Сестра Ницше сделала его «отцом фашизма»

whirlwind

19-01-2010 22:33:08

http://www.gzt.ru/topnews/culture/283262.html
19.01.2010

В том, что Ницще считали одним из главных идеологов фашизма, виновата его сестра – Элизабет Ферстер-Ницше, утверждает специалист по творчеству философа Кристиан Нимейер. Женщина, ставшая сиделкой своего брата после начала его душевной болезни, писала письма от его имени и редактировала его труды в соответствии со собственными антисемитскими воззрениями.

Скрытый текст: :
Изображение
Фридрих Ницше

Элизабет Ферстер-Ницше сделала все, чтобы ее брата считали ярым антисемитом и идеологом фашизма, считает психолог Дрезденского университета Кристиан Нимейер, эксперт по трудам Фридриха Ницще. Изучив в процессе работы над книгой «Энциклопедия Ницше» письма философа и различные документы, Нимейер пришел к выводу, что не стоит доверять всем опубликованным высказываниям, письмам и афоризмам Ницше, потому что часть из них, видимо, фальсифицирована его сестрой.

Мастер фальсификации
«Ферстер-Ницше делала все, что было в ее силах, чтобы создалось впечатление, будто Ницше разделял ее «правые» воззрения. Например, она рассказывала выдуманные истории о Ницше и писала поддельные письма от имени своего брата, – говорит Нимейер. – Именно она создала самый ужасный миф о том, что Ницше является «крестным отцом фашизма»».

Создатель сверхчеловека
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ, поэт, культуролог. В своих работах Ницше подвергал резкой критике общепринятые идеи религии, культуры и морали, создав собственную этическую теорию. Ницше писал, что человек должен быть выше всяких ограничений, морали, быть «сверхчеловеком». Идея о «сверхчеловеке» была одной из идей, взятых на вооружение Третьим рейхом. Творческая деятельность философа прекратилась в начале 1889 года, когда он стал страдать от некой душевной болезни, проявляющейся в неадекватном поведении и мании величия. Причины этой болезни до сих пор не известны. В августе 1900 года Ницше скончался в психиатрической лечебнице.

Элизабет Ферстер-Ницше была замужем за одним из идеологов антисемитизма Бернардом Ферстером и не могла не разделять его убеждения, считает ученый. В 1889 году Элизабет стала сиделкой своего брата, пораженного душевной болезнью. Именно тогда она и стала потихоньку редактировать его записи. После смерти Ницше в 1900 году сестра философа стала полноправной распорядительницей его творческого наследия, начав перекраивать его по собственному усмотрению.
По словам Кристиана Нимейера, он выяснил, что из 505 писем Ницше, опубликованных Элизабет в 1909 году, только 60 от начала и до конца принадлежали перу ученого. Многие из них были сильно отредактированы его сестрой, а 32 она вообще написала сама. Нимейер считает, что Ферстер-Ницше при публикации писем своего брата убирала не только его негативные высказывания о ней, но и критику в адрес антисемитов – в частности, патриарха немецкого антисемитизма Теодора Фритша, издателя, выпустившего в 1920 году свою версию «Протоколов сионских мудрецов».

Любимица Третьего рейха
Элизабет Ферстер-Ницше не только «вырезала» неугодные ей отрывки из писем брата, но и добавляла некоторые высказывания. Например, благодаря подделанным ею цитатам, создается впечатление, что Ницше разделял взгляды французского философа и основателя расистской теории Артура Гобино, пишет The Daily Telegraph.

