стоять ваша фамилия - реклама опять же...

Конечно, надо будет соблюсти жертвенность, так сказать, на первом этапе это всё придётся сделать бесплатно... На первом этапе иначе и быть не может...

Выход энциклопедии будет выгодным событием для анархистов ВСЕХ направлений...

Надо подумывать и об посильном промоушине - рекламировть на сайтах анархистов по меньшей мере...

Хроническая беда в том, что работа неформальных партий - националистических, социалистических, демократических, либеральных - во многом стихийна. Много эмоций, усилий, даже самопожертвования... Но это всё не сопровождается фиксацией успехов и усилий...

Всё усилия должны в итоге быть фиксированы в конечном продукте, который будет работать даже тогда, когда вы отдыхаете, иначе это мартышкин труд...

Так вот, энциклопедия это нормальный продукт для фиксации достижений анархистов - информация будет сохранена, вписана в исторический контекст, систематизирована...

Надо как то выходить из подвалов, кватрир, кухонь не только в качестве набольших групп , шествующих под своими знамёнами, но и осваивать информационное и функциональное пространство... Пример - этот сайт ... Так надо наращивать информационную мощь...

Дубовик

13-01-2008 12:50:03

Вагнер в молодости был последователем Прудона. А с Бакуниным он действительно дружил и вместе с ним был на баррикадах - в 1848-1849 гг., когда шли демократические, антифеодальные революции, и Бакунин еще не был никаким анархистом.

Дубовик

13-01-2008 12:56:12

Что касается энциклопедии, то в наших анархических кругах ее составление встретит еще одно затруднение. Вот посмотрите: Рецензия в газете анархистов Питера «Новый Свет»». Автор – И.Ш.:
Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года (http://socialist.memo.ru/)
К большому сожалению, ранее почти не было сайтов, посвященных истории анархического движения России. (...) И вот проект, призванный заполнить досадную лакуну. (...) Уже сейчас на сайте есть немало развернутых биографических статей. По анархистам охвачены буквы от А до Г (около 200 статей). Автор почти всех – днепропетровский историк Анатолий Дубовик. (...) Среди недостатков - платформистские симпатии автора, определяющие его тенденциозность. Информацию по анархистам, взгляды которых отличаются от его собственных, автор обычно дает в сокращении. ...

И такие сложности с оценками и упреки во "фракционности" неизбежны, - хотя, чесслово, старался и, как мне кажется, избежал тенденциозности со своей стороны...
Но вот когда будут материалы о анархо-мистиках, о части индивидуалистов и т.п., - академический стиль сохранить можно, но отрицательных оценок не избежать. Что многим не понравится...

Goren

13-01-2008 14:00:52

Ну, как человек, имевший отношение к Новому Свету на тот момент, я могу сказать, что человек, который это писал, сам ничуть не менее, а скорее всего и куда более тенденциозен и "фракционен". Так что можно к этой рецензии и не относиться так уж серьёзно %)

Дубовик

13-01-2008 15:39:42

Слюшай, все равно абыдна было, да?

Spirit

13-01-2008 18:44:17

Всегда будут недовольные, и если прислушаться к одним недовольным по конкретному вопросу, то неловольных станет ещё больше , как говорил Козьма Прутков - у каждого портного свой взгляд на искусство...

Можно прокосультироваться с парой-тройкой недовольных по конкретным вопросам, желательно с протвоположными мнениями, внести коррективы, если требуется, и всё...

Переписываться можно до бесконечности, некоторые затевают переписку ради переписки...

Тут всё просто - главный редактор решил что сделанное есть хорошо... Если будут сильные перекосы, то хуже будет изданию и репутации редактора...

Часто недовольные тенденциознее самых либеральных редакторов, потому, что это их суть - быть недовольными