Еврейское Анархистское Движение

АNARCHY®WORLD

16-06-2008 14:35:47

Специфика темы Очерки Истории Еврейского Анархистского Движения

Изображение

[color="Red"]ПЕПЕЛ НАШИХ КОСТРОВ[/color]

Предлагаемая читателю книга является исправленным и расширенным вариантом книги "Очерки по истории еврейского анархистского движения"

http://www.avtonom.org/lib/theory/goncharok/idish-anarchism0.html

Не все исследователи еврейского анархистского движения согласны с термином анархо-идишизм применительно к истории всего движения. Д-р Мина Граур (Петах-Тиква) считает, что собственно идишистами, т.е. пропагандистами, “фанатиками” языка и культуры идиш было сравнительно небольшое число литераторов-анархистов; большинство же активистов Движения лишь использовало идиш для пропаганды анархизма в еврейских народных массах, для которых именно этот язык был родным.

АNARCHY®WORLD

16-06-2008 15:32:56

Изображение
оппозиционеры из движения Малохим

[color="Red"]Кропоткин и Хабад[/color]

Казалось бы, что может быть общего между великим русским анархистом и хасидским движением, прославившимся поддержкой ультраправого сионизма? Из-за сионистских тенденций, хабадские функционеры стоят особняком среди прочих хасидских направлений, в большинстве своем довольно далеких от сионизма, зато иногда сотрудничают с террористическим движением "Ках", которое даже по израильским законам справедливо считается фашистским. Тут необходимо заметить, что речь идет прежде всего о функционерах, а также о части пропитанных сионизмом израильских хабадников; большинство простых хабадников в мире - честные, трудолюбивые люди, далекие от политики, хотя они вынуждены время от времени соглашаться с сионистской пропагандой в силу принадлежности к движению.

Современный Хабад представляет собой, в значительной мере, сионизированную мутацию этого направления хасидизма, резко отличающуюся от оригинала. В 1980-е годы, когда молодые любавические хасиды из Израиля и США появились в СССР, некоторые местные старики-хабадники поначалу с трудом восприняли их не только как хасидов, но и как евреев вообще. Вместо привычного еврейского языка, идиша, эти молодые люди говорили на непонятном иврите; вместо характерной для российских евреев интеллигентности, вдумчивости и уважения к собеседнику, неохабадники порой поражали стариков своим жлобством, циничными капиталистическими настроениями и воинствующей ненавистью к арабам, доходящей по призывов к геноциду; вместо разнообразия семейных обычаев и традиций местного самоуправления, присущих раннему Хабаду, новое поколение принесло жесткую пирамидальную иерархию и унификацию, напоминающую армейскую дисциплину.

Хабадский акосмический монизм, обнаруживающий много сходства с буддизмом, отрицает безотносительное существование отдельных вещей и душ, и идентифицирует Бога с незыблемой сущностью реальности как таковой, лишенной каких бы бы то ни было конкретных качеств, включая персональность и субстанциальное существование. Посредством выполнения заповедей иудаизма, самодисциплины и медитаций, хабадник может достичь состояния битул - уничтожения независимого "я" и растворения в божественной Бесконечности. Безусловно, Хабад всегда был довольно аскетическим учением, однако хасидская самодисциплина, в изначальном понимании, вовсе не обязательно предполагает авторитарную иерархию. Напротив, в хасидском пантеизме, отрицающем абсолютность всех границ и иерархий, можно найти много общего с анархизмом Мартина Бубера и Густава Ландауера.

В истории религии эзотерические традиции играют двоякую роль: в сочетании с высокими социальными идеалами, они зачастую способствуют нравственному и социальному освобождению, помогая мистику-адепту побороть искушение земной власти и богатства. Однако, в комбинации с национализмом и слепым поклонением авторитетам, эзотерика играет порой разрушительную роль. К примеру, дзен-буддизм, популярная среди современных пацифистов религия, использовался в свое время японскими милитаристами для пропаганды фашизма. Точно также некоторые сложные концепции хабадской диалектики, в особенности идея особой отнологической значимости иудеев, превращаются в изложении некоторых современных хабадников в банальный шовинизм. К сожалению, многие хабадские функционеры, особенно в Израиле, занимаются распространением шовинистской и капиталистической псевдоэзотерики, чуждой традициям этого движения.

Митэлэр ребе, лидер второго поколения хабадского движения, провел в начале 19 века кампанию по обучению евреев ремеслам и организации еврейского крестьянства, в связи с указом царя Александра Первого, позволившим евреям основать земледельческие колонии за чертой оседлости; "Цемах Цедек", третий ребе Хабада, продолжил начинание своего отца. Десятки еврейских земледельческих колоний, в особенности в Херсонской и Екатеринославской губерниях, были заселены в течение 19 века преимущественно хабадскими семьями.

Вот как описывает шестой Любавический ребе, Йойсеф-Ицхок Шнеерсон, историю местечка Любавичи, основанного задолго до возникновения хасидизма:

Уже при появлении Любавичей в далеком прошлом фигурирует примечательная еврейская личность, память о которой сохранилась на протяжении поколений, вплоть до наших дней. Этого человека звали реб Меер. Он принадлежал к тем цадикам, которые желали жить только трудом собственных рук. Не желая оставаться на своей родине и вообще желая заложить новую основу для своего существования, а также существования других евреев, он оставил, вместе с еще тремя семьями, свой родной город или местечко, и пустился в путь искать где-либо заброшенный уголок, где он мог бы осесть на земле и питаться собственным трудом. Видимо, Реб Меер уже давно мечтал создать еврейскую колонию - мысль, которая была позже подхвачена любавичскими ребе и привела к весьма практическим результатам. Как рассказывают, этот реб Меер занялся построением колонии именно там, где находится местечко Любавич. Окруженная лесом и расположенная на берегах реки, эта земля оказалась удачным местом для колонии. Реб Меер и последовавшие за ним семьи взялись за работу – валили деревья в лесу и строили себе дома. Какое название, – если жители колонии задумывались над этим вообще, – было в самом начале дано этому маленькому поселению, неизвестно. Но имя Любавич, которым было позже названа эта основанная реб Меером колония, должно было представлять и характеризовать собою самого ее основателя.

Как рассказывают, отличался реб Меер своей большой любовью к людям – евреям и неевреям. Его любовь к своим братьям-евреям просто не знала никаких границ; не меньшую любовь он проявлял ко всякому человеческому существу. Он любил поговорку: тот, кто мил людям, найдет милость и в глазах Всевышнего. Понятно, что для того, чтобы находить милость в глазах людей, нужно проявить свою доброту и дружелюбие к каждому человеку, нужно быть готовым к самопожертвованию и делать людям только добро. И не только людей любил реб Меер, не только "избранного из всех творений" обожал он и уважал; он любил и обожал также любое Божье создание, будь то четвероногое животное, домашняя или вольная птица. Все живое он обожал и свято любил. Он повторял сказание наших мудрецов, что проявление любви к человеку доставляет большую радость Владыке мира.

Само собой разумеется, что этот реб Меер был большим благотворителем как по отношению к евреям, так и неевреям. Поэтому его имя сразу же приобрело известность во всей округе и еще дальше. О нем рассказывали всякие удивительные истории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда встал вопрос о наименовании нового поселения, основанного реб Меером, это имя должно было соответствовать характеру деятельности его основателя. Что явилось основной чертой реб Меера, если не любовь – любовь к евреям и неевреям, и даже к бессловесным существам? Поэтому назвали поселение "Люба", что означает любовь и по-русски, и по-польски. Позже к этому имени добавили окончание "вич" и получилось "Любавич". Таким образом Любавич стал символом братской любви: к евреям, неевреям, ко всему мирозданию и, понятно, любви к самому Всевышнему, Творцу вселенной.

(Воспоминания Любавического ребе, т.1 гл.1; перевод с идиша)

Трудно сказать, сколько в этой истории правды и сколько народных мечтаний. В истории еврейских местечек до сих пор больше белых пятен, чем исторических фактов. Как бы то ни было, жители Любавичей, включая самого ребе, считали идеалом именно такое устройство еврейской общины, близкое, судя по описанию, к коммуне. Поэтому неудивительно, что в первой половине 20 века, в эпоху расцвета еврейских радикальных движений, некоторые видные хабадники активно симпатизировали левым идеям.