Изображение
Элизабет Ферстер-Ницше

Нимейер утверждает, что Элизабет редактировала не только переписку своего брата, но и его труды. Например, из книги «По ту сторону добра и зла» она убрала вот это предложение: «Антисемиты не могут простить евреям того, что у тех есть «духовное начало»». А при редактировании книги «Воля к власти» Ферстер-Ницше предпочла опубликовать только 270 из 374 афоризмов своего брата, многие из которых при этом были ею переделаны.
Нимейер считает, что только ранние работы Ницше можно так или иначе сопоставить с идеологией фашизма, при этом Ницше никогда не был ни фашистом, ни антисемитом, как принято считать благодаря стараниям его сестры.
Отметим, что Нимейер – не первый, кто говорит о вмешательстве Элизабет Ферстер-Ницше в труды философа. Например, в 1967 году группа итальянских ученых нашла и опубликовала оригиналы отредактированных сестрой философа отрывков из «Воли к власти». Специалисты по творчеству Ницше давно пытаются составить полную картину степени вмешательства Элизабет в творчество ее брата.
Стараниями Элизабет Ферстер-Ницше труды ее брата и ее саму действительно оценили в Третьем рейхе. В 1934 году Гитлер несколько раз посетил созданный ею в Веймаре музей «Архив Ницше», сфотографировался на пороге музея, целуя руку Элизабет, и объявил «Архив Ницше» центром национал-социалистической идеологии. Фюрер также назначил Ферстер-Ницше пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а позднее присутствовал на ее похоронах.

Овод

22-01-2010 22:38:54

Ницше находился в достаточных напряженных отношениях со своей сестрой, только нужда заставила его востановить с ней отношения, и конечно он был гораздо выше антисимитов и прочей нацисткой швали. Да и что может быть общего у Рейха, фашизма - иеделогии государства, о котором он ясно выразился в "Так говорил Заратустра":
Скрытый текст: :
О новом кумире


Кое-где существуют еще народы и стада, но не у нас, братья
мои; у нас есть государства.
Государство? Что это такое? Итак, слушайте меня, ибо
теперь я скажу вам свое слово о смерти народов.
Государством называется самое холодное из всех холодных
чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: "Я,
государство, есмь народ".
Это -- ложь! Созидателями были те, кто создали народы и
дали им веру и любовь; так служили они жизни.
Разрушители -- это те, кто ставит ловушки для многих и
называет их государством: они навесили им меч и навязали им
сотни желаний.
Где еще существует народ, не понимает он государства и
ненавидит его, как дурной глаз и нарушение обычаев и прав.
Это знамение даю я вам: каждый народ говорит на своем
языке о добре и зле -- этого языка не понимает сосед. Свой язык
обрел он себе в обычаях и правах.
Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что
оно говорит, оно лжет -- и что есть у него, оно украло.
Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно,
зубастое. Поддельна даже утроба его.
Смешение языков в добре и зле: это знамение даю я вам как
знамение государства. Поистине, волю к смерти означает это
знамение! Поистине, оно подмигивает проповедникам смерти!
Рождается слишком много людей: для лишних изобретено
государство!
Смотрите, как оно их привлекает к себе, это многое
множество! Как оно их душит, жует и пережевывает!
"На земле нет ничего больше меня: я упорядочивающий перст
Божий" -- так рычит чудовище. И не только длинноухие и
близорукие опускаются на колени!
Ах, даже вам, великие души, нашептывает оно свою мрачную
ложь! Ах, оно угадывает богатые сердца, охотно себя
расточающие!
Да, даже вас угадывает оно, вы, победители старого Бога!
Вы устали в борьбе, и теперь ваша усталость служит новому
кумиру!
Героев и честных людей хотел бы он уставить вокруг себя,
новый кумир! Оно любит греться в солнечном сиянии чистой
совести, -- холодное чудовище!
Все готов дать вам, если вы поклонитесь ему,
новый кумир: так покупает он себе блеск вашей добродетели и
взор ваших гордых очей.
Приманить хочет он вас, вы, многое множество! И вот
изобретена была адская штука, конь смерти, бряцающий сбруей
божеских почестей!
Да, изобретена была смерть для многих, но она прославляет
самое себя как жизнь: поистине, сердечная услуга всем
проповедникам смерти!
Государством зову я, где все вместе пьют яд, хорошие и
дурные; государством, где все теряют самих себя, хорошие и
дурные; государством, где медленное самоубийство всех --
называется -- "жизнь".
Посмотрите же на этих лишних людей! Они крадут
произведения изобретателей и сокровища мудрецов: культурой
называют они свою кражу -- и все обращается у них в болезнь и
беду!
Посмотрите же на этих лишних людей! Они всегда больны, они
выблевывают свою желчь и называют это газетой. Они проглатывают
друг друга и никогда не могут переварить себя.
Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают
они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде
всего рычага власти, много денег, -- эти немощные!
Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они
лезут друг на друга и потому срываются в грязь и в пропасть.
Все они хотят достичь трона: безумие их в том -- будто
счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне
-- а часто и трон на грязи.
По-моему, все они безумцы, карабкающиеся обезьяны и
находящиеся в бреду. По-моему, дурным запахом несет от их
кумира, холодного чудовища; по-моему, дурным запахом несет от
всех этих служителей кумира.
Братья мои, разве хотите вы задохнуться в чаду их пастей и
вожделений! Скорее разбейте окна и прыгайте вон!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь идолопоклонства
лишних людей!
Избегайте же дурного запаха! Сторонитесь дыма этих
человеческих жертв!
Свободною стоит для великих душ и теперь еще земля.
Свободных много еще мест для одиноких и для тех, кто
одиночествует вдвоем, где веет благоухание тихих морей.
Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь.
Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем:
хвала малой бедности!
Там, где кончается государство, и начинается человек, не
являющийся лишним: там начинается песнь необходимых, мелодия,
единожды существующая и невозвратная.
Туда, где кончается государство, -- туда смотрите,
братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к
сверхчеловеку? --
Так говорил Заратустра.
и фашистов - как прежних, так и нынешних - жалких, тупых и очень скучных червях? И только глупцы могут называть этого невежду - Гитлера -Антихристом! Нет, слишком низки они до Ницше... Любой понимающий его философию, легко распознает подмену!
Скрытый текст: :
Лицо его сестры, как и она сама, вызывает жуткое омерзение

