Пишет о кошмарной жизни поселенцев - о постоянных проблемах с хлебом, и множестве других проблем местного значения.
Такого человека как Кропоткин, равно как и любого другого человека, такие вещи не могли оставлять равнодушным, а у него к тому же не просто было чувство сострадания, но было в чрезвычайной степени развито чувство справедливости, которое никак не могло принять вышеописанное за норму жизни – это было для него попросту невозможно, что и обуславливало все большее «полевение» его социально-политических воззрений.
Причем временами Петр Алексеевич делал настолько животрепещущие записи, что читаешь их и понимаешь, что за последние сто-сто пятьдесят лет наши чиновники, наша провинция фактически не изменились, и это так же дает повод лишний раз перечитать работы Кропоткина, проанализировать его социально-политические, философские взгляды, перечитать критику современного ему общества.[33]
К числу таких нелицеприятных фактов из нашей жизни, что остались неизменными со времен князя-революционера, относится в частности следующее: «Нравственность здесь своя особая. Нужно чиновнику девку, говорит «старшому», и «старшой» любую приведет, а то и прямо к родителям адресуется; они даже больше любят это, чтобы не через чужих получали девку, а через родителей - «без огласки», по крайней мере; и это начинается с тех пор, как девка только может……, хоть с 14 лет.»[34] И это только один, из приводимых П. А. Кропоткиным примеров о проблемах нравственности, что лишний раз свидетельствует нам о том, насколько развращены были нравы тех лет, а так же о том, что официальная власть с этим, в общем-то, и не боролась, так как и сама была поглощена теми же недостатками, что и остальное общество. И именно такие моменты нашей действительности формировали в анархистах тогда, и формируют сегодня особое отношение к проблемам нравственности, основанное на понимании порочности существующих устоев, на осознании необходимости их кардинальных изменений, так как для либертарного общества развращенные нравы современности совершенно не годятся, так как они суть порождение государственности и капиталистических отношений (в меньшей, но, не менее важной степени).
Таким образом, можно говорить о том, как, видя повседневную реальность жизни простых обывателей, Кропоткин постепенно становился с реформистского, либерального на анархистский, революционный путь. Понятно, что такой пересмотр жизненных позиций, идеалов были не случайны, но основаны на жестком анализе окружающей действительности и желании данную ситуацию изменить, при все большем осознании, что мирными средствами сделать это будет попросту невозможно (точнее – только мирными средствами, так как делать упор исключительно на насилие не менее бесперспективно).
“Где та польза, которую я мог бы приносить? И что же мои мечтания? Бесполезны? Бесплодны, по крайней мере. И с каждым днем, с каждым разом, как я встречаюсь с этим народом, с его жалкою, нищенскою жизнью, как читаю об этих страшных насилиях, которые терпят хоть христиане в Турции, - боль, слезы просятся. Как помочь, где силы? Не хочу я перевернуть дела, не в силах, но я хотел бы тут, вокруг себя, приносить хотя микроскопическую пользу им - и что же я делаю, чем приношу? и умру я, видно, ничего не сделав, и все мы помрем, проживши также бесполезно. Дети? В силах ли мы детям внушить ненависть, омерзение к этой силе, которая давит их. Мы, да, мы сами давим их! Чорт знает, что это!”[35] – записывает Петр Алексеевич в своем дневнике находясь в Уссури, 16 июля 1864-го года. Вот какие обуревали его ум сомнения при виде всего происходящего вокруг, вот каким путем он шел к анархизму, что мешало ему окунуться с головой в ту же самую, горячо любимую и по-настоящему интересную ему науку.
При этом, когда Петр Кропоткин находился в Иркутске и Чите, воодушевление, наполнившее его поначалу, начало затихать, так как он снова попадает «почти в такую же социальную среду, от которой бежал из Петербурга», хотя, конечно, одновременно с этим в Сибири среда высшей администрации была либеральнее, у губернатора Забайкалья, генерала Куколя, можно было найти в библиотеке и «Колокол» Герцена и его «Полярную звезду», так что при всех недостатках, местные условия не могли способствовать полному затуханию бунтарских начал в душе князя, в отличие от того же Петербурга, где деградация личности в административных кругах была много глубже.[36]
И, раз уж мы упомянули о местных сибирских библиотеках, в которых Кропоткин читал статьи Герцена и других социалистов, то стоит рассказать несколько подробнее о положении библиотек в Сибирских городах того времени, тем более, что этому Петр Алексеевич уделил место в своих записях (и место, надо заметить, не последнее), так как данный вопрос оказался весьма важен и одновременно с тем, довольно любопытен, с точки зрения их состояния и отношения к ним сибиряков.