Хабадский раввин Авром-Юда Хейн был духовным лидером города Новозыбкова, позже - Нежина, одного из центров любавического хасидизма на Украине. Он считал, что в задачу иудаизма входит разрушение национальных, классовых и религиозных преград, стараясь совмещать хасидизм с идеями Кропоткина и Толстого. В его сочинениях нередко встречаются анархические и экзистенциалистские сюжеты; в частности, рассуждая о возможности достижения праведности через грех, совершенный из любви к ближнему, он приводит пример Сони Мармеладовой, героини романа Достоевского. Эта, по сути антиномическая, идея, характерна также для некоторых направлениях польского хасидизма, в особенности в учении ребе из Ижбицы (Избицы). Раввин Хейн глубоко уважал анархизм и называл Кропоткина святым нашего времени.

До 1939 года раввин Хейн жил в СССР, затем уехал в Палестину. До самой своей смерти в 1958 году он боролся за мир с арабами и выдвигал близкие к анархизму идеи, из-за которых у него сложились напряженные отношения с сиониствующими хабадниками. Пример раввина Хейна был не единственным. Похожих позиций придерживался черниговский раввин-толстовец Юда-Лейб Дон-Яхья, который был, если я не ошибаюсь, тоже хабадником. Известно также, что Эрих Фромм почерпнул ряд радикальных идей у хабадского раввина Залмана Рабинкова, проповедовавшего мессианский утопический социализм.

Известный бобруйский раввин Шмуэл Александров, выпускник Воложинской ешивы, совмещавший интерес к Каббале и хасидизму Хабада с идеями Владимира Соловьева и других современных ему философов, был сторонником анархо-индивидуализма. Таким образом, среди хабадников первой половины 20-го столетия встречались сторонники всех основных направлений анархизма: коммунистического, пацифистского и индивидуалистического.

Следует заметить, что до провозглашения независимости Израиля в 1948 году Хабад в целом придерживался резко антисионистских позиций; любавический раввин Уриэль Циммер, автор брошюры Еврейство Торы и государство Израиль, был активистом движения Нетурей-Карта. Кроме того, в мире существует оппозиционная антисионистская группа Малохим, отколовшаяся от хабадского мейнстрима еще в 1930-е годы. Пятый Любавический ребе, Шолем Дов-Бер Шнеерсон, считал, что сионисты не могут иметь никакого отношения к хасидизму. Тем не менее, к сожалению, последний Любавический ребе, который в принципе отмежевывался от сионизма и даже порой высказывал антисионистские суждения, поддержал правых израильских политиков; за последние несколько десятков лет сионисты свили в Хабаде прочное гнездо, извратив социальные основы хасидского учения.

В Хабаде, как и у всех хасидов, принято отмечать йорцайт, годовщину смерти известных праведников.
Шват по еврейскому календарю - йорцайт Кропоткина, святого нашего времени, по выражению известного хабадского раввина.

Spirit

18-06-2008 03:27:35

Это анархиствующие ортодоксы, не более того... Ну, может тоже некоторый пример для мистиков от анархизма, или анархистов от мистики...

Среди евреев было много весьма заядлых анархистов (и не только среди анархистов, но даже и среди весьма антиеврейски настроенных политических движений)...

Но что-то не совсем похоже на национал-анархизм... Может, конечно слово "национал" вызывает там некоторый дискомфорт, но могли бы назваться сионо-анархистами... Или как там наука об евреях - гебраистика (от гебрю, хебрю - еврей) - гебранархизм, короче...


:)


А мистика всё же какая-то вязкая, прилипчивая среда

Goren

18-06-2008 04:34:06

Это тексты моего ЖЖ-френда, батько Тукса %)
http://friar-tux.livejournal.com/

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 10:11:58

'Goren писал(а):Это тексты моего ЖЖ-френда


Спасибо твоему другану за интересную информацию ! К сожалению маловато статеи в интернете по этои теме ))) если попадется еще какая информация большая просьба выложить на форуме .

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 10:17:29

'Spirit писал(а):гебранархизм
интересная версия )

Trinity

18-06-2008 11:24:07

Интересный материал, но я уверен, что анархистов-евреев быть не может. (ИМХО) Кто хочет понять почему - читайте Вильгельма Райха... ;)

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 12:32:49

'Trinity писал(а):Интересный материал, но я уверен, что анархистов-евреев быть не может. (ИМХО) Кто хочет понять почему - читайте Вильгельма Райха...




Не понятно в каком источнике написано у него про анархизм , если можно поподробнее ) да и сам Раих не очень на здорового чела похож сказалось наверное изолированное детство с деревянными игрушками, хотя все гении немного того ))) может я и ошибаюсь ,не читал . Вот биографическая справка >>>

Изображение

Биография

Семья

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года на Буковине в селе Добрынивцы, (теперь Заставнянского района Черновицкой области), тогда — немецко-украинской части Австро-Венгрии.

Его отецеврейский крестьянин среднего достатка — был властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.

Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и украинских детей. Несмотря на еврейские корни, его отец считал себя немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только по-немецки. Своего младшего брата Вильгельм воспринимал не только как товарища, но и как соперника. К матери Вильгельм испытывал сильные сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа, она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу; в результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года, так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой «болезни бедности» умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма.

Становление личности

После смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в свои руки, но в 1916 году Первая мировая война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии.

Профессия

Вхождение в психоанализ

В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета, а уже в следующем, 1919 году стал членом Венского Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике. Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой — будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.

В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой клиники. В 1924 году Райх стал директором первого в стране учебного института психоанализа; теперь уже преподавал и сам.

Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 году не избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов, а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения.

«Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? — Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти». (Из письма В. Райха)

Просветительская медицинская деятельность

В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает их Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья — здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.

Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.

Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты.

1. Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
2. Разрешение абортов.
3. Разрешение разводов. Отказ от признания законности брака значимой.
4. Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
5. Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
6. Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа. [1]

Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.

С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека (что признается позднейшими исследователями фашизма[источник?]), первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.

Райх уезжает а Данию. Свою первую жену, так и не разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше, и Райх женится на ней.

Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психололгические исследования в течение 5 лет в Осло.

Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром — в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов — основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.

Американский период

В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится немецкая эмигрантка Ильза Оллендорф, на которой он впоследствии женится.

В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое интегративное учение и основывает Институт оргона, который является базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой оргонической энергией. Её он наблюдает в своих лабораторных экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на доктрины современного экологизма и космизма.

В 1950 году он пытается создать аккумулятор этой энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию.

В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику, добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение.

Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду (пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.

В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа.

Райх и современность

«Разработанная Райхом леворадикальная критика семьи была продолжена в 60-е годы представителями Франкфуртской социологической школы (Адорно и М. Хоркхаймер), экзистенциализма (С. Бовуар, автор книги «Другой пол»). Она оказала также влияние на ряд направлений демократического движения: «новых левых», неофеминизм (К. Миллет, автор книги «Сексуальная политика»), негритянское движение в США (Э. Кливер, один из руководителей «Чёрных пантер») и даже на творческую интеллигенцию (драматургию Жана Жане)». [2]

«В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем, видимо, развивается мания преследования. У него растет опасение, что «грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять еще невиданную волну грязи и порнографии. Спустя восемь лет после его кончины эти опасения сбылись. Идеологи «новых левых», в частности, битников, вроде Алекса Гинзберга и Уильяма Берроу, подняли его имя на щит после почти полного забвения и, сумев соединить аргументацию Райха и его пафос с проповедью гомосексуализма, всевоз*можных половых извращений, а затем и потребления наркотиков, объявили его своим прямым идейным предшественником»[3], — так пишет в придисловии к книге Райха «Страсть юности» профессор Павел Семенович Гуревич — в наиболее объективном материале о В. Райхе. [4]

Несколько организаций по настоящее время продолжают исследования, начатые Райхом.

Источники

Библиография

* Массовая психология фашизма // Архетип, 1995, № 1, с. 91-97
* Массовая психология фашизма // Свободная мысль, 1992, № 10, с. 113-21
* Посмотри на себя, маленький человек. М., 1997. - 111 с
* Психология масс и фашизм. СПб., 1997. - 380 с [5] Критика книги [6]
* Сексуальная революция. СПб.-М., 1997. - 352 с
* Сексуальная революция. Борьба за "новую жизнь" в Советском Союзе. Тверь, 1992. - 113 с
* Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб. - М., 1997. - 303 с
* Характероанализ. М., 1999. - 303 с
* Страсть юности
* Анализ личности
* Анализ характера
* Посмотри на себя, маленький человек!

Книги Райха в библиотеке koob.ru: http://www.koob.ru/reich/

Spirit

18-06-2008 12:50:46

Райх не анархист, а сексуальный революционер. То есть автор самого понятия - сексуальная революция...