Trinity

27-02-2010 13:02:41

Может быть она и сделала его "нацистом".


Но в произведениях, принадлежащих перу самого Ницше, можно найти много вполне нацистских высказываний.



У него можно найти одновременно и анархисткие, и нацисткие высказывания....

Шаркан

27-02-2010 19:48:26

я ярче всего запомнил из "Заратустры" фразу о том, что сверхчеловеку не быть, пока на земле есть хоть один раб.
Это слишком ключевая мысль: нет места сверхчеловеку в несвободном обществе.
Что в этом нацисткого?

Trinity

27-02-2010 21:55:35

Шаркан писал(а):я ярче всего запомнил из "Заратустры" фразу о том, что сверхчеловеку не быть, пока на земле есть хоть один раб.
Это слишком ключевая мысль: нет места сверхчеловеку в несвободном обществе.
Что в этом нацисткого?



Please, дайте мне точную цитату.


Повторяю, я Ницше читал много. У Ницше можно найти и вполне нацистские цитаты.

Неслучайно нацисты Ницше очень любили. Даже организовывали торжества в его честь.

Овод

28-02-2010 06:41:05

Имхо, это из за его стиля, несколько сложного, много чего можно прочитать, если захотеть.

Шаркан

28-02-2010 14:36:00

Trinity писал(а):дайте мне точную цитату

"Заратустра" у меня бумажный, отнимет время. Потерпи.

Freeman

02-04-2010 15:00:26

Овод писал(а):Имхо, это из за его стиля, несколько сложного, много чего можно прочитать, если захотеть.

