Кащей_Бессмертный
10-06-2008 15:25:32
Рублёв Дмитрий Иванович
[SIZE="1"]Опубликовано в сборнике: Октябрьская революция – известная и неизвестная: сб. науч. статей. /Общероссийская общественная организация «Российские учёные социалистической ориентации». – М: РАСХН. 2008. – 170 с.
страницы. 61 – 80.[/SIZE]
страницы. 61 – 80.[/SIZE]
При анализе событий российских революций 1917 г. различные авторы нередко представляют развитие многопартийной социалистической коалиции в качестве одной из исторических альтернатив. Такие выводы, безусловно, имеют основание. Де-факто коалиция леворадикальных сил в Октябре 1917 г. существовала. Коалиционный характер имел военно-революционный комитет, осуществивший 26 октября захват власти в Петрограде. В его состав входили: 53 большевика, 21 левый эсер, 1 меньшевик-интернационалист, 7 анархистов, 1 - 2 эсеров-максималистов.[1] Центральной в этом вопросе остаётся тема оценки перспектив коалиции со стороны её участников. Мы рассмотрим эту проблему на примере анархистских организаций и Союза социалистов-революционеров-максималистов (ССРМ). Ведь анархисты и эсеры-максималисты в годы революций 1917 г. и гражданской войны были одним из наиболее активных отрядов рабочего и крестьянского движений.[2] Их идеи имели значительное влияние в массах. На это обстоятельство в начале октября 1917 г. указывали лидеры других участников левого блока, в том числе В.И. Ленин: «всё единодушно характеризуют настроение наиболее широких масс, как близкое к отчаянию, и указывают на факт нарастания анархизма именно на этой почве… Волна настоящей анархии может стать сильнее, чем мы».[3]
Из анархистских организаций мы обратим внимание в своей статье на взгляды теоретиков основных группировок анархистов, оказавшихся в феврале - октябре 1917 г. в центре событий. Первая из них, анархо-бунтарская, ориентировавшаяся на организацию пролетарских масс на вооружённое восстание и экспроприацию средств производства, объединяла большинство анархистов-коммунистов и часть анархистов-индивидуалистов. Её сторонники группировались вокруг Петроградской организации анархистов, затем – Петроградской (ПФАГ) и Московской (МФАГ) федераций анархистских групп. Теоретиками «бунтарей» выступали И.С. Блейхман, А.Л. и В.Л. Гордины, главными печатными органами были: журнал «Коммуна», газеты «Свободная Коммуна», «Вольный Кронштадт» и некоторые другие. Вторую группировку представляли анархо-синдикалисты, объединившиеся ещё в эмиграции в Федерацию Союзов Русских Рабочих (далее в тексте - ФСРР) США и Канады, а затем, в июле 1917 г. создавшие «Союз анархо-синдикалистской пропаганды» в Петрограде (их органом считалась газета «Голос Труда»). Её ведущим теоретиком выступал В.М. Волин.