Непонятно только, какой монумент ему ставить... Вот ленин везде стоит , указывая рукой путь в будущее - характерный жесть для вождя пролетариата...

Чем и куда должен указывать Райх - возможны варианты...

:)

Spirit

18-06-2008 12:55:09

Trinity писал(а):Интересный материал, но я уверен, что анархистов-евреев быть не может. (ИМХО) Кто хочет понять почему - читайте Вильгельма Райха... ;)



Так вроде были же... И у Махно...

Другое дело для полноты картины нужно быть анархистом в своей среде, потому и интересно, есть ли анархисты в самом Израиле...

В этом, кстати, и большой смысл национал-анархизма как направления...

Есть простой алгоритм - нужно обращаться к достоверному историческому опыту, для чего то и опыт может пригодиться...

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 13:16:31

'Spirit писал(а):интересно, есть ли анархисты в самом Израиле...


Анархисты "обесточили" Иерусалим и Тель-Авив

В ночь на 5 декабря на дверях подъездов сотен домов в Иерусалиме и Тель-Авиве появились официальные объявления Электрической компании о прекращении подачи электроэнергии. Вскоре выяснилось, что объявления фиктивные. Они были развешаны анархистами и левыми активистами на фоне энергетических санкций против сектора Газы.

Фиктивные объявления в точности скопированы с официальных объявлений Электрической компании. По словам одного из организаторов акции Адара Грайвски, главная задача этого мероприятия – пробудить общественное мнение от спячки, указав на беззакония, которые творит Израиль по отношению к палестинскому населению сектора Газы.

Напомним, что несколько дней назад Высший суд справедливости (БАГАЦ) разрешил правительству сократить поставки бензина и солярки в сектор Газы. На стадии рассмотрения в БАГАЦе находится также предложение министерства обороны о поэтапном сокращении объемов электроэнергии, которую Израиль поставляет в сектор.

"Мы хотим, чтобы простые граждане Израиля почувствовали на себе, что такое жизнь в условиях гуманитарной катастрофы", - говорят левые активисты.

А полиция тем временем рассматривает вопрос о привлечении организаторов акции к ответственности за обман населения.

источник >>> http://www.eleven.co.il/article/10219

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 13:20:15

[color="Red"]АНАРХИЗМ В ИЗРАИЛЕ.[/color]

Существует очень небольшое количество опубликованных материалов, связанных явлением идиш-анархизма в Государстве Израиль. Основным источником является книга Йосефа Людена "Краткая история анархистской мысли", две главы которой посвящены этой теме

http://www.jewniverse.ru/biher/goncharok/anarchie/6.html

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 13:25:29

Изображение

Содержание:

* Еврейский анархизм
* Участие евреев в нееврейских анархистских движениях
* Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству Израиль
* Анархизм в Израиле

http://www.eleven.co.il/article/10219

[color="Red"]АНАРХИЗМ В ИЗРАИЛЕ.[/color]

Существует очень небольшое количество опубликованных материалов, связанных явлением идиш-анархизма в Государстве Израиль. Основным источником является книга Йосефа Людена "Краткая история анархистской мысли", две главы которой посвящены этой теме

http://www.jewniverse.ru/biher/goncharok/anarchie/6.html

Spirit

18-06-2008 13:28:58

АNARCHY®WORLD писал(а):Анархисты "обесточили" Иерусалим и Тель-Авив

В ночь на 5 декабря на дверях подъездов сотен домов в Иерусалиме и Тель-Авиве появились официальные объявления Электрической компании о прекращении подачи электроэнергии. Вскоре выяснилось, что объявления фиктивные. Они были развешаны анархистами и левыми активистами на фоне энергетических санкций против сектора Газы.

Фиктивные объявления в точности скопированы с официальных объявлений Электрической компании. По словам одного из организаторов акции Адара Грайвски, главная задача этого мероприятия – пробудить общественное мнение от спячки, указав на беззакония, которые творит Израиль по отношению к палестинскому населению сектора Газы.

Напомним, что несколько дней назад Высший суд справедливости (БАГАЦ) разрешил правительству сократить поставки бензина и солярки в сектор Газы. На стадии рассмотрения в БАГАЦе находится также предложение министерства обороны о поэтапном сокращении объемов электроэнергии, которую Израиль поставляет в сектор.

"Мы хотим, чтобы простые граждане Израиля почувствовали на себе, что такое жизнь в условиях гуманитарной катастрофы", - говорят левые активисты.

А полиция тем временем рассматривает вопрос о привлечении организаторов акции к ответственности за обман населения.

источник >>> http://www.eleven.co.il/article/10219


Это может и благородно, но явный перебор... В секторе Газа должны быть свои анархисты, которые бы протестовали против обстрела ракетами, к примеру...

Честно говоря, я совсем НЕ юдофил, просто стараюсь ко всему отсосться не предвзято...

Это не столько анархизм, сколько пацифизм...

По моему в таких ситуациях надо договариваться между анархистами с разных сторон о совместных акциях по росту взаимопонимания... А если на той стороне нет никаких анархистов, то зачем защищать чужие интересы, да ещё на фоне конкретных реалий, прилетающих с той стороны...

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 13:44:04

Израильские анархисты поддержали палестинцев

И не на словах, а на деле. Недалеко от так называемой "стены безопасности", которая, по замыслу Иерусалима, должна разделить Палестинскую автономию(ПА) и Израиль, не менее 30-ти активистов движения "Анархисты против стены"(АПС) похитили два танка, предназначавшихся к ремонту, навесили на них плакаты, требующие остановить проведение военных операций в Газе, и проехали на этих бронемашинах несколько десятков метров. Очевидцы рассказывают, что, хотя с танков было снято вооружение, прибывший на место полицейский наряд поначалу растерялся, ибо не знал, как остановить "танкистов".

Леворадикальная АПС является молодежным филиалом более крупной организации Шалом Ахшав (Мир сейчас, МС), уже несколько десятков лет выступающей с требованием немедленного освобождения всех территорий, захваченных Израилем в ходе Шестидневной войны в июне 1967 года. В феврале 1983 года во время демонстрации сторонников этой организации в Иерусалиме, в толпу демонстрантов была брошена бомба.Эмиль Гринцвайг, один из лидеров МС, был убит, несколько десятков человек получили ранения. Нынешний генеральный секретарь МС Ярив Оппенгеймер несколько раз обращался в полицию с требованием найти авторов листовки, в которой он усмотрел призыв к насильственным действиям по отношению к себе.

Вечером 18-го ноября из Сдерота в сторону контрольно-пропускного пункта "Эрез" выехала автоколонна, возглавляемая активистами МС. На бамперах автомашин плакаты - "Только политические переговоры остановят Касамы".

Деятельность МС и АПС поддерживается левой сионисткой партией Мерец (Молния). Лидер этой партии депутат кнесета Йоси Бейлин в интервью радиостанции "Решет Бет" призвал премьер-министра Ольмерта отправить в отставку вице-премьера и министра стратегического планирования, лидера партии Наш Дом - Израиль Авигдора Либермана. По мнению Бейлина, призыв Либермана в ответ на ракетные обстрелы атаковать территорию ПА, следует расценивать как экстремистские, мешающие установлению мира в регионе.

Израильские анархисты нередко координируют свои действия с организациями израильских арабов и палестинцев. Так, в конце прошлого месяца (в октябре) в Хайфе прошла демонстрация, в которой приняли участие более 4-х тысяч евреев, израильских арабов и палестинцев. Демонстранты выкрикивали лозунги: "За справедливый мир и полное равенство".

продолжение >>>

http://www.jew.spb.ru/ami/A386/A386-032.html

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 14:08:06

Изображение

Палестинцы и израильские анархисты сломали ворота в разделительной стене

Война без начала и конца
Палестинские боевики взорвали израильский блокпост. Израильтяне ответили вертолетной атакой.
29.06.2004
В понедельник жители палестинской деревни Кафр Зейта (Kafr Zeita) и активисты движения против строительства разделительной стены между Израилем и Западным берегом осуществили первую успешную попытку разрушить ворота в уже построенном участке ограждения, сообщается на сайте газеты Ha'aretz.

Во взломе ворот приняли участие представители движения "Международная солидарность" (International Solidarity Movement) и израильской организации "Анархисты против стены". Вместе с жителями деревни, расположенной к северу от Тулькарма, они выбрали момент, когда поблизости не было представителей Армии обороны Израиля, и начали ломать конструкцию. Когда на место происшествия прибыл первый израильский патруль, ворота уже были открыты.