«В библиотеке (частной - А. Ю.) я встретил несколько человек, которые вели очень оживленный спор о городском устройстве, и потом, когда я ни проходил, всегда заставал очень оживленные разговоры и споры по поводу прочитанного; в казенной библиотеке этого нет, разговоры там не допускаются».[37] Подобным образом он мог оценить разницу между частной и казенной библиотеками.
Так что, сравнению подвергалось не только наличие и качество представленной в библиотеках литературы (что было, кстати сказать, в пользу частной), но так же и степень комфорта, то есть атмосферу, в какой находился посетитель библиотеки, что, опять таки, говорило в пользу частной библиотеки, так как там было много спокойнее, а, главное, можно было тут же и обсудить с другими людьми интересующую вас тему, свежепрочитанную работу, в то время как в государственной это строго запрещалось. И речь здесь даже не о собственно преимуществе частного над государственным, но о том, насколько более грамотно делается, что бы то ни было заинтересованными, увлеченными людьми, и, насколько непродуманно и непоследовательно непосредственно незаинтересованными в том же самом деле чиновниками, лишь выполняющими возложенную на них обязанность (смысл которой, они, скорее всего, не понимают, или понимают, но не до конца).
Но это, что касается соотношения частного (точнее в данном случае будет сказать - безгосударственного) и казенного, соотношения их качества, между тем, это в очередной раз демонстрирует нам пути формирования у Петра Алексеевича фундамента для выработки собственного идеала либертарного общества.
Теперь же вернемся к дальнейшему рассмотрению того, как же все-таки конкретно он пришел к анархизму, что подвигло его всецело отдаться социалистической борьбе, в ущерб (отчасти) ученой деятельности, что помогло ему оставить наконец ненавистную армейскую службу, пусть и не при Дворе, а на Амуре, которая изначально была не более, чем компромиссом.
Дело в том, что в то время в Европе происходили революционные события, за которыми Кропоткин старался пристально следить, так как борьба людей за свободу, где бы, в какой бы стране она не велась, не могла оставить Петра Алексеевича равнодушным. Он интересовался и происходящим в Италии, и тем, что творилось в Царстве Польском. Все это вызывало его живейший интерес, о чем, в частности, наглядно свидетельствует его переписка со старшим братом, в которой они обсуждали перипетии народных движений, происходивших повсеместно по всей Европе.
Их интересовало все, от борьбы какого-нибудь народа за независимость, до крупнейших военных столкновений, они все пытались анализировать, вникнуть в суть, в причины происходящих событий, понять их перспективы, чем они могут закончиться и что дать, как самим борющимся, так и всему миру в целом.
Так, например, вот что писал Кропоткин своему брату Александру в письме от 25 августа 1862-го года, когда рассуждал о судьбах итальянского национально-освободительного, революционного движения: “Руки чешутся, когда читаешь про Гарибальди да про сербов.”[38] Из чего отчетливо видно, что Петр не мог оставаться, и не оставался равнодушным к судьбам столь мужественных людей, которые все поставили на карту, ради достижения своей цели, в которую свято верили.
В том же ключе писал тогда и Александр в письмах к своему младшему брату, так что, как можно понять, тема народных движений живо интересовала их обоих. В частности, вот что Александр писал о событиях в Польше: “В Польше, говорят, открыли недавно огромный заговор, огромное общество, разделенное на десятки и сотни. Да, там хоть жизнь видна. А наше-то, наше юношество! Глядя на нас, патриот должен притти в ужас. Ведь все, все мне подобны (ленивы - А. Ю.), не делают решительно ничего. На Украйне лучше. Ненависть к «москалям» возрастает.”[39] Что, опять же, весьма любопытно, так как Александр жалуется ни на что-нибудь, а на лень, пассивность отечественного студенчества, которое, вроде как должно наоборот, всеми силами участвовать в революционных событиях. Причем, что особенно знаменательно, он обращает внимание на то, что патриот (то есть, человек, которому не безразлична судьба его страны) должен придти в ужас именно от этого – от пассивности отечественного студенчества, ведь оно всегда и везде считалось наиболее политически активной частью населения, в первую, конечно очередь, благодаря своей начитанности.
Тем временем, П. А. Кропоткина все чаще стали посещать мысли о том, чтобы оставить службу, так как она сковывала его в действиях, да и по сути своей, действовала на него больше пагубно, нежели как-то еще, тем более, что тяготили князя в ней и разгильдяйство, и моральное разложение, производимое ей с служилыми людьми, и сам факт того, что он, как военный, мог оказаться втянутым в какие-нибудь «военные игры» начальников – а это уже совсем никак не вязалось с его моральными принципами.