Идеи межпартийных коалиций не имели большого влияния среди российских анархистов и максималистов до февраля 1917 г. «...Между коммунистами-анархистами, с одной стороны, и либералами или социалистами, с другой – существует непроходимая пропасть. …Хотя социалисты стремятся к социализму подобно нам, но поскольку они и его желают опирать на насилие государства в будущем и поскольку стремятся к нему путём участия в государственной власти в настоящем, постольку они враждебны для нас не меньше либералов. Всем, до сих пор сказанным, сам собою даётся вполне отрицательный ответ на вопрос о возможности какого бы то ни было соглашения между нами и какой-либо из существующих политических партий», - писал в 1906 г. теоретик «хлебовольцев» И. Книжник-Ветров.[4] На страницах анархистских изданий, допускалась межпартийная коалиция лишь с ССРМ.[5] Никаких указаний на готовность к участию блоке левых сил исследователи не находят и в эсеро-максималистской литературе того времени.[6]
Лишь в Сибири и на Дальнем Востоке анархисты и максималисты участвовали в попытках создания межпартийных структур, таких как «Забайкальская федерация групп вооружённого народного восстания» (1906 – 1908 гг.), «Партия объединённых социалистов», «Союз революционных социалистов» (1911 – 1912 гг.) и др. В отдельных случаях происходило взаимодействие между анархистскими организациями, ССРМ и другими левыми на основе Советов рабочих депутатов и стачечных комитетов, при организации экспроприаций и боевой террористической деятельности, закупок оружия за рубежом, вооружённых выступлений, антивоенной пропаганды, побегов политкаторжан и борьбы за их интересы. Союзу с политическими партиями анархисты и эсеры-максималисты предпочитали базисное взаимодействие с рядовыми активистами рабочего, крестьянского и студенческого движения, независимо от их партийной ориентации. Примером такого сотрудничества стала работа анархистов в стачкомах во время забастовок моряков и портовых рабочих в Одессе (осень 1906 – зима 1907 гг.) и в Томском Технологическом институте (март 1910 г.).[7]
Наиболее последовательно этой линии придерживались анархо-синдикалисты и, отчасти, максималисты, выдвигавшие идею создания массовых внепартийных рабочих и крестьянских организаций, объединяющих трудящихся независимо от политических пристрастий и представляющих собой субкультуру самоуправления безгосударственного социалистического общества.[8]
События февральской революции 1917 г. изменили отношение анархистов и ССРМ к идее левого блока. В марте 1917 г. как участники этих организаций, действовавшие в России, так и их эмигрантские группы ориентировались на союз с другими социалистическими силами.
В период февраля – октября 1917 гг. анархистские публицисты в оценке политической ситуации в стране исходили из теории третьей революции. С точки зрения сторонников данной теории, первый этап революции, осуществившийся в феврале – марте 1917 г., привёл к свержению самодержавия и переходу власти в руки буржуазии. Следующий, второй этап революции, связанный с борьбой за установление демократической республики, должен был завершиться захватом власти социалистическими партиями, которые проведут аграрную реформу в духе ПСР, сделают ряд уступок в сфере рабочего законодательства, начнут осуществлять национализацию производства. Затем радикально настроенные рабочие, крестьянские и солдатские массы под руководством анархистов начнут третий этап революции, означающий переход власти и управления производством к федерации органов революционного территориального и производственного самоуправления (общие собрания трудящихся и подконтрольные им советы делегатов). Впервые эта теория была сформулирована в начале марта 1917 г. в передовице журнала «Коммуна»: «Самодержавная власть низвергнута... Народ требует и добивается полной ликвидации старого режима, стремится вырвать с корнем остатки крепостничества и лишить всякой власти и привилегий аристократию. Это второй этап борьбы, только что начавшийся, ставящий своим лозунгом “ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА”. …Начавшаяся русская революция имеет более глубокие причины, чем недовольство самодержавием и неизбежно вызовет социальные потрясения. …Отсюда возникает третий этап борьбы, борьбы СОЦИАЛЬНОЙ, ставящей задачу уничтожения всяких привилегий, переход в руки общества производства, правильное и равномерное распределение продуктов труда».[9]
Затем, в апреле 1917 г. эту концепцию изложил Волин: «Первый этап русской революции – борьба народа с самодержавием, - завершился свержением последнего. …Второй этап представляется нам …в виде решительной борьбы за власть, …между либерально-буржуазным “республиканствующим” правительством и Советом. И этот, второй этап, завершится, вне всяких для нас сомнений, победой совета, т.е. победой той власти, которая выдвинута и поддерживается передовой, социалистической частью российского пролетариата и является первым шагом на пути к воплощению социал-демократической идеи. …Мы думаем, что после некоторого, более или менее продолжительного перерыва, борьба неминуемо возобновится. Начнётся третий и последний этап Русской революции… Начнётся борьба… между непосредственно и самостоятельно действующими на местах рабочими и крестьянскими организациями, переходящими к прямой экспроприации земли и всех средств потребления, производства и передвижения, …и – отстаивающей своё существование централистской социал-демократической властью, с другой стороны. Борьба между властью и безвластием».[10] Волин, подтверждая исполнение своих прогнозов, сказанное в апрельской статье дословно повторил в одной из работ начала октября 1917 г.[15] Положения этой теории стали главным обоснованием участия анархистов в левом блоке.