По словам представителей "Анархистов против стены", их ничто не остановит в стремлении сломать разделительную стену. Инцидент возле Тулькарма стал частью масштабного марша протеста по всему маршруту стены от Дженина до Иерусалима. Планируется, что акция завершится в течение двух недель.

Между тем ранее в понедельник стало известно, что Министерство обороны Израиля одобрило план расширить одно из крупнейших еврейских поселений на Западном берегу Маале Адумим (Ma'aleh Adumim). Министр обороны Шауль Мофаз подтвердил, что еще два месяца назад правительство выдало разрешение на освоение дополнительных 600 домовладений в нескольких километрах к востоку от Иерусалима.

Великобритания и США уже высказались против этого решения, которое не согласуется с планом мирного урегулирования. Предполагалось, что израильские поселения останутся в тех же границах и не будут расширяться.

Министр обороны также рассказал, что в соответствии с недавним решением израильского Высшего суда справедливости, предписывающего учитывать права палестинцев при строительстве стены, площадь палестинской территории, которая окажется на израильской стороне, должна уменьшиться с 1300 гектаров до 700.

источник >>>

http://lenta.ru/mideast/2004/08/03/gates/

Spirit

18-06-2008 18:12:26

Интересно... Получается израильские анархисты защищают интересы тех, кто победив уничтожит израильских анархистов... Оно конечно на местах виднее, но очень напоминает самоубийство и мазохизм...

АNARCHY®WORLD

18-06-2008 22:08:44

'Spirit писал(а):Интересно... Получается израильские анархисты защищают интересы тех, кто победив уничтожит израильских анархистов... Оно конечно на местах виднее, но очень напоминает самоубийство и мазохизм...


ок ))) но факт есть факт

Кащей_Бессмертный

18-06-2008 22:35:28

среди анархистов всегда было много евреев :)

Spirit

19-06-2008 04:48:02

Кащей_Бессмертный писал(а):среди анархистов всегда было много евреев :)



Среди русских националистов ............................

:):):)

Spirit

19-06-2008 04:54:16

АNARCHY®WORLD писал(а):ок ))) но факт есть факт


Такие факты - или детский сад, или какая-то сложная работа спецслужб (своих и чужих)...

Может то и другое вместе, как бывает не так уж редко...

В любом случае, тот, кто искренне считает, что в таком подходе что-то есть - окажется в проигрыше...

Надо играть в свою игру, а не убеждать свою команду, что не надо отбирать мяч у противника и сильно бить по ихним воротам, так как у них было тяжёлое детство...

Goren

19-06-2008 07:10:21

'АNARCHY®WORLD писал(а):Спасибо твоему другану за интересную информацию ! К сожалению маловато статеи в интернете по этои теме ))) если попадется еще какая информация большая просьба выложить на форуме .

Да попроси его, он ещё напишет. Я сам сейчас не могу писать в ЖЖ, бо меня там побанили...

Дубовик

10-07-2008 13:58:36

Spirit писал(а): Но что-то не совсем похоже на национал-анархизм... Может, конечно слово "национал" вызывает там некоторый дискомфорт, но могли бы назваться сионо-анархистами... Или как там наука об евреях - гебраистика (от гебрю, хебрю - еврей) - гебранархизм, короче...

Анархисты, которые вели деятельность среди еврейского населения стран Европы и Америки, называли себя идиш-анархистами. Тем самым подчеркивая, что они не националисты ("анархо-сионисты") и не еврейские анархисты, а лишь используют тот язык, на котором разговаривают вокруг них, т.е. идиш.

Spirit

10-07-2008 14:37:42

Лингво-анархизм это ещё одна идея...

Впрочем, уже есть подобный проект - "албанский"...

Дубовик

10-07-2008 15:43:55

Ничего не понял... Спирит, вы о чем?

АNARCHY®WORLD

10-07-2008 17:28:23

Анархизм среди евреев

в последней четверти XIX - начале ХХ вв.

Возникновение Движения.

Еврейский анархизм возник и оформился в Западной Европе и Северной Америке в середине 80-х гг. XIX в. в среде эмигрантов из Российской империи. Массовый выезд еврейских бедняцких масс за границу в значительной степени был обусловлен волной погромов, прокатившихся после убийства народовольцами Александра II. Прибывавшие в Лондон и Нью-Йорк люди, относившиеся, в основном, к неимущим слоям - ремесленники и мелкие торговцы - довольно охотно шли навстречу радикальной пропаганде. Растерянные, не имевшие в первые годы своего пребывания на чужбине постоянного жилья, не знавшие других языков, кроме идиш и русского (который многие необразованные бедняки знали тоже не очень хорошо), евреи-эмигранты были вынуждены зарабатывать на жизнь себе и своим многодетным семьям тяжёлым физическим трудом, вдобавок - как правило - плохо оплачиваемым. Мужчины, женщины, подростки шли на фабрики, заводы, в ремесленные мастерские, где среди коренных рабочих местные анархисты и социалисты уже давно - с 1870-х гг. - вели свою агитацию. Отголоски воспоминаний о том времени можно заметить в романах Генри Рота, Бернарда Меламуда или Герберта Уэллса (без особой симпатии описавшего новых иммигрантов в одном из своих фантастических романов). Адаптация еврейских эмигрантов в новых странах проживания проходила относительно быстро в силу местных, более или менее демократических, норм и законов, и значительно менее ярко выраженного антисемитизма в общественной жизни, чем в стране исхода. Но, тем не менее, несколько десятков лет, до первой мировой войны, общая неустроенность, мессианские чаяния, воспитанные с детства в хедерах и иешивах, а также холерический темперамент новопри- бывших позволили революционной пропаганде завербовать массу еврейских эмигрантов в адепты радикального переустройства мира.

Именно в Англии и США (в первую очередь - в Лондоне и Нью-Йорке) среди российских эмигрантов получил международный анархизм своих самых преданных, самых верных сторонников. Выходцы из "черты оседлости" находились в очень тяжёлых экономических условиях; зачастую, чтобы добыть средства к существованию, они по 12-16 часов в сутки работали в "потогонных" мастерских и не видели никакого просвета впереди. Зачастую мечты о справедливой жизни перемешивались у них с озлобленностью на окружающую действительность. Соответственно они начинали относиться к достаточно равнодушному к их нуждам обществу (включая иногда даже местные еврейские зажиточные общины), - как к классово враждебной системе, которую необходимо разрушить.

Ни в Англии, ни в США не существовали влиятельные марксистские партии, а традиционный англосаксонский тред-юнионизм был совершенно чужд еврейским эмигрантам.

Именно анархисты первыми обратили внимание на потенциальных союзников своей идеологии в их среде. Если евреев-эмигрантов в 1870-х гг. в Англии и США было ещё немного и идеи такого провозвестника социализма в еврейском мире, как А.Либерман (то, что историки позднее охарактеризовали как еврейскую писаревщину), не привлекали особого внимания, - то положение радикальным образом переменилось после 1881 г., когда восточноевропейские эмигрантские массы хлынули в пределы Соединённого королевства. И именно к этому периоду относится изменение подхода к еврейскому вопросу со стороны западноевропейских социалистов, прежде вербовавших союзников лишь среди французов, немцев, итальянцев или испанцев. Антиеврейские настроения Прудона и Бакунина, не видевших в 1850-х - 1870-х годах революционного потенциала в "народе-паразите", состоявшем тогда из "торговцев и разносчиков", сменились ярко выраженным "интернационализмом для всех" и даже филосемитизмом в среде их учеников.[1]

В разночинский период русского освободительного движения лишь незначительное число евреев участвовало в революционной деятельности, хотя в кружках бакунистов (т. н. "бунтарское" направление народничества) их было немало, особенно в юго-западных районах Империи. Лишь позднее, в период активной деятельности П.А.Кропоткина за границей, в первую очередь в Англии, евреи массами "пошли в революцию". Именно опальный князь заметил этот потенциал бедняцких, бывших местечковых, слоёв, бежавших от погромов и беспросветной нужды в демократическую Европу. Высочайшая личная порядочность, отсутствие национальных предрассудков, эрудиция и, в конце концов, женитьба на еврейке,[2] безусловно располагали их к Кропоткину. Многими личными качествами он выгодно отличался от Бакунина, такого же русского аристократа, но наделённого многими недостатками, свойственными тому сословию, из которого происходили они оба.