В связи с такими мыслями, посещающими его, Петр писал брату в мае 1864-го года, о том, что: «Мысль бросить службу и заняться честным трудом все больше и больше крепнет во мне (по моим убеждениям казенная служба положительно труд нечестный).»[40] Как видно, он хотел не просто выйти со службы, но заняться «честным трудом», так как служба не сочеталась с его понятиями о честности и справедливости. Он не верил, что по-настоящему честный человек вообще может посвящать свою жизнь службе (уж во всяком случае – военной).
В том же году (но несколько ранее – в апреле) Кропоткин записал у себя в дневнике об одном происшествии, связанном с жизнью крестьян, с их взаимоотношениями между собой (об отношениях между беднейшей частью землепашцев и представителями зажиточных слоев). Он пишет о том, как четверо крестьян убили своего богатого земляка, за что и были расстреляны: “Двух расстреливали здесь, за острогом, чтобы весь острог вывести смотреть на экзекуцию. В саловаренном заводе то же будет. Думают этим устрашить народ, прекратить подобные вещи на будущее время. Едва ли.” Эта запись была сделана во время его пребывания в Иркутске.[41]
Эта запись в его дневнике очень характерна, особенно если учесть его наблюдения за жизнью и работой на Сибирских рудниках, о том, насколько такая жизнь тяжела, сколько отнимает сил. Это вызывало все новые и новые размышления о социализме, социалистических идеях.
Так, в письмах к брату Александру из Восточной Сибири летом 1866-го года он много писал о тяготах (и не только) сибирской жизни, и, в частности, о работе на приисках, о социализме, о недостатках капиталистических отношений.[42]
Еще несколько ценных замечаний Кропоткина, касаемо того, насколько все-таки порочна Государственническая и Капиталистическая система, наглядно иллюстрирующая нам, что она делает с людьми, насколько извращает психологию обывателя: “Вот cercle vicieux (заколдованный круг - А. Ю.): давать хлеба (из казенных запасов - А. Ю.), - убеждаются, что будут кормить, и продолжают ничего не делать; не давать хлеба, - продают скот и все больше и больше становятся в безысходное положение.” Это говорилось по поводу плохих хозяев, не умеющих (и не желающих научиться) грамотно и умело вести свое хозяйство - сеять, следить за посевами, собирать урожай.[43]
Летом все того же 1866-го года (в июне) Петр Алексеевич в письме брату излагает свои мысли относительно потенциальной революции, задается вопросом о ее движущих силах, о том, что должно будет стоять во главе угла революционной борьбы. Он рассуждает о соотношении нравственности, безнравственности и их соотношении с революционной борьбой, о том, что и в какой степени может быть соотносимо. При этом он приходит к выводу, что если использовать в борьбе исключительно только нравственные средства, то положительного результата это не даст – революция погибнет, соответственно, требуется использование так называемых «безнравственных» средств, правда тут уже возникала проблема совершенно иного рода: если увлечься такими средствами, то можно, просто-напросто, погубить «дело» собственными руками. Исходя из этого, князь приходил к такому выводу, что использовать в борьбе стоит, безусловно оба типа «средств», однако, превалировать должны «нравственные», в то время как «безнравственные» должны быть вспомогательными, и, соответственно, не должны играть ведущей роли, а должны только помогать слому существующей системы, и больше ничего; только такое сочетание средств должно было принести успех – а иначе революция проиграет, все приложенные усилия окажутся напрасными.[44]
Таким образом, мы можем видеть, что Кропоткин находился на перепутье, еще немного, и что-то может с ним произойти, нужен был только повод, который и возник осенью 1866-го года.
«Осенью 1866 года совершили побег ссыльные поляки, работавшие на строительстве Кругобайкальской дороги. Туда сразу же направили войска – отряд под командой полковника Лисовского.»[45] Эти события очень угнетающе подействовали на Петра Алексеевича Кропоткина (равно, как и на его старшего брата, так как его это угнетало в не меньшей степени), которого тяготила мысль о том, что так вот и его могут послать на усмирение какого-нибудь бунта или восстания, что он считал для себя крайне не приемлемым, и, кроме того, переживал, как бы не послали на подобные «мероприятия» и его брата (так же находившегося на военной службе). Как бы то ни было, но им не пришлось принять участие в столь противных их мировоззрению событиях, по причине своего служебного долга, но зато это послужило для них обоих сигналом к тому, чтобы оставить, наконец, военную службу, и именно так они и поступили, оставив, наконец, тяготившее военное поприще в поисках более достойного занятия.