В начале марта 1917 г. анархистские публицисты предсказали попытку переворота, подготовленного лидерами либеральных партий, опирающихся на поддержку генералитета, русской буржуазии, дворянской аристократии и элит стран Антанты, как следствие конфликта между Советами (центром объединения левых сил), и Временным правительством (органом октябристско-кадетского блока).[11] Уже 5 (18) марта 1917 г. в газете «Рабочее знамя», органе российской анархистской эмиграции в Швейцарии писали: «Остановить революцию и совершить государственный переворот с целью захватить правительственную власть в свои руки, - такова программа, выдвинутая русской буржуазией. Обмануть народ обещанием ему самых широких, чуть не республиканских политических реформ и использовать его для своих, чуждых и враждебных народу целей… - такова тактика гучково-милюковского блока… Русская буржуазия мечтает сейчас о государственном перевороте по образцу младотурецкого переворота 1908 г. и ждёт своего Энвер-пашу в лице какого-нибудь русского Поливанов- или Брусилов-паши».[12]
В марте 1917 г. анархистские издания призывали к объединению «демократии» (представителей социалистических, рабочих и крестьянских организаций, органов революционного самоуправления) вокруг Советов с целью противодействия планам контрреволюционных сил, а затем - захвата власти и осуществления демократических реформ.[13] Аналогичную позицию в период с марта по октябрь 1917 г. выражали и максималисты. «Требованиям жизни настоящего удовлетворяют одни только Советы – Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Эти организации чисто классовые… В Советах более активные и сознательные элементы не отрываются от своей среды, а, сплачиваясь, своей практической деятельностью между собой, остаются на своих местах, действуя постоянно на массы и испытывая на себе влияние масс. …Советы – это те боевые организации, которые одни в силах дать решительный отпор всем попыткам контрреволюции», писал один из теоретиков ССРМ, А.А. Зверин.[14]
В отличие от ССРМ, анархисты вплоть до октября 1917 г. не выработали единой позиции по отношению к Советам. Часть теоретиков считала их инструментами контроля за рабочим и крестьянским движением со стороны лидеров политических партий. Например, МФАГ в своей «Декларации» призвала массы к бойкоту советов рабочих и солдатских депутатов.[15] Часть же анархистских публицистов противопоставляла Советам фабрично-заводские комитеты, как наиболее близкую интересам рабочего класса организацию. [16]
Ради сохранения единства левых сил «Коммуна» на время провозглашала отказ от осуществления программы социальной революции и даже актов «прямого действия» в экономической борьбе рабочих против буржуазии: «Отсюда вытекает задача революционной демократии смести все остатки крепостнического режима и провести в жизнь политические реформы в строго демократическом духе. Мы, анархисты, решили идти совместно с демократией к этой цели, пока наш враг не сломлен, покуда не преодолены внешние затруднения, т.е. продолжается война и временно отказаться от всяких попыток к осуществлению нашей конечной цели». И далее: «Мы, анархисты, в данный момент воздерживаемся от революционных выступлений против буржуазии: ни один капиталист теперь не пострадал от нападений анархистов».[17]
Уже 2 марта на общем собрании петроградских анархистов и эсеров-максималистов были сформулировано обращение к Петроградскому совету с изложением условий, на которых Петроградская организация анархистов была готова к совместным действиям «с другими социалистическими организациями».[18] 7 марта на заседании Совета это обращение озвучил Блейхман. Петроградские анархисты фактически выразили согласие с созданием однородного социалистического правительства. Их требования сводились к устранению из правительства и государственных учреждений «приверженцев старой власти» (вероятно, и представителей кадетов и октябристов); организации суда над царскими министрами; предоставлению свободы слова и типографий левым партиям; выдаче для борьбы с контрреволюцией оружия революционным организациям и их боевым дружинам; материальной поддержке освобождённых политзаключённых.[19] Другие условия, провозглашаемые на страницах анархистских изданий, сводились к введению демократической республики, удалению из армии монархически настроенных офицеров, выходу России из войны. Кроме того, в марте 1917 г. анархисты дважды требовали предоставить их представителю место в Исполкоме Петросовета.[20]