Уважение к личности Петра Алексеевича при жизни и преклонение перед его памятью на протяжении долгих десятилетий - характерная черта еврейской ветви Движения. Самое большое количество публикаций в анархистской периодике на идиш, связанных с мемуаристикой и исследованиями социальной философии анархизма, прямо или косвенно касается имени Кропоткина. Самое известное анархистское книгоиздательство на идиш носило его имя (книжный центр при קראָפּאָטקין קולטור-געזעלשאַפט - Кропоткин культур гезелшафт - Общество культуры им. Кропоткина, США). В Аргентине в 1947 г. был издан на идиш знаменитый "Кропоткинский сборник", включавший воспоминания о Петре Алексеевиче многих известных анархистов ("Кропоткин-замлбух", издательство группы "Давид Эдельштадт", Буэнос-Айрес).[3] Воспоминаниями, печатавшимися в газетах, речами и выступлениями на митингах, торжественными заседаниями, другими мероприятиями отмечался ежегодно йорцайт, день смерти великого анархиста; и происходили эти мероприятия, организовывавшиеся ерейскими анархистами, вплоть до 1980-х годов, пока существовали для этого физические и финансовые возможности (к этому времени давно прекратили свою деятельность русские эмигрантские анархистские группы и федерации).

Материалы же на темы, связанные с именем Бакунина, в анархистской литературе и журналистике на идиш появлялись относительно часто лишь в начальный период существования Движения, и постепенно, с течением времени, почти сошли на нет. [4]

Анархизм, как движение, отрицающее государственную власть, основанную на законах, имеющих принудительную силу, нашло в 1880-х гг. идейных союзников как среди еврейского населения западных областей Российской империи (Литва, Польша), так и в среде еврейских эмигрантов, уезжавших из России в Западную Европу (в первую очередь, в Англии) и Америку (в первую очередь, в США и Аргентине).

"Пропаганда анархизма концентрировалась, - сообщал Н.Рогдаев в докладе международному анархистскому конгрессу в Амстердаме в 1907 г.- главным образом в Женеве и Лондоне; в первом городе - среди русской молодёжи, во втором - среди многочисленного еврейского пролетариата, в квартале Уайтчепель".[5]

Первая анархистская группа в Российской империи возникла весной 1903 г. в Белостоке и состояла целиком из евреев.[6] Примерно в то же время возникают группы в Лодзи, а в период первой русской революции анархистские группы охватывают многие населённые пункты Литвы и Польши, в тех районах, где компактно проживало еврейское население.[7]

Анархистские журналы на идиш זשערמינאַל "Жерминаль" и דער הילף-רוף "Дер Хильф-руф", выходившие в Лондоне, ориентировались, в первую очередь, на идишеязычных жителей "черты оседлости" Российской империи. Печатаясь на Западе, они доставлялись нелегально в Россию, где находили своего массового читателя.[8]

В Женеве в августе 1908 г. вышел один выпуск газеты на идиш "Ди анархие". В подзаголовке значится: "Орган говорящих на идиш русских анархистов". Издание предназначалось для нелегальной переправки в Россию.

АNARCHY®WORLD

10-07-2008 17:28:46

Среди еврейских иммигрантов в США и Англии анархистское движение добилось большого успеха, как уже было сказано выше. В Лондоне в 1885 г. был создан "Международный клуб по просвещению трудящихся", известный по названию улицы, где он находился, как "Бернер-стрит клаб". Клуб состоял из евреев. Сначала его членами были также социал-демократы, но под влиянием П.А.Кропоткина, бежавшего к тому времени из сибирской ссылки и обосновавшегося в Лондоне, клуб превратился в центр анархистского движения. Именно там увидел свет דער אַרבייטער פריַינד "Дер арбейтер фрайнд" ("Друг рабочего"), легендарная анархистская газета на идиш, выходившая с перерывами на протяжении более чем 30 лет; его главным редактором был немец Рудольф Рокер (так же как и Кропоткин, женатый на евנейке - Милли Виткоп), специально выучивший идиш, и проявивший большую активность среди еврейских рабочих.

В 1880-х - 1890-х гг. анархизм пользовался большим успехом среди еврейских иммигрантов в Англии, и некоторое время его приверженцы составляли большинство в еврейском рабочем движении. С течением времени многие интеллигенты, руководившие еврейскими анархистскими группами в Британии, уехали в США, где поле для пропаганды среди российских эмигрантов было гораздо шире. "Арбейтер фрайнд" продолжал выходить в Лондоне, но при этом большинство его читателей жило в Нью-Йорке.

Круги, группировавшиеся вокруг газеты Р.Рокера, являлись связующим зגеном между различными еврейско-анархистскими группами и движением английских анархистов. Своё влияние "Арбейтер фрайнд" сохранял вплоть до первой мировой войны. Рокер был сторонником "пропаганды действием" ("пропаганде дер тат"), идеи "практического анархизма", выдвинутой Й.Мостом. "Арбейтер фрайнд", так же как и другие анархистские газеты этого времени, занимал космополитическую позицию в национальном вопросе.

В США в середине 1880-х гг. еврейские анархисты создали группы "Пионире дер фрайхайт" ("Пионеры свободы") и основали ряд газет. Большинство которых вскоре прекратило существование, за исключением "Фрайе арбетер штиме" ("Свободный рабочий голос"), побившей рекорды долголетия: начавшая выходить в июле 1890 г., она закрылась в декабре 1977 г.

Возникновение анархистских групп в Северной Америке было связано с влиянием на еврейскую рабочую среду немецких анархистов-эмигрантов, в первую очередь Йоганна Моста, с которым близко познакомились первые вожди "Пионеров свободы" - Александр Беркман и Эмма Голдман.

Демократические нормы Европы и Америки давали возможность развиваться анархистским группам и федерациям относительно беспрепятственно. Именно этим можно объяснить рост и развитие анархистского движения на Западе, совершенно официально организовывавшего газеты, журналы, клубы, прово- дившего собрания, встречи и другие меропрטятия. В Западную Европу и США уезжали революционеры-эмигранты из царской России, селились и работали там, в общем, беспрепятственно. Вид на жительство они, как правило, получали довольно легко.

В пределах Российской империи, напротив, еврейский анархизм, как, впрочем, и другие революционные течения, не мог развиваться свободно. Практически все анархистские организации и кружки в России очень быстро прекращали существование в силу преследований со стороны царской полиции. У еврейских анархистских групп не создалось тех политических и культурных традиций, что были характерны для соответствующих кругов, сформировавшихся в эмиграции. Не было создано каких-либо долговременных объединений, федераций, связанных с рабочим движением. Большинство активистов групп, формировавшихся в пределах "черты оседлости", довольно быстро оказались за решёткой, были убиты или же вовремя успели эмигрировать.

Необычайно трудно проследить за судьбой анархистской прессы на идиш, издававшейся непосредственно в России. Для неё характерны кратковременность издания, малое число сотрудников, слабая полиграфическая база. Всё это, опять же, являлось следствием преследований властей. Газеты выходили в подполье.

В Варшаве в августе 1908 г. вышел один выпуск газеты на идиш "Ди революцион штиме" די רעוואָלוציאָן שטימע - "Революционный голос". В Вильне в сентябре-октябре 1911 г. был выпущен первый и последний номер анархистского журнала на идиш "Дер юнгер ид" ("Молодой еврей") под редакцией Зеева-Вольфа (Владимира) Гордина, брата знаменитого Абы Гордина, будущего идеолога российского пананархизма. Журнал был посвящён вопросам педагогики.[9]

По косвенным данным, в Белостоке существовала подпольная типография газеты "Анархия" под редакцией Энгеля, распространявшаяся короткое время среди евреев ближних районов. Типография была разгромлена войсками и черносотенцами в ходе знаменитого белостокского погрома.[10]

Еврейско-анархистские группы существовали в Белостоке, Вильно, Гродно, Ковно, Варшаве и Одессе.[11]

Во Франции в период, предшествовавший первой мировой войне, существовали еврейские анархистские группы, состоявшие целиком из российских эмигрантов. Большинство же местных евреев-анархистов не имело прямого отношения к этим группам и входило во французские организации и кружки - как, например, известный Бернар-Лазар (он же Мариус, 1856-1903), не испытывавший особого тяготения к анархо-идишистам (собственно, он не знал и самого языка идиш). Специальных исследований на эту тему не обнаружено, за исключением воспоминаний ряда лиц, публиковавшихся на протяжении десятилетий в анархистской идишской прессе (в первую очередь, в ФАШ - "Фрайе арбетер штиме"). В Германии еврейского анархистского движения, подобного аналогичным кругам в США и Англии, не существовало. Такие известные анархисты-евреи, как Густав Ландауэр, Эрих Мюзам, Георг Штайн, представляли немецкий анархизм. Массовой базы для развития идишеязычного ответвления анархизма в Германии не было.