+1. Согласен у него трудный стиль и его можно не правильно истолковать.
Я когда только узнал о Ницше, решил купить его книгу и попробовать почитать. Купил я "Воля к власти". Я еле дочитал до конца и закинул книгу подальше, книга мне очень не понравилась, фашисткая пропоганда начинается еще с предисловия (которое писала его сестра). Потом я узнал, что эта книга была подредактирована и начал читать другую книгу "Так говорил заратустра". Прочитав эту книгу я понял, что Ницше не только не был идеологом фашизма, но и поддерживал некоторые идеи анархизма. Он кстати очень сильно ругал анархистов в "Воле к власти", но ругал лишь потому что не одобрял их кровавых, мстительных методов ИМХО.
З.Ы. Почеиму тема не в философии?

Дмитрий Донецкий

02-04-2010 15:26:55

1. У Ницше не трудный стиль. Читается довольно легко.
2. Ницше - анархист. Анкомам в это трудно поверить, так как он слишком далеко от них идеологически.
3. Действительно ругал анархистов. Но в его время анархистами называли только тех, кто швырялся бомбами направо и налево, и не мог внятно объяснить, чего он добивается.

Freeman

02-04-2010 15:30:35

Дмитрий Донецкий писал(а):1. У Ницше не трудный стиль. Читается довольно легко.
2. Ницше - анархист. Анкомам в это трудно поверить, так как он слишком далеко от них идеологически.
3. Действительно ругал анархистов. Но в его время анархистами называли только тех, кто швырялся бомбами направо и налево, и не мог внятно объяснить, чего он добивается.

Заратустру я прочитал легко. А вот в "Воле к власти" там столько намудренно, что трудно понять где он, а где его сестра.

Freeman

02-04-2010 15:39:53

Просто его если с начала не понять, потом будет очень трудно читать.

Шаркан

02-04-2010 15:55:51

Дмитрий Донецкий писал(а):стиль
Freeman писал(а):стиль
претензии - к переводчикам.
Дмитрий Донецкий писал(а):Ницше - анархист. Анкомам в это трудно поверить, так как он слишком далеко от них идеологически
проблема анкома - в неокончательном разграничении от марксизма.
Дмитрий Донецкий писал(а):Действительно ругал анархистов
и сейчас есть за что ругать. За разгильдяйство.

Выпей меня!

02-04-2010 15:56:14

Он был просто толстое трололо, и никакой стройной системы у него не было. Что до сестры, то её влияние давно известно и без специалиста по творчеству - в частности, она отговорила брата от женитьбы на Андреас-Саломе.

Шаркан

02-04-2010 16:03:24

Freeman писал(а):Почеиму тема не в философии?
дело поправимо - создать тему в "Философии" с заглавием "О Ницше" с ссылкой на эту. Тогда ЗДЕСЬ УМЕСТНО будет говорить о исторических фактах, а ТАМ - о самой философии Ницше.
А еще проще поискать в разделе Философия уже существующую тему о Ницше и вставить там ссылку на ЭТУ тему.
Но совсем уж просто - оставить как есть.
Была задумка составлят каталоги разделов, да этим только пара товарищей занимались - и закономерно выдохлись без поддержки остальных форумчан.
Шаркан писал(а):
Дмитрий Донецкий писал(а):Действительно ругал анархистов

и сейчас есть за что ругать. За разгильдяйство.

Шаркан

02-04-2010 16:05:00

Выпей меня! писал(а):никакой стройной системы у него не было
ОЧЕНЬ МАЛО кто из философов САМ создавал стройную систему.
А продолжателей у Ницше практически нет.
Или есть?

Freeman

02-04-2010 16:06:09

Я тут задался вопросом: А можно ли анархиста назвать сверхчеловеком? Тем сверхчеловеком о котором говорил говорил Ницше? Я думаю, что анархист это еще не сверхчеловек, а человек прошедший большую часть моста от человек к сверхчеловеку, но до конца не освободившийся от некоторых качеств, потому что при власти государства, человек никогда не сможет до конца эволюционировать во что то большее чем он есть.

Freeman

02-04-2010 16:07:13

Но анархист уже на верном пути