Х.Зелигман в статье "Евреи", опубликованной в германской "Энциклопедии анархизма", пишет:

"Специального еврейского анархистского движения в Аргентине не возникло. Там тоже концентрировались в больших городах еврейские эмигранты. Они имели свои школы, издательства и пр. Само собой разумеется, и свои партии. Но еврейские анархисты не организовывались в единое еврейско-анархистское движение, а интегрировались в общем анархистском движении страны, например, в FORA. Только в анархистской газете "La Protesta" публиковалась одно время, с 1906 г., страница на идиш, информировавшая не говоривших по-испански участников движения."[12]

К этому можно добавить, что в еврейско-анархистском мире Аргентины, тем не менее, со временем появилась своя пресса на идиш и разного рода кружки и общества, поддерживавшие тесную связь с единомышленниками в США и Европе. С 1936 г., на протяжении десятилетий, например, в разных редакциях, с перерывами, выходила газета דאָס פריַיע וואָרט "Дос фрайе ворт" ("Свободное слово"), просуществовавшая до второй половины 1970-х гг., и связанная с "Еврейским рационалистическим обществом" (Yidishe ratsionalistishe gezelshaft), о котором шла речь в первой главе. Существовали и другие газеты. При Рационалистическом обществе с 1930-х до 1970-х гг. существовало книгоиздательство. Общество было тесно связано с различными культурно- просветительными идишистскими организациями США и Западной Европы, в первую очередь, с нью‏-йоркской "Идиш-лигой". Участники идиш-анархистише бавегунг в других странах характеризовали небольшие круги аргентинских собратьев именно движением.

Мы рассмотрели возникновение и начальный период деятельности еврейского анархистского движения. Характерными его чертами являлись формирование в среде выходцев, в основном, из Российской империи, а также привязанность к языку идиш. Последнее проявлялось отчётливо на протяжении всего столетия существования Движения, - даже в период, последовавший за окончанием второй мировой войны, когда идиш перестал являться разговорным языком еврейских масс.

источник [color="Blue"]>>>[/color]

http://www.jewniverse.ru

АNARCHY®WORLD

10-07-2008 17:50:34

Изображение

Анархисты

Процесс складывания анархистских концепций в России занял не один десяток лет и имел свои особенности. В 40 - 50-е годы XIX в. элементы анархических идей прослеживаются у А.И. Герцена, петрашевцев, других радикально настроенных представителей освободительной мысли; в это же время со своими произведениями, в которых излагались теории анархизма, выступили М. Штирнер и П.Ж. Прудон. Как массовое революционное движение анархизм оформился и начал играть определенную роль в системе общественно-политических взглядов народников в 70-х годах XIX в., под влиянием идеи выдающегося мыслителя и революционера М.А. Бакунина (1814 - 1876).

Стремясь к осуществлению социальной революции, М.А. Бакунин первое место выдвигал борьбу с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства. Бакунин знал только единственную форму революционной борьбы — немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организацию на его развалинах снизу вверх вольного братского союза "вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих безгранично, потому что свободно, людей всех языков и народностей".

Дальнейшее развитие анархистской доктрины связано с именем П. А. Кропоткина. В своих работах конца 70-х — начала 90-х годов XIX в. ("Речи бунтовщика", "Завоевание хлеба", "Анархия, её философия, ее идеал", "Государство и его роль в истории" и др.) он изложил концепцию анархо-коммунизма. В своих построениях значительное место Кропоткин уделял вопросам теории революции, которую он считал закономерным явлением исторического процесса, «резким скачком вверх», который должен был привести к полному уничтожению всех государственных институтов и учреждений.

В начале XX в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм, вновь заявил о себе как об общественно-политическом движении. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов под названием "Группа русских анархистов за границей", издавшая воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия (Л. В. Иконникова).

В 1900 - 1904 гг. небольшие группы российских анархистов-эмигрантов появляются и в других государствах (в Болгарии, Германии, Соединенных Штатах, Франции). В 1904 г. соотечественниками были созданы крупнейшие анархические издательские центры, предназначенные для издания и распространи, анархической литературы как за границей, так и в России: "Издательская группа "Анархия" (Париж, лидер — Б. Я. Энгедьсон) и "Группа русских рабочих анархистов-коммунистов" (Лондон, лидер Кропоткин).

Принципиально новым фактом в деятельности этой организаций было их тесное организационное сотрудничество с социалистическими и анархистскими кругами различных стран мира.

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащейся молодежи. Уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г.—29 групп в 27 населенных пунктах Северо-Запада, Юго-Запада и Юга страны.


Вскоре усилиями первых российских пропагандистов анархизма сформировались три крупных центра анарходвижения — Белосток, Екатеринослав и Одесса. Свою ведущую роль организации этих городов подтвердили и в революции 1905—1907 гг., став центрами движения.

Менее сильные формирования анархистов в это же время существовали на Юго-Западе (Житомир — Каменец-Подольский — Киев), в Центральном районе (Н. Новгород — Саратов — Пенза), на Северном Кавказе и в районе Придонья. В Закавказье центрами анархистов были Тифлис, Кутаиси, Баку. Незначительную роль в анархистской среде играли организации Прибалтики и Польши. Анархические организации на огромных территориях Урала, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока были представлены единичными формированиями.

В годы революции существенно возросла численность анархических организаций. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 городах и населенных пунктах), в 1906 г. - 221 (в 155 городах) и в 1907 г., считавшемся «вершиной» движения, в стране уже действовало 253 формирований в 180 городах и населенных пунктах. В целом за 1903— 1910 гг. деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи, в 51 губернии и 7 областях.

За эти же годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек (период революции их насчитывалось немногим более 5 тыс. человек. В организационной структуре анархистских образований имелись особенности. Среди анархистов преобладали сравнительно малочисленые группы (от 3—6 до 30 членов), но встречались и крупные формирования (федерации) групп с большим числом участников (от 80 – 90 до 150—200 человек) с разветвленной сетью кружков и «сходок» для различных категорий и слоев населения.

Социальную основу анархистского движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочего класса, недовольные существующими порядками, но слабо представлявшие пути и средства борьбы с ними. В составе анархистских организаций наблюдалось почти полное отсутствие рабочих ведущих отраслей промышленности, зато обильно были представлены труженики сферы услуг — сапожники, портные, кожевенники, мясники и т. д.

В движении преобладали евреи (по отдельным выборкам их численность достигала 50%), русские (до 41%), украинцы. Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самыми пожилыми были основатель Движения П. А. Кропоткин (родился в 1842 г.) и его ближайшая последовательница Мария Гольдсмит (в 1858 г.).

В годы первой российской революции в анархизме явственно опое делились три основных направления: анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм, которые были обособлены друг от друга. Помимо различий программных и тактических они имели собственные печатные органы, определенные сферы социального влияния, регионы действий.

Такое положение в анархистском движении сложилось не сразу. Накануне и в первые месяцы революции 1905 г. большинство анархистских групп состояло из последователей теории П.А. Кропоткина, анархистов-коммунистов (хлебовольцев). Стратегические и тактические задачи хлебовольцев в революции были намечены на их I съезде в Лондоне (декабрь 1904 г.). Целью действий анархистов объявлялась "социальная революция, т. е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом".

Главными методами анархистской борьбы в России провозглашались "восстание и прямое нападение как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров". Вопрос о применении личных террористических актов должен был решаться только местными жителями, в зависимости от конкретной ситуации.

На II съезде в Лондоне, состоявшемся 17—18 сентября 1906 г, вопросы стратегии и тактики хлебовольцев в революции получили дальнейшее развитие и конкретизацию. Важнейшим документом съезда была написанная Кропоткиным резолюция об экономическом и политическом моменте в революции, в которой давалась оценка и раскрывался характер революции, уточнялись задачи анархистов. В вопросах организации всячески поощрялись самостоятельность и независимость в действиях анархистов.

Крупными, идеологами и организаторами "анархо-синдикализма" в России были Яков Исаевич Кирилловский (Д.И. Новомирский) Борис Наумович Кричевский, Владимир Александрович Поссе. Значительная часть сторонников этого течения воспитывалась на дискуссиях об отношении к синдикализму, продолжавшихся из года в год на страницах анархистских печатных органов различных направлений.

Д.И. Новомирский, возглавлявший в годы революции 1905—1907 гг. организации синдикалистов в Одессе, в брошюрах "Программа синдикального анархизма", "Манифест Анархистов-Коммунистов", в уставе Всероссийского Союза Труда и программе "Южно-Русской группы анархистов-синдикалистов" последовательно изложил стратегию и тактику синдикалистов в России. Основной целью своей деятельности синдикалисты считали полное, всестороннее освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти и создание свободных профессиональных объединений трудящихся как главной и высшей формы их организации. Из всех видов борьбы синдикалисты признавали только непосредственную, прямую борьбу рабочих с капиталом, а также бойкот, стачки, уничтожение имущества (саботаж) и насилие над капиталистами.

К последователям индивидуалистического анархизма можно отнести махаевцев (махаевистов), высказывавших враждебное отношение к интеллигенции, власти и капиталу. Создателем и теоретиком учения был польский революционер Я. В. Махайский (он публиковался под псевдонимами А. Вольский, Махаев), а наиболее известным из его последователей был Е. И. Лозинский (Е. Устинов). Число представителей индивидуалистического анархизма было невелико. Зачастую их действия и концепции, опережавшие свое время, вызывали резкое неприятие и нелепые обвинения, которые порой стоили жизни их авторам.

Осенью 1905 г. в анархо-коммунизме оформилось движение анархистов-коммунистов (чернознаменцев). Организатором и идеологом чернознаменства в России был И. С. Гроссман (Рощин). Изданный им в Женеве в декабре 1905 г. единственный номер газеты "Черное Знамя" дал название целому направлению анархистов, в революции 1905—1907 гг. это течение анархической мысли играло одну из ведущих ролей. Наиболее сильные группы чернознаменцев действовали на северо-западе, и юге России (Белосток, Варшава Вильно, Екатеринослав, Одесса). Социальную базу течения составили отдельные представители интеллигентской богемы, люмпен-пролетарии и некоторые рабочие, занятые на маломощных, ремесленного типа предприятиях.

Своей главной задачей чернознаменцы считали создание широкого массового анархического движения, установление прочной связи со всеми направлениями анархизма. Чернознаменцы выступали за активные действия и в процессе теоретической борьбы с хлебовольцами обосновали следующую программу: "Постоянные партизанские выступления пролетарских масс, организация безработных для экспроприации жизненных припасов, массовый антибуржуазный террор и частные экспроприации".

В ходе боевых операций в конце 1905 г. чернознаменцы раскололись на две группировки: безмотивных террористов во главе с В. Лапидусом (Стригой) и анархистов-коммунистов. Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию "безмотивного антибуржуазного террора" путем индивидуальных покушений против представителей буржуазии не за какие-либо определенные проступки (донос, провокаторство и т. д.), а исключительно за принадлежность к классу "паразитов-эксплуататоров".

Подобную тактику действия чернознаменцы особенно рекомендовали рабочему классу, полагая, что путем таких акций можно обострить классовую борьбу против всех властвующих и угнетающих.

Уже в 1904—1905 гг. анархистский террор и экспроприации стали значительным явлением. Наряду с отдельными героическими эпизодами борьбы в движении все больше процветали убийства из удальства, грабежи с целью обогащения и наживы. Значительная часть анархистов предпринимала подобные акции по личной инициативе, не согласуя их с решениями организаций или съездов.

Частыми в годы первой революции были теракты, направленные против высших чинов администрации, полицейских и судебных органов. Российские анархисты не оставались равнодушными и к просьбам «коллег» из других стран, оказывая им поддержку в совершении терактов. Так, они участвовали в подготовке покушений на германского императора Вильгельма и некоторых высокопоставленных лиц Франции.

Кроме массы негативных "операций", в истории российского анархизма зафиксированы и несколько крупных боевых акций, имевших огромное воспитательное и практическое значение для всех сторонников анархии. Суть этих мероприятий состояла в том, что все средства, захваченные анархистами во время их проведения, пошли на поддержку товарищей, содержавшихся в тюрьмах, и их освобождение, на издание пропагандистской литературы.

Так, например, в ноябре 1906 г. в Одессе члены "Южно-Русской группы энархистов-синдикалистов" совместно с эсерами организовали ограбление местного отделения Санкт-Петербургского коммерческого банка На сумму 60 тыс. рублей. По взаимной договоренности анархисты получили половину денег и использовали их на выпуск программных произведений своего лидера — Новомирского и на издание газеты "Вольный рабочий".

В 1910—1913 гг. на волне общего революционного подъем отдельных городах страны создаются подпольные революционные кружки для изучения социалистической (в том числе и анархистской) литературы.

В 1915 г. анархистские организации имелись в восьми городах страны, в конце следующего года их насчитывалось уже 15 (в семи населенных пунктах). Было заметно, что анархисты нащупывали свои пути воздействия на массы, но их общее число, вероятно, едва достигало 250—300 человек.

Февральская революция 1917 г. принесла обновление и русскому анархизму. Вновь на арену политической борьбы вышли анархо-коммунисты, индивидуалисты и сторонники анархо-синдикализма. "Свои первые восторги,— писал известный анархист Г. Б. Сандомирский,— анархисты слили с народом, сбросившим с себя ярмо тирана. (Они) понесли свою проповедь социальной революции в массы, которых... справедливо желали предохранить от увлечения одной политической стороной сложившегося переворота".


Ссылки по теме
• Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года


CATALOG.METKA.RU

© Томская областная универсальная научная библиотека имени А.С

http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1780

Дубовик

11-07-2008 08:01:48

В.Кривенький это написал в начале 90-х. Очень много штампов советской исторической мифологии, много неточностей и ошибок. По большому счету, на эту статью советую не обращать внимания.

contrculturist

11-07-2008 09:45:33

Дубовик писал(а):В.Кривенький это написал в начале 90-х. Очень много штампов советской исторической мифологии, много неточностей и ошибок. По большому счету, на эту статью советую не обращать внимания.


Вовремя ты это написал. А то я было собирался её читать)))

АNARCHY®WORLD

23-09-2008 15:12:56

Евреи в русской революции

Из книги


Д. ШУБ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ» (1850-ых—1920-ых гг.)

ИЗДАНИЕ «НОВОГО ЖУРНАЛА»

Нью-Йорк 1969

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Евреи в русской революции

http://ldn-knigi.narod.ru/JUDAICA/ShubEvr.htm

Лапландец

17-11-2008 06:02:27

Spirit писал(а):Райх не анархист, а сексуальный революционер. То есть автор самого понятия - сексуальная революция...
:)


Райх был либертарным марксистом, связанным с Франкфуртской школой. Его политические позиции были вполне созвучны анархо-коммунизму, и поэтому, я думаю, его вполне можно считать анархистом. Дело ж не в названии...

Лапландец

17-11-2008 06:29:18

Spirit писал(а):Это анархиствующие ортодоксы, не более того... Ну, может тоже некоторый пример для мистиков от анархизма, или анархистов от мистики...


Нет. В том-то и дело, что нет.

Довольно большое число традиционных евреев в начале 20 века были сторонниками "обычного", интернационалистического анархизма, а не какой-то его особой национальной или религиозной версии. За редким исключением, они не стремились создать особое еврейское подразделение анархистов.

Однако эти люди были верующими людьми, и совмещали личную или семейную традицию с леворадикальными политическими позициями. Многие из них жили в еврейских сельскохозяйственных колониях Херсонской и Екатеринославской губерний, и примкнули к Махно. Как это ни парадоксально, светские идиш-анархисты порой более ярко проявляли свои культурные особенности, потому что верующие иудеи считали еврейство религией, а не этнической культурой.

Другое дело, что среди еврейских анархистов и анархиствующих евреев того времени встречались люди с блестящим раввинским образованием, которые занимались исследованием связей между еврейскими общинными традициями, хасидизмом, Каббалой, традиционной иудейской философией и анархизмом.

С другой стороны, ряд еврейских анархистов, настроенных в целом резко против религии, отмечают наличие некоторых анархических элементов в традиционных еврейских общинах. Как и другие религиозные общины, противопоставленные государственной религии (староверы, анабаптисты, гностики, некоторые суфийские ордена), многие еврейские общины строились на основах добровольных соглашений и взаимопомощи.

Лично мне кажется, что и светское неверие эпохи Просвещения, и организованная массовая религия, безнадежно устарели. Многие современные анархисты интересуются религией и мистикой, но, по понятным причинам, не переваривают существующий религиозный истеблишмент.

Я думаю, в будущем анархическом обществе установится здоровый баланс между традицией и обновлением, телом и духом, мистикой и разумом.

Herz

17-11-2008 06:48:44

Л.Н. Толстой принимал у себя дома евреев анархистов, о чём писал в дневниках.

Если вы почитаете Шолом Алейхема, то увидите, как зарождался большевизм в еврейских местечках, именно оттуда и пошли идеи анархо-коммунизма и вслед просто коммунизма, потому что евреи переписывались и ездили в германию, где Марксисты и сам Маркс выдумывали теории. По картинам Марка Шагала можно учить историю.

Herz

17-11-2008 06:55:11

Spirit писал(а):Другое дело для полноты картины нужно быть анархистом в своей среде, потому и интересно, есть ли анархисты в самом Израиле...


Есть, они там заборы ломают, где то есть сайт там видео акций и т.п. Самое интересное, что они вооружены и опасны.

Лапландец

17-11-2008 07:28:38

Дубовик писал(а):Анархисты, которые вели деятельность среди еврейского населения стран Европы и Америки, называли себя идиш-анархистами. Тем самым подчеркивая, что они не националисты ("анархо-сионисты") и не еврейские анархисты, а лишь используют тот язык, на котором разговаривают вокруг них, т.е. идиш.


Не совсем так. Исаак (Ицхок-Нахмен) Штейнберг, известный русский революционер и левый эсер, впоследствии вставший на позиции анархо-синдикализма, был лидером еврейских территориалистов, и выступал за создание компактных еврейских поселений в малонаселенных районах Австралии, Суринама и Анголы. По замыслу Штейнберга, в этих поселениях сохранялась бы естественным образом еврейская культура.

Довольно многие еврейские анархисты поддерживали эту идею. Сам Штейнберг называл себя "левым народником", а не анархистом, потому что анархизм, по его мнению, является внутренним двигателем и духом революции, и не сводится к конкретной идеологии.

Разумеется, ни о каком "национал-анархизме" или особом "еврейском анархизме" речь не шла. Штейберг - кстати, ортодоксальный еврей - был твердым интернационалистом и противником политического сионизма, хотя он не возражал против развития сети совместных арабо-еврейских поселений в Палестине. Он иногда использует в своих эссе идеи из иудаизма и мистического анархизма Густава Ландауера, но толкует их почти всегда в общечеловеческом ключе.

Эрих Фромм, с которым Штейнберг подружился во время учебы в Гейдельбергском университете, активно поддерживал движение еврейских территориалистов. Любопытно, что они оба учились у хасидского раввина-хабадника Шлойме-Боруха (по другим сведениям, Шмуэл-Боруха или Шнеер-Залмена) Рабинкова, мистического социалиста-утописта и радикального гуманиста. К сожалению, это хасидское движение, порожившее в первой половине 20 века ряд прогрессивных мыслителей, впоследствии заразилось сионизмом и ультраправыми идеями.

Как видно из работ самих идиш-анархистов и еврейской анархической прессы, сами себя они называли именно еврейскими анархистами, по аналогии с русскими, испанскими и т.д. Это словосочетание никоим образом не ассоциировалось с национализмом или культурной изоляцией. Собственно, в работах на еврейском языке я вроде бы ни разу не сталкивался с термином "идиш-анархизм". По-моему, его придумали позже историки. Многие еврейские анархисты были активистами этнической культуры, что не мешало им быть интернационалистами. Немногие были религиозными, но почти все так или иначе ссылаются в своих работах на библейские или талмудические сюжеты, в качестве близкого к читателю культурного наследия.

Вот неполный список еврейских (идишских) анархических книг и периодических изданий (правда, в этот список затесалось довольно много не связанной прямо с анархизмом художественной литературы):

http://dwardmac.pitzer.edu/Anarchist_Archives/yiddishbiblio.html

Тут есть переводы Реклю, Прудона, Бакунина, Кропоткина, Малатесты, Генри Торро, Толстого, Макса Нордау и других классиков. Есть и пара работ "анархо-сионистов", но они считались большинством еврейских анархистов маргинальными и часто критиковались.

Лапландец

17-11-2008 07:37:43

Herz писал(а):Есть, они там заборы ломают, где то есть сайт там видео акций и т.п. Самое интересное, что они вооружены и опасны.


http://www.awalls.org/

Лапландец

17-11-2008 08:20:18

Herz писал(а):Если вы почитаете Шолом Алейхема, то увидите, как зарождался большевизм в еврейских местечках, именно оттуда и пошли идеи анархо-коммунизма и вслед просто коммунизма


Э-э... Если мне память не изменяет, анархо-коммунизм зародился еще в каменном веке.

Хотя, при наличии богатой фантазии можно предположить, что в то время уже были еврейские местечки. :D

Goren

17-11-2008 08:31:33

Лапландец писал(а):http://www.awalls.org/


Я тут встретился с несколькими активистами AATW. Впечатление такое, что для них это просто спектакль такой и они сами не понимают, что делают и для чего. Вот, мол, мы делаем такие-то и такие-то акции, так-то и так-то контактируем с палестинцами, есть такие-то проблемы, репрессии, итп. Спрашиваешь, чего именно они хотят добиться в конечном итоге - уходят от темы. Вроде как сами не понимают своих целей. Что толку в таком активизме ради активизма? Я скорее поверю в анархизм каких-нибудь поселенцев из ортодоксов...

Лапландец

17-11-2008 17:20:04

Goren писал(а):Я тут встретился с несколькими активистами AATW. Впечатление такое, что для них это просто спектакль такой и они сами не понимают, что делают и для чего. Вот, мол, мы делаем такие-то и такие-то акции, так-то и так-то контактируем с палестинцами, есть такие-то проблемы, репрессии, итп. Спрашиваешь, чего именно они хотят добиться в конечном итоге - уходят от темы. Вроде как сами не понимают своих целей. Что толку в таком активизме ради активизма? Я скорее поверю в анархизм каких-нибудь поселенцев из ортодоксов...


Есть разные. Некоторые - вполне серьезные, некоторые - примкнувшие к ним любители безмотивных протестов.

А поселенцы - в основном крайне правые националисты. Ортодоксальные антисионисты принципиально не живут в местах, на которые претендуют палестинцы, и они выступают против только одного государства: Израиля. Впрочем, некоторые их претензии вполне совпадают с леворадикальными.

aka ankaz

17-11-2008 22:20:00

станешь тут националистом когда тебе регулярно обещают вырезать до седьмого колена или в море сбросить... разные люди есть среди поселенцев. многие как раз близки к анархии.

Goren

17-11-2008 22:43:45

'Лапландец писал(а):Есть разные. Некоторые - вполне серьезные, некоторые - примкнувшие к ним любители безмотивных протестов.

Ты понимаешь, я не вижу за их протестами какой-то конструктивной цели. То есть, главный вопрос всякой революции - у них так и не отвечен. А без этого вся деятельность довольно-таки бессмысленна.

Леон Чёрный

18-11-2008 08:12:19

Goren писал(а): А без этого вся деятельность довольно-таки бессмысленна.

Я это называю краеведчеством. Сказать, чтоб уже совсем бессмысленность тож вроде нельзя. Всёж таки народу много толпилось и толпиться. Много чего интересного есть, но и совсем в это погружаться - лишнего...

Goren

18-11-2008 09:28:13

На рок-фестивалях или на футболе толпится куда больше народу. И? Если это на уровне потусоваться-развлечься-одеть цивильный костюм и уйти на работу - однохйственно толку не будет, будь хоть миллион активистов.

Леон Чёрный

18-11-2008 09:31:56

Ну дык, эт пож-ста к местным краеведам:) Огласить список? Или не соваться жуком в муравейник????:D:D

Goren

18-11-2008 09:39:14

Отчего ж, огласи. Пусть будет.

Леон Чёрный

18-11-2008 09:41:27

КРАС ( во всех ипостасях:) ), РКАС, анархо-националисты, коллективисты, РРА - слушай - да их много:):D

Goren

18-11-2008 09:43:02

Ну что ты, скажи уж прямо - все кроме нас. Так хотя бы искренне будет %)

Леон Чёрный

18-11-2008 09:53:09

Стоп - совмещение мысли и действия есть не только у нас. Но именно АДА ( для некоторых анархистов) помогает это осуществить. Краеведы же говорят одно, думают о другом, а делают третье. Причём каждое поотдельности ( думанье, деланье и говоренье) не лишено смысла, но всё вместе...

Goren

18-11-2008 10:01:16

'Леон Чёрный писал(а):Стоп - совмещение мысли и действия есть не только у нас.

Есть много у кого. Но, как правило, равнодействующая оказывается не в анархическую сторону.